Невозинская З.А.

ГБУЗ «Московский научно-практический центр дерматовенерологии и косметологии Департамента здравоохранения г. Москвы»

Смолкина О.Ю.

ФГБУН «Центр теоретических проблем физико-химической фармакологии Российской академии наук»;
Научно-клинический консультативный центр аллергологии и иммунологии

Корсунская И.М.

ФГБУН «Центр теоретических проблем физико-химической фармакологии Российской академии наук»

Ксероз как основа дерматозов в пожилом возрасте

Авторы:

Невозинская З.А., Смолкина О.Ю., Корсунская И.М.

Подробнее об авторах

Прочитано: 1087 раз


Как цитировать:

Невозинская З.А., Смолкина О.Ю., Корсунская И.М. Ксероз как основа дерматозов в пожилом возрасте. Клиническая дерматология и венерология. 2024;23(5):592‑596.
Nevozinskaya ZA, Smolkina OYu, Korsunskaya IM. Xerosis as the basis of dermatoses in an elderly age. Russian Journal of Clinical Dermatology and Venereology. 2024;23(5):592‑596. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/klinderma202423051592

Рекомендуем статьи по данной теме:
Ге­не­зис эмо­лен­тов. Прош­лое, нас­то­ящее, бу­ду­щее. Кли­ни­чес­кая дер­ма­то­ло­гия и ве­не­ро­ло­гия. 2025;(4):412-420
От ато­пии к ин­фек­ции — кли­ни­чес­кий слу­чай со­че­тан­ной па­то­ло­гии ко­жи. Кли­ни­чес­кая дер­ма­то­ло­гия и ве­не­ро­ло­гия. 2025;(4):430-436

Область гериатрической дерматологии становится все более важной в связи с увеличением продолжительности жизни. Для постановки правильного диагноза и последующей адекватной терапии большое значение в пожилом возрасте имеет понимание изменений кожи, а также сопутствующих заболеваний, которые чаще возникают вследствие естественных физиологических процессов и воздействий окружающей среды.

На процесс старения кожи влияют внутренние и внешние факторы в течение жизни. Помимо эстетических проблем, старение кожи приводит к потере ее функций. В целом стареющая кожа выглядит атрофичной, сухой (из-за повышенной потери влаги) и склонна к образованию трещин. С возрастом повреждения кожного барьера происходят все чаще. Процессы изменения кожи, такие как увеличение количества мутаций в митохондриальной ДНК и укорочение теломер, влияют на старение клеток. Генетические факторы и окислительный стресс в течение жизни также влияют на эпидермальную атрофию. Уменьшение количества меланоцитов снижает содержание пигмента в коже, из-за чего страдает защита от ультрафиолета. Снижение прочности и эластичности обусловлено дегенерацией коллагеновых волокон. Выработка пота и кожного сала также снижается [1].

Вследствие структурных и функциональных изменений кожа становится более уязвимой и сухой из-за снижения содержания влаги и липидов в эпидермисе (рис. 1). Возникающий при этом зуд кожи является тревожным симптомом для пациентов [2]. Этот симптом — один из наиболее часто встречаемых у пожилых. Так, например, он затрагивает почти 14% населения Германии [3]. Наиболее распространенной причиной является ксероз, возникающий вследствие процесса физиологического старения кожи. При этом данное состояние можно лечить, изменив привычки ухода за кожей. Зуд также может быть проявлением аллергической реакции на лекарства [4]. Помимо этого, причиной могут быть различные соматические заболевания, такие как сахарный диабет, холестаз, уремия, гипо- или гипертиреоз, а также злокачественные новообразования или болезнь Ходжкина [4, 5]. Иногда зуд вызывают психосоматические или психиатрические причины. Кроме того, зуд может возникать как паранеопластический синдром при солидных опухолях, лимфомах или лейкозах. При хроническом зуде симптомы сохраняются более 6 нед. Это представляет собой междисциплинарную задачу с точки зрения диагностики и терапии. Тщательный анамнез и клинические характеристики зуда важны для дифференциальной диагностики. Основная цель симптоматического лечения — уменьшение субъективных ощущений с целью улучшения качества жизни пациента. Прежде всего, следует избегать провоцирующих факторов и применять средства для ухода за кожей с увлажняющим действием.

Рис. 1. Ксероз.

В исследовании G. Aksoy Sarac и соавт. ретроспективно изучены истории болезней 887 гериатрических пациентов, обращавшихся за дерматологической помощью в период с 1 января 2019 г. по 1 января 2021 г. Топ-3 заболеваний, встречаемых в возрасте 65 лет и старше, составили грибковые инфекции (23%), экзематозные дерматиты (17,1%) и зуд (10,8%). В группу экзематозных дерматитов вошли аллергический контактный дерматит (27,0%), раздражающий контактный дерматит (9,9%), нуммулярная экзема (6,6%), простой хронический лишай (6,6%) и интертриго (3,9%) [6].

Возрастные изменения кожи повышают риск развития экземы. Так, по некоторым данным, заболеваемость этой нозологией начинает расти в группе людей в возрасте 60 лет и старше, достигая распространенности 9,9% у лиц старше 80 лет [7]. Экзему можно классифицировать на основе ее патогенеза (например, контактный, атопический дерматит), локализации (экзема рук, анальная экзема) или распространенности (острая или хроническая экзема).

В случае хронической экземы (рис. 2) могут возникнуть волдыри, корки и шелушение. Зудящие, потрескавшиеся, шелушащиеся и эритематозные участки часто обнаруживают на разгибательных сторонах конечностей. Терапия заключается в предотвращении провоцирующих факторов, местном применении глюкокортикоидов, а также в увлажняющей местной терапии для восстановления барьерной функции кожи [8].

Рис. 2. Экзема.

Атопический дерматит также не следует игнорировать в пожилом возрасте («позднее начало»). Им страдают около 2—3% гериатрических пациентов, что вызвано изменениями в иммунной системе и снижением барьерной функции кожи. Сильный зуд, повреждение кожи и рецидивирующие инфекции, вызванные золотистым стафилококком, оказывают дискомфорт. Участки лихенификации появляются преимущественно на локтях и тыльной стороне коленей (рис. 3). Диагностика оказывается более сложной, чем в молодом возрасте, из-за множества сопутствующих заболеваний и приема различных лекарств, которые могут спровоцировать зуд [9].

Рис. 3. Атопический дерматит.

Нуммулярная экзема (рис. 4) возникает полиэтиологически и характеризуется монетообразными, резко очерченными, иногда отечными очагами, особенно с папуловезикулами на конечностях. Терапию начинают с поиска очаговых инфекций и проводят соответствующим образом [10].

Рис. 4. Нуммулярная экзема.

Считается, что некоторые хронические воспалительные дерматозы связаны с расстройствами вследствие старения, которые, вероятно, опосредованы воспалением. Это предположение подтверждается несколькими клиническими наблюдениями. У лиц с псориазом или атопическим дерматитом наблюдают более высокие уровни циркулирующих провоспалительных цитокинов [11—15].

Так, местное лечение атопического дерматита глюкокортикостероидами или такролимусом улучшает течение атопического дерматита, чувствительность к инсулину (12,6%) и значения маркеров воспаления в кровотоке крови (снижение концентрации С-реактивного белка на 30%, ИЛ-6 на 27%) [16], что убедительно свидетельствует о влиянии кожного воспаления на системное воспаление и его последствия, такие как резистентность к инсулину. Ожирение и атопический дерматит могут негативно влиять друг на друга. Например, потеря массы тела сама по себе может улучшить течение атопического дерматита [17, 18]. Примечательно, что связь ожирения с атопическим дерматитом наблюдается только у лиц с ранее диагностированным атопическим дерматитом (>1 года истории атопического дерматита), но не с недавно диагностированным атопическим дерматитом [19], что предполагает патогенную роль хронического воспаления, связанного с атопическим дерматитом, при ожирении.

В совокупности эти доказательства подкрепляют гипотезу, что хроническое кожное воспаление может предрасполагать к развитию некоторых заболеваний, связанных со старением. Лечение этих воспалительных дерматозов может облегчить и/или предотвратить развитие некоторых из этих заболеваний, включая ожирение, сахарный диабет, сердечно-сосудистые заболевания и деменцию, которые все являются заболеваниями, связанными со старением.

Как уже упоминалось ранее, лицам старшего возраста при ряде дерматологических состояний показаны увлажняющие средства ухода. Одно из таких средств — липидовосстанавливающий крем XeraCalm A.D Avene, ключевым ингредиентом которого является уникальный комплекс I-modulia, полученный путем биотехнологического синтеза из микроорганизма-эндемика термальной воды Avène (Aquaphilus dolomiae).

Этот активный компонент в составе эмолента дает возможность улучшить контроль за воспалительной реакцией благодаря регулирующему действию на кератиноциты, способствует значительному снижению выраженности зуда, связанного как с воздействием на рецепторы, активирующие протеазу второго типа (PAR-2 Receptor), так и с нарушением защитного кожного барьера, восстановление которого — еще один из эффектов I-modulia. Способность этого уникального комплекса влиять на врожденный адаптивный иммунитет кожи, выражающийся в активации синтеза антимикробных пептидов (каталицидин, β-дефенсин), препятствует распространению Staphylococcus aureus на коже [20, 21]. Применение линии эмолентов XeraCalm A.D Avene весьма актуально для профилактики вторичного инфицирования в связи с развитием возрастной хрупкости кожи по мере естественного старения организма. Ксероз и сенильный зуд также являются признаками старческой «хрупкости» кожи. Компенсировать недостаток липидов, наблюдаемый у лиц старших возрастных групп, нормализовать уровень гидратации эпидермального слоя, обеспечить смягчение и комфорт кожи позволит комплекс растительных липидов — миметиков липидов кожи человека, входящих в формулу средств XeraCalm A.D.

Правильный адекватный уход за кожей, профилактика и своевременная коррекция ксероза и связанных с ним симптомов у лиц старшего возраста, независимо от наличия дерматологического диагноза, — важная составляющая поддержания высокого показателя качества жизни. Возрастные изменения кожи, дерматологические патологии и системные заболевания, сопровождаемые неприятными кожными симптомами, негативно сказываются на качестве жизни лиц старшего возраста. Минимизировать это влияние возможно с помощью средств ухода за кожей с выраженным увлажняющим действием. Так, недавнее исследование показало, что использование средств ухода за кожей не только способствует улучшению кожных симптомов, но и положительно сказывается на качестве жизни и удовлетворенности лечением пожилых пациентов, страдающих ксерозом из-за системной патологии или приема лекарств [22]. Это еще раз подчеркивает важность и необходимость адекватного режима ухода за кожей у лиц старшего возраста, независимо от наличия дерматологического диагноза, а так же как профилактической меры по предупреждению ксероза и связанных с ним рисков.

Участие авторов:

Сбор данных литературы — Смолкина О.Ю.

Анализ данных литературы и написание текста — Невозинская З.А., Смолкина О.Ю.

Идея и редактирование статьи — Корсунская И.М.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Authors’ contributions:

Collection of literature data — Smolkina O.Yu.

Analysis of literature data and drafting the manuscript — Nevozinskaya Z.A., Smolkina O.Yu.

Idea and revising the manuscript — Korsunskaya I.M.

Литература / References:

  1. Kohl E, Steinbauer J, Landthaler M, et al. Skin ageing. J Eur Acad Dermatol Venereol. 2011;25:873-884.  https://doi.org/10.1111/j.1468-3083.2010.03963.x
  2. Tončić RJ, Kezić S, Hadžavdić SL, et al. Skin barrier and dry skin in the mature patient. Clin Dermatol. 2018;36:109-115.  https://doi.org/10.1016/j.clindermatol.2017.10.002
  3. Ständer S, Zeidler C, Augustin M, et al. S2k-Leitlinie zur Diagnostik und Therapie des chronischen Pruritus — Update — Langversion. J Dtsch Dermatol Ges. 2017;15(8):860-873.  https://doi.org/10.1111/ddg.13304_g
  4. Пирузян А.Л., Невозинская З.А., Корсунская И.М. Хронический зуд — многоликая проблема современности. Consilium Medicum. 2020; 22(7):42-44.  https://doi.org/10.26442/20751753.2020.7.200298
  5. Корсунская И.М., Дворянкова Е.В., Плиева К.Т., Мельниченко О.О., Панюкова С.В. Кожный зуд: о чем следует задуматься. Эффективная фармакотерапия. 2015;45:14-18. 
  6. Aksoy Sarac G, Emeksiz MAC, Acar O, Nazlican E, Tanacan E, Nayir T. Retrospective Analysis of Dermatological Diseases in Geriatric Patients During Dermatology Outpatient Department Visits. Dermatol Pract Concept. 2022 Jul 1;12(3):e2022145. https://doi.org/10.5826/dpc.1203a145
  7. de Lusignan S, Alexander H, Broderick C, Dennis J, McGovern A, Feeney C, Flohr C. The epidemiology of eczema in children and adults in England: A population-based study using primary care data. Clin Exp Allergy. 2021 Mar;51(3):471-482.  https://doi.org/10.1111/cea.13784
  8. Lima AL, Timmermann V, Illing T, et al. Contact dermatitis in the elderly: predisposing factors, diagnosis, and management. Drugs Aging. 2019;36:411-417.  https://doi.org/10.1007/s40266-019-00641-4
  9. Williamson S, Merritt J, De Benedetto A. Atopic dermatitis in the elderly: a review of clinical and pathophysiological hallmarks. Br J Dermatol. 2020; 182:47-54.  https://doi.org/10.1111/bjd.18652
  10. Bieber T. Weitere Formen von Dermatitis. In: Plewig G, Ruzicka T, Kaufmann R, Hertl M, eds. Braun-Falcos’s Dermatologie, Venerologie und Allergologie. Berlin: Springer; 2018;569-578. 
  11. Renert-Yuval Y, Thyssen JP, Bissonnette R, et al. Biomarkers in atopic dermatitis-a review on behalf of the international eczema council. J Allergy Clin Immunol. 2021;147(4):1174-1190.e1. 
  12. Mastraftsi S, Vrioni G, Bakakis M, et al. Atopic dermatitis: striving for reliable biomarkers. J Clin Med. 2022;11(16):4639. https://doi.org/10.3390/jcm11164639
  13. Bai F, Zheng W, Dong Y, et al. Serum levels of adipokines and cytokines in psoriasis patients: a systematic review and meta-analysis. Oncotarget. 2017; 9(1):1266-1278.
  14. Dowlatshahi EA, van der Voort EA, Arends LR, Nijsten T. Markers of systemic inflammation in psoriasis: a systematic review and meta-analysis. Br J Dermatol. 2013;169(2):266-282.  https://doi.org/10.1111/bjd.12355
  15. Fleming P, Kraft J, Gulliver WP, Lynde C. The relationship of obesity with the severity of psoriasis: a systematic review. J Cutan Med Surg. 2015;19(5): 450-456. 
  16. Gether L, Storgaard H, Kezic S, et al. Effects of topical corticosteroid versus tacrolimus on insulin sensitivity and bone homeostasis in adults with atopic dermatitis-a randomized controlled study. Allergy. 2023;78(7):1964-1979. https://doi.org/10.1111/all.15690
  17. Jung MJ, Kim HR, Kang SY, Kim HO, Chung BY, Park CW. Effect of weight reduction on treatment outcomes for patients with atopic dermatitis. Ann Dermatol. 2020;32(4):319-326.  https://doi.org/10.5021/ad.2020.32.4.319
  18. Son JH, Chung BY, Jung MJ, Choi YW, Kim HO, Park CW. Influence of weight loss on severity of atopic dermatitis in a 20-year-old female with atopic dermatitis. Ann Dermatol. 2018;30(5):626-628.  https://doi.org/10.5021/ad.2018.30.5.626
  19. Xie B, Wang Z, Wang Y, Liu M, Wang Y. Associations of obesity with newly diagnosed and previously known atopic diseases in Chinese adults: a case-control study. Sci Rep. 2017;7:43672. https://doi.org/10.1038/srep43672
  20. Sánchez-Álvarez I, Arellano-Mendoza MI, García L. Geriatric dermatology, changes related to aging. Rev Med Hosp Gen Mex. 2019;82(3):158-168.  https://doi.org/10.24875/HGMX.M19000026
  21. Aries MF, Hernandez-Pigeon H, Vaissière C, et al. Anti-inflammatory and immunomodulatory effects of Aquaphilus dolomiae extract on in vitro models. Clin Cosmet Investig Dermatol. 2016;9:421-434. Published 2016 Nov 10.  https://doi.org/10.2147/CCID.S113180
  22. Filippi F, Chessa MA, Bardazzi F, Pileri A, Patrizi A. An easy to use, ceramide-containing skincare routine: effectiveness and improvement of quality of life in elderly patients with xerosis. Ital J Dermatol Venerol. 2023 Dec; 158(6):429-436.  https://doi.org/10.23736/S2784-8671.23.07533-3

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.