Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Колодкина Е.В.

Кафедра патологической физиологии Кировской государственной медицинской академии

Клинические данные об активности секреторной деятельности пищеварительных желез при беременности

Авторы:

Колодкина Е.В.

Подробнее об авторах

Просмотров: 380

Загрузок: 2


Как цитировать:

Колодкина Е.В. Клинические данные об активности секреторной деятельности пищеварительных желез при беременности. Российский вестник акушера-гинеколога. 2012;12(2):8‑11.
Kolodkina EV. Clinical evidence for the secretory activity of the digestive glands in pregnancy. Russian Bulletin of Obstetrician-Gynecologist. 2012;12(2):8‑11. (In Russ.)

Рекомендуем статьи по данной теме:
Осо­бен­нос­ти «по­ве­де­ния» мо­че­точ­ни­ко­во­го стен­та у бе­ре­мен­ной с мо­че­ка­мен­ной бо­лез­нью: кли­ни­чес­кое наб­лю­де­ние. Рос­сий­ский вес­тник аку­ше­ра-ги­не­ко­ло­га. 2022;(6):94-101
Миомэк­то­мия во вре­мя бе­ре­мен­нос­ти и ке­са­ре­ва се­че­ния. Рос­сий­ский вес­тник аку­ше­ра-ги­не­ко­ло­га. 2023;(1):23-29
Но­вая ко­ро­на­ви­рус­ная ин­фек­ция и бе­ре­мен­ность: осо­бен­нос­ти те­че­ния гес­та­ции и воз­мож­нос­ти прог­но­зи­ро­ва­ния прог­рес­си­ро­ва­ния тя­жес­ти COVID-19 у бе­ре­мен­ных. Рос­сий­ский вес­тник аку­ше­ра-ги­не­ко­ло­га. 2023;(1):30-38
По­ка­за­те­ли ге­мос­та­за у бе­ре­мен­ных с пе­ре­не­сен­ной но­вой ко­ро­на­ви­рус­ной ин­фек­ци­ей COVID-19. Рос­сий­ский вес­тник аку­ше­ра-ги­не­ко­ло­га. 2023;(1):47-55
Бе­ре­мен­ность у па­ци­ен­тки с син­дро­мом Сва­йе­ра и гес­та­ци­он­ным са­хар­ным ди­абе­том. Рос­сий­ский вес­тник аку­ше­ра-ги­не­ко­ло­га. 2023;(1):81-85
Собствен­ный опыт ве­де­ния бе­ре­мен­ных с син­дро­мом Мар­фа­на. Рос­сий­ский вес­тник аку­ше­ра-ги­не­ко­ло­га. 2023;(1):91-97
Пос­тко­вид­ные пос­ледствия в аку­шерстве и реп­ро­дук­тив­ной ме­ди­ци­не. Проб­ле­мы реп­ро­дук­ции. 2022;(6):88-100
Вли­яние но­вой ко­ро­на­ви­рус­ной ин­фек­ции (SARS-CoV-2) на фун­кци­ональ­ное сос­то­яние но­во­рож­ден­ных де­тей, ро­див­ших­ся от жен­щин с под­твержден­ным ди­аг­но­зом COVID-19 в Став­ро­польском крае. Проб­ле­мы реп­ро­дук­ции. 2022;(6):101-109
Пот­реб­ле­ние ни­ко­тин­со­дер­жа­щей про­дук­ции жен­щи­на­ми в пе­ри­од бе­ре­мен­нос­ти. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2023;(1):80-84
Слу­чай ус­пеш­но­го при­ме­не­ния экстра­кор­по­раль­ной мем­бран­ной ок­си­ге­на­ции у ро­диль­ни­цы с край­не тя­же­лым те­че­ни­ем но­вой ко­ро­на­ви­рус­ной ин­фек­ции (COVID-19). Анес­те­зи­оло­гия и ре­ани­ма­то­ло­гия. 2023;(1):81-87

Происхождение ферментов гидролаз в биологических средах остается дискуссионным вопросом. Возможно, ферменты поступают из пищеварительного аппарата в кровь в результате их инкреции [5, 8], затем выделяются в составе биологических жидкостей путем рекреции, а из организма - за счет экскреции в составе мочи, пота и других экскретов [2, 3, 5]. Выделяющиеся в кровь секреторными структурами пищеварительных желез ферменты, не синтезирующиеся в них, имеют рекреторную природу (А.М. Уголев, 1991; М.М. Шехтман и др., 1989). За счет этих процессов обеспечивается постоянство ферментного состава крови, зависящее от уровня инкреции, выделения гидролаз из крови ренальными и экстраренальными путями, а также от ретенции, анаболизации и утилизации их в организме [3-5]. Обнаружена регуляторная роль инкретируемых пищеварительными железами гидролаз, проявляющаяся во взаимодействии между органами и системами [3, 7].

Особый интерес представляет «судьба» ферментов в системе мать-плацента-плод [6, 8]. Учитывая, что пепсиноген имеет единственный источник инкреции (пептические клетки желудочных желез) [9, 11], определить его «судьбу» в организме не представляется сложным, если использовать меченный радиометкой (125J) пепсиноген.

Учитывая результаты эксперимента, можно говорить об участии не только плода, но и организма матери в происхождении гидролаз амниотической жидкости (П.И. Цапок, В.Н. Дроздов, 1986).

Цель исследования - изучить в клинических условиях пути и механизмы сохранения постоянства состава ферментов, инкретируемых пищеварительными железами, при беременности и в зависимости от сроков родоразрешения.

Материал и методы

Сбор клинического материала производился у беременных в I, II и III триместрах беременности, закончившейся срочными, преждевременными и запоздалыми родами. Ретроспективно все обследованные беременные были разделены на 3 группы в зависимости от срока родов. В 1, 2 и 3-ю группы вошли здоровые женщины, обследованные в I, II и III триместрах неосложненной беременности в сроки гестации 8,1±0,3, 28,4±0,7 и 38,3±0,2 нед, находящиеся под наблюдением женской консультации. При этом 1-ю группу составили 86 беременных, родивших в срок, 2-ю группу - 34 беременные с преждевременными родами, 3-ю группу - 31 беременная с запоздалыми родами. В контрольную группу вошли 45 небеременных практически здоровых женщин в возрасте от 18 до 35 лет (в среднем 24,2±0,3 года). Изучалась динамика изменения активности ферментов, инкретируемых пищеварительными железами, в биологических жидкостях (кровь, слюна и моча) в процессе беременности, а в конце ее исследовалась амниотическая жидкость.

Определение протеолитической, амилолитической, щелочно-фосфатазной и липолитической активности осуществлялось в сыворотке крови, слюне и моче.

Определение общей протеолитической активности проводилось при низких значениях рН 1,5-2,0 спектрофотометрическим (тирозиновым) методом Кунитца-Нортропа в модификации Г.Ф. Коротько (1998), амилолитической - амилокластическим методом по Каравею (1976), щелочно-фосфатазной - унифицированным методом константного времени с использованием реагентов, липолитической - унифицированным методом с использованием в качестве субстрата оливкового масла (В.В. Меньшиков, Л.Н. Делекторская, 1987).

Результаты

При исследовании активности пищеварительных ферментов нами выявлено увеличение от триместра к триместру амилолитической активности сыворотки крови беременных женщин, что, возможно, обусловлено несколькими факторами, в числе которых повышение гидростатического давления в брюшной полости с возрастанием сопротивления оттоку панкреатического секрета в протоковой системе.

По этой же причине, возможно, происходит рост щелочно-фосфатазной и липолитической активности в процессе развития беременности. Однако в I триместре беременности у женщин со срочными и запоздалыми родами активность липазы была ниже, чем в контрольной группе, тогда как при преждевременных родах она была выше таковых показателей уже с начала беременности. Следствием феномена повышенного «уклонения» этих ферментов в кровь и лимфу является усиление метаболизма соответственно тех веществ в организме беременных женщин и плодов, к которым имеет отношение данный фермент [5].

Особая роль отводится плазмопепсиногену [8], динамика изменения активности которого иная. Так, у беременных 1-й группы в I триместре активность фермента в крови была существенно ниже, чем у женщин контрольной группы (табл. 1).

Во II триместре беременности отмечено значительное ее повышение по сравнению с первым показателем, она не отличалась от таковой в контрольной группе. В конце беременности активность пепсиногена снова снижалась, что, вероятно, связано с затратой или расходом фермента на анаболические процессы растущего плода [4].

У беременных 2-й и 3-й групп в I триместре, а у беременных 3-й группы и во II триместре беременности активность плазмопепсиногена крови была ниже, чем в контрольной группе, но в конце беременности отмечалась тенденция к ее повышению (табл. 2, 3).

Амилолитическая активность мочи у женщин 1-й группы (см. табл. 1) в I и II триместрах беременности была ниже, а в III - имела тенденцию к повышению по сравнению с этим показателем в контрольной группе. При преждевременных родах (2-я группа) активность уроамилазы (см. табл. 2) была существенно ниже (почти в 2-2,5 раза) на протяжении всей беременности, чем в контрольной группе. Такая же тенденция наблюдалась и у женщин 3-й группы (с запоздалыми родами) (см. табл. 3).

Разнонаправленные изменения отмечены в отношении щелочно-фосфатазной активности мочи: при срочных родах (1-я группа) в I триместре она снижалась (см. табл. 1), во II - повышалась, а в конце беременности не отличалась от показателя в контрольной группе. У беременных 2-й группы (см. табл. 2) в I и II триместрах активность ее повышалась, а в III - снижалась по сравнению с активностью щелочной фосфатазы в контрольной группе. При запоздалых родах (см. табл. 3) она была выше, чем в контрольной группе во II и III триместрах беременности.

Липолитическая активность мочи увеличивалась от начала к концу беременности у всех рожавших женщин.

Протеолитическая активность мочи независимо от сроков родоразрешения неуклонно возрастала от I триместра к последнему, с наибольшими изменениями у беременных 2-й группы при преждевременных родах (в 2,5 раза). Этим, по-видимому, объясняется снижение протеолитической активности сыворотки крови при разных сроках родоразрешения: в процессе беременности пепсиноген больше экскретировался в состав мочи и слюны.

У всех беременных женщин рекреция амилазы, липазы и пепсиногена слюнными железами зависела от срока и возрастала к концу беременности, тогда как щелочно-фосфатазная активность уменьшалась от I триместра к концу беременности (см. табл. 1-3).

В околоплодных водах определялась активность гидролаз в зависимости от сроков родоразрешения (табл. 4).

В целом при разных сроках родоразрешения уровень пепсиногена в амниотической жидкости был на 2 порядка выше, чем в крови, в то время как содержание амилазы было в 1,5 раза больше, чем в сыворотке крови. Липолитическая активность на порядок отличалась от таковой плазмы крови, а щелочно-фосфатазная была в 3 раза выше, чем сывороточная.

Таким образом, раскрыта динамика изменений ферментного статуса (гидролаз) в организме при беременности. Показаны отдельные пути и механизмы поддержания постоянства ферментного состава биологических жидкостей организма.

Обсуждение

Постоянство состава пищеварительных ферментов осуществляется благодаря взаимодействию системы факторов, которое становится наиболее сложным при беременности, при которой функционирует материнский и плодовый организмы. Связующее звено между ними - маточно-плацентарный барьер, обеспечивающий доставку питательных веществ и гидролаз, осуществляющих не только гематрофное питание, но и аутолитическое пищеварение у плода [1, 8], что доказывается избирательным распределением ферментов в биологических жидкостях. Эти отношения могут рассматриваться через призму анаболических и регуляторных механизмов, необходимых для роста и развития плода, формирования у него функций желудочно-кишечного тракта, процессов гидролиза и усвоения нутриентов.

Независимо от сроков родоразрешения беременных у них сохраняются гомеостатические параметры в отношении ферментов пищеварительных желез.

Выводы

1. Постоянство состава пищеварительных ферментов при беременности осуществляется с помощью сложной системы взаимодействующих факторов материнского и плодового организмов.

2. Содержание гидролитических ферментов в исследуемых биологических жидкостях напрямую зависит от сроков родоразрешения. Во всех группах обследуемых беременных отмечается повышение активности амилазы, щелочной фосфатазы и липазы в сыворотке крови от начала к концу беременности и разнонаправленные изменения активности пепсиногена в зависимости от выделения его с мочой.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.