Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Момот А.П.

Алтайский филиал ФГБУ «НМИЦ гематологии», Барнаул, Россия

Томилина О.П.

КГБУЗ "Краевая клиническая больница", Барнаул

Молчанова И.В.

"Алтайский государственный медицинский университет" Минздрава России, Барнаул

Шипулина В.Г.

КГБУЗ "Краевая клиническая больница", Барнаул

Цывкина Л.П.

Алтайский филиал ФГБУ "Гематологический научный центр" Минздрава России

Сердюк Г.В.

"Гематологический научный центр" Минздрава России, Алтайский филиал, Барнаул;
"Алтайский государственный медицинский университет" Минздрава России, Барнаул

Борисова О.Г.

Краевое ГБУ "Краевая клиническая больница", Барнаул

Семенова Н.А.

"Алтайский государственный медицинский университет" Минздрава России, Барнаул

Роль нарушений гемостаза и фибринолиза, а также их терапевтической коррекции, в исходах экстракорпорального оплодотворения и ранних репродуктивных потерь

Авторы:

Момот А.П., Томилина О.П., Молчанова И.В., Шипулина В.Г., Цывкина Л.П., Сердюк Г.В., Борисова О.Г., Семенова Н.А.

Подробнее об авторах

Журнал: Проблемы репродукции. 2014;(4): 58‑61

Прочитано: 1449 раз


Как цитировать:

Момот А.П., Томилина О.П., Молчанова И.В., и др. Роль нарушений гемостаза и фибринолиза, а также их терапевтической коррекции, в исходах экстракорпорального оплодотворения и ранних репродуктивных потерь. Проблемы репродукции. 2014;(4):58‑61.
Momot AP, Tomilina OP, Molchanova IV, et al. The role of hemostasis and fibrinolysis disorders and their therapeutical correction for in vitro fertilization outcomes and early reproductive losses. Russian Journal of Human Reproduction. 2014;(4):58‑61. (In Russ.)

Патология в системе гемостаза рассматривается в качестве одной из причин не только осложнений естественно наступившей беременности (замершая беременность, самопроизвольный выкидыш, преждевременная отслойка плаценты, преэклампсия и ряд других), но и неудач наступления беременности при вспомогательных репродуктивных технологиях. Частота наступления беременности после экстракорпорального оплодотворения (ЭКО), по современным данным, относительно невелика 25-30% [1-3]. В дальнейшем, до 50% забеременевших после использования данной репродуктивной технологии женщин сталкиваются с потерей беременности, прежде всего в I триместре [4, 5].

Ранее по результатам обследования 327 женщин нами было показано, что избыточная генерация тромбина в плазме крови и/или низкая фибринолитическая активность в цикле ЭКО наблюдаются у 77,1% обратившихся за этим высокотехнологичным видом медицинской помощи женщин (в 252 случаях из 327) [6-9]. Обоснованное (по имеющимся показаниям) назначение низкомолекулярных гепаринов (НМГ) способствовало снижению числа неудач наступления беременности после ЭКО на 33,3% (с 93,7 до 60,4%), а сочетание гепаринопрофилактики с перемежающей пневматической компрессией (ППК) в целях коррекции низкой фибринолитической активности крови - на 38,9% (с 92,9 до 54,0%).

Цель настоящей работы - подтверждение недавно опубликованных нами данных, а также оценка частоты и структуры ранних потерь беременности, наступившей в результате ЭКО, в зависимости от наличия или отсутствия нарушений в системах гемокоагуляции и фибринолиза, а также их терапевтической коррекции.

Материал и методы

В рамках проспективного анализа были получены данные о 252 женщинах, обратившихся в Центр сохранения и восстановления репродуктивной функции при Краевой клинической больнице Барнаула в период с 2013 по 2014 г. для прохождения программы ЭКО в связи с бесплодием, и 191 пациентке, забеременевшей в цикле ЭКО в период с 2010 по 2014 г. Представленное исследование было одобрено Региональным этическим комитетом Алтайского медицинского университета, и все участники подписали информированное согласие.

Критерием отбора пациенток в исследование стало бесплодие любой формы, не поддающееся традиционной терапии. Критерии исключения: соматические заболевания, являющиеся противопоказаниями для вынашивания беременности и родов, врожденные пороки развития или приобретенные деформации полости матки, при которых невозможна имплантация эмбрионов или вынашивание беременности; опухоли яичников, доброкачественные опухоли матки, требующие оперативного лечения, острые воспалительные заболевания любой локализации; злокачественные новообразования.

Все пациентки принадлежали к европеоидной расе, их возраст составил от 24 до 42 лет (средний возраст 33,8±3,96 года). Среди причин бесплодия преобладал трубный фактор (87,3%).

Для индукции суперовуляции использовались стандартные протоколы (классический длинный протокол, протокол с антагонистами). Наступление беременности диагностировали с помощью ультразвукового исследования на 21-е сутки после переноса эмбриона [6].

При исследовании системы гемостаза в плазме стабилизированной цитратом крови измерялся эндогенный тромбиновый потенциал (ЭТП) и пиковая концентрация тромбина (ПКТ) в тесте генерации тромбина (калиброванной тромбографии), как описано в предыдущих публикациях [6, 7]. Кроме того, определялось время лизиса сгустка эуглобулинов из плазмы крови, активированного коалином (XIIa-зависимый фибринолиз) [10], с помощью набора реагентов Фибринолиз-тест фирмы «Технология-Стандарт», Барнаул. Данный критерий был использован в связи с хорошей сопоставимостью его результатов с итогами оценки индекса АФСЭ (активирующей фибринолиз способности эндотелия), рассчитываемого по соотношению активности тканевого активатора плазминогена (t-PA) и его антагониста - ингибитора активатора плазминогена 1-го типа (PAI-1), а также большей доступностью для отечественных лабораторий [7, 8].

Обследование проводилось 3 раза - в день вступления в программу ЭКО, до начала управляемой гиперстимуляции яичников (1-я точка наблюдений), за 2-3 дня до пункции фолликулов яичника (2-я точка наблюдений) и на 12-14-й день после переноса эмбрионов (3-я точка наблюдений).

В целях терапевтической коррекции использовались повышенные профилактические дозы надропарина кальция (0,6 мл в сутки) или бемипарина натрия (3500 МЕ в сутки), подкожно, со 2-3-го дня после пункции яичника. При наличии показаний наряду с назначением НМГ для усиления фибринолитической активности крови проводился курс ППК с помощью прибора Пневмомассажер ПМ-01 (Россия), как описано ранее [6-8].

Кроме того, проводился анализ ранних репродуктивных потерь у женщин, получавших лечение в цикле ЭКО, с точки зрения имеющихся нарушений гемостаза и фибринолиза (основная группа, n=100) и у женщин, не нуждающихся в таком лечении, во время стимуляции суперовуляции (группа сравнения, n=91), забеременевших после прохождения ЭКО.

Статистическая обработка полученных данных осуществлена с использованием программ Microsoft Offis Exel 2003, Statistica 6.1. Результаты исследования оценивались методом вариационной статистики с применением критерия Фишера. Статистически значимыми принимались различия при p<0,05.

Результаты и обсуждение

В начале работы проведено выявление нарушений гемостаза и фибринолиза у 252 женщин в цикле ЭКО и оценка результатов терапевтической коррекции нарушений гемостаза и фибринолиза. Для решения вопроса о необходимости проведения гепаринопрофилактики учитывались показатели теста генерации тромбина: ЭТП (более 1900 нмоль/мин) и/или ПКТ (более 360 нмоль/л), определенные на 2-й точке наблюдений, и XIIa-зависимого фибринолиза (время лизиса более 12 мин). Обоснование допустимых значений для данных показателей было приведено нами в предыдущей публикации [7]. В результате проведенных исследований избыточная генерация тромбина (в середине цикла ЭКО) была выявлена у 83 (32,9%) пациенток, а снижение фибринолитической активности крови (до вступления в цикл) у 121 (48,0%), в целом у 80,9% обратившихся женщин.

Следует отметить, что 56 (22,2%) пациенток по разным причинам не прошли предложенную нами терапию, направленную на коррекцию нарушений гемостаза и фибринолиза, несмотря на наличие показаний после лабораторного исследования системы гемостаза (табл. 1).

По результатам проведенных исследований, частота наступления беременности в цикле ЭКО в группе женщин, получивших лечение, составила 39,2% (у 58 из 148). В то время как у женщин с высокой генерацией тромбина и низкой фибринолитической активностью крови и не прошедших лечение частота наступления беременности была в 3,7 раза меньше и составила 10,7% (у 6 из 56).

В группе женщин без нарушений в системе гемостаза и фибринолиза частота наступления беременности была наибольшей - 47,9% (у 23 из 48). В целом, частота наступления беременности после ЭКО у всех наблюдавшихся женщин (n=252) равнялась 34,5%.

Таким образом, применение НМГ при избыточной генерации тромбина снижало число неблагоприятных исходов ЭКО на 37,1% (с 94,2 до 57,6%; p=0,004), а сочетание гепаринопрофилактики с ППК - на 23,7% (с 87,2 до 63,5%; p=0,009). Эти данные подтверждают ранее полученные и опубликованные материалы [6-9].

Во второй части работы был проведен учет и анализ репродуктивных потерь в первом триместре беременности, наступившей после прохождения ЭКО (n=191). Неблагоприятные исходы беременности на ранних сроках определены, в целом, у 43 (22,5%) женщин (табл. 2).

В то же время в основной группе пациенток число репродуктивных потерь на ранних сроках беременности оказалось в 3,2 раза ниже, чем в группе сравнения (p=0,0001). При анализе структуры репродуктивных потерь также установлено, что замершая беременность встречалась в основной группе в 2,9 раза реже по сравнению с группой сравнения (p=0,045), самопроизвольные выкидыши соответственно в 6,0 раза реже (p=0,008), а эктопическая беременность - в 2,2 раза реже (p<0,23).

Можно предположить, что предпринятые меры терапевтического воздействия на систему гемостаза и фибринолиз способствуют более эффективной инвазии трофобласта и полноценному формированию плаценты, что и приводит к меньшему числу репродуктивных потерь в ранние сроки беременности после ЭКО. В следующих публикациях мы остановимся на сравнительной оценке встречаемости таких осложнений беременности (у принятых в данное исследование женщин), как преэклампсия, предлежание или преждевременная отслойка плаценты, задержка внутриутробного развития плода и ряд других, будут учтены показатели перинатальной смертности.

Выводы

1. Проведенные исследования подтвердили недавно опубликованные нами данные о значении избыточной генерации тромбина и низкой фибринолитической активности крови для неудач наступления беременности в цикле ЭКО, а также необходимости их терапевтической коррекции для улучшения исходов данной репродуктивной технологии (в целом, по результатам анализа 579 наблюдений в период с 2010 по 2014 г.).

2. Применение НМГ (в повышенных профилактических дозах) и ППК при наличии соответствующих показаний во время проведения ЭКО (в «окне имплантации») позволяет не только уменьшить число неудач наступления беременности (на 24-39%), но и существенно (в 3,2 раза) снизить частоту репродуктивных потерь в I триместре беременности.

3. Спектр полученных результатов и современный уровень научных знаний в этом направлении позволяют обозначить новую, репродуктивную, функцию системы гемостаза в качестве непосредственного участника и непременного условия наступления и благоприятного течения беременности.

Работа проведена в рамках проекта «Исследование молекулярных механизмов зависимости результатов экстракорпорального оплодотворения от нарушений в системе гемостаза», поддержанного грантом РФФИ, договор №НК 14-04-98005/14 от 27.02.14.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.