Врожденная гемангиома (ВГ) представляет собой сосудистую (эндотелиальную) опухоль, развивающуюся у 4-10% новорожденных и примерно у 25% недоношенных детей в течение первого года жизни. При этом преимущественно поражаются девочки - соотношение девочки/мальчики 3:1 или 5:1. Локализация ВГ отличается многообразием. Как правило, они располагаются на коже в области головы, шеи или конечностей, значительно реже - на слизистых рта, глаза, промежности и желудочно-кишечного тракта, а также в паренхиматозных органах [1-3].
ВГ отличает уникальная стадийность развития. В течение первых 6-10 мес жизни они быстро увеличиваются в размерах, опережая рост ребенка (фаза пролиферации). При локализации в дерме ВГ становится более плотной и приобретает насыщенно красный цвет. К 10-12 мес жизни пролиферация ВГ замедляется и синхронизируется с ростом ребенка. После первого года жизни начинается фаза инволюции, которая характеризуется уменьшением размеров, истончением и постепенным побледнением ВГ. Полная инволюция ВГ у 50% детей завершается к 5-му году жизни, а у 70% - к 7-му. Регресс ВГ может продолжаться до 12-13 лет. Причем исходные размеры, локализация, глубина залегания и пол ребенка не оказывают на этот процесс никакого влияния. Примерно у 50% пациентов на месте ВГ могут оставаться резидуальные повреждения кожи, диспигментация, шрамы и телангиэктазы [4].
Современная лечебная тактика при ВГ формулируется как «жди и смотри». В раннем детском возрасте хирургическое вмешательство оправдано лишь тогда, когда ВГ нарушает нормальное развитие и питание ребенка или угрожает его жизни. В остальных случаях удаление ВГ проводят в основном по косметическим показаниям в период их максимальной инволюции, т.е. в возрасте 10 лет и старше [5].
Для удаления ВГ в зависимости от их локализации используют различные методы или их комбинацию. Это различные варианты термоабляции (криодеструкция, лазерная коагуляция, фотохромотерапия), вызывающие деструкцию гемангиомы и замещение ее соединительнотканным рубцом; инъекции гормонов и интерферонов, замедляющие пролиферацию эндотелиоцитов; эмболизация питающих сосудов и резекция ВГ в пределах здоровых тканей [6, 7].
Вместе с тем, будучи сосудистыми опухолями, состоящими из эндотелиальных клеток, гемангиомы подвергаются регрессии в результате проведения склеротерапии, которую при этой патологии используют казуистически редко. Между тем склеротерапия в некоторых клинических ситуациях может быть более эффективной, чем лазерная коагуляция. Это положение демонстрирует следующий клинический пример [8].
Пациентка Е., 35 лет, обратилась с жалобами на наличие множественных болезненных гемангиом по передней поверхности правого бедра. Из анамнеза известно, что множественные гемангиомы на коже правого бедра были обнаружены с рождения, но поскольку никаких беспокойств не причиняли, к 1 году жизни прекратили рост, а к 11 годам значительно уменьшились в размерах, то и специфического лечения проведено не было. В 2008 г. по эстетическим показаниям была проведена коагуляция гемангиом с помощью Nd:YAG-лазера. Сразу же после этого отмечена парадоксальная реакция - быстрое увеличение гемангиом в размерах с появлением болевого синдрома, усиливающегося при контакте с одеждой, а также несколько эпизодов кровотечения в результате травмы самой крупной гемангиомы, расположенной в области коленного сустава. При клиническом осмотре и УЗИ данных о патологии магистральных сосудов нижних конечностей не выявлено. В зоне локализации гемангиом каких-либо сосудистых образований с активным кровотоком также обнаружено не было. Внешний вид конечности до лечения представлен на рис. 1.
Учитывая пролиферативную реакцию в ответ на попытку лазерной коагуляции, было решено провести склеротерапию наиболее крупных гемангиом и криотерапию мелких. После аппликационной анестезии препаратом AneStop (Испания) в толщу двух гемангиом ввели 3% раствор этоксисклерола в виде микропены, полученной по методу Tessari, с наложением сегментарной давящей повязки, а мелкие гемангиомы обработали препаратом СryoPharma (Япония) c последующим закрытием поверхности криовоздействия антисептической повязкой. В общей сложности были проведены две процедуры с интервалом 3 мес, в результате которых достигнуто рубцевание гемангиом с формированием поверхностных соединительнотканных рубцов (рис. 2),
Приведенный клинический пример демонстрирует эффективность и безопасность комбинированного использования склеротерапии этоксисклеролом и криотерапии при лечении резидуальных поверхностных гемангиом кожи у взрослых пациентов.
Участие авторов:
Концепция и дизайн исследования - В.Б.
Написание текста - В.Б.
Сбор и обработка материала - О.Г., О.Т.
Редактирование - В.Б.