Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.
Красота взаимосвязи между искусством и хирургией: от лепки из глины до создания ушных раковин
Журнал: Пластическая хирургия и эстетическая медицина. 2025;(3‑2): 71‑77
Прочитано: 109 раз
Как цитировать:
Медицина и искусство представляют собой неразрывно связанные дисциплины с момента своего зарождения. Первые иллюстрации содержали изображения человеческого тела и основные аспекты анатомии, как они представлены в современном понимании. Анатомически корректные художественные изображения человеческого тела стали основой для формирования знаний, которыми мы обладаем сегодня [1, 2]. Древние цивилизации, такие как египетская и греческая, применяли художественные принципы в своей медицинской практике [3, 4]. Роль художников в создании медицинских иллюстраций, в анатомических исследованиях и разработке хирургических техник на протяжении всей истории медицины является неоспоримой.
Цель исследования — обсуждение и анализ значимости лепки при реконструкции ушной раковины с использованием хрящевой хирургии, а также оценка художественных перспектив пластического хирурга. В рамках исследования рассмотрено, как скульптурные представления человеческого тела влияли и продолжают оказывать влияние на медицинское понимание анатомии.
При подготовке настоящей публикации использовались преимущественно статьи из научных изданий, включенных в российский индекс научного цитирования (РИНЦ), а также в базы данных PubMed, Scopus и Web of Science. Приоритет был отдан материалам, опубликованным в последние 10 лет.
Следует особо выделить выдающихся художников, которые внесли значительный вклад в интеграцию искусства и медицины на протяжении истории начиная с XVI века [5, 6].
Знаменитый художник эпохи Возрождения, ученый и изобретатель Леонардо да Винчи славится своими выдающимися художественными навыками и глубоким пониманием человеческой анатомии. Его детальные анатомические исследования, включающие рисунки человеческого тела, мышечной и костной систем, представляют собой бесценный ресурс для медицинских специалистов на протяжении всей истории развития медицинской науки [1, 7] (рис. 1).
Рис. 1. Леонардо да Винчи. Мужская голова в профиль с пропорциями. 1490 г.
Франк Целльнер и Йоханнес Натан. Леонардо да Винчи, 1452—1519: Графические работы. Кельн, Taschen, серия Bibliotheca universalis; 2016:768.
Фламандский анатом и врач Андреас Весалий наиболее известен своей революционной работой De Humani Corporis Fabrica («О строении человеческого тела»). Этот комплексный анатомический атлас, содержащий детализированные иллюстрации, произвел значительные изменения в области анатомии и стал основой для современного медицинского образования [2, 8].
Немецкий живописец, гравер и теоретик Альбрехт Дюрер оказал значительное влияние на медицинскую иллюстрацию. Его работы, включая «Четыре книги о человеческих пропорциях», продемонстрировали глубокое понимание человеческих пропорций и анатомии, что внесло неоценимый вклад в интеграцию искусства и медицины.
Также следует отметить доктора Жана Фредерика Базиля (1841—1870), который изучал медицину во Франции и одновременно обучался живописи у выдающихся импрессионистов, таких как Моне, Ренуар и Сислей [9, 10].
Британский фармацевтический предприниматель Генри Уэллком имел влечение и страсть к коллекционированию исторических медицинских артефактов. В его частной коллекции были собраны произведения искусства известных художников. В настоящее время данная коллекция интегрирована в Коллекцию Уэллкома, которая предоставляет ценную научную информацию о взаимосвязи науки, жизни, искусства и медицины на протяжении истории человечества [11].
Гиллис является пионером в области пластической хирургии, который интегрировал свои медицинские знания о травмах лица, полученных в ходе военных действий, с художественными навыками профессора Генри Тонкса (1862—1937). Это сотрудничество позволило создать детализированные хирургические иллюстрации, способствующие совершенствованию техники пластической хирургии лица. Тонкс, будучи ведущим мастером рисунка в Слейдской школе искусств и членом Королевского колледжа хирургов, оказал значительное влияние на данное направление (рис. 2). В течение своей карьеры Гиллис обучил множество пластических хирургов, среди которых был Р.С. Танзер, ставший впоследствии пионером в области реконструкции ушной раковины [12, 13].
Рис. 2. Генри Тонкс, ручка и тушь, 1900—1925 гг.
Данный американский хирург проходил обучение у профессора Гиллиса на протяжении 3 мес. Танзер осуществлял свою профессиональную деятельность в Медицинском корпусе армии США. После возвращения с военной службы он столкнулся с первым случаем микротии. В 1957 г. Танзер провел свои первые операции, направленные на коррекцию данной патологии, и разработал четырехэтапную методику, ставшую основой современной хирургии ушной раковины. Перед выходом на пенсию он передал свои знания и опыт военному хирургу Берту Бренту, который впоследствии успешно осуществлял реконструкцию ушной раковины с применением аутологичного реберного хряща [12, 14].
Доктор Брент осуществлял свою профессиональную деятельность в качестве военного хирурга, специализируясь на реконструкции лицевых структур и ушных раковин у военнослужащих, получивших термические ожоги. Обладая квалификацией профессионального скульптора, он, безусловно, использовал свое художественное мастерство, что позволило ему значительно повысить уровень реконструкции ушных раковин [15].
Доктор Брент стремился к достижению более эстетически приемлемых результатов в своей практике. Он состоял в Обществе художников-живописцев. Его бронзовые скульптуры были выставлены в зоопарке Сан-Франциско [16] (рис. 3).
Рис. 3. Берт Брент. Тяжеловес. Бронза с голубой патиной.
Галерея Джеральда Питерса, Санта-Фе, Нью-Мексико, 2005 г.
Кроме того, он опубликовал значимое произведение, озаглавленное «Художественное мастерство реконструктивной хирургии», в котором обширно рассматривается взаимодействие между искусством и пластической хирургией [17]. В основе данного труда лежат тезисы о принципиальной важности лепки в процессе реконструкции ушных раковин с использованием реберных хрящей, а также о значимости художественной перспективы в деятельности пластического хирурга. В этом произведении доктор Брент подчеркивает артистизм и уровень мастерства, необходимые для успешного выполнения реконструктивных операций.
Доктор Брент убежден, что понимание скульптуры тела положительно влияет на медицинское восприятие анатомии и, следовательно, на конечный эстетический результат [12]. Как он сам отметил: «Хирургическое построение ушной раковины из аутогенных тканей представляет собой уникальное сочетание науки и искусства» [18].
В заключение стоит отметить французского хирурга Франсуазу Фирмин, автора ряда научных трудов, посвященных реконструкции ушных раковин, и собственной методики такой реконструкции [19]. Ф. Фирмин осуществляла визиты к Сатору Нагата и Берту Бренту с целью разработки своей методики, которая на сегодняшний день широко применяется в международной практике. Недавно, после успешного завершения более 5000 случаев коррекции микротии, она приняла решение в связи с возрастом оставить сферу хирургии, чтобы перейти от моделирования хряща к работе с глиной. Ее навыки скульптора значительно помогли ей в филигранной работе по моделированию ушных раковин, а ее увлечение скульптурой из глины нашло выражение в планировании собственной выставки. Одной из скульптур Ф. Фирмин стало изображение руки, формирующей ушную раковину. Скульптура была отлита в бронзе и получила название En Tiera. Через некоторое время Ф. Фирмин решила использовать изображение данной скульптуры для обложки своей книги (рис. 4). По ее словам: «Для восстановления уха необходимо обладать хорошим глазом и творческим подходом. Это работа скульптора» [20].
Рис. 4. Скульптуры Франсуазы Фирмин и ее книга «Реконструкция ушных раковин», 2016 г.
Художественный аспект является основополагающим в одной из самых творческих медицинских специальностей — пластической хирургии. Выдающиеся художники обладали исключительными наблюдательными способностями, что позволило им с высокой степенью детализации воспроизводить человеческую анатомию [21, 22]. Это явление не следует рассматривать исключительно как божественный дар; навыки визуализации и пространственного мышления формировались на протяжении многих лет обучения, что позволяло им создавать настоящие произведения искусства [23]. В современности пластические хирурги следуют тем же принципам, особенно в ходе операций по реконструкции ушной раковины. Сложная анатомия уха обусловлена наличием нескольких субъединиц, которые формируют многомерную и сравнительно небольшую структуру, представляющую значительные трудности для воспроизведения. Полное понимание рельефа и формы имеет решающее значение для достижения максимальной точности при копировании ушной раковины в процессе вырезания каркаса из хряща (рис. 5).
Рис. 5. Примеры каркасов ушных раковин из аутореберного хряща, созданных Г.В. Асировой, 2018—2023.
Величайшие скульпторы человечества посредством молотка и резцов воспроизводили идеальные формы человеческого тела в камне. Аналогично лучшие пластические хирурги современности стремятся обнаружить техники, позволяющие достичь совершенного и оптимального результата для пациента. В настоящее время неоспоримо, что интерес к искусству развивает наблюдательные навыки и способствует более внимательному и отзывчивому отношению студентов-медиков к эстетическим переживаниям пациентов [2]. По всему миру студенты высших медицинских учебных заведений посещают музеи, художественные галереи и ходят на занятия по искусству с целью улучшения своих наблюдательных навыков [22]. Авторы считают, что настало время для ординаторов пластической хирургии, особенно для тех, кто интересуется реконструкцией ушной раковины, предпринять аналогичные шаги.
Современная пластическая хирургия не может быть представлена без применения художественных принципов. Достижение эстетически приемлемых результатов для пациента является конечной целью пластического хирурга. Художественные способности для пластического хирурга столь же важны, как и безупречная техника выполнения операции.
Реконструкция ушных раковин с использованием аутологичного реберного хряща представляет собой многоэтапную процедуру, в ходе которой извлекается хрящевая часть VI—VII—VIII ребер и затем моделируется каркас для воссоздания сложной трехмерной структуры ушной раковины [25, 26]. Несколько субъединиц уха вырезаются и затем соединяются с помощью швов с целью создания эстетически привлекательного каркаса, который будет помещен под кожу для достижения естественного внешнего вида. Кожа, покрывающая каркас, очень тонкая, почти как бумага, что делает каждую деталь особенно заметной [19].
Художественные навыки пластического хирурга критически важны при проектировании и моделировании новой ушной раковины. Необходимо обеспечить соответствие реконструированного уха естественному уху и чертам лица пациента. Влияние моделирования в этой операции очевидно. Некоторые инструменты, используемые для вырезки хряща, разработаны по аналогии с инструментами, применяемыми скульпторами, как, например, набор инструментов Франсуазы Фирмин от компании Karl Storz (рис. 6).
Рис. 6. Набор инструментов Франсуазы Фирмин от компании Karl Storz.
Наблюдение за пластическим хирургом в процессе реконструкции ушной раковины вызывает ассоциации со скульптором, работающим в своей мастерской. Однако в данном случае «скульптура» находится под анестезией, а временные рамки работы хирурга строго ограничены.
Вопрос о том, смогут ли современные технологии заменить художественные навыки, становится все более актуальным. С развитием передовых технологий трехмерной печати и с перспективой создания биопечатных ушных структур возникает необходимость обсуждения, сможет ли технология заменить художника. Возможность создания индивидуально адаптированного каркаса, напечатанного из биоматериалов, имитирующих хрящевую ткань, вызывает интерес у пациентов, которые больше не будут зависеть от квалификации хирурга для достижения удовлетворительных эстетических результатов [27—30]. В этом контексте реконструкция ушной раковины может стать рутинной процедурой с предсказуемыми результатами и низким уровнем осложнений, поскольку необходимость в трансплантации реберного хряща может отпасть.
Тем не менее авторы полагают, что это не приведет к исчезновению художественного влияния хирурга в процессе реконструкции ушей. Искусство хирурга проявляется в бережном обращении с тканями, безопасном закрытии ран и тщательном планировании операций с акцентом на безопасность пациента. В будущем, возможно, нам не придется затрачивать значительное время на моделирование реберного хряща; вероятно, мы будем уделять лишь несколько минут для окончательной доработки искусственно выращенного хряща, чтобы завершить детали реконструкции.
История реконструкции ушной раковины, начиная с ее становления и до настоящего времени, охватывает множество выдающихся хирургов, которые проявили смелость во внедрении инновационных методик, используя свои художественные навыки совместно с хирургическими знаниями во благо пациентов и преследуя цель достичь более высоких результатов. Понимание значимости взаимодействия между хирургом и пациентом открывает новые горизонты для достижения оптимальных клинических исходов. Усилия врачей, не боящихся исследовать различные направления своей профессиональной деятельности, не все из которых увенчались успехом, тем не менее способствовали прогрессу в этой области реконструктивной хирургии. То, что ранее воспринималось как невозможное, стало частью повседневной практики. Авторы убеждены: то, что сегодня представляется нам преградой, со временем может стать очередной вершиной, покоренной на пути к совершенствованию хирургических методов.
Участие авторов:
Концепция и дизайн исследования — Асирова Г.В., Мадина С.И., Алмейда Д., Ганьшин И.Б.
Сбор и обработка материала — Мадина С.И., Алмейда Д.
Написание текста — Асирова Г.В., Мадина С.И., Алмейда Д.
Редактирование — Асирова Г.В.
Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Participation of authors:
Concept and design of the study —Asirova G.V., Madina S.I., Almeida D., Ganshin I.B.
Data collection and processing — Madina S.I., Almeida D.
Text writing — Asirova G.V., Madina S.I., Almeida D.
Editing — Asirova G.V.
Funding. The study had no sponsorship.
Литература / References:
Подтверждение e-mail
На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.
Подтверждение e-mail
Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.