Введение
Психическое здоровье играет ключевую роль в общем состоянии здоровья человека, дополняя его физическое благополучие, способствуя успешной реализации умственной деятельности, адаптации и благоприятному взаимодействию с окружающей средой, а также ощущению удовлетворенности жизнью [1]. Стресс как растущее явление современного общества, особенно среди студентов, стал одной из ключевых проблем здравоохранения [2, 3]. В период обучения студенты часто сталкиваются с высоким уровнем стресса, что подтверждается многими исследованиями. Именно студенты вузов и колледжей особенно уязвимы в области психического здоровья, демонстрируя высокий уровень стресса, что может негативно сказываться на их не только психическом, но и физическом здоровье, влияя на поведение и образ жизни [2, 4, 5].
Поступление в вузы и колледжи является поворотным этапом в жизни молодых людей, что несет в себе множество проблем как психологического, так и физического характера [4, 6, 7]. Многочисленные исследования показывают, что студенты испытывают более высокий уровень стресса по сравнению с другими возрастными группами, распространенность которого доходит до 90% в разных странах [5, 8].
Высокий уровень психологического дистресса у студентов может быть обусловлен как внешними, так и внутренними факторами [9]. Из внешних факторов важную роль играют социально-экономические условия, культурные и гендерные различия, а также поддержка со стороны семьи и окружения [9, 10]. Внутренние факторы включают в себя личностно-психологические характеристики, психическую устойчивость, религиозную и духовную ориентацию [9]. Так, иранское исследование показало положительную связь между религиозными и жизненными установками и психологическим благополучием [1, 11]. Согласно систематическому обзору, взаимосвязь духовности, отношения к религии и стресса может также зависеть от культурных и региональных условий [12]. Анализ результатов исследований, проведенных в разных культурных средах, показал, что студенты из Армении, Татарстана и Турции опираются на внесубъектный ресурс религиозной поддержки в стрессовых ситуациях, а в трудных ситуациях армянские и татарские студенты обращаются к церкви. В то же время русские студенты по большей части не считают религию смысловой и жизненной ориентацией [13, 14] и в стрессовой ситуации чаще всего проводят время в социальных сетях, выбирают компьютерные игры, отдают предпочтение вредным привычкам [15].
Цель исследования — определить факторы риска, влияющие на уровень стресса у студентов, с учетом социально-демографической характеристики, самооценки качества и образа жизни, социально-психологических особенностей и религиозных убеждений.
Материалы и методы
Исследование осуществлялось на базе технологического института пищевой промышленности ФГБОУ ВО КемГУ Минобрнауки России в 2022 г. Всего опрошено 626 студентов очной и заочной форм обучения — 205 (32,8%) мужчин и 421 (67,2%) женщина, средний возраст 21,4±4,5 года. Преобладающее большинство студентов выборки не старше 25 лет, что является типичным для студенческой молодежи Российской Федерации.
Исследование одобрено Этическим комитетом ФГБОУ ВО КемГУ Минобрнауки России (протокол №7 от 05.09.2023). До проведения исследования получено письменное информированное добровольное согласие от всех участников исследования.
Протокол исследования представлен ранее [16]. Исследование выполнено в соответствии со стандартами надлежащей клинической практики (Good Clinical Practice) и принципами Хельсинкской декларации. Все студенты, давшие согласие на участие, включены в исследование.
Уровень стресса определяли с помощью вопросника PSS (Perceived Stress Scale) с оценкой по школе Коена (Cohen’s Stress Scale) [17]. Группировка стресса проведена по третилям суммарных баллов: «Низкий» стресс — до 13, «Средний» — 14—20, «Высокий» — 21 балл и выше.
Из социально-демографических характеристик учитывали: возраст, пол, гражданство, семейное положение, условия проживания, курс и форму обучения, доход, трудовую занятость. Уровень дохода оценивали по согласию респондента на основании высказываний, описывающих финансовые возможности семьи.
Из социально-психологических характеристик учитывали следующие показатели: удовлетворенность качеством жизни, перспективы на профессиональное будущее, взаимоотношения с родителями, преподавателями, сокурсниками, возможность поддержки от близких и друзей, внеучебное времяпрепровождение, отношение к религии.
Для снижения мультколлинеарности в регрессионном анализе и сокращения размерности данных по ряду переменных проведено группирование с помощью факторного анализа (метода главных компонент). Так, 20 вопросов об интересах в свободное время сведены в 6 групп, условно обозначенных: «Интеллигент» — чтение книг и журналов, посещение концертов, театров, музеев, выставок, кино, религиозных учреждений, повышение образования и квалификации, домашнее хобби; «Тусовщик» — посещение ночных клубов, развлекательных мероприятий, кино, кафе, времяпрепровождение на природе; «IT» — времяпрепровождение за компьютером, в интернете, с друзьями, увлечение музыкой, фильмами; «Кружковец» — повышение образования и квалификации, посещение собраний и общественных организаций, занятия в кружках и клубах по интересам, общение с друзьями; «Домосед» — повышение уровня образования и квалификации, работа по дому, просмотр телевизора; «Спортсмен» — занятия спортом, домашним хобби.
С помощью факторного анализа 3 вопроса об отношениях с родителями, преподавателями и однокурсниками объединены в переменную, характеризующую отношения с окружающими в целом, с группировкой по третилям факторных нагрузок: «Хорошие», «Средние», «Плохие».
С помощью факторного анализа 5 вопросов об удовлетворенности материальным положением, питанием, одеждой, состоянием здоровья, жизнью в целом объединены в переменную, характеризующую общую удовлетворенность качеством жизни, с группировкой по третилям факторных нагрузок: «Низко», «Средне», «Высоко».
Статистический анализ. Для оценки статистической значимости различий частот использовали критерий χ2 Пирсона. Так как итоговая переменная стресса представлена тремя порядковыми категориями, то для оценки связи стресса с предикторами применялась порядковая регрессия с расчетом отношений шансов (ОШ) и 95% доверительного интервала (ДИ). Результаты регрессионного анализа корректировались на пол, курс обучения, семейное положение, уровень дохода студентов. Статистический анализ проведен в программе SPSS Statistics, версия 22. Критический уровень статистической значимости 0,05.
Результаты
Согласно группировке уровня стресса (по третилям баллов), низкий уровень характерен для 30,2% учащихся, средний — для 35,3%, а высокий — для 34,5%. Из социально-демографических характеристик статистически значимые ассоциации со стрессом отмечаются по полу, уровню дохода и семейному положению. У женщин отмечена более высокая вероятность стресса по сравнению с мужчинами (ОШ=2,56; 1,82—3,60). Высокий уровень дохода ассоциируется с более низкими показателями стресса (ОШ=0,43; 0,28—0,66). По сравнению с проживанием вместе с родителями ниже уровень стресса у лиц, проживающих отдельной семьей (ОШ=0,52; 0,28—0,95), с друзьями (ОШ=0,53; 0,29—0,97) или самостоятельно (ОШ=0,56; 0,32—0,98).
Показатели уровня стресса учащихся в зависимости от самооценки качества жизни и социально-психологических характеристик представлены в табл. 1. Ухудшение оценки качества жизни по всем категориям (материальное положение, состояние здоровья, питание, одежда и удовлетворенность жизнью) статистически значимо ассоциируется (везде p<0,001) с увеличением уровня стресса. При осложнении отношений с родителями, преподавателями и однокурсниками увеличивается доля лиц с высоким уровнем стресса (везде p<0,001).
Таблица 1. Уровень стресса в зависимости от самооценки качества жизни и социально-психологической характеристики личности студентов
Группа, n | Уровень стресса, % (n) | p | ||
низкий | средний | высокий | ||
Материальное положение | ||||
хорошее, 296 | 38,5 (114) | 35,8 (106) | 25,7 (76) | <0,001 |
удовлетворительное, 281 | 25,3 (71) | 35,9 (101) | 38,8 (109) | |
плохое, 49 | 8,2 (4) | 28,6 (14) | 63,3 (31) | |
Питание | ||||
хорошее, 421 | 35,9 (151) | 37,5 (158) | 26,6 (112) | <0,001 |
удовлетворительное, 173 | 20,2 (35) | 31,8 (55) | 48,0 (83) | |
плохое, 32 | 9,4 (3) | 25 (8) | 65,6 (21) | |
Возможность хорошо одеваться | ||||
хорошая, 433 | 35,3 (153) | 38,1 (165) | 26,6 (115) | <0,001 |
удовлетворительная, 86 | 19,4 (936) | 29 (54) | 51,6 (96) | |
плохая, 7 | 0 (0) | 28,6 (2) | 71,4 (5) | |
Состояние здоровья | ||||
хорошее, 271 | 42,4 (115) | 40,2 (109) | 17,3 (47) | <0,001 |
удовлетворительное, 294 | 22,8 (67) | 35,4 (104) | 41,8 (123) | |
плохое, 61 | 11,5 (7) | 13,1 (8) | 75,4 (46) | |
Жизнь складывается… | ||||
хорошо, 370 | 42,4 (157) | 39,2 (145) | 18,4 (68) | <0,001 |
удовлетворительно, 224 | 13,8 (31) | 32,6 (73) | 53,6 (120) | |
плохо, 32 | 3,1 (1) | 9,4 (3) | 87,5 (28) | |
Отношения с родителями | ||||
хорошие, 388 | 38,8 (150) | 36,2 (140) | 25,4 (98) | <0,001 |
нормальные, 176 | 18,2 (32) | 34,7 (61) | 47,2 (83) | |
разные с матерью и отцом, 44 | 15,9 (7) | 23,3 (12) | 56,8 (25) | |
плохие, напряженные, 8 | 0 (0) | 62,5 (5) | 37,3 (3) | |
нет родителей, 10 | 0 (0) | 30 (3) | 70 (7) | |
Отношения с преподавателями | ||||
хорошие, 332 | 35,5 (118) | 38,9 (129) | 25,6 (85) | <0,001 |
нормальные, 218 | 24,3 (53) | 34,4 (75) | 41,3 (90) | |
разные, в зависимости от предмета, 76 | 23,7 (18) | 22,4 (17) | 53,9 (4) | |
Отношения в группе (на курсе) | ||||
хорошие, 340 | 36,5 (124) | 36,8 (125) | 26,8 (91) | <0,001 |
нормальные, 286 | 23 (65) | 34 (96) | 43 (125) | |
В случае неприятностей и проблем рассчитываю на… | ||||
мне все помогут, 148 | 36,5 (54) | 38,5 (57) | 25 (37) | 0, 021 |
семью и родственников, 294 | 32 (94) | 34,7 (102) | 33,3 (98) | |
друзей и знакомых, 91 | 23,1 (21) | 35,2 (32) | 41,8 (38) | |
я все решаю сам(а), 85 | 23,5 (20) | 31,8 (27) | 44,7 (38) | |
мне не к кому обратиться, 8 | 0 | 37,5 (3) | 62,5 (5) | |
Перспективы трудоустройства после окончания вуза | ||||
я знаю, где буду работать, 135 | 42,2 (57) | 38,5 (52) | 19,3 (26) | <0,001 |
у меня есть варианты трудоустройства, 317 | 31,9 (101) | 33,1 (105) | 35 (111) | |
не задумывался над этим, 117 | 23,1 (27) | 35,9 (42) | 41 (48) | |
возможно, я не смогу найти работу, 57 | 7 (4) | 38,6 (32) | 54,4 (31) | |
Отношение к религии | ||||
верующий, 298 | 34,2 (102) | 39,3 (117) | 26,5 (79) | <0,001 |
неверующий, 328 | 26,5 (87) | 31,7 (104) | 41,8 (137) |
Среди студентов, имеющих возможность в случае проблем и неприятностей рассчитывать на всех в своем окружении, доля лиц с высоким уровнем стресса (25,0%) ниже по сравнению с теми, кто может рассчитывать только на семью и родственников (33,3%), на друзей и знакомых (41,8%) или только на себя (44,7%), p<0,021.
Оценка планов на будущее в отношении трудоустройства после окончания вуза показала, что чем более благоприятные и четкие перспективы, тем меньшая доля студентов характеризуются высоким уровнем стресса (p<0,001).
Среди верующих студентов ниже доля лиц с высоким уровнем стресса (26,5%) по сравнению с неверующими (41,8%), p<0,001, а студенты, исповедующие ислам и буддизм, реже (p<0,001) попадают в группу высокого стресса (12,5%) по сравнению с приверженцами христианской религии (32,3%) и, конечно же, с лицами, не относящими себя к какому-либо вероисповеданию (40,2%).
В табл. 2 представлены ассоциации стресса с образом и качеством жизни в многофакторном регрессионном анализе. Полученные результаты подтверждают все ассоциации, выявленные в рамках однофакторного анализа (см. табл. 1). Так, в отношении перспектив трудоустройства чем меньше вариантов и уверенности в поиске работы, тем выше вероятность увеличения уровня стресса во всей популяции, но в большей части за счет женской популяции. Однако наибольшая вероятность увеличения уровня стресса выявлена у студентов, ответивших, что «возможно, не найдут работы после окончания вуза» (ОШ=4,56; 2,45—8,46).
Таблица 2. Ассоциации уровня стресса с социальной характеристикой
Социальная характеристика | Общая выборка | Мужчины | Женщины |
ОШ (95% ДИ) | |||
Хобби | |||
«Интеллигент» | 0,92 (0,65—1,30) | 1,13 (0,59—2,14) | 0,84 (0,56—1,27) |
«Тусовщик» | 0,87 (0,62—1,21) | 0,92 (0,49—1,71) | 0,83 (0,56—1,24) |
«IT» | 1,29 (0,94—1,77) | 1,06 (0,61—1,84) | 1,41 (0,94—2,09) |
«Кружок» | 0,70 (0,48—1,02) | 1,30 (0,68—2,47) | 0,51 (0,32—0,81) |
«Дом» | 0,72 (0,52—1,01) | 1,30 (0,68—2,15) | 0,60 (0,40—0,88) |
«Спорт» | 0,84 (0,61—1,15) | 0,95 (0,55—1,63) | 0,77 (0,52—1,14) |
Трудоустройство (референс «Я знаю, где буду работать») | |||
несколько вариантов | 1,68 (1,13—2,49) | 0,88 (0,45—1,72) | 2,30 (1,41—3,76) |
не думал об этом | 2,24 (1,38—3,62) | 0,94 (0,39—2,27) | 3,36 (1,87—6,04) |
возможно, не найду | 4,56 (2,45—8,46) | 2,79 (1,02—7,61) | 6,17 (2,79—13,65) |
Удовлетворение жизнью (референс «Низкое)» | |||
среднее | 2,62 (1,80—3,79) | 1,65 (0,86—3,17) | 3,28 (2,08—5,17) |
высокое | 6,03 (4,03—9,04) | 6,18 (3,08—12,41) | 6,08 (3,67—10,06) |
Отношения (референс «Хорошие») | |||
средние | 1,55 (1,09—2,21) | 0,86 (0,47—1,60) | 2,09 (1,35—3,24) |
плохие | 2,71 (1,86—3,94) | 1,97 (1,02—3,79) | 3,25 (2,05—5,16) |
Помощь (референс «Все помогут») | |||
родственники | 1,11 (0,76—1,62) | 1,00 (0,53—1,91) | 1,20 (0,75—1,92) |
друзья | 2,04 (1,24—3,36) | 1,42 (0,68—2,97) | 2,74 (1,37—5,46) |
не обращаюсь | 1,73 (1,03—2,90) | 1,64 (0,65—4,12) | 1,85 (0,98—3,48) |
никто | 5,38 (1,29—22,48) | 2,35 (0,41—13,45) | — |
Религия «Не верит» | 1,46 (1,08—1,97) | 1,79 (1,05—3,06) | 1,31 (0,91—1,90) |
Религия (референс «Не верит») | |||
христианство | 0,75 (0,54—1,03) | 0,49 (0,26—0,96) | 0,85 (0,58—1,23) |
другая религия | 0,54 (0,32—0,91) | 0,50 (0,26—0,99) | 0,48 (0,18—1,27) |
Чем ниже показатель общей удовлетворенности жизнью, тем больше вероятность повышения уровня стресса, в основном за счет женщин, а самая низкая оценка удовлетворенности жизнью значимо ассоциируется с увеличением уровня стресса для всех студентов, независимо от пола. Ухудшение взаимоотношений с окружающими также увеличивает шансы высокого уровня стресса, особенно если отношения оцениваются студентами как плохие.
По сравнению со студентами, рассчитывающими на поддержку всех в случае необходимости, выше уровень стресса у лиц, рассчитывающих на помощь только друзей (ОШ=4,56; 2,45—8,46), самостоятельно решающих все свои проблемы (ОШ=1,73; 1,03—2,90), не имеющих никакой поддержки (ОШ=5,38; 1,29—22,48). У женщин ассоциации статистически значимы лишь в случае обращения за поддержкой к друзьям, в мужской популяции связь незначима.
Отношение к религии ассоциируется с уровнем стресса. Так, неверующие студенты характеризуются более высоким уровнем стресса по сравнению с верующими (ОШ=1,46; 1,08—1,97). Данная связь характерна для мужчин, но не для женщин. Выявлена связь стресса с конкретными религиозными учениями в общей выборке мужчин, но не женщин.
Из выделенных 6 групп предпочитаемого досуга студентов статистически значимые ассоциации со стрессом выявлены для «Кружковцев» (ОШ=0,51; 0,32—0,81), «Домоседов» (ОШ=0,60; 0,40—0,88) и только в женской популяции.
Обсуждение
В рамках исследования установлено, что у студенток уровень стресса значительно выше по сравнению со студентами-мужчинами. Эти данные согласуются с результатами предыдущих исследований, указывающими на повышенную эмоциональную восприимчивость женщин [18], что может быть обусловлено более высокой степенью вовлеченности в социальные, академические и бытовые задачи.
Результаты исследования показывают, что студенты, оценивающие свое материальное положение как хорошее, испытывают менее выраженный стресс. Аналогичные результаты представлены и в других исследованиях, показавших, что меньший стресс испытывают те студенты, которые выше оценивают свое материальное положение, здоровье и качество жизни [10, 19].
Один из наиболее распространенных психосоциальных факторов — низкий уровень социальной поддержки [20]. Отношения с окружающими, особенно с родителями, преподавателями и однокурсниками, значительно влияют на уровень стресса. Чем хуже оцениваются эти взаимоотношения, тем более высокий уровень стресса мы отмечаем у студентов. Большое количество литературы показывает ощутимую роль семьи в минимизации стресса среди студентов, так как члены семьи служат источником эмоциональной поддержки, которую студенты колледжа не всегда получают в других местах [10, 21]. Однако, как отмечают некоторые исследования, семейственность может противоречить потребности молодых людей в самостоятельности как части их развития и вызывать психологический дискомфорт [22], что и показано в нашем исследовании, когда проживание отдельно от родителей, напротив, оказалось фактором, снижающим уровень стресса. Кроме того, дружеские отношения со сверстниками и поддержка с их стороны в свою очередь могут быть эффективными в укреплении социальных сетей и помощи в адаптации [23].
Ключевую роль в уменьшении стресса играет уверенность в поддержке и помощи окружения. Студенты, которые знают, что могут рассчитывать на помощь близких и друзей, особенно в случае неприятностей и проблем, реже испытывают стресс по сравнению с теми, кто рассчитывает только на себя или не имеет поддержки вовсе, что и представлено в нашем исследовании и подтверждается другими исследованиями [10, 21].
Как показало наше исследование, студенты (женщины в первую очередь), уверенные в своем будущем и имеющие четкие и благоприятные перспективы трудоустройства после окончания вуза, реже испытывают стресс, что согласуется с другими аналогичными исследованиями [24, 25].
Анализ предпочтений в досуге показал, что у студентов женского пола приверженность проведению времени в кружках и дома (обучение, домашние увлечения, домашние телевизионные просмотры) ассоциируется с более низким уровнем стресса. Это означает, что участие в организованных досуговых мероприятиях и наличие комфортного домашнего пространства могут значимо снижать стрессовую нагрузку. Для студентов мужского пола такой связи мы не выявили, что, вероятнее всего, указывает на разницу в потребностях и предпочтениях гендерных групп. Помимо нашего исследования, анализ результатов, полученных среди студентов в других городах и странах, также подтвердил, что внеклассные занятия или хобби, включающие музыку, физические упражнения, общение с близкими людьми и другие увлечения, связаны со снижением уровня стресса и выгорания [1, 18, 20, 26].
Интересным результатом исследования является полученная связь между религиозной ориентацией и уровнем стресса. Так, «верующие» студенты, отмечают значительно более низкий уровень стресса по сравнению с «неверующими». На удивление, у лиц мужского пола приверженность религии имеет наибольшее значение в снижении уровня стресса, что, скорее всего, говорит о существенно меньшем количестве социальных контактов в мужской популяции по сравнению с женской. Соответственно, чтобы почерпнуть силы для преодоления трудностей, найти смысл в сложных ситуациях, понимание и утешение, недополученные среди близкого окружения, люди часто обращаются к духовным убеждениям и вере. Кроме того, религиозные или духовные организации часто обеспечивают чувство общности и поддержки. Немногочисленные исследования в данной области показывают, что для верующих студентов, особенно приверженцев ислама и буддизма, характерны более низкие уровни стресса по сравнению с неверующими [1]. Участие в религиозных ритуалах, молитвы или медитации помогают людям чувствовать себя спокойными и устойчивыми перед лицом стресса [9, 11, 27].
Заключение
В целом результаты нашего исследования подчеркивают многофакторную природу стресса у студентов и позволяют охарактеризовать зависимость стресса от социально-демографических характеристик, качества жизни, уровня взаимоотношений с окружающими, особенностей времяпрепровождения, религиозности. Полученные данные подтверждают важность комплексного подхода к изучению и поддержке психического здоровья студентов. Необходимы интервенции, учитывающие гендерные и социально-экономические особенности, а также психологические и культурные аспекты жизни студентов. Программы поддержки должны включать карьерное консультирование, укрепление социальных связей и поддержку религиозных и духовных практик, что может способствовать снижению уровня стресса и улучшению общего благополучия и ментального здоровья студентов.
Вклад авторов: концепция и дизайн исследования — Максимов С.А., Котова М.Б., Куракин М.С.; сбор и обработка материала — Куракин М.С., Костина Н.Г., Максимов С.А.; статистический анализ данных — Максимов С.А.; написание текста — Котова М.Б., Максимов С.А., Тахиров Р.А.; научное редактирование — Драпкина О.М.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Authors contribution: study design and concept — Maksimov S.A., Kotova M.B., Kurakin M.S.; data collection and processing — Kurakin M.S., Kostina N.G., Maksimov S.A.; statistical analysis — Maksimov S.A.; text writing — Kotova M.B., Maksimov S.A. Takhirov R.A.; scientific editing — Drapkina O.M.