Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Аршинова В.В.

ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова» Минобрнауки России

Алексеенко А.О.

ГБУЗ города Москвы «Городская поликлиника №52 Департамента здравоохранения города Москвы»

Аршинов А.С.

ФГБУ «Федеральное бюро медико-социальной экспертизы» Минтруда России

Опыт медицинских специалистов наркологической службы по профилактике потребления психоактивных веществ среди подростков и молодежи

Авторы:

Аршинова В.В., Алексеенко А.О., Аршинов А.С.

Подробнее об авторах

Просмотров: 91

Загрузок: 0


Как цитировать:

Аршинова В.В., Алексеенко А.О., Аршинов А.С. Опыт медицинских специалистов наркологической службы по профилактике потребления психоактивных веществ среди подростков и молодежи. Профилактическая медицина. 2025;28(5):62‑68.
Arshinova VV, Alekseyenko AO, Arshinov AS. The experience of the narcological service medical specialists in the prevention of substance use among adolescents and youth. Russian Journal of Preventive Medicine. 2025;28(5):62‑68. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/profmed20252805162

Рекомендуем статьи по данной теме:
Фак­то­ры, ас­со­ци­иро­ван­ные с рис­ком на­ру­ше­ний пи­ще­во­го по­ве­де­ния у под­рос­тков. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(6):60-67
Со­вер­шенство­ва­ние оцен­ки фи­зи­чес­ко­го раз­ви­тия при про­фи­лак­ти­чес­ких ос­мот­рах школь­ни­ков: ре­ги­ональ­ный опыт. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(6):74-78
Ме­то­ды эко­но­ми­чес­кой оцен­ки эф­фек­тив­нос­ти ле­че­ния эн­до­вас­ку­ляр­но­го зак­ры­тия от­кры­то­го оваль­но­го ок­на для вто­рич­ной про­фи­лак­ти­ки крип­то­ген­но­го ин­суль­та. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(6):105-110
Ис­кусствен­ный ин­тел­лект в дер­ма­то­ло­гии: воз­мож­нос­ти и пер­спек­ти­вы. Кли­ни­чес­кая дер­ма­то­ло­гия и ве­не­ро­ло­гия. 2024;(3):246-252
Лич­нос­тная тре­вож­ность, си­ту­атив­ная тре­во­га, сим­пто­мы ин­сом­нии и их вли­яние на днев­ное фун­кци­они­ро­ва­ние у де­во­чек-под­рос­тков. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Спец­вы­пус­ки. 2024;(5-2):66-71
Фи­зи­чес­кие ме­то­ды кор­рек­ции ар­те­ри­аль­ной ги­пер­тен­зии: сов­ре­мен­ные пред­став­ле­ния. (Об­зор ли­те­ра­ту­ры). Воп­ро­сы ку­рор­то­ло­гии, фи­зи­оте­ра­пии и ле­чеб­ной фи­зи­чес­кой куль­ту­ры. 2024;(3):41-47
Эн­до­мет­ри­оз и по­ро­ки раз­ви­тия по­ло­вых ор­га­нов у де­тей и под­рос­тков. Что об­ще­го?. Проб­ле­мы реп­ро­дук­ции. 2024;(3):14-22
О но­вых воз­мож­нос­тях оп­ти­ми­за­ции пос­то­пе­ра­ци­он­но­го пе­ри­ода при тон­зил­лэк­то­мии. Вес­тник ото­ри­но­ла­рин­го­ло­гии. 2024;(4):14-19
Раз­ра­бот­ка и ис­сле­до­ва­ние бе­зо­пас­нос­ти сплин­та для сред­ней но­со­вой ра­ко­ви­ны, из­го­тов­лен­но­го с ис­поль­зо­ва­ни­ем 3D-пе­ча­ти. Вес­тник ото­ри­но­ла­рин­го­ло­гии. 2024;(4):30-36
Ва­ли­да­ция ме­то­да оп­ре­де­ле­ния воз­рас­та со­вер­шен­но­ле­тия по ин­дек­су зре­лос­ти третье­го мо­ля­ра на вы­бор­ке на­се­ле­ния г. Уфы. Су­деб­но-ме­ди­цин­ская эк­спер­ти­за. 2024;(4):42-46

Введение

Эффективная национальная система антинаркотической профилактики у подростков и молодежи, представленная в Международных стандартах по профилактике употребления наркотиков [1], должна быть основана на научных подходах и результатах оценки ее функционирования. Исследования показывают, что структурированными подходами к выявлению признаков, вызванных употреблением психоактивных веществ, являются скрининг и краткосрочное вмешательство, которые определяют экономическую эффективность всей профилактической системы [2]. Во исполнение приказа Минздрава России от 06.10.2014 №581н1 и приказа Минпросвещения России от 20.02.2020 №592 в 2021 г. число учеников, участвовавших в профилактических медицинских осмотрах (ПМО), увеличилось и составило 843 922, что на 51,8% больше, чем в 2020 г. [3]. В Москве численность обучающихся, прошедших ПМО в 2022 г., составила 112 498, что на 6,9% (103 529) больше, чем в 2021 г. [4].

Исследователи В.В. Киржанова и соавт. пришли к выводу, что особую роль в предупреждении наркологических заболеваний играют медицинские специалисты, работающие в области профилактики зависимого поведения у подростков и молодежи [3]. Проблемы, возникающие у специалистов при проведении ПМО, считают Т.В. Клименко и А.А. Козлов [5, 6], влияют не только на качество и эффективность профилактических мер, но и на последующий порядок оказания медико-социальной помощи. Каждый медицинский специалист, работающий в области профилактики зависимого поведения, ежедневно сталкивается с трудностями разного характера [7]. Поэтому так важно изучать междисциплинарный характер медицинской профилактики зависимого поведения у подростков и молодежи.

Особенностью проводимого нами пилотного исследования стал анализ опыта работы медицинских специалистов по применению нормативно-правовых актов, обеспечивающих порядок проведения ПМО обучающихся (школ, колледжей и вузов). В основу разработки вопросов анкеты и проведения глубинного интервью положены исследования И.Л. Кром и соавт. [8]. Этот метод, как считают S. Estey и соавт. [2], позволяет сделать акцент на опыте респондента, помочь выявить комплексное мнение специалиста здравоохранения по разным вопросам. Исследование клинического опыта особенно важно при изучении проблем в процессе интервьюирования медицинских специалистов, занимающихся ранним выявлением незаконного употребления наркотических средств и психотропных веществ подростками и молодежью.

Цель исследования — определить проблемы, с которыми сталкиваются медицинские специалисты наркологической службы, на основе их личного опыта профессиональной деятельности и сформулировать предложения по повышению качества востребованных профилактических медицинских услуг.

Материалы и методы

Выполнен анализ опыта применения на практике приказа Минздрава России от 06.10.2014 №581н на предмет определения проблем, стоящих перед специалистами, и которые необходимо решить для повышения качества медицинских профилактических услуг.

Выявленная в результате анализа основная проблема — отсутствие стандартизации информационно-разъяснительной беседы в рамках проведения ПМО, включена для обсуждения специалистами-профессионалами в программу их глубинного интервьюирования путем соответствующей направленности вопросов. Ответы специалистов позволили обобщить их опыт и сделать определенные выводы о путях решения этой проблемы, дальнейшего совершенствования организации проведения и повышения эффективности ПМО.

Разработанная программа интервьюирования (анкета) включала в себя 19 вопросов, структурированных по трем частям. Вступительная часть интервью содержала вопросы (1) социально-демографического блока, включавшие сведения о самом специалисте. Основная часть анкеты содержала блоки экспертной оценки: (2) экспертная оценка наркологической ситуации в стране и регионе; (3) экспертная оценка деятельности специалиста в рамках ПМО; (4) экспертная оценка качества процедуры ПМО. Заключительную часть анкеты составили блоки рекомендаций от специалистов: (5) предложения по повышению качества и эффективности профилактической работы среди подростков и молодежи; (6) предложения по развитию наркологической превентологии.

Материалом пилотного исследования послужили результаты глубинного интервьюирования специалистов наркологической службы, имеющих значительный опыт проведения ПМО (каждый из них провел ПМО для более 1000 подростков и молодежи). В интервью приняли участие 8 респондентов: 5 врачей — психиатров-наркологов (2 мужчины с опытом работы 11 и 8 лет, а также 3 женщины с опытом работы 24 года, 12 и 11 лет), проводивших ПМО, и 3 психолога (женщины со опытом работы 16, 7 и 5 лет), в зону ответственности которых входила мотивационная работа с родителями и представителями образовательных учреждений, а также организация ПМО в административных округах Москвы. Несмотря на малую выборку, интервью проводили многократно по частям в течение года. Авторы исследования детально и последовательно выявляли клинический опыт работы профессионалов высокого уровня, участвующих в проведении ПМО.

Результаты

На начальном этапе пилотного исследования проведен анализ нормативно-правовых документов, из которого стало ясно, что в России на системном уровне реализуется политика, направленная на уменьшение неблагоприятных последствий для здоровья от потребления психоактивных веществ. Формирование правовой базы государственной антинаркотической стратегии началось с ратификации и присоединения к ключевым международным документам ООН: Единой конвенции о наркотических средствах, Конвенции о психотропных веществах и Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ.

Ключевым нормативным актом, определяющим правовую основу политики государства в сфере оборота наркотических и психоактивных веществ, а также их прекурсоров и регламентирующим меры по противодействию их незаконному распространению в интересах защиты здоровья граждан и общественной безопасности, является Федеральный закон от 08.01.1998 №3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»3. В главе 6 Закона уделяется особое внимание профилактике незаконного потребления наркотиков и психотропных веществ, включая необходимость раннего выявления подобных случаев (ст. 53.4), что подчеркивает важность комплексных мер «первичной и вторичной профилактики». Статья 53.4, в частности, предусматривает проведение профилактических медицинских осмотров обучающихся в общеобразовательных, профессиональных учреждениях и вузах.

К важнейшим нормативно-правовым актам, регулирующим меры по снижению негативных последствий немедицинского потребления психоактивных веществ, относятся Указ Президента Российской Федерации от 23.11.2020 №733 «Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации на период до 2030 года»4, Федеральный закон от 23.02.2013 №15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции»5, а также Распоряжение Правительства Российской Федерации от 11.12.2023 №3547-р «Об утверждении Концепции сокращения потребления алкоголя в Российской Федерации на период до 2030 г. и дальнейшую перспективу». Во всех перечисленных документах особый акцент сделан на профилактических мерах.

При этом в рамках реализации Антинаркотической стратегии с 2014 г. и в соответствии с Порядком, утвержденным приказом Минздрава России от 06.10.2014 №581н (далее — Порядок), в стране проводятся ПМО учеников для своевременного определения немедицинского употребления психоактивных веществ.

Разработка программы интервьюирования (анкеты) стала вторым этапом пилотного исследования. Выявленные вопросы, связанные с внедрением Порядка в практическую деятельность, и ответы на них профильных специалистов наркологической службы позволили разработать указанную специальную анкету глубинного интервью, структура которого описана в разделе «Материалы и методы исследования».

Внедрение Порядка выявило ряд нерешенных вопросов, с которыми сталкивается медицинский специалист при осуществлении ПМО. Порядок регламентирует различные этапы ПМО, однако не предусмотрено подробное описание проведения профилактической информационно-разъяснительной беседы о немедицинском потреблении психоактивных веществ.

Высокая эффективность проведения бесед как одного из профилактических методов неоднократно подтверждена в различных исследованиях. Однако при недостаточном уровне профессионализма у специалиста такая беседа, напротив, способна усилить неблагоприятные последствия, связанные с незаконным потреблением наркотических средств и психотропных веществ.

Третьим этапом пилотного исследования стало изучение ответов специалистов наркологической службы на вопросы анкеты, связанные с проведением ПМО. При анализе результатов глубинного интервью особое значение мы придавали ответам на основные вопросы, касавшиеся экспертной оценки условий деятельности специалистов и качества процедуры ПМО.

Анализ ответов на вопросы третьего блока интервью показал результаты экспертной оценки деятельности специалиста в рамках ПМО. К основным функциональным обязанностям, помимо сбора анамнеза, медицинского осмотра и первичного химико-токсикологического исследования (ХТИ), относятся выявление расстройств и заболеваний наркологического профиля, а также факторов риска их возникновения, оценка навыков и способов преодоления стрессовых ситуаций, анализ аутоагрессивного и суицидального поведения, дифференциальная диагностика расстройств наркологического типа с расстройствами другой этиологии.

В рамках ПМО экспертами — участниками исследования проводилась мотивационная санитарно-просветительская работа (медицинскими психологами в процессе инструктажа обучающихся перед ПМО и врачами — психиатрами-наркологами непосредственно в процессе ПМО). Освещались вопросы сохранения здоровья, ведения здорового образа жизни (ЗОЖ) и профилактики потребления психоактивных веществ, включая разъяснение вреда от вейпов и электронных систем доставки никотина. При этом отдельно обсуждалась проблема безрецептурного приема медикаментов и сопутствующих побочных эффектов, в том числе бесконтрольного использования обезболивающих и антибиотиков. Как отметил врач — психиатр-нарколог (мужчина, стаж работы 8 лет): «Некоторые молодые люди принимают лекарства без назначения врача, просто стараются унять боль, снимают симптомы, не разбираясь в истинной причине их возникновения».

По итогам опросов эксперты сформулировали следующие важные функциональные задачи: формирование мотивации к ЗОЖ, информирование о государственных мерах по защите здоровья населения, в частности молодежи, и разъяснение, где и каким образом можно получить квалифицированную помощь.

Медицинский психолог (женщина, стаж работы 7 лет) подчеркнула: «Информирование — это не только предоставление сведений от специалиста, но и ответы на вопросы со стороны детей. У подростков вопросов всегда очень много, и они могут просто не знать, как и у кого поинтересоваться».

По мнению экспертов-респондентов, их задачи охватывают также проведение информационно-консультативной работы с родителями учащихся и педагогическим составом образовательных организаций, курирующим ПМО. В ходе такой работы даются разъяснения Порядка и последовательности действий при проведении ПМО, а также подчеркивается важность данных мероприятий для сохранения здоровья молодежи.

Анализ четвертого блока интервью выявил следующие проблемы качества процедуры ПМО, с которыми сталкивается специалист.

Эксперты особо подчеркивали отсутствие определенных нормативов, регулирующих количество ПМО в течение одной рабочей смены. Из-за большого наплыва учеников и ограниченных временных ресурсов полноценное проведение процедуры усложняется. Врач — психиатр-нарколог (женщина, стаж работы 11 лет) отметила: «Нехватка времени на индивидуальную работу с пациентом становится проблемой и приводит к большей формализации всего процесса».

Специалисты подчеркивали, что не все подростки из групп риска потребления психоактивных веществ участвовали в ПМО. И эта проблема заметна не только медикам, но и самим обучающимся.

Экспертная оценка позволила определить потребность медицинских специалистов в более тесном взаимодействии со специалистами системы образования, несущими ответственность за проведение ПМО в рамках их должностных обязанностей. К проблемам организации ПМО респонденты отнесли трудности, возникающие при транспортировке медицинских изделий, обозначенных в приказе Минздравсоцразвития России от 27.01.2006 №406 и документации (учетная форма №450/y-06, №025/у), когда специалисту приходится полагаться только на собственные ресурсы и выполнять все действия в одиночку. К трудностям, которые отметили респонденты, относятся и конфликтные ситуации с родителями, возникающие при их отказе от прохождения ПМО. При этом специалисты подчеркивают, что данная процедура нацелена на сохранение здоровья учеников, своевременное выявление возможных проблем, оказание помощи и создание безопасной образовательной среды для молодых людей.

Следует отметить, что анализ ответов этого блока выявил наиболее чувствительную и противоречивую проблему в процедуре проведения ПМО. С одной стороны, респонденты были единодушны в том, что отсутствие утвержденной структуры проведения профилактической информационно-разъяснительной мотивационной беседы является важной проблемой. С другой стороны, респонденты эмоционально и по-разному интерпретировали цель и содержание беседы. Одни считали, что лучше делать акцент на информировании учащихся о факторах риска для здоровья, другие определяли беседу как ответы на вопросы, связанные с немедицинским потреблением психоактивных веществ. Респонденты также связывали беседу с необходимостью фокуса на мотивации к формированию навыков ЗОЖ либо считали, что беседу лучше направлять на разъяснение обучающемуся цели и порядка проведения профосмотра или же заострить внимание на безопасности данной процедуры.

В заключительной части интервью получены предложения специалистов по повышению качества и научного сопровождения ПМО.

В ответах на вопросы пятого блока интервью, которые касались предложений по повышению качества и эффективности профилактической работы среди подростков и молодежи, респонденты высказывали идеи о необходимости разработки структуры информационно-разъяснительной мотивационной беседы.

Респонденты сошлись во мнении, что необходим четкий алгоритм, который позволит в доступной и структурированной форме объяснить ученикам суть процедуры, сделав ее более комфортной и понятной. При этом один из специалистов отметил: «Структурированность всегда важна, особенно для начинающих врачей. Но необходимо сохранять гибкость и уметь реагировать на нестандартные ситуации».

Другие эксперты подчеркнули, что продуманная система предотвращает излишнюю самодеятельность и способствует единообразному подходу к информационно-разъяснительной работе как с учениками, так и с родителями или педагогами. По их словам, наличие четкой схематичной инструкции по всей процедуре ПМО было бы особенно полезно для тех, кто только начинает практику в этой области.

В ходе обсуждения вопросов о целесообразности и необходимости обучения специалистов методам ведения профилактической информационно-разъяснительной беседы большинство опрошенных одобрительно отозвались о такой инициативе.

По результатам анализа Порядка установлено, что обязательное предварительное ХТИ охватывает ряд наркотических веществ, включая их производные, метаболиты и аналоги: опиаты, каннабиноиды, фенилалкиламины, синтетические катиноны, кокаин, метадон, бензодиазепины, барбитураты и фенциклидин. В ходе интервью у специалистов также спрашивали, насколько целесообразно дополнить ПМО тестированием на никотин и алкоголь.

Все специалисты выступили за введение тестирования на никотин. Один из врачей — психиатров-наркологов (мужчина, стаж работы 11 лет) привел пример из собственного опыта участия в экспериментальной проверке учащихся на никотин в одном из регионов России: «У 20—30% прошедших ПМО обнаружен положительный результат на никотин». Большинство экспертов также сочли целесообразным внедрить в ПМО тестирование на алкоголь.

Как отметил один из специалистов, эпизодическое употребление психоактивных веществ распространено среди подростков и молодежи и затрудняет раннее выявление фактов незаконного потребления в клинической практике. В то же время все эксперты сошлись во мнении, что в рамках ПМО важно не только выявлять прочие факторы риска, не связанные с психоактивными веществами, но и стимулировать у подростков и молодежи мотивацию к ведению ЗОЖ.

Специалистами также сделаны предложения в отношении мотивационного компонента при проведении ПМО. Врач — психиатр-нарколог (мужчина, стаж работы 8 лет): «Медицинскому работнику необходимо проводить именно мотивационное консультирование на ЗОЖ». Врач — психиатр-нарколог (женщина, стаж работы 24 года): «На мотивацию приверженности ЗОЖ надо прямо делать акцент».

В числе предложений по повышению качества и эффективности ПМО, помимо регламента проведения беседы, респонденты указали на необходимость организации онлайн-сопровождения учащихся, которым требуется повторная консультация или дополнительная специализированная помощь; потребность в реализации мер профилактики профессионального выгорания специалистов и оказании им поддержки при уже наступившем выгорании. Предложено ограничить ПМО восьмиклассников только проверкой на употребление никотина (при условии предварительно разработанного порядка дальнейшего оказания помощи), а проверку лиц этой возрастной группы на употребление наркотических средств проводить только в случае принадлежности к группе риска. Отмечена также необходимость сокращения нагрузки на медицинских работников, осуществляющих ПМО.

Среди инициатив, направленных на развитие межведомственного взаимодействия в рамках реализации ПМО, респонденты отметили: неоднократное и систематическое тестирование подростков и молодежи, состоящих на учете в МВД Российской Федерации, на предмет незаконного употребления психоактивных веществ; укрепление сотрудничества с педагогическим сообществом через просветительское обучение в специализированных медицинских организациях, направленное на разъяснение целей ПМО (в медицинской части), подчеркивание важности этой процедуры и обеспечение согласованности совместных действий в данном направлении.

Эксперты отмечают важность разработки четкого алгоритма взаимодействия медицинских специалистов и педагогов, а также целесообразность регулярного тестирования на незаконное употребление психоактивных веществ несовершеннолетних, находящихся в социальных центрах.

Формулируя предложения шестого блока вопросов, посвященного развитию наркологической превентологии (науки о профилактике зависимого поведения), респонденты выделили необходимость усиления профилактических мер, нацеленных на «корневые» причины, запускающие немедицинское употребление психоактивных веществ. К таким мерам относятся: борьба с первопричинами наркомании, а не только со следствиями; ранняя диагностика психических расстройств; повышение компетентности в сфере стрессоустойчивости; создание условий для всестороннего развития личности подростков и молодежи; проведение широкого психологического просвещения в обществе; формирование и укрепление адаптивных навыков у отдельных лиц и молодежных групп; расширение охвата различных социальных слоев системными профилактическими программами, актуальными для их потребностей.

Обсуждение

Выполнение Порядка проведения ПМО, утвержденного приказом Минздрава России от 06.10.2014 №581н1, позволило организовать систематическую работу ПМО по раннему выявлению незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ обучающимися. Однако отсутствие внутреннего структурирования процедуры информационно-разъяснительной беседы с обучающимся вызывает ряд сложностей, что подтверждено нашим исследованием.

Дефицит в стране врачей — психиатров-наркологов и клинических психологов наркологического профиля обусловливает малую численность указанных специалистов, занимающихся преимущественно профилактической деятельностью. Исследователи В.В. Киржанова и соавт. [3], Т.В. Клименко и А.А. Козлов [6, 7] пришли к выводам, которые подтвердились и в нашем исследовании [9], о серьезном дефиците кадров наркологического профиля. Это означает необходимость дополнительных усилий по повышению эффективности работы имеющегося персонала. И.Л. Кром и соавт. анализируют институциональную непоследовательность и дисфункциональность систем здравоохранения посредством качественного анализа глубинного интервью медицинских специалистов [8]. Применив в нашем исследовании глубинное интервьюирование специалистов наркологической службы, мы также выявили организационные проблемы и методические недоработки. Особую озабоченность наши специалисты выразили в связи с недостатком нормативно-правовых актов, определили специфику будущих стандартов, моделей мотивационной работы и краткосрочного консультирования подростков по профилактике употребления наркотических средств. Об аналогичных проблемах пишут В.В. Киржанова и соавт. [3], отмечая постоянно растущий запрос со стороны медицинских специалистов на методические и клинические рекомендации в области профилактики употребления наркотиков и других психоактивных веществ.

Результаты пилотного исследования позволяют сделать следующие выводы. Наркологическую ситуацию в Российской Федерации 5 экспертов (4 врача — психиатра-нарколога и 1 медицинский психолог) оценили преимущественно как серьезную, а 3 эксперта (1 врач — психиатр-нарколог и 2 медицинских психолога) увидели предпосылки к ухудшению. В связи с этим требуется повышение качества профилактики зависимого поведения у подростков и молодежи. Глубинное интервьюирование показало, что указанное требование, по мнению экспертов, может быть успешно выполнено при реализации ряда основных мероприятий.

К таким мероприятиям относятся: увеличение численности профильных специалистов; предоставление специалистам возможности систематического повышения знаний и навыков в области профилактики зависимого поведения; совершенствование межведомственного взаимодействия всех субъектов профилактики; стандартизация различных видов профилактической интервенции [9], в том числе информационно-просветительской мотивационно-образовательной беседы с обучающимся по вопросам незаконного употребления психоактивных веществ, проводимой в рамках ПМО.

Изучение Порядка проведения ПМО согласно приказу Минздрава России от 06.10.2014 №581н1 и анализ ответов респондентов выявили наиболее острую и чувствительную проблему при проведении ПМО. Такой проблемой является отсутствие структуры и регламента проведения комплексной профилактической информационно-разъяснительной беседы специалиста с учащимися по вопросам незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ в рамках первого этапа ПМО.

Установлено, что создание для врача четкой структуры, правил и алгоритма ведения информационно-разъяснительной беседы позволит значительно улучшить качество и эффективность ПМО, в том числе решить вопросы тайминга, выстроить четкость и последовательность действий специалиста, повысить результативность и доказательность эффективности процедуры.

Заключение

Результаты глубинного интервьюирования медицинских специалистов, работающих в сфере профилактики зависимого поведения у подростков и молодежи, позволяют утверждать, что повышению качества и эффективности профилактических медицинских осмотров будут способствовать разработка и внедрение рабочей инструкции или модели информационно-разъяснительной беседы, включение в беседу проблемы потребления никотина, а также расширение процедуры предварительного химико-токсикологического исследования за счет тестирования на никотин и алкоголь.

Кроме того, на повышение качества профилактических медицинских осмотров влияет информирование учащихся, родителей и педагогов о возможности получения специализированной медицинской помощи, а также о методах формирования здорового образа жизни, в том числе в центрах здоровья для детей и взрослых, на интернет-ресурсах. Важна и организация онлайн-сопровождения для тех, кто нуждается в повторной консультации или дополнительной специализированной помощи.

По результатам глубинного интервьюирования медицинских специалистов наркологической службы авторы пришли к пониманию необходимости проведения профилактических медицинских осмотров с использованием представленных в статье аргументов и возможных структурных элементов модели краткосрочной мотивационной интервенции, направленной на профилактику зависимого поведения и приверженность здоровому образу жизни подростков и молодежи.

Вклад авторов: концепция и дизайн исследования — Аршинова В.В., Алексеенко А.О.; сбор и обработка материала — Алексеенко А.О., Аршинов А.С.; написание текста — Алексеенко А.О., Аршинов А.С.; редактирование — Аршинова В.В.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Authors contribution: study design and concept — Arshinova V.V., Alekseyenko A.O.; data collection and processing — Alekseyenko A.O., Arshinov A.S.; text writing — Alekseyenko A.O., Arshinov A.S.; scientific editing — Arshinova V.V.


1 Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 6 октября 2014 г. №581н «О Порядке проведения профилактических медицинских осмотров обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также образовательных организациях высшего образования в целях раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ». Ссылка активна на 20.03.25. https://base.garant.ru/70832674/

2 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 20.02.2020 г. №59 «Об утверждении Порядка проведения социально-психологического тестирования обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях». Ссылка активна на 20.03.25. https://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202005270008

3 Федеральный закон от 08.01.1998 №3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах». Ссылка активна на 20.03.25. https://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102050997

4 Указ Президента Российской Федерации от 23.11.2020 №733 «Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации на период до 2030 года». Ссылка активна на 20.03.25. https://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202011230073

5 Федеральный закон от 23.02.2013 №15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции». Ссылка активна на 20.03.25. https://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102163430

6Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27 января 2006 г. №40 «Об организации проведения химико-токсикологических исследований при аналитической диагностике наличия в организме человека алкоголя, наркотических средств, психотропных и других токсических веществ». Ссылка активна на 20.03.25. https://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102105574

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.