Увеличение среднего возраста населения, ожидаемой продолжительности жизни и развитие инфраструктуры и медицины, государственная политика способствуют повышению социальной активности пожилых людей. В частности, в спортивном секторе доля активных участников в возрасте от 55 до 79 лет составляет 5,8% [1—3], и хоккей не является исключением.
Физиологические особенности старения организма, по общепринятому мнению, включают в себя снижение компенсаторно-приспособительных возможностей, активности регуляторного аппарата и антиоксидантной защиты [4], что требует особого внимания к динамике функционального состояния (ФС) организма пожилых спортсменов-хоккеистов после окончания тренировочного цикла.
В качестве мер поддержки и коррекции ФС в восстановительный период целесообразно использование проверенных методов. Положительное влияние на вегетативный баланс как состояние регуляторного аппарата сердечно-сосудистой системы оказывают тренировки с применением биологической обратной связи (БОС-тренинги), хорошо зарекомендовавшие себя в клинике [5, 6] и физиологии труда [7]. В качестве помощи организму для нивелирования негативного воздействия оксидативного стресса возможно использование цитофлавина, который показал хорошие результаты и отсутствие побочных эффектов в исследованиях, включающих пациентов старшей возрастной группы с различными заболеваниями [8—11]. Несмотря на успехи в других исследованиях, эффективность комбинации лечебных мер в рамках единой методики коррекции ФС пожилых хоккеистов требует объективной оценки.
Цель настоящего исследования — апробация комплексной методики психофармакологической коррекции ФС пожилых хоккеистов.
Материал и методы
Контролируемое рандомизированное исследование включало выборку из 45 хоккеистов из любительских команд «Ночной хоккейной лиги». Все участники исследования были мужчинами пожилого возраста (старше 60 лет), не имеющими противопоказаний к занятиям хоккеем по состоянию здоровья, сопоставимыми по игровому опыту. Противопоказаний к назначению цитофлавина и БОС-тренинга не было ни у одного обследуемого.
Методом рандомизации хоккеисты были разделены на две группы: в 1-ю (основную) группу вошли 25 мужчин, которые после цикла тренировок получали цитофлавин и проходили процедуры БОС-тренинга, 2-ю (контрольную) группу составили 20 мужчин, которым коррекция ФС не назначалась.
Цитофлавин принимали по 2 таблетки 2 раза в сутки в течение 30 сут. БОС-тренинг проводился при помощи системы «Реакор» в режиме контроля пульса и дыхания, 2 курса по 5 сеансов через сутки. Перерыв между курсами составлял 10 сут.
Рандомизация участников исследования была проведена при помощи команды Select Cases: Random Sample (Number Seed=25), интегрированной в графический интерфейс IBM SPSS v 23. Случаи, которым программа присвоила индекс «1», были отнесены к основной группе, остальные — к контрольной.
Исследование ФС включало использование следующих методик оценки состояния функций физиологических и функциональных систем организма:
1. Стабилометрия («Стабилан»). На стабилоплатформе записывались показатели стабилограммы и статокинезиограммы обследуемого в спокойном состоянии и в позе Ромберга (с закрытыми глазами).
2. ЭКГ со статистическим и спектральным анализом вариационного ряда кардиоинтервалов («Психофизиолог»).
3. Реоэнцефалография (реоэнцефалограф «Нейрософт»). Обследование проводили в состоянии покоя. Режим реоэцефалографии использован биполярный с наложением электродов во фронтальную, мастоидальную и окципитальную позиции. Анализировались показатели реограммы отведений FM и OM на правой и на левой стороне.
4. Оценка антиоксидантной защиты организма (уровни содержания малонового диальдегида и активность супероксиддисмутазы).
Обследование проводили в обеих группах дважды: на следующий день после окончания цикла тренировок и после окончания курсов цитофлавина и БОС-тренинга у основной группы.
Исследование соответствовало этическим стандартам комитета по экспериментам на человеке (входящего в состав учреждения, в котором выполнялась работа, или регионального) или Хельсинкской декларации 1975 г. и ее пересмотренного варианта 2000 г.
Статистическая обработка полученных данных выполнена в среде IBM SPSS v 23.
Была использована абсолютная шкала анализируемых данных. Для оценки значимости сдвигов ФС операторов с учетом деления на группы были выбраны следующие параметры анализа:
1. Внутригрупповой фактор: «Номер исследования» (1 — после цикла тренировок, 2 — после окончания курсов цитофлавина и БОС-тренинга).
2. Межгрупповой фактор: «Группа» (1 — выполнен курс цитофлавина и БОС-тренинга, 2 — не выполнен)
3. Ковариата: «Возраст», который может оказывать индивидуальное влияние на динамику показателей ФС.
В соответствии с выбранными параметрами обработка проведена при помощи MANCOVA в режиме общей линейной модели с повторными измерениями. В качестве многомерного критерия выбран след Пиллаи (V) как наиболее мощный. Для уточнения влияния значимых эффектов факторов и/или ковариаты оценивались результаты ANCOVA и анализа трендов. Величина эффекта оценивалась по проценту объясненной дисперсии (V для MANCOVA и η2 для ANCOVA).
В соответствии с целью исследования выполнялся поиск различий в динамике показателей основной и контрольной групп, что можно установить при выявлении значимого эффекта взаимодействия факторов «Группа» и «Номер исследования».
По результатам MANCOVA рассчитывались маргинальные групповые средние с установлением определенного значения ковариаты «Возраст» для исключения искажений данных, вызванных влиянием возраста обследуемых.
Допустимость применения MANCOVA оценивали по М-критерию Бокса на равенство ковариационных матриц. ANOVA повторных измерений проведено при необходимости с поправками на отсутствие сферичности (поправки Гринхауза—Гайссера и Хайн—Фельдта по результатам оценки критериев Моучли и Эпсилон). Дисперсии групп сравнивались между собой по критерию Ливиня.
Уровень значимости, при котором отвергалась нулевая гипотеза, выбран p<0,05. При значении 0,05≤p≤0,1 говорилось о статистической тенденции.
Результаты и обсуждение
Выявлено значимое сочетанное влияние факторов «Номер исследования» и «Группа» на дисперсию показателей функции равновесия (V=0,707; F=32,210; p<0,001). Наибольшие различия в динамике отмечены по показателю качества функции равновесия (F=96,891; p<0,001; η2=0,698), чуть меньшие — по показателю объема движения (F=12,209; p<0,01; η2=0,225) (рис. 1).
Рис. 1. Динамика показателей функции равновесия у обследуемых хоккеистов пожилого возраста в обеих группах.
Как видно из рис. 1, у мужчин основной группы к моменту окончания курса реабилитации значительно уменьшились показатели тремора (объем движения) и возросла устойчивость при пробе Ромберга. Функция равновесия играет весьма значимую роль в качестве игры хоккеиста на льду [1], в связи с чем выявленные показатели могут свидетельствовать о позитивной динамике в основной группе и о ее незначительности в группе контроля. Таким образом, обнаружена связь реабилитационных мероприятий с улучшением способности организма к поддержанию равновесия.
Установлено сочетанное влияние факторов «Номер исследования» и «Группа» на показатели реоэнцефалограммы, что объясняет чуть менее половины всей дисперсии показателей (V=0,462; F=17,639; p<0,001). По результатам ANCOVA данное влияние имеет место на показатели реографического индекса (рис. 2): затылочного (F=30,712; p<0,01; η2=0,422) и фронтального (F=12,056; p<0,01; η2=0,223).
Рис. 2. Динамика показателей мозгового кровотока у обследуемых хоккеистов пожилого возраста в обеих группах.
Содружественное увеличение реографических индексов лобной и затылочной областей свидетельствует об увеличении мозгового кровотока у хоккеистов группы, прошедшей реабилитацию [3]. Из этого следует, что при проведении курса реабилитации с применением цитофлавина и БОС-тренинга можно ожидать улучшения мозгового кровенаполнения у спортсменов.
По результатам изучения динамики показателей антиоксидантной защиты организма можно заключить, что сочетание факторов «Номер исследования» и «Группа» объясняет 55,2% дисперсии (V=0,552; F=25,257; p<0,001), что в большей степени выражено в отношении содержания метилмалонового диальдегида в венозной крови хоккеистов (F=21,557; p<0,001; η2=0,339). Результаты исследования представлены на рис. 3, где прослеживается более выраженная позитивная динамика снижения оксидативного стресса в основной группе.
Рис. 3. Динамика показателей оксидативного стресса у обследуемых хоккеистов пожилого возраста в обеих группах.
Значимых различий в динамике показателей вариабельности сердечного ритма между группами не зафиксировано, возможно, это обусловлено малочисленностью выборки и высокой индивидуальной изменчивостью показателей.
Заключение
По результатам проведенного исследования выявлено значимое улучшение ФС пожилых хоккеистов, которое проявляется в виде улучшения функции равновесия, мозгового кровотока и снижения выраженности оксидативного стресса после реабилитационных мероприятий.
Данное обстоятельство позволяет рекомендовать проведения коррекции ФС хоккеистов «Ночной хоккейной лиги» после циклов тренировок при помощи препарата цитофлавин и тренинга с БОС для ускорения восстановления организма.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.