Загадка болезни великого живописца И.Е. Репина. К 180-летию со дня рождения
Журнал: Журнал «Вопросы нейрохирургии» имени Н.Н. Бурденко. 2025;89(1): 6‑10
Прочитано: 1301 раз
Как цитировать:
Пятого августа 2024 г. исполнилось 180 лет со дня рождения Ильи Ефимовича Репина — величайшего русского художника-реалиста XIX в., мастера исторической и жанровой живописи, выдающегося портретиста (рис. 1). И.Е. Репин был профессором, а затем и академиком русской Академии художеств, создателем русского реализма в живописи, педагогом, наставником для таких художников, как Б. Кустодиев, И. Грабарь, И. Куликов, В. Серов.
Рис. 1. В.Д. Поленов. Портрет художника И.Е. Репина. Холст, масло, 1879 г.
Родился будущий художник в 1844 году. Отец — Ефим Васильевич — был военным, мать — Татьяна Степановна — происходила из хорошей семьи и была отлично образована. Страсть к живописи обнаружилась у Репина в детстве, когда он учился на топографа и был подмастерьем у иконописцев. В 16 лет он начал работать самостоятельно, поступив в артель, которая занималась строительством и реставрацией храмов. В Академию художеств Репин поступил лишь со второго раза и обучался в ней с 1863 по 1871 г. Его наставниками были И. Крамской и В. Поленов. За 8 лет он успел получить несколько наград, в том числе и большую золотую медаль Академии. В 1870 г. Репин начинает работу над первой своей большой картиной «Бурлаки на Волге», которая произвела фурор в международном художественном сообществе. С 1873 по 1876 г. Репин жил за границей, объездил всю Испанию, Италию и поселился во Франции, в Париже, где познакомился с импрессионистами. Именно в Париже он написал картину «Садко», за которую получил звание академика и из-за которой на него обрушился шквал критики. С 1877 по 1882 г. художник жил в Москве и был активным членом Товарищества передвижников. С 1883 по 1900 г. художник живет в Петербурге. Здесь он пишет самые выдающиеся свои работы: «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», «Не ждали», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 г. в день столетнего юбилея со дня его учреждения» (по заказу императора Николая II). На какое-то время Репин становится членом объединения «Мира искусства». С 1894 г. он преподает в Академии художеств. Первой женой художника была сестра его друга — Вера Шевцова. Брак не был удачным, и через 15 лет супруги развелись. Второй женой художника стала Наталья Нордман, с которой они жили в Пенатах (Куоккала). Она увлекалась фотографией, что было большой редкостью для женщин того времени (рис. 2). В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошел в книгу воспоминаний «Далекое близкое». Овдовев в 1914 г., Репин больше не женился. Художник скончался в 1930 г. в Пенатах, где и был похоронен.
Рис. 2. Илья Ефимович Репин и Наталья Борисовна Нордман в мастерской художника.
В начале 1890-х гг. И.Е. Репин отметил нарушение функции правой кисти, в связи с чем переучился и стал писать левой рукой. Художник прожил с этим недугом около 40 лет, однако как при жизни, так и посмертно точный диагноз Репину поставлен не был.
Из-за болезни Ильи Ефимовича по его проекту была изготовлена оригинальная подвесная палитра с креплением на поясе и дополнительными отделениями, что давало возможность работать обеими руками (рис. 3). Фотографии того времени показывают, как И.Е. Репин писал левой рукой (рис. 4).
Рис. 3. Оригинальная палитра И.Е. Репина. Музей-усадьба И.Е. Репина «Пенаты», 2024 г.
Рис. 4. И.Е. Репин в мастерской в Пенатах, 1905 г. Музей-усадьба И.Е. Репина «Пенаты».
Диагностика заболевания известной исторической личности на основе доказательств, найденных в документах, произведениях искусства и других артефактах, является небольшим, но популярным жанром медицинских публикаций [1]. Эти исследования, лежащие на перекресте разных наук, являются важным научным направлением, поскольку помогают нам понять ход человеческой истории. Авторы подобных публикаций сталкиваются с целым спектром затруднений, возникающих в ходе ретроспективной постановки диагноза, которые озадачивают врачей при диагностике [2].
В ряде случаев даже упоминания об одном симптоме, характерном для того или иного заболевания, достаточно для проведения научного исследования. Так, находясь в августе 2024 г. на экскурсии в Музее-усадьбе И.Е. Репина «Пенаты», А.В. Горожанин обратил внимание на слова экскурсовода о «провале» мышц правой кисти художника и предположил, что причиной послужила невропатия локтевого нерва. С целью изучения вопроса мы обратились к Ловягиной Вере Евгеньевне — хранителю экспозиции и фондов Музея-усадьбы И.Е. Репина «Пенаты». Были проанализированы доступные библиографические материалы, однако исторические источники редко предоставляют полную информацию о клинических симптомах и проявлениях заболевания. К сожалению, имеется крайне мало упоминаний о заболевании правой руки И.Е. Репина. Так, 5 августа 1891 г. в письме Репина к Стасову имеется знаменательная и единственная на эту тему строчка: «... у меня ужасно устает правая рука писать». В переписке художника, воспоминаниях самого Репина и его современников нет полных сведений о заболевании, как и медицинских заключений того времени по этому поводу (что подтверждено имеющими доступ к архивам сотрудниками Музея-усадьбы И.Е. Репина «Пенаты»).
В ряде случаев описываемые симптомы могут не совпадать с современной терминологией. В 1899 г. Д.И. Яворницкий заметил, что Репин пишет картины левой рукой. На его удивленный вопрос художник ответил, что он упражняет левую руку, потому что у него болит правая. Следует отметить, что в данном случае можно понимать слово «болит», которое Репин применяет к своей руке, в значении «болеет», «плохо функционирует», «не слушается». Сведений о болях, которые можно интерпретировать как нейропатические (жгучие, выматывающие, преобладающие в ночное время), суставно-мышечные («стартовые», сопровождающиеся локальными воспалительными изменениями в проекции суставов) или посттравматические (значимые травмы у художника отсутствовали), в биографии И.Е. Репина нет. Локальные изменения правой руки художника в исторических источниках характеризуются как «усыхание» мышц правой руки, «прогрессирование процесса атрофии мускулов между большим и указательным пальцами правой руки». Эти описания свидетельствуют об изменении кисти, которое в современной терминологии может трактоваться как контрактура кисти по типу «когтистая лапа», характерная для нейропатии локтевого нерва.
Еще одной проблемой ретроспективной диагностики заболеваний является отсутствие данных объективных методов обследования, без которых невозможна работа современного врача (результаты лабораторных исследований, электронейромиография, ультразвуковое исследование, магнитно-резонансная и компьютерная томография и другие) [3].
Наиболее популярным объяснением недуга И.Е. Репина до настоящего времени является фокальная дистония кисти — одно из распространенных неврологических расстройств, характерных для художников, писцов, музыкантов, подолгу сжимающих в руке кисть, перо или смычок. Однако данная гипотеза не объясняет наличие гипотрофии мышц, постоянный характер дисфункции кисти, грубые стойкие нарушения моторики движений пальцев [4]. В связи с вышеуказанными фактами, можно исключить объяснение болезни И.Е. Репина экстрапирамидными нарушениями по типу «писчего спазма». Кроме того, мы провели дифференциальную диагностику с другими заболеваниями, которые сопровождаются нарушениями движений и гипотрофией мышц кистей рук (синдром Хироямы, шейная радикулопатия, последствия острого нарушения мозгового кровообращения, паралич Дежерин-Клюмпке, карпальный туннельный синдром и другие), что еще больше утвердило нас в состоятельности гипотезы о нейропатии локтевого нерва.
Окончательно раскрыть тайну болезни И.Е. Репина позволяет посмертный слепок кисти его правой руки, сделанный его сыном Ю.И. Репиным в 1930 г. Слепок размером 23×14,5×8,0 см выполнен из гипса и подкрашен масляной краской телесного цвета (рис. 5). К сожалению, гипс является очень капризным материалом, требовательным к хранению, поэтому он находится в специальном хранилище, не является постоянным экспонатом экспозиции Музей-усадьбы И.Е. Репина «Пенаты» и незнаком широкой публике. Фотографию слепка нам любезно предоставила сотрудница музея В.Е. Ловягина.
Рис. 5. Фотография посмертного слепка правой руки И. Репина (1930). Музей-усадьба И.Е. Репина «Пенаты».
На посмертном слепке правой кисти И.Е. Репина имеются изменения, характерные для нейропатии локтевого нерва [5]. Определяется контрактура кисти по типу «когтистая лапа»: выраженная гипотрофия мышц первого межпальцевого промежутка, умеренное «сгибательное» положение мизинца и безымянного пальцев. Отсутствие выраженного сгибания в собственных суставах 4 и 5 пальцев указывает на «верхнее» поражение локтевого нерва на уровне кубитального канала, а не канала Гийона [6]. Представленное наглядное доказательство не оставляет сомнений в том, что причиной нарушения функции правой руки И.Е. Репина являлась прогрессирующая туннельная нейропатия правого локтевого нерва, более вероятно, на уровне кубитального канала.
Участие авторов:
Концепция и дизайн исследования — Горожанин А.В., Федяков А.Г.
Сбор и обработка материала — Горожанин А.В., Ловягина В.Е., Федяков А.Г.
Написание текста — Федяков А.Г., Горожанин А.В., Ловягина В.Е.
Редактирование — Горожанин А.В., Ловягина В.Е.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Литература / References:
Подтверждение e-mail
На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.
Подтверждение e-mail
Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.