Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Малышкина А.И.

ФГБУ «Ивановский научно-исследовательский институт материнства и детства им. В.Н. Городкова» Минздрава России

Иванова И.В.

ФГБОУ ВО «Ивановская государственная медицинская академия» Минздрава России

Кулигина М.В.

ФГБУ «Ивановский научно-исследовательский институт материнства и детства им. В.Н. Городкова» Минздрава России

Панова И.А.

ФГБУ «Ивановский научно-исследовательский институт материнства и детства им. В.Н. Городкова» Минздрава России

Назаров С.Б.

ФГБУ «Ивановский научно-исследовательский институт материнства и детства им. В.Н. Городкова» Минздрава России

Ефимычев К.А.

ФГБУ «Ивановский научно-исследовательский институт материнства и детства им. В.Н. Городкова» Минздрава России

Шниткова Е.В.

ФГБОУ ВО «Ивановская государственная медицинская академия» Минздрава России

Инновационные подходы к формированию репродуктивного поведения и здоровья молодежи на региональном уровне

Авторы:

Малышкина А.И., Иванова И.В., Кулигина М.В., Панова И.А., Назаров С.Б., Ефимычев К.А., Шниткова Е.В.

Подробнее об авторах

Журнал: Проблемы репродукции. 2024;30(4): 6‑11

Прочитано: 929 раз


Как цитировать:

Малышкина А.И., Иванова И.В., Кулигина М.В., Панова И.А., Назаров С.Б., Ефимычев К.А., Шниткова Е.В. Инновационные подходы к формированию репродуктивного поведения и здоровья молодежи на региональном уровне. Проблемы репродукции. 2024;30(4):6‑11.
Malyshkina AI, Ivanova IV, Kuligina MV, Panova IA, Nazarov SB, Efimychev KA, Shnitkova EV. Innovative approaches to the formation of reproductive behavior and health of young people at the regional level. Russian Journal of Human Reproduction. 2024;30(4):6‑11. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/repro2024300416

Рекомендуем статьи по данной теме:
Зна­че­ние ком­пла­ен­са ро­ди­те­лей в ре­аби­ли­та­ции де­тей с гла­уко­мой в пос­ле­опе­ра­ци­он­ном пе­ри­оде. Вес­тник оф­таль­мо­ло­гии. 2024;(4):12-16
Пи­лот­ное ис­сле­до­ва­ние кли­ни­ко-ана­то­ми­чес­ких ха­рак­те­рис­тик зу­бо­че­люс­тной сис­те­мы, за­ви­си­мых от сме­ны пи­ще­вых при­вы­чек в воз­рас­тном ас­пек­те. Опе­ра­тив­ная хи­рур­гия и кли­ни­чес­кая ана­то­мия (Пи­ро­гов­ский на­уч­ный жур­нал). 2024;(3):41-47
Уро­вень стрес­са сту­ден­тов в за­ви­си­мос­ти от по­ве­ден­чес­ких ха­рак­те­рис­тик. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(9):67-74
Рас­простра­нен­ность на­ру­ше­ний обо­ня­ния в рос­сий­ской по­пу­ля­ции по ре­зуль­та­там ан­ке­ти­ро­ва­ния. Рос­сий­ская ри­но­ло­гия. 2024;(3):189-194
Оцен­ка фун­кции но­со­во­го ды­ха­ния и удов­лет­во­рен­нос­ти па­ци­ен­тов при пер­вич­ном об­ра­ще­нии за эс­те­ти­чес­кой кор­рек­ци­ей но­са. Плас­ти­чес­кая хи­рур­гия и эс­те­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(4):16-24
Связь меж­ду ин­фраструк­ту­рой ра­йо­на про­жи­ва­ния и уров­нем стрес­са у сту­ден­тов. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(11):70-76
Ана­лиз проб­ле­мы неп­ред­на­ме­рен­ной пе­ри­опе­ра­ци­он­ной ги­по­тер­мии в плас­ти­чес­кой хи­рур­гии. Плас­ти­чес­кая хи­рур­гия и эс­те­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2025;(1):5-13
Дос­туп­ность ме­ди­цин­ской и про­фи­лак­ти­чес­кой по­мо­щи для па­ци­ен­тов с брон­хи­аль­ной ас­тмой. Рес­пи­ра­тор­ная ме­ди­ци­на. 2025;(1):15-22
Ку­ре­ние сре­ди уча­щих­ся сред­них и выс­ших учеб­ных за­ве­де­ний: ре­зуль­та­ты рос­сий­ско­го мно­го­цен­тро­во­го ис­сле­до­ва­ния. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2025;(5):56-61

Введение

В последние годы снижение численности населения характерно для большинства регионов России в результате его естественной убыли за счет негативных изменений обеих составляющих: повышения смертности и снижения рождаемости [1, 2]. Отрицательная динамика смертности населения в основном обусловлена демографическим старением: в большинстве субъектов Российской Федерации численность людей старшего возраста превышает число детей и подростков [3]. В связи с необходимостью противодействия депопуляции закономерно смещение акцента в демографической политике в сферу рождаемости, особенно в период продолжающего сокращения численности населения репродуктивного возраста. В настоящее время необходимо иметь информацию о репродуктивных планах молодежи, находящейся на добрачном, догенеративном этапе, для формирования мер, обеспечивающих реализацию установок детности, в том числе за счет обеспечения профилактической направленности системы охраны репродуктивного здоровья, повышения эффективности медико-социального сопровождения подростков и молодежи [2, 4].

Социологические исследования репродуктивных установок населения регулярно проводятся службой государственной статистики, центрами исследования общественного мнения с целью прогнозирования демографической ситуации в сфере рождаемости, оценки эффективности пронаталистской политики. Выполнены научные исследования влияния пола, образования, уровня доходов, родительской семьи, брачного состояния, семейного положения, мер демографической политики на установки детности и их реализацию [5—8]. Интерес исследователей в первую очередь сосредоточен на студенческой молодежи как когорты населения, которая в ближайшее время вступит в брачные отношения и станет родителями. Кроме того, в результате обучения в высшем учебном заведении у молодых людей формируются требования к качеству жизни, определяющие демографическое развитие региона и страны в целом [8, 9].

Цель исследования — изучить репродуктивные установки, образ жизни, ценностные ориентации и информированность о мерах по сохранению репродуктивного здоровья студенческой молодежи.

Материал и методы

Проведено наблюдательное одномоментное исследование с применением метода анкетирования с помощью валидированного опросника. В рамках исследования разработана анкета, которая состояла из вопросов закрытого типа, с целью сбора информации о репродуктивных установках, образе жизни, здоровье, медицинской активности и медицинской информированности (свидетельство о государственной регистрации базы данных №2023621040). Электронная самозаполняемая анкета создана с использованием сервиса Yandex Forms, ее заполнение проводилось анонимно. Исследование носило сплошной характер. В опросе, проведенном в ноябре 2022 г., приняли участие студенты 1—6-го курсов ФГБОУ ВО «Ивановская государственная медицинская академия» Минздрава России (n=1517) в возрасте 16—34 лет (средний возраст опрошенных — 20,3±0,05 года).

Накопление, корректировка, систематизация исходной информации и визуализация полученных результатов осуществлялись в электронных таблицах Microsoft Office Excel 2016. Статистический анализ данных с использованием программы Excel проведен в группах сравнения, сформированных в зависимости от пола: 1-я группа — женщины (n=1095), вторая группа — мужчины (n=422). Возраст женщин составил 16—33 года, мужчин — 17—31 год, средний возраст — 20,2±0,06 и 20,6±0,12 года соответственно (p=0,0029). При статистической обработке результатов социологического опроса использованы методы описательной статистики: расчет относительных величин (интенсивных и экстенсивных), средних арифметических величин (M) и их ошибок (m), сравнение номинальных данных с помощью критерия χ2.

Результаты

Инновационный потенциал региона и страны в целом зависит от приоритетных ценностных ориентаций молодежи [10]. В системе жизненных ценностей девушек и юношей 1-е место занимает здоровье (4,78±0,02 и 4,72±0,03 балла соответственно; p=0,0963). Девушки по сравнению с юношами прагматичны: у них на 2-м месте находится материальный достаток, занимающий у юношей 4-е место (4,54±0,03 и 4,32±0,05 балла соответственно; p=0,0002). На 3-м месте в системе жизненных ценностей студенток находится удовлетворение от работы, занимающее у студентов 2-е место (4,50±0,03 и 4,37±0,05 балла соответственно; p=0,0259). На 4-м месте у девушек — семья, находящаяся у юношей на 3-м месте (4,49±0,03 и 4,34±0,05 балла соответственно; p=0,0102). Дети в системе жизненных ценностей занимают последнее — 5-е место у лиц обоего пола (3,70±0,04 и 3,61±0,07 балла соответственно; p=0,2645). Иерархия ценностных ориентаций студентов, в которой семья и дети не занимают лидирующих мест, по-видимому, объясняется необходимостью получения образования как основной ценности-цели в период обучения в вузе.

Приоритетность ценности здоровья не всегда подтверждается на поведенческом уровне в виде высокой приверженности здоровому образу жизни [10]. Не занимаются физическими упражнениями 62,0% студенток и 45,5% студентов (p=0,0000), имеют привычку к табакокурению 8,8 и 14,9% соответственно (p=0,0006), употребляют алкогольные напитки 32,7 и 34,4% соответственно (p=0,5368).

С каждым годом увеличивается доля абитуриентов, имеющих хронические заболевания. В то же время обучение в вузе, особенно в медицинском, также негативно влияет на состояние здоровья [11, 12]. Оценили свое здоровье как хорошее 44,7% девушек и 53,8% юношей (p=0,0016), как удовлетворительное — 50,3 и 44,3% соответственно (p=0,0359), как плохое — 4,9 и 1,9% соответственно (p=0,0074). Среди студенток по сравнению со студентами выше доля лиц, имеющих хронические заболевания (35,3 и 29,4%; p=0,0338), распространенность которых составляет 552,5 и 402,8‰ соответственно (p=0,0000), что, возможно, обусловлено их более высокой медицинской активностью.

Отклонение массы тела от нормы является не только фактором развития хронических неинфекционных заболеваний, но и причиной инфертильности [13, 14]. Средний индекс массы тела (ИМТ) у девушек ниже, чем у юношей (21,37±0,1 и 23,38±0,2 кг/м2 соответственно; p=0,0000), за счет более высокой доли лиц с недостаточной массой тела (16,3 и 5,5% соответственно; p=0,0000) и более низкой доли лиц с избыточной массой тела (12,0 и 25,6% соответственно; p=0,0000). Девушки и юноши одинаково часто ошибаются при самооценке собственной массы тела (27,9 и 31,3% соответственно; p=0,1991). Можно предположить, что самооценка массы тела является результатом влияния гендерных стереотипов и современных представлений о физической красоте. Так, студентки завышают оценку собственной массы тела (имеющие недостаточную массу тела в 62,9% случаев оценивают ее как нормальную, имеющие нормальную массу тела в 19,7% случаев считают ее избыточной). Студенты, наоборот, занижают оценку собственной массы тела (имеющие нормальную массу тела в 24,7% случаев считают ее недостаточной, имеющие избыточную массу тела в 37,5% случаев считают ее нормальной).

Репродуктивное поведение является результатом репродуктивных установок и, в первую очередь, установок детности, оцениваемых по ответам на вопросы об идеальном (представления о нормативе), желаемом (предпочтения) и ожидаемом (намерения) числе детей в семье. Реальное число детей в семье наиболее приближено к ожидаемому и является результатом реализации репродуктивных установок в условиях воздействия факторов, воспринимаемых в качестве ограничителей деторождения [15].

Большинство студентов-медиков (59,9% девушек и 54,0% юношей; p=0,2992) считают идеальным наличие двоих детей в семье. Не выявлены статистически значимые различия в доле лиц, считающих идеальной однодетную семью (12,3% женщин и 11,4% мужчин; p=0,6091) и семью без детей (2,1 и 3,6% соответственно; p=0,1044). Девушки по сравнению с юношами реже видят в качестве идеальной модели многодетную семью: 25,7 и 31,0% соответственно; p=0,0348). Среднее идеальное число детей в семье, по мнению девушек, ниже и составляет 2,11±0,02 по сравнению с 2,26±0,05 у юношей (p=0,0054).

Выявлены статистически значимые различия и в представлениях женщин и мужчин о желаемом числе детей, которое превышает идеальное и составляет в среднем 2,17±0,03 по мнению девушек и 2,33±0,06 по мнению юношей (p=0,0172). С одинаковой частотой женщины и мужчины хотели бы иметь при наличии всех необходимых условий одного ребенка (14,3 и 10,7% соответственно; p=0,0591), двоих детей (50,4 и 49,3% соответственно; p=0,6954), троих и более детей (31,1 и 34,6% соответственно; p=0,1964). Не различаются доли лиц, предпочитающих бездетность: 4,1% девушек и 5,5% юношей (p=0,2581).

Планы в отношении числа детей в собственной семье не различаются у девушек и юношей: планируемое (ожидаемое) число детей составляет в среднем 1,98±0,03 и 2,05±0,05 соответственно (p=0,2301) и меньше желаемого числа детей по представлениям студенток (p=0,0000) и студентов (p=0,0004). Женщины по сравнению с мужчинами чаще планируют рождение одного ребенка: 13,7 и 9,0% (p=0,0129) и реже — троих и более детей — 18,9 и 24,4% соответственно (p=0,0172). С одинаковой частотой планируют рождение двоих детей 43,4% женщин и 40,3% мужчин (p=0,2746), также предпочитают не иметь детей 5,4 и 6,2% соответственно (p=0,5575). Каждый пятый студент (18,6% девушек и 20,1% юношей; p=0,5016) не определился с планами в отношении числа детей в семье.

Для современных семей характерным является откладывание рождения ребенка на несколько лет после создания семьи, что объясняется широкой распространенной практики сожительства до официальной регистрации брака. По мнению женщин по сравнению с мнением мужчин оптимальный протогенетический интервал меньше и составляет в среднем 3,52±0,06 года по сравнению с 3,82±0,11 года (p=0,0168). Студентки считают оптимальным возраст женщины при рождении первенца 24,68±0,06 года, студенты — 24,06±0,09 года (p=0,0000), между тем фактический средний возраст матери при рождении первого ребенка в России уже в 2019 г. приблизился к 26 годам [16].

Полнота реализация установок детности зависит от ограничивающих факторов, объективных (например, бесплодие) и субъективных, сформировавшихся под влиянием стандартов и потребностей, принятых в социальном окружении [8]. По мнению студентов, наиболее значимыми факторами, определяющими количество детей в семье, являются низкий уровень доходов (так считают 88,9% девушек и 84,1% юношей, p=0,0123), неудовлетворительные жилищные условия — 84,3 и 79,6% соответственно (p=0,0300) или отсутствие собственного жилья — 76,6 и 67,1% соответственно (p=0,0001), нежелание иметь детей — 82,4 и 73,7% соответственно (p=0,0002). Состояние здоровья также в значительной степени ограничивает возможность реализации репродуктивных планов: наличие бесплодия у женщины (так считают 81,3% девушек и 78,2% юношей; p=0,1756), наличие бесплодия у мужчины (79,5 и 76,5% соответственно; p=0,2004), хроническое заболевание одного из супругов (60,2 и 59,5% соответственно; p=0,8020). Девушки по сравнению с юношами чаще относят к факторам — ограничителям деторождения нежелание прерывать работу в связи с рождением ребенка (64,3 и 49,8%; p=0,0000), эмоциональные переживания в связи с беременностью и родами (48,2 и 40,5%; p=0,0070), отсутствие юридической регистрации брака (23,6 и 18,0%; p=0,0194).

Студенты, независимо от пола, одинаково часто имеют неправильные представления о возможном наличии бесплодия. Так, 15,9% девушек и 13,7% юношей (p=0,2980) считают, что о бесплодии следует задуматься после двух лет и более от начала совместной жизни без применения средств контрацепции, 34,3 и 41,0% соответственно (p=0,0156) — через 6 месяцев.

Причинами возникновения нарушений репродуктивного здоровья студенты-медики считают инфекции, передающиеся половым путем (95,9% девушек и 89,1% юношей; p=0,0000), несоблюдение правил интимной гигиены (85,2 и 84,6% соответственно; p=0,7660), искусственное прерывание беременности (76,8 и 69,4% соответственно; p=0,0030), большое количество половых партнеров (51,9 и 51,7% соответственно; p=0,9406), раннее начало половой жизни (38,4 и 28,4% соответственно; p=0,0003).

Большинство студентов имеют опыт сексуальных отношений (59,5% девушек и 64,0% юношей (p=0,1056), из их числа вступили в интимную связь в возрасте до 18 лет — 34,6 и 52,2% соответственно (p=0,0000). Средний возраст начала половой жизни составил 17,9±0,06 года у девушек и 17,4±0,09 года у юношей (p=0,0000). Высока доля студентов-медиков, не имеющих сексуального дебюта: 40,5% девушек и 36,0% юношей (p=0,1056), что совпадает с данными ранее проведенных исследований [17, 18].

Большинство студентов, живущих половой жизнью, предпочитают использовать методы контрацепции, находящиеся в зоне ответственности мужчины: презерватив (так ответили 70,0% девушек и 76,7% юношей; p=0,0354) и прерванное половое сношение (10,6 и 7,6% соответственно; p=0,1849). Современные средства предупреждения нежелательной беременности студенты-медики используют реже. Применение противозачаточных таблеток практикуют 10,3% пар по результатам опроса девушек, состоящих в отношениях, и 6,4% пар по данным опроса юношей; p=0,0765, экстренную гормональную контрацепцию — 0,3 и 0,4% соответственно; p=0,8533, комбинацию методов — 15,7 и 6,4% соответственно; p=0,0011. Значительно реже студенты-медики пользуются традиционными методами контрацепции: календарный метод используют 1,6% пар по данным опроса девушек и 0,4% пар по данным опроса юношей (p=0,1509).

Не используют средства профилактики нежелательной беременности 1,3% девушек и 1,6% юношей (p=0,1381). В случае наступления беременности женщины по сравнению с мужчинами чаще планируют сохранить ее (47,0 и 39,0%; p=0,0378), среди них меньше не определившихся с репродуктивным выбором (27,9 и 35,3% соответственно; p=0,0299). Каждый четвертый студент, имеющий полового партнера (25,2% девушек и 26,1% юношей; p=0,7724), допускает возможность искусственного прерывания нежелательной беременности.

Девушки по сравнению с юношами демонстрируют более высокую активность в сохранении репродуктивного здоровья: 51,4% ежегодно обращаются с профилактической целью к врачу-акушеру-гинекологу по сравнению с 14,9% юношей, обращающихся к урологу (p=0,0000). Студенты-мужчины предпочитают обращаться за медицинской помощью только в случае возникновения заболеваний: 63,0% по сравнению с 41,5% студенток-женщин (p=0,0000) и не видят необходимости в профилактике нарушений репродуктивного здоровья: 22,0% по сравнению с 6,3% девушек (p=0,0000).

Студенты-медики предпочитают получать информацию о мерах по сохранению здоровья от медицинских работников (81,8% девушек и 78,7% юношей; p=0,2166) и из медицинской литературы (67,7% девушек и 66,6% юношей; p=0,6867), однако 5,9% девушек и 9,2% юношей (p=0,0224) полностью доверяют информации из СМИ и Интернета.

По мнению будущих врачей, для улучшения репродуктивного здоровья молодежи в регионе необходимо: открыть центр охраны репродуктивного здоровья подростков и молодежи (так считают 66,1% девушек и 56,9% юношей; p=0,0008), студенческую поликлинику (42,4 и 34,6% соответственно; p=0,0056), проводить информационно-просветительскую работу с привлечением волонтеров (65,2 и 60,2% соответственно; p=0,0685), с использованием Интернета, СМИ (61,3% и 53,3% соответственно; p=0,0047), обеспечить бесплатными средства контрацепции (59,7 и 62,8% соответственно; p=0,2729) и проводить дни открытых дверей в профильных лечебных учреждениях (43,2 и 40,5% соответственно; p=0,3449).

Заключение

По результатам социологического опроса студентов медицинского вуза установлены их ценностные ориентации, свидетельствующие о приоритете здоровья, внесемейных ценностей и сниженной ценности семьи и детей, особенно для лиц женского пола. При исследовании репродуктивных установок определены перспективы рождаемости в данной когорте населения, более оптимистичные (за счет приближения желаемого числа детей к планируемому) в случае устранения факторов — ограничителей деторождения (или их восприятия в качестве таковых). Поскольку студенты-медики обладают психологическими характеристиками, положительно влияющими на их репродуктивные установки [8], и представляют группу студенческого молодежи гуманитарной направленности образования, в наибольшей степени приверженной традиционным семейным ценностям [9], их репродуктивные планы можно рассматривать в качестве более оптимистического сценария рождаемости, а образ жизни как наиболее приближенный к здоровому. Принадлежность студенческой молодежи к когорте лиц, не состоящих в браке и не имеющих детей, делает возможным и необходимым формирование жизнесохранительного поведения, в том числе как этапа прегравидарной подготовки. В то же время студенты-медики в отличие от других групп молодежи, в том числе студенческой, предположительно располагают набором медицинских знаний, уровень которых пропорционален продолжительности обучения в вузе, продемонстрировали недостаточную медицинскую информированность и активность, требующие принятия мер информационно-просветительского характера, основанных на гендерном подходе. Представления студентов медицинского вуза о необходимых мерах по сохранению и укреплению репродуктивного здоровья необходимо использовать при разработке программы демографического развития региона [19]. Перспективным является исследование репродуктивного поведения и установок других молодежных групп, изучение возрастных, профессиональных и региональных особенностей.

Участие авторов:

Концепция и дизайн исследования — Малышкина А.И., Кулигина М.В.

Сбор и обработка материала — Иванова И.В., Назаров С.Б., Панова И.А., Ефимычев К.А., Шниткова Е.В.

Статистический анализ данных — Кулигина М.В.

Написание текста — Малышкина А.И., Кулигина М.В.

Редактирование — Малышкина А.И., Назаров С.Б.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.