Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Липова Е.В.

ГОУ ДПО Российская медицинская академия последипломного образования, Москва

Глазко И.И.

ГОУ ДПО Российская медицинская академия последипломного образования, Москва

Шкода С.А.

ГОУ ДПО Российская медицинская академия последипломного образования, Москва

Опарин Р.Б.

ГУЗ Кожно-венерологический диспансер №19 СЗАО, Москва

Перспективные направления в наружной терапии акне

Авторы:

Липова Е.В., Глазко И.И., Шкода С.А., Опарин Р.Б.

Подробнее об авторах

Просмотров: 674

Загрузок: 7


Как цитировать:

Липова Е.В., Глазко И.И., Шкода С.А., Опарин Р.Б. Перспективные направления в наружной терапии акне. Клиническая дерматология и венерология. 2011;9(3):4‑8.
Lipova EV, Glazko II, Shkoda SA, Oparin RB. Prospective lines of development of external anti-acne therapy. Russian Journal of Clinical Dermatology and Venereology. 2011;9(3):4‑8. (In Russ.)

Рекомендуем статьи по данной теме:
Опыт при­ме­не­ния плаз­ма­те­ра­пии в ком­плексном ле­че­нии ак­не. Кли­ни­чес­кая дер­ма­то­ло­гия и ве­не­ро­ло­гия. 2024;(3):307-312
Роль по­ли­мор­физ­мов ге­нов TNF (rs1800629) и TGF-β2 (rs1159268) в па­то­ге­не­зе ак­не. Кли­ни­чес­кая дер­ма­то­ло­гия и ве­не­ро­ло­гия. 2024;(4):351-355
Бо­ле­вые точ­ки те­ра­пии ак­не сис­тем­ным изот­ре­ти­но­ином. Кли­ни­чес­кая дер­ма­то­ло­гия и ве­не­ро­ло­гия. 2024;(4):459-466
Чер­ный акан­тоз: воп­ро­сы ди­аг­нос­ти­ки и ле­че­ния. Кли­ни­чес­кая дер­ма­то­ло­гия и ве­не­ро­ло­гия. 2024;(6):709-712
Кли­ни­ко-мор­фо­ло­ги­чес­кая оцен­ка па­ци­ен­ток с аде­но­ми­озом: собствен­ные дан­ные. Проб­ле­мы реп­ро­дук­ции. 2024;(2):130-135
Ког­ни­тив­ные на­ру­ше­ния при муль­ти­сис­тем­ной ат­ро­фии — кри­те­рий ис­клю­че­ния или не­отъем­ле­мая часть кли­ни­чес­кой кар­ти­ны?. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Спец­вы­пус­ки. 2024;(4-2):86-91
Ви­та­ми­ны груп­пы B и за­бо­ле­ва­ния пе­ри­фе­ри­чес­кой нер­вной сис­те­мы. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2024;(5):75-82
Па­то­ге­нез и па­то­ло­ги­чес­кая ана­то­мия хла­ми­дий­ных ин­фек­ций. Ар­хив па­то­ло­гии. 2024;(5):68-74
Сов­ре­мен­ный взгляд на эти­оло­гию жел­чно­ка­мен­ной бо­лез­ни у де­тей. До­ка­за­тель­ная гас­тро­эн­те­ро­ло­гия. 2024;(4):59-68
Ког­ни­тив­ные на­ру­ше­ния у па­ци­ен­тов с бо­лез­нью Пар­кин­со­на. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2024;(11):81-90

Акне в настоящее время относится к числу наиболее распространенных заболеваний и представляет одну из актуальных проблем дерматологии, что обусловлено высокой частотой тяжелых форм (5—14% общей заболеваемости акне), хроническим, рецидивирующим течением, психоэмоциональными нарушениями, связанными со стойкими косметическими дефектами. Результаты эпидемиологических исследований [1—3] подтверждают высокую распространенность акне у подростков (до 85–95% случаев), занимающую первое место среди кожных заболеваний и косметических недостатков в данной возрастной группе. В современных исследованиях также указывается на рост заболеваемости акне в постювенильном и старшем возрасте. По данным отечественной и зарубежной литературы [4, 5], заболеваемость акне у женщин в возрасте 25–55 лет составляет 3–40%, что, по-видимому, связано с ростом нейроэндокринных заболеваний репродуктивной системы и общесоматической патологии.

Результаты многочисленных исследований свидетельствуют о сложном мультифакториальном характере этиологии и патогенеза акне [6]. В развитии угревой болезни играют роль эндокринопатии, обменные нарушения, дисбаланс клеточного и гуморального иммунитета, нарушения микроциркуляции кожи, дефицит цинка в организме, патология желудочно-кишечного тракта (ЖКТ), гепатобилиарной системы, центральной и вегетативной нервной системы, снижение барьерно-защитной функции кожи, наследственная предрасположенность, внешние факторы [6–8].

Тактика лечения зависит от формы (легкая, средняя, тяжелая) заболевания, тяжести и распространенности процесса, пола, возраста, наличия сопутствующей эндокринной и соматической патологии, степени психосоциальной адаптации больного [9, 10].

Следует помнить о комплаентности проводимого лечения. Так, многие больные даже при тяжелых формах акне могут не придавать значения заболеванию, или, наоборот, пациенты с более легкими формами могут настаивать на системной терапии.

В настоящее время разработаны рекомендации и алгоритм патогенетического лечения разных форм акне (ХХ Всемирный конгресс по дерматологии, Париж, 2002) (табл. 1).

Однако, несмотря на то что в практике дерматовенеролога имеется достаточно широкий спектр препаратов для системной и наружной терапии акне, лечение данного заболевания остается актуальной проблемой, так как использование разных лекарственных и косметических средств часто приводит лишь к кратковременной клинической ремиссии.

Современные препараты для наружной терапии акне обладают кератолитическими, себостатическими, антибактериальными, противовоспалительными свойствами, но, в то же время пока не существует ни одного универсального препарата или метода, которые могли бы воздействовать на все патогенетические звенья патологического процесса. Большинство имеющихся на рынке лекарственных средств обладают теми или иными побочными эффектами, что зачастую является одной из причин самостоятельного прекращения лечения пациентами. В связи с этим разработка высокоэффективных препаратов, характеризующихся широким спектром терапевтического действия, и, что крайне важно, высокой комплаентностью является крайне актуальным направлением.

Идея создания субстанции Ализактинум и геля Акнол была основана на анализе состояния современной мировой фармацевтической промышленности и основных направлений научно-исследовательских работ в ведущих биотехнологических научных лабораториях мира. Подавляющее большинство современных препаратов для наружной терапии акне являются вариантами используемых в клинической практике лекарственных средств с улучшениями тех или иных свойств действующих молекул за счет модификации как правило существующих или добавления новых функциональных групп. Анализ принципов терапии ряда широко распространенных заболеваний, в том числе и акне, показал отсутствие в последние десятилетия новых идей и подходов. В то же время известно, что основные перспективные инновационные разработки, позволяющие решать существующие задачи здравоохранения на основе абсолютно новых подходов и принципов, находятся в сфере биотехнологии.

Поскольку одним из этиологических звеньев патогенеза акне является воспаление, вызываемое представителями нормофлоры кожных покровов человека Propionibacterium acnes и Staphylococcus epidermidis, была высказана идея терапии акне, как способа регуляция функционирования жизнедеятельности бактерий на разных этапах жизненного цикла с использованием регуляторных молекул пептидного, гликопротеинового и липопротеинового характера.

На разных этапах в разработке и изучении свойств субстанции Ализактинум участвовали профильные научно-исследовательские и производственные организации и специалисты Москвы (ГУ НИИ эпидемиологии и микробиологии им. Н.Ф. Гамалеи РАМН, ГУ НИИ вирусологии им. Д.И. Ивановского РАМН), Московской области (НИИ биохимии и физиологии микроорганизмов им. Г.К. Скрябина РАН, Пущино) и Санкт-Петербурга (ФГУП Государственный научно-исследовательский институт особо чистых биопрепаратов).

Субстанция Ализактинум является полностью натуральным комплексным биотехнологическим препаратом и представляет собой комбинацию в определенных пропорциях фракций стерильного лизата нескольких видов бактерий нормофлоры и условно-патогенных бактерий IV класса патогенности.

При разработке препарата использовали набор стандартных аналитических микробиологических, вирусологических, биохимических и иммунологических методов. Также методы исследования включали в себя электронную микроскопию.

В процессе изучения культуральных и ростовых свойств видов микробиологическими методами были определены среды и условия роста для каждого вида бактерий, а также оптимизированы количественные методы контроля приготовления будущей субстанции. Также бактериологическими методами была исследована кинетика роста для оптимизации роста и аутолиза производственных штаммов-продуцентов.

Для определения ферментной активности Ализактинум подвергали обработкой РНКазой, ДНКазой, N-, C-экзопептидазой С. Было показано, что РНКаза и ДНКаза не влияют на активность Ализактинума, в то время как при обработке N-, C-экзопептидазой С происходит полная потеря активности.

При определении влияния антимикробной активности субстанции Ализактинум на рост четырех коллекционных культур – E. coli 25922, Staphylococcus aureus 6538, Bacillus subtilis 6633, Candida albicans 885—653 — выявлено, что три производственных серии субстанции Ализактинум не подавляли рост тест-штаммов бактерий и штамма дрожжеподобных грибов Candida. Таким образом, действие субстанции Ализактинум не может быть объяснено прямой антимикробной активностью.

Количественное и качественное содержание короткоцепочечных жирных кислот (КЖК) определяли на газожидкостном хроматографе ЛМХ. Методом газожидкостной хроматографии установлено, что в состав Ализактинума входит широкий набор КЖК. Абсолютное и относительное содержание муравьиной, уксусной (С2), пропионовой (С3), масляной (С4), валериановой (С5) и капроновой (С6) кислот в суммарном содержании С2—С6 рассчитывали методом компьютерной обработки хроматограмм. Также вычисляли значения окислительно-восстановительного потенциала среды, выраженного значениями анаэробного индекса, относительного содержания изокислот (сумма изо-Сn), отдельно изо-С5/С5 в содержании С2—С6. Показатели относительного содержания КЖК в суммарном относительном содержании С2—С6 находились в пределах следующих диапазонов: С2 — 0,16—1,88, С3 — 0,01—0,06, С4 — 0,03—0,06, изо-С4 — 0,01—0,05, С5 — 0,01—0,02 и С6 — 0,00—0,01.

Наличие в субстанции Ализактинум уксусной кислоты, и в большей степени муравьиной и пропионовой кислот, которые являются неспецифическими регуляторами иммунитета и особого специфического состояния бактериальных культур, определяемого в научной литературе как «quorum sencus» («чувство локтя»), в значительной степени определяют (но не полностью) терапевтическое действие (табл. 2).

Гель-хроматография на хроматографической колонке для разделения белковых и пептидных составляющих субстанции Ализактинум по молекулярной массе подтвердила наличие широкого спектра фракции активных низкомолекулярных белков и пептидов с молекулярной массой 200—1000 Д (2—9 аминокислот), а проведенный с целью сравнительного анализа белкового и пептидного состава Ализактинума электрофорез в градиентном полиакриламидном геле кроме низкомолекулярных пептидов и белков выявил специфический белок с молекулярной массой ~60 кД. Удаление из исследуемых серий данного белка приводило к резкому ослаблению или практически полному исчезновению противовоспалительного эффекта.

С целью определения иммунологической активности оценивали влияние разных фракций Ализактинума, полученных после хроматографического разделения, на продукцию цитокинов γ-интерферона, интерлейкина-4, интерлейкина-10. Было установлено, что в большей степени исследованные фракции оказывают влияние на активацию продукции γ-интерферона и интерлейкина-10, при этом основная цитокининдуцирующая активность определяется короткими пептидами с молекулярной массой 300—800 Д (2—6 аминокислот).

Таким образом, исходя из результатов приведенных исследований комплексного состава субстанции, можно сделать вывод, что Ализактинум позволяет воздействовать на несколько патогенетических звеньев развития акне. КЖК определяют регуляцию жизнедеятельности и взаимодействия различных видов бактериальной флоры и изменение вязкости кожного сала. Низкомолекулярные регуляторные белки и пептиды нормализуют процесс клеточной дифференциации верхних слоев эпидермиса и вызывают легкий местный иммуномодулирующий эффект. Специфический белок способствует быстрому уменьшению визуальных признаков воспаления.

Инновационная формула геля Акнол разработана специально для проблемной кожи и включает активный биокомплекс Ализактинум и дополнительные вспомогательные компоненты — экстракт из листьев гинкго и экстракт корня лакричника, способствующие активизации процессов микроциркуляции в области пораженных участков кожи и усилению процессов репарации.

С целью изучения клинической эффективности, переносимости и безопасности геля Акнол у пациентов с угревой болезнью легкой и средней степени тяжести под наблюдением находились 38 пациентов (13 мужчин и 25 женщин; 34,2 и 65,8% соответственно) в возрасте 15—43 лет. Легкая степень тяжести акне наблюдалась у 12 (31,6%) больных, средняя — у 25 (65,8%), тяжелая — у 1 (2,6%). Все высыпания локализовались на лице. Длительность заболевания на момент начала применения Акнола составляла от 6 мес до 6 лет.

Гель Акнол наносили ежедневно 3—4 раза в сутки в течение 14 дней тонким слоем на предварительно очищенную кожу. Через 2 нед анализировали эффективность терапии по регрессу воспалительных и невоспалительных элементов, наличию осложнений, переносимости. Клиническую эффективность оценивали по 3-балльной шкале: 1 балл — хороший результат (значительное улучшение), 2 — удовлетворительный (улучшение), 3 — отрицательный результат (без эффекта).

На основании анкет APSEA и CADI оценивали качество жизни больных перед началом исследования, в процессе лечения и после проведенной терапии, также проводили анкетирование пациентов с целью оценки качества потребительских свойств препарата.

Показаны высокая терапевтическая эффективность препарата при акне легкой и средней степени тяжести и высокая комплаентность проводимой терапии. Хороший и удовлетворительный эффект наблюдался у всех больных с легкой (12 человек, 100%) и у 21 (84%) со средней степенью тяжести акне. Отсутствие эффекта отмечено у 4 (16%) пациентов с акне средней степени тяжести и у 1 — с акне тяжелой степени. Большинство пациентов отметили достаточно быстрый и выраженный противовоспалительный эффект препарата: 23,6% оценили его как «очень хороший», 57,8% — как «хороший», 18,6% — как «средний». Оценок эффекта в категориях «плохой» и «очень плохой» не было.

Хорошую переносимость препарата, отсутствие местных реакций отметили 36 (94,7%) пациентов.

В 2 случаях в качестве побочных эффектов наблюдались кратковременный незначительный зуд и ощущения покалывания в области нанесения препарата.

Органолептические свойства (вид, запах, консистенция, тактильные ощущения) и удобство применения препарата как «очень хорошие» отметили 11 (28,9%) пациентов, «хорошие» — 20 (52,6%,) «средние» — 5 (13,2%), «плохие» — 2 (5,3%).

Отмечено значительное влияние терапии с использованием Акнола на показатели качества жизни и психосоциальное состояние больных акне.

Таким образом, препарат Акнол характеризуется высокой терапевтической эффективностью и может быть рекомендован для наружного лечения акне легкой и средней степени тяжести в виде монотерапии или в составе комплексного лечения.

Быстрое уменьшение клинических признаков воспаления в результате применения Акнола способствует повышению самооценки и качества жизни пациента и его готовности к взаимодействию с врачом.

На основании представленных данных Акнол можно рекомендовать как эффективный инновационный биотехнологический препарат для лечения акне легкой и средней степени тяжести.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.