Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Быстров С.А.

Кафедра и клиника госпитальной хирургии Самарского государственного медицинского университета

Безбородов А.И.

Кафедра госпитальной хирургии ФГБОУ ВО «Самарский государственный медицинский университет» Минздрава России, Самара, Россия

Каторкин С.Е.

Самарский государственный медицинский университет

Лечение гнойных ран с применением раневых покрытий на пенной основе с технологией Гидрофайбер

Авторы:

Быстров С.А., Безбородов А.И., Каторкин С.Е.

Подробнее об авторах

Просмотров: 1831

Загрузок: 33

Как цитировать:

Быстров С.А., Безбородов А.И., Каторкин С.Е. Лечение гнойных ран с применением раневых покрытий на пенной основе с технологией Гидрофайбер. Хирургия. Журнал им. Н.И. Пирогова. 2017;(7):49‑53.
Bystrov SA, Bezborodov AI, Katorkin SE. Treatment of purulent wounds with wound dressing on a foamy basis with Hydrofiber technology. Pirogov Russian Journal of Surgery. 2017;(7):49‑53. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/hirurgia2017749-53

Рекомендуем статьи по данной теме:
Хро­ни­чес­кий вер­хне­че­люс­тной ате­лек­таз, или син­дром мол­ча­ще­го си­ну­са. Рос­сий­ская ри­но­ло­гия. 2023;(1):60-65
Диаг­нос­ти­ка и ле­че­ние нев­ро­ло­ги­чес­ких оро­фа­ци­аль­ных бо­ле­вых син­дро­мов. Рос­сий­ский жур­нал бо­ли. 2023;(1):5-12
Ле­че­ние боль­ных с пос­ледстви­ями че­реп­но-моз­го­вой трав­мы. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2023;(3):26-33
Ас­те­ни­чес­кий пос­тко­вид­ный син­дром. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2023;(3):61-69
Осо­бен­нос­ти ле­че­ния и ре­аби­ли­та­ция боль­ных, пе­ре­нес­ших COVID-19, с ише­ми­чес­ким ин­суль­том. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Спец­вы­пус­ки. 2023;(3-2):76-84
Слу­чай нор­веж­ской че­сот­ки у па­ци­ен­та с им­бе­циль­нос­тью. Кли­ни­чес­кая дер­ма­то­ло­гия и ве­не­ро­ло­гия. 2023;(2):161-164
Сов­ре­мен­ные под­хо­ды к ле­че­нию пе­ред­не­кап­су­ляр­но­го кон­трак­ци­он­но­го син­дро­ма. Вес­тник оф­таль­мо­ло­гии. 2023;(2):89-94
Оп­ти­ми­за­ция ле­че­ния деп­рес­сии наз­на­че­ни­ем этил­ме­тил­гид­рок­си­пи­ри­ди­на сук­ци­на­та (Мек­си­кор). Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2023;(4):78-84
Ке­ра­то­ко­нус: ос­нов­ные нап­рав­ле­ния ис­сле­до­ва­ний. Вес­тник оф­таль­мо­ло­гии. 2023;(3):11-20
Хи­рур­ги­чес­кая миоэк­то­мия у боль­ных с обструк­тив­ной ги­пер­тро­фи­чес­кой кар­ди­омиопа­ти­ей и со­путству­ющей кар­ди­аль­ной па­то­ло­ги­ей. Кар­ди­оло­гия и сер­деч­но-со­су­дис­тая хи­рур­гия. 2023;(3):297-308

Введение

Наличие в структуре больных хирургических стационаров большого числа пациентов с гнойными заболеваниями мягких тканей позволяет отнести данную проблему в разряд важнейших в современной хирургии. По данным различных авторов, доля пациентов хирургического профиля с гнойной патологией составляет от 15 до 40%. До 30% в структуре смертности после хирургических вмешательств составляют гнойные осложнения [1, 2].

Значительные материальные затраты на лечение этой категории пациентов переводят проблему из разряда медицинских в разряд социально-экономических. Быстрое развитие устойчивости патогенной микрофлоры к антибактериальным препаратам и смена возбудителя раневой инфекции в процессе лечения, в том числе инфицирование госпитальной флорой, выводит на первый план необходимость тщательного выбора способа местного лечения инфицированных ран [3, 4]. В настоящее время существует множество данных о большом количестве методов позволяющих улучшить результаты лечения гнойных ран и снизить риск гнойных послеоперационных осложнений [3—7].

Большая роль в решении данного вопроса отводится современным перевязочным средствам и раневым покрытиям, которые обладают широким спектром воздействия на рану. Они не только обеспечивают механическую защиту раны, но и подавляют патогенную микрофлору, обладают противовоспалительным, обезболивающим эффектом, обеспечивают адекватный отток экссудата, тем самым снижая бактериальную обсемененность, создают оптимальную среду для быстрого очищения и стимулируют процессы заживления в ране. Абсолютно понятно, что традиционные перевязочные материалы не удовлетворяют данным требованиям [8]. Несомненно, важным фактором в процессе лечения также является удобство применения раневого покрытия как для врача, так и для пациента. Раневое покрытие должно быть эстетически приятным и в минимальной степени ограничивать повседневную активность, сохраняя привычное качество жизни пациента, что особенно важно для людей молодого и трудоспособного возраста.

Цель исследования — оценка эффективности современных подходов к лечению гнойных ран с применением раневых покрытий на пенной основе с технологией Гидрофайбер в сравнении с традиционным методом ведения ран.

Материал и методы

Провели анализ результатов лечения 34 пациентов с гнойными ранами различной этиологии, которые находились на лечении в клинике госпитальной хирургии ГБОУ ВПО «Самарский государственный медицинский университет» с августа по декабрь 2017 г. Пациенты были разделены на две группы: контрольную и основную. В основной группе местное лечение ран проводилось с применением раневого покрытия на пенной основе с технологией Гидрофайбер. Повязка, созданная по данной технологии, при контакте с экссудатом принимает гелеобразную консистенцию, абсорбирует и удерживает непосредственно внутри волокон значительное количество раневого экссудата и бактерии. В контрольной группе местное лечение ран проводилось с помощью традиционной методики с применением марлевых мазевых повязок.

Значимость различий количественных данных оценивали с использованием t-критерия Стьюдента, при оценке различия долей использовали критерий χ2. Критическое значение уровня значимости принималось равным 5% (р≤0,05).

Критериями включения в исследование являлись: возраст пациентов от 16 до 65 лет; наличие гнойной раны мягких тканей, в том числе после оперативного лечения — вскрытия гнойных очагов

Критериями исключения служили: гнойные осложнения оперативных вмешательств; возраст до 16 лет, и более 65 лет; септические состояния; иммунодефицитные состояния (в том числе ВИЧ инфекция).

В зависимости от локализации и распространенности гнойного процесса пациенты основной и контрольной групп распределены следующим образом (табл. 1).

Таблица 1. Распределение пациентов по локализации и виду гнойного очага (n=34)

Из табл. 1 видно, что преобладают пациенты с абсцессами мягких тканей (44% от общего числа пациентов).

В основную группу вошли 17 пациентов: 10 (58,8%) женщин и 7 (41,2%) мужчин, средний возраст 31,1 года. Пациенты в возрасте от 16 до 35 лет составили 76,5% (n=13), от 36 до 60 лет — 23,5% (n=4).

В контрольную групу вошли 17 больных: 11 (64,7%) женщин и 6 (35,3%) мужчин, средний возраст 30,2 года. Пациенты в возрасте от 16 до 35 лет составили 82,4% (n=14), от 36 до 60 лет — 17,6% (n=3).

Таким образом, статистически значимых различий в группах по полу (χ2=0,73) и возрасту (χ2=1,06) не выявлено (p≥0,05).

Средний уровень лейкоцитов крови при поступлении в основной группе 12,1±0,8 тыс. в 1 мм3, в контрольной группе 12,4±0,7 тыс. в 1 мм3. Статистически значимой разницы в этих показателях не обнаружено (t=1,17, df =32, р≥0,05).

У всех пациентов на первом этапе проводилось адекватное хирургическое пособие, заключающееся во вскрытии и дренировании гнойного очага, хирургической обработке раны, удалении некротических тканей, промывании раны раствором антисептика. Оперативное вмешательство в основной группе заканчивалось наложением современного раневого покрытия на пенной основе с применением технологии Гидрофайбер, а в контрольной группе — традиционной марлевой повязки с мазью на основе полиэтиленгликоля (левомеколь).

Смена повязки проводилась в срок от 2 до 5 сут по мере накопления отделяемого в повязке в основной группе и ежедневно — в контрольной.

Эффективность лечения оценивалась: по наличию клинических симптомов (температурная реакция организма, наличие отека и гиперемии вокруг раны, динамика очищения ран от гноя и фибрина), по динамике лабораторных показателей (количество лейкоцитов крови), по результатам микробиологического мониторинга (видовой и количественный состав флоры, чувствительность к антибактериальным препаратам).

Результаты и обсуждение

Температура тела и общее самочувствие нормализовались в основной группе на 2-е сутки (1,8±0,2), а в группе сравнения на 3—4-е сутки (2,9±0,4) (t=10,6, р<0,05).

Отсутствие отека мягких тканей и гиперемии кожного покрова вокруг раны отмечалось в основной группе в среднем к 4,2±1,8 суток, в контрольной к 5,4±2,6 суток (t=235, р<0,05).

На 3-е сутки средний уровень лейкоцитов крови в основной группе составил 7,2±0,4 тыс. в 1 мм3, в контрольной группе — 8,1±0,3 тыс. в 1 мм3 (t=8,18, р<0,05).

Таким образом, выявлены достоверные статистические различия в скорости стихания воспалительных явлений в основной и контрольной группах. Эти данные свидетельствуют о более выраженной динамике нормализации температурной реакции, снижения местной воспалительной реакции и уровня лейкоцитоза у пациентов основной группы.

Стерильный посев из раны на 5-е сутки в основной группе отмечен у 41,1% пациентов, в контрольной группе — только у 5,9%. В основной группе снижение бактериальной контаминации на 50% отмечено у 58,9% пациентов, а в основной — у 47,1%. Стерильный посев из раны в основной группе у 88,2% отмечен только на 10-е сутки. Также в основной группе отмечено более быстрое очищение раны от гноя и фибрина и появление грануляционной ткани (табл. 2).

Таблица 2. Показания эффективности лечения в основной и контрольной группах

Достоверные статистические различия между группами выявлены: по динамике очищения раны (χ2=14,7, p<0,05), по динамике деконтаминации раны (χ2=14,4, p<0,05), по снижению контаминации на 50% к 5-м суткам (χ2=8,2, p<0,05). Пациенты основной группы быстрее выписывались из стационара.

В большинстве случаев видовой состав флоры как в группе исследования, так и в группе сравнения был представлен монокультурой S. aureus.

В 11,8% случаях видовой состав флоры был представлен ассоциацией из 2 микроорганизмов (S. aureus в сочетании с S. Epidtrmidis, S. aureus в сочетании с E. coli) (табл. 3).

Таблица 3. Микрофлора, высеянная из гнойной полости у больных основной и контрольной групп при первичном микробиологическом исследовании

У 3 (17,6%) пациентов из контрольной группы на 5-е сутки произошла смена видового состава возбудителя. Во всех случаях в посеве обнаруживалась E. coli, что потребовало коррекции антибактериальной терапии. В основной группе вторичного инфицирования ран не отмечалось, что можно связать с меньшим количеством перевязок и более выраженным антибактериальным эффектом раневого покрытия.

Во всех случаях применения раневых покрытий пациенты основной группы отмечали удобство в использовании повязок, особенно возможность принимать душ, не боясь отклеивания повязки и попадания воды на рану, эстетичный внешний вид.

Клинические примеры

1. Пациентка Т., 47 лет, госпитализирована в хирургическое отделение с диагнозом: инфицированная рана голени. В анамнезе бытовая травма. В течение недели лечилась у хирурга поликлиники. Проводились перевязки, пероральный прием антибиотиков. Динамика отрицательная. При осмотре, в средней трети голени рана 4×2 см, глубиной до 2 см, с гнойным отделяемым. Вокруг раны отек и гиперемия (рис. 1). Температуры тела 37,8 °С.

Рис. 1. 1-е сутки, вид раны. Посев: S. Aureus 104.

Проводилась антибактериальная терапия (рис. 2). Раневое покрытие снято на 5-е сутки. Взят посев на флору. Отека и гиперемии нет. Раневой дефект уменьшился в размерах, покрыт грануляционной тканью (рис. 3). Нормализовалась температура тела и показатели общего анализа крови. Пациентка выписана на амбулаторное долечивание.

Рис. 2. Вид раны с наложенной повязкой.

Рис. 3. Вид раны на 5-е сутки. Посев стерилен.

2. Больная Т., 18 лет. Диагноз: постинъекционный абсцесс ягодичной области. При оперативном лечении эвакуировано около 20 мл густого гноя (рис. 4, 5, 6).

Рис. 4. Вид раны после вскрытия и дренирования гнойной полости. Посев из раны: Staphylococcusaureus 104.

Рис. 5. Наложена повязка.

Рис. 6. Вид раны на 5-е сутки. Посев из раны. Роста микрофлоры не выявлено. Рана с явлениями грануляции. Отека и гиперемии вокруг раны нет. Гнойного отделяемого нет. Рана уменьшилась в размерах.

Выводы

Применение современных раневых покрытий на пенной основе с технологии Гидрофайбер позволяет улучшить результаты лечения пациентов с гнойными ранами различной этиологии. По нашим данным, при использовании повязок с технологией Гидрофайбер статистически достоверно отмечается более быстрое купирование воспалительного процесса в ране и окружающих тканях, достоверно уменьшаются сроки очищения и микробной деконтаминации в гнойном очаге.

Возможность увеличения времени между перевязками при применении современных раневых покрытий с технологией Гидрофайбер, а также их антибактериальный эффект способствуют снижению риска вторичного инфицирования раны госпитальными штаммами микроорганизмов.

Применение современных раневых покрытий на пенной основе с технологией Гидрофайбер позволяет снизить сроки госпитализации, что сокращает затраты на стационарное лечение данной группы пациентов.

Пациенты основной группы отмечали удобство и приятный внешний вид повязок и возможность полноценного проведения гигиенических процедур в сравнении с пациентами контрольной группы, у которых применялся стандартный перевязочный материал, возможность полноценного проведения гигиенических процедур.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

*e-mail: r. alikhanov@mknc.ru

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.