Булычева Е.В.

ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный медицинский университет» Минздрава России

Особенности когнитивных и некогнитивных показателей психического здоровья, ассоциированных с полиморфизмом VAL158MET гена COMT, у школьников подросткового возраста

Авторы:

Булычева Е.В.

Подробнее об авторах

Прочитано: 1791 раз


Как цитировать:

Булычева Е.В. Особенности когнитивных и некогнитивных показателей психического здоровья, ассоциированных с полиморфизмом VAL158MET гена COMT, у школьников подросткового возраста. Профилактическая медицина. 2022;25(2):42‑48.
Bulycheva EV. Features of cognitive and non-cognitive indicators of mental health associated with the VAL158MET polymorphism of the COMT gene in adolescents of school age. Russian Journal of Preventive Medicine. 2022;25(2):42‑48. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/profmed20222502142

Рекомендуем статьи по данной теме:
Ка­там­нес­ти­чес­кое об­сле­до­ва­ние де­тей с аф­фек­тив­но-рес­пи­ра­тор­ны­ми па­рок­сиз­ма­ми. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Спец­вы­пус­ки. 2024;(11-2):76-80

Введение

Рост и развитие основных структур головного мозга школьников подросткового возраста подвержены генетическим влияниям [1]. Гены кодируют функции белков, необходимых для реализации нервных процессов, и в том числе косвенно определяют различные траектории поведения [2]. Изучение связи генотипа с показателями функции мозга, развития поведенческой фенотипизации может дать основу для понимания психических процессов в критические моменты, когда формируются биологически опосредованные индивидуальные различия в сложном поведении школьников подросткового возраста [3]. Изучение влияния генетических полиморфизмов на функцию мозга, которое в научной литературе обозначено термином «генетика визуализации», уже дало значительное представление о воздействии генов на морфофункциональное развитие мозга [4, 5].

Особый научный интерес представляет собой полиморфизм гена COMT в 158 кодоне, характеризующийся заменой валина на метионин, с точки зрения неоднозначности преимуществ и недостатков такой замены [6]. Доказано, что у носителей генотипа val/val определяются более высокие интеллектуальные способности, в то время как у носителей генотипа met/met выше показатели функциональности прецентральной коры больших полушарий, определяющих уровень рабочей оперативной памяти и концентрации внимания [7]. Однако данные получены в результате применения сложных методов визуализации структур мозга и трудоемких психологических и клинических тестов, используемых в психиатрии, либо при обследовании пациентов с психическими расстройствами, а большая часть из них получена путем экспериментов на животных [8]. Особый научный и практический интерес представляет собой уточнение взаимосвязи полиморфизма гена и когнитивных и некогнитивных характеристик психического здоровья здоровых подростков, которые можно определить простыми скрининговыми методами в условиях образовательной организации. В этой связи становится актуальным исследование фенотипизации полиморфизма val158met гена COMT у здоровых школьников подросткового возраста, находящихся в критическом периоде активного роста и развития, а также во взаимосвязи с когнитивными и некогнитивными показателями психического здоровья, которые существенно могут определять уровень академической успеваемости.

Цель исследования — определить особенности ассоциированных с полиморфизмом val158met гена COMT когнитивных и некогнитивных показателей психического здоровья школьников подросткового возраста.

Материал и методы

Одномоментное исследование проведено с участием 198 подростков в возрасте 14—15 лет. Исследование выполнено с соблюдением этических принципов Хельсинкской декларации Всемирной медицинской ассоциации в действующей редакции (Форталеза, 2013). Критерии включения в исследование: 1) постоянное проживание на территории Оренбургской области с момента рождения; 2) обучение в одной образовательной организации с момента поступления в нее и отсутствие переводов из класса в класс; 3) отсутствие социальных рисков, то есть должна быть социально благополучная семья, полная семья; 4) отсутствие психических заболеваний и неблагоприятного неврологического анамнеза. Критерии исключения: 1) наличие черепно-мозговых травм в анамнезе; 2) наличие в анамнезе острых заболеваний либо обострений хронических заболеваний в течение 2 недель, предшествующих обследованию.

Исследование полиморфизма генов COMT (rs 4680, Val158MET (C472A) COMT) у подростков проведено на базе бюро судебно-медицинской экспертизы ФГБОУ ВО «ОрГМУ» Минздрава России (лицензия ФС-56-01-000819 от 13.12.13). Для этого у подростков взяты образцы — соскобы буккального эпителия с внутренней стороны щеки с использованием стерильного зонда в пробирке без среды. Выделение геномной ДНК из буккального эпителия выполняли с использованием твердотельного термостата, настольной центрифуги с ротором для пробирок объемом 1,5 мл со скоростью вращения не менее 10 000 об/мин (×6700 g), микроцентрифужных пробирок объемом 1,5 мл (2 пробирки для выделения ДНК из 1 образца); этанола 96% и натрий-фосфатного буфера для выделения ДНК из клеток млекопитающих. Предварительно концентрат промывочного раствора разбавляли в 5 раз этанолом 96%; добавляли буфер 600 мкл для растворения протеиназы в пробирку с лиофилизованной протеиназой и тщательно перемешивали с помощью центрифугирования при 10 000—13 000 об/мин (×6700—11000 g). Раствор протеиназы после приготовления хранили в морозильной камере при –20 °C. При наличии осадка в лизирующем растворе и промывочном растворе прогревали их в термостате до температуры не выше 50 °C до полного растворения осадка. Манипуляции по выделению ДНК выполняли при комнатной температуре. Выделенную ДНК использовали для проведения полимеразной цепной реакции (ПЦР) синтеза ДНК и дальнейшего исследования полиморфизма длин рестрикционных фрагментов (ПДРФ) с последующим анализом размеров образующихся фрагментов (рестриктов). Для выявления продуктов амплификации в режиме реального времени (TaqMan) использовали амплификатор DTlite (ООО «НПО ДНК-Технология», Россия) для активизации и детекции флюоресценции, отражающей накопление ампликонов, на каждом цикле амплификации. В реакционную смесь добавляли ДНК-зонды, в состав которых входила флюоресцентная метка в 5’-положении и гаситель флюоресценции в 3’-положении, а также фосфатная группа в 3’-положении. В ходе ПЦР во время стадии отжига праймеров происходило присоединение ДНК-зонда к комплементарной цепи ДНК. Во время стадии элонгации полимераза синтезировала комплементарную цепь ДНК и при достижении зонда начинала его расщеплять с помощью 5’-экзонуклеазной активности. Для получения корректных результатов дополнительно изучали полученные ампликоны с помощью построения «кривых плавления» (melting curves). Для этого после окончания ПЦР реакционную смесь нагревали и непрерывно измеряли флюоресценцию. Каждое резкое уменьшение флюоресценции на графике соответствовало числу полосок, получаемых при электрофорезе в полиакриламидном геле 7%, соответствующих числу разных типов ампликонов, и последующим автоматическим дифференциальным анализом кривой плавления.

После идентификации полиморфизмов гена 198 подростков распределены в три группы. Для формирования однородности групп определены следующие критерии отбора подростков: углубленная оценка социального статуса семьи, условий жизни подростков, психологического семейного климата; хорошая успеваемость в школе за последние 2 года; средний и высокий коммуникативный индекс в школьном коллективе среди сверстников. В итоге общее количество подростков, включенных в исследование, составило 106 человек. В 1-ю группу (val/val) включены носители полиморфизма val158val гена COMT (n=35); во 2-ю группу (val/met) — носители полиморфизма val158met гена COMT (n=38) и в 3-ю группу (met/met) — носители полиморфизма met158met гена COMT (n=33). В связи с тем, что первоначально из 198 подростков выявлено всего лишь 19 носителей полиморфизма met158met гена COMT, то есть сложилась количественная неравномерность данной группы для сравнения с другими группами, проведено дополнительное генетическое исследование для добора носителей в 3-ю группу с учетом указанных выше критериев включения и исключения.

В последние годы появилась тенденция изучения так называемых некогнитивных факторов академических достижений. Во многих случаях важным условием успешного обучения оказываются не только когнитивные способности и уровень интеллекта, но и личностные особенности, которые предопределяют их успешное использование [9]. Выбор оценки тревожности, эмоциональных переживаний, степени выраженности стресса в качестве «некогнитивных» показателей у школьников подросткового возраста обусловлен возможностью дать характеристику одного из важных компонентов «большой пятерки» пятифакторной модели личности — невротизма, отражающего эмоциональную стабильность индивида [10]. Этот собирательный критерий, согласно данным литературы, является сильной детерминантой индивидуальных различий в академических достижениях [11], что актуально для школьников подросткового возраста, когда имеется риск их снижения на фоне психофизиологических перестроек организма в этом возрастном периоде [12].

Уровень тревожности, негативных эмоциональных переживаний и познавательной активности у подростков исследуемых групп оценен анкетным методом с помощью опросника Ч.Д. Спилбергера в модификации А.Д. Андреевой (1988). Степень выраженности стресса также определена анкетным методом по методике «Шкала психологического стресса PSM-25» в адаптации Н.Е. Водопьяновой [13]. Вопросы, представленные в адаптированном опроснике, по формулировке, но не по сути содержания, переформатированы с учетом возраста респондентов. Выбор данного метода обусловлен тем фактом, что он лишен недостатков традиционных методов изучения стрессовых состояний у детей и подростков, которые направлены на выявление патологических процессов стресса. Использованная шкала позволяет измерить стресс как естественное состояние психической напряженности, а не патологический процесс. Кроме того, выбор данной методики обусловлен тем фактом, что результаты, полученные с помощью шкалы психологического стресса PSM-25, имеют сильную корреляционную связь со шкалой тревожности Спилбергера (r=0,73), которая в адаптации А.Д. Андреевой использована в настоящем исследовании для оценки уровня негативных эмоциональных переживаний и тревожности у подростков. Стрессоустойчивость у исследуемых подростков оценена по методике М.Ю. Рыбникова «Прогноз-2», которая в отличие от других методик позволяет оценить вероятность возникновения нервно-психических срывов, уточнить особенности поведения и состояния психической деятельности человека в различных ситуациях. Анкета В.Ю. Рыбникова «Прогноз-2» первоначально предназначена для определения уровня нервно-психической устойчивости у военнослужащих. Однако в настоящее время она активно используется и в исследованиях среди подростков и молодежи [14]. Кроме того, выбор этого опросника обусловлен возможностью оценить нервно-психическую неустойчивость как интегральную совокупность врожденных (биологически обусловленных) и приобретенных свойств личности, которые могут предопределять вероятность неоптимального типа реагирования на неблагоприятные воздействия профессиональной среды [15]. В нашем исследовании профессиональная среда — это образовательная среда школьников подросткового возраста, а также комплекс потенциальных стрессоров, действующих во внеучебное время. И то, и другое связаны со становлением межличностных взаимоотношений подростков, что особенно актуально для данного возраста. Это полностью соответствует смыслу, заложенному в термин «профессиональная среда» разработчиками методики, в котором подразумевается под профессиональной средой вся совокупность внешних условий, воздействующих на индивида в процессе его профессиональной деятельности, в том числе характер его взаимоотношений с окружающим микросоциумом [16, 17].

Оценка функционального состояния центральной нервной системы у подростков исследуемых групп проведена по показателям функционального уровня нервной системы (ФУС), устойчивости нервной реакции (УР), уровня функциональных возможностей сформированной функциональной системы (УФВ) и уровня работоспособности на аппаратно-программном комплексе «Способ диагностики работоспособности человека» по методике М.П. Мороз (2003) [18].

Статистические данные представлены в виде доли явления в общей совокупности изучаемых факторов (%), среднего значения (M), стандартного отклонения (σ) и средней ошибки (m). Количественные переменные анализировали с помощью t-критерия, качественные показатели — с помощью критерия χ2. Статистически значимыми считали данные при p≤0,05. Все полученные данные проанализированы с помощью прикладных программ Statistica 6.0 и Microsoft Excel 2007.

Результаты

Генотипирование полиморфизма COMT val 158 met (1947 G/A; GenBank Z26491; dbSNP: rs4680) показало, что нормальная гомозигота val/val выявлена лишь у 30,9% обследованных учащихся; тогда как гетерозигота val/met — у 61,9% учащихся, патологическая гомозигота — met/met у 7,2% учащихся.

Установлено статистически значимое увеличение у носителей генотипа met/met по сравнению с гомозиготными носителями val/val уровня тревожности — 16,7±2,47 балла и 21,5±0,51 балла соответственно (p≤0,05); уровня стресса — 6,0±1,87 балла и 11,0±0,96 балла соответственно, p≤0,05. Установлена тенденция увеличения уровня негативных эмоциональных переживаний с 32,2±1,63 балла у гомозиготных носителей генотипа met/met до 33,9±1,25 балла при показателях у гомозиготных носителей генотипа val/val 23,0±3,01 балла, p≥0,05 (рис. 1). При этом балльная оценка стрессоустойчивости у носителей генотипа val/val была статистически значимо выше и составляла 19,8±1,15 балла, у носителей генотипа met/met — 15,0±1,09 балла (p≤0,05). Аналогичная картина выявлена и при сравнении гетерозиготных носителей генотипа val/met с гомозиготными носителями генотипа val/val.

Рис. 1. Некогнитивные показатели психического здоровья учащихся с учетом носительства генотипов полиморфизма val158met гена COMT.

В группе носителей генотипа val/val выявлено максимальное число учащихся с низким уровнем тревожности (50,0%), стресса (100,0%) и негативных эмоциональных переживаний (25,0%), тогда как в группе носителей генотипа met/met максимальное число учащихся выявлено с высоким уровнем тревожности (25,0%) и высоким уровнем стресса (70,0%) (табл. 1). Аналогичная картина обнаружена и при сравнении гетерозиготных носителей генотипа val/met с гомозиготоными носителями генотипа val/val.

Таблица 1. Распределение подростков по уровню некогнитивных показателей психического здоровья в зависимости от генотипа полиморфизма val158met гена COMT

Показатель

Группы

1-я группа (val/val)

2-я группа (val/met)

3-я группа (met/met)

Тревожность, %:

низкий уровень

50,0

45,0

средний уровень

50,0

50,0

75,0

высокий уровень

5,0

25,0

Негативные эмоциональные переживания, %:

низкий уровень

25,0

30,0

50,0

средний уровень

50,0

55,0

50,0

высокий уровень

25,0

15,0

Стресс, %:

низкий уровень

100,0

50,0

15,0

средний уровень

15,0

15,0

высокий уровень

35,0

70,0

Стрессоустойчивость, %:

неудовлетворительный уровень

20,0

30,0

25,0

удовлетворительный уровень

55,0

40,0

45,0

высокий уровень

25,0

30,0

30,0

У носителей генотипа met/met относительно данных носителей генотипа val/val установлено статистически значимое превышение ФУС на 21,9% (2,94±0,041 ед. по сравнению с 2,41±0,041 ед., p≤0,05); УР на 18,5% (1,92±0,424 ед. по сравнению с 1,62±0,322 ед., p≤0,05); УФВ на 28,3% (2,79±0,332 ед. по сравнению с 3,58±0,494 ед., p≤0,05) (табл. 2). Аналогичная картина выявлена и при сравнении гетерозиготных носителей генотипа val/met с гомозиготоными носителями генотипа val/val, но при этом различия были статистически незначимые. Совершенно иная картина выявлена при оценке познавательной активности учащихся носителей вариантов генотипов полиморфизма val158met гена COMT (рис. 2). Так, в учебной деятельности познавательная активность была статистически значимо выше на 23,7% у носителей генотипа, чем у носителей генотипа met/met и в среднем составила 19,0±0,95 балла и 14,5±0,88 балла соответственно (p≤0,05). В повседневной же деятельности познавательная активность вследствие ее высокой вариации в исследуемых группах статически значимо не различалась и в среднем составляла 9,7±2,9 балла у носителей генотипа val/val по сравнению с 11,0±3,4 балла (p≥0,05).

Таблица 2. Распределение подростков по уровню когнитивных показателей психического здоровья в зависимости от генотипа полиморфизма val158met гена COMT

Показатель

Группы

1-я группа (val/val)

2-я группа (val/met)

3-я группа (met/met)

Среднее значение (M)

323,3±8,90

316,0±6,65

227,5±6,67*

Стандартное отклонение (σ)

69,0±4,52

67,2±4,10

57,0±4,04*

Медиана модального класса (Mo)

0,288±0,0079

0,286±0,0058

0,180±0,0202*

Максимальная вероятность частоты, соответствующая пределам модального класса (Pmax)

0,295±0,0299

0,271±0,0158

0,155±0,0252*

Диапазон времени реакции, соответствующий уровню вероятности от 0,5 Рмах (dT)

0,065±0,0135

0,078±0,0065

0,075±0,0151

Время простой зрительно-моторной реакции (T)

0,311±0,0072

0,310±0,0054

0,210±0,0202*

Функциональный уровень нервной системы (ФУС)

2,41±0,041

2,43±0,035

2,94±0,041*

Устойчивость нервной реакции (УР)

1,62±0,322

1,34±0,1305

1,92±0,424*

Уровень функциональных возможностей сформированной функциональной системы (УФВ)

2,79±0,332

2,51±0,1429

3,58±0,494*

Примечание. Данные представлены в виде среднего значения и средней ошибки (M±m). * — p≤0,05 при сравнении показателей группы носителей генотипа met/met и группы носителей генотипа val/val.

Рис. 2. Познавательная активность у учащихся с учетом носительства генотипов полиморфизма val158met гена COMT.

Обсуждение

Общий функциональный полиморфизм в гене COMT, выявленный у 61,9% учащихся, является результатом мутации G в A, определяет замену валина (val) на метионин (met) в кодоне 158 и объясняет наличие четырехкратного снижения активности фермента катехол-О-метилтрансферазы (COMT), метаболизирующего дофамин и определяя повышение его доступности [19].

Установленное статистически значимое увеличение у носителей генотипа met/met по сравнению с гомозиготными носителями генотипа val/val уровня тревожности и стресса, вероятно, можно объяснить тем фактом, что аллельная нагрузка в виде замены валина на метионин в 158 кодоне определяет эмоциональную реактивность [20—24].

Максимальная балльная оценка негативных эмоциональных переживаний у носителей генотипа met/met по сравнению с носителями варианта val/met, вероятно, может быть объяснена тем фактом, что высокое содержание дофамина у носителей генотипа met/met усиливает реакцию миндалевидного тела, ослабляя эффект подавляющего воздействия от префронтальной коры и увеличивая эффект возбуждающего воздействия от сенсорной коры. Более того, генотип COMT ассоциирован с активацией мозга (правый таламус и левый гиппокамп), вызванной неприятными стимулами. В итоге, у носителей аллеля met 158 лимбические сети могут быть более чувствительными к неприятным стимулам, и передача сигналов эмоциональной значимости может быть усилена [6].

При этом балльная оценка стрессоустойчивости у носителей генотипа val/val была статистически значимо выше, чем у носителей генотипа met/met, что согласуется с данными F. Papaleo и соавт. (2008), которые экспериментальным путем показали притупление стресс-реакций у носителей генотипа val/val [8].

В научной литературе имеются данные о преимуществах в когнитивной деятельности у носителей генотипа met/met на фоне когнитивной ригидности, тогда как показатели оперативной памяти лучше у носителей генотипа val/val [19]. Это объясняется тем, что чем ниже активность фермента COMT, разрушающего дофамин, тем выше концентрация последнего и тем выше активность прецентральной коры, которая функционально объединяет отдел коры больших полушарий головного мозга, представляющий собой переднюю часть лобных долей и включающий в себя 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 24, 25, 32, 44, 45, 46, 47-е поля по Бродману, которые отвечают за оперативную память и тормозящее действие, обеспечивающее концентрацию внимания [25]. Эти данные согласуются с полученными в настоящем исследовании результатами статистически значимого увеличения всех статистических показателей вариационной хронорефлексометрии у носителей генотипа met/met при сравнении с показателями носителей генотипа val/val. Это отразилось на интегральных показателях функционального состояния центральной нервной системы, которые оказались выше у носителей генотипа met/met, чем у носителей генотипа val/val, в среднем на 22,9%.

Статистически значимое увеличение познавательной активности в учебной деятельности на 23,7% у носителей генотипа val/val по сравнению с данными носителей генотипа met/met, вероятно, объясняется тем, что у носителей генотипа val/val более высокие когнитивные способности интеллектуального аспекта, чем у носителей варианта met/met [26].

Ограничения исследования

Применяемый в статье подход — исследование кандидатных генов — имеет свои ограничения, связанные с воспроизводимостью. В этой связи исследование может быть продолжено путем проведения более глубокого и сложного многоуровневого анализа взаимосвязи геномных ассоциаций (GWAS) и проявлений психических функций.

Заключение

Показано, что полиморфизм, заключающийся в замене в 158 кодоне гена COMT валина на метионин, снижает активность катехол-О-метилтрансферазы, разрушающей дофамин, что приводит к ухудшению некогнитивных эмоциональных на фоне повышенных когнитивных показателей психического здоровья школьников подросткового возраста. Это обусловливает внедрение более эффективных и персонализированных методов оптимизации работы дофаминергической системы в подростковом периоде.

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Литература / References:

  1. Padmanabhan A, Luna B. Developmental imaging genetics: linking dopamine function to adolescent behavior. Brain and Cognition. 2014;89:27-38.  https://doi.org/10.1016/j.bandc.2013.09.011
  2. Dick DM, Aliev F, Krueger RF, Edwards A, Agrawal A, Lynskey M, Lin P, Schuckit M, Hesselbrock V, Nurnberger J, Jr, Almasy L, Porjesz B, Edenberg HJ, Bucholz K, Kramer J, Kuperman S, Bierut L. Genome-wide association study of conduct disorder symptomatology. Molecular Psychiatry. 2011;16(8):800-808.  https://doi.org/10.1038/mp.2010.73
  3. Rose RJ, Viken RJ, Dick DM, Bates J, Pulkkinen L, Kaprio J. It does take a village: Nonfamilial environments and children’s behavior. Psychological Science. 2003;14(3):273-277.  https://doi.org/10.1111/1529-1006.03434
  4. Ковш Е.М., Ермаков П.Н., Воробьева Е.В. Ассоциация полиморфного маркера Val158met гена COMT с уровнем агрессивности и стратегиями поведения в конфликте у девушек 18—24 лет. Северо-Кавказский психологический вестник. 2015;13(3):15-21. 
  5. Marceau K, Abel EA. Mechanisms of cortisol — Substance use development associations: Hypothesis generation through gene enrichment analysis. Neuroscience and Biobehavioral Reviews. 2018;92:128-139.  https://doi.org/10.1016/j.neubiorev.2018.05.020
  6. Smolka MN, Schumann G, Wrase J, Grüsser SM, Flor H, Mann K, Braus DF, Goldman D, Büchel C, Heinz A. Catechol-O-Methyltransferase val158met Genotype Affects Processing of Emotional Stimuli in the Amygdala and Prefrontal Cortex. Journal of Neuroscience. 2005;25(4):836-842.  https://doi.org/10.1523/JNEUROSCI.1792-04.2005
  7. Sannino S, Padula MC, Managò F, Schaer M, Schneider M, Armando M, Scariati E, Sloan-Bena F, Mereu M, Pontillo M, Vicari S, Contarini G, Chiabrera C, Pagani M, Gozzi A, Eliez S, Papaleo F. Adolescence is the starting point of sex-dichotomous COMT genetic effects. Translational Psychiatry. 2017;7(5):e1141. https://doi.org/10.1038/tp.2017.109
  8. Papaleo F, Crawley JN, Song J, Lipska BK, Pickel J, Weinberger DR, Chen J. Genetic Dissection of the Role of Catechol-O-Methyltransferase in Cognition and Stress Reactivity in Mice. The Journal of Neuroscience. 2008; 28(35):8709-8723. https://doi.org/10.1523/JNEUROSCI.2077-08.2008
  9. Кочергина Е.В., Най Дж.В.К., Орел Е.А. Факторы «Большой пятерки» как психологические предикторы академической успеваемости студентов вузов. Психологические исследования. 2013;6(27):4. 
  10. Рожкова К.В. Отдача от некогнитивных характеристик на российском рынке труда. Вопросы экономики. 2019;11:81-107.  https://doi.org/10.32609/0042-8736-2019-11-81-107
  11. Ишмуратова Ю.А., Потанина А.М. , Цыганов И.Ю. , Моросанова В.И. Некогнитивные предикторы академических достижений в различные периоды обучения. Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2019;3:25-40.  https://doi.org/10.18384/2310-7235-2019-3-25-40
  12. Spear LP, Silveri MM. Special Issue on the Adolescent Brain. Neuroscience and Biobehavioral Reviews. 2016;70:1-3.  https://doi.org/10.1016/j.neubiorev.2016.08.004
  13. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. М.: РГБ; 2008.
  14. Самаров В.В., Гулин А.В., Засядько К.И. Нервно-психическая устойчивость учащихся Юго-Восточной Азии и Африки как основа их нервно-психической адаптации к процессу обучения. Вестник российских университетов. Математика. 2012;5:1460-1464.
  15. Берг Т.Н. Нервно-психическая неустойчивость и способы ее выявления. Владивосток: Морской государственный университет; 2005.
  16. Крамаренко Г.И., Рудой И.С. Нервно-психическая неустойчивость у военнослужащих срочной службы. Л.: ВмедА; 1984.
  17. Методики военного профессионального психологического отбора. Под ред. Лазуткина В.И., Зацарного Н.Н., Зараковского Г.М. М.: Министерство обороны РФ: Научно-практический центр Генерального штаба; 1999.
  18. Мороз М.П. Экспресс-диагностика функционального состояния и работоспособности человека: методическое руководство. М. 2003.
  19. Thomason ME, Dougherty RF, Colich NL, Perry LM, Rykhlevskaia EI, Louro HM, Hallmayer JF, Waugh CE, Bammer R, Glover GH, Gotlib IH. COMT genotype affects prefrontal white matter pathways in children and adolescents. Neuroimage. 2010;53(3):926-934.  https://doi.org/10.1016/j.neuroimage.2010.01.033
  20. Enoch MA, Xu K, Ferro E, Harris CR, Goldman D. Genetic origins of anxiety in women: a role for a functional catechol-O-methyltransferase polymorphism. Psychiatric Genetics. 2003;13(1):33-41.  https://doi.org/10.1097/00041444-200303000-00006
  21. Zubieta JK, Heitzig MM, Smith YR, Bueller JA, Xu K, Xu Y, Koeppe RA, Stohler CS, Goldman D. COMT val158met genotype affects mu-opiod neurotransmitter responses to a pain stressor. Science. 2003;299(5610):1240-1243. https://doi.org/10.1126/science.1078546
  22. Woo JM, Yoon KS, Choi YH, Oh KS, Lee YS, Yu BH. The association between panic disorder and the L/L genotype of catechol-O-methyltransferase. Journal of Psychiatric Research. 2004;38(4):365-370.  https://doi.org/10.1016/j.jpsychires.2004.01.001
  23. Stein MB, Fallin MD, Schork NJ, Gelernter J. COMT polymorphisms and anxiety-related personality traits. Neuropsychopharmacology. 2005;30(11): 2092-2102. https://doi.org/10.1038/sj.npp.1300787
  24. Jabbi M, Kema IP, van der Pompe G, te Meerman GJ, Ormel J, den Boer JA. Catechol-o-methyltransferase polymorphism and susceptibility to major depressive disorder modulates psychological stress response. Psychiatric Genetics. 2007;17(3):183-193.  https://doi.org/10.1097/YPG.0b013e32808374df
  25. Tunbridge EM, Harrison PJ, Weinberger DR. Catechol-o-Methyltransferase, Cognition, and Psychosis: Val158Met and Beyond. Biological Psychiatry. 2006;60(2):141-151.  https://doi.org/10.1016/j.biopsych.2005.10.024
  26. Zhang Y, Yang X, Wang Z. The COMT rs4680 polymorphism, family functioning and preschoolers’ attentional control indexed by intraindividual reaction time variability. Developmental Psychobiology. 2021;63(4):713-724.  https://doi.org/10.1002/dev.22040

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.