Урюпина Е.Л.

НПО «Центр трихологии и онихологии», Екатеринбург, Россия, 620014

Особенности диагностики и лечения диффузной алопеции

Авторы:

Урюпина Е.Л.

Подробнее об авторах

Просмотров: 18949

Загрузок: 486


Как цитировать:

Урюпина Е.Л. Особенности диагностики и лечения диффузной алопеции. Клиническая дерматология и венерология. 2017;16(3):41‑45.
Urupina EL. Features of the diagnosis and treatment of diffuse alopecia. Russian Journal of Clinical Dermatology and Venereology. 2017;16(3):41‑45. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/klinderma201716341-45

Рекомендуем статьи по данной теме:
Трав­ма­ти­чес­кие пов­реж­де­ния ди­аф­раг­мы у де­тей. Хи­рур­гия. Жур­нал им. Н.И. Пи­ро­го­ва. 2024;(4):64-68
Пер­спек­тив­ные под­хо­ды к па­то­ге­не­ти­чес­кой те­ра­пии бо­ко­во­го ами­от­ро­фи­чес­ко­го скле­ро­за. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2024;(4):13-21
Дол­гос­роч­ный ка­там­нез взрос­лых па­ци­ен­тов с эпи­леп­си­ей с эпи­леп­ти­чес­ким ста­ту­сом или се­рий­ны­ми прис­ту­па­ми. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2024;(4):63-68
Эф­фек­тив­ность и бе­зо­пас­ность хо­ли­на аль­фос­це­ра­та в пре­вен­тив­ной те­ра­пии де­мен­ции у по­жи­лых па­ци­ен­тов с син­дро­мом мяг­ко­го ког­ни­тив­но­го сни­же­ния: ре­зуль­та­ты трех­лет­не­го прос­пек­тив­но­го срав­ни­тель­но­го ис­сле­до­ва­ния. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Спец­вы­пус­ки. 2024;(4-2):92-99
При­ме­не­ние сис­тем­ных глю­ко­кор­ти­ко­идов у гос­пи­та­ли­зи­ро­ван­ных па­ци­ен­тов с COVID-19. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(5):75-80
Наш опыт ле­че­ния врож­ден­ных на­заль­ных сре­дин­ных ге­те­ро­то­пий у де­тей и об­зор так­тик ле­че­ния. Вес­тник ото­ри­но­ла­рин­го­ло­гии. 2024;(2):28-32
Кли­ни­ко-ана­то­ми­чес­кое обос­но­ва­ние эф­фек­тив­нос­ти ле­че­ния флег­мон дна по­лос­ти рта и глу­бо­ких клет­ча­точ­ных прос­транств шеи, ос­лож­нен­ных сеп­си­сом. Опе­ра­тив­ная хи­рур­гия и кли­ни­чес­кая ана­то­мия (Пи­ро­гов­ский на­уч­ный жур­нал). 2024;(2):19-25
Ви­та­ми­ны груп­пы B и за­бо­ле­ва­ния пе­ри­фе­ри­чес­кой нер­вной сис­те­мы. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2024;(5):75-82
Ас­те­ния у мо­ло­дых па­ци­ен­тов и воз­мож­нос­ти ее кор­рек­ции. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2024;(5):133-137
Опыт при­ме­не­ния рис­дип­ла­ма при се­мей­ном слу­чае спи­наль­ной мы­шеч­ной ат­ро­фии 5q у па­ци­ен­тов с го­мо­зи­гот­ной де­ле­ци­ей ге­на SMN1 и оди­на­ко­вым ко­ли­чес­твом ко­пий ге­на SMN2. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2024;(5):138-141

Диффузная алопеция является часто встречающейся патологией волос, с которой сталкиваются дерматологи и косметологи. По данным некоторых авторов, из всех видов алопеций около 40% составляет андрогенная алопеция, 30% — гнездная, 20% — телогеновое выпадение волос, 10% — рубцовые алопеции, трихотилломания, дистрофии стержня волоса.

Причины этого заболевания полностью не выяснены, поскольку происходящие изменения весьма неоднородны в этиологическом, патогенетическом и гистологическом планах.

В последнее время большое значение уделяется дисбалансу микроэлементов как одной из причин, влияющих на выпадение волос. Однако данные, полученные разными авторами, изучившими содержание микроэлементов в волосах, противоречивы, Кроме того, не всегда было проведено сравнение со здоровыми лицами. В этой связи есть необходимость дальнейших исследований в этой области и поиск эффективных методов лечения диффузной алопеции.

Предлагаем к рассмотрению описание наблюдения пациента с диагнозом «диффузная алопеция» и разбор результатов трихологических исследований и лечения.

Пациент А., 20 лет. Обратился с жалобами на выпадение и поредение волос. Связывает процесс с переездом в другой город, обучением в вузе и необходимостью одновременно работать; с нарушением режима труда, отдыха и питания. Отмечает повышенную сальность волос и кожи волосистой части головы и обусловленную этим необходимость в ежедневном мытье. К врачу не обращался. Самостоятельно не лечился. Наследственность не отягощена. Кожной патологии в анамнезе нет. Лекарственные средства не принимает. Соматическую патологию отрицает. Отмечает нарушения в пищевом режиме: нерегулярный прием пищи, отсутствие в рационе свежей зелени, овощей и фруктов.

Status localis: при осмотре изменений на коже не выявлено, отмечается поредение волос в лобно-теменной и височно-теменной областях кожи волосистой части головы. Волосы эпилируются легко и безболезненно. При проведении тракционной пробы в руках остается до 15 волос.

При проведении исследований с помощью программы TrichoScienceProV1.1 у пациента были обнаружены следующие признаки диффузной алопеции: новые волосы, взамен выпавших, растут такой же толщины (в отличии от андрогенной алопеции) (рис. 1), при которой новые растущие волосы — тонкие, веллусные. Разнокалиберность волос отсутствует (один из признаков диффузной алопеции). Жирный блеск визуализируется по всей поверхности кожи волосистой части головы (рис. 2).

Рис.1. Пациент А., 20 лет, с диффузной алопецией. При трихоскопии волосы одинаковой толщины. Ув. 200.

Рис. 2. Пациент А., 20 лет, с диффузной алопецией. При трихоскопии отмечен жирный блеск кожи волосистой части головы. Ув. 200.

Плотность волос значительно ниже нормы и в теменной области. Диаметр волос — в норме (рис. 3, 4).

Рис. 3. Пациент А., 20 лет, с диффузной алопецией. При трихоскопии плотность волос в теменной области ниже нормы. Ув. 60.

Рис. 4. Пациент А., 20 лет, с диффузной алопецией. При трихоскопии диаметр волос в теменной области в норме. Ув. 60.

При эпилюминесцентной видеодермоскопии отчетливо виден характер сосудов кожи волосистой части головы. При просмотре была использована тангенциально развернутая камера видеоскопа. В здоровой коже отмечались три васкулярных (межфолликулярных) признака: простые красные петли, скрученные красные петли, разветвляющиеся красные линии (рис. 5, 6, 7).

Рис. 5. Простые красные петли сосудов. Трихоскопия. Ув. 200.

Рис. 6. Скрученные красные петли сосудов. Трихоскопия. Ув. 200.

Рис. 7. Разветвляющиеся красные линии. Трихоскопия. Ув. 200.

У данного пациента были обнаружены признаки нарушения микрогемодинамики кожи волосистой части головы (рис. 8).

Рис. 8. Пациент А., 20 лет, с диффузной алопецией. При трихоскопии не видны петли кровеносных сосудов. Ув. 200.

Кроме того, у пациента А. были выявлены зоны перифолликулярного воспаления: светло-коричневые пятна в области фолликулярных юнитов (рис. 9). Это свидетельствует об остром течении патологического процесса.

Рис. 9. Пациент А., 20 лет, с диффузной алопецией. При трихоскопии зоны перифолликулярного воспаления. Ув. 200.

При проведении трихограммы установлено большое количество (50%) волос с луковицами в стадии телогена, при норме не более 10%, что свидетельствует о телогеновой алопеции.

Пациенту проведено дополнительное обследование с использованием валидизированных психотерапевтических тестов. Анализ результатов тестирования показал, что пациент по Торонтскому алекситимическому тесту относится к нормальном типу личности и по шкале Цунга находится в состоянии легкой депрессии.

В результате исследования минерального профиля волос пациента установлен избыток токсичных микроэлементов: алюминия (Al), берилия (Be), бария (Ba), и недостаток жизненно-необходимых макроэлементов: кальция (Ca) и магния (Mg).

Клинический диагноз: телогенное выпадение волос (L65.0).

Пациенту была рекомендована консультация психотерапевта, по результатам которой для снижения уровня тревоги назначен препарат на основе аминофенилмасляной кислоты из группы ноотропных средств: по 1 таблетке 3 раза в день после еды в течение 3 мес. Проведена терапия препаратом группы энтеросорбентов на основе лигнина гидролизного и лактулозы (по 2 таблетки 3 раза в день в течение 1 мес) и препаратом на основе кремния диоксида коллоидного (по 1 чайной ложке 3 раза в день в течение 1 мес). Проведено лечение препаратом, относящимся к группе витаминов и витаминоподобных средств, содержащим витамины группы В (В1, В5, В6), парааминобензойную кислоту, микроэлементы (железо, цинк, медь), L-цистин, метионин, медицинские дрожжи, экстракты растений, кремния диоксид (компоненты препарата способствуют нормализации метаболических процессов), показанным при заболеваниях, сопровождающихся нарушением структуры волос и их выпадением: по 2 капсулы 3 раза в день во время еды в течение 1 мес, затем по 1 капсуле 3 раза в день в течение 3 мес. С целью восполнения недостатка магния назначен магнийсодержащий препарат по 1 таблетке 3 раза в день курсом 3 мес. С целью восполнения дефицита кальция назначен кальцийсодержащий препарат по 1 таблетке 3 раза в день в течение 3 мес. Также применялось комплексное запатентованное лечение (патент РФ № 2248211/03−2005) с применением серосодержащего препарата, вводимого подкожно, по 2,2 мл 1 раз в неделю, в проблемные области кожи волосистой части головы (всего 10 сеансов), в дальнейшем наружно наносилась маска из серы очищенной и дистиллированной воды (в соотношении 4:1) 1 раз в неделю (всего 10 сеансов) с целью снижения гиперпродукции кожного сала. Время экспозиции — 4 ч. Значительное сокращение зоны поредения наступило через 6 мес лечения (рис. 10).

Рис. 10. Пациент А., 20 лет, с диффузной алопецией. а — до лечения, б — через 6 мес после лечения.

Таким образом, большое значение в выборе лечения имеет правильная и своевременная диагностика с использованием современных методов (диагностических компьютерных программ, трихограммы, валидизированных тестов, исследование минерального профиля волос), что позволяет дифференцировать тип и характер выпадения волос и назначить адекватное эффективное лечение.

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.