Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.
Отдаленные результаты оперативных вмешательств у больных слюннокаменной болезнью и протоковыми деформациями околоушной слюнной железы
Журнал: Стоматология. 2018;97(2): 49‑51
Прочитано: 837 раз
Как цитировать:
На долю болезней слюнных желез (СЖ) приходится 2,3—5,2% обращений всех пациентов стоматологического профиля [1—3]. Наиболее часто (до 70% случаев) встречается слюннокаменная болезнь (СКБ), которая возникает на фоне врожденных изменений: кистоподобное поражение протоков по типу «мегастенона» как вне-, так и внутрижелезистой их частей (эктазия), в сочетании с отдельными участками резкого уменьшения их диаметра (стриктура) [5]. Эти изменения длительное время могут протекать бессимптомно, однако в итоге приводят к развитию протокового сиалоаденита (сиалодохита) с последующим образованием слюнного камня [4].
Чаще (95% случаев) поражается поднижнечелюстная СЖ, реже — околоушная (5% случаев).
Обострения хронического сиаладенита на фоне выраженных врожденных изменений протоков околоушных слюнных желез (ОУСЖ) возникают часто — до 5—8 раз в год, плохо поддаются консервативной терапии, а в ряде случаев приводят к развитию абсцессов и флегмон околоушно-жевательной области, что требует неоднократного экстренного вмешательства в условиях специализированного стационара.
В итоге может наступить момент, когда методы консервативного лечения не приносят адекватных клинических результатов и встает вопрос о хирургическом лечении.
В настоящее время детально разработаны методы хирургического лечения больных с СКБ и протоковыми деформациями ОУСЖ [6, 7]. Однако сведения о динамическом наблюдении за пациентами в отдаленном периоде (более 5 лет) после указанных оперативных вмешательств отсутствуют, что и послужило основанием для проведения настоящей работы.
С целью динамического послеоперационного контроля обследовали 16 пациентов (3 мужчин и 13 женщин), ранее оперированных по поводу СКБ и протоковых деформаций (выраженные эктазии или стриктуры) ОУСЖ.
При контрольном осмотре обращали внимание на особенности анамнеза, наличие жалоб, состояние тканей в области ОУСЖ, консистенцию СЖ, наличие уплотнений в области СЖ и боли, состояние слизистой оболочки полости рта, выделение секрета из околоушного протока.
В зависимости от ранее проведенных оперативных вмешательств пациентов разделили на следующие группы.
1-я группа — отдаленные клинические результаты после удаления конкрементов из околоушного протока внутриротовым доступом. Всего провели 5 таких операций. Показаниями к операции считали:
— локализацию конкремента в передней трети околоушного протока;
— локализацию конкремента в любом отделе околоушного протока, не имеющего стриктур, если он свободно перемещался в переднюю треть протока;
— отсутствие выраженных изменений протоковой системы всей ОУСЖ.
В результате динамического наблюдения нам удалось обследовать 4 (80%) пациентов, оперированных данным методом. Минимальный срок наблюдения — 5 лет, максимальный — 8 лет.
Обследованные жалоб не предъявляли, симптома «слюнной колики» не было, при пальпации ОУСЖ были нормальной консистенции, безболезненные. При массировании из околоушного протока выделялась прозрачная слюна в достаточном количестве.
2-я группа — отдаленные клинические результаты после удаления конкрементов из ОУСЖ наружным доступом. Ранее мы оперировали 10 больных с целью удаления конкремента из ОУСЖ наружным доступом, и при необходимости — в сочетании с реконструктивно-восстановительными операциями на протоках. К данному вмешательству считали:
1) абсолютными показаниями:
— локализацию конкремента в средней и задней третях околоушного протока при отсутствии его передвижения в переднюю треть протока;
— наличие изменений протоковой системы СЖ: расширение или стриктура околоушного протока перед камнем;
2) относительные показания: неудачные попытки удаления конкремента внутриротовым доступом в анамнезе.
В результате динамического наблюдения нам удалось провести контрольный осмотр 5 (50%) пациентов. Остальные пациенты сообщили по телефону об отсутствии жалоб. Минимальный срок наблюдения составил 6 лет, максимальный — 8 лет.
При контрольном осмотре пациенты жалоб не предъявляли, симптома «слюнной колики» не отмечалось. При внешнем осмотре послеоперационный рубец был малозаметным. При пальпации ОУСЖ была нормальной консистенции, безболезненная. Из околоушного протока выделялась прозрачная слюна в достаточном количестве.
3-я группа — отдаленные клинические результаты после операции погашения функции ОУСЖ у больных с СКБ.
Погашение функции ОУСЖ в случае СКБ провели у 5 больных. Показаниями к выбору данного метода оперативного вмешательства считали:
— выраженные деформации протоковой системы СЖ с наличием множественных эктазий и стриктур;
— наличие в анамнезе случаев неоднократного обострения хронического паротита, которые приводили к развитию флегмон околоушно-жевательной области, требующих стационарного лечения.
Динамическое наблюдение провели в отдаленный период у 2 пациентов (40% всех больных, оперированных данным методом). Срок наблюдения составил 6 лет. Остальные больные (2) сообщили по телефону об отсутствии жалоб. С одной больной связаться не удалось из-за смены места жительства.
При контрольном осмотре пациенты жалоб не предъявляли, симптома «слюнной колики» не было. При внешнем осмотре послеоперационный рубец был малозаметен. При пальпации ОУСЖ были нормальной консистенции, безболезненные. Из околоушного протока при массировании железы отделяемого не получили.
4-я группа — отдаленные клинические результаты оперативных вмешательств у больных с выраженными изменениями протоков ОУСЖ без наличия конкремента: оперативные вмешательства применялись для погашения секреторной функции ОУСЖ.
Всего провели 10 операций погашения функции ОУСЖ.
Абсолютные показания к операции:
— выраженные изменения протоков ОУСЖ — эктазии и (или) стриктуры, приводящие к частому развитию обострений и не поддающиеся консервативному лечению;
— обострение хронического паротита, в связи с чем неоднократно производились наружные разрезы по поводу флегмоны околоушно-жевательной области.
Относительные показания — желание больного получить гарантию избавления от частых обострений паротита в дальнейшем.
Операцию проводили по следующей методике.
Под общим обезболиванием в проток ОУСЖ водили слюнной зонд. После гидропрепарации тканей околоушно-жевательной области 0,5% раствором лидокаина гидрохлорида (20 мл) с 0,1% раствором адреналина гидрохлорида (0,5 мл) производили разрез по методу Г.П. Ковтуновича, который в случае необходимости дополняли разрезом по методу А.В. Клементова. Рассекали околоушно-жевательную фасцию и паренхиму железы над протоком. Выделяли околоушный проток до места его вхождения в окологлоточное пространство, а также протоки, в него впадающие. Проток рассекали на всем протяжении, после чего выполняли санацию железы и протока путем промывания растворами антисептиков. Далее перевязывали протоки 1-го порядка, впадающие в основной проток. Околоушный проток перевязывали путем вворачивания его стенок внутрь в виде дубликатуры. Производили тщательное ушивание паренхимы, околоушно-жевательной фасции. Кожный лоскут фиксировали непрерывным внутрикожным швом. Рану дренировали на сутки.
В послеоперационном периоде накладывали давящую повязку на околоушную область и назначали медикаментозную терапию, направленную на снижение секреторной функции железы — 0,1% Sol. Atropini sulf. — 8 капель за 30 мин до еды в течение 7 сут.
После данной операции больные отмечали незначительное чувство распирания в области ОУСЖ, которое полностью исчезало в течение 7—10 сут.
Динамическое наблюдение после операции провели у 5 (50%) больных. Остальные пациенты по телефону сообщили об отсутствии обострений за весь период наблюдения. Срок наблюдения составил 5—6 лет.
При контрольном осмотре пациенты жалоб не предъявляли, симптома «слюнной колики» не было. При внешнем осмотре послеоперационный рубец был малозаметен. При пальпации ОУСЖ была нормальной консистенции, безболезненная. При массировании железы отделяемого из околоушного протока не получили.
Приводим клинический пример.
Больная К., 50 лет, 6 лет назад обратилась с жалобами на частые периодические болезненные припухания во время еды в области правой ОУСЖ. Из анамнеза: считает себя больной с 2007 г., когда во время еды впервые почувствовала появление припухлости в правой околоушно-жевательной области. Припухлость не проходила, появились боль и повышение температуры. Больная по экстренным показаниям была госпитализирована. Произведено вскрытие флегмоны правой околоушно-жевательной области (рис. 1—5). 




Поставлен диагноз: хронический паренхиматозный паротит III стадии.
Для прекращения обострений и по согласию больной выполнена операция погашения функции правой ОУСЖ (рис. 3) с перевязкой всех крупных протоков железы.
При контрольном осмотре через 1 год и 3 мес (рис. 4), а затем — через 6 лет (рис. 5) жалоб не предъявляла. Обострений паротита за весь период наблюдения не было. Чувствовала себя комфортно. Из правого околоушного протока слюна не выделялась.
Таким образом, при анализе клинической картины в отдаленные сроки после реконструктивно-пластических операций по поводу СКБ и протоковых деформаций ОУСЖ можно заключить, что повторных обострений паротита или рецидива камнеобразования не наблюдалось в 100% случаев. Использование разработанных методов оперативного лечения приводило к исчезновению клинических проявлений заболевания.
Операция погашения функции ОУСЖ является безопасной альтернативой в случаях, когда консервативная терапия не приносит положительных результатов.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
*Тел.: +7(903)159-3325
Подтверждение e-mail
На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.
Подтверждение e-mail
Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.