Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Левчин А.М.

ФГБОУ ВО «Ростовский государственный медицинский университет» Минздрава России

Ершова И.Б.

ФГБОУ ВО «Луганский государственный медицинский университет имени Святителя Луки» Минздрава России

Роговцова А.Г.

ФГБОУ ВО «Луганский государственный медицинский университет имени Святителя Луки» Минздрава России

Эффективность оздоровительных мероприятий по повышению качества жизни младших школьников г. Луганска, пребывающих на дистанционном обучении

Авторы:

Левчин А.М., Ершова И.Б., Роговцова А.Г.

Подробнее об авторах

Прочитано: 907 раз


Как цитировать:

Левчин А.М., Ершова И.Б., Роговцова А.Г. Эффективность оздоровительных мероприятий по повышению качества жизни младших школьников г. Луганска, пребывающих на дистанционном обучении. Профилактическая медицина. 2023;26(9):82‑87.
Levchin AM, Ershova IB, Rogovtsova AG. Effectiveness of health-improving measures aimed at increasing the quality of life of Lugansk primary schoolchildren being on the remote learning. Russian Journal of Preventive Medicine. 2023;26(9):82‑87. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/profmed20232609182

Рекомендуем статьи по данной теме:
Ка­чес­тво жиз­ни па­ци­ен­тов с рас­се­ян­ным скле­ро­зом в Смо­лен­ской об­лас­ти. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2024;(12):36-40

Введение

Дистанционное обучение в настоящее время нашло широкое распространение во многих странах мира [1—3]. Ввиду скачкообразного характера перехода на дистанционное обучение многие стороны его влияния на формирующийся организм ребенка оказались малоизученными. Кроме этого, многие организационные моменты данной формы обучения должны быть исследованы с целью разработки санитарно-гигиенических рекомендаций [4—7].

Останавливаясь на медицинском аспекте данной проблемы, следует отметить, что, с одной стороны, есть категории детей, для которых в силу физиологических особенностей дистанционное обучение является если не единственной, то наиболее доступной формой получения образования. С другой стороны, дистанционное обучение — это пребывание перед экраном, генерирующим многие виды излучений и полей, в том числе ионизирующее, электромагнитное и прочее, влияние которых до конца не изучено [8]. К тому же онлайн-формат ассоциирован с длительным напряжением многих групп мышц, в первую очередь мышц спины, и малой подвижностью, что обусловлено продолжительностью усвоения материала детьми, находящимися перед компьютером. Статическое напряжение, длящееся порой по нескольку часов подряд, безусловно, влияет на многие стороны здоровья ребенка, провоцируя развитие многих заболеваний (позвоночника, органов дыхания, зрения и др.) [9]. Увеличение времени работы с гаджетами приводит к сокращению времени на подвижные игры, уменьшению возможности живого общения, социализации.

С учетом результатов работ, свидетельствующих об усилении утомляемости, учащении жалоб на плохое самочувствие, понижении работоспособности у детей младшего школьного возраста, обучающихся в онлайн-формате [10—13], приобретают актуальность вопросы разработки и внедрения оздоровительных мероприятий, сопровождающих учебный процесс. Это особенно важно во время старта учебной деятельности в начальных классах, когда ребенок только приступает к обучению в школе, поскольку требованием к любому образовательному процессу является обучение детей без ущерба для их здоровья [14—17].

Одним из общедоступных, широко применяемых неинвазивных методов исследования здоровья детей является метод изучения качества жизни [18]. Подходы к исследованию качества жизни в нашей стране основаны на составляющих понятия здоровья, данного Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) [19—21]. Среди многих инструментов, позволяющих изучить качество жизни, выделяется Pediatric Quality of Life Inventory — PedsQL 4.0, который переведен более чем на 20 языков и прошел испытания в целом ряде мультицентровых исследований, выполненных в США, Канаде, Великобритании, Германии, Франции, Китае и др. [22].

Цель исследования — оценить эффективность оздоровительной программы, направленной на повышение качества жизни младших школьников, пребывающих на дистанционном обучении.

Материал и методы

Для реализации выполнения поставленной цели нами проведено исследование качества жизни младших школьников с использованием международного опросника PedsQL 4.0 — Pediatric Quality of Life Inventory PedsQL 4.0. В целенаправленную (целевую) выборку включено 182 школьника, обучение которых проходило в дистанционном формате в течение 5 мес (с октября по март включительно) в средних общеобразовательных школах №1, №2 и №5 Луганска.

Основную группу детей составили 79 младших школьников, находящихся на дистанционном обучении и включенных в оздоровительную программу. Контрольную группу составили 103 младших школьника, также находящихся на дистанционном обучении, но по разным причинам не включенных в оздоровительную программу.

Распределение детей по полу представлено следующим образом: в основной группе — 41 мальчик и 38 девочек, в контрольной группе — 50 мальчиков и 53 девочки.

Критерии включения в основную группу: возраст от 7 до 10 лет включительно, обучение в онлайн-формате, отсутствие декомпенсированных состояний и хронических заболеваний, подписание родителями/опекунами согласия на участие ребенка в исследовании и проведении оздоровительных мероприятий.

Критерии включения в контрольную группу: возраст от 7 до 10 лет включительно, обучение в онлайн-формате, отсутствие декомпенсированных состояний и хронических заболеваний, подписание родителями/опекунами согласия на участие ребенка в исследовании.

Ранее показано, что величина α-коэффициента Кронбаха для тест-версии опросника PedsQL 4.0 составила 0,7—0,91, что свидетельствует о высокой надежности русских версий инструмента [23, 24]. Опросник PedsQL 4.0 включает 23 вопроса, ответы на которые позволяют оценить качество жизни по 4 шкалам: физическое функционирование (ФФ), эмоциональное функционирование (ЭФ), социальное функционирование (СФ), школьное функционирование (ШФ). На основании показателей этих шкал рассчитывали суммарный балл (СБ). ЭФ, СФ и ШФ формируют показатель психосоциального здоровья (ПСЗ). Для ответов респондентов использовалась 5-балльная шкала Лайкерта, содержащая градацию от 0 («никогда нет проблем») до 4 («почти всегда трудно») баллов. Полученное количество баллов подвергалось процедуре перекодирования по алгоритму в 100-балльной системе [18].

Оздоровительная программа включала здоровьесберегающие технологии, ежедневное взаимодействие с семьей по вопросам формирования здорового образа жизни, контроль соблюдения СанПиНа. Для всех детей проводились физкультминутки на 12—20-й минуте от начала урока дважды за урок с продолжительностью 1—3 мин, которые включали комплекс из 4—5 упражнений, повторяемых 4—6 раз. Подбор упражнений соответствовал следующим комплексам: 1) оздоровительно-гигиеническому; 2) физкультурно-спортивному; 3) танцевальному; 4) подражательному; 5) двигательно-речевому.

Замена комплекса проводилась не реже 1 раза в 2 недели.

Для детей основной группы включены упражнения для глаз, пальчиковая гимнастика, дыхательные упражнения, самомассаж.

Содержание упражнений зависело от характера урока. Так, во время и после письменных заданий обязательно включалась пальчиковая гимнастика (движения рук, сжимание и разжимание пальцев и т.д.).

Кроме того, с учетом осенне-зимнего периода дети основной группы получали детский рыбий жир, содержащий витамин D — 10 МЕ, витамин A — 70 МЕ, витамин E — 0,2 мг и полиненасыщенные жирные кислоты Омега-3 — 60 мг в 1 капсуле (по 10 капсул ежедневно во время еды).

Статистическая обработка данных выполнена с помощью программного обеспечения Statistica 10.0 (StatSoft Inc., США). Описательная статистика, представленная в тексте и таблицах, имеет следующие обозначения: n — абсолютное количество лиц в группе; M — среднее арифметическое значение, SD — стандартное отклонение. Критический уровень статистической значимости — p<0,05. Проверку количественных переменных на соответствие закону нормального распределения проводили с помощью теста Шапиро—Уилка. Однородность групповых дисперсий проверяли с помощью теста Левена. Статистическое сравнение средних выполняли с применением двустороннего t-теста Стьюдента для независимых выборок и парного t-теста Стьюдента — для связанных выборок.

Результаты и обсуждение

Исходные данные о качестве жизни школьников младших классов, находящихся на дистанционном обучении, полученные до проведения оздоровительных мероприятий, представлены в табл. 1.

Таблица 1. Средние значения исходных показателей качества жизни мальчиков и девочек основной и контрольной групп

Показатель

Основная группа

Контрольная группа

мальчики, n=41

девочки, n=38

p

мальчики, n=50

девочки, n=53

p

Возраст, лет

8,6 (0,2)

8,5 (0,1)

0,756

8,4 (0,1)

8,5 (0,2)

0,741

ФФ, баллов

61,5±15,3

66,4±14,1

0,042

61,5±15,3

66,2±21,14

0,048

ЭФ, баллов

72,2±15,3

67,0±19,6

0,019

71,9±17,9

66,1±20,72

0,017

СФ, баллов

66,5±20,6

66,3±17,2

0,074

66,1±22,6

66,2±21,98

0,081

ШФ, баллов

68,4±16,9

63,3±20,8

0,029

67,9±21,1

63,2±15,39

0,032

ОБ, баллов

67,1±19,1

67,2±20,2

0,061

67,6±17,1

67,0±16,14

0,074

Примечание. Данные представлены в виде среднего значения и стандартного отклонения (М±SD). ФФ — физическое функционирование; ЭФ — эмоциональное функционирование; СФ — социальное функционирование; ШФ — школьное функционирование; ОБ — общий балл.

Установлено, что показатели ФФ у девочек основной и контрольной групп, пребывающих на дистанционном обучении, были выше (в среднем на 4,9; 4,7 балла соответственно), чем у мальчиков. ЭФ, наоборот, оказалось выше у мальчиков. Разница показателей составила 5,2 балла в основной группе и 5,8 балла в группе контроля по сравнению с показателями у девочек. Показатель ШФ сравниваемых групп был ниже у девочек и составил разницу 5,1 балла по сравнению с показателями у мальчиков основной группы и 4,7 балла — группы контроля.

Из приведенных данных (табл. 2) видно, что наиболее сниженными оказались показатели ФФ у мальчиков как основной, так и контрольной групп при первоначальном обследовании (в октябре 2020 г.) и между группами статистически значимо не различались. Снижение показателя ФФ, на наш взгляд, обусловлено уменьшением двигательной активности во время дистанционного обучения. При этом мальчики страдают от снижения функциональной активности в большей степени.

Таблица 2. Исходные данные показателей качества жизни раздельно для мальчиков и девочек основной и контрольной групп

Показатель

Мальчики

Девочки

основная группа, n=41

контрольная группа, n=50

p

основная группа, n=38

контрольна группа, n=53

p

Возраст, лет

8,6 (0,2)

8,5 (0,1)

0,756

8,4 (0,1)

8,5 (0,2)

0,741

ФФ, баллов

61,5±15,3

61,6±19,4

0,816

66,4±14,1

66,2±21,1

0,742

ЭФ, баллов

72,2±15,3

71,9±17,9

0,0624

67,0±19,6

66,1±20,7

0,068

СФ, баллов

66,5±20,6

66,1±22,6

0,091

66,3±17,2

66,2±21,9

0,074

ШФ, баллов

68,5±16,9

67,9±21,1

0,085

63,3±20,8

63,2±15,4

0,082

ОБ, баллов

67,1±19,2

67,6±17,1

0,077

67,2±20,2

67,0±16,1

0,067

Примечание. Данные представлены в виде среднего значения и стандартного отклонения (М±SD). ФФ — физическое функционирование, ЭФ — эмоциональное функционирование, СФ — социальное функционирование, ШФ — школьное функционирование, ОБ — общий балл.

Показатели исходного уровня ШФ у младших школьниц, обучающихся в дистанционном формате в этот период, также статистически значимо не различались между группами, находясь на более низком уровне по сравнению с мальчиками, что сочеталось со снижением их успеваемости. Коррелятивный анализ позволил установить сильную прямую корреляционную зависимость (r=0,863) между значениями ШФ и школьной успеваемостью. Аналогичной позиции придерживается ряд авторов, например, А.А. Шкунова и соавт. [15]. О.В. Левина акцентирует внимание на том, что во время дистанционного обучения отсутствует очное общение между обучающимися и преподавателем, то есть все моменты, связанные с индивидуальным подходом к обучению и воспитанию детей и эмоциональной окраской знаний, исключаются [25]. В работе Е.А. Герасимовой описаны психологические проблемы школьников, связанные с дистанционным обучением, в которой говорится о том, что обучающиеся с низким уровнем успеваемости более подвержены выраженной школьной тревожности, снижению адаптационных возможностей и мотивации [26].

На фоне более низких показателей ШФ значительно снизились показатели социального аспекта качества жизни в равной степени у детей обеих групп. Последнее мы объясняем уменьшением социальных контактов, что обусловлено превалированием времени пребывания младших школьников дома (в некоторой изоляции). Г.З. Наркузиева в своей работе разделяет взгляды на данное утверждение, говоря о том, что учебные заведения являются центрами социальной активности и взаимодействия людей. Когда они закрываются, дети лишаются социальных контактов, которые необходимы для обучения и развития. Невозможность встретиться и пообщаться с друзьями способна привести к стрессу и депрессии, особенно у детей и подростков [27].

Обеднение социальных контактов у девочек основной и контрольной групп сопровождалось снижением и ЭФ в среднем на 5,2 балла по сравнению с мальчиками. Мы также установили прямую коррекционную связь (r=0,749) между СФ и ЭФ.

Все перечисленные сдвиги отдельных показателей различных аспектов качества жизни нашли отражение в снижении общего балла.

Повторное исследование после проведения оздоровительной программы показало следующее. В первую очередь, у мальчиков основной группы на 20,8% повысился уровень ФФ (табл. 3). У девочек также отмечался рост данного аспекта качества жизни. Разница показателей между первоначальным и повторным обследованием составила 13,8% (табл. 4).

Таблица 3. Изменения показателей качества жизни у мальчиков основной и контрольной групп

Показатель качества жизни, баллов

Основная группа, n=41

Контрольная группа, n=50

1—2

Исходные данные

По окончании вмешательства

Разность значений (Δ1)

p

Исходные данные

По окончании вмешательства

Разность значений (Δ2)

p

ФФ

61,5±15,3

77,6±18,5

17,2

0,026

61,5±15,3

60,4±19,2

1,4

0,078

p<0,001

ЭФ

72,2±15,3

82,0±16,8

11,2

0,023

71,9±17,9

70,4±13,6

1,8

0,091

p<0,001

СФв

66,5±20,6

77,3±16,6

11,5

0,031

66,1±22,6

65,3±10,1

0,91

0,108

p<0,001

ШФ

68,4±16,9

74,3±15,7

8,9

0,029

67,9±21,1

66,2±11,2

1,01

0,094

p<0,001

ОБ

67,1±19,1

77,9±17,1

10,8

0,030

67,6±17,1

67,9±10,5

0,82

0,081

p<0,001

Примечание. Данные представлены в виде среднего значения и стандартного отклонения (М±SD). ФФ — физическое функционирование; ЭФ — эмоциональное функционирование; СФ — социальное функционирование; ШФ — школьное функционирование; ОБ — общий балл. Δ1 и Δ2 — разность между каждой парой значений: исходных данных и по окончании вмешательства; РΔ1—2 — статистическая значимость различий между приростами Δ1 и Δ2.

Таблица 4. Изменения показателей качества жизни у девочек основной и контрольной групп

Показатель качества жизни, баллов

Основная группа, n=38

Контрольная группа, n=53

1—2

Исходные данные

По окончании вмешательства

Разность значений (Δ1)

p

Исходные данные

По окончании вмешательства

Разность значений (Δ2)

p

ФФ

66,4±14,1

77,0±22,4

12,9

0,019

66,2±21,1

65,9±11,5

1,79

0,038

p<0,001

ЭФ

67,0±19,6

81,6±17,3

16,3

0,016

66,1±20,7

65,1±12,9

1,92

0,038

p<0,001

СФ

66,3±17,2

76,0±19,4

13,6

0,024

66,6±21,9

64,2±12,5

2,00

0,038

p<0,001

ШФ

63,3±20,8

73,9±18,4

12,1

0,017

63,2±15,4

61,2±10,9

2,08

0,038

p<0,001

ОБ

67,2±20,2

77,1±16,6

13,1

0,038

67,0±16,1

67,1±11,9

0,94

0,038

p<0,001

Примечание. Данные представлены в виде среднего значения и стандартного отклонения (М±SD). ФФ — физическое функционирование; ЭФ — эмоциональное функционирование; СФ — социальное функционирование; ШФ — школьное функционирование; ОБ — общий балл. Δ1 и Δ2 — разность между каждой парой значений: исходных данных и по окончании вмешательства; РΔ1—2 — статистическая значимость различий между приростами Δ1 и Δ2.

Уровень ЭФ под влиянием оздоровительной программы у девочек основной группы повысился на 17,9%, у мальчиков — на 11,9%, в то время как у детей контрольной группы показатели статистически значимо не изменились по сравнению с таковыми при первом обследовании.

Коллективное проведение физкультурных минуток по телекоммуникационным системам расширяло социальные контакты между детьми, в результате чего повысилось социальное функционирование на 13,9% у мальчиков и на 12,7% у девочек основной группы. У детей, не включенных в оздоровительную программу, показатели СФ сохранились на прежнем уровне.

На фоне изменений перечисленных показателей в целом улучшалось и ШФ. Разница между его значениями при первичном и повторном исследовании составила 14,3% у девочек и 7,9% у мальчиков.

В соответствии с динамикой наблюдаемых показателей изменились и значения ОБ качества жизни, который возрос у мальчиков, включенных в оздоровительную программу, на 13,8%, у девочек — на 12,9%. В то же время у детей контрольной группы уровень ОБ не имел статистически значимой разницы по сравнению с показателями, полученными при первичном обследовании в октябре 2020 г.

Выводы

1. Исходные данные о качестве жизни школьников младших классов, которые находились на дистанционном обучении, полученные до проведения оздоровительных мероприятий, показали снижение физического функционирования у мальчиков и эмоционального функционирования у девочек.

2. Проведение разработанных нами оздоровительных мероприятий способствовало повышению качества жизни школьников, находящихся на дистанционном обучении, независимо от их половой принадлежности.

Участие авторов: концепция и дизайн исследования — А.М. Левчин, И.Б. Ершова; статистическая обработка — А.М. Левчин, А.Г. Роговцова; написание текста — А.М. Левчин, А.Г. Роговцова; редактирование — И.Б. Ершова.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Литература / References:

  1. Aston M. Distance Education at a Glance. Minsk: UNESCO; 2000.
  2. Lewis L, Snow K, Farris E, Levin D. Distance Education in Higher Education Institutions. UNESCO; 2000. Accessed March 31, 2023. https://www.semanticscholar.org/paper/Distance-Education-at-Postsecondary-Education-Lewis-Snow/095a2011b737f0721fa3d979c2e7d71fe411ea53
  3. Плаксина Н.В., Манжосова Ю.А. Открытый университет в системе дистанционного образования Великобритании (конец ХХ — начало XXI в.). Вестник Томского государственного педагогического университета. 2019;3(200):55-60.  https://doi.org/10.23951/1609-624X-2019-3-55-60
  4. Умхажиева Х.Т. Использование информационно-коммуникационных технологий в обучении детей младшего школьного возраста. Молодой ученый. 2019;50(288):399-401. 
  5. Тарасова А.В. Исторический обзор дистанционного обучения в России и за рубежом. Профессиональное образование в России и за рубежом. 2021;1(4):183-188. 
  6. Орлова Е.Р., Кошкина Е.Н. Проблемы развития дистанционного обучения в России. Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2013;23(212):12-20. 
  7. Шобонов Н.А. Проблемы и перспективы дистанционного обучения в школе. Проблемы современного педагогического образования. 2021;(70-2):336-338. 
  8. Петренко Н.А. Дистанционное обучение: проблемы и перспективы. Проблемы современного педагогического образования. 2020;(74-2):170-173. 
  9. Осипова А.А., Лысенко Н.А., Бородин И.А. Цифровизация в начальной школе: психолого-педагогические проблемы. Инновационная наука: психология, педагогика, дефектология. 2020;3(2):125-140. 
  10. Михайлова Ю.М. Цифровизация образования: опыт, проблемы и риски дистанционного обучения. Саратов: ГАУ ДПО «СОИРО»; 2020.
  11. Базаева А.А. Андреева Е.Е. Влияние дистанционного обучения на психоэмоциональное состояние учащихся. Вестник психологии и педагогики Алтайского государственного университета. 2020;4:8-17. 
  12. Казакова Т.Ю. Психолого-педагогическое сопровождение дистанционного образования учащихся. Начальное образование. 2017;5(1):25-28.  https://doi.org/10.12737/24459
  13. Богданова Д.И. Влияние дистанционного обучения на успеваемость школьников. Молодой ученый. 2021;3(345):38-40. 
  14. Заболотских Н.В., Выродова Е.Ю., Дорошева А.О., Семерджян М.А., Симонян Н.Э., Шамаева М.В., Артюшкова А.Р. Влияние дистанционного обучения на психоэмоциональное состояние школьников г. Краснодара. Кубанский научный медицинский вестник. 2020;27(6):109-122.  https://doi.org/10.25207/1608-6228-2020-27-6-109-122
  15. Шкунова А.А., Казначеев Д.А., Новожилова Е.В. Дистанционное обучение в школе. Педагогика. 2020;67(2):287-291. 
  16. Стаселович Г.А. Дистанционное образование в начальной школе: проблемы и возможности. Калининградский вестник образования. 2020; 4(8):55-64. 
  17. Мамедова Л.В., Никифорова В.В. Влияние дистанционного обучения на формирование личностных качеств младших школьников. Современное педагогическое образование. 2020;10:100-104. 
  18. Винярская И.В. Возможности использования показателя качества жизни в педиатрии. Альманах Института коррекционной педагогики. 2017; 31(2):12-24. 
  19. Баранов А.А., Альбицкий В.Ю., Винярская И.В. Изучение качества жизни в педиатрии. М.: ПедиатрЪ; 2010.
  20. Лобанов Ю.Ф., Строзенко Л.А., Михеева Н.М., Фуголь Д.С., Латышев Д.Ю. Показатели качества жизни детей, обследованных в «Центре здоровья». Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. 2019;4(15):309-314. 
  21. Винярская И.В., Терлецкая Р.Н. Оценка качества жизни детей-инвалидов с помощью инструмента Health Utilities Index: мировой опыт. Педиатрия. Журнал им. Г.Н. Сперанского. 2020;99(4):224-228.  https://doi.org/10.24110/0031-403X-2020-99-4-224-228
  22. Varni JW, Seid M, Knight TS, Uzark K, Szer IS. The Pedsql 4.0 Generic core Scales: sensitivity, responsiveness, and impact on clinical decision — making. Journal of Behavioral Medicine. 2010;25(2):175-193.  https://doi.org/10.1023/a:1014836921812
  23. Денисова Р.В., Алексеева Е.И., Альбицкий В.Ю. Винярская И.В., Валиева С.И., Бзарова Т.М., Лисицин А.О., Гудкова Е.Ю. Надежность, валидность и чувствительность русских версий опросников PedsQL Rheumatology Module (PedsQL RM) и PedsQL Generic Core Scale (PedsQL GCS). Вопросы современной педиатрии. 2009;8(1):30-40. 
  24. Баранов А.А., Альбицкий В.Ю., Винярская И.В. Изучение качества жизни в педиатрии. Вопросы современной педиатрии. 2005;4(2):7-12. Ссылка активна на 04.04.2023. https://cyberleninka.ru/article/n/izuchenie-kachestva-zhizni-v-meditsine-i-pediatrii/viewer
  25. Левина О.В. Плюсы и минусы школьного дистанционного обучения. Образовательная социальная сеть nsportal.ru. Ссылка активна на 04.04.23.  https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/distantsionnoe-obuchenie/2020/05/26/plyusy-i-minusy-distantsionnogo-obrazovaniya
  26. Герасимова Е.А. Психологические проблемы школьников, связанные с дистанционным обучением в условиях пандемии. Экстремальная психология в экстремальном мире. Материалы II Международного научного форума. Под ред. Позднякова В.М., Екимовой В.И., Кокурина А.В., Сечко А.В. М.: Московский государственный психолого-педагогический университет; 2022;281-286. 
  27. Наркузиева Г.З. Дистанционное образование: плюсы и минусы. Academic research in educational sciences. 2021;2(4):1020-1025.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.