Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Сидоренко О.А.

ФГБОУ ВО «Ростовский государственный медицинский университет» Минздрава России

Опруженкова Е.П.

ФГБОУ ВО «Ростовский государственный медицинский университет» Минздрава России

Гребенников В.А.

ФГБОУ ВО «Ростовский государственный медицинский университет» Минздрава России

Анисимова Л.А.

ФГБОУ ВО «Ростовский государственный медицинский университет» Минздрава России

Гребенникова С.В.

ФГБОУ ВО «Ростовский государственный медицинский университет» Минздрава России

Оценка клинической эффективности применения средств лечебной косметики у детей с атопическим дерматитом

Авторы:

Сидоренко О.А., Опруженкова Е.П., Гребенников В.А., Анисимова Л.А., Гребенникова С.В.

Подробнее об авторах

Просмотров: 766

Загрузок: 22


Как цитировать:

Сидоренко О.А., Опруженкова Е.П., Гребенников В.А., Анисимова Л.А., Гребенникова С.В. Оценка клинической эффективности применения средств лечебной косметики у детей с атопическим дерматитом. Клиническая дерматология и венерология. 2020;19(5):678‑683.
Sidorenko OA, Opruzhenkova EP, Grebennikov VA, Anisimova LA, Grebennikova SV. Evaluation of the clinical effectiveness of various methods of applying medical cosmetics in children with atopic dermatitis. Russian Journal of Clinical Dermatology and Venereology. 2020;19(5):678‑683. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/klinderma202019051678

Рекомендуем статьи по данной теме:
Ле­че­ние ато­пи­чес­ко­го дер­ма­ти­та с уче­том оцен­ки со­дер­жа­ния ней­ро­ме­ди­ато­ров в кро­ви. Кли­ни­чес­кая дер­ма­то­ло­гия и ве­не­ро­ло­гия. 2024;(4):368-376
Мик­ро­би­ом ко­жи у де­тей с ато­пи­чес­ким дер­ма­ти­том: воз­мож­нос­ти пре­би­оти­чес­кой и про­би­оти­чес­кой кор­рек­ции. Кли­ни­чес­кая дер­ма­то­ло­гия и ве­не­ро­ло­гия. 2024;(4):429-436
Ксе­роз как ос­но­ва дер­ма­то­зов в по­жи­лом воз­рас­те. Кли­ни­чес­кая дер­ма­то­ло­гия и ве­не­ро­ло­гия. 2024;(5):592-596
Ди­на­ми­ка уров­ней суб­стан­ции Р и фи­лаг­гри­на на фо­не ле­че­ния ком­би­на­ци­ей эмо­лен­та и то­пи­чес­ко­го про­ти­во­зуд­но­го средства ато­пи­чес­ко­го дер­ма­ти­та у бе­ре­мен­ных. Кли­ни­чес­кая дер­ма­то­ло­гия и ве­не­ро­ло­гия. 2024;(6):662-666
Ато­пи­чес­кий дер­ма­тит и кож­ные ток­си­чес­кие ре­ак­ции: срав­ни­тель­ная ха­рак­те­рис­ти­ка, пси­хо­со­ма­ти­чес­кие ас­пек­ты и так­ти­ка ве­де­ния боль­ных. Кли­ни­чес­кая дер­ма­то­ло­гия и ве­не­ро­ло­гия. 2024;(6):744-752
Кор­рек­ция се­зон­ных проб­лем ко­жи. Кли­ни­чес­кая дер­ма­то­ло­гия и ве­не­ро­ло­гия. 2024;(6):777-780
Ин­фек­ци­он­ные фак­то­ры при ато­пи­чес­ком дер­ма­ти­те, фар­ма­цев­ти­чес­кие воз­мож­нос­ти (сис­те­ма­ти­чес­кий об­зор ли­те­ра­ту­ры). Кли­ни­чес­кая дер­ма­то­ло­гия и ве­не­ро­ло­гия. 2025;(1):7-15
Поиск ди­аг­нос­ти­чес­ких и прог­нос­ти­чес­ких би­омар­ке­ров им­му­но­вос­па­ли­тель­ных дер­ма­то­зов с по­мощью про­точ­ной ци­тоф­лу­ори­мет­рии. Кли­ни­чес­кая дер­ма­то­ло­гия и ве­не­ро­ло­гия. 2025;(2):170-177
Ва­ри­ан­ты нук­ле­отид­ной пос­ле­до­ва­тель­нос­ти в ге­нах IL4 и TNFa у па­ци­ен­тов с дер­ма­то­за­ми и ксе­ро­зом. Кли­ни­чес­кая дер­ма­то­ло­гия и ве­не­ро­ло­гия. 2025;(2):178-184

Хроническое рецидивирующее кожное заболевание — атопический дерматит (АД) встречается преимущественно в младенческом и детском возрасте, при этом существенны нарушения сложных взаимодействий между генами, приводящие к врожденным дефектам кожного барьера, иммунной системы, изменению иммунологических реакций на аллергены и микробные агенты [1].

Согласно данным Федерального статистического наблюдения, в 2018 г. в Российской Федерации заболеваемость АД среди детей в возрасте от 0 до 14 лет составила 774,4 случая на 100 тыс. соответсвующего населения, а распространенность — 1589,4 случая на 100 тыс. всего населения. Заболеваемость АД среди детей в возрасте от 15 до 17 лет в Российской Федерации составила 374,1 случая на 100 тыс. соответствующего населения, распространенность — 1134 случая на 100 тыс. соответствующего населения [2].

Одно из ключевых звеньев патогенеза АД обусловлено нарушением барьерной функции кожи вследствие подавления генов рогового конверта (филлагрина и лорикрина), снижения уровня церамидов, повышения уровня эндогенных протеаз, вследствие чего увеличивается трансэпидермальная потеря воды [3, 4].

Иммунное воспаление в коже обусловлено пре-имущественно реакциями, связанными с активацией Th2-лимфоцитов и избыточной пролиферацией интерлейкинов (ИЛ) 4, 5, 13. Выявление в очагах воспаления повышенного содержания ИЛ-12, ИЛ-18, участвующих в поддержании хронического воспаления, а также интерферона-γ и фактора некроза опухоли α свидетельствует о заинтересованности Th1 [5, 6].

Поскольку эпикутанная сенсибилизация при АД приводит к активации генетически детерминированных измененных иммунных реакций, нарушенный кожный барьер может влиять на аллергенную сенсибилизацию и на респираторную аллергию [1].

С учетом особенностей патогенеза и хронического течения АД требуется терапия, направленная на восстановление барьерной функции кожи и подавление воспаления [7]. Для осуществления эффективной и рациональной помощи детям, больным АД, все специалисты (дерматологи, аллергологи-иммунологи и педиатры) должны придерживаться единого взгляда на лечение этого дерматоза [8].

Активность терапевтического воздействия при АД адекватна тяжести заболевания. При легких и среднетяжелых формах АД у детей используются преимущественно средства наружной терапии без системных иммуносупрессивных препаратов [9]. Рекомендуются средства лечебной косметики, а также периодически при обострениях топические глюкокортикостероиды (ТГКС) [10]. Эмоленты используют на весь кожный покров из-за конституциональной сухости. Ключевым моментом постоянно проводимой базисной терапии является увлажнение, противовоспалительное лечение лишь в очагах поражения.

Наружные лекарственные средства предпочтительно наносить на предварительно увлажненную кожу [9].

Эффективность наружной терапии значительно повышается при применении влажных обертываний в течение 2 нед. Этот способ увеличивает эффективность использования ТГКС и уменьшает длительность их применения, повышает гидратацию кожи, оказывает охлаждающий и противозудный эффект, способствует ускорению эпителизации экскориаций, что прерывает сформированный зудо-расчесочный цикл [1, 11].

В качестве увлажняющего средства мы выбрали липидовосстанавливающий бальзам ксемоз. Он активно «успокаивает» кожу при помощи запатентованного комплекса хроноксин, оказывает тройной барьерный эффект благодаря входящим в его состав Церастеролу-2F, TLR2-Regul, модулирующему врожденный иммунитет, и термальной воде Урьяж. Обеспечивает выраженное увлажнение кожи за счет масел огуречника, зерен малины и витамина Е. Масла ши и иллипа создают на коже защитный слой, изолирующий от внешних воздействий, без окклюзии. Бальзам оказывает пролонгированное действие до 48 ч.

Цель исследования — оценить клиническую эффективность терапии АД (с учетом оценки по SCORAD и толщины кожи) у детей, получающих средства лечебной косметики разными способами.

Материал и методы

Наблюдали 30 детей с АД в возрасте от 6 мес до 10 лет (средний возраст 3,8±1,28 года), среди них 41% мальчиков и 59% девочек.

Критерии включения пациентов в исследование: возраст от 0 до 7 лет, субъективная непереносимость ранее применяемых средств лечебной косметики (жжение, покалывание, болезненность), отсутствие видимых признаков инфекции.

В зависимости от способа применения наружной терапии пациенты разделены на три группы по 10 человек: в 1-й группе больные получали ксемоз бальзам, во 2-й — ксемоз бальзам в сочетании с влажными обертываниями с физиологическим раствором, в 3-й — ксемоз бальзам в сочетании с влажными обертываниями термальной водой Урьяж.

До лечения, через 14 и 28 дней терапии определяли клиническое состояние пациентов всех групп: рассчитывали показатель по SCORAD (более 40 баллов — тяжелая степень АД, от 20 до 40 баллов — средняя, менее 20 баллов — легкая). Интенсивность зуда и нарушение сна оценивали согласно аналоговым шкалам от 0 до 10 баллов (отсутствие симптомов — 0 баллов, слабая выраженность — 1–3 балла, умеренная — 4–7 баллов, выраженная степень — 8–10 баллов) до лечения, через 14 и 28 дней терапии [12].

Для объективной оценки эффективности лечения определяли толщину кожи в области высыпаний до лечения и через 28 дней терапии методом УЗИ кожи ультразвуковым сканером DUB Cutis с датчиком 22 МГц TABERNA PRO MEDICUM, GmbH, Германия.

Статистический анализ результатов исследования проводили с помощью программы Statistica 10.0 (StatSoft Inc., США). Достоверность различий показателей оценивали с помощью параметрического t-критерия Стьюдента при нормальном законе распределения и непараметрического критерия Манна—Уитни. Критическим считали уровень значимости p=0,05.

Результаты и обсуждение

До лечения у всех пациентов наблюдалась средняя степень тяжести заболевания, оценка по SCORAD составила в среднем 38,0±1,5 балла.

Дебют заболевания в возрасте до 6 мес был у 50% пациентов, до 1 года — у 17%, старше 1 года — у 33%. Семейный анамнез отягощен у 58% больных. Сезонность обострения заболевания с ухудшением осенью, зимой отмечена у 33% пациентов.

Среди клинических форм АД экссудативная наблюдалась у 8% пациентов, эритематозно-сквамозная — у 67%, инфильтративная — у 25%. Распространенное поражение кожи было у 75% больных, ограниченное — у 25%.

Состояние пациентов в процессе лечения оценивали через 14 и 28 дней терапии.

Через 14 и 28 дней оценка по SCORAD снизилась: спустя 14 дней лечения в 1-й группе с 38,0±1,5 до 31,0±0,61 баллов, во 2-й — с 38,0±1,5 до 24,0±0,71 баллов, в 3-й — с 38,0±1,5 до 14,0±0,54 баллов, через 28 дней — соответственно до 18,0±0,73, 14,0±0,67, 6,0±0,52 баллов (p<0,01) (рис. 1).

Рис. 1. Оценка по SCORAD на фоне терапии, различия между группами достоверны при p<0,01.

Снижение оценки по SCORAD через 28 дней терапии в 1-й группе составило 48% (p<0,05), во 2-й — 61% (p<0,05), в 3-й — 82% (p<0,05) (рис. 2).

Рис. 2. Оценка по SCORAD на фоне терапии, е различия между группами достоверны при p<0,05.

При оценке динамики зуда и нарушений ночного сна на фоне проводимой терапии выявлено достоверное снижение интенсивности зуда и улучшение качества ночного сна во всех исследуемых группах. При этом добиться отсутствия зуда и полного восстановления ночного сна удалость у пациентов 3-й группы, получавших в качестве наружной терапии ксемоз бальзам в сочетании с влажными обертываниями термальной водой Урьяж (рис. 3, 4).

Рис. 3. Динамика интенсивности зуда на фоне терапии, различия между группами достоверны при p<0,01.

Рис. 4. Оценка качества ночного сна на фоне проводимой терапии; различия между группами достоверны при p<0,01.

Для объективной оценки эффективности терапии измеряли толщину кожи в области сгибательной поверхности локтевых, коленных суставов и щек до лечения и через 28 дней терапии методом УЗИ. Толщина кожи и ее слоев у детей до лечения была достоверно больше на всех исследуемых участках (p<0,01) (рис. 5–7), наблюдалось утолщение кожи за счет эпидермиса и дермы.

Рис. 5. Толщина кожи (в мм) на фоне терапии АД у пациентов 1-й группы, измерение толщины кожи проводилось в области сгибательной поверхности локтевых, коленных суставов, щек; различие между группами достоверно при p<0,01.

Рис. 6. Толщина кожи (в мм) на фоне терапии АД у пациентов 2-й группы, измерение толщины кожи проводилось в области сгибательной поверхности локтевых, коленных суставов, щек; различие между группами достоверно при p<0,01.

Рис. 7. Толщина кожи (в мм) на фоне терапии АД у пациентов 3-й группы, измерение толщины кожи проводилось в области сгибательной поверхности локтевых, коленных суставов, щек; различие между группами достоверно при p<0,01.

До начала терапии толщина кожи в области локтевых сгибов составляла 1,25±0,12 мм, в области подколенных ямок — 1,33±0,17 мм, в области щек — 1,35±0,15 мм. Через 28 дней лечения отмечено достоверное уменьшение толщины кожи в исследуемых зонах у пациентов всех групп (p<0,01) (см. рис. 5–7).

Толщина кожи в области локтевого сустава в 1-й группе уменьшилась на 21,6%, во 2-й — на 22,4%, в 3-й — на 33,6%, в области коленного сустава — соответственно на 11,3, 12,5, 28,6%, в области щек — на 6, 15, 27,6%.

Таким образом, толщина кожи больше всего уменьшилась у пациентов 3-й группы, получавших ксемоз бальзам в сочетании с влажными обертываниями термальной водой Урьяж.

Заключение

В результате исследования показана выраженная клиническая эффективность: снижение оценки по SCORAD, уменьшение толщины кожи и выраженности зуда, улучшение качества сна у пациентов, при наружной терапии которых был использован бальзам ксемоз в сочетании с влажными обертываниями термальной водой Урьяж.

Высокая безопасность и клиническая эффективность бальзама ксемоз и термальной воды Урьяж позволяют рекомендовать их в комплексной терапии АД. Переносимость использованных наружных средств составила 100%.

Использование эмолента в сочетании с гидротерапией способствует восстановлению и сохранению барьера рогового слоя, что может снизить потребность в применении местных ТГКС.

Участие авторов:

Сбор и обработка материала — Сидоренко О.А, Анисимова Л.А., Опруженкова Е.П.

Статистическая обработка — Опруженкова Е.П.

Написание текста — Сидоренко О.А., Опруженкова Е.П., Гребенникова С.В.

Концепция и дизайн исследования — Сидоренко О.А., Опруженкова Е.П.

Редактирование — Сидоренко О.А., Гребенников В.А.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.