Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Лоскутова А.Н.

ФГБУН «Научно-исследовательский центр «Арктика» Дальневосточного отделения РАН

Бартош О.П.

ФГБУН «Научно-исследовательский центр «Арктика» Дальневосточного отделения РАН

Мычко М.В.

ФГБУН «Научно-исследовательский центр «Арктика» Дальневосточного отделения РАН

Вегетативная регуляция сердечного ритма у подростков с высокой тревожностью в процессе БОС-тренинга

Авторы:

Лоскутова А.Н., Бартош О.П., Мычко М.В.

Подробнее об авторах

Просмотров: 1484

Загрузок: 63


Как цитировать:

Лоскутова А.Н., Бартош О.П., Мычко М.В. Вегетативная регуляция сердечного ритма у подростков с высокой тревожностью в процессе БОС-тренинга. Профилактическая медицина. 2021;24(5):45‑50.
Loskutova AN, Bartosh OP, Mychko MV. Heart rate autonomic regulation in high anxiety adolescents during biofeedback training. Russian Journal of Preventive Medicine. 2021;24(5):45‑50. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/profmed20212405145

Рекомендуем статьи по данной теме:
Фак­то­ры, ас­со­ци­иро­ван­ные с рис­ком на­ру­ше­ний пи­ще­во­го по­ве­де­ния у под­рос­тков. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(6):60-67
Со­вер­шенство­ва­ние оцен­ки фи­зи­чес­ко­го раз­ви­тия при про­фи­лак­ти­чес­ких ос­мот­рах школь­ни­ков: ре­ги­ональ­ный опыт. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(6):74-78
Кли­ни­чес­кие ре­ко­мен­да­ции и стан­дар­ты ле­че­ния посттрав­ма­ти­чес­ко­го стрес­со­во­го расстройства: фо­кус на сим­пто­мы пси­хо­фи­зи­оло­ги­чес­ко­го воз­буж­де­ния. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2024;(5):58-68
Ас­те­ния у мо­ло­дых па­ци­ен­тов и воз­мож­нос­ти ее кор­рек­ции. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2024;(5):133-137
При­ме­не­ние пе­ро­раль­ной се­да­ции при ам­бу­ла­тор­ном сто­ма­то­ло­ги­чес­ком вме­ша­тельстве у де­тей. Сто­ма­то­ло­гия. 2024;(3):42-49
Лич­нос­тная тре­вож­ность, си­ту­атив­ная тре­во­га, сим­пто­мы ин­сом­нии и их вли­яние на днев­ное фун­кци­они­ро­ва­ние у де­во­чек-под­рос­тков. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Спец­вы­пус­ки. 2024;(5-2):66-71
Эф­фек­тив­ность раз­лич­ных тре­ни­ро­вок пос­ту­раль­но­го кон­тро­ля у лю­дей по­жи­ло­го воз­рас­та с хро­ни­чес­кой ише­ми­ей го­лов­но­го моз­га. Вос­ста­но­ви­тель­ные би­отех­но­ло­гии, про­фи­лак­ти­чес­кая, циф­ро­вая и пре­дик­тив­ная ме­ди­ци­на. 2024;(2):42-48
Эн­до­мет­ри­оз и по­ро­ки раз­ви­тия по­ло­вых ор­га­нов у де­тей и под­рос­тков. Что об­ще­го?. Проб­ле­мы реп­ро­дук­ции. 2024;(3):14-22
Ре­ког­нан (ци­ти­ко­лин) в кор­рек­ции ас­те­ни­чес­ких и тре­вож­но-деп­рес­сив­ных на­ру­ше­ний. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2024;(6):43-47
Ас­со­ци­ация од­но­нук­ле­отид­но­го по­ли­мор­физ­ма rs6265 ге­на ней­рот­ро­фи­чес­ко­го фак­то­ра го­лов­но­го моз­га с осо­бен­нос­тя­ми кли­ни­чес­кой кар­ти­ны бо­лез­ни Пар­кин­со­на. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2024;(7):82-88

Введение

Несоответствие адаптационных возможностей подрастающего поколения высоким требованиям социума способствует нарушению их физического и нервно-психического развития [1]. В северных регионах дополнительно на организм влияют гипокомфортные климатические факторы среды, оказывающие неблагоприятное воздействие на протекание адаптационных процессов [2]. По сравнению с возрастными нормативами, у детей наблюдаются сдвиги сроков полового созревания и более позднее формирование морфофункциональной организации головного мозга [3]. При этом адаптация к школе в настоящее время предъявляет повышенные требования к психоэмоциональному состоянию учащихся. В условиях высокой учебной нагрузки увеличивается уровень стресса, тревожности, негативных эмоциональных переживаний, особенно в старших классах [4]. Для оптимального функционирования личности необходим определенный уровень тревожности, однако высокий уровень тревожности является проявлением неблагополучия личности и характеризует устойчивую склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающий. В подростковом возрасте важно проводить профилактику высокой тревожности, так как именно с этого периода тревожность может закрепляться, становиться устойчивой личностной характеристикой и трансформироваться в соматические расстройства [5-7].

Известно, что показатели вариабельности сердечного ритма (ВСР) являются ранними прогностическими маркерами нарушений вегетативного баланса, применяются в коррекции медицинских и психологических расстройств [8]. Постоянное напряжение регуляторных систем организма приводит к дезадаптации. При этом особое внимание заслуживает высокий уровень тревожности, который ассоциирован с активацией симпатической нервной системы, с нарушениями процессов реполяризации в нервной проводящей системе миокарда и может способствовать формированию патологии [9, 10].

Одним из эффективных направлений для профилактики психосоматических нарушений является метод биологической обратной связи (БОС). Сущность метода состоит в возможности человека сознательно влиять на функции организма, способности научиться управлять непроизвольными физиологическими процессами [11, 12]. Большое распространение получил метод БОС по параметрам ВСР, которые позволяют дать интегративную оценку вегетативной регуляции организма [13, 14]. Доказано, что адаптивное биоуправление нормализует процессы вегетативной регуляции при стрессах, улучшает функцию внимания и контроля двигательной активности, психоэмоциональную сферу [8, 13—15]. Ранее была показана эффективность сеансов БОС-тренинга в снижении тревожности и улучшении когнитивных функций у школьников [16, 17].

Цель исследования — определить особенности вегетативной регуляции сердечного ритма при изменениях уровня тревожности у подростков в процессе БОС-тренинга.

Материал и методы

По согласованию с родителями в исследовании приняли участие 135 школьников, обучавшихся в 9—11 классах (15,5±0,18 года) общеобразовательных школ города Магадана (в зимний период). Среди всех обследованных был диагностирован 51 (35%) подросток с высоким уровнем личностной (ЛТ) и ситуативной тревожности (СТ) на основании тестирования по методике Спилбергера—Ханина (до 30 баллов — низкая тревожность; 31—45 — умеренная тревожность; 46 и более баллов — высокая тревожность) [5]. Однако только 29 подростков с высоким уровнем ЛТ (21 девушка, 8 юношей) согласились пройти БОС-тренинг. Среди них проводилась диагностика уровня тревожности для изучения ее динамики перед первым и после завершающего 10-го сеанса. Остальные подростки отказались от сеансов по разным причинам: отсутствие времени, желания, посещение кружков или спортивных секций.

Для коррекции высокой тревожности использовали метод БОС, реализация осуществлялась на игровом компьютерном тренажере БОС-Пульс (Новосибирск) [11]. Наряду с БОС-тренингом использовали прогрессивную мышечную релаксацию по Джекобсону с применением дыхательных техник и образов [18]. Перед школьником была поставлена цель: с помощью дыхания, мышечной релаксации, визуализации и эмоционального настроя стараться снизить частоту сердечных сокращений относительно исходных значений (фиксация датчика и регистрация осуществлялись с ногтевой фаланги пальца руки). Каждому школьнику необходимо было пройти 10 сеансов по 20—30 мин на протяжении 1,5 мес.

Регистрацию ВСР выполняли с использованием аппаратно-программных комплексов ВК 2.5-Варикард (Рязань) в два этапа: до и после первого сеанса (фон, первые 5 мин фазы восстановления) и аналогично после завершающего 10-го сеанса БОС-тренинга. Анализировались следующие общепринятые показатели ВСР: частота сердечных сокращений — HR (уд/мин); мода — Мо (мс); амплитуда моды — АМо (%); вариационный размах динамического ряда интервалов R—R — MxDMn (мс); стандартное отклонение полного массива кардиоинтервалов — SDNN (мс); индекс напряжения регуляторных систем — SI (усл. ед.); суммарная мощность спектра — ТР (мс2); относительная мощность спектра высокочастотного компонента ВСР в диапазоне 0,4—0,15 Гц — HF (%); относительная мощность спектра низкочастотного компонента ВСР в диапазоне 0,15—0,04 Гц — LF (%); относительная мощность спектра очень низкочастотного компонента ВСР в диапазоне 0,04—0,015 Гц — VLF (%) [19].

Легитимность исследования подтверждена решением комиссии по биоэтике ИБПС ДВО РАН, протокол №1 от 29.03.19.

Статистический анализ данных производили в программе Statistica 6 непараметрическими методами: критериями Вилкоксона (T) и Манна—Уитни для сравнения независимых групп на первом и 10-м сеансах БОС-тренинга (U1 и U10). Результаты представлены медианой (Ме) и 25-м и 75-м процентилями [Q25; Q75]. За критический уровень значимости принимали значение p≤0,05.

Результаты и обсуждение

По итогу проведенных БОС-тренингов было установлено, что у 16 (55,2%) подростков (1-я группа) из 29 обследуемых сеансы оказались успешными и способствовали уменьшению ЛТ относительно исходного уровня (T=1, p<0,001) (рисунок). По показателю СТ статистически значимых различий не наблюдалось (T=33, p=0,070). У остальных 13 (44,8%) подростков (2-я группа) показатель ЛТ остался на исходном уровне (Т=22, p=0,182), однако наблюдалась положительная динамика по показателю СТ (T=16, p=0,039). Необходимо отметить, что на всех этапах БОС-тренинга подростки 1-й группы были менее тревожными, показатель ЛТ у них был меньше, чем во 2-й группе (U1=58, p=0,046; U10=1, p<0,001). По показателю СТ статистически значимых различий не наблюдалось (U10=81, p=0,323).

Динамика уровня тревожности у подростков в процессе БОС-тренинга.

ЛТ — личностная тревожность; СТ — ситуативная тревожность. * — p≤0,05 при сравнении изменений показателей на первом и после 10-го сеанса БОС-тренинга.

По показателям ВСР в обеих анализируемых группах после первого сеанса БОС-тренинга изменений не было зафиксировано (табл. 1). Однако на завершающем сеансе со стороны вегетативной (автономной) нервной системы функциональный ответ в группах был разным (табл. 2). Значимых изменений частоты сердечных сокращений у школьников обеих групп не выявлено. При этом только в 1-й группе установлены статистически значимые изменения по показателям ВСР. Произошло уменьшение АМо50 относительно исходных значений, что может указывать на снижение симпатических влияний в регуляции ритма сердца. О повышении активности парасимпатических влияний на ритм сердца свидетельствовали изменения показателей MxDMn и SDNN относительно исходных значений. Увеличение суммарной мощности спектра (TP) было обусловлено преобладанием LF-волн на фоне минимальной доли HF- и VLF-волн. Такую реактивность LF-волн можно связать с выраженной работой вазомоторного центра в процессе БОС-тренинга. На благоприятное влияние БОС-тренинга указывает уменьшение показателя SI, который отражает степень напряжения регуляторных систем организма и чрезвычайно чувствителен к усилению центральных механизмов в регуляции сердечного ритма [19].

Таблица 1. Показатели вариабельности сердечного ритма у подростков с разным уровнем тревожности на первом сеансе БОС-тренинга (Me [Q25; Q75])

Показатель

1-я группа, n=16

2-я группа, n=13

до сеанса

после БОС

p

до сеанса

после БОС

p

Частота сердечных сокращений, уд/мин

81 [75; 89]

83 [78; 89]

0,717

73 [68; 88]

78 [75; 85]

0,278

Мода, мс

728 [667; 792]

728 [679; 769]

0,623

784 [671; 887]

731 [711; 791]

0,294

Амплитуда моды,%/50 мс

40 [33; 65]

40 [34; 51]

0,679

33 [26; 35]

28 [26; 37]

0,700

Разность между максимальным и минимальным значениями кардиоинтервалов, мс

255 [175; 291]

244 [227; 280]

0,605

311 [278; 388]

332 [298; 370]

0,753

Стандартное отклонение полного массива кардиоинтервалов, мс

54 [32; 62]

51 [44; 58]

0,679

63 [56; 75]

68 [57; 75]

0,382

Стресс-индекс, усл. ед.

115 [63; 300]

125 [77; 174]

0,803

68 [38; 82]

56 [46; 94]

0,916

Суммарная мощность спектра кардиоритма, мс

2,94 [1,13; 3,70]

2,54 [1,74; 3,16]

0,836

4,14 [3,05; 5,07]

4,62 [2,34; 5,68]

0,916

Мощность спектра высокочастотного компонента вариабельности, %

36 [18; 59]

25 [21; 35]

0,469

45 [32; 53]

33 [32; 41]

0,152

Мощность спектра низкочастотного компонента вариабельности, %

39 [23; 47]

45 [33; 60]

0,147

32 [30; 43]

34 [26; 38]

0,701

Мощность спектра очень низкочастотного компонента вариабельности, %

23 [20; 35]

26 [19; 29]

0,469

22 [10; 26]

29 [16; 36]

0,249

Таблица 2. Показатели вариабельности сердечного ритма у подростков с разным уровнем тревожности на заключительном, 10-м сеансе БОС-тренинга (М [Q25; Q75])

Показатель

1-я группа, n=16

2-я группа, n=13

до сеанса

после БОС

p

до сеанса

после БОС

p

Частота сердечных сокращений, уд/мин

80 [75; 90]

79 [77; 83]

0,490

71 [70; 92]

75 [65; 88]

0,463

Мода, мс

721 [640; 800]

738 [695; 796]

0,495

844 [654; 881]

811 [676; 910]

0,649

Амплитуда моды,%/50 мс

44 [36; 64]

38 [27; 52]

0,014

31 [24; 36]

31 [28; 38]

0,753

Разность между максимальным и минимальным значениями кардиоинтервалов, мс

226 [164; 291]

274 [207; 356]

0,017

332 [243; 412]

324 [252; 440]

0,327

Стандартное отклонение полного массива кардиоинтервалов, мс

45 [31; 58]

54 [38; 71]

0,017

63 [49; 80]

71 [51; 76]

0,100

Стресс-индекс, усл. ед.

134 [86; 270]

89 [52; 185]

0,015

58 [33; 124]

54 [35; 91]

0,152

Суммарная мощность спектра кардиоритма, мс

2,18 [1,06; 4,13]

2,74 [1,88; 5,66]

0,035

3,92 [2,42; 6,30]

3,85 [2,22; 5,62]

0,806

Мощность спектра высокочастотного компонента вариабельности, %

36 [20; 59]

29 [13; 42]

0,012

41 [28; 51]

44 [35; 55]

0,861

Мощность спектра низкочастотного компонента вариабельности, %

39 [22; 56]

48 [30; 66]

0,023

37 [30; 40]

30 [27; 33]

0,172

Мощность спектра очень низкочастотного компонента вариабельности, %

16 [10; 27]

20 [8; 28]

0,860

22 [12; 33]

25 [20; 32]

0,310

Согласно данным исследований [13, 14], критериями эффективности адаптивного биоуправления по показателям кардиоритма считается нарастание вагусных влияний на ритм сердца, которые отражаются в увеличении ТР. Было установлено, что при успешном биоуправлении во всех вариантах изменений ЭЭГ-колебаний достоверно повышались ТР, среднее квадратичное отклонение и снижался SI по отношению к фоновым значениям. При таких изменениях показателей ВСР установлены положительные изменения ЭЭГ-колебаний [14], отражающие особенности интеграции нейронов в функциональных системах для обеспечения оптимизации баланса симпато- и ваготропных механизмов. Это приводит к улучшению состояния мозгового кровотока и биоэлектрических процессов головного мозга.

В настоящем исследовании медианы показателя SI в двух группах соответствовали нормотоническому типу вегетативной регуляции (нормо-ваготония, нормо-симпатотония), который у относительно здоровых людей находится в пределах 50—150 усл. ед. (имеются индивидуальные особенности) [19]. Однако на всех этапах обследования показатель SI оказался достоверно большим в 1-й группе по отношению ко 2-й группе (U1=51, p=0,020; U10=36, p=0,003). Аналогичные изменения наблюдались по показателю АМо50 (U1=53, p=0,025; U10=50, p=0,018). Показатели MxDMn (U1=49, p=0,016; U10=34, p=0,002) и SDNN (U1=54, p=0,028; U10=39, p=0,004) были меньше соответственно. На 1-м сеансе в общей мощности спектра не установлено статистически значимых различий: HF (U1=68, p=0,114), LF (U1=92, p=0,598), VLF (U1=77, p=0,236). После завершающего сеанса было зарегистрировано преобладание дыхательных волн (HF) в кардиоритме у подростков 2-й группы (U10=49, p=0,016), а по остальным спектральным составляющим не выявлено статистически значимых различий: LF (U10=64, p=0,079), VLF (U10=93, p=0,630). Таким образом, у подростков 1-й группы исходно отмечалась более высокая активность симпатической нервной системы на сердечный ритм (нормо-симпатикотония) по отношению ко 2-й группе, для которой характерны нормативные диапазоны показателя SI (нормо-ваготония).

БОС-тренинг оказался успешным среди высокотревожных подростков, выделенных в 1-ю группу, где основную часть составляли нормо-симпатотоники. Тренинг способствовал снижению высокого уровня тревожности до категории «умеренной тревожности», что свидетельствует об улучшении психологического комфорта у подростков этой группы: уменьшились тревожные переживания, повысилась самооценка [5]. Подростками была найдена стратегия уменьшения напряжения регуляторных систем организма и снижения симпатических воздействий на сердечный ритм. В 1-й группе результаты согласуются с исследованиями [14], в которых сеансы БОС ориентированы на управляемое усиление активности вагусных влияний.

Во 2-й группе фоновые показатели ВСР не отражали напряжения регуляторных систем организма и после коррекционных сеансов остались в том же диапазоне. Подростки были изначально более тревожными по показателям СТ и ЛТ, чем их сверстники из 1-й группы, и после БОС-тренинга не было достигнуто снижения ЛТ. Отмечено, что чем выше ЛТ, тем больше проблем в социальных контактах, эмоциональной саморегуляции и подверженности стрессовым воздействиям [6, 17]. Показатель СТ у подростков 2-й группы значимо снизился (см. рисунок) до умеренной величины, однако индивидуальные значения у некоторых подростков сохранились в пределах высокого показателя тревожности. Положительная динамика СТ указывает на то, что у этих подростков эмоциональная реакция в стрессовых ситуациях, обусловленная страхом возможной неудачи, уменьшилась. Известно, что СТ — это эмоциональное состояние личности, связанное с текущей ситуацией, ожиданием плохого завершения конкретной ситуации [5, 6]. Для снижения СТ требуется приобретение навыка сознательного контроля своих эмоциональных переживаний и состояний, что и отрабатывалось во время сеансов БОС-тренинга и является подготовительным этапом к снижению ЛТ [6, 18]. По всей видимости, для нормализации тревожности у старшеклассников требуется большее число сеансов БОС-тренинга или выбор дополнительных коррекционных методик, включающих психологические установки, усиливающие волю и мотивацию подростка на достижение положительного результата, повышающие его заинтересованность в процессе. Также важно учитывать индивидуально-типологические особенности подростка для эффективности психопрофилактических мероприятий.

Заключение

В настоящем исследовании выявлены различные варианты изменения ВСР у высокотревожных подростков с разным исходом сеансов БОС-тренинга. Результат оптимизации психофизиологического состояния подростков достигался применением разных стратегий со стороны вегетативной нервной системы при БОС-тренинге. В 1-й группе при снижении тревожности до умеренных величин отмечалась оптимизация в регуляции сердечного ритма. Установлено снижение активности симпатического звена вегетативной регуляции и напряжения регуляторных систем организма. Это отражалось в следующих изменениях показателей ВСР: уменьшении АМо50 и SI, увеличение MxDMn, SDNN, TP. Во 2-й группе в процессе БОС-тренинга развился навык саморегуляции, поддерживающий баланс симпато- и ваготропных механизмов. По всей видимости, для снижения уровня ЛТ требуется большее число сеансов БОС либо применение дополнительных видов психокоррекции.

Подросткам с высоким уровнем тревожности и превалированием в регуляции сердечного ритма умеренной симпатической активности (нормо-симпатотоники) можно рекомендовать метод БОС, основанный на активизации парасимпатической нервной системы посредством дыхания, наиболее податливой волевому контролю.

Для эффективной профилактической коррекционной работы с подростками необходим дифференцированный подход с учетом фонового психоэмоционального состояния, а также мотивированной работы и самостоятельного поиска стратегии поведения во время сеанса биоуправления.

Участие авторов: концепция и дизайн исследования — А.Н. Лоскутова, О.П. Бартош; сбор и обработка материала — А.Н. Лоскутова, О.П. Бартош, М.В. Мычко; статистическая обработка — А.Н. Лоскутова; написание текста — А.Н. Лоскутова, О.П. Бартош; редактирование — А.Н. Лоскутова, О.П. Бартош.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

The authors declare no conflicts of interest.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.