Федяева В.К.

ФГБУ «Центр экспертизы и контроля качества медицинской помощи» Минздрава России;
ФГБУ «Научно-исследовательский финансовый институт» Минфина России

Омельяновский В.В.

ФГБУ «Центр экспертизы и контроля качества медицинской помощи» Минздрава России;
ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Минздрава России;
ФГБУ «Научно-исследовательский финансовый институт Министерства финансов Российской Федерации»;
ФГБНУ «Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья им. Н.А. Семашко» Минобрнауки России

Сухоруких О.А.

ФГБУ «Центр экспертизы и контроля качества медицинской помощи» Минздрава России;
ФГБУ «Научно-исследовательский финансовый институт» Минфина России

Рыжов А.О.

ФГБУ «Центр экспертизы и контроля качества медицинской помощи» Минздрава России

Мочалова А.А.

ФГБУ «Центр экспертизы и контроля качества медицинской помощи» Минздрава России

Клинико-экономическая целесообразность терапевтического обучения (в школе диабета) пациентов с сахарным диабетом 1-го и 2-го типа

Авторы:

Федяева В.К., Омельяновский В.В., Сухоруких О.А., Рыжов А.О., Мочалова А.А.

Подробнее об авторах

Прочитано: 2203 раза


Как цитировать:

Федяева В.К., Омельяновский В.В., Сухоруких О.А., Рыжов А.О., Мочалова А.А. Клинико-экономическая целесообразность терапевтического обучения (в школе диабета) пациентов с сахарным диабетом 1-го и 2-го типа. Медицинские технологии. Оценка и выбор. 2022;44(1):23‑33.
Fedyaeva VK, Omelyanovskiy VV, Sukhorukikh OA, Ryzhov AO, Mochalova AA. Economic evaluation of therapeutic education (in diabetes school) for patients with type 1 and type 2 diabetes mellitus. Medical Technologies. Assessment and Choice. 2022;44(1):23‑33. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/medtech20224401123

Рекомендуем статьи по данной теме:
Ну­жен ли ис­кусствен­ный ин­тел­лект сис­те­ме здра­во­ох­ра­не­ния?. Ме­ди­цин­ские тех­но­ло­гии. Оцен­ка и вы­бор. 2024;(4):40-48
Диабе­ти­чес­кая ре­ти­но­па­тия и бе­ре­мен­ность. Вес­тник оф­таль­мо­ло­гии. 2024;(6):145-151
Псо­ри­аз: ана­лиз ко­мор­бид­ной па­то­ло­гии. Кли­ни­чес­кая дер­ма­то­ло­гия и ве­не­ро­ло­гия. 2025;(1):16-21
Оцен­ка ког­ни­тив­ных фун­кций па­ци­ен­тов по­жи­ло­го воз­рас­та с са­хар­ным ди­абе­том 2 ти­па. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2025;(3):46-50

Введение

По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), смертность от сахарного диабета (СД) в мире с 2000 по 2019 г. выросла на 70%, в 2019 г. он стал непосредственной причиной 1,5 млн смертей [1—3]. Анализ сведений из российского федерального регистра пациентов с СД по состоянию на 2017 г. показал, что в РФ сохранялся рост распространенности СД одновременно со значительным увеличением продолжительности жизни пациентов, при этом наблюдались плохой контроль углеводного обмена и высокая смертность вследствие осложнений, сопряженных с недостаточным метаболическим контролем [4].

В российских клинических рекомендациях1, 2 (2019) одним из основных компонентов успешной терапии и контроля СД 1-го и 2-го типа названо обучение пациентов. Оно может быть проведено в форме как групповых структурированных программ (в том числе повторных), так и индивидуальной консультативной работы3. В Глобальном докладе ВОЗ по СД (2018) также отмечена важность терапевтического обучения пациентов с СД для достижения контроля гликемии, при этом групповое обучение считается экономически эффективной стратегией [5].

Эффективность группового обучения пациентов с СД обоих типов подтверждена рядом клинических исследований — зарубежных [6—21] и отечественных [22, 23]. Например, в исследовании Е.П. Шитьковской и соавт. выявлено, что в Красноярске обучение в школе диабета (ШД) пациентов с СД 1-го типа положительно влияло на уровень гликированного гемоглобина (HbA1c) в крови [22]. В исследовании Л.И. Светый и соавт. отмечено значительное достижение целевого уровня HbA1c и повышение качества жизни пожилых пациентов с СД 2-го типа после обучения [23].

Клинико-экономическая эффективность терапевтического обучения пациентов с СД определена в зарубежных исследованиях [24—27], однако отечественные данные по этой теме в научной литературе отсутствуют.

Цель исследования — оценить клинико-экономическую целесообразность терапевтического обучения (в ШД) взрослых пациентов с СД 1-го и 2-го типа в Российской Федерации.

Материал и методы

Клинико-экономический анализ проведен в двух марковских моделях, построенных отдельно для СД 1-го типа и СД 2-го типа. В каждой из моделей сравнивали два сценария:

1) отсутствие терапевтического обучения (в ШД) взрослых пациентов с СД — базовый сценарий;

2) терапевтическое обучение (в ШД) взрослых пациентов с СД — моделируемый сценарий.

Для сравнения сценариев использовали метод «затраты — эффективность», критерием эффективности являлось число лет сохраненной жизни. Затраты рассчитывали с позиции системы обязательного медицинского страхования (ОМС).

Описание математической модели

Обе модели — для СД 1-го типа и СД 2-го типа — представляют собой марковские процессы с дискретным временем. Все пациенты, включенные в модель, имеют установленный клинический диагноз СД 1-го или 2-го типа и в течение периода моделирования могут находиться в одном из трех состояний: без осложнений, осложнение СД или смерть (рис. 1). Временной горизонт моделирования составил 10 лет, длительность цикла в модели (период времени между переходами из состояния в состояние) принята равной 1 году. В течение каждого цикла пациент, находящийся в одном из состояний, за исключением смерти, может либо остаться в данном состоянии, либо перейти в другое состояние, либо умереть. Состояние «смерть» является абсорбирующим (конечным), выход из него невозможен.

Рис. 1. Структура марковской модели для оценки клинико-экономической целесообразности терапевтического обучения (школы диабета) пациентов с сахарным диабетом.

СД — сахарный диабет; ОКС — острый коронарный синдром; ОНМК — острое нарушение мозгового кровообращения; ХБП — хроническая болезнь почек; ХСН — хроническая сердечная недостаточность.

Учтены осложнения, вносящие наибольший вклад в структуру преждевременной смерти пациентов с СД и затрат на оказание медицинской помощи пациентам с СД за счет средств ОМС:

— острый коронарный синдром (ОКС);

— острое нарушение мозгового кровообращения (ОНМК);

— хроническая сердечная недостаточность (ХСН);

— хроническая болезнь почек 1—4-й стадии (ХБП 1—4);

— ХБП 5-й стадии (ХБП 5), гемодиализ.

Популяция пациентов в РФ

По условиям модели все взрослые пациенты с СД в РФ ежегодно проходят обучение в ШД. Это условие вытекает из клинических рекомендаций по СД 1-го и 2-го типа у взрослых4, 5, согласно которым терапевтическое обучение рекомендуется от момента выявления заболевания и на всем его протяжении, и в ШД направляются пациенты как не проходившие, так и прошедшие обучение для поддержания уровня знаний и мотивации или при появлении новых терапевтических целей.

На основании данных регистра пациентов с СД за период 2018—2020 гг. (табл. 1) спрогнозирована численность целевой популяции пациентов в РФ на 2021 г. и далее на 10 лет с использованием функции логарифмического тренда (табл. 2).

Таблица 1. Численность взрослых пациентов с сахарным диабетом в 2018—2020 гг. по данным регистра пациентов с сахарным диабетом ФГБУ «НМИЦ эндокринологии» Минздрава России

Год

Численность пациентов, абс.

СД 2-го типа

СД 1-го типа

2018

4 245 640

256 336

2019

4 396 201

261 021

2020

4 449 888

265 164

Таблица 2. Прогноз численности взрослых пациентов с сахарным диабетом в РФ до 2030 г.

Год

Численность пациентов, абс.

СД 2-го типа

СД 1-го типа

2021

4 568 081

269 665

2022

4 670 083

274 073

2023

4 772 034

278 480

2024

4 873 935

282 884

2025

4 975 786

287 286

2026

5 077 586

291 686

2027

5 179 336

296 083

2028

5 281 036

300 479

2029

5 382 686

304 872

2030

5 484 285

309 264

2031

5 585 835

313 653

Вероятности перехода из одного состояния модели в другое

Источником информации о вероятностях перехода пациентов между состояниями здоровья и о частоте осложнений СД при отсутствии терапевтического обучения послужил регистр пациентов с СД, данные предоставлены ФГБУ «НМИЦ эндокринологии» Минздрава России (за 2015—2019 гг.).

В исследованиях терапевтического обучения пациентов с СД эффективность подтверждается изменением уровня HbA1c в крови к окончанию периода наблюдения. Данный показатель ассоциирован с исходами СД как 1-го, так и 2-го типа [28—30]. Тем не менее нами не найдена информация о непосредственном влиянии терапевтического обучения пациентов с СД на частоту развития осложнений, поэтому изменение уровня HbA1c в крови использовано нами в модели в качестве фактора, определяющего частоту осложнений.

Для оценки влияния терапевтического обучения на уровень HbA1c у пациентов с СД 1-го типа использованы данные РКИ V. Zoffmann и T. Lauritzen (2006) [9] (снижение уровня HbA1c составило в абсолютных значениях 0,25%, что в относительных числах составляет 2,6%), а у пациентов с СД 2-го типа — данные РКИ T.A. Deakin и соавт. (2006) [15] (снижение уровня HbA1c в абсолютных значениях составило 0,67%, что в относительных числах составляет 7,7%).

Изменение рисков развития осложнений СД 1-го типа при снижении HbA1c рассчитано нами на основе данных из клинического исследования DCCT/EDIC [29, 30] об уровнях HbA1c и частоте осложнений в динамике. Для расчета применена методика, использованная авторами [31] для построения собственной модели (табл. 3).

Таблица 3. Расчет уменьшения относительного риска осложнений при снижении уровня HbA1c на 1% [31]

Осложнение

ОР осложнения (на основе данных клинического исследования DCCT/EDIC [29, 30])

Абсолютное снижение ОР осложнения в исследовании DCCT/EDIC [29, 30]

Снижение ОР при снижении HbA1c на 1%

Заболевания почек

0,611

0,389

0,024

Сердечно-сосудистые заболевания

0,643

0,357

0,022

Примечание. ОР — относительный риск.

В качестве источника информации о влиянии уровня HbA1c на развитие осложнений у пациентов с СД 2-го типа использовано исследование [28], в котором показано, что при снижении уровня HbA1c на 0,7% в абсолютных значениях (разница показателей медианы уровня HbA1c между группами сравнения к окончанию периода наблюдения) снижается относительный риск развития осложнений СД 2-го типа.

Влияние изменения уровня HbA1c непосредственно на смертность пациентов нами не моделировалось. Изменение смертности, согласно данным регистра, было меньшим при отсутствии осложнений СД, таким образом, вероятность перехода в состояние «смерть» в модели определялась нами на основе данных федерального регистра о смертности пациентов при развитии осложнений СД и без них.

Количество сохраненных лет жизни рассчитано как разница числа пациенто-лет в моделируемом сценарии и базовом сценарии в каждый год моделирования.

Стоимостные исходные данные и расчет затрат

Затраты на ШД. Сведения о затратах на работу одной ШД получены из ФГБУ «НМИЦ эндокринологии» Минздрава России: эти затраты составили 153 016 руб. в месяц. Один цикл ШД составляет 10 занятий в течение 1 мес, каждое занятие могут посещать 10 пациентов, при этом одна ШД может обеспечивать работу шести параллельных групп одновременно. Таким образом, в одной ШД в месяц терапевтическое обучение могут пройти 60 пациентов, исходя из чего и рассчитаны количество ШД в год и затраты, необходимые для обеспечения их функционирования.

Затраты на оказание медицинской помощи, связанной с осложнениями СД

Учтены затраты системы ОМС на госпитализации пациентов вследствие осложнений СД. В качестве источника информации о частоте госпитализаций по поводу ХСН, ХБП и непосредственно СД использованы данные о госпитализации пациентов в круглосуточный стационар за 2019 г., находящиеся в распоряжении авторов исследования (количество случаев госпитализаций, закодированных по МКБ-10 как I50.0, I50.1, I50.9, N18.1-4 при наличии основного диагноза E10, E11) (табл. 4).

Таблица 4. Количество случаев госпитализации в круглосуточный стационар (в год) пациентов с сахарным диабетом по поводу хронической сердечной недостаточности, хронической болезни почек 1—4-й стадии

Причина госпитализации

Количество случаев

Количество пациентов

Количество случаев на 1 пациента

СД 1-го типа

ХСН (I50 при E10)

69

57

1,21

ХБП 1—4 (N18.1—4 при E10)

192

149

1,29

СД 2-го типа

ХСН (I50 при E11)

784

687

1,141

ХБП1—4 (N18.1—4 при E11)

872

787

1,108

Примечание. СД — сахарный диабет; ХБП — хроническая болезнь почек; ХСН — хроническая сердечная недостаточность.

Количество процедур гемодиализа у пациентов с ХБП 5 рассчитывали, исходя из минимальной частоты 12 ч в неделю (3 процедуры в неделю, каждая по 4 ч) согласно рекомендациям KDOQI [32].

Количество госпитализаций при ОКС или ОНМК равнялось количеству данных событий, исходя из предположения, что каждый пациент в такой клинической ситуации подлежит госпитализации в круглосуточный стационар.

Стоимость одного законченного случая лечения в условиях круглосуточного стационара определена, исходя из среднего размера базовой ставки круглосуточного стационара, а также коэффициентов затратоемкости (КЗ) для соответствующих клинико-статистических групп (КСГ) (табл. 5). В случае наличия нескольких КСГ для лечения одного заболевания использовали среднее арифметическое значение КЗ.

Таблица 5. Стоимость одного законченного случая госпитализации в круглосуточный стационар с диагнозом хронической сердечной недостаточности, хронической болезни почек, острого коронарного синдрома, острого нарушения мозгового кровообращения и стоимость одной процедуры гемодиализа в среднем в РФ

Причина госпитализации

Условия оказания медицинской помощи

КСГ

КЗ

Стоимость

ОКС

Круглосуточный стационар

76 «Нестабильная стенокардия, инфаркт миокарда, легочная эмболия (уровень 1)»

1,42

51 391,32 руб. на 1 случай

77 «Нестабильная стенокардия, инфаркт миокарда, легочная эмболия (уровень 2)»

2,81

ОНМК

Круглосуточный стационар

100 «Инфаркт мозга (уровень 1)»

2,52

82 209,91 руб. на 1 случай

101 «Инфаркт мозга (уровень 2)»

3,12

102 «Инфаркт мозга (уровень 3)»

4,51

ХБП 1—4

Круглосуточный стационар

126 «Почечная недостаточность»

1,66

40 335,50 руб. на 1 случай

ХСН

Круглосуточный стационар

252 «Другие болезни сердца (уровень 1)»

0,78

28 186,25 руб. на 1 случай

253 «Другие болезни сердца (уровень 2)»

1,54

Гемодиализ

Дневной стационар или амбулаторно

5 907,57 руб. за услугу

Примечание. ОКС — острый коронарный синдром; ОНМК — острое нарушение мозгового кровообращения; ХБП — хроническая болезнь почек; ХСН — хроническая сердечная недостаточность; КЗ — коэффициент затратоемкости; КСГ — клинико-статистическая группа. Затраты на госпитализацию рассчитаны авторами на основе данных о КЗ КСГ, приведенных в Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2022 годов, затраты на гемодиализ — на основе тарифов на услуги гемодиализа в тарифных соглашениях субъектов РФ.

Базовую ставку рассчитывали как 65% от норматива финансовых затрат на один случай госпитализации в условиях круглосуточного стационара6 за счет средств ОМС, утвержденного Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов7 (37 382,30 руб.): она составила 24 298,50 руб.

Стоимость процедуры гемодиализа рассчитана как среднее арифметическое значение от установленных на эту услугу тарифов по данным тарифных соглашений субъектов РФ, доступным для анализа.

Все затраты дисконтированы по ставке 5% в год в соответствии с рекомендациями [33]; исходы в модели не дисконтировали.

Результаты моделирования

Результаты моделирования включают:

— затраты на каждый из сценариев;

— исходы при каждом из сценариев (число осложнений СД и число лет сохраненной жизни);

— инкрементный показатель «затраты — эффективность» (англ. incremental cost-effectiveness ratio — ICER) при сравнении моделируемого и базового сценария.

ICER показывает, какие дополнительные затраты требуются для достижения одной дополнительной единицы эффективности (одного сохраненного года жизни) при использовании моделируемого сценария по сравнению с базовым сценарием в виде дополнительных затрат на один год сохраненной жизни, и рассчитывается по формуле:

ICER = (DC1DC2)/(Ef1Ef2),

где DC1, DC2 — ожидаемые затраты на каждый из сценариев; Ef1, Ef2 — эффективность применения каждого из анализируемых сценариев (количество сохраненных лет жизни).

ICER, полученный в результате расчетов, оценивали относительно порога готовности платить (ПГП) за год сохраненной жизни, который в соответствии с рекомендациями ВОЗ для стран с развивающейся экономикой может быть рассчитан как трехкратное значение валового внутреннего продукта (ВВП) на душу населения [34, 35]. В РФ, исходя из данных о численности населения и значении ВВП за 2020 г., ПГП будет составлять 2 180 093,06 руб.8,9.

Если в моделируемом сценарии по сравнению с базовым сценарием затраты были меньше, а размер клинического эффекта больше, моделируемый сценарий расценивали как доминирующий (более эффективный и ресурсосберегающий).

Результаты

Терапевтическое обучение пациента приводит к снижению количества осложнений и смертей при обоих типах СД (рис. 2, 3). Исключение — ХБП 1-й и 2-й стадии, таких пациентов с СД 1-го и 2-го типа больше среди проходящих терапевтическое обучение, однако данное обстоятельство объясняется снижением скорости перехода на более тяжелые стадии заболевания по сравнению с отсутствием обучения. Снижение смертности при обоих типах СД также объясняется снижением вероятности наступления и прогрессирования сердечно-сосудистых заболеваний и ХБП.

Рис. 2. Распределение пациентов с сахарным диабетом 1-го типа по отдельным состояниям по сравнению с базовым сценарием (красные линии — базовый сценарий, синие линии — моделируемый сценарий).

ХБП — хроническая болезнь почек; ССЗ — сердечно-сосудистые заболевания.

Рис. 3. Распределение пациентов с сахарным диабетом 2-го типа по отдельным состояниям по сравнению с базовым сценарием (красные линии — базовый сценарий, синие линии — моделируемый сценарий).

ХБП — хроническая болезнь почек; ХСН — хроническая сердечная недостаточность; ОКС - острый коронарный синдром; ОНМК - острое нарушение мозгового кровообращения.

Терапевтическое обучение приводит к уменьшению общих затрат на оказание медицинской помощи пациентам с СД, при этом способствует снижению смертности, таким образом, на длительном временном горизонте терапевтическое обучение является целесообразным с точки зрения затратной эффективности (рис. 4, 5).

Рис. 4. Затраты и исходы у пациентов с сахарным диабетом 1-го типа при терапевтическом обучении (в школе диабета) в течение моделируемого периода.

ХБП — хроническая болезнь почек.

Рис. 5. Затраты и исходы у пациентов с сахарным диабетом 2-го типа при терапевтическом обучении (школы диабета) в течение моделируемого периода.

ОКС — острый коронарный синдром; ОНМК — острое нарушение мозгового кровообращения; ХБП — хроническая болезнь почек; ХСН — хроническая сердечная недостаточность.

При СД 1-го типа моделируемый сценарий является доминирующим с 5-го года моделирования, при СД 2-го типа — с 3-го года моделирования (табл. 6, 7). В 1-й год моделирования для обоих типов СД сценарий терапевтического обучения связан с дополнительными затратами при отсутствии клинического эффекта, который в модели выявляется со 2-го года моделирования. При СД 1-го типа затраты, необходимые для сохранения одного года жизни, во 2-й и 3-й годы моделирования больше, а с 4-го года — меньше рассчитанного ПГП, что позволяет считать терапевтическое обучение при СД 1-го типа клинико-экономически обоснованным начиная с 4-го года моделирования. При этом терапевтическое обучение пациентов с СД 2-го типа в соответствии с результатами моделирования можно считать клинико-экономически обоснованным начиная со 2-го года моделирования, когда затраты, необходимые для сохранения одного года жизни, уже меньше рассчитанного ПГП. Расчеты для временного горизонта более 5 лет не представлены, поскольку далее для всех временных промежутков моделируемый сценарий является доминирующей технологией.

Таблица 6. Определение порога готовности платить на основании данных за 2020 г.

Показатель

Значение

ВВП, годовые данные в текущих ценах, млрд руб.

106 606,55

Численность населения РФ, млн человек

146,70

ВВП на душу населения, руб.

726 697,69

ПГП, определенный как 3 ВВП на душу населения, руб.

2 180 093,06

Примечание. ВВП — валовой внутренний продукт; ПГП — порог готовности платить.

Таблица 7. Результаты расчета инкрементного показателя «затраты—эффективность»

Год

Инкрементный показатель «затраты—эффективность»

СД 1-го типа

СД 2-го типа

1-й

Увеличение затрат при равной эффективности

Увеличение затрат при равной эффективности

2-й

13,567 млн руб. (больше рассчитанного ПГП)

Менее 0,01 млн руб. (меньше рассчитанного ПГП)

3-й

3,334 млн руб. (больше рассчитанного ПГП)

Доминирующий (снижение затрат и большая эффективность)

4-й

0,232 млн руб. (меньше рассчитанного ПГП)

Доминирующий (снижение затрат и большая эффективность)

5-й

Доминирующий (снижение затрат и большая эффективность)

Доминирующий (снижение затрат и большая эффективность)

Примечание. СД — сахарный диабет; ПГП — порог готовности платить.

Обсуждение

Наше исследование — первое, отражающее затраты и исходы пациентов, проходивших и не проходивших обучение в ШД, с позиции российской системы здравоохранения.

В зарубежных клинико-экономических исследованиях по проблеме группового терапевтического обучения пациентов с СД [24—27] изучена стоимость дополнительного года жизни с поправкой на ее качество (англ. quality-adjusted life years — QALY). Ни в одном исследовании терапевтическое обучение не являлось доминирующей технологией, то есть при наличии добавленного клинического эффекта требовались дополнительные затраты, при этом во всех исследованиях данный сценарий признан клинико-экономически обоснованным.

Таким образом, результаты нашего клинико-экономического исследования отчасти согласуются с результатами зарубежных авторов в плане выявления клинико-экономической целесообразности группового терапевтического обучения пациентов с СД 1-го и 2-го типа, однако необходимо отметить, что все зарубежные исследования выполнены с использованием анализа «затраты — полезность», в то время как в нашем исследовании применен анализ «затраты — эффективность». Во всех зарубежных исследованиях терапевтическое обучение пациентов связано с дополнительными затратами, необходимыми для сохранения лет жизни с поправкой на ее качество, в то время как для российской популяции терапевтическое обучение начиная с 5-го года моделирования у пациентов с СД 1-го типа и с 3-го года моделирования у пациентов с СД 2-го типа является доминирующим, то есть приводит не только к снижению смертности, но и к сокращению затрат. Данные различия также могут быть объяснены различиями в фактических затратах как на обеспечение работы ШД, так и на лечение осложнений СД в Российской Федерации.

Следует отметить, что поскольку в рамках моделирования нами сделано предположение о том, что все пациенты с СД должны проходить обучение в ШД ежегодно, то полученные нами результаты с точки зрения затрат могут быть завышены. Таким образом, клинико-экономический эффект в условиях реальной практики может оказаться более выраженным, то есть терапевтическое обучение пациентов может позволить экономить средства государственного бюджета на меньшем временном горизонте.

С другой стороны, в настоящем исследовании сделано допущение о 100%-й приверженности пациентов терапевтическому обучению (как в плане ежегодного терапевтического обучения и завершения всего цикла из 10 занятий, так и в плане следования пациентами полученным ими рекомендациям после обучения), которой крайне сложно достигнуть в условиях реальной практики. Таким образом, результаты настоящего исследования следует интерпретировать с осторожностью.

Заключение

Организация терапевтического обучения (в школах диабета) для всех пациентов с сахарным диабетом в Российской Федерации может за счет снижения количества осложнений как предотвратить случаи преждевременной смерти, так и сэкономить средства системы здравоохранения, несмотря на необходимость дополнительных затрат на организацию функционирования работы этих структур. Терапевтическое обучение пациентов с сахарным диабетом 1-го типа по сравнению с отсутствием обучения в модели является доминирующей технологией начиная с 5-го года, а с сахарным диабетом 2-го типа — начиная с 3-го года моделирования. Таким образом, в настоящем исследовании продемонстрирована клинико-экономическая целесообразность терапевтического обучения (в школе диабета) пациентов при сахарном диабете как 1-го, так и 2-го типа.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.


1 Порядок оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «эндокринология» (утв. Приказом Минздрава России от 2 ноября 2012 г. №899н).

2 Клинические рекомендации «Сахарный диабет 1 типа у взрослых». Российская ассоциация эндокринологов. Год утверждения: 2019. Одобрены Научно-практическим Советом Минздрава России. Ссылка активна на 25.01.22. https://cr.rosminzdrav.ru/schema/286_1

3 Клинические рекомендации «Сахарный диабет 2 типа у взрослых». Российская ассоциация эндокринологов. Год утверждения: 2019. Одобрены Научно-практическим Советом Минздрава России. Ссылка активна на 25.01.22. https://cr.rosminzdrav.ru/schema/290_1

4 Клинические рекомендации «Сахарный диабет 1 типа у взрослых». Российская ассоциация эндокринологов. Год утверждения: 2019. Одобрены Научно-практическим Советом Минздрава России. Ссылка активна на 25.01.22. https://cr.rosminzdrav.ru/schema/286_1

5Клинические рекомендации «Сахарный диабет 2 типа у взрослых». Российская ассоциация эндокринологов. Год утверждения: 2019. Одобрены Научно-практическим Советом Минздрава России. Ссылка активна на 25.01.22. https://cr.rosminzdrav.ru/schema/290_1

6 Приказ Минздрава России от 29 декабря 2020 г. №1397н «Об установлении Требований к структуре и содержанию тарифного соглашения».

7 Постановление Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2020 г. №2299 «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов». Ссылка активна на 25.01.22. https://government.ru/news/41272

8Федеральная служба государственной статистики. Национальные счета. Валовой внутренний продукт, годовые данные (в текущих ценах). Ссылка активна на 25.01.22. https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/94cQBbmp/tab1.htm

9 Федеральная служба государственной статистики. Численность и состав населения. Ссылка активна на 25.01.22. https://rosstat.gov.ru/folder/12781

Литература / References:

  1. World Health Organization. Diabetes. Accessed July 19,2021. https://www.who.int/news-room/fact-sheets/detail/diabetes
  2. World Health Organization. WHO reveals leading causes of death and disability worldwide: 2000-2019. Accessed November 10, 2021. https://www.who.int/news/item/09-12-2020-who-reveals-leading-causes-of-death-and-disability-worldwide-2000-2019
  3. Всемирная организация здравоохранения. 10 ведущих причин смерти в мире. Ссылка активна на 10.11.21.  https://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/the-top-10-causes-of-death
  4. Дедов И.И., Шестакова М.В., Викулова О.К. Эпидемиология сахарного диабета в Российской Федерации: клинико-статистический анализ по данным Федерального регистра сахарного диабета. Сахарный диабет. 2017;20(1):13-41.  https://doi.org/10.14341/DM8664
  5. Всемирная организация здравоохранения. Глобальный доклад по диабету. Ссылка активна на 19.07.21.  https://edu.volgmed.ru/pluginfile.php/38294/mod_resource/content/1/%D0%94%D0%B8%D0%B0%D0%B1%D0%B5%D1%822018.pdf
  6. Baghianimoghadam MH, Hadavandkhani M, Mohammadi M, Fallahzade H, Baghianimoghadam B. Current education versus peer-education on walking in type 2 diabetic patients based on Health Belief Model: a randomized control trial study. Romanian Journal of Internal Medicine. 2012;50(2):165-172. 
  7. Adolfsson ET, Walker-Engström M-L, Smide B, Wikblad K. Patient education in type 2 diabetes — a randomized controlled 1-year follow-up study. Diabetes Research and Clinical Practice. 2007; 76(3):341-350.  https://doi.org/10.1016/j.diabres.2006.09.018
  8. DAFNE Study Group. Training in flexible, intensive insulin management to enable dietary freedom in people with type 1 diabetes: dose adjustment for normal eating (DAFNE) randomised controlled trial. British Medical Journal. 2002;325(7367):746.  https://doi.org/10.1136/bmj.325.7367.746
  9. Zoffmann V, Lauritzen T. Guided self-determination improves life skills with type 1 diabetes and A1C in randomized controlled trial. Patient Education and Counseling. 2006;64(1-3):78-86.  https://doi.org/10.1016/j.pec.2005.11.017
  10. Ehrmann D, Kulzer B, Schipfer M, Lippmann-Grob B, Haak T, Hermanns N. Efficacy of an education program for people with diabetes and insulin pump treatment (INPUT): results from a randomized controlled trial. Diabetes Care. 2018;41(12):2453-2462. https://doi.org/10.2337/dc18-0917
  11. Amendezo E, Walker Timothy D, Karamuka V, Robinson B, Kavabushi P, Ntirenganya C, et al. Effects of a lifestyle education program on glycemic control among patients with diabetes at Kigali University Hospital, Rwanda: A randomized controlled trial. Diabetes Research and Clinical Practice. 2017;126:129-137.  https://doi.org/10.1016/j.diabres.2017.02.001
  12. Piatt GA, Anderson RM, Brooks MM, Songer T, Siminerio LM, Korytkowski MM, et al. 3-year follow-up of clinical and behavioral improvements following a multifaceted diabetes care intervention. The Diabetes Educator. 2010;36(2):301-309.  https://doi.org/10.1177/0145721710361388
  13. Sadur CN, Moline N, Costa M, Michalik D, Mendlowitz D, Roller S, et al. Diabetes management in a health maintenance organization. Efficacy of care management using cluster visits. Diabetes Care. 1999;22(12):2011-2017. https://doi.org/10.2337/diacare.22.12.2011
  14. Rygg LØ, Rise MB, Grønning K, Steinsbekk A. Efficacy of ongoing group based diabetes self-management education for patients with type 2 diabetes mellitus. A randomised controlled trial. Patient Education and Counseling. 2012;86(1):98-105.  https://doi.org/10.1016/j.pec.2011.04.008
  15. Deakin TA, Cade JE, Williams R, Greenwood DC. Structured patient education: The Diabetes X‐PERT Programme makes a difference. Diabetic Medicine. 2006;23(9):944-954.  https://doi.org/10.1111/j.1464-5491.2006.01906.x
  16. Menard J, Payette H, Dubuc N, Baillargeon JP, Maheux P, ArdilouzeJL. Quality of life in type 2 diabetes patients under intensive multitherapy. Diabetes and Metabolism. 2007;33(1):54-60.  https://doi.org/10.1016/j.diabet.2006.09.001
  17. Ménard J, Payette H, Baillargeon JP, Maheux P, Lepage S, Tessier D, et al. Efficacy of intensive multitherapy for patients with type 2 diabetes mellitus: A randomized controlled trial. CMAJ. 2005; 173:1457-1466. https://doi.org/10.1016/j.diabet.2006.09.001
  18. Davies MJ, Heller S, Skinner TC, Campbell MJ, Carey ME, Cradock S, et al. Effectiveness of the diabetes education and self management for ongoing and newly diagnosed (DESMOND) programme for people with newly diagnosed type 2 diabetes: cluster randomised controlled trial. British Medical Journal. 2008;336 (7642):491-495.  https://doi.org/10.1136/bmj.39474.922025.BE
  19. Khunti K, Gray LJ, Skinner T, Carey ME, Realf K, Dallosso H, et al. Effectiveness of a diabetes education and self management programme (DESMOND) for people with newly diagnosed type 2 diabetes mellitus: three year follow-up of a cluster randomised controlled trial in primary care. British Medical Journal. 2012;344:e2333. https://doi.org/10.1136/bmj.e2333
  20. Price KJ, Knowles JA, Fox M, Wales JK, Heller S, Eiser C, et al. Effectiveness of the Kids in Control of Food (KICk-OFF) structured education course for 11-16 year olds with Type 1 diabetes. Diabetic Medicine. 2016;33(2):192-203.  https://doi.org/10.1111/dme.12881
  21. Christie D, Thompson R, Sawtell M, Allen E, Cairns J, Smith F, et al. Structured, intensive education maximising engagement, motivation and long-term change for children and young people with diabetes: A cluster randomised controlled trial with integral process and economic evaluation-the CASCADE study. Health Technology Assessment. 2014;18(20):1-202.  https://doi.org/10.3310/hta18200
  22. Шитьковская Е.П., Старых Э.Ф., Стрельников Г.Ю., Дмитриев С.И., Стрельников А.Г. Эффективность работы «Школы сахарного диабета». Вопросы современной педиатрии. 2006;5(1)S:666а.
  23. Светый Л.И., Ворвуль А.О., Маркина Е.В., Ивих К.А., Руссу А.А. Результаты обучения в школе диабета пожилых лиц, страдающих сахарным диабетом II типа. Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики. 2020;1:82-91. 
  24. Mash R, Kroukamp R, Gaziano T, Levitt N. Cost-effectiveness of a diabetes group education program delivered by health promoters with a guiding style in underserved communities in Cape Town, South Africa. Patient Education and Counseling. 2015;98(5): 622-626.  https://doi.org/10.1016/j.pec.2015.01.005
  25. Lian J, McGhee SM, So C, Chau J, Wong CK, Wong WC, et al. Long‐term cost‐effectiveness of a Patient Empowerment Programme for type 2 diabetes mellitus in primary care. Diabetes, Obesity and Metabolism. 2019;21(1):73-83.  https://doi.org/10.1111/dom.13485
  26. Gillett M, Dallosso HM, Dixon S, Brennan A, Carey ME, Campbell MJ, et al. Delivering the diabetes education and self management for ongoing and newly diagnosed (DESMOND) programme for people with newly diagnosed type 2 diabetes: Cost effectiveness analysis. BMJ. 2010;341(7770):1-10.  https://doi.org/10.1136/bmj.c4093
  27. Kruger J, Brennan A, Thokala P, Basarir H, Jacques R, Elliott J, et al. The cost-effectiveness of the Dose Adjustment for Normal Eating (DAFNE) structured education programme: an update using the Sheffield Type 1 Diabetes Policy Model. Diabetic Medicine. 2013;30(10):1236-1244. https://doi.org/10.1111/dme.12270
  28. ADVANCE Collaborative Group, Patel A, MacMahon S, Chalmers J, Neal B, Billot L, Woodward M, et al. Intensive blood glucose control and vascular outcomes in patients with type 2 diabetes. New England Journal of Medicine. 2008;358(24):2560-2572. https://doi.org/10.1056/NEJMoa0802987
  29. Diabetes Control and Complications Trial Research Group, Nathan DM, Genuth S, Lachin J, Cleary P, Crofford O, Davis M, et al. The effect of intensive treatment of diabetes on the development and progression of long-term complications in insulin-dependent diabetes mellitus. New England Journal of Medicine. 1993;329(14): 977-986.  https://doi.org/10.1001/archinternmed.2011.16
  30. Diabetes Control and Complications Trial/Epidemiology of Diabetes Interventions and Complications (DCCT/EDIC) Study Research Group. Nathan DM, Cleary PA, Backlund JY, Genuth SM, Lachin JM, Orchard TJ, et al. Intensive diabetes treatment and cardiovascular disease in patients with type 1 diabetes. New England Journal of Medicine. 2005;353(25):2643-2653. https://doi.org/10.2337/dc15-1990
  31. Health Quality Ontario. Continuous monitoring of glucose for type 1 diabetes: a health technology assessmen. Ontario Health Technology Assessment Series. 2018;18(2):1-160. 
  32. National Kidney Foundation. KDOQI Clinical Practice Guideline for Hemodialysis Adequacy: 2015 update. American Journal of Kidney Diseases. 2015;66(5):884-930.  https://doi.org/10.1053/j.ajkd.2015.07.015
  33. Методические рекомендации по проведению сравнительной клинико-экономической оценки лекарственного препарата (новая редакция). М.: ФГБУ «ЦЭККМП» Минздрава России»; 2018. Ссылка активна на 19.05.21.  https://rosmedex.ru/wp-content/uploads/2019/06/MR-KE%60I_novaya-redaktsiya_2018-g.pdf
  34. Безденежных Т.П., Омельяновский В.В., Мусина Н.З., Федяева В.К., Тепцова Т.С. Теоретические подходы к определению порога готовности платить за технологии здравоохранения. Фармация. 2018;67(8):9-15.  https://doi.org/10.29296/25419218-2018-08-02
  35. Зеленова О.В. Современные методы исследования порога готовности платить в сфере здравоохранения. Менеджер здравоохранения. 2011;6:61-69. 

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.