Введение
В последние годы снижение численности населения характерно для большинства регионов России в результате его естественной убыли за счет негативных изменений обеих составляющих: повышения смертности и снижения рождаемости [1, 2]. Отрицательная динамика смертности населения в основном обусловлена демографическим старением: в большинстве субъектов Российской Федерации численность людей старшего возраста превышает число детей и подростков [3]. В связи с необходимостью противодействия депопуляции закономерно смещение акцента в демографической политике в сферу рождаемости, особенно в период продолжающего сокращения численности населения репродуктивного возраста. В настоящее время необходимо иметь информацию о репродуктивных планах молодежи, находящейся на добрачном, догенеративном этапе, для формирования мер, обеспечивающих реализацию установок детности, в том числе за счет обеспечения профилактической направленности системы охраны репродуктивного здоровья, повышения эффективности медико-социального сопровождения подростков и молодежи [2, 4].
Социологические исследования репродуктивных установок населения регулярно проводятся службой государственной статистики, центрами исследования общественного мнения с целью прогнозирования демографической ситуации в сфере рождаемости, оценки эффективности пронаталистской политики. Выполнены научные исследования влияния пола, образования, уровня доходов, родительской семьи, брачного состояния, семейного положения, мер демографической политики на установки детности и их реализацию [5—8]. Интерес исследователей в первую очередь сосредоточен на студенческой молодежи как когорты населения, которая в ближайшее время вступит в брачные отношения и станет родителями. Кроме того, в результате обучения в высшем учебном заведении у молодых людей формируются требования к качеству жизни, определяющие демографическое развитие региона и страны в целом [8, 9].
Цель исследования — изучить репродуктивные установки, образ жизни, ценностные ориентации и информированность о мерах по сохранению репродуктивного здоровья студенческой молодежи.
Материал и методы
Проведено наблюдательное одномоментное исследование с применением метода анкетирования с помощью валидированного опросника. В рамках исследования разработана анкета, которая состояла из вопросов закрытого типа, с целью сбора информации о репродуктивных установках, образе жизни, здоровье, медицинской активности и медицинской информированности (свидетельство о государственной регистрации базы данных №2023621040). Электронная самозаполняемая анкета создана с использованием сервиса Yandex Forms, ее заполнение проводилось анонимно. Исследование носило сплошной характер. В опросе, проведенном в ноябре 2022 г., приняли участие студенты 1—6-го курсов ФГБОУ ВО «Ивановская государственная медицинская академия» Минздрава России (n=1517) в возрасте 16—34 лет (средний возраст опрошенных — 20,3±0,05 года).
Накопление, корректировка, систематизация исходной информации и визуализация полученных результатов осуществлялись в электронных таблицах Microsoft Office Excel 2016. Статистический анализ данных с использованием программы Excel проведен в группах сравнения, сформированных в зависимости от пола: 1-я группа — женщины (n=1095), вторая группа — мужчины (n=422). Возраст женщин составил 16—33 года, мужчин — 17—31 год, средний возраст — 20,2±0,06 и 20,6±0,12 года соответственно (p=0,0029). При статистической обработке результатов социологического опроса использованы методы описательной статистики: расчет относительных величин (интенсивных и экстенсивных), средних арифметических величин (M) и их ошибок (m), сравнение номинальных данных с помощью критерия χ2.
Результаты
Инновационный потенциал региона и страны в целом зависит от приоритетных ценностных ориентаций молодежи [10]. В системе жизненных ценностей девушек и юношей 1-е место занимает здоровье (4,78±0,02 и 4,72±0,03 балла соответственно; p=0,0963). Девушки по сравнению с юношами прагматичны: у них на 2-м месте находится материальный достаток, занимающий у юношей 4-е место (4,54±0,03 и 4,32±0,05 балла соответственно; p=0,0002). На 3-м месте в системе жизненных ценностей студенток находится удовлетворение от работы, занимающее у студентов 2-е место (4,50±0,03 и 4,37±0,05 балла соответственно; p=0,0259). На 4-м месте у девушек — семья, находящаяся у юношей на 3-м месте (4,49±0,03 и 4,34±0,05 балла соответственно; p=0,0102). Дети в системе жизненных ценностей занимают последнее — 5-е место у лиц обоего пола (3,70±0,04 и 3,61±0,07 балла соответственно; p=0,2645). Иерархия ценностных ориентаций студентов, в которой семья и дети не занимают лидирующих мест, по-видимому, объясняется необходимостью получения образования как основной ценности-цели в период обучения в вузе.
Приоритетность ценности здоровья не всегда подтверждается на поведенческом уровне в виде высокой приверженности здоровому образу жизни [10]. Не занимаются физическими упражнениями 62,0% студенток и 45,5% студентов (p=0,0000), имеют привычку к табакокурению 8,8 и 14,9% соответственно (p=0,0006), употребляют алкогольные напитки 32,7 и 34,4% соответственно (p=0,5368).
С каждым годом увеличивается доля абитуриентов, имеющих хронические заболевания. В то же время обучение в вузе, особенно в медицинском, также негативно влияет на состояние здоровья [11, 12]. Оценили свое здоровье как хорошее 44,7% девушек и 53,8% юношей (p=0,0016), как удовлетворительное — 50,3 и 44,3% соответственно (p=0,0359), как плохое — 4,9 и 1,9% соответственно (p=0,0074). Среди студенток по сравнению со студентами выше доля лиц, имеющих хронические заболевания (35,3 и 29,4%; p=0,0338), распространенность которых составляет 552,5 и 402,8‰ соответственно (p=0,0000), что, возможно, обусловлено их более высокой медицинской активностью.
Отклонение массы тела от нормы является не только фактором развития хронических неинфекционных заболеваний, но и причиной инфертильности [13, 14]. Средний индекс массы тела (ИМТ) у девушек ниже, чем у юношей (21,37±0,1 и 23,38±0,2 кг/м2 соответственно; p=0,0000), за счет более высокой доли лиц с недостаточной массой тела (16,3 и 5,5% соответственно; p=0,0000) и более низкой доли лиц с избыточной массой тела (12,0 и 25,6% соответственно; p=0,0000). Девушки и юноши одинаково часто ошибаются при самооценке собственной массы тела (27,9 и 31,3% соответственно; p=0,1991). Можно предположить, что самооценка массы тела является результатом влияния гендерных стереотипов и современных представлений о физической красоте. Так, студентки завышают оценку собственной массы тела (имеющие недостаточную массу тела в 62,9% случаев оценивают ее как нормальную, имеющие нормальную массу тела в 19,7% случаев считают ее избыточной). Студенты, наоборот, занижают оценку собственной массы тела (имеющие нормальную массу тела в 24,7% случаев считают ее недостаточной, имеющие избыточную массу тела в 37,5% случаев считают ее нормальной).
Репродуктивное поведение является результатом репродуктивных установок и, в первую очередь, установок детности, оцениваемых по ответам на вопросы об идеальном (представления о нормативе), желаемом (предпочтения) и ожидаемом (намерения) числе детей в семье. Реальное число детей в семье наиболее приближено к ожидаемому и является результатом реализации репродуктивных установок в условиях воздействия факторов, воспринимаемых в качестве ограничителей деторождения [15].
Большинство студентов-медиков (59,9% девушек и 54,0% юношей; p=0,2992) считают идеальным наличие двоих детей в семье. Не выявлены статистически значимые различия в доле лиц, считающих идеальной однодетную семью (12,3% женщин и 11,4% мужчин; p=0,6091) и семью без детей (2,1 и 3,6% соответственно; p=0,1044). Девушки по сравнению с юношами реже видят в качестве идеальной модели многодетную семью: 25,7 и 31,0% соответственно; p=0,0348). Среднее идеальное число детей в семье, по мнению девушек, ниже и составляет 2,11±0,02 по сравнению с 2,26±0,05 у юношей (p=0,0054).
Выявлены статистически значимые различия и в представлениях женщин и мужчин о желаемом числе детей, которое превышает идеальное и составляет в среднем 2,17±0,03 по мнению девушек и 2,33±0,06 по мнению юношей (p=0,0172). С одинаковой частотой женщины и мужчины хотели бы иметь при наличии всех необходимых условий одного ребенка (14,3 и 10,7% соответственно; p=0,0591), двоих детей (50,4 и 49,3% соответственно; p=0,6954), троих и более детей (31,1 и 34,6% соответственно; p=0,1964). Не различаются доли лиц, предпочитающих бездетность: 4,1% девушек и 5,5% юношей (p=0,2581).
Планы в отношении числа детей в собственной семье не различаются у девушек и юношей: планируемое (ожидаемое) число детей составляет в среднем 1,98±0,03 и 2,05±0,05 соответственно (p=0,2301) и меньше желаемого числа детей по представлениям студенток (p=0,0000) и студентов (p=0,0004). Женщины по сравнению с мужчинами чаще планируют рождение одного ребенка: 13,7 и 9,0% (p=0,0129) и реже — троих и более детей — 18,9 и 24,4% соответственно (p=0,0172). С одинаковой частотой планируют рождение двоих детей 43,4% женщин и 40,3% мужчин (p=0,2746), также предпочитают не иметь детей 5,4 и 6,2% соответственно (p=0,5575). Каждый пятый студент (18,6% девушек и 20,1% юношей; p=0,5016) не определился с планами в отношении числа детей в семье.
Для современных семей характерным является откладывание рождения ребенка на несколько лет после создания семьи, что объясняется широкой распространенной практики сожительства до официальной регистрации брака. По мнению женщин по сравнению с мнением мужчин оптимальный протогенетический интервал меньше и составляет в среднем 3,52±0,06 года по сравнению с 3,82±0,11 года (p=0,0168). Студентки считают оптимальным возраст женщины при рождении первенца 24,68±0,06 года, студенты — 24,06±0,09 года (p=0,0000), между тем фактический средний возраст матери при рождении первого ребенка в России уже в 2019 г. приблизился к 26 годам [16].
Полнота реализация установок детности зависит от ограничивающих факторов, объективных (например, бесплодие) и субъективных, сформировавшихся под влиянием стандартов и потребностей, принятых в социальном окружении [8]. По мнению студентов, наиболее значимыми факторами, определяющими количество детей в семье, являются низкий уровень доходов (так считают 88,9% девушек и 84,1% юношей, p=0,0123), неудовлетворительные жилищные условия — 84,3 и 79,6% соответственно (p=0,0300) или отсутствие собственного жилья — 76,6 и 67,1% соответственно (p=0,0001), нежелание иметь детей — 82,4 и 73,7% соответственно (p=0,0002). Состояние здоровья также в значительной степени ограничивает возможность реализации репродуктивных планов: наличие бесплодия у женщины (так считают 81,3% девушек и 78,2% юношей; p=0,1756), наличие бесплодия у мужчины (79,5 и 76,5% соответственно; p=0,2004), хроническое заболевание одного из супругов (60,2 и 59,5% соответственно; p=0,8020). Девушки по сравнению с юношами чаще относят к факторам — ограничителям деторождения нежелание прерывать работу в связи с рождением ребенка (64,3 и 49,8%; p=0,0000), эмоциональные переживания в связи с беременностью и родами (48,2 и 40,5%; p=0,0070), отсутствие юридической регистрации брака (23,6 и 18,0%; p=0,0194).
Студенты, независимо от пола, одинаково часто имеют неправильные представления о возможном наличии бесплодия. Так, 15,9% девушек и 13,7% юношей (p=0,2980) считают, что о бесплодии следует задуматься после двух лет и более от начала совместной жизни без применения средств контрацепции, 34,3 и 41,0% соответственно (p=0,0156) — через 6 месяцев.
Причинами возникновения нарушений репродуктивного здоровья студенты-медики считают инфекции, передающиеся половым путем (95,9% девушек и 89,1% юношей; p=0,0000), несоблюдение правил интимной гигиены (85,2 и 84,6% соответственно; p=0,7660), искусственное прерывание беременности (76,8 и 69,4% соответственно; p=0,0030), большое количество половых партнеров (51,9 и 51,7% соответственно; p=0,9406), раннее начало половой жизни (38,4 и 28,4% соответственно; p=0,0003).
Большинство студентов имеют опыт сексуальных отношений (59,5% девушек и 64,0% юношей (p=0,1056), из их числа вступили в интимную связь в возрасте до 18 лет — 34,6 и 52,2% соответственно (p=0,0000). Средний возраст начала половой жизни составил 17,9±0,06 года у девушек и 17,4±0,09 года у юношей (p=0,0000). Высока доля студентов-медиков, не имеющих сексуального дебюта: 40,5% девушек и 36,0% юношей (p=0,1056), что совпадает с данными ранее проведенных исследований [17, 18].
Большинство студентов, живущих половой жизнью, предпочитают использовать методы контрацепции, находящиеся в зоне ответственности мужчины: презерватив (так ответили 70,0% девушек и 76,7% юношей; p=0,0354) и прерванное половое сношение (10,6 и 7,6% соответственно; p=0,1849). Современные средства предупреждения нежелательной беременности студенты-медики используют реже. Применение противозачаточных таблеток практикуют 10,3% пар по результатам опроса девушек, состоящих в отношениях, и 6,4% пар по данным опроса юношей; p=0,0765, экстренную гормональную контрацепцию — 0,3 и 0,4% соответственно; p=0,8533, комбинацию методов — 15,7 и 6,4% соответственно; p=0,0011. Значительно реже студенты-медики пользуются традиционными методами контрацепции: календарный метод используют 1,6% пар по данным опроса девушек и 0,4% пар по данным опроса юношей (p=0,1509).
Не используют средства профилактики нежелательной беременности 1,3% девушек и 1,6% юношей (p=0,1381). В случае наступления беременности женщины по сравнению с мужчинами чаще планируют сохранить ее (47,0 и 39,0%; p=0,0378), среди них меньше не определившихся с репродуктивным выбором (27,9 и 35,3% соответственно; p=0,0299). Каждый четвертый студент, имеющий полового партнера (25,2% девушек и 26,1% юношей; p=0,7724), допускает возможность искусственного прерывания нежелательной беременности.
Девушки по сравнению с юношами демонстрируют более высокую активность в сохранении репродуктивного здоровья: 51,4% ежегодно обращаются с профилактической целью к врачу-акушеру-гинекологу по сравнению с 14,9% юношей, обращающихся к урологу (p=0,0000). Студенты-мужчины предпочитают обращаться за медицинской помощью только в случае возникновения заболеваний: 63,0% по сравнению с 41,5% студенток-женщин (p=0,0000) и не видят необходимости в профилактике нарушений репродуктивного здоровья: 22,0% по сравнению с 6,3% девушек (p=0,0000).
Студенты-медики предпочитают получать информацию о мерах по сохранению здоровья от медицинских работников (81,8% девушек и 78,7% юношей; p=0,2166) и из медицинской литературы (67,7% девушек и 66,6% юношей; p=0,6867), однако 5,9% девушек и 9,2% юношей (p=0,0224) полностью доверяют информации из СМИ и Интернета.
По мнению будущих врачей, для улучшения репродуктивного здоровья молодежи в регионе необходимо: открыть центр охраны репродуктивного здоровья подростков и молодежи (так считают 66,1% девушек и 56,9% юношей; p=0,0008), студенческую поликлинику (42,4 и 34,6% соответственно; p=0,0056), проводить информационно-просветительскую работу с привлечением волонтеров (65,2 и 60,2% соответственно; p=0,0685), с использованием Интернета, СМИ (61,3% и 53,3% соответственно; p=0,0047), обеспечить бесплатными средства контрацепции (59,7 и 62,8% соответственно; p=0,2729) и проводить дни открытых дверей в профильных лечебных учреждениях (43,2 и 40,5% соответственно; p=0,3449).
Заключение
По результатам социологического опроса студентов медицинского вуза установлены их ценностные ориентации, свидетельствующие о приоритете здоровья, внесемейных ценностей и сниженной ценности семьи и детей, особенно для лиц женского пола. При исследовании репродуктивных установок определены перспективы рождаемости в данной когорте населения, более оптимистичные (за счет приближения желаемого числа детей к планируемому) в случае устранения факторов — ограничителей деторождения (или их восприятия в качестве таковых). Поскольку студенты-медики обладают психологическими характеристиками, положительно влияющими на их репродуктивные установки [8], и представляют группу студенческого молодежи гуманитарной направленности образования, в наибольшей степени приверженной традиционным семейным ценностям [9], их репродуктивные планы можно рассматривать в качестве более оптимистического сценария рождаемости, а образ жизни как наиболее приближенный к здоровому. Принадлежность студенческой молодежи к когорте лиц, не состоящих в браке и не имеющих детей, делает возможным и необходимым формирование жизнесохранительного поведения, в том числе как этапа прегравидарной подготовки. В то же время студенты-медики в отличие от других групп молодежи, в том числе студенческой, предположительно располагают набором медицинских знаний, уровень которых пропорционален продолжительности обучения в вузе, продемонстрировали недостаточную медицинскую информированность и активность, требующие принятия мер информационно-просветительского характера, основанных на гендерном подходе. Представления студентов медицинского вуза о необходимых мерах по сохранению и укреплению репродуктивного здоровья необходимо использовать при разработке программы демографического развития региона [19]. Перспективным является исследование репродуктивного поведения и установок других молодежных групп, изучение возрастных, профессиональных и региональных особенностей.
Участие авторов:
Концепция и дизайн исследования — Малышкина А.И., Кулигина М.В.
Сбор и обработка материала — Иванова И.В., Назаров С.Б., Панова И.А., Ефимычев К.А., Шниткова Е.В.
Статистический анализ данных — Кулигина М.В.
Написание текста — Малышкина А.И., Кулигина М.В.
Редактирование — Малышкина А.И., Назаров С.Б.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.