Наблюдаемая тенденция отсроченного материнства приводит к увеличению спроса на программы вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ) у женщин старшего репродуктивного возраста. У женщин старшей возрастной группы в результате физиологических и функциональных изменений наблюдается снижение качества и количества яйцеклеток, увеличивается количество хромосомных аномалий, что негативно отражается на имплантации, приводит к увеличению риска выкидышей и снижению частоты живорождения. Разработка и внедрение современных методов лечения ВРТ: витрификация, продленное культивирование, технология time lapse и преимплантационное генетическое тестирование дают возможность качественного отбора более жизнеспособных и генетически нормальных эмбрионов, позволяют разработать алгоритм для ведения пациенток старшей возрастной группы, что имеет большое значение для повышения эффективности ВРТ.
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ
Сравнить клинические результаты при переносе «свежих» и размороженных эмбрионов после программ экстракорпорального оплодотворения/интрацитоплазматической инъекции сперматозоида (ЭКО/ИКСИ) из собственных ооцитов у женщин старше 40 лет. Проанализировать исходы ВРТ и связь с возрастом женщины в результате переноса одной или двух собственных «свежих» или размороженных бластоцист.
МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ
Проанализированы клинические и лабораторные данные 406 пар в программах ЭКО/ИКСИ и 347 пар после программы переноса размороженных эмбрионов с использованием собственных ооцитов в возрасте от 40 до 46 лет, проходивших лечение в 2010—2021 гг. в ТОО «Институт репродуктивной медицины» (Алматы, Республика Казахстан). Пациентки разделены на группы в соответствии с возрастом (40, 41, 42, 43, 44, ≥45 лет) и количеством перенесенных эмбрионов.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Анализ результатов переноса «свежих» эмбрионов выявил статистически значимое увеличение при переносе двух собственных бластоцист по сравнению с одной в частоте наступления клинической беременности, частоте имплантации на 12-й неделе гестации (37,2 и 20%; 15,4 и 10% соответственно, p<0,05) и частоте живорождения (30,8 и 10% соответственно, p<0,001) только в группе женщин 40 лет. У женщин возрастных групп 41, 42, 43, 44 и ≥45 при переносе одной или двух «свежих» или размороженных бластоцист из собственных ооцитов не было статистически значимых различий (p>0,05). Результаты переноса «свежих» собственных бластоцист или проведение переноса размороженных эмбрионов не выявили достоверного увеличения между двумя выборочными распределениями в потерях беременности у женщин старше 40 лет (p>0,05).
ВЫВОДЫ
С увеличением репродуктивного возраста женщин при переносе «свежих» эмбрионов в протоколах экстракорпорального оплодотворения/интрацитоплазматической инъекции сперматозоида и программах переноса размороженных эмбрионов из собственных ооцитов не наблюдается статистически значимых различий по показателям частоты наступления клинической беременности и частоты имплантации на 12-й неделе гестации, потери беременности, частоты многоплодных родов и частоты живорождения. Отмечается тенденция к увеличению частоты ранних потерь беременности у женщин старше 40 лет, независимо от протокола, в котором проводили перенос эмбрионов.