Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Курпешев О.К.

ФГБУ "Медицинский радиологический научный центр" Минздрава России, Обнинск

Андреев В.Г.

ФГБУ "Медицинский радиологический научный центр" Минздрава России, Обнинск

Панкратов В.А.

ФГБУ "Медицинский радиологический научный центр" Минздрава России, Обнинск

Гулидов И.А.

Медицинский радиологический научный центр Минздрава России, Обнинск, Калужская область

Орлова А.В.

Московский научно-практический центр наркологии Департамента здравоохранения, Москва, Россия

Термохимиолучевое лечение местно-распространенного рака гортани (I/II фазы исследования)

Авторы:

Курпешев О.К., Андреев В.Г., Панкратов В.А., Гулидов И.А., Орлова А.В.

Подробнее об авторах

Прочитано: 641 раз


Как цитировать:

Курпешев О.К., Андреев В.Г., Панкратов В.А., Гулидов И.А., Орлова А.В. Термохимиолучевое лечение местно-распространенного рака гортани (I/II фазы исследования). Онкология. Журнал им. П.А. Герцена. 2013;2(6):27‑30.
Kurpeshev OK, Andreev VG, Pankratov VA, Gulidov IA, Orlova AV. Thermochemoradiation treatment for locally advanced laryngeal cancer (Phase I/II study). P.A. Herzen Journal of Oncology. 2013;2(6):27‑30. (In Russ.)

Рекомендуем статьи по данной теме:
Ги­поф­рак­ци­он­ная ра­ди­оте­ра­пия при ред­ком зло­ка­чес­твен­ном но­во­об­ра­зо­ва­нии эпи­дер­маль­но­го про­ис­хож­де­ния — ке­ра­то­акан­то­ме ко­жи. Он­ко­ло­гия. Жур­нал им. П.А. Гер­це­на. 2024;(4):48-53
Ран­няя хи­ми­оте­ра­пия меж­ду хи­рур­ги­чес­ким вме­ша­тельством и лу­че­вой те­ра­пи­ей при гли­омах 4-й сте­пе­ни зло­ка­чес­твен­нос­ти. Он­ко­ло­гия. Жур­нал им. П.А. Гер­це­на. 2024;(5):12-17
Вы­бор ре­жи­ма фрак­ци­они­ро­ва­ния до­зы лу­че­вой те­ра­пии при гли­омах 4-й сте­пе­ни зло­ка­чес­твен­нос­ти в за­ви­си­мос­ти от ста­ту­са MGMT. Он­ко­ло­гия. Жур­нал им. П.А. Гер­це­на. 2025;(1):13-18
Па­то­фи­зи­оло­ги­чес­кие ме­ха­низ­мы и фак­то­ры рис­ка раз­ви­тия ги­пер­тер­мии в ро­дах, ас­со­ци­иро­ван­ной с эпи­ду­раль­ной анал­ге­зи­ей. (Дан­ные прос­пек­тив­но­го ис­сле­до­ва­ния). Рос­сий­ский вес­тник аку­ше­ра-ги­не­ко­ло­га. 2024;(4):13-20
Рос­сий­ский кон­сен­сус по ле­че­нию внут­ри­пе­че­ноч­ной хо­лан­ги­окар­ци­но­мы. Хи­рур­гия. Жур­нал им. Н.И. Пи­ро­го­ва. 2024;(10):7-20
Вы­бор ре­жи­ма фрак­ци­они­ро­ва­ния при гли­омах IV сте­пе­ни зло­ка­чес­твен­нос­ти в за­ви­си­мос­ти от быс­тро­го ран­не­го прог­рес­си­ро­ва­ния (REP). Жур­нал «Воп­ро­сы ней­ро­хи­рур­гии» име­ни Н.Н. Бур­ден­ко. 2024;(5):23-29
По­ка­за­те­ли без­ре­ци­див­ной вы­жи­ва­емос­ти при хи­рур­ги­чес­ком и ком­би­ни­ро­ван­ном ле­че­нии кра­ни­офа­рин­ги­ом, впер­вые вы­яв­лен­ных у взрос­лых па­ци­ен­тов. Жур­нал «Воп­ро­сы ней­ро­хи­рур­гии» име­ни Н.Н. Бур­ден­ко. 2024;(5):54-59
Из­ме­не­ния ли­пид­но­го про­фи­ля, струк­тур­но-фун­кци­ональ­но­го сос­то­яния со­су­дов у па­ци­ен­тов с лим­фо­ма­ми и сер­деч­но-со­су­дис­ты­ми ток­си­чес­ки­ми рис­ка­ми при про­ве­де­нии хи­ми­оте­ра­пии. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(10):117-124
Ин­декс про­из­во­ди­тель­нос­ти ми­окар­да ле­во­го же­лу­доч­ка (Tei-ин­декс) как ран­ний мар­кер кар­ди­оток­сич­нос­ти про­ти­во­опу­хо­ле­вой те­ра­пии. Кар­ди­оло­ги­чес­кий вес­тник. 2024;(4-2):137-143
Проб­ле­мы пла­ни­ро­ва­ния и вы­на­ши­ва­ния бе­ре­мен­нос­ти у па­ци­ен­ток с диф­фуз­ным ток­си­чес­ким зо­бом пос­ле ра­ди­ойод­те­ра­пии. Рос­сий­ский вес­тник аку­ше­ра-ги­не­ко­ло­га. 2025;(1):82-87

Основным методом лечения местно-распространенного рака гортани является комбинированный с расширенным удалением органа, что позволяет достичь 5-летней безрецидивной выживаемости у 60—85% пациентов [1—3]. Вместе с тем данный метод значительно усложняет перспективы социальной реабилитации и ухудшает качество жизни больных.

В последние годы для сохранения функции органа используется органосохраняющая лучевая терапия (ЛТ) с динамическим контролем в процессе лечения. При хорошей непосредственной реакции опухоли на начальных этапах ЛТ суммарную очаговую дозу (СОД) доводят до 60 Гр, уменьшенными полями — 65—70 Гр. При неудовлетворительном ответе после СОД 30—40 Гр проводят оперативное вмешательство. Однако при таком методе результаты лечения остаются ниже, чем при комбинированном и 5-летний локальный контроль по первичному очагу не превышает 60% [4—6].

Дальнейшее улучшение результатов лучевого лечения местно-распространенного рака гортани возможно при использовании локальной гипертермии, являющееся как радио-, так и химиомодификатором [7—10].

Целью работы являлось изучение эффективности консервативного лечения больных местно-распространенным раком гортани с использованием ЛТ, локальной гипертермии (ЛГТ) и полихимиотерапии (ПХТ), т.е. термохимиолучевой терапии (ТХЛТ).

Материал и методы

Исследование основано на результатах лечения 31 больного местно-распространенным раком гортани Т3—4N0—3M0.

Характеристика больных и опухоли по основным прогностическим признакам приведена в табл. 1.

ЛТ проводили в два этапа по схеме 1 Гр + 1 Гр (с интервалом 4—5 ч) 5 раз в неделю с 2-недельным перерывом после достижения СОД 30—32 Гр (первый этап). На втором этапе оценивали реакцию опухоли и в зависимости от ее результатов доводили СОД до 52 или 60 Гр. В день проведения гипертермии вторая дневная фракция ЛТ составляла 3 Гр (1 Гр + 3 Гр).

Локальную гипертермию, в количестве 3—6 сеансов, осуществляли 2 раза в неделю перед второй дневной фракцией ЛТ.

Нагрев проводили емкостным методом на установке Супертерм ЭП-40 (40,68 МГц) с одновременным захватом первичной опухоли и регионарных лимфатических узлов.

Температуру в опухоли контролировали с помощью многоканальной оптико-волоконной системы термометрии. Датчик температуры вводили в опухоль между подъязычной костью и двугранным краем щитовидного хряща после инфильтративной анестезии 0,5% раствором новокаина.

В зависимости от конфигурации и объема тканей шеи, а также общего состояния больного температура в опухоли колебалась от 41,3 до 43,8 °С, продолжительность сеанса — 40—70 мин.

ПХТ проводили в начале каждого этапа термолучевого лечения по схеме: винкристин (1,4 мг/м2 в 1-й день), цисплатин (20 мг/м2 — во 2, 3, 4-й дни), блеомицетин (10 мг/м2 — в 5, 6-й дни), циклофосфан (200 мг/м2 — в 7, 8-й дни).

Причиной проведения консервативного лечения являлась высокая эффективность ТХЛТ на первом этапе лечения или отказ больного от операции. У 25 из 31 больного на середине курса ТХЛТ после СОД 30—32 Гр отмечали полный регресс новообразования. В 6 случаях имела место стабилизация, т.е. опухоли были радиорезистентными, однако больные отказались от операции.

Объективный ответ опухоли изучали по новой версии RECIST 1.1 (Response Evaluation Criteria in Solid Tumors Group), предложенной E.A. Eisenhauer, P. Therasse, J. Bogaerts и соавт. [4].

Отдаленные результаты лечения оценивали по 5-летней общей выживаемости, локальному и регионарному контролю. Учитывая, что уровень оцениваемых критериев в наблюдаемые сроки был выше 50%, вместо медианы рассчитывали среднюю продолжительность времени их проявления. Расчет кривых выживаемости проводили методом Каплана—Мейера.

Результаты

Ранние лучевые реакции на слизистой оболочке гортани проявились в виде островкового или сливного пленчатого эпителиита. Островковый пленчатый эпителиит зарегистрирован в 8 (25,8%) случаях, сливной — в 23 (74,2%). Лучевой эпидермит в виде выраженной эритемы имел место у 14 (45,2%) пациентов, сухого и мокнущего — у 17 (54,8%). Статистических различий в выраженности ранних лучевых реакций по количеству проведенных сеансов гипертермии и СОД ЛТ не выявлено.

Непосредственные результаты лечения первичной опухоли и регионарных метастазов зависели от распространенности процесса. Полный ответ первичной опухоли при Т3 наблюдали у 11 (57,9%) из 19 больных, при Т4 — у 5 (41,7%) из 12, частичный — у 8 (42,1%) и у 6 (50%) соответственно. Прогрессирование было выявлено только в одном случае при Т4. Из 7 пациентов с регионарными метастазами N1—2 полный и частичный ответ отмечен у 4 (57,1%) и 2 (28,6%) соответственно, у 1(14,3%) — стабилизация. Из 5 пациентов с N3 у 3 (60%) наблюдался частичный ответ, у 2 (40%) — стабилизация.

На рис. 1 и 2

Рисунок 1. Общая выживаемость.
Рисунок 2. Локальный контроль.
представлены кривые 5-летней общей выживаемости и локального контроля соответственно.

Как видно из данных рисунков, изученные показатели зависели от объема опухолевого процесса. Пятилетняя общая выживаемость (см. рис. 1) в целом по группе составила 72,2%, в то время как для больных при Т3N0-3 была равна 77,8%, Т4N0-3 — 59,8%, со средней продолжительностью жизни (СПЖ) 46,7; 53,3 и 35,7 мес соответственно. В течение этого срока наблюдения локальный контроль (см. рис. 2) для всех больных (Т3—4) составил 85,8%: для Т3  — 88,5% и Т4 — 81,8% со средним сроком продолжительности 43,9; 50,1 и 34,6 мес соответственно. Достоверных различий между частотой неудач местного контроля над первичной опухолью и числом сеансов гипертермии и СОД ЛТ не выявлено, хотя некоторая тенденция к этому просматривалась. Так из 4 больных с неудачами локального контроля 3 получили 3—4 сеанса гипертермии и 2 из них ЛТ в СОД 52 Гр. При этом у 1 имело место продолжение роста опухоли, у остальных 2 диагностирован рецидив на первом году наблюдения. У четвертого пациента, с неудачей местного контроля, число сеансов гипертермии составило 5, СОД ЛТ 52 Гр и рецидив у него развился позже, на втором году наблюдения.

Результаты лечения регионарных метастазов также зависели от их объема. При 5-летнем наблюдении регионарный контроль для больных с N1 составил 66,7%, N2 — 50% и N3 — 0%, со средней продолжительностью времени данного показателя 41,7; 32,3 и 8,8 мес соответственно. Следует отметить, что в эти сроки у 1 больного с исходной N0 через два года после лечения появился метастаз в лимфатическом узле.

Поздние лучевые повреждения (ПЛП) гортани в виде отека слизистой оболочки и перихондрита диагностированы у 4 (12,9%) больных (табл. 2).

Оба вида повреждений были выявлены у 3 (9,7%) пациентов, у 1 они ограничились поздним отеком. ПЛП развивались, в основном, при превышении 43 °С в опухоли. У 3 пациентов она колебалась от 43 до 43,8 °С и только у 1 — в пределах 41,8—42,6 °С (в 5 сеансах).

Как видно из табл. 2, отмечается тенденция к повышению частоты ПЛП с увеличением количества сеансов гипертермии, но не СОД ЛТ. В целом по группе при 3—4 сеансах ЛГТ частота ПЛП составила 4,8%, при 5—6 сеансах — 30,0%. При СОД ЛТ 52 и 60 Гр они существенно не различались и составили 13,6 и 11,1% соответственно. Низкую частоту ПЛП при СОД 60 Гр, по всей видимости, можно объяснить относительно невысокой температурой в опухоли у данных больных. У всех 3 пациентов, подвергшихся лучевой терапии в СОД 52 Гр, температура в опухоли при ЛГТ была выше 43 °С, у 1 больного при СОД 60 Гр она не превышала 42,6 °С.

Заключение

Изучена эффективность консервативного лечения больных местно-распространенным раком гортани при одновременном использовании ЛТ, ЛГТ и ПХТ.

Использованная методика позволяет получить достаточно высокие результаты, сопоставимые с данными комбинированного лечения [1—3].

С целью дальнейшего улучшения результатов ТХЛТ рака гортани — уменьшения выраженности и частоты развития ПЛП — нам представляется необходимым снижение уровня нагрева (не выше 43 °С). Целесообразно также и увеличение интервала между сеансами ЛГТ с целью более полного восстановления нормальных тканей после термохимиолучевой терапии. В то же время для повышения эффективности лечения регионарных метастазов необходимо раздельное их нагревание с целью достижения в них наиболее оптимального режима температуры.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.