Краснова Н.В.

БУ ЧР «Республиканский кожно-венерологический диспансер»;
ГАУ ЧР ДПО «Институт усовершенствования врачей»

Гималиева Г.Г.

БУ ЧР «Республиканский кожно-венерологический диспансер»;
ФГБОУ ВО «Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова»

Алексеева И.В.

БУ ЧР «Республиканский кожно-венерологический диспансер»;
ГАУ ЧР ДПО «Институт усовершенствования врачей»

Кольцова И.В.

ГАУ ЧР ДПО «Институт усовершенствования врачей»;
ФГБОУ ВО «Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова»;
ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет»

Гнойный гидраденит: клинический случай

Авторы:

Краснова Н.В., Гималиева Г.Г., Алексеева И.В., Кольцова И.В.

Подробнее об авторах

Прочитано: 1486 раз


Как цитировать:

Краснова Н.В., Гималиева Г.Г., Алексеева И.В., Кольцова И.В. Гнойный гидраденит: клинический случай. Клиническая дерматология и венерология. 2024;23(5):542‑545.
Krasnova NV, Gimalieva GG, Alekseeva IV, Koltsova IV. Hidradenitis suppurativa: a clinical case. Russian Journal of Clinical Dermatology and Venereology. 2024;23(5):542‑545. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/klinderma202423051542

Введение

Гнойный гидраденит (ГГ), известный также как инверсное акне или болезнь Вернея, представляет собой хроническое воспалительное заболевание волосяного фолликула, вызванное бактериальной инфекцией, протекающее с болезненными узлами, абсцессами и рецидивирующим течением [1—4]. Патогенез начинается с фолликулярной окклюзии, аналогично процессу, наблюдаемому при акне, и именно поэтому заболевание решено было переименовать в инверсное акне [3]. Несмотря на то что термин «гнойный гидраденит» не вполне верно передает суть заболевания, его широко применяют в медицинской практике. Считается, что нарушение окклюзии фолликулов возникает при разрыве волосистой оболочки и высвобождении ее содержимого вместе с бактериями в дерму, что вызывает хроническую воспалительную реакцию с образованием узлов, абсцессов, свищей и в последующем обезображивающих рубцов [1, 4—8]. Интересно, что первичные апокринные поражения, ранее рассматриваемые как основной признак заболевания, обнаружены только у ограниченного числа пациентов. Эти выводы подтверждаются результатами нескольких исследований и свидетельствуют о более сложной природе гидраденита, чем ранее предполагали [9, 10].

ГГ — заболевание, которое часто сопровождается другими вторичными патологиями, такими как ожирение, метаболический синдром, воспалительные заболевания кишечника, патологии сердечно-сосудистой системы [11, 12]. Исследования показывают, что существует тесная связь между развитием этого заболевания и такими факторами, как курение и избыточная масса тела [11]. Хотя курение и избыточная масса тела считаются факторами риска для ГГ, точная причина его возникновения неизвестна. Избыточная масса тела и ожирение — это болезни, что является важным фактором развития других кожных заболеваний. Необходимо иметь в виду, что ожирение прямо или косвенно запускает неблагоприятные процессы практически во всех системах и органах [11, 13]. Препаратом первой линии для лечения пациентов с избыточной массой тела и ожирением с сахарным диабетом 2-го типа является метформин. В результате улучшения гликемического контроля у пациентов концентрация инсулина в крови снижается, что, в свою очередь, может быть эффективным в лечении кожных заболеваний у пациентов с избыточной массой тела, включая ГГ [13].

ГГ относится к редким заболеваниям, оба пола страдают одинаково, хотя, по данным разных авторов [1, 10—12], у женщин заболевание регистрируется чаще. Распространенность гидраденита в мире варьирует от 0,5% до 6% [2, 14—16].

Постоянное истечение гнойного содержимого из воспалительных апокриновых желез приводит к значительному дискомфорту и ограничению движений для большинства пациентов [10, 12]. Сложные формы этого заболевания встречаются редко, но и легкие формы значительно ухудшают качество жизни пациентов [10].

Для оценки тяжести ГГ в клинической практике широко используется классификация Хёрли [2, 14]. Согласно этой классификации выделяются три стадии, основанные на наличии абсцессов, рубцевания и свищевых ходов. Понимание и применение этой классификации позволяет более точно определить стратегию лечения и прогноз у пациентов с данным заболеванием [14—16].

Лечение ГГ длительное, в зависимости от тяжести поражения включает как определенный образ жизни, медикаментозные методы, так и оперативное вмешательство. Препараты, направленные на борьбу с воспалением, могут применяться с успехом, но их безопасность и эффективность все еще подвергаются сомнению. Инновационные методы лечения, такие как лазерная терапия, находятся на стадии исследования [12—14].

Лекарственная терапия включает применение антибиотиков, таких как клиндамицин, рифампицин, тетрациклины, а также ацитретина, биологических препаратов и др. [1, 10]. Организация европейских экспертов рекомендует использование алгоритма лечения ГГ в соответствии с его тяжестью по шкале Хёрли. Изотретиноин не включен в указанные рекомендации из-за неоднозначных данных о его эффективности. Согласно данным литературы [10, 14], изотретиноин может быть эффективен у пациентов с ГГ на ранних стадиях заболевания, а именно у молодых пациентов, особенно у женщин, в анамнезе которых отмечена угревая болезнь и индекс массы тела (ИМТ) соответствует норме. В российских клинических рекомендациях «Вульгарные угри, акне» от 2020 г. изотретиноин включен в рекомендации по лечению инверсных акне, а также в проект клинических рекомендаций «Гнойный гидраденит». Согласно инструкции к препарату, изотретиноин применяют для лечения тяжелых (узловых) форм акне [15—17].

Лечение ГГ с помощью монотерапии антибиотиками широкого спектра неэффективно и не рекомендуется из-за медленного разрешения симптоматики и высокого риска рецидивов. Однако в некоторых случаях, когда воспаление продолжается длительно, можно применять системные антибиотики (клиндамицин, миноциклин) в течение короткого времени, а затем назначить системный изотретиноин. Этот метод лечения предпочтительнее для легких форм ГГ. В этом контексте, по мнению авторов [14, 17], изотретиноин Lidose (Акнекутан) предпочтителен благодаря лучшей биодоступности, меньшей дозировке и меньшему риску побочных эффектов, что обеспечивает стабильные результаты лечения.

Клинический случай

Пациентка С., 20 лет, обратилась с жалобами на болезненные высыпания в подмышечных, паховых и субмаммарной областях, сопровождающиеся незначительным зудом. Считает себя больной с момента, когда 3 года назад впервые заметила болезненные высыпания на коже в вышеуказанных областях без видимой мотивации. Лечилась амбулаторно у хирурга по месту жительства с предварительным диагнозом «пиодермия, распространенная форма». Из лечения получала наружно ихтиоловую мазь, мазь Вишневского, системно антибактериальные препараты — с временным положительным клиническим эффектом. Настоящее обострение в течение 2 мес. В связи с прогрессированием процесса в августе 2023 г. впервые обратилась в БУ «РКВД» МЗ ЧР за консультацией.

На момент обращения кожный процесс носил распространенный характер. На коже подмышечных областей, в пахово-бедренных складках и субмаммарной области с переходом на кожу живота множественные плотные болезненные шаровидные узлы диаметром 1—2,5 см, сливающиеся между собой; ходы с незначительным гнойным содержимым (рис. 1). На месте регрессированных элементов застойно-гиперемированные втянутые рубцы, чередующиеся с гипертрофическими рубцами, поствоспалительные пятна. Симптом вдавленного ногтя положительный. Кожные покровы вне очагов чистые, без высыпаний. Ногтевые пластинки кистей и стоп не изменены. Дермографизм красный, нестойкий.

Рис. 1. Пациентка С., 20 лет, до начала терапии.

Индивидуальный и семейный анамнез по акне отягощен по отцовой линии (у сестры, дедушки, прабабушки ГГ в анамнезе). Из соматической патологии: хронический гастродуоденит, ассоциированный с H. pylori; гастроэзофагальная рефлюксная болезнь. Недостаточность кардии и привратника. Признаки дуоденогастрального рефлюкса. Себорея волосистой части головы. Ожирение I степени (ИМТ 31,6 кг/м2).

Общий анализ крови: Hb 118,0 г/л (120,0—140,0 г/л), средняя концентрация Hb в эритроцитах 308 г/л (323—356 г/л), тр. 433∙109/л (179—408 ∙109/л), л. 13,4∙109/л (3,8—11,8∙109/л), н. 0,0098∙109/л (0,0019—0,0082∙109/л). Биохимический анализ крови: белок общий 83,0 г/л, АСЛО 756,6 МЕ/мл (0—200,0 МЕ/мл), C-реактивный белок 18,74 мг/л (0—5,00 мг/л), остальные показатели в пределах нормальных референсных значений.

На основании клинической картины, анамнеза заболевания, лабораторных показателей выставлен диагноз: ГГ, стадия Хёрли II. Амбулаторно проводили активную антибактериальную терапию системно препаратом тетрациклинового ряда — миноциклином и топическим антибактериальным раствором клиндамицина (зеркалин). После антибактериальной терапии перешли на терапию системным изотретиноином Lidose (Акнекутан) общей длительностью 8 мес с набором курсовой дозы 120 мг/кг.

На фоне лечения за 5 мес отмечена положительная динамика — новые очаги не появились. В подмышечных, бедренно-паховых и субмаммарной областях медленный регресс и эпителизация очагов ГГ (рис. 2), возможно, на фоне ожирения. Переносимость терапии изотретиноином (Акнекутан) хорошая, нежелательных явлений нет. Лечение изотретиноином продолжается до набора кумулятивной дозы. В дальнейшем пациентке с целью коррекции поствоспалительной пигментации и уменьшения выраженности гиперемии рубцов будет рекомендовано применение дерматопротективного геля (постакнетин) сроком на 3 мес, а также наблюдение у дерматовенеролога по месту жительства, консультация эндокринолога, гастроэнтеролога для лечения сопутствующей патологии.

Рис. 2. Пациентка С., 20 лет, на фоне терапии изотретиноином Lidose в суточной дозировке 0,6 мг/кг, курсовая доза еще не достигнута.

Заключение

Описанный клинический случай является наглядным примером хронического заболевания в молодом возрасте, длительности лечения и представляет интерес в связи его редкостью, отсутствием протоколов лечения.

Данный случай требует комплексного мультидисциплинарного подхода к диагностике, лечению гнойного гидраденита и сопутствующей патологии. Мы рекомендуем рассматривать изотретиноин как потенциальное лечение для пациентов с легким и умеренным гнойным гидраденитом.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Литература / References:

  1. Huang ChM, Kirchhof MG, A New Perspective on Isotretinoin Treatment of Hidradenitis Suppurativa: A Retrospective Chart Review of Patient Outcomes. Dermatology. 2017;233(2-3):120-125.  https://doi.org/10.1159/000477207
  2. Хобейш М.М., Шустов Д.В., Соколовский Е.В. Гидраденит суппуративный: современные представления о патогенезе, терапии и успешный опыт лечения адалимумабом. Вестник дерматологии и венерологии. 2017;5:70-81.  https://doi.org/10.25208/0042-4609-2017-93-5-70-81
  3. Plewig G, Steger M. Acne inversa (alias acne triad, acne tetrad or hidradenitis suppurativa). In: Acne and Related Disorders: International Symposium Proceedings, Marks R, Plewig G, eds. Taylor & Francis: London; 1990:345-357. 
  4. Attanoos RL, Appleton MA, Douglas-Jones AG. The pathogenesis of hidradenitis suppurativa: a closer look at apocrine and apoeccrine glands. Br J Dermatol. 1995;133:254-258. 
  5. Watson JD. Hidradenitis suppurativa – a clinical review. Br J Plast Chir. 1985;38:567-569. 
  6. Highet AS, Warren RE, Weekes AJ. Bacteriology and antibiotic treatment of perineal suppurative hidradenitis. Arch Dermatol. 1988;124:1047-1051.
  7. Ebling FJG. Apocrine glands in health and disorder. Int J Dermatol. 1989; 28:508-511. 
  8. Yu CC, Cook MG. Hidradenitis suppurativa: a disease of follicular epithelium, rather than apocrine glands. Br J Dermatol. 1990;122:763-769. 
  9. Jemec GB, Hansen U. The histology of hidradenitis suppurativa. J Am Acad Dermatol. 1996;34:994-999. 
  10. Buimer MG, Wobbes T, Wobbes T, Klinkenbijl JHG. Hidradenitis suppurativa. British Journal of Surgery. 2009;96(4):350-360.  https://doi.org/10.1002/bjs.6569
  11. Vekic DA, Cains GD. Hidradenitis suppurativa – Management, comorbidities and monitoring. Australian Journal for General Practitioners. 2017;46(8): 584-588.  https://www.racgp.org.au/afp/2017/august/hidradenitis-suppurativa-management-comorbidities
  12. William FD, Lynette J, Margesson MD. Hidradenitis Suppurativa. Dermatologic Clinics. 2010;28(4):779-793.  https://doi.org/10.1016/j.det.2010.07.003
  13. Wenczl E. Skin manifestations, treatment and rehabilitation in overweight and obesity. Orvosi Hetilap. 2009;150(37):1731-1738. https://doi.org/10.1556/oh.2009.28693
  14. Кохан М.М., Кениксфест Ю.В., Шайбакова Ю.Б., Полякова Н.В., Топычканова Е.П., Кащеева Я.В., Шефер А.Ю. Опыт терапии больных различными формами акне препаратом системного изотретиноина. Клиническая дерматология и венерология. 2014;2:91-99.  https://www.mediasphera.ru/issues/klinicheskaya-dermatologiya-i-venerologiya/2014/2/031997-28492014216
  15. Акне вульгарные. Клинический рекомендации. Общероссийская общественная организация «Российское общество дерматовенерологов и косметологов». Одобрено научно-практическим советом Минздрава России. 2020.
  16. Проект клинических рекомендаций. Гнойный гидраденит. РОДВК, 2023. Ссылка активна на 02.02.2024. https://www.cnikvi.ru/docs/clinic_recs/klinicheskie-rekomendatsii-2023-20240
  17. Инструкция по медицинскому применению препарата Акнекутан ЛСР-004782/09 от 10.05.2023.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.