Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Кравченя С.С.

Клиника кожных и венерических болезней Саратовского государственного медицинского университета им. В.И. Разумовского

Бакулев А.Л.

Клиника кожных и венерических болезней Саратовского государственного медицинского университета им. В.И. Разумовского

К вопросу о безопасности и эффективности применения мометазона фуроата при атопическом дерматите у детей раннего детского возраста (клинико-ультра­соно­графическое исследование)

Авторы:

Кравченя С.С., Бакулев А.Л.

Подробнее об авторах

Просмотров: 2975

Загрузок: 56


Как цитировать:

Кравченя С.С., Бакулев А.Л. К вопросу о безопасности и эффективности применения мометазона фуроата при атопическом дерматите у детей раннего детского возраста (клинико-ультра­соно­графическое исследование). Клиническая дерматология и венерология. 2010;8(3):47‑51.
Kravchenia SS, Bakulev AL. To the safety and efficiency of use of mometasone furoate in infants with atopic dermatitis (clinical and ultrasonographic study). Russian Journal of Clinical Dermatology and Venereology. 2010;8(3):47‑51. (In Russ.)

Рекомендуем статьи по данной теме:
Ле­че­ние ато­пи­чес­ко­го дер­ма­ти­та с уче­том оцен­ки со­дер­жа­ния ней­ро­ме­ди­ато­ров в кро­ви. Кли­ни­чес­кая дер­ма­то­ло­гия и ве­не­ро­ло­гия. 2024;(4):368-376
Мик­ро­би­ом ко­жи у де­тей с ато­пи­чес­ким дер­ма­ти­том: воз­мож­нос­ти пре­би­оти­чес­кой и про­би­оти­чес­кой кор­рек­ции. Кли­ни­чес­кая дер­ма­то­ло­гия и ве­не­ро­ло­гия. 2024;(4):429-436
Ксе­роз как ос­но­ва дер­ма­то­зов в по­жи­лом воз­рас­те. Кли­ни­чес­кая дер­ма­то­ло­гия и ве­не­ро­ло­гия. 2024;(5):592-596
Ди­на­ми­ка уров­ней суб­стан­ции Р и фи­лаг­гри­на на фо­не ле­че­ния ком­би­на­ци­ей эмо­лен­та и то­пи­чес­ко­го про­ти­во­зуд­но­го средства ато­пи­чес­ко­го дер­ма­ти­та у бе­ре­мен­ных. Кли­ни­чес­кая дер­ма­то­ло­гия и ве­не­ро­ло­гия. 2024;(6):662-666
Ато­пи­чес­кий дер­ма­тит и кож­ные ток­си­чес­кие ре­ак­ции: срав­ни­тель­ная ха­рак­те­рис­ти­ка, пси­хо­со­ма­ти­чес­кие ас­пек­ты и так­ти­ка ве­де­ния боль­ных. Кли­ни­чес­кая дер­ма­то­ло­гия и ве­не­ро­ло­гия. 2024;(6):744-752
Ин­фек­ци­он­ные фак­то­ры при ато­пи­чес­ком дер­ма­ти­те, фар­ма­цев­ти­чес­кие воз­мож­нос­ти (сис­те­ма­ти­чес­кий об­зор ли­те­ра­ту­ры). Кли­ни­чес­кая дер­ма­то­ло­гия и ве­не­ро­ло­гия. 2025;(1):7-15

Возрастные особенности кожи у детей (особенно в возрасте младше 2 лет) характеризуются тонкостью эпидермиса; преобладанием клеток над волокнистыми структурами; сглаженностью сосочкового слоя дермы; избыточной проницаемостью кровеносных сосудов, выстланных лишь одним рядом эндотелиальных клеток; обилием сосудов и несовершенством регуляции их функционирования. Таким образом, в организме детей раннего возраста имеется ряд морфологических и функциональных особенностей, которые следует учитывать при назначении топических глюкокортикостероидов (ГКС) [1]. Перечисленные особенности строения кожи у детей определяют более быстрое, чем у взрослых, формирование атрофии, телеангиэктазий и прочих местных побочных явлений, а также способствуют системной абсорбции ГКС [2].

Вместе с тем применение топических ГКС при атопическом дерматите (АД) наряду с ингибиторами кальциневрина и увлажняющими препаратами является не только патогенетически оправданным, но и имеет большую доказательную базу [3—6].

В настоящее время дерматовенеролог располагает большим арсеналом высокоэффективных топических лекарственных препаратов ГКС. В клинической практике вопросы безопасности длительного использования препаратов данной группы, особенно у детей раннего возраста, во многом являются определяющими в выборе конкретного топического ГКС для лечения обострений АД.

Уходит в прошлое концепция наружной терапии данного дерматоза, предполагающая использование «слабых» и «умеренных» по своей активности топических стероидных лекарственных средств (см. классификацию ГКС в табл. 1)

при легких и среднетяжелых формах дерматоза, что в ряде случаев способствует пролонгации периода обострения заболевания и, соответственно, удлинению срока наружного использования топических ГКС. С современных позиций в лечении АД предпочтение отдается нефторированным топическим ГКС, имеющим высокую степень активности и приемлемый профиль безопасности. Краткосрочное назначение данных препаратов позволяет быстро достичь клинического эффекта и одновременно избежать развития известных побочных эффектов терапии топическими ГКС [7].

Целью нашего исследования явились сравнительная оценка безопасности и клинической эффективности применения мази Элоком и гидрокортизоновой мази у детей раннего детского возраста, страдающих АД, в фазе обострения с помощью ультразвукового сканирования пораженной кожи.

Материал и методы

Под наблюдением находились 60 детей (18 мальчиков и 42 девочки) с диагнозом атопический дерматит, установленным в соответствии с критериями J. Hanifin, G. Rajka (1980). Возраст пациентов варьировал от 1 мес до 2 лет. У всех наблюдавшихся заболевание имело характерные черты для такового в первый (младенческий) возрастной период. У 3 младенцев, находящихся на искусственном вскармливании с момента рождения, симптомы атопического дерматита развились в возрасте 3—4 нед, что потребовало назначения монотерапии мазью Элоком. Продолжительность «последнего» рецидива у 20 пациентов не превышала 1 мес, у 30 — до 3 мес, у 10 — до 6 мес. У всех больных патологический процесс находился в фазе обострения. Индекс SCORAD варьировал от 22,5 до 38,5 (в среднем 20,5).

У 30 пациентов в качестве наружной монотерапии использовали Элоком в форме мази из расчета мометазона фуроата 0,5 мг/сут, 1 раз в день, курс 30 дней. В 20 случаях на очаги наносили гидрокортизоновую мазь по аналогичной схеме. У 10 больных для местной терапии применяли ланолиновый крем, 1 раз в сутки 30-дневным курсом.

В качестве контрольной группы обследованы 40 здоровых детей (средний возраст 1±0,3 года).

Для ультрасонографической оценки патологических изменений в эпидермисе и дерме применяли цифровую ультразвуковую систему высокого разрешения DUB (фирма «TPM GmbH», Германия). Прибор был оснащен датчиком 33 МГц с разрешением 78 мкм, достаточным для визуализации динамики морфологических изменений в коже пациентов. Глубина проникновения сигнала позволяла оценивать изменения как в эпидермисе, так и в дерме. Длина сканируемого участка составляла 13 мм. Сканирование проводили в А- и В-режимах. Преобразование сигнала в цифровой с датчика 33 МГ осуществлялось частотой 100 МГц, усиление — 40 дБ. Получали двухмерную картину «среза» кожи 13×10 мм.

Ультрасонографические исследования кожи проводили в области проксимальных сгибательных поверхностей обоих предплечий, площадью 2×2 см (участки, наиболее склонные к формированию атрофии кожи). Оценку динамики состояния кожи пациентов до и после предпринятой терапии осуществляли по следующим критериям: толщина эпидермиса, дермы, акустическая плотность эпидермиса и дермы; наличие пограничной линии между эпидермисом и дермой. Для визуализации и расчета количественных показателей использовали программное обеспечение, разработанное совместно фирмами «ТРМ GmbH» (Германия) и «АНТА-Мед» (Россия). Это позволило нам оценивать все слои кожи на сканограммах в А- и В-режимах, измерять толщину дермы и эпидермиса, а также акустическую плотность тканей. В А-режиме дискретный ультразвуковой сигнал проходил через ткань для получения снимка вдоль определенной оси, что позволяло измерить расстояние в толще тканей (по горизонтали и вертикали). В В-режиме вибрирующий ультразвуковой сигнал проходил в определенной плоскости, позволяя измерять объем определенных структур.

Статистическую обработку полученных данных выполняли с помощью программы Microsoft Office Excel XP. Использовался параметрический t-критерий Стьюдента.

Результаты и обсуждение

У здоровых детей на сканограммах эпидермис был представлен линейными структурами высокой эхогенности, в которых визуализировались отдельные слои (рис. 1).

Рисунок 1. Сканограмма кожи здорового ребенка Т., 1 года 6 мес.
Отграничение эпидермиса от дермы было контрастным, с ровным контуром, непосредственно под эпидермисом располагалась эхогенная дерма с одинаковой эхогенностью выше- и нижележащих частей. В структуре ее определялись гипоэхогенные структуры протоков сальных, потовых желез, кровеносные сосуды. Глубже располагалась гипо-анэхогенная область, достаточно четко отграниченная от собственно дермы — подкожно-жировая клетчатка.

В исследуемых нами группах детей, страдающих АД, ультрасонографически до лечения констатировано выраженное утолщение эпидермиса с наличием гипоэхогенных участков и неравномерной эхоплотностью (рис. 2; табл. 2).

Рисунок 2. Сканограмма пациента У., 8 мес, страдающего атопическим дерматитом.
Эти изменения, вероятно, свидетельствовали о развитии характерных для АД патоморфологических феноменов — акантоза, спонгиоза и экзоцитоза.

В данной возрастной группе пациентов нами не отмечено отчетливых воспалительных изменений верхних слоев дермы, поскольку статистически значимых нарушений эхогенности последних выявлено не было (р≥0,05).

Кроме того, толщина дермы также увеличивалась незначительно, статистически недостоверно (р≥0,05).

Зафиксировано неравномерное снижение эхогенности дермы по сравнению с группой контроля (р≤0,05).

Таким образом, проведенное ультрасонографическое исследование «атопической» кожи детей раннего детского возраста позволило нам констатировать, что основной точкой приложения патологических сдвигов в данном случае являлся эпидермис при минимально выраженных нарушениях дермы.

После терапии в группе детей, наружно применявших ланолиновый крем, статистически значимых изменений толщины и эхоплотности эпидермиса, дермы отмечено не было (р>0,05). Вероятно, гидратирующий эффект ланолинового крема в данном случае оказался недостаточным для развития структурных позитивных сдвигов в пораженной коже (рис. 3, 4; см. табл. 2).

Рисунок 3. Сканограмма пациента К., 9 мес, до лечения ланолиновым кремом.
Рисунок 4. Сканограмма кожи пациента C., 1 года, после лечения ланолиновым кремом.

По окончании терапии у пациентов с АД, лечившихся гидрокортизоновой мазью, нами зарегистрированы отчетливые ультрасонографические признаки формирования атрофии кожи. На сканограммах выявлены статистически значимое уменьшение толщины и дальнейшее неравномерное снижение эхоплотности эпидермиса и дермы, которые значительно понижались по сравнению с контрольными показателями и данными, полученными у детей, применявших мазь Элоком и ланолиновый крем. Кроме того, эхогенность протоков сальных и потовых желез повышалась, что, вероятно, свидетельствовало о начинающейся атрофогенной структурной перестройке придатков кожи (рис. 5, 6; см. табл. 2).

Рисунок 5. Сканограмма кожи пациента Ж., 1 года, до лечения гидрокортизоновой мазью.
Рисунок 6. Сканограмма ребенка Л., 7 мес, после лечения гидрокортизоновой мазью.

После терапии мазью Элоком у детей раннего детского возраста, страдающих АД, выявлены уменьшение толщины эпидермиса и равномерное распределение эхосигнала по всем полям, сопоставимое с таковым как в контрольной группе, так и у лиц, применявших ланолиновый крем (р>0,05).

Следует отметить, что эхогенность верхних слоев дермы не изменялась, а толщина дермы существенно не уменьшалась, и это позволило нам предположить наличие у мази Элоком избирательного противовоспалительного механизма действия, прямо коррелирующего с величиной дермального инфильтрата. Эхогенность протоков сальных и потовых желез достоверно не изменялась (рис. 7, 8; см. табл. 2).

Рисунок 7. Сканограмма ребенка Х., 1 года 3 мес, до лечения мометазона фуроатом (элокомом).
Рисунок 8. Сканограмма ребенка В., 1 года 4 мес, применявшего мазь мометазона фуроат (элоком).

Клинических признаков атрофии кожи ни в одной из исследуемых нами групп выявлено не было.

Таким образом, применение мази Элоком в лечении АД у детей раннего детского возраста наряду с нормализацией воспалительных изменений в эпидермисе «сберегало» структурную организацию дермы, в которой выраженность патологических процессов изначально была минимальной.

Полученные нами в ходе исследования результаты вполне согласуются с данными о том, что Элоком способен эффективно модулировать течение воспалительных процессов в коже детей раннего возраста, больных АД. Данный топический кортикостероид преимущественно не взаимодействует с геномными механизмами транскрипции клеток кожи, что существенно снижает риск возникновения побочных эффектов. Таким образом, можно оценить весьма высоко профиль безопасности применения мази Элоком у детей младше 2 лет, больных АД. При использовании в качестве топической терапии кортикостероида гидрокортизона в структуре кожи у наблюдавшихся детей раннего возраста, помимо умеренного противовоспалительного эффекта, отмечаются изменения, свидетельствующие об атрофогенном эффекте данного препарата. Применение ланолинового крема не оказывало статистически значимого воздействия на воспалительный процесс в коже детей, больных АД.

Выводы

Длительное применение мази Элоком в раннем детском возрасте на атрофогенных участках кожи по спектру безопасности было сравнимо с плацебо, не вызывало структурной перестройки эпидермиса, дермы и придатков кожи, а также каких-либо иных значимых проявлений атрофии на данных участках кожного покрова.

Использование мази Элоком у детей раннего детского возраста, страдающих АД, по данным ультрасонографического исследования кожи, позволяет добиться быстрого, мощного и стойкого противовоспалительного эффекта.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.