Котова М.Б.

ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр терапии и профилактической медицины» Минздрава России

Максимов С.А.

ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр терапии и профилактической медицины» Минздрава России

Куракин М.С.

ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет» Минобрнауки России

Костина Н.Г.

ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет» Минобрнауки России

Тахиров Р.А.

ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова» Минздрава России (Сеченовский Университет)

Драпкина О.М.

ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр терапии и профилактической медицины» Минздрава России;
ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова» Минздрава России

Социально-психологические и личностные факторы риска развития стресса у студентов

Авторы:

Котова М.Б., Максимов С.А., Куракин М.С., Костина Н.Г., Тахиров Р.А., Драпкина О.М.

Подробнее об авторах

Прочитано: 566 раз


Как цитировать:

Котова М.Б., Максимов С.А., Куракин М.С., Костина Н.Г., Тахиров Р.А., Драпкина О.М. Социально-психологические и личностные факторы риска развития стресса у студентов. Профилактическая медицина. 2025;28(6):81‑87.
Kotova MB, Maksimov SA, Kurakin MS, Kostina NG, Takhirov RA, Drapkina OM. Socio-psychological and personal risk factors of stress development in students. Russian Journal of Preventive Medicine. 2025;28(6):81‑87. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/profmed20252806181

Рекомендуем статьи по данной теме:
Стресс и сон: ней­ро­би­оло­ги­чес­кие ас­пек­ты и сов­ре­мен­ные воз­мож­нос­ти те­ра­пии ин­сом­нии. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Спец­вы­пус­ки. 2025;(5-2):14-21
Рус­ско­языч­ная вер­сия шка­лы деп­рес­сии, тре­во­ги и стрес­са. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2025;(5):103-107

Введение

Психическое здоровье играет ключевую роль в общем состоянии здоровья человека, дополняя его физическое благополучие, способствуя успешной реализации умственной деятельности, адаптации и благоприятному взаимодействию с окружающей средой, а также ощущению удовлетворенности жизнью [1]. Стресс как растущее явление современного общества, особенно среди студентов, стал одной из ключевых проблем здравоохранения [2, 3]. В период обучения студенты часто сталкиваются с высоким уровнем стресса, что подтверждается многими исследованиями. Именно студенты вузов и колледжей особенно уязвимы в области психического здоровья, демонстрируя высокий уровень стресса, что может негативно сказываться на их не только психическом, но и физическом здоровье, влияя на поведение и образ жизни [2, 4, 5].

Поступление в вузы и колледжи является поворотным этапом в жизни молодых людей, что несет в себе множество проблем как психологического, так и физического характера [4, 6, 7]. Многочисленные исследования показывают, что студенты испытывают более высокий уровень стресса по сравнению с другими возрастными группами, распространенность которого доходит до 90% в разных странах [5, 8].

Высокий уровень психологического дистресса у студентов может быть обусловлен как внешними, так и внутренними факторами [9]. Из внешних факторов важную роль играют социально-экономические условия, культурные и гендерные различия, а также поддержка со стороны семьи и окружения [9, 10]. Внутренние факторы включают в себя личностно-психологические характеристики, психическую устойчивость, религиозную и духовную ориентацию [9]. Так, иранское исследование показало положительную связь между религиозными и жизненными установками и психологическим благополучием [1, 11]. Согласно систематическому обзору, взаимосвязь духовности, отношения к религии и стресса может также зависеть от культурных и региональных условий [12]. Анализ результатов исследований, проведенных в разных культурных средах, показал, что студенты из Армении, Татарстана и Турции опираются на внесубъектный ресурс религиозной поддержки в стрессовых ситуациях, а в трудных ситуациях армянские и татарские студенты обращаются к церкви. В то же время русские студенты по большей части не считают религию смысловой и жизненной ориентацией [13, 14] и в стрессовой ситуации чаще всего проводят время в социальных сетях, выбирают компьютерные игры, отдают предпочтение вредным привычкам [15].

Цель исследования — определить факторы риска, влияющие на уровень стресса у студентов, с учетом социально-демографической характеристики, самооценки качества и образа жизни, социально-психологических особенностей и религиозных убеждений.

Материалы и методы

Исследование осуществлялось на базе технологического института пищевой промышленности ФГБОУ ВО КемГУ Минобрнауки России в 2022 г. Всего опрошено 626 студентов очной и заочной форм обучения — 205 (32,8%) мужчин и 421 (67,2%) женщина, средний возраст 21,4±4,5 года. Преобладающее большинство студентов выборки не старше 25 лет, что является типичным для студенческой молодежи Российской Федерации.

Исследование одобрено Этическим комитетом ФГБОУ ВО КемГУ Минобрнауки России (протокол №7 от 05.09.2023). До проведения исследования получено письменное информированное добровольное согласие от всех участников исследования.

Протокол исследования представлен ранее [16]. Исследование выполнено в соответствии со стандартами надлежащей клинической практики (Good Clinical Practice) и принципами Хельсинкской декларации. Все студенты, давшие согласие на участие, включены в исследование.

Уровень стресса определяли с помощью вопросника PSS (Perceived Stress Scale) с оценкой по школе Коена (Cohen’s Stress Scale) [17]. Группировка стресса проведена по третилям суммарных баллов: «Низкий» стресс — до 13, «Средний» — 14—20, «Высокий» — 21 балл и выше.

Из социально-демографических характеристик учитывали: возраст, пол, гражданство, семейное положение, условия проживания, курс и форму обучения, доход, трудовую занятость. Уровень дохода оценивали по согласию респондента на основании высказываний, описывающих финансовые возможности семьи.

Из социально-психологических характеристик учитывали следующие показатели: удовлетворенность качеством жизни, перспективы на профессиональное будущее, взаимоотношения с родителями, преподавателями, сокурсниками, возможность поддержки от близких и друзей, внеучебное времяпрепровождение, отношение к религии.

Для снижения мультколлинеарности в регрессионном анализе и сокращения размерности данных по ряду переменных проведено группирование с помощью факторного анализа (метода главных компонент). Так, 20 вопросов об интересах в свободное время сведены в 6 групп, условно обозначенных: «Интеллигент» — чтение книг и журналов, посещение концертов, театров, музеев, выставок, кино, религиозных учреждений, повышение образования и квалификации, домашнее хобби; «Тусовщик» — посещение ночных клубов, развлекательных мероприятий, кино, кафе, времяпрепровождение на природе; «IT» — времяпрепровождение за компьютером, в интернете, с друзьями, увлечение музыкой, фильмами; «Кружковец» — повышение образования и квалификации, посещение собраний и общественных организаций, занятия в кружках и клубах по интересам, общение с друзьями; «Домосед» — повышение уровня образования и квалификации, работа по дому, просмотр телевизора; «Спортсмен» — занятия спортом, домашним хобби.

С помощью факторного анализа 3 вопроса об отношениях с родителями, преподавателями и однокурсниками объединены в переменную, характеризующую отношения с окружающими в целом, с группировкой по третилям факторных нагрузок: «Хорошие», «Средние», «Плохие».

С помощью факторного анализа 5 вопросов об удовлетворенности материальным положением, питанием, одеждой, состоянием здоровья, жизнью в целом объединены в переменную, характеризующую общую удовлетворенность качеством жизни, с группировкой по третилям факторных нагрузок: «Низко», «Средне», «Высоко».

Статистический анализ. Для оценки статистической значимости различий частот использовали критерий χ2 Пирсона. Так как итоговая переменная стресса представлена тремя порядковыми категориями, то для оценки связи стресса с предикторами применялась порядковая регрессия с расчетом отношений шансов (ОШ) и 95% доверительного интервала (ДИ). Результаты регрессионного анализа корректировались на пол, курс обучения, семейное положение, уровень дохода студентов. Статистический анализ проведен в программе SPSS Statistics, версия 22. Критический уровень статистической значимости 0,05.

Результаты

Согласно группировке уровня стресса (по третилям баллов), низкий уровень характерен для 30,2% учащихся, средний — для 35,3%, а высокий — для 34,5%. Из социально-демографических характеристик статистически значимые ассоциации со стрессом отмечаются по полу, уровню дохода и семейному положению. У женщин отмечена более высокая вероятность стресса по сравнению с мужчинами (ОШ=2,56; 1,82—3,60). Высокий уровень дохода ассоциируется с более низкими показателями стресса (ОШ=0,43; 0,28—0,66). По сравнению с проживанием вместе с родителями ниже уровень стресса у лиц, проживающих отдельной семьей (ОШ=0,52; 0,28—0,95), с друзьями (ОШ=0,53; 0,29—0,97) или самостоятельно (ОШ=0,56; 0,32—0,98).

Показатели уровня стресса учащихся в зависимости от самооценки качества жизни и социально-психологических характеристик представлены в табл. 1. Ухудшение оценки качества жизни по всем категориям (материальное положение, состояние здоровья, питание, одежда и удовлетворенность жизнью) статистически значимо ассоциируется (везде p<0,001) с увеличением уровня стресса. При осложнении отношений с родителями, преподавателями и однокурсниками увеличивается доля лиц с высоким уровнем стресса (везде p<0,001).

Таблица 1. Уровень стресса в зависимости от самооценки качества жизни и социально-психологической характеристики личности студентов

Группа, n

Уровень стресса, % (n)

p

низкий

средний

высокий

Материальное положение

хорошее, 296

38,5 (114)

35,8 (106)

25,7 (76)

<0,001

удовлетворительное, 281

25,3 (71)

35,9 (101)

38,8 (109)

плохое, 49

8,2 (4)

28,6 (14)

63,3 (31)

Питание

хорошее, 421

35,9 (151)

37,5 (158)

26,6 (112)

<0,001

удовлетворительное, 173

20,2 (35)

31,8 (55)

48,0 (83)

плохое, 32

9,4 (3)

25 (8)

65,6 (21)

Возможность хорошо одеваться

хорошая, 433

35,3 (153)

38,1 (165)

26,6 (115)

<0,001

удовлетворительная, 86

19,4 (936)

29 (54)

51,6 (96)

плохая, 7

0 (0)

28,6 (2)

71,4 (5)

Состояние здоровья

хорошее, 271

42,4 (115)

40,2 (109)

17,3 (47)

<0,001

удовлетворительное, 294

22,8 (67)

35,4 (104)

41,8 (123)

плохое, 61

11,5 (7)

13,1 (8)

75,4 (46)

Жизнь складывается…

хорошо, 370

42,4 (157)

39,2 (145)

18,4 (68)

<0,001

удовлетворительно, 224

13,8 (31)

32,6 (73)

53,6 (120)

плохо, 32

3,1 (1)

9,4 (3)

87,5 (28)

Отношения с родителями

хорошие, 388

38,8 (150)

36,2 (140)

25,4 (98)

<0,001

нормальные, 176

18,2 (32)

34,7 (61)

47,2 (83)

разные с матерью и отцом, 44

15,9 (7)

23,3 (12)

56,8 (25)

плохие, напряженные, 8

0 (0)

62,5 (5)

37,3 (3)

нет родителей, 10

0 (0)

30 (3)

70 (7)

Отношения с преподавателями

хорошие, 332

35,5 (118)

38,9 (129)

25,6 (85)

<0,001

нормальные, 218

24,3 (53)

34,4 (75)

41,3 (90)

разные, в зависимости от предмета, 76

23,7 (18)

22,4 (17)

53,9 (4)

Отношения в группе (на курсе)

хорошие, 340

36,5 (124)

36,8 (125)

26,8 (91)

<0,001

нормальные, 286

23 (65)

34 (96)

43 (125)

В случае неприятностей и проблем рассчитываю на…

мне все помогут, 148

36,5 (54)

38,5 (57)

25 (37)

0, 021

семью и родственников, 294

32 (94)

34,7 (102)

33,3 (98)

друзей и знакомых, 91

23,1 (21)

35,2 (32)

41,8 (38)

я все решаю сам(а), 85

23,5 (20)

31,8 (27)

44,7 (38)

мне не к кому обратиться, 8

0

37,5 (3)

62,5 (5)

Перспективы трудоустройства после окончания вуза

я знаю, где буду работать, 135

42,2 (57)

38,5 (52)

19,3 (26)

<0,001

у меня есть варианты трудоустройства, 317

31,9 (101)

33,1 (105)

35 (111)

не задумывался над этим, 117

23,1 (27)

35,9 (42)

41 (48)

возможно, я не смогу найти работу, 57

7 (4)

38,6 (32)

54,4 (31)

Отношение к религии

верующий, 298

34,2 (102)

39,3 (117)

26,5 (79)

<0,001

неверующий, 328

26,5 (87)

31,7 (104)

41,8 (137)

Среди студентов, имеющих возможность в случае проблем и неприятностей рассчитывать на всех в своем окружении, доля лиц с высоким уровнем стресса (25,0%) ниже по сравнению с теми, кто может рассчитывать только на семью и родственников (33,3%), на друзей и знакомых (41,8%) или только на себя (44,7%), p<0,021.

Оценка планов на будущее в отношении трудоустройства после окончания вуза показала, что чем более благоприятные и четкие перспективы, тем меньшая доля студентов характеризуются высоким уровнем стресса (p<0,001).

Среди верующих студентов ниже доля лиц с высоким уровнем стресса (26,5%) по сравнению с неверующими (41,8%), p<0,001, а студенты, исповедующие ислам и буддизм, реже (p<0,001) попадают в группу высокого стресса (12,5%) по сравнению с приверженцами христианской религии (32,3%) и, конечно же, с лицами, не относящими себя к какому-либо вероисповеданию (40,2%).

В табл. 2 представлены ассоциации стресса с образом и качеством жизни в многофакторном регрессионном анализе. Полученные результаты подтверждают все ассоциации, выявленные в рамках однофакторного анализа (см. табл. 1). Так, в отношении перспектив трудоустройства чем меньше вариантов и уверенности в поиске работы, тем выше вероятность увеличения уровня стресса во всей популяции, но в большей части за счет женской популяции. Однако наибольшая вероятность увеличения уровня стресса выявлена у студентов, ответивших, что «возможно, не найдут работы после окончания вуза» (ОШ=4,56; 2,458,46).

Таблица 2. Ассоциации уровня стресса с социальной характеристикой

Социальная характеристика

Общая выборка

Мужчины

Женщины

ОШ (95% ДИ)

Хобби

«Интеллигент»

0,92 (0,65—1,30)

1,13 (0,59—2,14)

0,84 (0,56—1,27)

«Тусовщик»

0,87 (0,62—1,21)

0,92 (0,49—1,71)

0,83 (0,56—1,24)

«IT»

1,29 (0,94—1,77)

1,06 (0,61—1,84)

1,41 (0,94—2,09)

«Кружок»

0,70 (0,48—1,02)

1,30 (0,68—2,47)

0,51 (0,32—0,81)

«Дом»

0,72 (0,52—1,01)

1,30 (0,68—2,15)

0,60 (0,40—0,88)

«Спорт»

0,84 (0,61—1,15)

0,95 (0,55—1,63)

0,77 (0,52—1,14)

Трудоустройство (референс «Я знаю, где буду работать»)

несколько вариантов

1,68 (1,13—2,49)

0,88 (0,45—1,72)

2,30 (1,41—3,76)

не думал об этом

2,24 (1,38—3,62)

0,94 (0,39—2,27)

3,36 (1,87—6,04)

возможно, не найду

4,56 (2,45—8,46)

2,79 (1,02—7,61)

6,17 (2,79—13,65)

Удовлетворение жизнью (референс «Низкое)»

среднее

2,62 (1,80—3,79)

1,65 (0,86—3,17)

3,28 (2,08—5,17)

высокое

6,03 (4,03—9,04)

6,18 (3,08—12,41)

6,08 (3,67—10,06)

Отношения (референс «Хорошие»)

средние

1,55 (1,09—2,21)

0,86 (0,47—1,60)

2,09 (1,35—3,24)

плохие

2,71 (1,86—3,94)

1,97 (1,02—3,79)

3,25 (2,05—5,16)

Помощь (референс «Все помогут»)

родственники

1,11 (0,76—1,62)

1,00 (0,53—1,91)

1,20 (0,75—1,92)

друзья

2,04 (1,24—3,36)

1,42 (0,68—2,97)

2,74 (1,37—5,46)

не обращаюсь

1,73 (1,03—2,90)

1,64 (0,65—4,12)

1,85 (0,98—3,48)

никто

5,38 (1,29—22,48)

2,35 (0,41—13,45)

Религия «Не верит»

1,46 (1,08—1,97)

1,79 (1,05—3,06)

1,31 (0,91—1,90)

Религия (референс «Не верит»)

христианство

0,75 (0,54—1,03)

0,49 (0,26—0,96)

0,85 (0,58—1,23)

другая религия

0,54 (0,32—0,91)

0,50 (0,26—0,99)

0,48 (0,18—1,27)

Чем ниже показатель общей удовлетворенности жизнью, тем больше вероятность повышения уровня стресса, в основном за счет женщин, а самая низкая оценка удовлетворенности жизнью значимо ассоциируется с увеличением уровня стресса для всех студентов, независимо от пола. Ухудшение взаимоотношений с окружающими также увеличивает шансы высокого уровня стресса, особенно если отношения оцениваются студентами как плохие.

По сравнению со студентами, рассчитывающими на поддержку всех в случае необходимости, выше уровень стресса у лиц, рассчитывающих на помощь только друзей (ОШ=4,56; 2,45—8,46), самостоятельно решающих все свои проблемы (ОШ=1,73; 1,03—2,90), не имеющих никакой поддержки (ОШ=5,38; 1,29—22,48). У женщин ассоциации статистически значимы лишь в случае обращения за поддержкой к друзьям, в мужской популяции связь незначима.

Отношение к религии ассоциируется с уровнем стресса. Так, неверующие студенты характеризуются более высоким уровнем стресса по сравнению с верующими (ОШ=1,46; 1,08—1,97). Данная связь характерна для мужчин, но не для женщин. Выявлена связь стресса с конкретными религиозными учениями в общей выборке мужчин, но не женщин.

Из выделенных 6 групп предпочитаемого досуга студентов статистически значимые ассоциации со стрессом выявлены для «Кружковцев» (ОШ=0,51; 0,32—0,81), «Домоседов» (ОШ=0,60; 0,40—0,88) и только в женской популяции.

Обсуждение

В рамках исследования установлено, что у студенток уровень стресса значительно выше по сравнению со студентами-мужчинами. Эти данные согласуются с результатами предыдущих исследований, указывающими на повышенную эмоциональную восприимчивость женщин [18], что может быть обусловлено более высокой степенью вовлеченности в социальные, академические и бытовые задачи.

Результаты исследования показывают, что студенты, оценивающие свое материальное положение как хорошее, испытывают менее выраженный стресс. Аналогичные результаты представлены и в других исследованиях, показавших, что меньший стресс испытывают те студенты, которые выше оценивают свое материальное положение, здоровье и качество жизни [10, 19].

Один из наиболее распространенных психосоциальных факторов — низкий уровень социальной поддержки [20]. Отношения с окружающими, особенно с родителями, преподавателями и однокурсниками, значительно влияют на уровень стресса. Чем хуже оцениваются эти взаимоотношения, тем более высокий уровень стресса мы отмечаем у студентов. Большое количество литературы показывает ощутимую роль семьи в минимизации стресса среди студентов, так как члены семьи служат источником эмоциональной поддержки, которую студенты колледжа не всегда получают в других местах [10, 21]. Однако, как отмечают некоторые исследования, семейственность может противоречить потребности молодых людей в самостоятельности как части их развития и вызывать психологический дискомфорт [22], что и показано в нашем исследовании, когда проживание отдельно от родителей, напротив, оказалось фактором, снижающим уровень стресса. Кроме того, дружеские отношения со сверстниками и поддержка с их стороны в свою очередь могут быть эффективными в укреплении социальных сетей и помощи в адаптации [23].

Ключевую роль в уменьшении стресса играет уверенность в поддержке и помощи окружения. Студенты, которые знают, что могут рассчитывать на помощь близких и друзей, особенно в случае неприятностей и проблем, реже испытывают стресс по сравнению с теми, кто рассчитывает только на себя или не имеет поддержки вовсе, что и представлено в нашем исследовании и подтверждается другими исследованиями [10, 21].

Как показало наше исследование, студенты (женщины в первую очередь), уверенные в своем будущем и имеющие четкие и благоприятные перспективы трудоустройства после окончания вуза, реже испытывают стресс, что согласуется с другими аналогичными исследованиями [24, 25].

Анализ предпочтений в досуге показал, что у студентов женского пола приверженность проведению времени в кружках и дома (обучение, домашние увлечения, домашние телевизионные просмотры) ассоциируется с более низким уровнем стресса. Это означает, что участие в организованных досуговых мероприятиях и наличие комфортного домашнего пространства могут значимо снижать стрессовую нагрузку. Для студентов мужского пола такой связи мы не выявили, что, вероятнее всего, указывает на разницу в потребностях и предпочтениях гендерных групп. Помимо нашего исследования, анализ результатов, полученных среди студентов в других городах и странах, также подтвердил, что внеклассные занятия или хобби, включающие музыку, физические упражнения, общение с близкими людьми и другие увлечения, связаны со снижением уровня стресса и выгорания [1, 18, 20, 26].

Интересным результатом исследования является полученная связь между религиозной ориентацией и уровнем стресса. Так, «верующие» студенты, отмечают значительно более низкий уровень стресса по сравнению с «неверующими». На удивление, у лиц мужского пола приверженность религии имеет наибольшее значение в снижении уровня стресса, что, скорее всего, говорит о существенно меньшем количестве социальных контактов в мужской популяции по сравнению с женской. Соответственно, чтобы почерпнуть силы для преодоления трудностей, найти смысл в сложных ситуациях, понимание и утешение, недополученные среди близкого окружения, люди часто обращаются к духовным убеждениям и вере. Кроме того, религиозные или духовные организации часто обеспечивают чувство общности и поддержки. Немногочисленные исследования в данной области показывают, что для верующих студентов, особенно приверженцев ислама и буддизма, характерны более низкие уровни стресса по сравнению с неверующими [1]. Участие в религиозных ритуалах, молитвы или медитации помогают людям чувствовать себя спокойными и устойчивыми перед лицом стресса [9, 11, 27].

Заключение

В целом результаты нашего исследования подчеркивают многофакторную природу стресса у студентов и позволяют охарактеризовать зависимость стресса от социально-демографических характеристик, качества жизни, уровня взаимоотношений с окружающими, особенностей времяпрепровождения, религиозности. Полученные данные подтверждают важность комплексного подхода к изучению и поддержке психического здоровья студентов. Необходимы интервенции, учитывающие гендерные и социально-экономические особенности, а также психологические и культурные аспекты жизни студентов. Программы поддержки должны включать карьерное консультирование, укрепление социальных связей и поддержку религиозных и духовных практик, что может способствовать снижению уровня стресса и улучшению общего благополучия и ментального здоровья студентов.

Вклад авторов: концепция и дизайн исследования — Максимов С.А., Котова М.Б., Куракин М.С.; сбор и обработка материала — Куракин М.С., Костина Н.Г., Максимов С.А.; статистический анализ данных — Максимов С.А.; написание текста — Котова М.Б., Максимов С.А., Тахиров Р.А.; научное редактирование — Драпкина О.М.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Authors contribution: study design and concept — Maksimov S.A., Kotova M.B., Kurakin M.S.; data collection and processing — Kurakin M.S., Kostina N.G., Maksimov S.A.; statistical analysis — Maksimov S.A.; text writing — Kotova M.B., Maksimov S.A. Takhirov R.A.; scientific editing — Drapkina O.M.

Литература / References:

  1. Habibian N, Ahmadi R, Vashian A, et al. Investigating the Correlation between the Life and Religious Attitudes with Psychological Well-Being in Nurses Working in Health Centers at Qom Universities of Medical Sciences in 2014. Mediterranean Journal of Social Sciences. 2015;6(6 S4):168-174.  https://doi.org/10.5901/mjss.2015.v6n6s4p168
  2. Zhai X, Wu N, Koriyama S, et al. Mediating Effect of Perceived Stress on the Association between Physical Activity and Sleep Quality among Chinese College Students. International Journal of Environmental Research and Public Health. 2021;18(1):289.  https://doi.org/10.3390/ijerph18010289
  3. Schultchen D, Reichenberger J, Mittl T, et al. Bidirectional relationship of stress and affect with physical activity and healthy eating. British Journal of Health Psychology. 2019;24(2):315-333.  https://doi.org/10.1111/bjhp.12355
  4. Дорофеев А.Л., Павлова С.П., Чибисов Ю.В. Здоровье студентов медицинского вуза по данным медицинского осмотра. Вестник общественного здоровья и здравоохранения Дальнего Востока России. 2023; 3(52):57-63. 
  5. Saleh D, Camart N, Romo L. Predictors of Stress in College Students. Frontiers in Psychology. 2017;25(8):19.  https://doi.org/10.3389/fpsyg.2017.00019
  6. Mao X, Chen H. Investigation of contemporary college students’ mental health status and construction of a risk prediction model. World Journal of Psychiatry. 2023;13(8):573-582.  https://doi.org/10.5498/wjp.v13.i8.573
  7. Huberty J, Green J, Glissmann C, et al. Efficacy of the Mindfulness Meditation Mobile App «Calm» to Reduce Stress Among College Students: Randomized Controlled Trial. JMIR mHealth and uHealth. 2019;7(6):e14273. https://doi.org/10.2196/14273
  8. Zhang M, Zhang J, Zhang F, et al. Prevalence of psychological distress and the effects of resilience and perceived social support among Chinese college students: Does gender make a difference? Psychiatry Research. 2018;267: 409-413.  https://doi.org/10.1016/j.psychres.2018.06.038
  9. Nguyen T, Pu C, Waits A, et al. Transforming stress program on medical students’ stress mindset and coping strategies: a quasi-experimental study. BMC Medical Education. 2023;23(1):587.  https://doi.org/10.1186/s12909-023-04559-9
  10. Parker J, Yacoub A, Mughal S, et al. Family support and psychological distress among commuter college students. Journal of American College Health. 2023;71(2):479-488.  https://doi.org/10.1080/07448481.2021.1895805
  11. Kumar Sharma S, Agarwal M. Role of Spirituality and Religion in Stress Management Among Employees of an Organisation. IJFMR. 2023;5(6): IJFMR23069176. https://doi.org/10.36948/ijfmr.2023.v05i06.9176
  12. Fayaz I. Role of religion in posttraumatic growth among population exposed to armed conflict: a systematic review. Mental Health, Religion and Culture. 2023;26(5):455-469.  https://doi.org/10.1080/13674676.2023.2237909
  13. Berberyan AS, Berberyan HS. Ethnopsychological aspects of the meaning-of-life and value orientations of Armenian and Russian students. Psychology in Russia: State of the Art. 2016;9(1):121-137.  https://doi.org/10.11621/pir.2016.0109
  14. Волкова Е.В., Куваева И.О. Мера иерархичности концепта. Стресс и совладающее поведение у первокурсников разных культур. Сибирский психологический журнал. 2022;86:48-65.  https://doi.org/10.17223/17267080/86/3
  15. Ruzhenkov VA, Ruzhenkova VV, Lukyantseva IS, et al. Academical stress for the first and second year medical students and possible risks to mental health. International Journal of Advanced Biotechnology and Research. 2018; 9(1):1066-1073.
  16. Куракин М.С., Максимов С.А., Костина Н.Г., Котова М.Б. Индивидуальные и контекстуальные условия формирования поведенческих факторов риска у студентов пищевого технологического профиля. Профилактическая медицина. 2023;26(7):67-73.  https://doi.org/10.17116/profmed20232607167
  17. Cohen S, Kamarck T, Mermelstein R. A global measure of perceived stress. Journal of Health and Social Behavior. 1983;24(4):385-396. 
  18. Fares J, Al Tabosh H, Saadeddin Z, et al. Stress, Burnout and Coping Strategies in Preclinical Medical Students. North American Journal of Medical Sciences. 2016;8(2):75-81.  https://doi.org/10.4103/1947-2714.177299
  19. Grakh K, Panwar D, Jadhav VJ, et al. Identification and assessment of stress and associated stressors among veterinary students in India using a cross-sectional questionnaire survey. Frontiers in Public Health. 2022;21(10): 1059610. https://doi.org/10.3389/fpubh.2022.1059610
  20. Jenkins S, Johnson I, Ginley J. Work, Stress and Play: Students’ perceptions of factors impacting on their studies and well-being. European Journal of Dental Education. 2019;23:349-354.  https://doi.org/10.1111/eje.12436
  21. Xian X, Zhang Y, Bai A, et al. Association between Family Support, Stress, and Sleep Quality among College Students during the COVID-19 Online Learning Period. International Journal of Environmental Research and Public Health. 2022;20(1):248.  https://doi.org/10.3390/ijerph20010248
  22. Mayorga-Muñoz C, Riquelme-Segura L, Delvecchio E, et al. Association between Familism and Mental Health in College Adolescents during the COVID-19 Pandemic. International Journal of Environmental Research and Public Health. 2023;20(5):4149. https://doi.org/10.3390/ijerph20054149
  23. Bai X, Jiang L, Zhang Q, et al. Subjective Family Socioeconomic Status and Peer Relationships: Mediating Roles of Self-Esteem and Perceived Stress. Frontiers in Psychiatry. 2021;12:634976. https://doi.org/10.3389/fpsyt.2021.634976
  24. Leombruni P, Corradi A, Lo Moro G, et al. On Behalf Of The Primes Collaborating Group. Stress in Medical Students: PRIMES, an Italian, Multicenter Cross-Sectional Study. International Journal of Environmental Research and Public Health. 2022;19(9):5010. https://doi.org/10.3390/ijerph19095010
  25. Acea-López L, Pastor-Bravo MDM, Rubinat-Arnaldo E, et al. Job expectations and intolerance to uncertainty of nursing students: Results from a multicentre, mixed-methods study in Spain. Nurse Education in Practice. 2022;62:103337. https://doi.org/10.1016/j.nepr.2022.103337
  26. Кумар С., Джаячандра С., Кодидала С.Р. Уровни депрессии, тревоги и стресса среди студентов-медиков и стоматологов: перекрестное исследование. Сибирский научный медицинский журнал. 2022;42(2):39-43.  https://doi.org/10.18699/SSMJ20220206
  27. Lucchetti G, Koenig HG, Lucchetti ALG. Spirituality, religiousness, and mental health: A review of the current scientific evidence. World Journal of Clinical Cases. 2021;(26):7620-7631. https://doi.org/10.12998/wjcc.v9.i26.7620

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.