Введение
Поддержание эффективной системы общественного здравоохранения, способствующей улучшению здоровья и благополучия населения, является приоритетом государственной политики Республики Казахстан, важную роль в этом играет повышение грамотности населения в вопросах здоровья.
Грамотность в вопросах здоровья — это не только умение получать, понимать и применять информацию о здоровье, но и способность принимать осознанные решения, активно участвовать в улучшении собственного здоровья и качества жизни [1—4]. Она играет ключевую роль, способствуя укреплению здоровья населения, снижению заболеваемости и смертности, повышению качества жизни и более рациональному использованию ресурсов системы здравоохранения [5].
Одним из немногих исследований в этой области в последние 5 лет является работа по изучению грамотности в вопросах здоровья взрослого населения Республики Казахстан [6]. Однако на сегодняшний день недостаточно изучены аспекты грамотности подростков в вопросах здоровья на уровне всей страны. Изучение и более широкое освещение данной проблемы является актуальной задачей. Понимание и развитие грамотности молодежи в вопросах здоровья существенно влияет на их будущее здоровье и общественное благополучие [7, 8], поскольку определяет способность принимать осознанные решения о здоровье, способствует формированию здоровых привычек как основе их образа жизни [9]. Так, в исследованиях зарубежных авторов показано, что более высокий уровень медицинской грамотности подростков способствует уменьшению риска формирования негативных поведенческих факторов, к которым относятся курение, употребление алкоголя, неправильное питание и малоподвижный образ жизни [10, 11]. Более низкий уровень грамотности связан с такими неблагоприятными последствиями, как ожирение, депрессия, низкая самооценка [10, 12, 13].
Уровень грамотности в отношении здоровья может быть обусловлен разными факторами, включая возраст, образование, социально-экономическое положение, наличие хронических заболеваний и др. Так, исследование, проведенное в Китае, показывает, что высокие уровни образования и дохода являются предикторами высокого уровня грамотности, кроме того, проживание в сельской местности также может играть положительную роль [14].
Для более глубокого понимания связи между уровнями медицинской грамотности подростков и возможными предикторами, их поведением в отношении здоровья, а также самооценкой здоровья мы провели анализ показателей в масштабе всей страны в исследовании «Поведение детей школьного возраста в отношении здоровья». Исследование выполнено в 2022 г. с включением казахстанских школьников 11—15 лет в рамках международного проекта Health Behaviour in School-aged Children (HBSC). Подобные исследования могут помочь выявить факторы, обусловливающие формирование медицинской грамотности у подростков, а также разработать эффективные программы и мероприятия по ее повышению.
Цель исследования — проанализировать уровень грамотности в вопросах здоровья школьников 11—15 лет Республики Казахстан с учетом социально-демографических характеристик и определить взаимосвязь с распространенностью поведенческих факторов риска для здоровья.
Материалы и методы
Проведено обсервационное аналитическое поперечное исследование. Основой для анализа послужили данные, собранные в рамках международного проекта HBSC, реализованного в Республике Казахстан в 2022 г.
Исследование осуществлялось по инициативе РГП на ПХВ «Национальный центр общественного здравоохранения» (НЦОЗ) Минздрава Республики Казахстан. Проведение опроса в общеобразовательных организациях предварительно согласовано с Минпросветом Республики Казахстан, а также с региональными управлениями образования. Все процедуры, включая методологические аспекты исследования и содержание анкетных инструментов, одобрены локальным Этическим комитетом НЦОЗ (протокол №1 от 18 апреля 2022 г.). Родителям учащихся, включенных в выборку, направлены письма с информацией о целях исследования, добровольном участии и конфиденциальности данных.
Согласно методологии HBSC [15], в выборку включены учащиеся 5, 7 и 9-х классов. Процедура формирования выборки предусматривала двухэтапную кластерную стратификацию, охватывающую общеобразовательные учреждения и отдельные классы. Стратификация проведена по региональному принципу с разделением на городские и сельские населенные пункты. В исследовании приняли участие учащиеся из 14 областей страны (Акмолинской, Актюбинской, Алматинской, Атырауской, Восточно-Казахстанской, Жамбылской, Западно-Казахстанской, Карагандинской, Костанайской, Кызылординской, Мангистауской, Павлодарской, Северо-Казахстанской, Туркестанской) и трех городов республиканского значения — Астаны, Алматы и Шымкента.
На первом этапе школам присваивались коды, отбор проведен случайным образом с вероятностью, пропорциональной численности учащихся. На втором этапе в каждой выбранной школе случайно выбирали один класс, соответствующий возрасту 11, 13 или 15 лет (как правило, 5, 7 или 9-й класс). В результате отбора включено 121 учебное заведение (63 — в городах и 58 — в сельской местности), при этом уровень ответов со стороны школ достиг 96,8%. Опрос охватил 8528 учащихся, однако после верификации и обработки данных в итоговую выборку вошли 7485 школьников (из них 47,2% мальчиков, 56% городских жителей).
Анкетные вопросы разработаны в сотрудничестве с международной командой HBSC, адаптированы и включены как унифицированные блоки, так и дополнительные модули, ориентированные на национальные особенности.
Статистический анализ. Для анализа данных использованы описательные и аналитические методы статистики. Первичной переменной исследования являлся уровень грамотности в вопросах здоровья, рассчитанный на основе ответов на 10 утверждений, входящих в блок самооценки. Каждому утверждению соответствовал вариант ответа, кодируемый определенным количеством баллов. Сумма баллов варьировала в диапазоне от 10 до 40 и использована в анализе как метрическая переменная. Дополнительно она рекодирована в категориальную переменную с выделением трех уровней: низкого (10—25 баллов), среднего (26—35 баллов) и высокого (36—40 баллов).
Сравнительный анализ долей проведен с использованием критерия χ² Пирсона. Различия в средних значениях уровня медицинской грамотности между двумя независимыми группами оценивали с использованием непараметрического U-критерия Манна—Уитни. В случае сравнения показателей между тремя группами и более, например по уровням семейного благосостояния, применяли однофакторный дисперсионный анализ. Проверка нормальности распределения проведена с использованием критерия Колмогорова—Смирнова, а однородность дисперсий оценивали с помощью теста Ливиня. В связи с выявленным нарушением предпосылок нормальности и гомогенности дисперсий для повышения точности расчетов применили поправку Уэлча, обеспечивающую устойчивость анализа к данным отклонениям. Апостериорные множественные сравнения средних значений проведены с использованием критерия Данетта T3, рекомендованного в случае неоднородности дисперсий.
Для изучения взаимосвязи уровня медицинской грамотности и самооценки здоровья подростков, которая измерялась по порядковой шкале с вариантами ответов «плохое», «удовлетворительное», «хорошее» и «отличное», применяли дисперсионный анализ с поправкой Уэлча, а также апостериорное сравнение средних значений с использованием критерия Данетта T3. Вычисляли коэффициент детерминации R2 для оценки доли объясняемой дисперсии.
Оценка влияния уровня медицинской грамотности на поведение в отношении здоровья, представленное дихотомическими переменными (отказ от психоактивных веществ, ежедневный завтрак, регулярная физическая активность и употребление овощей и фруктов), проведена с использованием бинарной логистической регрессии. В этих моделях уровень медицинской грамотности рассматривали как независимую переменную, а поведенческие факторы — как зависимые.
Все статистические расчеты выполнены с использованием статистической программы IBM SPSS Statistics версии 23.0 («IBM Corporation», США). В качестве критического уровня значимости принято значение p<0,05.
Результаты
Результаты анализа трех уровней грамотности в вопросах здоровья подростков показали, что в целом каждый 4-й (25,2%) имеет низкий уровень, примерно каждый 2-й (51,3%) — средний, примерно каждый 5-й (23,5%) — высокий.
С возрастом увеличивается доля подростков с высоким уровнем грамотности: в возрасте 13 лет большинство респондентов проявляют средний уровень грамотности, в то время как в возрасте 15 лет наблюдается снижение доли среднего уровня и увеличение высокого уровня грамотности (χ²=33,6, p<0,001). Гендерный срез показал, что доля подростков с низким, средним и высоким уровнями грамотности примерно одинакова как среди мальчиков (25,3, 50,6, 24,1% соответственно), так и среди девочек (25,0, 52,0, 23,0% соответственно; χ²=1,0, p=0,607).
Анализ уровня медицинской грамотности в зависимости от типа населенного пункта показал, что дети из сельской местности считают себя более грамотными (высокий уровень грамотности — 25,4%), чем их сверстники из городских районов (22,2%, χ²=6,9, p=0,032). В городах 52,7% подростков обладают средним уровнем грамотности, в то время как в сельских районах этот показатель составляет 49,4%. Доля подростков с низким уровнем грамотности составляет 25,1% в городах и 25,2% в сельских населенных пунктах.
Для более подробного анализа уровня грамотности в сфере здоровья распределение ответов на каждое из 10 утверждений представлено на рисунке и в табл. 1.
Результаты самооценки школьников в отношении уровня грамотности в сфере здоровья.
Таблица 1. Распределение ответов школьников 13—15 лет на утверждения, включенные в вопрос об определении уровня грамотности в сфере здоровья, в территориальном, возрастном и гендерном разрезе
Вопросы самооценки уровня грамотности в сфере здоровья | Тип населенного пункта | Возрастная группа | Пол | |||
город | село | 13 лет | 15 лет | мальчик | девочка | |
Я хорошо информирован(а) в вопросах здоровья, % | ||||||
неверно | 26,0 | 27,9 | 28,0 | 25,5 | 25,6 | 28,1 |
частично верно | 36,9 | 32,8 | 34,7 | 35,7 | 33,5 | 36,9 |
абсолютно верно | 37,1 | 39,3 | 37,3 | 38,8 | 40,9 | 35,0 |
χ² по Пирсону, p | χ²=8,4, p=0,015 | χ²=4,0, p=0,136 | χ²=17,0, p=0,000 | |||
При необходимости я могу предложить идеи о том, как улучшить здоровье окружающих | ||||||
неверно | 33,0 | 31,1 | 33,3 | 31,0 | 32,3 | 32,1 |
частично верно | 41,1 | 44,7 | 42,3 | 42,9 | 41,5 | 43,7 |
абсолютно верно | 25,9 | 24,2 | 24,4 | 26,2 | 26,2 | 24,2 |
χ² по Пирсону, p | χ²=6,1, p=0,047 | χ²=3,6, p=0,169 | χ²=3,2, p=0,198 | |||
Могу сопоставлять информацию о здоровье, полученную из разных источников | ||||||
неверно | 33,6 | 33,6 | 36,8 | 30,2 | 33,9 | 33,3 |
частично верно | 40,5 | 38,7 | 39,0 | 40,7 | 38,6 | 41,0 |
абсолютно верно | 25,8 | 27,7 | 24,3 | 29,1 | 27,5 | 25,7 |
χ² по Пирсону, p | χ²=2,3, p=0,315 | χ²=25,9, p=0,000 | χ²=3,0, p=0,220 | |||
Могу выполнять предписания медицинских работников | ||||||
неверно | 27,2 | 25,3 | 28,7 | 23,9 | 27,7 | 25,0 |
частично верно | 30,1 | 26,9 | 27,5 | 30,3 | 30,4 | 27,1 |
абсолютно верно | 42,7 | 47,7 | 43,8 | 45,9 | 41,9 | 47,9 |
χ² по Пирсону, p | χ²=11,6, p=0,003 | χ²=14,6, p=0,001 | χ²=16,9, p=0,000 | |||
Могу легко привести пример методов или действий, способствующих улучшению состояния здоровья | ||||||
неверно | 28,0 | 26,4 | 28,9 | 25,7 | 27,9 | 26,8 |
частично верно | 38,5 | 35,6 | 36,7 | 38,0 | 35,2 | 39,6 |
абсолютно верно | 33,5 | 38,0 | 34,4 | 36,3 | 36,9 | 33,7 |
χ² по Пирсону, p | χ²=10,2, p=0,006 | χ²=5,9, p=0,052 | χ²=10,0, p=0,007 | |||
Могу судить о том, как мои собственные действия влияют на состояние окружающей среды | ||||||
неверно | 26,7 | 26,2 | 29,1 | 23,6 | 28,1 | 24,8 |
частично верно | 38,4 | 35,3 | 36,9 | 37,4 | 36,7 | 37,5 |
абсолютно верно | 35,0 | 38,5 | 34,0 | 39,1 | 35,2 | 37,7 |
χ² по Пирсону, p | χ²=6,7, p=0,035 | χ²=22,3, p=0,000 | χ²=7,0, p=0,030 | |||
При необходимости могу найти понятную для меня информацию о вопросах здоровья | ||||||
неверно | 23,1 | 22,7 | 25,4 | 20,2 | 24,1 | 21,7 |
частично верно | 39,7 | 36,3 | 38,8 | 37,7 | 37,9 | 38,7 |
абсолютно верно | 37,3 | 41,0 | 35,8 | 42,1 | 38,0 | 39,6 |
χ² по Пирсону, p | χ²=7,2, p=0,028 | χ²=26,5, p=0,000 | χ²=3,8, p=0,146 | |||
Могу судить о том, как мое собственное поведение влияет на мое здоровье | ||||||
неверно | 24,2 | 22,5 | 26,0 | 20,8 | 24,8 | 22,1 |
частично верно | 34,6 | 33,0 | 34,6 | 33,3 | 35,4 | 32,5 |
абсолютно верно | 41,2 | 44,4 | 39,4 | 45,9 | 39,8 | 45,4 |
χ² по Пирсону, p | χ²=4,9, p=0,085 | χ²=25,3, p=0,000 | χ²=15,0, p=0,001 | |||
Обычно могу отличить правильную информацию о вопросах здоровья от неправильной | ||||||
неверно | 26,3 | 24,0 | 27,4 | 23,1 | 24,9 | 25,8 |
частично верно | 37,4 | 35,0 | 36,5 | 36,3 | 36,6 | 36,2 |
абсолютно верно | 36,3 | 41,0 | 36,1 | 40,6 | 38,4 | 38,0 |
χ² по Пирсону, p | χ²=10,8, p=0,005 | χ²=14,6, p=0,001 | χ²=0,5, p=0,798 | |||
Могу обосновать то или иное решение, принимаемое мной в отношении собственного здоровья | ||||||
неверно | 26,0 | 23,1 | 27,6 | 21,8 | 24,7 | 25,0 |
частично верно | 35,6 | 35,4 | 34,8 | 36,2 | 35,9 | 35,1 |
абсолютно верно | 38,4 | 41,5 | 37,6 | 41,9 | 39,4 | 39,9 |
χ² по Пирсону, p | χ²=6,7, p=0,035 | χ²=21,5, p=0,000 | χ²=0,3, p=0,851 |
Средние оценки в баллах по метрической переменной, а также сравнительный анализ статистических совокупностей в разбивке по территориальному, гендерному и возрастному признакам представлены в табл. 2.
Таблица 2. Оценки по вопросам медицинской грамотности школьников
Группа | n | Оценка | Асимптотическая значимость по критерию Колмогорова— Смирнова | U-критерий Манна—Уитни | ||
M | SD | средний ранг | асимптотическая значимость (р) | |||
Тип населенного пункта | ||||||
город | 2579 | 29,78 | 6,90 | 0,000* | 2240,12 | 0,033 |
село | 1973 | 30,12 | 7,01 | 0,000* | 2324,06 | |
Пол | ||||||
мальчик | 2220 | 29,87 | 7,09 | 0,000* | 2272,36 | 0,843 |
девочка | 2432 | 29,97 | 6,79 | 0,000* | 2280,11 | |
Возрастная группа | ||||||
13 лет | 2273 | 29,40 | 7,01 | 0,000* | 2169,05 | 0,000 |
15 лет | 2279 | 30,48 | 6,84 | 0,000* | 2383,67 |
Примечание. * — выборочная совокупность имеет распределение, отличное от нормального.
Различия между значениями показателя медицинской грамотности по группам семейного достатка Family Affluence Scale III (FAS III, низкий, средний и высокий уровни благосостояния по ридит-анализу) проверяли путем применения однофакторного дисперсионного анализа. Применение критерия Колмогорова—Смирнова указало на отклонение нулевой гипотезы от нормальности распределения (p=0,000), однако поправка Уэлча для данных позволяет нам использовать однофакторный дисперсионный анализ, так как он устойчив к нарушению предположения о равенстве дисперсий. При большой выборке центральная предельная теорема может обеспечить асимптотическую нормальность распределения выборочных средних, даже если исходное распределение не является нормальным. Полученные данные: среднее по значению уровня грамотности в группе с низким уровнем достатка — 29,69±7,046, со средним — 29,97±6,805, с высоким — 30,03±7,268; дисперсии групп равны, тест Ливиня 2,379, p=0,093; результаты дисперсионного анализа свидетельствовали об отсутствии различий в группах FAS III: F(Уэлч)=0,632, p=0,532, апостериорные множественные сравнения средних значений подтвердили отсутствие каких-либо различий.
Построена также модель для исследования воздействия самооценки здоровья на медицинскую грамотность. Самооценка здоровья принята в качестве зависимой переменной и представляла собой порядковую шкалу с вариантами ответов «плохое», «удовлетворительное», «хорошее», «отличное». Результаты проверки распределения выборочной совокупности: тест Колмогорова—Смирнова 0,311, p=0,000; критерий однородности дисперсий — тест Ливиня 62,14, p=0,000. Однофакторный дисперсионный анализ выполнен с введением непараметрической поправки Уэлча. Результаты показали наличие статистически значимых различий в группах по уровню достатка: F(Уэлч)=127, p=0,000, коэффициент детерминации R2 0,045, это позволяет сделать предположение, что 4,5% дисперсии самооценки здоровья объясняется уровнем медицинской грамотности. Соответственно проведены апостериорные множественные сравнения средних значений, в качестве метода коррекции использован критерий Даннета T3. Согласно полученным результатам, подростки с высоким уровнем грамотности демонстрируют более высокую оценку своего здоровья по сравнению с теми, у кого уровень грамотности низкий или средний. Различия в группах статистически значимы и подчеркивают влияние медицинской грамотности на оценку здоровья (табл. 3).
Таблица 3. Оценка различий в самооценке здоровья по уровню медицинской грамотности на основании апостериорного теста (поправка Данетта T3)
Уровень медицинской грамотности | Разность средних | SD | Значимость (p) |
Низкий | |||
средний | –0,101 | 0,028 | 0,001 |
высокий | –0,416 | 0,030 | 0,000 |
Средний | |||
низкий | 0,101 | 0,028 | 0,001 |
высокий | –0,315 | 0,024 | 0,000 |
Высокий | |||
низкий | 0,416 | 0,030 | 0,000 |
средний | 0,315 | 0,024 | 0,000 |
Для оценки влияния уровня медицинской грамотности на поведение в отношении здоровья (факторы риска) проведен анализ с применением бинарной логистической регрессии. В данном анализе факторы риска выступали в роли зависимых переменных и представлены дихотомической шкалой, а уровень медицинской грамотности использован в качестве независимой переменной (табл. 4).
Таблица 4. Влияние факторов риска на уровень грамотности в вопросах здоровья подростков 13—15 лет, результаты бинарной логистической регрессии
Фактор риска | Уровень грамотности в вопросах здоровья | ||
низкий | средний | высокий (референсное значение) | |
ОШ (95% ДИ) | |||
Курил(а) сигареты 1—2 раза и более в течение жизни | 2,63 (1,86—3,78) | 1,38 (0,99—1,93) | 1,0 |
p=0,000 | p=0,061 | ||
Курил(а) сигарет 1—2 раза и более за последние 30 дней | 3,49 (2,17—5,59) | 1,80 (1,13—2,86) | 1,0 |
p=0,000 | p=0,014 | ||
Употреблял(а) электронные сигареты 1—2 раза и более в течение жизни | 2,13 (1,61—2,83) | 1,65 (1,27—2,14) | 1,0 |
p=0,000 | p=0,000 | ||
Употреблял(а) электронные сигареты 1—2 раза и более за последние 30 дней | 2,81 (1,93—4,09) | 1,81 (1,26—2,59) | 1,0 |
p=0,000 | p=0,001 | ||
Употреблял(а) алкогольные напитки 1—2 раза и более в течение жизни | 2,34 (1,69—3,25) | 1,39 (1,02—1,90) | 1,0 |
p=0,000 | p=0,038 | ||
Употреблял(а) алкогольные напитки 1—2 раза и более за последние 30 дней | 2,79 (1,73—4,51) | 1,26 (0,78—2,03) | 1,0 |
p=0,000 | p=0,350 | ||
Употреблял(а) алкоголь до состояния опьянения 1—2 раза и более в течение жизни | 2,47 (1,63—3,74) | 1,48 (0,99—2,20) | 1,0 |
p=0,000 | p=0,058 | ||
Употреблял(а) алкоголь до состояния опьянения 1—2 раза и более за последние 30 дней | 3,57 (1,82—7,02) | 1,70 (0,87—3,34) | 1,0 |
p=0,000 | p=0,121 | ||
Употреблял(а) коноплю 1—2 раза и более в течение жизни* | 7,72 (2,87—20,8) | 1,09 (0,36—3,31) | 1,0 |
p=0,000 | p=0,883 | ||
Употреблял(а) коноплю 1—2 раза и более за последние 30 дней* | 9,96 (2,8—35,48) | 2,03 (0,53—7,73) | 1,0 |
p=0,000 | p=0,302 | ||
Не занимается физактивностью ежедневно или совсем не занимается | 3,14 (2,60—3,79) | 1,25 (1,06—1,48) | 1,0 |
p=0,000 | p=0,011 | ||
Не завтракает ежедневно или совсем не завтракает | 2,19 (1,83—2,62) | 1,26 (1,09—1,45) | 1,0 |
p=0,000 | p=0,002 | ||
Не употребляет овощи ежедневно или совсем не употребляет | 2,09 (1,75—2,50) | 1,23 (1,05—1,44) | 1,0 |
p=0,000 | p=0,009 | ||
Не употребляет фрукты ежедневно или совсем не употребляет | 2,07 (1,71—2,51) | 1,06 (0,89—1,26) | 1,0 |
p=0,000 | p=0,507 |
Примечание. * — только у детей 15 лет. Жирным шрифтом выделены статистически значимые результаты при уровне значимости p<0,05.
В результате анализа выявлены важные аспекты влияния уровня медицинской грамотности на факторы риска у подростков. На основе статистически значимых результатов следует отметить, что подростки с низким уровнем медицинской грамотности чаще проявляют рискованное поведение в отношении здоровья. Отказ от психоактивных веществ, регулярная физическая активность, ежедневное употребление завтрака, а также включение овощей и фруктов в ежедневный рацион ассоциированы с более высоким уровнем медицинской грамотности. Результаты анализа подчеркивают важность поддержки и развития программ, направленных на повышение медицинской грамотности подростков как одного из ключевых элементов формирования здорового образа жизни и снижения факторов риска.
Обсуждение
Выявленный у большинства школьников средний уровень медицинской грамотности свидетельствует о необходимости усиления просветительской работы. Показательно, что уровень грамотности значительно увеличивается с возрастом, что может быть связано с накоплением опыта и знаниями, получаемыми в процессе образования и самообразования.
В исследовании не выявлены статистически значимые различия в уровне медицинской грамотности по полу, что подтверждает данные других авторов о гендерной независимости [11, 14].
Интересной особенностью стало то, что подростки из сельской местности оценивают себя более грамотными в вопросах здоровья по сравнению с их сверстниками из городов. Это может свидетельствовать о различиях в доступности медицинской информации и образовательных ресурсов, что подтверждается рядом исследований, авторы которых отмечают культурные и социальные различия в уровне медицинской грамотности [16].
Согласно полученным нами результатам, подростки с более высоким уровнем грамотности склонны оценивать свое здоровье выше, чем те, у кого уровень грамотности ниже. Данные выводы подтверждают гипотезу о влиянии знаний и компетенций в области здоровья на когнитивную составляющую самовосприятия и формирование позитивного отношения к состоянию собственного здоровья [13].
Что касается социально-экономического положения семьи, проведенный нами однофакторный дисперсионный анализ не выявил статистически значимой связи между уровнем медицинской грамотности подростков и этим фактором. Это несколько противоречит данным других исследований о том, что повышенный уровень грамотности чаще ассоциируется с более высоким социальным статусом родителей и доступом к качественным медицинским услугам.
Исследование, проведенное в Российской Федерации по предикторам грамотности в вопросах здоровья у взрослого населения, показало, что с возрастом, повышением социального статуса, уровня образования, финансового благополучия, наличием медицинского образования, занятости наблюдается увеличение уровня грамотности [17].
Нами выявлено, что подростки с более высоким уровнем грамотности чаще принимают решения в пользу здоровья (правильное питание, регулярные физические упражнения, отказ от вредных привычек). Это подтверждается многими подобными исследованиями [10, 11, 18, 19].
Для улучшения уровня медицинской грамотности у школьников необходимо внедрение специализированных образовательных программ, которые включают в себя не только базовые знания о здоровье, но и практические навыки принятия решений. Исследования показывают, что включение тем, связанных со здоровьем, в школьную программу, а также обучение в семье по этим вопросам оказывают положительное влияние [2, 20, 21].
Выводы
Результаты нашего исследования показали, что у большинства школьников наблюдается средний уровень медицинской грамотности, который повышается с возрастом и не зависит от пола. Подростки из сельской местности оценивают свою грамотность выше, чем их городские сверстники. Более высокий уровень знаний связан с лучшей самооценкой здоровья и склонностью к здоровому образу жизни. Социально-экономический статус семьи существенного влияния не оказывает. Полученные данные подчеркивают необходимость внедрения образовательных программ, направленных на повышение медицинской грамотности среди школьников.
Заключение
Проведенный анализ подтвердил необходимость системного развития медицинской грамотности подростков как фактора общественного здоровья и профилактики рискового поведения. Регулярный мониторинг в свою очередь обеспечит оценку эффективности и корректировку профилактических мер.
Вклад авторов: концепция и дизайн исследования — Адаева А.А., Абдрахманова Ш.З., Слажнева Т.И., Назарова С.А.; сбор и обработка материала — Адаева А.А., Абдрахманова Ш.З.; статистический анализ данных — Адаева А.А.; написание текста — Адаева А.А.; научное редактирование — Адаева А.А., Слажнева Т.И., Абдрахманова Ш.З., Каусова Г.К., Назарова С.А.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Authors contribution: study design and concept — Adayeva A.A., Abdrakhmanova Sh.Z., Slazhneva T.I., Nazarova S.A.; data collection and processing — Adayeva A.A., Abdrakhmanova Sh.Z.; statistical analysis — Adayeva A.A.; text writing — Adayeva A.A.; scientific editing — Adayeva A.A., Slazhneva T.I., Abdrakhmanova Sh.Z., Kausova G.K., Nazarova S.A.