Родина Ю.А.

АО «Институт пластической хирургии и косметологии»

Чайковская Е.А.

АО «Институт пластической хирургии и косметологии»

Стенько А.Г.

АО «Институт пластической хирургии и косметологии»

Трухачев М.М.

ООО «Авитон-Пресс»

Родин Е.Е.

ФГАОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова» Минздрава России

Клиническое исследование эффективности и профиля переносимости пациентами курса процедур биоревитализации

Авторы:

Родина Ю.А., Чайковская Е.А., Стенько А.Г., Трухачев М.М., Родин Е.Е.

Подробнее об авторах

Просмотров: 1082

Загрузок: 10


Как цитировать:

Родина Ю.А., Чайковская Е.А., Стенько А.Г., Трухачев М.М., Родин Е.Е. Клиническое исследование эффективности и профиля переносимости пациентами курса процедур биоревитализации. Клиническая дерматология и венерология. 2024;23(2):199‑205.
Rodina YuA, Chaikovskaya EA, Stenko AG, Trukhachev MM, Rodin EE. Clinical study of effectiveness and patients’ tolerability profile of biorevitalization procedures course. Russian Journal of Clinical Dermatology and Venereology. 2024;23(2):199‑205. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/klinderma202423021199

Рекомендуем статьи по данной теме:
Кон­сен­сус по при­ме­не­нию би­оре­ви­та­ли­за­ции в сос­та­ве мо­но- и ком­би­ни­ро­ван­ных про­то­ко­лов эс­те­ти­чес­кой кор­рек­ции. Кли­ни­чес­кая дер­ма­то­ло­гия и ве­не­ро­ло­гия. 2024;(5):601-610
Кли­ни­ко-эк­спе­ри­мен­таль­ное изу­че­ние эф­фек­тив­нос­ти и бе­зо­пас­нос­ти би­оре­ви­та­ли­за­ции пре­па­ра­том на ос­но­ве на­тив­ной ги­алу­ро­но­вой кис­ло­ты, мо­ди­фи­ци­ро­ван­ной тре­га­ло­зой, у па­ци­ен­ток с ме­лаз­мой. Кли­ни­чес­кая дер­ма­то­ло­гия и ве­не­ро­ло­гия. 2024;(5):612-618
Ис­сле­до­ва­ние вли­яния ап­па­рат­ных ме­то­дов на фи­зи­чес­кие свойства тка­не­вых на­пол­ни­те­лей на ос­но­ве ги­алу­ро­но­вой кис­ло­ты в эк­спе­ри­мен­те. Кли­ни­чес­кая дер­ма­то­ло­гия и ве­не­ро­ло­гия. 2025;(1):22-28
Оцен­ка эф­фек­тив­нос­ти пре­па­ра­та IAL-System ACP в кор­рек­ции воз­рас­тных из­ме­не­ний ко­жи пе­ри­ор­би­таль­ной об­лас­ти. Плас­ти­чес­кая хи­рур­гия и эс­те­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(3):36-42
При­ме­не­ние фил­ле­ров для ин­тим­ной кон­тур­ной плас­ти­ки в эс­те­ти­чес­кой ги­не­ко­ло­гии. Рос­сий­ский вес­тник аку­ше­ра-ги­не­ко­ло­га. 2024;(5):58-65
Оцен­ка эф­фек­тив­нос­ти ком­би­ни­ро­ван­но­го на­заль­но­го спрея, со­дер­жа­ще­го ги­алу­ро­но­вую кис­ло­ту и аль­фа-то­ко­фе­рол, в пос­ле­опе­ра­ци­он­ном пе­ри­оде пос­ле эн­до­на­заль­ных хи­рур­ги­чес­ких вме­ша­тельств. Рос­сий­ская ри­но­ло­гия. 2024;(4):283-295
Эк­спе­ри­мен­таль­ное мо­де­ли­ро­ва­ние, про­фи­лак­ти­ка и ле­че­ние эн­до­мет­ри­оз-ас­со­ци­иро­ван­но­го спа­еч­но­го про­цес­са на кле­точ­ной ли­нии NIH/3T3-фиб­роб­лас­тов с при­ме­не­ни­ем бов­ги­алу­ро­ни­да­зы азок­си­мер (in vitro). Проб­ле­мы реп­ро­дук­ции. 2024;(6):61-72
Фа­таль­ная нет­ром­бо­ти­чес­кая ле­гоч­ная эм­бо­лия при ауг­мен­та­ции по­ло­во­го чле­на инъек­ци­ями пре­па­ра­тов ги­алу­ро­но­вой кис­ло­ты. Су­деб­но-ме­ди­цин­ская эк­спер­ти­за. 2025;(1):59-62

Введение

Основной повод для обращения к косметологу пациентов старше 35 лет — жалобы на инволюционные изменения кожи. Как показали исследования, к признакам «постаревшего лица» относятся такие проявления, как морщины и складки, дряблость кожи, ее тусклый цвет, неравномерность пигментации, очаговое покраснение, деформация линии овала лица [1]. Неудовлетворенность своим внешним видом приводит к снижению самооценки, затруднениям в социализации, личной жизни, что в конечном счете может стать причиной развития эмоциональных тревожных расстройств и хронического стресса. Все это становится дополнительным триггером ускоренного старения кожи и лица в целом, формируя порочный круг.

С целью повышения качества кожи и улучшения внешнего вида проводятся различные неинвазивные и малоинвазивные косметологические процедуры, эффект от которых прямо или косвенно отражается на настроении и самооценке [2].

Процедуры биоревитализации препаратами на основе нативной высокомолекулярной гиалуроновой кислоты (ГК) давно стали фундаментальной опцией программ по омоложению кожи. Введенная внутрикожно ГК создает и поддерживает гидробаланс кожи, формируя условия для оптимизации метаболических процессов. Высокомолекулярная ГК оказывает противовоспалительное, антиоксидантное и иммуностабилизирующее действие, нивелируя эффекты хронического воспалительного процесса, характерного для фотоповрежденной кожи [3–5]. При ферментативной биодеградации высокомолекулярной ГК образуются фрагменты, обладающие функциями сигнальных молекул, за счет этого обеспечивается стимуляция фибробластов и иммунокомпетентных клеток кожи [6]. Эффективность биоревитализации кожи с использованием как монопрепаратов ГК, так и препаратов комплексного состава подтверждена рядом клинических исследований [7–10]. В состав ревитализирующих комплексов могут входить различные активные ингредиенты: антиоксиданты, витамины, аминокислоты, коферменты, минералы и другие биологически активные соединения для усиления выраженности и длительности полученного эффекта.

Одним из важнейших критериев эффективности косметологической коррекции является удовлетворенность пациентов проведенным лечением. Для этого обычно используются различные шкалы самооценки результатов. Оценка удовлетворенности пациентов эффектом биоревитализации кожи препаратами на основе нестабилизированной ГК в доступной литературе не представлена. Проведение оценки врачом и пациентами эффективности курса биоревитализации новым препаратом на основе ГК является актуальным.

Цель исследования — оценить врачом и пациентами эффективность проведенного лечения, длительность эффекта, а также переносимость курса процедур.

Материал и методы

Исследование выполнено на базе АО «Институт пластической хирургии и косметологии» (Москва).

В исследовании приняли участие 20 пациентов (18 женщин и 2 мужчин) в возрасте 35–65 лет, с I–III фототипом кожи и признаками возрастных изменений кожи лица, обусловленными хроностарением и фотоповреждением от умеренной до сильной степени выраженности. Все участники подписали добровольное информированное согласие. Критериями включения в исследование являлось наличие у участников признаков инволюционных изменений кожи лица и периорбитальной области, таких как снижение тонуса и тургора, наличие морщин и складок, очагов дисхромии. Данные жалобы служили основанием обращения пациентов к врачу с целью уменьшения их проявлений.

Участникам исследования проведен курс биоревитализации препаратом на основе нативной ГК и трегалозы техникой множественных внутрикожных микроинъекций [11].

Содержание гиалуроната натрия в изделии от 1 до 1,5%. Трегалоза представляет собой дисахарид, образованный α-1,1-гликозидной связью между двумя молекулами α-глюкозы. Относится к группе невосстанавливающих дисахаридов. В природе синтезируется и обнаруживается в составе водорослей, грибов, в том числе дрожжевых, лишайниках, в некоторых высших растениях, гемолимфе ряда червей и насекомых. В крови человека определяется экзогенная трегалоза, поступившая с продуктами питания.

Биологические свойства трегалозы включают защиту от стресса, в том числе при гипертермии, а также от окислительного стресса, стабилизацию и защиту белков и клеточных мембран при обезвоживании [12]. Введение трегалозы в состав косметического биоревитализанта на основе ГК предположительно способствует пролонгированию эффекта поддержания гидробаланса кожи, обеспечивает дополнительную комплексную защиту от окислительного стресса, оптимизирует процессы регенерации. С технологической точки зрения трегалоза защищает молекулы ГК от деградации в процессе стерилизации [13].

Порядок проведения процедуры

После очищения и дезинфекции кожи лица по согласованию с пациентом проводили аппликационную анестезию. По истечении времени экспозиции анестетика его удаляли, а кожу повторно обрабатывали антисептиком.

Инъекционную коррекцию периорбитальной области проводили с использованием препарата РЕВИ в объеме 1 мл, лица в целом — РЕВИ Стронг в объеме 2 мл.

Введение препарата РЕВИ в периорбитальную область осуществляли внутрикожно в технике плотно расположенных микропапул. На каждую периорбитальную зону в пределах костного края орбиты вводили не более 0,3 мл препарата, доза на точку введения 0,01 мл геля, оставшийся препарат инъецировали в лимфодренажной технике по ходу оттока лимфы. Введение препарата РЕВИ Стронг проводили внутрикожно в технике микроинъекций. Расстояние между точками введения геля 0,8–1 см, доза на точку введения 0,013 мл геля. В среднем получали 75 точек введения с каждой стороны лица, включая лоб. Препараты вводили в одинаковом объеме с каждой стороны лица.

Курс внутрикожных инъекций гелей РЕВИ включал 3 процедуры, которые проводили с интервалом 30±7 дней.

Методы оценки результата

После каждой процедуры в течение 30 мин проводили активный мониторинг немедленных нежелательных явлений (прогнозируемых и непрогнозируемых) и оценку их интенсивности по 4-балльной шкале (0 — отсутствуют, 1 — слабо выражены, 2 — умеренно выражены, 3 — значительно выражены).

Перед второй, третьей процедурой, а также на сроках 74, 90, 120 и 180 дней проводили опрос, полное обследование и фотографирование участников исследования, а также ретроспективный мониторинг нежелательных событий и явлений с оценкой их длительности и степени выраженности.

Оценку эффективности процедуры/проведенного лечения (удовлетворение результатом) оценивали как участники исследования, так и врач-исследователь по шкале GAIS (Global Aesthetic Improvement Scale), которая является общепринятым инструментом оценки различных медицинских изделий [14]. Оценка 1 балл соответствовала удовлетворительному результату, 2 балла — хорошему, 3 балла — отличному (0 баллов — отсутствие эффекта, ‒1 балл — ухудшение внешнего вида). Кроме того, оценивали сроки социализации пациентов после проведенной процедуры. На визите, следующем после проведения процедуры, участника просили оценить в часах/днях время, в течение которого его социальная активность была ограничена вследствие проведенной процедуры. Помимо этого, фиксировали и оценивали нежелательные события и явления. Срок наблюдения за пациентами составил 180 дней.

Методы статистической обработки

Статистический анализ выполняли с использованием программы Statictica 13.3 (StatSoft).

Ввиду небольшого объема выборки для внутригруппового сравнения показателей использовали методы непараметрической статистики. Сравнение показателей внутри группы выполнено с использованием критерия Вилкоксона. Для количественных показателей приведены следующие элементы описательной статистики: среднее арифметическое, стандартное отклонение, медиана, 25-й и 75-й процентили.

Статистически значимыми считали различия при p<0,05.

Этические аспекты исследования

При проведении данного исследования использовали этические принципы, изложенные в Хельсинкской декларации Всемирной медицинской ассоциации (принята на 18-й Ассамблее ВМА в Хельсинки в июне 1964 г., последняя редакция принята на 64-й Ассамблее в Форталезе в 2013 г.). Участие в данном научном исследовании являлось исключительно добровольным. Уязвимые категории населения участия в исследовании не принимали.

Результаты

После каждой процедуры и завершения курса, в том числе в процессе наблюдения отдаленного результата, оценивали общую удовлетворенность пациентов проведенным курсом лечения, что является важным показателем эффективности медицинского изделия.

Показатели общего удовлетворения результатами каждой процедуры и в целом курса лечения на протяжении всего времени активного наблюдения, по мнению врача и участников исследования, представлены на рис. 1.

Рис. 1. Оценка общего эстетического эффекта после проведения процедур и в течение времени наблюдения врачом и участниками исследования, баллы по шкале GAIS.

После завершения курса лечения оценка врача составила 2,80±0,41 балла (3; 3 и 3 балла — медиана; 25-й и 75-й процентили), участников — 2,35±0,67 балла (соответственно 2; 2 и 3 балла).

Распределение конкретных оценок врачом и участниками исследования в динамике представлено на рис. 2.

Рис. 2. Распределение оценок общей удовлетворенности эстетическим результатом в процессе лечения.

Как видно из диаграмм, уже после первой процедуры в 100% случаев врач и участники свидетельствовали о наличии позитивных изменений во внешнем виде. После завершения курса оценочный балл был равен 1 и больше у 100% участников по самооценке и мнению врача, при этом врач у 100% участников оценил результат на хорошо и отлично, так же оценили результат 95% участников.

Необходимо отметить высокую удовлетворенность достигнутым эффектом на протяжении всего времени наблюдения в течение 180 дней.

Немедленные нежелательные явления были прогнозируемыми: покраснение кожи и отек в области лица, кровоизлияния в местах инъекций. Частота и степень выраженности нежелательных воздействий представлены на рис. 3.

Рис. 3. Немедленные нежелательные явления после процедуры внутрикожных инъекций гелей РЕВИ.

Покраснение кожи и точечные кровоизлияния преимущественно слабой степени выраженности отмечены у большинства участников, отек наблюдали у 1 участника после первой процедуры.

Среди нежелательных явлений, выявленных при ретроспективном анализе, отмечены прогнозируемые покраснение кожи (редко), отек области лица (редко), а также видимые/пальпируемые папулы в периорбитальной зоне в местах инъекций (часто). Анализ степени выраженности по 4-балльной шкале и длительности нежелательных воздействий (эритема и отек — часы, кровоизлияния и папулы — дни) представлен на рис. 4.

Рис. 4. Нежелательные явления после процедур внутрикожных инъекций гелей РЕВИ.

Все проявления нежелательных явлений были слабой, редко — умеренной степени выраженности, после третьей процедуры покраснение кожи и отек не зафиксированы. Разрешались самопроизвольно в течение нескольких часов (покраснение и отек) или дней (кровоизлияния, папулы).

Случаев аллергических реакций, нарушений пигментации кожи, указанных среди возможных побочных эффектов в инструкции по применению, не зарегистрировано.

Непрогнозируемые нежелательные явления и нежелательные события на протяжении всего времени наблюдения не отмечены.

Важным показателем, формирующим приверженность пациента выбранному методу лечения, препарату и специалисту, является длительность периода ограничения социальной активности после проведенной процедуры. Срок социализации после первой процедуры составил 0,75±1,44 дня (0, 0 и 1 день — медиана); 25-й и 75-й процентили, после второй и третьей процедуры участники исследования не отмечали каких-либо ограничений социальной активности, за исключением одного случая.

Обсуждение

Морщины на коже лица являются одним из основных маркеров внешнего возраста и служат предметом жалоб пациентов, обратившихся к косметологу. Возможность эффективной коррекции морщин является важным показателем эффективности метода косметологической коррекции.

Как правило, методики, направленные на улучшение качества кожи, позволяют провести эффективную коррекцию тонких, поверхностных морщин.

В эстетической медицине при проведении клинических исследований активно используется показатель общего удовлетворения эстетическим результатом (GAIS). С его помощью оценивается не коррекция отдельных недостатков внешности, а результат в целом по сравнению с исходной картиной. В данном исследовании положительные изменения отмечены врачом и участниками уже после первой процедуры. После завершения курса по мнению врача у 80% участников достигнут отличный результат, у 20% — хороший. В течение 90–180 дней наблюдения хороший и отличный эффекты отмечены у большинства участников.

После завершения курса 95% участников указали на хороший и отличный результат. В течение 90–180 дней наблюдения эффект как хороший и отличный оценили 80–95% участников. Интересно отметить, что оценки участников выше, чем оценки врача после проведения первых двух процедур, а потом несколько ниже оценок врача. Это может быть связано с тем, что врач реально осознает границы возможности данной методики и, исходя из этого, оценивает результат. А у части участников после успеха первых двух процедур формируются завышенные ожидания, что не влияет на оценку результата.

Немедленные нежелательные явления были прогнозируемыми: покраснение кожи и отек в области лица, кровоизлияния в местах инъекций. Отек и покраснение кожи были слабой степени выраженности и разрешались самопроизвольно в течение нескольких часов. Кровоизлияния в местах инъекций предсказуемо разрешались в течение нескольких дней.

Отмечено также формирование видимых/пальпируемых папул в периорбитальной зоне, в местах введения препарата. Это не связано с реакцией кожи, а является проявлением депонирования микродоз препарата в коже. В течение нескольких дней (чаще 1–3 дня) папулы исчезают путем равномерного распределения препарата в тканях. Важно отметить, что после проведения второй и третьей процедур разрешение папул происходило быстрее.

Случаев аллергических реакций, нарушений пигментации кожи, указанных среди возможных побочных эффектов в инструкции по применению, не отмечено. Непрогнозируемые нежелательные воздействия и нежелательные события на протяжении всего времени наблюдения не зарегистрированы.

Несмотря на прогнозируемые нежелательные явления, которые в той или иной форме встречались после первой и второй процедур у 100% участников, после третьей — у 75%, 80% участников после проведения первой процедуры, 95% — после второй и 100% — после третьей отмечали, что проведенные процедуры не накладывают ограничения на повседневную социальную активность.

Заключение

В проведенном исследовании при оценке результатов курса процедуры биоревитализации кожи лица использовали показатель общего удовлетворения эстетическим результатом (GAIS). В соответствии с полученными данными, 100% участников исследования являются респондерами по основному критерию эффективности: после завершения курса процедур показатель общей удовлетворенности результатом (GAIS), по мнению врача-исследователя и участников исследования, должен составлять не менее 1 балла. При этом конечная точка была исходно отнесена к 90% участников.

По всем выбранным показателям эффект коррекции инволюционных изменений кожи лица сохранялся на протяжении 180 дней наблюдения от начала курса.

Наблюдаемые нежелательные явления по характеру, степени выраженности и продолжительности были прогнозируемыми. Непрогнозируемые нежелательные явления и нежелательные события на протяжении всего времени наблюдения не отмечены.

Таким образом, подтверждены высокая эффективность, длительность действия и безопасность геля биоревитализанта, содержащего нативную ГК и трегалозу.

Участие авторов:

Концепция и дизайн исследования — Е.А. Чайковская

Сбор и обработка материала — Ю.А. Родина, А.Г. Стенько

Статистическая обработка — Е.А. Чайковская

Написание текста — Е.А. Чайковская, Ю.А. Родина

Редактирование — А.Г. Стенько

Литературный обзор — М.М. Трухачев, Е.Е. Родин

Авторы заявляют об отсутствии конфликтов интересов.

Authors’ contributions:

The concept and design of the study: E.A. Chaikovskaya

Collecting and interpreting the data: Yu.A. Rodina, A.G. Stenko

Statistical analysis: E.A. Chaikovskaya

Drafting the manuscript: Yu.A. Rodina, E.A. Chaikovskaya

Revising the manuscript: A.G. Stenko

Literary review: M.M. Trukhachev, E.E. Rodin

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.