ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ
Выявление связи патологии верхних и нижних дыхательных путей у детей с назальной обструкцией и обоснование оптимальных схем обследования и лечения таких пациентов.
МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ
Обследованы 126 детей в возрасте от 3 до 9 лет, из которых 52 ребенка обратились к оториноларингологу по поводу длительно сохраняющегося синдрома назальной обструкции, 74 — к пульмонологу по поводу длительного кашля. Обследование включало: эндоскопию ЛОР-органов; определение цитомегаловируса, вируса Эпштейна—Барр, вируса простого герпеса 1-го и 2-го типов, вируса герпеса человека 6-го типа в крови методом иммуноферментного анализа; ДНК ВПГ 1, 2, ВГЧ-4 (ВЭБ), ВГЧ-5 (ЦМВ) и ВГЧ-6 в мазке со слизистой оболочки ротоглотки и в крови, оценку данных цитологического исследования отделяемого из носа; определение общего IgE. Детям старше 5 лет проводились измерение оксида азота в выдыхаемом воздухе, исследование функции внешнего дыхания и проба с бронхолитиками.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Больные были разделены на три группы. В 1-ю группу (58 больных) вошли дети с признаками обострения хронического риносинусита и хронического аденоидита. У всех детей этой группы были выявлены аденоиды II—III степени. У 49 больных этой группы обнаружены маркеры герпесвирусной инфекции. У 96,6% низкая FENO <20 ppb указывает на отсутствие аллергии. При физикальном обследовании у каждого второго ребенка (50%) 1-й группы были отмечены признаки трахеита или трахеобронхита, при этом отсутствовали признаки бронхиальной обструкции. Включение в программу ведения этой группы пациентов противовирусных препаратов в сочетании с противовоспалительными фитониринговыми препаратами позволило добиться положительного результата.
Во 2-ю группу были включены 46 пациентов с отягощенным личным и семейным аллергоанамнезом. При осмотре опорными диагностическими признаками были клинические и риноскопические симптомы АР, а также сухой приступообразный кашель. Характерным было высокое содержание общего IgE (420±15,2 кЕд/л), обструктивный тип нарушений проходимости дыхательных путей по данным ФВД, положительная проба с бронхолитиками. При исследовании данных цитологического исследования отделяемого из полости носа было зарегистрировано увеличение количества эозинофилов (до 8—12%). У 86,9% детей этой группы была зарегистрирована повышенная FENO — 27±0,9 ppb. Симптомы АР у пациентов 2-й группы сопровождались клиническими признаками гиперреактивности дыхательных путей, что делало детей угрожаемыми по БА. Программа ведения этой группы пациентов включала: дальнейшее аллергологическое обследование (определение специфических IgE, кожное тестирование), использование системных антигистаминных препаратов 2-го поколения, интраназальных, а при сочетании с БА и ингаляционных, глюкокортикостероидов.
В 3-ю группу вошли 22 ребенка, которые вначале расценивались как больные 2-й группы. Однако пульмонолог обратил внимание на диссонанс между жалобами на влажный продуктивный кашель, чаще в горизонтальном положении, и отсутствием физикальных изменений со стороны органов дыхания. Кроме того, отсутствие отягощенного аллергоанамнеза, низкое содержание общего IgE заставили усомниться в первоначальном диагнозе. В то же время при исследовании ФВД было выявлено умеренное нарушение проходимости дыхательных путей, проба с бронхолитиками была положительной. При определении уровня оксида азота у 86,9% детей была зарегистрирована повышенная FENO 42±1,6 ppb, что подтверждало эозинофильный характер воспаления. Выявленные симптомы позволили поставить неаллергический (не-IgE-опосредованный) ринит (NARES — неаллергический ринит с эозинофильным синдромом). Программа ведения пациентов 3-й группы включала дальнейшее наблюдение оториноларинголога, использование интраназальных глюкокортикостероидов, антилейкотриеновых препаратов.
ВЫВОДЫ
Пациенты с длительной назальной обструкцией, как и пациенты с длительным кашлем, должны находиться на диспансерном наблюдении как у оториноларинголога, так и у пульмонолога/аллерголога. Оценка оксида азота в выдыхаемом воздухе является современным, доступным даже у детей раннего возраста методом мониторирования воспаления в дыхательных путях и эффективности проводимой терапии.