Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Скрипкина Г.И.

Омский государственный медицинский университет, Омск, Россия

Гарифуллина А.Ж.

Омский государственный медицинский университет, Омск, Россия

Диспансеризация как основной клинический подход к профилактике кариеса зубов у детей

Авторы:

Скрипкина Г.И., Гарифуллина А.Ж.

Подробнее об авторах

Журнал: Стоматология. 2015;94(5): 64‑66

Просмотров: 1392

Загрузок: 42


Как цитировать:

Скрипкина Г.И., Гарифуллина А.Ж. Диспансеризация как основной клинический подход к профилактике кариеса зубов у детей. Стоматология. 2015;94(5):64‑66.
Skripkina GI, Garifullina AZh. Serial clinical examinations as the main approach to dental caries prevention in children. Stomatology. 2015;94(5):64‑66. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/stomat201594564-66

Рекомендуем статьи по данной теме:
Эн­до­ти­пы хро­ни­чес­ко­го ри­но­си­ну­си­та у де­тей. Рос­сий­ская ри­но­ло­гия. 2024;(2):82-88
Ро­бот-ас­сис­ти­ро­ван­ная фун­доп­ли­ка­ция по Нис­се­ну у ре­бен­ка с гас­тро­эзо­фа­ге­аль­ным реф­люк­сом. Эн­дос­ко­пи­чес­кая хи­рур­гия. 2024;(3):41-47
Фак­то­ры рис­ка раз­ви­тия же­ле­зо­де­фи­цит­ной ане­мии у мла­ден­цев: пи­лот­ное ис­сле­до­ва­ние. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(6):53-59
Ме­то­ды эко­но­ми­чес­кой оцен­ки эф­фек­тив­нос­ти ле­че­ния эн­до­вас­ку­ляр­но­го зак­ры­тия от­кры­то­го оваль­но­го ок­на для вто­рич­ной про­фи­лак­ти­ки крип­то­ген­но­го ин­суль­та. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(6):105-110
Ис­кусствен­ный ин­тел­лект в дер­ма­то­ло­гии: воз­мож­нос­ти и пер­спек­ти­вы. Кли­ни­чес­кая дер­ма­то­ло­гия и ве­не­ро­ло­гия. 2024;(3):246-252
Се­ро­во­до­род­ная баль­не­оте­ра­пия в ком­плексном са­на­тор­но-ку­рор­тном ле­че­нии пос­ле­ожо­го­вых руб­цов у де­тей. Воп­ро­сы ку­рор­то­ло­гии, фи­зи­оте­ра­пии и ле­чеб­ной фи­зи­чес­кой куль­ту­ры. 2024;(3):32-40
Эн­до­мет­ри­оз и по­ро­ки раз­ви­тия по­ло­вых ор­га­нов у де­тей и под­рос­тков. Что об­ще­го?. Проб­ле­мы реп­ро­дук­ции. 2024;(3):14-22
На­чаль­ный опыт ла­па­рос­ко­пи­чес­ких неф­рэк­то­мий и ре­зек­ций по­чек у де­тей. Хи­рур­гия. Жур­нал им. Н.И. Пи­ро­го­ва. 2024;(7):61-72
Эф­фек­тив­ность ин­тен­сив­ной те­ра­пии мас­сив­ной ин­тра­опе­ра­ци­он­ной кро­во­по­те­ри у де­тей: опыт Мо­ро­зов­ской боль­ни­цы. Хи­рур­гия. Жур­нал им. Н.И. Пи­ро­го­ва. 2024;(7):103-110
Пос­тко­вид­ный син­дром у де­тей: осо­бен­нос­ти па­то­фи­зи­оло­гии, ди­аг­нос­ти­ки и те­ра­пии. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(7):94-100

Диспансеризация — метод медико-санитарного обслуживания населения, включающий в себя необходимый комплекс оздоровительных социально-гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья, повышение трудоспособности, предупреждение заболеваний, снижение заболеваемости, увеличение активного творческого долголетия населения [1]. До настоящего времени не утратили актуальности приказ № 770 от 20.08.86 Министерства здравоохранения СССР «О порядке проведения всеобщей диспансеризации населения» и многочисленные приказы и резолюции законодательных и исполнительных органов власти, которые, по нашему мнению, нуждаются в основательной переработке с учетом новых приоритетов практического здравоохранения в условиях страховой медицины [3—6].

Главными научными и организационными предпосылками к диспансеризации у стоматолога всего детского населения России являются прежде всего высокая распространенность и интенсивность у детей всех возрастов стоматологических заболеваний и в первую очередь — кариеса. Важный фактор, объясняющий целесообразность диспансеризации детского населения у стоматолога, — хроническое течение большинства стоматологических заболеваний.

Плановая санация полости рта (ПР) предусматривает лечение кариеса зубов у детей, посещающих дошкольные и школьные учреждения, для чего нужна развитая школьная стоматология. К сожалению, во многих регионах России она не сохранена, поэтому говорить о профилактической направленности отечественной стоматологии не приходится.

Высокая эффективность плановой санации доказана давно, еще в Советском Союзе, на примере диспансеризации у стоматолога детского населения в республиках Прибалтики. Ввиду большого значения профилактической плановой санации полости рта для воспитания здорового подрастающего поколения от организаторов практического здравоохранения требуется проведение ее в таком же режиме, как и вакцинации населения. Для этого нужны соответствующие нормативные законодательные меры.

Т.Ф. Виноградовой было сформулировано понятие о степени активности кариеса и выдвинута рабочая гипотеза о кратности санации ПР у детей школьного возраста, исходя из активности течения кариеса [1]. Результаты такой санации ПР дали высокий медицинский и экономический эффект в Советском Союзе.

В результате многолетнего исследования и динамического наблюдения за кариесрезистентными детьми дошкольного и школьного возраста [7] нами доказана необходимость в выделении отдельной группы детей с нулевой степенью активности кариеса зубов, принадлежность к которой определяется по результатам комплексного клинико-лабораторного обследования. Комплексное клинико-лабораторное обследование необходимо для определения степени риска развития кариеса зубов у того либо иного кариесрезистентного индивида и должно предусматривать использование клинических и лабораторных методов обследования. Степень риска предлагаем устанавливать с помощью программы для ЭВМ «Стоп-кариес» для разных возрастных групп детского населения [8—10]. При низкой степени риска развития кариеса ребенка необходимо осматривать у стоматолога 1 раз в год без проведения дополнительных профессиональных кариеспрофилактических мероприятий. Чтобы сохранить кариесрезистентность, достаточно обучить ребенка навыкам рациональной гигиены П.Р. При среднем и высоком риске необходимо проведение 2 раза в календарном году профессиональных профилактических мероприятий с целью сохранения состояния кариесрезистентности[7].

Из вышесказанного следует, что для оптимизации мероприятий в рамках плановой профилактической санации ПР у детей мы рекомендуем в ранее разработанные практические рекомендации внести дополнения следующего порядка:

— кариесрезистентных детей (нулевая степень активности кариеса зубов) с низкой степенью риска развития кариеса зубов необходимо осматривать у стоматолога 1 раз в год для обучения гигиене ПР и контроля за ней;

— кариесрезистентных детей (нулевая степень активности кариеса зубов) со средней и высокой степенью риска развития кариеса необходимо осматривать у стоматолога 2 раза в год для проведения профессиональных кариеспрофилактических мероприятий;

— детей с I степенью активности кариеса следует осматривать и санировать у стоматолога 1 раз в год;

— детей со II степенью активности кариеса надо осматривать и санировать у стоматолога 2 раза в год;

— детей с III степенью активности кариеса необходимо осматривать и санировать у стоматолога 3 раза в год.

Таким образом, выделяется 5 диспансерных групп детей для проведения плановой профилактической санации ПР.

Для внедрения на местах предложенных нами разработок и практических рекомендаций по диспансеризации детского населения у стоматолога необходимо выполнить несколько условий:

— наличие программ для ЭВМ, рассчитанных на донозологическое прогнозирование кариеса зубов у детей в диспансерные сроки наблюдения (6—7; 12; 15 лет); такие программы созданы и носят название «Стоп-кариес» [8—10];

— наличие в регионе многопрофильной стоматологической клиники со школьной стоматологической службой; стоматологическая клиника должна располагать клинической лабораторией, на базе которой можно определять физико-химические параметры ротовой жидкости;

— заинтересованность практического здравоохранения в проведении диспансеризации детского населения у стоматолога на местах в условиях одноканального финансирования стоматологической службы; выполнение данного условия возможно при наличии региональной программы профилактики стоматологических заболеваний у детей, в которой была бы пересмотрена система оценки труда школьного стоматолога-профилактолога; оценку труда стоматолога профилактического отделения необходимо осуществлять не по числу пломб, а по показателям снижения прироста кариеса у детей в конкретной школе или детском саду; только тогда возможно заинтересовать школьного стоматолога в проведении не только плановой санации, но и индивидуальных либо групповых профилактических мероприятий; сегодня существует проблема взаимоотношений между школьной стоматологической службой и руководством средних общеобразовательных учреждений, на базе которых расположены кабинеты профилактики; проблема возникла из-за несовершенства нормативной базы, в которой присутствие школьного стоматолога в средних общеобразовательных учреждениях носит лишь рекомендательный характер; при наличии региональной программы профилактики стоматологических заболеваний у детей это противоречие нивелируется, а школьная стоматологическая служба получит реальную возможность внедрять на местах региональную программу профилактики в контексте этапной диспансеризации детского населения.

При выполнении перечисленных условий возможно внедрение предложенных разработок и практических рекомендаций в школьную стоматологическую службу, в результате чего можно ожидать снижения заболеваемости детей кариесом по показателям его интенсивности и распространенности и рассчитывать на экономический эффект. По нашим подсчетам, ежегодный экономический эффект от внедрения программ для ЭВМ «Стоп-кариес» в Омском регионе составит 10,5 млн руб. в рамках денежных средств, выделяемых для обязательного медицинского страхования (ОМС).

К сожалению, усилия современной стоматологической службы направлены на ликвидацию последствий кариозного процесса — пломбирование кариозной полости. Пора уже заняться предупреждением развития кариозного процесса, используя индивидуализированный подход к решению данной проблемы на уровне прогнозирования кариеса в детском возрасте. Это повысит эффективность профилактических мероприятий и сэкономит государственные средства, выделяемые в рамках ОМС на стоматологию детского возраста.

Чтобы решить проблему обеспеченности кадрами центров профилактической стоматологии и отделений профилактики, необходимо целенаправленно готовить таких специалистов. Важно обучать не только квалифицированных врачей-гигиенистов, но и врачей для клинической лабораторной диагностики, рассчитанной на прогнозирование стоматологических заболеваний и в первую очередь — у детей. Сегодня мы имеем на вооружении приказ Министерства здравоохранения и соцразвития РФ от 11.03.08 № 112н. [4], в котором определены основные и дополнительные специальности специалистов с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения Р.Ф. Одна из основных специальностей высшего стоматологического образования — «клиническая лабораторная диагностика». Таких специалистов готовит система послевузовского образования для работы в клинических лабораториях при головных стоматологических поликлиниках, базирующихся на научных разработках вузов стоматологического профиля. Это созвучно с концепцией основных направлений развития стоматологии в нашей стране, сформулированной В.К. Леонтьевым и соавт. [2]. Согласно ей и с учетом алгоритма развития кариеса зубов предлагается рассмотреть общую схему формирования специализированных, узкоспециализированных и вспомогательных разделов стоматологии, для чего предлагается использовать метод вертикальной декомпозиции в системе стоматологии и стоматологической службы на уровнях «этиологический фактор» и «условия, благоприятствующие действию этиологического фактора». Актуально введение в структуру практической стоматологии разделов массовой профилактики и профессиональной профилактики основных стоматологических заболеваний с отделами эпидемиологии, массовой, групповой, индивидуальной первичной профилактики и профессиональной первичной профилактики. Предлагаемый системный подход может решить основную проблему современной стоматологии — улучшение стоматологического здоровья населения.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.