Данные регистра и контрольно-эпидемиологических исследований позволяют оперативно решать ряд проблем организации и развития диабетологической помощи. Основываясь на информации об эпидемиологической ситуации в отношении сахарного диабета (СД), персонифицированных данных о каждом больном, обеспеченности их сахароснижающими препаратами и средствами самоконтроля, показателях качества лечебно-профилактической помощи, ее эффективности и т.п., можно принимать более адекватные управленческие решения, разрабатывать меры устранения негативных тенденций [1].
Одной из проблем современной диабетологии является профилактика осложнений СД. Ее актуальность определяется тем, что несмотря на высокое качество используемых при лечении СД препаратов и создание системы диабетологической помощи, уровень инвалидизации и смертность больных существенно не снижаются. Аналогичная ситуация наблюдается и в других странах. В мировой практике эти вопросы решаются путем создания специальных программ, которые предполагают изучение реальной ситуации в отношении СД, в частности реальной распространенности осложнений СД как показателя эффективности и качества лечебно-профилактической помощи больным. В США такие исследования проводятся один раз в 5 лет Центром по контролю за заболеваемостью (Centers for disease control and prevention, CDC), при этом в обследование включают выборочно 5—6 штатов [2].
Аналогичный проект разработан и осуществляется в России Эндокринологическим научным центром в сотрудничестве с фирмой «Ново Нордиск» и проводится в рамках федеральной целевой подпрограммы «Сахарный диабет». Основной задачей проекта являются изучение фактической распространенности осложнений СД и оценка качества помощи больным в регионах России. Особенность этого проекта заключается в том, что обследование больных осуществляется на базе специально созданного и оснащенного современной диагностической техникой мобильного научно-исследовательского и лечебного центра, который для краткости назван мобильным Диабет-центром.
Материал и методы
Объектом исследования была случайная выборка больных СД в 20 субъектах Федерации Северо-Западного, Приволжского, Южного и Сибирского федеральных округов. Для формирования выборки использовали метод случайных чисел. Общее число обследованных составило 11 240 больных СД 1-го и 2-го типов, включая детей (n=1452), подростков (n=1256) и взрослых, число которых с учетом возрастной группы и типа СД представлено в табл. 1.
Для оценки состояния органов зрения проводили биомикроскопию хрусталика и стекловидного тела с помощью щелевой лампы SL-930 (C.S.O., Италия), обратную и прямую офтальмоскопию офтальмоскопом Beta 200 («Heine», Германия), исследование глазного дна с помощью стандартной фундус-камеры Genesis (KOWA, Япония). Учитывали все стадии диабетической ретинопатии (ДР), согласно классификации ВОЗ: непролиферативная (ДР I), препролиферативная (ДР II), пролиферативная (ДР III).
Для оценки азотвыделительной функции почек в крови определяли уровни креатинина и мочевины с использованием анализатора Рефлотрон Плюс (Roshe, Швейцария). Наличие или отсутствие микроальбуминурии (МАУ) в разовой порции мочи определяли на лабораторном анализаторе NycoCard Reader II (Axis-Shield, Норвегия) в отсутствие признаков инфекции мочевых путей (по результатам общего анализа мочи). Тест считали положительным, если концентрация альбумина в моче превышала 20 мкг/л, концентрацию выше 200 мкг/л расценивали как протеинурию.
Диагностику диабетической полинейропатии (ДПН) осуществляли путем исследования вибрационной, температурной и тактильной чувствительности. Вибрационную чувствительность оценивали с помощью градуированного камертона 128 Гц Riedel-Siefert (Kicher + Wilhelm, Германия) в стандартных точках, температурную — с помощью устройства Tip-Therm (Neue Medizintechnik GMBH, Германия), тактильную — стандартным монофиламентом 5,07 массой 10 г. Уровень чувствительности измеряли в баллах. Максимальная оценка вибрационной чувствительности в норме составляет 8 баллов, минимальная — 4 балла.
Для оценки сердечно-сосудистой системы измеряли артериальное давление с использованием тонометра и стетоскопа, электрокардиографию выполняли на 12-канальном электрокардиографе, а также проводили опрос больных по специальным картам, учитывали анамнестические данные и записи в амбулаторных картах. В биохимическом анализе крови определяли уровни общего холестерина и триглицеридов для оценки липидного состава крови.
Степень компенсации углеводного обмена оценивали по уровню гликированного гемоглобина (HbA1c), который определяли на анализаторе DS5 Glycomat (Drew Scientific, Великобритания).
Статистический анализ полученных данных выполняли с применением пакета прикладных программ Statistica 6 (StatSoft Inc., США). Числовые данные распространенности представлены в форме М±m (среднее значение ± стандартная ошибка среднего). Степень достоверности различий определяли с помощью t-критерия Стьюдента. Различия между группами считали достоверными при р<0,05.
Результаты и обсуждение
Результаты скрининга сравнивали с данными регистра СД того же региона. Установлено, что реальная распространенность таких осложнений СД, как диабетическая катаракта, ретинопатия, нефропатия, сенсорная полинейропатия, ишемическая болезнь сердца (ИБС) и артериальная гипертония, значительно превышает регистрируемую. При этом значительная часть выявленных при обследовании осложнений (85—90%) находится на ранних стадиях развития, т.е. на этапе развития, на котором наиболее эффективны их лечение и профилактика тяжелых исходов.
На рис. 1
Более выраженные различия получены у взрослых больных с СД 2-го типа. Так, фактическая распространенность ДР по результатам скрининга в среднем составила 38,4±0,11%, по данным регистра — 26,23±0,06%, различие — 46,3% (р≤0,001). Это свидетельствует о том, что больные СД 2-го типа значительно реже обследуются офтальмологом и практически только 50% больных с ДР получают необходимое лечение. Причем соотношение регистрируемой и фактической распространенности ДР у больных СД 2-го типа по регионам широко варьирует — от 7,1 до 52,4% в Ленинградской области и от 35,2 до 38,6% в Омской области. Возможно, столь выраженные различия в Ленинградской области связаны с неполным включением сведений об осложнениях в базу данных регистра СД области.
Полученные нами данные по распространенности ДР при СД 2-го типа выше, чем в США [6]. По данным зарубежных авторов, фактическая распространенность ДР среди больных СД 2-го типа значительно варьирует. Так, в Иране распространенность ДР достигала 39,3%, в Тайване — 22%, среди больных с недавно выявленным СД 2-го типа в Нидерландах — 7,6% (регистрируемая — 1,9%) [7—9].
В классификации диабетической нефропатии (ДН) ее наиболее ранней стадией считается стадия микроальбуминурии (МАУ). При этом содержание альбумина в утренней порции мочи должно быть 20 мкг/л и более, а в суточной моче — от 30 до 300 мкг/л. По результатам скрининга (рис. 2),
На рис. 3
Еще более значительные различия были выявлены при обследовании больных СД 2-го типа: средняя распространенность ДН среди взрослых больных с СД 2-го типа по результатам скрининга в 3,4 раза превышает аналогичный показатель по данным регистра регионов (40,62±0,12 и 12,6±0,09% соответственно; р≤0,001). Это еще раз подчеркивает важность выявления ДН на стадии МАУ, особенно у больных СД 2-го типа. По данным зарубежной литературы, распространенность ДН среди больных СД 2-го типа в Шри-Ланка составляет 29%, распространенность МАУ при СД 2-го типа в Иране — 25,9% (протеинурия — 14,5%), в Нидерландах ее значение среди больных с недавно выявленным СД 2-го типа варьирует от 17,2 до 26,7%, в Турции составляет 21,7% [3, 7, 11, 12]. Известно, что число больных, получающих лечение диализом, увеличивается за счет больных СД [6, 11].
Признаки начальных стадий диабетической катаракты (ДК) обнаруживаются уже у детей, больных СД 1-го типа. ДК выявляется по результатам скрининга чаще, чем по данным регистра, у детей в 7,9 раза (3,66±0,14 и 0,46±0,09% соответственно; р≤0,01), у подростков в 2,2 раза (8,69±0,13 и 4,6±0,11% соответственно; р≤0,001), у взрослых в 2,64 раза (38,88±0,09 и 12,0±0,07% соответственно; р≤0,001). Таким образом, во всех возрастных группах больных СД 1-го типа фактическая распространенность ДК значительно превышает регистрируемую.
Неоднозначные данные получены в отношении ДПН у больных СД 1-го типа (табл. 2).
Средняя распространенность ДК и ДПН у больных СД 2-го типа (табл. 3)
Не получено существенных различий в отношении синдрома «диабетической стопы», однако распространенность стенокардии и артериальной гипертонии (АГ) достоверно превышала таковую по данным регистра. Так, по результатам скрининга, распространенность АГ среди взрослых с СД 1-го типа составила 45,62±0,14%, среди подростков — 1,86±0,16%. Распространенность стенокардии у взрослых, по нашим данным (на основании опроса больных по специальным картам, анамнестических данных и записей в амбулаторных картах), составила 9,3±0,13%. При СД 2-го типа распространенность АГ у взрослых составила 84,38±0,09%, стенокардии — 26,38±0,16%.
При СД риск развития сердечно-сосудистых заболеваний в 2—4 раза выше, чем в общей популяции [13]. S. Bacci и соавт. показали, что в Италии у 19% больных СД 2-го типа была ИБС, протекающая бессимптомно [14]. Во Франции распространенность стенокардии при обследовании больных СД 1-го и 2-го типов составила 16% [15]. У больных в Германии с недавно выявленным СД 2-го типа распространенность ИБС достигала 22,4% [16].
Данные о компенсации СД 1-го типа свидетельствуют (рис. 4),
Если на первом этапе решения проблемы компенсации углеводного обмена у больных СД принять за целевой уровень HbA1c, равный 8,0%, то возникает вопрос, какова доля больных с таким уровнем HbA1c и более в настоящее время? На рис. 5
Учитывая, что больные, проживающие в крупных региональных центрах, находятся в более благоприятных условиях в отношении доступности лечебно-диагностической помощи по сравнению с жителями сельской местности, мы проанализировали средние уровни HbA1c у больных этих категорий и выявили, что у больных, проживающих в региональных центрах, средний уровень HbA1c значительно ниже, чем у жителей села (рис. 6).
В настоящее время большое внимание уделяется использованию аналогов инсулина человека в лечении СД. На рис. 7
Выводы
1. Результаты проведенного скрининга в 20 регионах РФ позволили установить, что фактическая распространенность основных осложнений СД у больных как с СД 1-го, так и СД 2-го типа на 20—50% выше регистрируемой. В связи с этим необходимо разработать меры по их более полному выявлению на ранних стадиях.
2. Большинство больных СД находятся в состоянии хронической декомпенсации, которая достигает 85,5% у детей, 92,6% у подростков, 83,9% у взрослых больных с СД 1-го типа и 74,8% у больных СД 2-го типа, что требует от врачей более настойчивых усилий для достижения показателей уровней компенсации углеводного обмена.
3. Средний уровень HbA1c у больных — жителей сельской местности на 33,7—42,1% выше, чем у жителей региональных центров. В связи с этим необходимо существенно увеличить экономическую, материально-техническую и кадровую базу специализированной помощи больным этой категории.
4. Лечение больных СД 2-го типа не соответствует современным требованиям. У больных СД 2-го типа инсулинотерапия используется не более чем в 14,4% случаев и аналогами инсулина — менее чем в 0,6%.