Одной из проблем ринологии и фармации является создание рациональных препаратов для лечения ринитов. Поскольку первые стадии острого воспаления характеризуются вазодилатацией, отеком слизистой оболочки и обильными выделениями, местно применяют сосудосуживающие, антигистаминные средства и кортикостероиды. Для воздействия на основную причину заболевания (микроорганизмы и вирусы) целесообразно использовать антимикробные, противовирусные, иммуномодулирующие средства, в том числе в комбинации с симптоматическими. Выбор антибиотиков проводили с учетом чувствительности выделенной у больных микрофлоры. Количественное содержание антимикробных средств определяли с учетом минимальной подавляющей концентрации в отношении микроорганизмов, наиболее часто вызывающих риниты, специфической антимикробной активности и отсутствия негативного влияния на транспортную активность мерцательного эпителия слизистой оболочки полости носа.
Успех лечения зависит не только от правильного выбора состава препарата, но и лекарственной формы, пути ее введения. Для лечения ринитов применяется инстилляция в полость носа водных и масляных растворов лекарственных веществ. Однако водные растворы кратковременно контактируют со слизистой оболочкой, бόльшая часть их проглатывается, вызывая нежелательные побочные явления. Масла гидрофобны, не смешиваются с секретом слизистых и затрудняют всасывание лекарственных веществ. В связи с этим перспективна разработка препаратов пролонгированного действия на гидрофильной основе, позволяющей депонировать вещества в месте введения. Для лечения ринитов, сопровождающихся повышенной секрецией, рационально использование полимерных пленок. На протяжении 30 лет мы занимались разработкой вопросов технологии приготовления лекарственных полимерных пленок для лечения различных форм ринита и использования их в клинической практике [1—4].
Цель работы — определить оптимальный полимер-носитель для различных лекарственных препаратов, используемых в ринологии, их количественное содержание в 1 мг/см2 пленки, а также срок годности лекарственных полимерных пленок.
Материал и методы
Пленки получали методом полива. В ходе эксперимента изучены пленкообразующие свойства полимеров, разрешенных для медицинского применения и широко используемых в производстве таблеток, глазных лекарственных форм, мазей. Это поливиниловый спирт (ПВС), полиакриламид, полимер биорастворимый для лекарственных пленок, производные целлюлозы: оксипропилметилцеллюлоза (ОПМЦ), гидроксипропилметилцеллюлоза (ГПМЦ), метилцеллюлоза (МЦ), натрий-карбоксиметилцеллюлоза (NаКМЦ). Выбор оптимального состава полимерной композиции, обеспечивающего необходимые технологические характеристики, осуществляли в 3 этапа. На первом этапе проводили отбор полимеров-носителей и пластификаторов. Критерием отбора являлись удовлетворительные физические свойства пленок: однородность, толщина (не более 0,3 мм), хорошая отделяемость от подложки, отсутствие разрывов и пор. Пленки на основе полиакриламида и полимера биорастворимого получались хрупкими, поэтому в качестве пластификатора в их состав вводили глицерин. Добавление глицерина сделало пленки эластичными, но при хранении они склеивались. Прозрачные гибкие пленки необходимой толщины (0,05—0,2 мм), хорошо отделяющиеся от подложек, получались из 5—6% раствора ОПМЦ и 10% раствора ПВС. На основах ГПМЦ, МЦ и NаКМЦ эластичные пленки получались после введения 1—3% глицерина. Установлена оптимальная температура сушки пленок 40—60 °С.
Чтобы не травмировать слизистую оболочку, пленки должны быстро превращаться в мягкий гель, время их растворения в секрете слизистой оболочки не должно превышать 30 мин. Поэтому на следующем этапе было изучено такое важное свойство пленок, как растворимость. Для производных целлюлозы время растворения пленок в зависимости от их толщины колебалось в пределах 3—30 мин. Пленки из ПВС набухали, увеличиваясь в размере, но не растворялись в воде. Попытка создания комбинированной основы с водорастворимыми полимерами не решила проблему растворения пленок ПВС, поэтому из дальнейших исследований они были исключены. Поскольку в оториноларингологии желательно применение лишь тех препаратов, которые не оказывают негативного влияния на мерцательный эпителий, изучено действие полимерных матриц на его транспортную функцию. С использованием биологической модели (эпителия пищевода лягушки) установлено отсутствие токсического действия основ пленок на двигательную активность эпителия. В результате выбраны оптимальные композиции полимерных матриц на основе ОПМЦ, ГПМЦ, МЦ и NаКМЦ с большим диапазоном толщины и растворимости, что позволило в дальнейшем получить пленки с различными лекарственными веществами и необходимыми свойствами.
Выбор качественного и количественного состава лекарственных пленок проводили с учетом физико-химических свойств, терапевтического действия лекарственных веществ, их влияния на транспортную функцию мерцательного эпителия. При разработке пленок с антибиотиками использованы композиции, позволяющие получить тонкие, быстро растворяющиеся пленки. Для пленок с высоким содержанием лекарственных средств применялись составы, предупреждающие кристаллизацию веществ на поверхности. В целях повышения биологической доступности малорастворимого диазолина в полимерные матрицы ввели активатор всасывания — диметилсульфоксид.
Результаты и обсуждение
В результате биофармацевтических исследований с использованием метода диффузии в агар, теста «Растворение» в приборе «Вращающаяся корзинка», метода диализа через полупроницаемую мембрану для каждого лекарственного средства выбраны полимеры-носители, разработаны оптимальные составы, обеспечивающие высокую терапевтическую активность и стабильность в процессе хранения. Разработаны технология, методики анализа (микробиологические, химические, физико-химические) и показатели качества пленок: описание, подлинность, средняя масса пленки и однородность по массе, потеря в массе при высушивании, растворимость, значение рН водного раствора, микробиологическая чистота, количественное определение, однородность дозирования, дисперсионный состав. Установлена стабильность пленок в течение 12—36 мес хранения в сухом, защищенном от света месте (см. таблицу).
В опытах на лягушках установлено локальное действие лекарственных веществ в пленках. При остановке мерцательного движения в месте расположения пленки двигательная активность вокруг нее сохранялась. В отличие от водных растворов димедрола, вызывавших у лягушек остановку сердца, при использовании пленок общетоксического действия лекарственного вещества не наблюдалось. Лечебный эффект пленок в 3—4 раза продолжительнее по сравнению с водными растворами.
Проведенные фармакоэкономические исследования показали преимущества использования полимерных пленок для лечения травматического ринита по сравнению с назальным спреем. Срок лечения сократился на 3 дня.
Заключение
Таким образом, разработаны и изучены полимерные пленки для лечения ринитов, позволяющие локализовать и пролонгировать действие лекарственных веществ, сократить количество процедур и повысить эффективность лечения.
Конфликт интересов отсутствует.
Участие авторов:
Концепция и дизайн исследования, сбор и обработка материала, статистическая обработка: С.П., Л.Е.
Написание текста: Л.Е.
Редактирование: С.П.