Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.
Эффективность психофармакологической коррекции функционального состояния пожилых хоккеистов
Журнал: Профилактическая медицина. 2020;23(6‑2): 86‑90
Прочитано: 922 раза
Как цитировать:
Увеличение среднего возраста населения, ожидаемой продолжительности жизни и развитие инфраструктуры и медицины, государственная политика способствуют повышению социальной активности пожилых людей. В частности, в спортивном секторе доля активных участников в возрасте от 55 до 79 лет составляет 5,8% [1—3], и хоккей не является исключением.
Физиологические особенности старения организма, по общепринятому мнению, включают в себя снижение компенсаторно-приспособительных возможностей, активности регуляторного аппарата и антиоксидантной защиты [4], что требует особого внимания к динамике функционального состояния (ФС) организма пожилых спортсменов-хоккеистов после окончания тренировочного цикла.
В качестве мер поддержки и коррекции ФС в восстановительный период целесообразно использование проверенных методов. Положительное влияние на вегетативный баланс как состояние регуляторного аппарата сердечно-сосудистой системы оказывают тренировки с применением биологической обратной связи (БОС-тренинги), хорошо зарекомендовавшие себя в клинике [5, 6] и физиологии труда [7]. В качестве помощи организму для нивелирования негативного воздействия оксидативного стресса возможно использование цитофлавина, который показал хорошие результаты и отсутствие побочных эффектов в исследованиях, включающих пациентов старшей возрастной группы с различными заболеваниями [8—11]. Несмотря на успехи в других исследованиях, эффективность комбинации лечебных мер в рамках единой методики коррекции ФС пожилых хоккеистов требует объективной оценки.
Цель настоящего исследования — апробация комплексной методики психофармакологической коррекции ФС пожилых хоккеистов.
Контролируемое рандомизированное исследование включало выборку из 45 хоккеистов из любительских команд «Ночной хоккейной лиги». Все участники исследования были мужчинами пожилого возраста (старше 60 лет), не имеющими противопоказаний к занятиям хоккеем по состоянию здоровья, сопоставимыми по игровому опыту. Противопоказаний к назначению цитофлавина и БОС-тренинга не было ни у одного обследуемого.
Методом рандомизации хоккеисты были разделены на две группы: в 1-ю (основную) группу вошли 25 мужчин, которые после цикла тренировок получали цитофлавин и проходили процедуры БОС-тренинга, 2-ю (контрольную) группу составили 20 мужчин, которым коррекция ФС не назначалась.
Цитофлавин принимали по 2 таблетки 2 раза в сутки в течение 30 сут. БОС-тренинг проводился при помощи системы «Реакор» в режиме контроля пульса и дыхания, 2 курса по 5 сеансов через сутки. Перерыв между курсами составлял 10 сут.
Рандомизация участников исследования была проведена при помощи команды Select Cases: Random Sample (Number Seed=25), интегрированной в графический интерфейс IBM SPSS v 23. Случаи, которым программа присвоила индекс «1», были отнесены к основной группе, остальные — к контрольной.
Исследование ФС включало использование следующих методик оценки состояния функций физиологических и функциональных систем организма:
1. Стабилометрия («Стабилан»). На стабилоплатформе записывались показатели стабилограммы и статокинезиограммы обследуемого в спокойном состоянии и в позе Ромберга (с закрытыми глазами).
2. ЭКГ со статистическим и спектральным анализом вариационного ряда кардиоинтервалов («Психофизиолог»).
3. Реоэнцефалография (реоэнцефалограф «Нейрософт»). Обследование проводили в состоянии покоя. Режим реоэцефалографии использован биполярный с наложением электродов во фронтальную, мастоидальную и окципитальную позиции. Анализировались показатели реограммы отведений FM и OM на правой и на левой стороне.
4. Оценка антиоксидантной защиты организма (уровни содержания малонового диальдегида и активность супероксиддисмутазы).
Обследование проводили в обеих группах дважды: на следующий день после окончания цикла тренировок и после окончания курсов цитофлавина и БОС-тренинга у основной группы.
Исследование соответствовало этическим стандартам комитета по экспериментам на человеке (входящего в состав учреждения, в котором выполнялась работа, или регионального) или Хельсинкской декларации 1975 г. и ее пересмотренного варианта 2000 г.
Статистическая обработка полученных данных выполнена в среде IBM SPSS v 23.
Была использована абсолютная шкала анализируемых данных. Для оценки значимости сдвигов ФС операторов с учетом деления на группы были выбраны следующие параметры анализа:
1. Внутригрупповой фактор: «Номер исследования» (1 — после цикла тренировок, 2 — после окончания курсов цитофлавина и БОС-тренинга).
2. Межгрупповой фактор: «Группа» (1 — выполнен курс цитофлавина и БОС-тренинга, 2 — не выполнен)
3. Ковариата: «Возраст», который может оказывать индивидуальное влияние на динамику показателей ФС.
В соответствии с выбранными параметрами обработка проведена при помощи MANCOVA в режиме общей линейной модели с повторными измерениями. В качестве многомерного критерия выбран след Пиллаи (V) как наиболее мощный. Для уточнения влияния значимых эффектов факторов и/или ковариаты оценивались результаты ANCOVA и анализа трендов. Величина эффекта оценивалась по проценту объясненной дисперсии (V для MANCOVA и η2 для ANCOVA).
В соответствии с целью исследования выполнялся поиск различий в динамике показателей основной и контрольной групп, что можно установить при выявлении значимого эффекта взаимодействия факторов «Группа» и «Номер исследования».
По результатам MANCOVA рассчитывались маргинальные групповые средние с установлением определенного значения ковариаты «Возраст» для исключения искажений данных, вызванных влиянием возраста обследуемых.
Допустимость применения MANCOVA оценивали по М-критерию Бокса на равенство ковариационных матриц. ANOVA повторных измерений проведено при необходимости с поправками на отсутствие сферичности (поправки Гринхауза—Гайссера и Хайн—Фельдта по результатам оценки критериев Моучли и Эпсилон). Дисперсии групп сравнивались между собой по критерию Ливиня.
Уровень значимости, при котором отвергалась нулевая гипотеза, выбран p<0,05. При значении 0,05≤p≤0,1 говорилось о статистической тенденции.
Выявлено значимое сочетанное влияние факторов «Номер исследования» и «Группа» на дисперсию показателей функции равновесия (V=0,707; F=32,210; p<0,001). Наибольшие различия в динамике отмечены по показателю качества функции равновесия (F=96,891; p<0,001; η2=0,698), чуть меньшие — по показателю объема движения (F=12,209; p<0,01; η2=0,225) (рис. 1).
Рис. 1. Динамика показателей функции равновесия у обследуемых хоккеистов пожилого возраста в обеих группах.
Как видно из рис. 1, у мужчин основной группы к моменту окончания курса реабилитации значительно уменьшились показатели тремора (объем движения) и возросла устойчивость при пробе Ромберга. Функция равновесия играет весьма значимую роль в качестве игры хоккеиста на льду [1], в связи с чем выявленные показатели могут свидетельствовать о позитивной динамике в основной группе и о ее незначительности в группе контроля. Таким образом, обнаружена связь реабилитационных мероприятий с улучшением способности организма к поддержанию равновесия.
Установлено сочетанное влияние факторов «Номер исследования» и «Группа» на показатели реоэнцефалограммы, что объясняет чуть менее половины всей дисперсии показателей (V=0,462; F=17,639; p<0,001). По результатам ANCOVA данное влияние имеет место на показатели реографического индекса (рис. 2): затылочного (F=30,712; p<0,01; η2=0,422) и фронтального (F=12,056; p<0,01; η2=0,223).
Рис. 2. Динамика показателей мозгового кровотока у обследуемых хоккеистов пожилого возраста в обеих группах.
Содружественное увеличение реографических индексов лобной и затылочной областей свидетельствует об увеличении мозгового кровотока у хоккеистов группы, прошедшей реабилитацию [3]. Из этого следует, что при проведении курса реабилитации с применением цитофлавина и БОС-тренинга можно ожидать улучшения мозгового кровенаполнения у спортсменов.
По результатам изучения динамики показателей антиоксидантной защиты организма можно заключить, что сочетание факторов «Номер исследования» и «Группа» объясняет 55,2% дисперсии (V=0,552; F=25,257; p<0,001), что в большей степени выражено в отношении содержания метилмалонового диальдегида в венозной крови хоккеистов (F=21,557; p<0,001; η2=0,339). Результаты исследования представлены на рис. 3, где прослеживается более выраженная позитивная динамика снижения оксидативного стресса в основной группе.
Рис. 3. Динамика показателей оксидативного стресса у обследуемых хоккеистов пожилого возраста в обеих группах.
Значимых различий в динамике показателей вариабельности сердечного ритма между группами не зафиксировано, возможно, это обусловлено малочисленностью выборки и высокой индивидуальной изменчивостью показателей.
По результатам проведенного исследования выявлено значимое улучшение ФС пожилых хоккеистов, которое проявляется в виде улучшения функции равновесия, мозгового кровотока и снижения выраженности оксидативного стресса после реабилитационных мероприятий.
Данное обстоятельство позволяет рекомендовать проведения коррекции ФС хоккеистов «Ночной хоккейной лиги» после циклов тренировок при помощи препарата цитофлавин и тренинга с БОС для ускорения восстановления организма.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Литература / References:
Подтверждение e-mail
На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.
Подтверждение e-mail
Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.