Угревая болезнь (УБ; син.: вульгарные угри, акне) — хроническое рецидивирующе воспалительное заболевание сально-волосяных фолликулов с генетической предрасположенностью к ее возникновению и обязательным сопровождением сопутствующей патологии [1—5].
В последние годы четко установлено патогенетическое значение в развитии УБ совокупности генетических и экзогенных факторов, включающих гиперандрогению, фолликуллярный гиперкератоз, гиперсекрецию кожного сала и колонизацию кожи и сально-волосяных фолликулов (СВФ) Propionibacterium acnes [1, 6, 7]. Показано, что возможным инициатором ретенционного гиперкератоза выводного протока СВФ при микрокомедонах может быть IL-α [7, 8]. Избыток P. acnes индуцирует фолликуллярный гиперкератоз, гиперпродукцию кожного сала и воспалительную реакцию с секрецией провоспалительных цитокинов и активацией врожденного иммунитета. Эти факторы приводят к активации специфического в отношении P. acnes адаптивного иммунного ответа. С другой стороны, независимый иммунитет против P. acnes опосредуется андрогенами и нейрогенными активаторами — цитокинами, вызывающими формирование высыпаний У.Б. Гистоморфологически и иммуногистохимически подтверждено наличие воспалительного процесса при комедональных формах УБ, клинически являющихся невоспалительными [9].
Показано, что антимикробная защита кожи обеспечивается Т-лимфоцитами, а также мигрирующими из крови в кожу нейтрофилами, эозинофилами, базофилами и медиаторами воспаления, выделяемыми тучными клетками, которые регулируют проницаемость сосудистой стенки и активность фагоцитирующих и лимфоидных клеток [10—12].
Установлено, что замедленное разрешение воспалительных высыпаний при УБ обусловлено широкими возможностями P. acnes, стимулирующих выработку антител, гистаминоподобных вазоактивных пептидов, а также их резистентностью к нейтрофильному и моноцитарному фагоцитозу [11, 13]. Показано, что воспалительный процесс у пациентов с акне поддерживается полинуклеарными нейтрофилами, продуцирующими большое количество свободных радикалов, простагландинами, лейкотриеном В4 и комплементом [1, 14].
В сообщениях исследователей указывается на важную роль нового семейства мембранных рецепторов — TLR (toll-like receptor, рецепторы, «сигнализирующие о появлении чужеродного»), которые располагаются на мембранах макрофагов, нейтрофилов, дендритных клеток, В-лимфоцитов и участвуют в патогенезе угревой болезни [5, 15, 16]. Выявлено также, что при УБ антигены клеточной стенки P. acnes активируют систему комплемента и обеспечивают миграцию свободных радикалов, нейтрофилов, макрофагов в зону СВФ, в которой начинается продукция протеолитических ферментов, IL-1α, IL-1β и IL-8, TNF-γ, вызывающих дальнейшее развитие воспаления и выход содержимого железы в дерму, провоцируя «запуск» каскада механизмов заболевания [6, 14, 17, 18].
Однако приведенные данные о роли клеточного и гуморального иммунитета и цитокиновой активности при УБ являются разрозненными, а нередко противоречивыми. Вместе с тем уточнение этих аспектов позволит оптимизировать комплексное лечение профильных пациентов, в частности с использованием широкого спектра механизмов действия низкоинтенсивной лазерной и фотодинамической терапии [6, 19]. Это и определило цель собственных исследований.
Цель — охарактеризовать ряд иммуноцитокинетических аспектов УБ, патогенетически важных для оптимизации терапии пациентов.
Материал и методы
Под клиническим наблюдением в период 2006—2014 гг. находились 276 больных (86 (31,1%) мужчин и 190 (68,9%) женщин в возрасте от 16 до 44 лет с различными формами У.Б. Самую многочисленную группу составили пациенты с продолжительностью заболевания от 1 года до 5 лет — 157 (56,9%). Большинство больных (n=126, 45,6%) имели тяжелые проявления У.Б. Все наблюдаемые больные подписали информированное согласие на проведение обследования.
Изучение динамики клинических показателей и параклинических параметров проводили по схеме разработанного индивидуального протокола клинических и лабораторных методов исследования (стандартных и специальных параметров) с учетом пола, возраста, начала и длительности заболевания, а также характера его течения.
Специальные параклинические исследования
В ходе исследования у участников были определены концентрации цитокинов (IL-1α, IL-2, IL4, IL-6, IL-8, IL-10, TNF-α, INF-γ и VEGF) в сыворотке крови методом твердофазного иммуноферментного анализа с помощью стандартных наборов BIOSOURCE INTERNATIONAL, Inc. hIL-1−10 kit, Inc. INF-γ kit; Inc. TNF-α kit, Inc. hVEGF kit в диапозоне детектеруемых концентраций от 1 до 13 пкг/мл и при помощи тест-системы Bio-Plex Pro Human Cytokine 8-plex Assay производства «BenderMedSystems» (Австрия).
Результаты и обсуждение
Важными патогенетическими факторами патологического процесса при УБ являются показатели клеточного и гуморального иммунитета, системы комплемента и факторов цитокинетического статуса. Данные параметров клеточного иммунитета у больных УБ различными степенями тяжести представлены на рис. 1.
Анализ параметров клеточного иммунитета у больных УБ показал, что при всех степенях тяжести УБ имеется тенденция к повышению содержания нейтрофилов, лимфоцитов, а при тяжелой форме — в сочетании с тенденцией к повышению лейкоцитов и снижению лимфоцитов, развивающихся вследствие затяжного абсцедирующего течения У.Б. Уровни Т-хелперов (CD3+CD4+) при легком и среднетяжелом течении были в пределах нормы (43,2±3,9%), а при тяжелой форме УБ — достоверно снижены (36,1±5,1%; p<0,05). Отмечали достоверное повышение концентрации CD95+ лимфоцитов при легкой и среднетяжелой степенях УБ и достоверное снижение содержания CD95+ лимфоцитов при тяжелой. Также было обнаружено достоверное снижение иммунорегуляторного индекса (CD4/CD8) у больных с тяжелой формой УБ (1,4±0,4; p<0,05). Динамика показателей гуморального иммунитета представлена на рис. 2.
Как видно из данных на рис. 2, у больных УБ всеми формами течения до лечения В-лимфоциты (CD19+) и секретируемые ими иммуноглобулины IgA, IgM и IgG соответствовали показателям нормы. При этом было выявлено достоверное снижение больших циркулирующих иммунных комплексов (ЦИК) как при легкой и среднетяжелой, так и при тяжелой форме УБ; средние ЦИК соответствовали показателям нормы, а малые ЦИК оказались достоверно повышенными при всех степенях тяжести УБ соответственно, обеспечивая поддержание асептического воспаления.
Показатели цитокинетического статуса в зависимости от степени тяжести УБ представлены на рис. 3 и 4.
Как видно на рис. 3, содержание IL-1α в сыворотке крови больных УБ при легкой и среднетяжелой степени имели тенденцию к повышению, тогда как при тяжелой степени уровень IL-1α в сыворотке крови достоверно повышался. При этом его показатели превышали контрольные значения более чем в 3 раза. Следует подчеркнуть, что такие изменения прямо и высоко достоверно коррелируют со степенью тяжести УБ и клинически диагностируемыми симптомами тяжелого кожного воспалительного процесса (r= +0,88).
В данном аспекте подтверждает такой вывод кинетика IL-2. Как следует из данных рис. 3, содержание IL-2 в сыворотке крови больных УБ до лечения также было достоверно повышено при всех степенях тяжести, более значимо при легкой и средней степени тяжести, чем при тяжелой. Этот факт обусловлен максимальной функциональной активностью IL-2 на ранних этапах воспалительного процесса и менее выраженном повышении при хроническом воспалении.
Содержание IL-4 в сыворотке крови больных УБ при всех степенях тяжести было достоверно понижено, что свидетельствует об угнетении противовоспалительной системы цитокинов при УБ.
Как видно на рис. 4, содержание цитокина IL-10 в сыворотке крови больных УБ при всех степенях тяжести до лечения достоверно повышалось, что свидетельствует о пролонгированной активации противовоспалительной системы, недостаточной для регресса клинических симптомов УБ.
Содержание VEGF в сыворотке крови до лечения было достоверно повышено у всех наблюдаемых больных УБ при всех степенях тяжести по сравнению с контрольными значениями.
Таким образом, полученные данные об избыточной секреции компонентов провоспалительной цитокиновой системы (IL-1α, IL-2 и маркера репарации VEGF) на фоне сниженных показателей противовоспалительных медиаторов (IL-4, IL-10) свидетельствуют об активации воспалительной реакции и недостаточной функциональной противовоспалительной активности иммунной системы. Клинически эти изменения коррелируют (r=+0,89) с персистирующим торпидным течением УБ.
Выводы
1. Проведенный анализ динамики показателей клеточного иммунитета выявил у всех больных УБ наличие выраженного иммунодефицита, который обусловливает развитие вторичной недостаточности преимущественно в Т-клеточном звене системы, проявляющейся на фоне достоверных изменений уровней больших и малых ЦИК, что в целом указывает на дисбаланс в гуморальном звене иммунитета и лежит в основе затяжного и рецидивирующего характера УБ.
2. Полученные данные об избыточной секреции компонентов провоспалительной цитокиновой системы (IL-1α, IL-2 и маркера репарации VEGF) на фоне сниженных показателей противовоспалительных медиаторов (IL-4, IL-10) свидетельствуют об активации воспалительной реакции и недостаточной функциональной противовоспалительной активности иммунной системы.
3. Можно констатировать, что УБ является моделью иммунодефицитарного хронического воспалительного дерматоза с активацией врожденного иммунитета с последующим включением приобретенного Т-клеточного опосредованного иммунного ответа, который компенсаторно обеспечивает защиту больного организма.
4. Полученные данные об иммуноцитокинетических маркерах патогенеза УБ являются основанием для разработки и внедрения корригирующих технологий с универсальным механизмом действия, среди которых лидирующее место занимает комбинированная низкоинтенсивная лазерная и фотодинамическая терапия.
Конфликт интересов отсутствует.