Унгурян В.М.

ОГБУЗ «Костромской клинический онкологический диспансер»

Круглов Е.А.

ОГБУЗ «Костромской онкологический диспансер»

Побединцева Ю.А.

ОГБУЗ «Костромской онкологический диспансер»

Кривые обучения в минимально инвазивной онкохирургии

Авторы:

Унгурян В.М., Круглов Е.А., Побединцева Ю.А.

Подробнее об авторах

Журнал: Эндоскопическая хирургия. 2020;26(4): 54‑58

Прочитано: 1706 раз


Как цитировать:

Унгурян В.М., Круглов Е.А., Побединцева Ю.А. Кривые обучения в минимально инвазивной онкохирургии. Эндоскопическая хирургия. 2020;26(4):54‑58.
Unguryan VM, Kruglov EA, Pobedintseva YuA. Learning curves in minimally invasive oncology. Endoscopic Surgery. 2020;26(4):54‑58. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/endoskop20202604154

Рекомендуем статьи по данной теме:

При освоении новых медицинских технологий общепринято отображать накопленный опыт с помощью построения графиков — кривых обучения [1, 2]. Быстрота и широкое распространение мини-инвазивных хирургических технологий в различных разделах клинической онкологии обусловливают необходимость детального изучения кривых обучения [3, 4]. Процесс освоения новых хирургических методик важно изучать, поскольку он связан с возможным негативным влиянием на исход операции [5, 6]. Отсутствие унифицированных подходов при внедрении новых хирургических технологий и, как следствие, низкий контроль качества выполняемых процедур может дискредитировать крупные рандомизированные проспективные исследования, что особенно актуально в онкологии [7]. В представленном обзоре дана историческая справка о развитии концепции кривой обучения в минимально инвазивной онкохирургии, рассмотрены различные формы кривых обучения, предложены методы, с помощью которых можно построить кривые обучения и описать их соответствие современной медицинской практике.

В 1936 г. T. Wright [8], авиационный инженер, опубликовал первое описание кривой обучения. Его тезис состоял в том, что скорость (эффективность) производства компонентов самолета увеличилась при увеличении опыта и квалификации рабочей силы. В промышленности показатели производительности часто очевидны, например время производства, затраты и контроль качества. Однако труднее оценить эффективность конкретной хирургической технологии в медицинской практике [9]. Существует множество определений кривых обучения в хирургии. Наиболее полное описание предложили I. Park и соавт. (2009) [10]: по мнению авторов, кривая обучения —это минимальное количество операций, которое должен выполнить хирург, чтобы воспроизвести хирургическую процедуру со стабильными показателями на основе сравнения с результатами, полученными в стационарах лучших практик [10].

Критерии обучения, связанные с освоением новой хирургической технологии, подразделяются на две категории: показатели самой хирургической операции и показатели эффективности выполненного вмешательства у пациента. Показатели хирургической процедуры включают такие факторы, как длительность (время) операции, величина кровопотери, частота конверсий и интраоперацонных осложнений [2]. Для онкологии помимо указанных факторов обязательно необходимо учитывать радикальность выполненного вмешательства [10]. Исходы для пациентов включают длительность (время) пребывания в стационаре, палате интенсивной терапии, частоту развития послеоперационных осложнений, летальность. При этом в онкологии такой показатель, как выживаемость, имеет очень большое значение [11]. Следует отметить, что анализ выживаемости обусловливает необходимость длительного периода наблюдения. Это приводит к тому, что потенциально негативные последствия лечения могут не выявляться в течение долго времени. Результаты непосредственно хирургической операции, как правило, легче анализировать, и, следовательно, они чаще используются для оценки кривых обучения, хотя они только косвенно связаны с результатами лечения [12, 13].

Стандартная кривая обучения в хирургии состоит из 4 основных точек (см. рисунок). Координата A — начало обучения. После начала освоения кривая обучения поднимается вверх, и характер этого подъема свидетельствует, насколько быстро улучшаются результаты. Данный отрезок может иметь ступенчатый характер, так как не во всех случаях происходит плавное освоение сложной процедуры [14]. Начальный этап обучения, как правило, характеризуется наиболее быстрым освоением методики. Затем оно замедляется, поскольку степень прогрессирования, достигаемая в каждом последующем случае, уменьшается по мере совершенствования техники. После этого наступает период, когда процедура может быть выполнена самостоятельно и компетентно (координата B). При наличии у команды специалистов дополнительного опыта конечный результат может улучшиться в еще большей степени, но не намного (координата C). Дальнейшее накопление опыта приводит к достижению плато (координата D). На графике также описана альтернативная кривая (пунктирная линия) которая демонстрирует временное ухудшение результатов после достижения технической компетентности [15]. Такое падение обусловлено попытками выполнить сложные процедуры, а также применением рискованных технических приемов в стандартных ситуациях, что может приводить к техническим ошибкам и, соответственно, к худшему результату [14]. С возрастом основные хирургические навыки ухудшаются, что приводит к снижению показателей кривой обучения (координата Е) [16].

Рис. Стандартная кривая обучения в хирургии.

Характер и быстрота подъема кривой обучения, как правило, прямо пропорциональны сложности осваиваемой процедуры [17]. Хирургические методы лечения в онкологии относятся к технически сложным, и достижение компетентности (координата B) наступает в более длительные сроки [18]. Кроме того, технические приемы, необходимые для выполнения эндовидеохирургических операций, в корне отличаются от таких в традиционной открытой хирургии, что приводит к дополнительному увеличению времени освоения методики [19]. В таблице представлены наиболее распространенные в онкологии мини-инвазивные операции, указаны критерии, по которым оценивалась кривая обучения, и сроки до достижения уровня плато.

Таблица. Сравнение уровней достижения плато в кривых обучения при основных минимально инвазивных онкологических операциях

Хирургическая операция

Критерии, по которым оценивалась кривая обучения

Число случаев до достижения плато

Ссылка

Минимально инвазивная эзофагэктомия (тораколапароскопическая)

Время операции

Частота развития осложнений

Число лимфатических узлов

50—70

L. Claassen, 2019 [20]

Z. Zhu, 2018 [21]

Лапароскпическая D2 гастрэктомия

Время операции

Число лимфатических узлов

40—60

J. Moon, 2015 [22]

K. Chi, 2017 [23]

Лапароскопическая панкреатодуоденальная резекция

Время операции

47—50

П.С. Тютюнник, 2015 [24]

M. Kendrick, 2010 [25]

Лапароскопическая колоректальная хирургия

Время операции

Частота развития осложнений

Конверсия доступа

50—80

P. Tekkis, 2005 [26]

S. Dincler, 2003 [27]

J. Li, 2009 [28]

Лапароскопическая гистерэктомия

Время операции

Периоперационные осложнения

30—50

A. Ghomi, 2007 [29]

B. Bojahr, 2006 [30]

Лапароскпическая нефрэктомия/ резекция почки

Время операции

80—120

M. Soulie, 2001 [31]

M.S. Jha, 2007 [32]

Видно, что не во всех случаях уровень сложности процедуры влиял на скорость обучения. Так, приемлемые периоперационные результаты при лапароскопической нефрэктомии наступали после 80 операций, а при лапароскопической панкреатодуоденальной резекции — уже после 50-й процедуры. Это может быть связано как с несоответствием исследуемых критериев, так и с отсутствием в анализе таких показателей, как предыдущий опыт хирурга, модель пациента и уровень оснащения операционных [17, 33]. Кроме того, открытым остается вопрос о самом уровне компетентности. В настоящее время нет единого определения уровня компетентности при выполнении хирургических операций, очевидно, что помимо приобретенных технических навыков в этом анализе необходимо учитывать также моральные, когнитивные и личные качества хирурга [34, 35].

Некоторые авторы для оценки эффективности накопления опыта используют метод кумулятивной суммы (CUSUM — cumulative sum), который позволяет выделить и количественно оценить различные варианты кривых обучения [36—38]. Изначально CUSUM-анализ применяли в контроле качества производственного процесса [39]. В хирургии он используется для выявления устойчивых закономерностей изменения индивидуальных показателей в сравнении с общим значением показателя [40, 41]. Графики CUSUM отображают «допустимые» колебания между исследуемым показателем (длительность операции) и общепринятым значением этого показателя. Методика CUSUM применялась при внедрении торако-лапароскопической эзофагэктомии [42], лапароскопической колоректальной хирургии [43], лапароскопической панкреатодуоденальной резекции [24] и эндоскопической онкогинекологии [44]. Мы не нашли работ, в которых использовался CUSUM-анализ при внедрении лапароскопической гастрэктомии и нефрэктомии.

Внедрение мини-инвазивных технологий в онкологию требует комплексного подхода, при этом пока очень мало работ, посвященных разработке такого рода программ [45]. В связи с этим большое значение имеют исследования, направленные на выявление факторов, которые влияют на уменьшение сроков освоения кривых обучения с более низкими показателями неблагоприятных последствий, связанных с обучением. В недавней публикации E. Gottlieb-Vedi и соавт. (2019) [46] было изучено влияние возраста и опыта хирурга на длительность освоения кривых обучения у пациентов, перенесших мини-инвазивную эзофагэктомию. Как показало исследование, у молодых хирургов и хирургов с большим профессиональным опытом кривые обучения были короче, чем у более пожилых хирургов и хирургов с меньшим опытом. Хотя данное исследование имеет ограничения, это первое свидетельство того, что отбор хирургов и их обучение в учреждениях с большим опытом может обеспечивать более безопасную реализацию внедрения таких операций. В другом исследовании, B. Shanker и соавт. (2016) [47], сравнивались результаты освоения лапароскопической колоректальной хирургии между хирургом, обладающим большим опытом «традиционных» операций при колоректальном раке, и хирургом, обладающим большим опытом эндовидеохирургических вмешательств, но не имеющим опыта «открытых» операций на толстой кишке. Как показало исследование, кривая обучения у хирурга с опытом «традиционных» операций была короче, чем у его оппонента. Кроме того, при освоении эндовидеохирургической техники было отмечено меньшее влияние внешних раздражителей (шум, некорректная работа оборудования и т.д.) в группе опытных хирургов, чем у их молодых коллег [48].

Для улучшения процесса освоения эндовидеохирургических методик широко применяются симуляционные программы, такие как упражнения на тренажерах, кадаверные курсы, виртуальные симуляторы. При этом в настоящее время нет единой, общепринятой модели трансляции полученных в симуляционных центрах навыков в практическую работу в операционной [49, 50].

Информация, полученная при анализе кривых обучения, позволяет оценивать результат конкретного специалиста и иногда хирургической бригады в целом. Современные онкологические учреждения работают в рамках междисциплинарной команды, в которую помимо хирургических специалистов входят коллеги других специальностей. Мы не нашли работ, в которых проводился бы анализ кривых обучения для групп специалистов. При этом можно предположить, что с опытом будет улучшаться не только хирургическое мастерство, но и профессионализм других членов команды [51].

Таким образом, изучение накопления опыта в мини-инвазивной онкохирургии является актуальной проблемой, и интерес к ней будет только расти. Необходимы дополнительные исследования для разработки безопасных программ внедрения эндовидеохирургических технологий в онкологическую практику.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

The authors declare no conflict of interest.

Литература / References:

  1. Hassan A, Pozzi M, Hamilton L. New surgical procedures: can we minimise the learning curve? BMJ. 2000;320(7228):171-173.  https://doi.org/10.1136/bmj.320.7228.171
  2. Cook JA, Ramsay CR, Fayers P. Using the literature to quantify the learning curve: a case study. Int J Technol Assess Health Care. 2007;23(2):255-260.  https://doi.org/10.1017/S0266462307070341
  3. Roh HF, Nam SH, Kim JM. Robot-assisted laparoscopic surgery versus conventional laparoscopic surgery in randomized controlled trials: A systematic review and meta-analysis. PLoS One. 2018;13(1):e0191628. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0191628
  4. Schout BM, Hendrikx AJ, Scherpbier AJ, Bemelmans BL. Update on training models in endourology: a qualitative systematic review of the literature between January 1980 and April 2008. Eur Urol. 2008;54(6):1247-1261. https://doi.org/10.1016/j.eururo.2008.06.036
  5. Machenzie H. National proficiency-gain curves for minimally invasive gastrointestinal cancer surgery. Br J Surg. 2016;103(1):88-96.  https://doi.org/10.1002/bjs.9963
  6. McCulloch P, Altman DG, Campbell WB, Flum DR, Glasziou P, Marshall JC, Nicholl J; Balliol Collaboration, Aronson JK, Barkun JS, Blazeby JM, Boutron IC, Campbell WB, Clavien PA, Cook JA, Ergina PL, Feldman LS, Flum DR, Maddern GJ, Nicholl J, Reeves BC, Seiler CM, Strasberg SM, Meakins JL, Ashby D, Black N, Bunker J, Burton M, Campbell M, Chalkidou K, Chalmers I, de Leval M, Deeks J, Ergina PL, Grant A, Gray M, Greenhalgh R, Jenicek M, Kehoe S, Lilford R, Littlejohns P, Loke Y, Madhock R, McPherson K, Meakins J, Rothwell P, Summerskill B, Taggart D, Tekkis P, Thompson M, Treasure T, Trohler U, Vandenbroucke J. No surgical innovation without evaluation: the IDEAL recommendations. Lancet. 2009;374(9695):1105-1112. https://doi.org/10.1016/S0140-6736(09)61116-8
  7. Evrard S. Rethinking clinical research in surgical oncology. From comic opera to quality control. Bull Cancer. 2016;103(1):87-95. [In French]. https://doi.org/10.1016/j.bulcan.2015.10.006
  8. Wright TP. Factors Affecting the Cost of Airplanes. J Aeronaut Scie. 1936;3(4):122-128.  https://doi.org/10.2514/8.155
  9. Jackson CR, Gibbin KP. ‘Per ardua...’ Training tomorrow’s surgeons using inter alia lessons from aviation. J R Soc Med. 2006;99(11):554-558.  https://doi.org/10.1258/jrsm.99.11.554
  10. Park IJ, Choi GS, Lim KH, Kang BM, Jun SH. Multidimensional analysis of the learning curve for laparoscopic colorectal surgery: lessons from 1,000 cases of laparoscopic colorectal surgery. Surg Endosc. 2009;23(4):839-846.  https://doi.org/10.1007/s00464-008-0259-4
  11. Veldkamp R, Kuhry E, Hop WC, Jeekel J, Kazemier G, Bonjer HJ, Haglind E, Påhlman L, Cuesta MA, Msika S, Morino M, Lacy AM; COlon cancer Laparoscopic or Open Resection Study Group (COLOR) Laparoscopic surgery versus open surgery for colon cancer: short-term outcomes of a randomised trial. Lancet Oncol. 2005;6(7):477-484.  https://doi.org/10.1016/S1470-2045(05)70221-7
  12. Ramsay CR, Grant AM, Wallace SA, Garthwaite PH, Monk AF, Russell IT. Assessment of the learning curve in health technologies. A systematic review. Int J Technol Assess Health Care. 2000;16(4):1095-1108.
  13. Eyers T. Laparoscopic and other colorectal trials: ethics pf the learning curve. ANZ J Surg. 2017;87(11):859.  https://doi.org/10.1111/ans.14165
  14. Hopper A.N., Jamison MH, Lewis WG. Learning curves in surgical practice. Postgrad Med J. 2007;83(986):777-779.  https://doi.org/10.1136/pgmj.2007.057190
  15. Bingener-Casey J, Richards ML, Strodel WE, Schwesinger WH, Sirinek KR. Reasons for conversion from laparoscopic to open cholecystectomy: a 10-year review. J Gastrointest Surg. 2002;6(6):800-805. 
  16. Westerman SJ, Davies DR. Acquisition and application of new technology skills: the influence of age. Occup Med (Lond). 2000;50(7):478-482.  https://doi.org/10.1093/occmed/50.7.478
  17. Khan N. Measuring the surgical «learning curve»: methods, variables and competency. BJU Int. 2014;113(3):504-508.  https://doi.org/10.1111/bju.12197
  18. Harrysson IJ, Cook J, Sirimanna P, Feldman LS, Darzi A, Aggarwal R. Systematic review of learning curves for minimally invasive abdominal surgery: a review of the methodology of data collection, depiction of outcomes, and statistical analysis. Ann Surg. 2014;260(1):37-45.  https://doi.org/10.1097/SLA.0000000000000596
  19. Grantcharov TP, Reznick RK. Teaching procedural skills. BMJ. 2008; 336:1129-1131. https://doi.org/10.1136/bmj.39517.686956.47
  20. Claassen L, van Workum F, Rosman C. Learning curve and postoperative outcomes of minimally invasive esophagectomy. J Thorac Dis. 2019;11(5):777-785.  https://doi.org/10.21037/jtd.2018.12.54
  21. Zhu ZY, Yong X, Luo RJ, Wang YZ. Clinical analysis of minimally invasive McKeown esophagectomy in a single center by a single medical group. J Zhejiang Univ Sci B. 2018;19(9):718-725.  https://doi.org/10.1631/jzus.B1800329
  22. Moon JS, Park MS, Kim JH, Jang YJ, Park SS, Mok YJ, Kim SJ, Kim CS, Park SH. Lessons learned from a comparative analysis of surgical outcomes of and learning curves for laparoscopy-assisted distal gastrectomy. J Gastric Cancer. 2015;15(1):29-38.  https://doi.org/10.5230/jgc.2015.15.1.29
  23. Chi KC, Park JM. Laparoscopic gastrectomy performed by an expert in open gastrectomy. J Gastric Cancer. 2017;17(3):237-245.  https://doi.org/10.5230/jgc.2017.17.e30
  24. Тютюнник П.С., Хатьков И.Е., Цвиркун В.В., Израилов Р.Е., Хисамов А.А., Андрианов А.В. Выбор оптимальной модели для построения кривой обучения в лапароскопической хирургии на примере панкреатодуоденальной резекции. Эндоскопическая хирургия. 2015; 21(5):45-49.  https://doi.org/10.17116/endoskop201521545-49
  25. Kendrick ML, Cusati D. Total laparoscopic pancreaticoduodenectomy: feasibility and outcome in an early experience. Arch Surg. 2010;145(1):19-23.  https://doi.org/10.1001/archsurg.2009.243
  26. Tekkis PP, Senagore AJ, Delaney CP, Fazio VW. Evaluation of the learning curve in laparoscopic colorectal surgery: comparison of right sided and left sided resections. Ann Surg. 2005;242(1):83-91.  https://doi.org/10.1097/01.sla.0000167857.14690.68
  27. Dincler S, Koller MT, Steurer J, Bachmann LM, Christen D, Buchmann P. Multidimensional analysis of learning curve in laparoscopic sigmoid resection: 8-year results. Dis Colon Rectum. 2003;46(10):1278-1279. https://doi.org/10.1007/s10350-004-6752-5
  28. Li JC, Hon SS, Ng SS, Lee JF, Yiu RY, Leung KL. The learning curve for laparoscopic colectomy: experience of a surgical fellow in a university colorectal unit. Surg Endosc. 2009;23(7):1603-1608. https://doi.org/10.1007/s00464-009-0497-0
  29. Ghomi A. Assessing the learning curve for laparoscopic supracervical hysterectomy. JSLS. 2007;11(2):190-194. 
  30. Bojahr B, Raatz D, Schonleber, Abri C, Ohlinger R. Perioperative complication rate in 1706 patients after a standardized laparoscopic supracervical hysterectomy technique. J Minim Invasive Gynecol. 2006;13(3):183-189.  https://doi.org/10.1016/j.jmig.2006.01.010
  31. Soulie M, Seguin P, Richeux L, Mouly P, Vazzoler N, Pontonnier F, Plante P. Urological complications of laparoscopic surgery: Experience with 350 procedures at a single center. J Urol. 2001;165:1960-1963.
  32. Jha MS, Gupta N, Agrawal S, Ansari MS, Dubey D, Mandhani A, Srivastava A, Kumar A, Kapoor R. Single-centre experience of laparoscopic nephrectomy: Impact of learning curve on outcome. Indian J Urol. 2007; 23(3):253-256.  https://doi.org/10.4103/0970-1591.33719
  33. Kolozsvari NO, Kaneva P, Brace C, Chartrand G, Vaillancourt M, Cao J, Banaszek D, Demyttenaere S, Vassiliou MC, Fried GM, Feldman LS. Mastery versus the standard proficiency target for basic laparoscopic skill training: effect on skill transfer and retention. Surg Endosc. 2011;25(7):2063-2070. https://doi.org/10.1007/s00464-011-1743-9
  34. Epstein RM, Hundert EM. Defining and assessing professional competence. JAMA. 2002;287(2):226-235.  https://doi.org/10.1001/jama.287.2.226
  35. Bhatti NI, Cummings CW. Competency in surgical residency training: defining and raising the bar. Acad Med. 2007;82(6):569-573.  https://doi.org/10.1097/ACM.0b013e3180555bfb
  36. Wang Q, Wu Z, Chen G, Zhang S, Shen G, Wu M. Two-stage indicators to assess learning curves for minimally invasive Ivor Lewis esophagectomy. Thorac Cardiovasc Surg. 2018;66(5):362-369. 
  37. van Workum F, Stenstra MHBC, Berkelmans GHK. Learning curve and associated morbidity of minimally invasive esophagectomy: a retrospective multicenter study. Ann Surg. 2019;269:88-94.  https://doi.org/10.1055/s-0036-1593408
  38. Мурашко Р.А., Ермаков Е.А., Уваров И.Б. Робот-ассистированные и лапароскопические операции при колоректальном раке: кривая обучения и непосредственные результаты. Онкологическая колопроктология. 2017;7(3);25-34.  https://doi.org/10.17650/2220-3478-2017-7-3-25-34
  39. Grigg OA, Farewell VT, Spiegelhalter DJ. Use of risk‐adjusted CUSUM and RSPRT charts for monitoring in medical contexts. Stat Methods Med Res. 2003;12(2):147-170.  https://doi.org/10.1177/096228020301200205
  40. Biau DJ, Resche-Rigon M, Godiris-Petit G, Nizard RS, Porcher R. Quality control of surgical and interventional procedures: a review of the CUSUM. Qual Saf Health Care. 2007;16(3):203-207.  https://doi.org/10.1136/qshc.2006.020776
  41. Young A, Miller JP, Azarow K. Establishing learning curves for surgical residents using Cumulative Summation (CUSUM) Analysis. Curr Surg. 2005;62(3):330-334.  https://doi.org/10.1016/j.cursur.2004.09.016
  42. Okamura A, Watanabe M, Fukudome I, Yamashita K, Yuda M, Hayami M, Imamura Y, Mine S. Surgical team proficiency in minimally invasive esophagectomy is related to case volume and improves patient outcomes. Esophagus. 2018;15(2):115-121.  https://doi.org/10.1007/s10388-018-0607-y
  43. Toledano Trincado M, Sánchez Gonzalez J, Blanco Antona F, Martín Esteban ML, Colao García L, Cuevas Gonzalez J, Mayo Iscar A, Blanco Alvarez JI, Martín del Olmo JC. How to reduce the laparoscopic colorectal learning curve. JSLS. 2014;18(3). pii: e2014.0032. https://doi.org/10.4293/JSLS.2014.00321
  44. Heo YJ, Kim S, Min KJ, Lee S, Hong JH, Lee JK, Lee NW, Song JY. The comparison of surgical outcomes and learning curves of radical hysterectomy by laparoscopy and robotic system for cervical cancer: an experience of a single surgeon. Obstet Gynecol Sci. 2018;61(4):468-467.  https://doi.org/10.5468/ogs.2018.61.4.468
  45. Harris C, Garrubba M, Allen K, King R, Kelly C, Thiagarajan M, Castleman B, Ramsey W, Farjou D. Development, implementation and evaluation of an evidence-based program for introduction of new health technologies and clinical practices in a local healthcare setting. BMC Health Serv Res. 2015;15:575.  https://doi.org/10.1186/s12913-015-1178-4
  46. Gottlieb-Vedi E, Mackenzie H, van Workum F, Rosman C, Lagergren P, Markar S, Lagergren J. Surgeon Volume and Surgeon age in relation to proficiency gain curvies for prognosis following surgery for esophageal cancer. Ann Surg Oncol. 2019;26(2):497-505.  https://doi.org/10.1245/s10434-018-6869-8
  47. Shanker BA, Soliman M, Williamson P, Ferrara A. Laparoscopic colorectal training gap in colorectal and surgical residents. JSLS. 2016;20(3). pii: e2016.00024. https://doi.org/10.4293/JSLS.2016.00024
  48. Hsu KE, Man FY, Gizicki RA, Feldman LS, Fried GM. Experienced surgeons can do more than one thing at a time: effect of distraction on performance of a simple laparoscopic and cognitive task by experienced and novice surgeons. Surg Endosc. 2008;22(1):196-201.  https://doi.org/10.1007/s00464-007-9452-0
  49. Issenberg SB, McGaghie WC, Petrusa ER, Lee GD, Scalese RJ. Features and uses of high-fidelity medical simulations that lead to effective learning: a BEME systematic review. Med Teach. 2005;27(1):10-28.  https://doi.org/10.1080/01421590500046924
  50. Sutherland LM, Middleton PF, Anthony A, Hamdorf J, Cregan P, Scott D, Maddern GJ. Surgical simulation: a systematic review. Ann Surg. 2006; 243(3):291-300.  https://doi.org/10.1097/01.sla.0000200839.93965.26
  51. MacKenzie CL, Ibbotson JA, Cao CG, Lomax AJ. Hierarchical decomposition of laparoscopic surgery: a human factors approach to investigating the operating room environment. Minim Invasive Ther Allied Technol. 2001;10(3):121-127.  https://doi.org/10.1080/136457001753192222

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.