- Издательство «Медиа Сфера»
Происхождение ферментов гидролаз в биологических средах остается дискуссионным вопросом. Возможно, ферменты поступают из пищеварительного аппарата в кровь в результате их инкреции [5, 8], затем выделяются в составе биологических жидкостей путем рекреции, а из организма - за счет экскреции в составе мочи, пота и других экскретов [2, 3, 5]. Выделяющиеся в кровь секреторными структурами пищеварительных желез ферменты, не синтезирующиеся в них, имеют рекреторную природу (А.М. Уголев, 1991; М.М. Шехтман и др., 1989). За счет этих процессов обеспечивается постоянство ферментного состава крови, зависящее от уровня инкреции, выделения гидролаз из крови ренальными и экстраренальными путями, а также от ретенции, анаболизации и утилизации их в организме [3-5]. Обнаружена регуляторная роль инкретируемых пищеварительными железами гидролаз, проявляющаяся во взаимодействии между органами и системами [3, 7].
Особый интерес представляет «судьба» ферментов в системе мать-плацента-плод [6, 8]. Учитывая, что пепсиноген имеет единственный источник инкреции (пептические клетки желудочных желез) [9, 11], определить его «судьбу» в организме не представляется сложным, если использовать меченный радиометкой (125J) пепсиноген.
Учитывая результаты эксперимента, можно говорить об участии не только плода, но и организма матери в происхождении гидролаз амниотической жидкости (П.И. Цапок, В.Н. Дроздов, 1986).
Цель исследования - изучить в клинических условиях пути и механизмы сохранения постоянства состава ферментов, инкретируемых пищеварительными железами, при беременности и в зависимости от сроков родоразрешения.
Материал и методы
Сбор клинического материала производился у беременных в I, II и III триместрах беременности, закончившейся срочными, преждевременными и запоздалыми родами. Ретроспективно все обследованные беременные были разделены на 3 группы в зависимости от срока родов. В 1, 2 и 3-ю группы вошли здоровые женщины, обследованные в I, II и III триместрах неосложненной беременности в сроки гестации 8,1±0,3, 28,4±0,7 и 38,3±0,2 нед, находящиеся под наблюдением женской консультации. При этом 1-ю группу составили 86 беременных, родивших в срок, 2-ю группу - 34 беременные с преждевременными родами, 3-ю группу - 31 беременная с запоздалыми родами. В контрольную группу вошли 45 небеременных практически здоровых женщин в возрасте от 18 до 35 лет (в среднем 24,2±0,3 года). Изучалась динамика изменения активности ферментов, инкретируемых пищеварительными железами, в биологических жидкостях (кровь, слюна и моча) в процессе беременности, а в конце ее исследовалась амниотическая жидкость.
Определение протеолитической, амилолитической, щелочно-фосфатазной и липолитической активности осуществлялось в сыворотке крови, слюне и моче.
Определение общей протеолитической активности проводилось при низких значениях рН 1,5-2,0 спектрофотометрическим (тирозиновым) методом Кунитца-Нортропа в модификации Г.Ф. Коротько (1998), амилолитической - амилокластическим методом по Каравею (1976), щелочно-фосфатазной - унифицированным методом константного времени с использованием реагентов, липолитической - унифицированным методом с использованием в качестве субстрата оливкового масла (В.В. Меньшиков, Л.Н. Делекторская, 1987).
Результаты
При исследовании активности пищеварительных ферментов нами выявлено увеличение от триместра к триместру амилолитической активности сыворотки крови беременных женщин, что, возможно, обусловлено несколькими факторами, в числе которых повышение гидростатического давления в брюшной полости с возрастанием сопротивления оттоку панкреатического секрета в протоковой системе.
По этой же причине, возможно, происходит рост щелочно-фосфатазной и липолитической активности в процессе развития беременности. Однако в I триместре беременности у женщин со срочными и запоздалыми родами активность липазы была ниже, чем в контрольной группе, тогда как при преждевременных родах она была выше таковых показателей уже с начала беременности. Следствием феномена повышенного «уклонения» этих ферментов в кровь и лимфу является усиление метаболизма соответственно тех веществ в организме беременных женщин и плодов, к которым имеет отношение данный фермент [5].
Особая роль отводится плазмопепсиногену [8], динамика изменения активности которого иная. Так, у беременных 1-й группы в I триместре активность фермента в крови была существенно ниже, чем у женщин контрольной группы (табл. 1).
Во II триместре беременности отмечено значительное ее повышение по сравнению с первым показателем, она не отличалась от таковой в контрольной группе. В конце беременности активность пепсиногена снова снижалась, что, вероятно, связано с затратой или расходом фермента на анаболические процессы растущего плода [4].
У беременных 2-й и 3-й групп в I триместре, а у беременных 3-й группы и во II триместре беременности активность плазмопепсиногена крови была ниже, чем в контрольной группе, но в конце беременности отмечалась тенденция к ее повышению (табл. 2, 3).
Амилолитическая активность мочи у женщин 1-й группы (см. табл. 1) в I и II триместрах беременности была ниже, а в III - имела тенденцию к повышению по сравнению с этим показателем в контрольной группе. При преждевременных родах (2-я группа) активность уроамилазы (см. табл. 2) была существенно ниже (почти в 2-2,5 раза) на протяжении всей беременности, чем в контрольной группе. Такая же тенденция наблюдалась и у женщин 3-й группы (с запоздалыми родами) (см. табл. 3).
Разнонаправленные изменения отмечены в отношении щелочно-фосфатазной активности мочи: при срочных родах (1-я группа) в I триместре она снижалась (см. табл. 1), во II - повышалась, а в конце беременности не отличалась от показателя в контрольной группе. У беременных 2-й группы (см. табл. 2) в I и II триместрах активность ее повышалась, а в III - снижалась по сравнению с активностью щелочной фосфатазы в контрольной группе. При запоздалых родах (см. табл. 3) она была выше, чем в контрольной группе во II и III триместрах беременности.
Липолитическая активность мочи увеличивалась от начала к концу беременности у всех рожавших женщин.
Протеолитическая активность мочи независимо от сроков родоразрешения неуклонно возрастала от I триместра к последнему, с наибольшими изменениями у беременных 2-й группы при преждевременных родах (в 2,5 раза). Этим, по-видимому, объясняется снижение протеолитической активности сыворотки крови при разных сроках родоразрешения: в процессе беременности пепсиноген больше экскретировался в состав мочи и слюны.
У всех беременных женщин рекреция амилазы, липазы и пепсиногена слюнными железами зависела от срока и возрастала к концу беременности, тогда как щелочно-фосфатазная активность уменьшалась от I триместра к концу беременности (см. табл. 1-3).
В околоплодных водах определялась активность гидролаз в зависимости от сроков родоразрешения (табл. 4).
В целом при разных сроках родоразрешения уровень пепсиногена в амниотической жидкости был на 2 порядка выше, чем в крови, в то время как содержание амилазы было в 1,5 раза больше, чем в сыворотке крови. Липолитическая активность на порядок отличалась от таковой плазмы крови, а щелочно-фосфатазная была в 3 раза выше, чем сывороточная.
Таким образом, раскрыта динамика изменений ферментного статуса (гидролаз) в организме при беременности. Показаны отдельные пути и механизмы поддержания постоянства ферментного состава биологических жидкостей организма.
Обсуждение
Постоянство состава пищеварительных ферментов осуществляется благодаря взаимодействию системы факторов, которое становится наиболее сложным при беременности, при которой функционирует материнский и плодовый организмы. Связующее звено между ними - маточно-плацентарный барьер, обеспечивающий доставку питательных веществ и гидролаз, осуществляющих не только гематрофное питание, но и аутолитическое пищеварение у плода [1, 8], что доказывается избирательным распределением ферментов в биологических жидкостях. Эти отношения могут рассматриваться через призму анаболических и регуляторных механизмов, необходимых для роста и развития плода, формирования у него функций желудочно-кишечного тракта, процессов гидролиза и усвоения нутриентов.
Независимо от сроков родоразрешения беременных у них сохраняются гомеостатические параметры в отношении ферментов пищеварительных желез.
Выводы
1. Постоянство состава пищеварительных ферментов при беременности осуществляется с помощью сложной системы взаимодействующих факторов материнского и плодового организмов.
2. Содержание гидролитических ферментов в исследуемых биологических жидкостях напрямую зависит от сроков родоразрешения. Во всех группах обследуемых беременных отмечается повышение активности амилазы, щелочной фосфатазы и липазы в сыворотке крови от начала к концу беременности и разнонаправленные изменения активности пепсиногена в зависимости от выделения его с мочой.