В общей структуре детской дерматологической патологии аллергические дерматозы составляют 20% и представлены преимущественно истинной неатопической, дисгидротической экземой, атопическим дерматитом, строфулюсом, нейродермитом. Рост заболеваемости этими дерматозами, раннее начало, полиморфизм клинических проявлений, упорное рецидивирующее течение, учащение тяжелых, инвалидизирующих форм, резистентность к общепринятой терапии, непереносимость больными многих медикаментов приводят к тому, что проблема разработки новых методов лечения аллергической патологии кожи становится весьма актуальной.
Мультифакториальная концепция патогенеза аллергических заболеваний кожи и обнаруживаемые при исследовании разных органов и систем нарушения служат обоснованием проведения при лечении больных широкого спектра терапевтических мероприятий. Ведение больного заключается в подборе адекватной комбинации базисной и вспомогательной терапии. Основное лечение включает антигистаминные препараты, десенсибилизирующие, мембраностабилизирующие средства. К симптоматической терапии следует отнести использование антибиотиков, ферментов, гепатопротекторов, иммуномодуляторов. Однако главной мишенью терапии является кожа. Именно здесь происходят значительные изменения: нарушение процессов кератинизации, гиперплазия рогового слоя, нарушается макро- и микроциркуляция, работа сальных и потовых желез, снижение содержания компонентов естественного увлажняющего фактора и протеолиз ферментов, необходимых для синтеза эпидермальных липидов, отмечается отложение иммунных комплексов. Все эти факторы ведут к усилению трансэпидермальной потери воды, нарушению барьерной функции кожи и развитию ксероза – одному из основных симптомов аллергодерматозов.
В современных рекомендациях по ведению больных с аллергодерматозами внимание сфокусировано на трех направлениях, эффективность которых неоднократно доказана, – наружной противовоспалительной терапии, лечебно-косметическом уходе за кожей, устранении причинных факторов, вызывающих воспаление.
В настоящее время стандартом терапии аллергодерматозов является эпизодическое применение топических кортикостероидов, обладающих универсальным противоаллергическим действием, снижающим высвобождение медиаторов аллергического воспаления, миграцию клеток в зону поражения, пролиферацию иммунокомпетентных клеток в коже. Такой терапевтический механизм приводит к быстрому регрессу симптомов заболевания. В то же время в практическом плане остается опасность формирования местных нежелательных явлений и осложнений при длительном и бесконтрольном использовании топических стероидов, риск которых значительно возрастает при использовании у детей.
Патогенетически обоснованным является использование средств, направленных на коррекцию нарушений эпидермального барьера, для чего используют современные эмоленты – смягчающие и увлажняющие средства. Расширение арсенала топических средств и возможностей их использования с учетом стадии заболевания остается одной из приоритетных проблем терапии аллергической патологии кожи. В связи с этим значительный интерес представляет использование новой гаммы средств лечебной косметики Айсида в терапии дерматозов.
Целью работы явилось изучение эффективности применения средств лечебной косметики Айсида в комплексном лечении аллергодерматозов у детей.
Действующее вещество лечебной косметики Айсида — антисептик стимулятор Дорогова (АСД), созданный в 1948 г. Он представляет собой продукт сухой возгонки сырья животного происхождения и содержащихся в нем органических веществ (белков, жиров, углеводов, нуклеиновых кислот) до низкомолекулярных компонентов, которые по своей структуре сродни клеткам живого организма. Лечебный компонент АСД заключен в липосомальную форму, которая обеспечивает целенаправленный транспорт действующего вещества в глубокие слои кожи, межклеточное пространство и через клеточные мембраны. АСД стимулирует синтез собственного коллагена и эластина и репарацию клеток кожи. В состав Айсиды входят следующие ингредиенты: глицерин, оливковое масло, эфирное масло лаванды, коэнзим Q10, вода особо высокой очистки с ионами серебра в различных пропорциях и концентрациях. Действующие компоненты косметики Айсида обладают следующими механизмами действия:
— снижают уровень чувствительности рецепторов клеток к IgE;
— подавляют чрезмерную выработку IgE, усиливают связывание гистамина и серотонина;
— активируют действие гистаминазы;
— подавляют синтез провоспалительных цитокинов (интерлейкинов 1, 6 и 8, фактора некроза опухоли-α);
— подавляют синтез циклооксигеназы 2-го типа и ПГ;
— повреждают клеточные стенки микроорганизмов и нарушают синтез их внутриклеточного белка;
— подавляют реакцию перекисного окисления липидов и образование свободных радикалов;
— препятствуют инициации каскада перекисного окисления липидов в мембранах и ядрах клеток, блокируют образование пероксидных радикалов (H2O2) и защищают ДНК клеток кожи от повреждения.
Благодаря перечисленным механизмам косметика Айсида:
— устраняет воспаление, гиперемию и раздражение;
— устраняет зуд и другие аллергические проявления;
— предотвращает развитие вторичной инфекции;
— восстанавливает и длительно увлажняет кожу.
Специально для детей разработаны следующие формы косметической линии Айсида:
— «Крем-гель для детей»;
— «Молочко для детей».
Дизайн исследования
Наблюдение проводили за 38 пациентами (18 мальчиками, 20 девочками) с аллергической патологией кожи, находившимися на амбулаторном лечении в профессорской клинике МИР-О-МЕД и МУЗ Детская поликлиника №6 Краснодара. Критериями включения в исследование были добровольное согласие, возраст 7—18 лет, возможность лечения в амбулаторных условиях, строгое соблюдение медицинских рекомендаций и графика обследования. Критериями исключения являлись тяжелая соматическая патология, наличие системных наследственных, инфекционных заболеваний, пациенты с индивидуальной непереносимостью используемых препаратов. У 18 (47,4%) человек диагностирован атопический дерматит, у 5 — осложненный вторичной инфекцией, у 9 (23,7%) — экзема, в подавляющем большинстве случаев дисгидротическая, у 5 (13,2%) — почесуха, у 6 (15,8%) — ограниченный нейродермит. Давность заболевания варьировала от 7 дней до 10 лет. Отягощенный аллергологический семейный анамнез отмечен у 23 пациентов. При опросе обследуемых и анализе анамнестических данных нам удалось выяснить, что провоцирующую роль в начале обострения заболевания пациенты связывают со следующими факторами: погрешностью в диете — 22 (57,8%) человека, контактом с аллергеном — 15 (40,8%), стрессом и психоэмоциональным напряжением — 16 (42%), инфекционными заболеваниями — 11 (28,9%), другими причинами (синтетической и шерстяной одеждой, изменением метеорологических условий, переездом в другую климатическую зону) — 5 (13,2%).
Из сопутствующих заболеваний чаще всего выявлялись патология желудочно-кишечного тракта — у 21 (55,2%) пациента, заболевания нервной системы — у 9 (23,7%), ЛОР-органов — у 13 (34,2%), сердечно-сосудистой — у 4 (10%) и эндокринной системы — у 3 (7,9%). Основная масса обследованных указывала на сезонность обострений, преимущественно в осеннее-весенний период. У 11 (29%) пациентов четкой связи обострений со временем года проследить не удалось. У 20 (52,6%) пациентов кожный процесс носил распространенный характер, у 18(47,4%) проявлялся в виде ограниченных очагов поражения с преимущественной локализацией на сгибательных и разгибательных поверхностях верхних и нижних конечностей, лучезапястных суставов, шее, кистях, туловище.
У наблюдавшихся нами пациентов заболевания клинически проявлялись эритемой, отечностью, мокнутием, пустулизацией, инфильтрацией, шелушением, трещинами, явлениями лихенификации. Важнейшим проявлением заболевания во всех наблюдениях был зуд. Он характеризовался значительной интенсивностью и мучительными приступами. У пациентов с атопическим дерматитом зуд появлялся преимущественно в ночные часы. Кроме того, большинство пациентов отмечали сухость кожи, жжение и боль, нарушение сна и психоэмоциональное напряжение, обусловленное поражением кожи.
Все пациенты получали общую терапию — гипоаллергенную диету, дезинтоксикационные и десенсибилизирующие средства. Предшествующее лечение кортикостероидными мазями проводилось 27 пациентам.
После снятия островоспалительного процесса, прекращения везикуляции и мокнутия — в подострую стадию, на пораженные участки кожного покрова ежедневно 2 раза в день в течение 3 нед наносили тонким слоем крем-гель Айсида. С целью подготовки кожи к нанесению дерматологических препаратов, для очищения и удаления загрязнений с кожи лица и тела применяли молочко Айсидадля детей. По мере необходимости наносили молочко для детей для ухода за кожей промежности после мочеиспускания и дефекации. После этого на чистую кожу наносили крем-гель Айсидадля детей.
Оценка результатов исследования
Эффективность комплексной терапии с использованием средств Айсида оценивали на основании расчета дерматологического индекса шкалы симптомов (ДИШС), суть которого заключается в индексации степени выраженности каждого из 9 основных симптомов дерматоза (эритемы, отека, мокнутия, лихенификации, папул, сухости, шелушения, трещин, зуда) по 4-балльной шкале (0 — отсутствие, 1 — слабая, 2 — умеренная, 3 балла — значительная выраженность симптома). Общая сумма баллов в определенный момент (контрольные точки) представляет собой величину данного показателя. В нашем исследовании такими контрольными точками являлись 1, 7, 14 и 21-е сутки наблюдения. Также степень тяжести дерматозов оценивали согласно индексу SCORAD и EASI. Состояние кожного покрова определяли с помощью методик корнеометрии и теваметрии. Субъективным критерием оценки сравнительной эффективности методов лечения, использованных в основной и контрольной группах, являлась динамика показателя (индекса) степени выраженности зуда, рассчитываемого по 10-балльной шкале (Visual Analogue Scale – VAS), – наиболее постоянного признака, характерного для всех рассматриваемых хронических дерматозов: менее 2 баллов — недостоверные и неспецифические проявления признака, более 2 (3—5 баллов) — слабый, более 5 (6—8 баллов) — умеренный, более 8 (9—10 баллов) — тяжелый зуд.
Учет побочных явлений и нежелательных эффектов проводили по 4-балльной шкале (1 балл — побочные эффекты отсутствуют; 2 — побочные эффекты, не требующие медицинского вмешательства; 3 — побочные эффекты, требующие назначения препаратов для их устранения; 4 — побочные эффекты, требующие отмены препарата).
Результаты и выводы
В результате исследования нами отмечен положительный эффект действия крема-геля Айсида у 33 (86,8%) из 38 больных. Эритема и отек у большинства пациентов уменьшались к 4—5-м суткам терапии, уменьшились количество и площадь распространенности высыпаний у больных аллергодерматозами, независимо от степени тяжести заболевания. Стихание зуда пациенты отмечали на 6—7-е сутки лечения. Также нивелировалась сухость кожи, повысилась степень регенерации кожных покровов. Включение крема-геля Айсидадля детей и молочка для детей в комплексную терапию заболевания позволило уменьшить потребность в использовании топических глюкокортикостероидов, сократить сроки их применения, предотвратить повторное возникновение шелушения, зуда, трещин и развития вторичной инфекции. Косметика Айсида оказывает успокаивающее, смягчающее, противовоспалительное действие на кожу детей. При использовании крема Айсида у больных не отмечено нежелательных явлений и ограничений по возрасту. Лишь у 4 пациентов имелись субъективные ощущения в виде зуда в первые дни лечения, что не потребовало отмены препарата.
Наибольший эффект от включения препаратов Айсида в комплексную терапию отмечен у пациентов с атопическим дерматитом (94%) и нейродермитом (100%), дерматозах, сопровождающихся выраженной инфильтрацией и лихенификацией. Полученные результаты представлены на рис. 1—3.
Таким образом, результаты нашего исследования свидетельствуют о высокой эффективности, безопасности, хорошей переносимости средств лечебной косметики Айсида при комплексной терапии аллергодерматозов у детей. Данные косметические средства гипоаллергенны, обладают антисептическим действием, хорошо увлажняют и восстанавливают водно-липидный барьер кожи.