Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Сумин С.А.

ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет» Минздрава России

Ярославкин Р.А.

Кировская коллегия адвокатов города Курска Адвокатской палаты Курской области

Шаповалов К.Г.

ФГБОУ ВО «Читинская государственная медицинская академия» Минздрава России

Изменения в нормативном регулировании судебно-медицинской экспертной деятельности в 2024 году и что при этом необходимо знать врачам — анестезиологам-реаниматологам, участвующим в проведении комплексных судебно-медицинских экспертиз

Авторы:

Сумин С.А., Ярославкин Р.А., Шаповалов К.Г.

Подробнее об авторах

Прочитано: 1161 раз


Как цитировать:

Сумин С.А., Ярославкин Р.А., Шаповалов К.Г. Изменения в нормативном регулировании судебно-медицинской экспертной деятельности в 2024 году и что при этом необходимо знать врачам — анестезиологам-реаниматологам, участвующим в проведении комплексных судебно-медицинских экспертиз. Анестезиология и реаниматология. 2024;(6):104‑109.
Sumin SA, Yaroslavkin RA, Shapovalov KG. Legal regulation of forensic medical examinations in 2024 and necessary data for anesthesiologists involved in these procedures. Russian Journal of Anesthesiology and Reanimatology. 2024;(6):104‑109. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/anaesthesiology2024061104

Рекомендуем статьи по данной теме:

Введение

Проведение отдельных видов медицинских экспертиз является одной из трудовых функций врача — анестезиолога-реаниматолога, трудовая функция 3.2.5 Профессионального стандарта «Врач — анестезиолог-реаниматолог», утвержденного Приказом Минтруда России от 27.08.2018 №554н [1].

Виды медицинских экспертиз перечислены в части 2 статьи 58 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее ФЗ №323) и включают в себя судебно-медицинскую экспертизу (п. 4) и экспертизу качества медицинской помощи (п. 6) [2].

Судебно-медицинская экспертиза проводится в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу, в медицинских организациях экспертами в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной судебно-экспертной деятельности (ч. 1 ст. 62 ФЗ №323).

Порядок проведения судебно-медицинской экспертизы устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ч. 2 ст. 62 ФЗ №323).

В настоящее время действует Порядок организации и производства судебно-медицинских экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях Российской Федерации, утвержденный Приказом Минздрава России от 12.05.2010 №346н [3].

Экспертиза качества медицинской помощи проводится в целях выявления нарушений при оказании медицинской помощи, в том числе оценки своевременности ее оказания, правильности выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, степени достижения запланированного результата (ч. 1 ст. 64 ФЗ №323).

Критерии оценки качества медицинской помощи формируются по группам заболеваний или состояний на основе соответствующих порядков оказания медицинской помощи и клинических рекомендаций и утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ч. 2 ст. 64 ФЗ №323).

В настоящее время действуют Критерии оценки качества медицинской помощи, утвержденные Приказом Минздрава России от 10.05.2017 №203н [4].

Приведенное выше «правовое вступление» демонстрирует следующий факт: судебно-медицинская экспертиза и экспертиза качества медицинской помощи по ФЗ №323 являются самостоятельными видами медицинских экспертиз, проведение которых регламентировано разными подзаконными нормативными правовыми актами. И если экспертиза качества медицинской помощи представляет собой выявление нарушений конкретных нормативных требований Критериев оценки качества медицинской помощи, то действующий Порядок организации и производства судебно-медицинских экспертиз прямо не обязывает экспертов, участвующих в проведении комплексных судебно-медицинских экспертиз по делам, связанным с неблагоприятными исходами заболеваний и неблагоприятными результатами оказания медицинской помощи, обосновывать выводы конкретными нормативными документами [5—7].

Данный факт порождает проблему субъективизма выводов, когда привлеченные в качестве экспертов врачи профильных специальностей оценивают оказанную медицинскую помощь и ее результат на соответствие собственному мнению, а не на соответствие требованиям нормативных документов [8, 9].

Цель обзора — повысить качество заключения, оформляемого врачами — анестезиологами-реаниматологами, участвующими в проведении комплексных судебно-медицинских экспертиз.

Пример из заключения экспертов, на основании которого врачу предъявлено обвинение в причинении тяжкого вреда здоровью по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей (ч. 2 ст. 118 УК РФ).

Комплексная судебно-медицинская экспертиза проведена в 2022—2023 гг. в БУЗ ВО «Воронежское областное бюро судебно-медицинской экспертизы».

В числе поставленных следователем вопросов были следующие:

— Имелись ли показания к госпитализации пациентки? Если да, то в каком периоде наблюдения?

— В полном ли объеме проведены диагностические и лечебные мероприятия?

— Можно ли было избежать неблагоприятного исхода при своевременном, правильном, адекватном, квалифицированном, специализированном оказании медицинской помощи, включая диагностические, лечебно-диагностические и реанимационные мероприятия?

— Имеются ли дефекты (недостатки) оказания медицинской помощи, если да, то какие именно?

— Какие конкретные недостатки, дефекты и нарушения (при их наличии) стандартов оказания медицинской помощи, связанные с наблюдением, обследованием, проведением иных медицинских процедур, консилиумов и лечением, допущены конкретными медицинскими работниками и состоят ли данные недостатки, дефекты и нарушения (в случае их выявления) в прямой причинно-следственной связи со смертью?

Из ответа экспертов на указанные вопросы:

Данные вопросы, а также подавляющее большинство нижеизложенных, ориентированы на оценку качества медицинской помощи, оказанной [ФИО], и не соответствуют предмету, цели и задаче судебно-медицинской экспертизы.

Для разрешения таких вопросов, в том числе для оценки недостатков (дефектов) и нарушений оказания медицинской помощи, сличения оказанной медицинской помощи с требованиями, предусмотренными государственными стандартами, порядками, положениями, установками и другими документами, оценки правильности, своевременности, полноты объема и эффективности оказанной медицинской помощи и оформления медицинской документации, показаний к госпитализации, а также выяснения формальных, не оказавших влияния на исход недостатков, законодательством предусмотрен особый вид экспертизы — экспертиза качества медицинской помощи, которая проводится с целью совершенствования медицинской помощи в рамках взаимоотношений медицинской организации с Фондом обязательного медицинского страхования.

При производстве судебно-медицинской экспертизы задачей экспертов является содействие правосудию в установлении обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу, посредством разрешения вопросов, требующих специальных знаний, при этом оценке подлежит исполнение медицинскими работниками профессиональных обязанностей с позиции с позиции его надлежащего или ненадлежащего характера.

Комментарий. Следователь определил обстоятельства, подлежащие доказыванию по конкретному делу путем проведения судебно-медицинской экспертизы, и сформулировал юридически значимые вопросы к экспертам. Формально решение части этих вопросов, связанных с выявлением нарушений нормативных документов при оказании медицинской помощи, правильности выбора методов диагностики и лечения, в силу ч. 1 ст. 64 ФЗ №323 представляет собой экспертизу качества медицинской помощи. Однако эти вопросы поставлены следователем в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу, то есть их решение в силу ч. 1 ст. 62 ФЗ №323 одновременно представляет собой судебно-медицинскую экспертизу.

Уклонившись от ответов на указанные выше вопросы, эксперты были неправы, что подтверждается взаимосвязанными положениями:

1) части 1 статьи 37 ФЗ №323-ФЗ, в которой сказано, что медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается: (1) в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; (2) в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями; (3) на основе клинических рекомендаций; (4) с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;

2) пункта 25 Порядка организации и производства судебно-медицинских экспертиз, в соответствии с которым: «Приступив к производству экспертизы, эксперт использует медицинские технологии, разрешенные к применению на территории Российской Федерации, а также другие рекомендованные экспертные методики и имеющиеся в распоряжении государственных судебно-экспертных учреждений технические средства для объективного, всестороннего, полного, строго научно обоснованного решения поставленных перед ним вопросов»;

3) методических рекомендаций «Порядок проведения судебно-медицинской экспертизы и установления причинно-следственных связей по факту неоказания или ненадлежащего оказания медицинской помощи», утвержденных директором ФГБУ «Российский центр судебно-медицинской экспертизы» Минздрава России 21.06.2017, в которых говорится: «Проводя судебно-медицинскую экспертизу по так называемому «врачебному делу», экспертная комиссия в первую очередь должна анализировать соблюдение при оказании медицинской помощи пациенту порядков оказания медицинской помощи, стандартов медицинской помощи и клинических рекомендаций (протоколов лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, разработанных и утвержденных в соответствии с частью 2 статьи 76 ФЗ-323. При проведении судебно-медицинской экспертизы по так называемому «врачебному делу» экспертная комиссия в обязательном порядке должна руководствоваться критериями оценки качества медицинской помощи, утвержденными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти — Министерством здравоохранения Российской Федерации» [10].

В этом году произойдут изменения в нормативном регулировании судебно-медицинской экспертной деятельности, которые должны устранить данную проблему.

А именно, с 1 сентября 2024 г. вступает в силу приказ Минздрава России от 25.09.2023 №491н «Об утверждении Порядка проведения судебно-медицинской экспертизы» [11].

Одновременно с указанной даты утрачивает силу действующий в настоящее время Приказ Минздравсоцразвития России от 12.05.2010 №346н «Об утверждении Порядка организации и производства судебно-медицинских экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях Российской Федерации».

Вступающий в силу с 1 сентября 2024 г. Порядок проведения судебно-медицинской экспертизы содержит приложение №29 под названием «Правила организации деятельности отделения судебно-медицинской экспертизы по материалам дела и проведения судебно-медицинской экспертизы по материалам дела», которое существенно отличается от требований действующего в настоящее время Порядка организации и производства судебно-медицинских экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях Российской Федерации.

Эти отличия заключаются в следующем (далее будут приведены пункты указанного выше приложения №29 к Порядку проведения судебно-медицинской экспертизы).

Во-первых, вводится новая формулировка «экспертиза по делам о качестве медицинской помощи».

В пункте 5 указано: «К проведению экспертиз по делам об определении степени утраты трудоспособности и степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека, в случаях прерывания беременности, потери производительной способности, возникновения психического расстройства, заболевания наркоманией или токсикоманией, экспертиз по делам о качестве медицинской помощи привлекаются другие эксперты (сотрудники образовательных, медицинских и научных организаций), не состоящие в штате судебно-экспертной организации, если их специальные знания необходимы для дачи заключения эксперта (далее — другие эксперты)...».

Во-вторых, конкретизируются объекты исследования.

Согласно пункту 6, при проведении экспертизы по делам о качестве медицинской помощи изучаются:

— материалы уголовных, гражданских дел, материалы проверок сообщений о преступлениях, материалы административных дел;

— оригиналы медицинских документов на бумажных носителях и (или) в виде электронных документов, отражающие состояние здоровья лица, в отношении которого проводится экспертиза, и оказанную ему медицинскую помощь;

— заверенные копии медицинских документов на бумажных носителях (в случае невозможности представления оригиналов, о чем орган или лицо, назначившее экспертизу, уведомляет руководителя судебно-экспертной организации);

— результаты лабораторных, инструментальных, патологоанатомических и иных диагностических исследований, представленные на бумажных носителях и (или) в виде электронных документов, в том числе рентгенограммы, рентгеновские компьютерные томограммы, магнитно-резонансные томограммы, результаты выполнения других лучевых исследований, с обязательным их описанием в отдельном разделе заключения эксперта;

— гистологические препараты (микропрепараты, парафиновые блоки, влажный архив) прижизненного биопсийного и операционного материала, а также органов и тканей трупа;

— иные материалы, представленные органом или лицом, назначившим экспертизу.

В-третьих, приводятся требования к квалификации привлекаемых в качестве экспертов лиц, не состоящих в штате судебно-экспертной организации, так называемых других экспертов.

В соответствии с пунктом 8 другие эксперты, привлекаемые к проведению экспертизы по делам о качестве медицинской помощи, должны:

— иметь образование, предусмотренное квалификационными требованиями к медицинским и фармацевтическим работникам, и пройденную аккредитацию специалиста или сертификат специалиста по специальности, необходимой для выполнения заявленных соискателем лицензии работ (услуг);

— соответствовать квалификационным требованиям к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием, а также требованиям соответствующего профессионального стандарта и обладать специальными знаниями, необходимыми для дачи заключения эксперта.

Применительно к квалификационным требованиям данный пункт содержит ссылку на Приказ Минздрава России от 02.05.2023 №206н «Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием».

В-четвертых, закрепляется обязанность экспертов обосновывать выводы нормативными правовыми актами.

Об этом в пункте 9 дословно сказано так: «При проведении экспертизы по делам о качестве медицинской помощи ответы на вопросы, касающиеся оказанной медицинской помощи, формулируются с обязательной ссылкой на действующие в момент оказания медицинской помощи нормативные правовые акты (в том числе порядки оказания медицинской помощи, правила проведения лабораторных, инструментальных, патолого-анатомических и иных видов диагностических исследований, положения об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, порядки организации медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, порядки проведения медицинских экспертиз, диспансеризации, диспансерного наблюдения, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований), а также клинические рекомендации».

При определении действующих в момент оказания медицинской помощи нормативных правовых актов врачам — анестезиологам-реаниматологам, участвующим в проведении комплексных судебно-медицинских экспертиз, необходимо учитывать следующее.

Во-первых, согласно ч. 3 ст. 15 Конституции Российской Федерации, любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения [12].

Это означает, что эксперт обязан обосновывать свои выводы только официально опубликованными нормативными правовыми актами.

Узнать источник публикации и сроки действия нормативного правового акта можно с помощью, например, справочной правовой системы «КонсультантПлюс» в рубрике «Справка к документу».

Во-вторых, в силу ст. 68 Трудового кодекса Российской Федерации при приеме на работу (до подписания трудового договора) работодатель обязан ознакомить работника под роспись с правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами, непосредственно связанными с трудовой деятельностью работника, коллективным договором [13].

Это означает, что при обосновании выводов локальными нормативными актами (должностной инструкцией конкретного врача, внутренним положением медицинской организации об отделении и т.д.) эксперт обязан располагать информацией об ознакомлении работника с этими локальными нормативными актами.

При этом необходимо помнить, что эксперт не вправе самостоятельно собирать материалы для экспертного исследования (п. 2 ч. 4 ст. 57 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, ч. 2 ст. 85 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 16 Федерального закона от 31.05.2001 №73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации») [14—16].

Если в представленных на экспертизу материалах отсутствует информация об ознакомлении врача, результаты оказания которым медицинской помощи являются предметом экспертизы, и при этом необходимо обосновать выводы локальными нормативными правовыми актами, которыми должен был руководствоваться этот врач, то эксперт вправе заявить лицу или органу, назначившему экспертизу, ходатайство о предоставлении соответствующей информации (п. 2 ч. 3 ст. 57 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, ч. 3 ст. 85 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

В-третьих, о применении стандартов медицинской помощи и клинических рекомендаций. При использовании стандартов медицинской помощи и клинических рекомендаций для обоснования выводов необходимо учитывать положения ч. 16 ст. 37 ФЗ №323 о том, что в целях единообразного применения порядков оказания медицинской помощи, клинических рекомендаций и стандартов медицинской помощи при необходимости уполномоченным федеральным органом исполнительной власти могут издаваться соответствующие разъяснения.

Относительно применения стандартов медицинской помощи Минздравом России официально сообщено:

«Клинические рекомендации не следует путать со стандартами медицинской помощи. Стандарты — это технологические карты, разработанные на основе клинических рекомендаций, представляющие собой перечень услуг, лекарств, медицинских изделий и других компонентов лечения, которые могут использоваться при конкретном заболевании, с усредненными частотой и кратностью их представления в группе больных с данным заболеванием. Стандарты не могут использоваться лечащим врачом: это документы, используемые организаторами здравоохранения для планирования и экономических расчетов, в частности при подготовке программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи» [17].

Из процитированных разъяснений Минздрава России можно заключить, что поскольку стандарты медицинской помощи предназначены для планирования и экономических расчетов, то они не подлежат применению при судебно-медицинской экспертной оценке медицинской помощи, оказанной врачами как физическими лицами — работниками медицинских организаций, но должны учитываться при оценке выполнения обязательных требований к организации оказания медицинской помощи медицинскими организациями как юридическими лицами.

Особенности применения клинических рекомендаций регулируются следующими правовыми нормами:

1) согласно ч. 13 ст. 37 ФЗ №323 клинические рекомендации, одобренные научно-практическим советом и утвержденные медицинскими профессиональными некоммерческими организациями, размещаются на официальном сайте уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сети Интернет;

2) в силу ч. 1.1 ст. 37 ФЗ №323 переход медицинских организаций к оказанию медицинской помощи на основе клинических рекомендаций, разработанных и утвержденных в соответствии с частями 3, 4, 6—9 и 11 настоящей статьи, осуществляется поэтапно в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не позднее 1 января 2025 г.;

3) в соответствии с Правилами поэтапного перехода медицинских организаций к оказанию медицинской помощи на основе клинических рекомендаций, разработанных и утвержденных в соответствии с частями 3, 4, 6—9 и 11 статьи 37 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.2021 №1968, с изменениями, внесенными Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.03.2024 №299, клинические рекомендации применяются следующим образом:

— клинические рекомендации, размещенные на официальном сайте Министерства здравоохранения Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее — официальный сайт) до 1 сентября 2021 г., применяются с 1 января 2022 г.;

— клинические рекомендации, размещенные на официальном сайте до 1 июня 2022 г., применяются с 1 января 2023 г.;

— клинические рекомендации, размещенные на официальном сайте до 1 января 2024 г., применяются с 1 января 2024 г.;

— клинические рекомендации, размещенные на официальном сайте после 1 января 2024 г., применяются с 1 января 2025 г. [18].

Таким образом, для обоснования выводов конкретными клиническими рекомендациями эксперт обязан установить:

1) когда они размещены в электронном рубрикаторе клинических рекомендаций на сайте Минздрава России;

2) подлежали ли применению эти клинические рекомендации в момент оказания медицинской помощи в соответствии с Правилами поэтапного перехода медицинских организаций к оказанию медицинской помощи на основе клинических рекомендаций.

Выводы

1. Компетентное участие врачей — анестезиологов-реаниматологов в проведении комплексных судебно-медицинских экспертиз по делам, связанным с неблагоприятными исходами заболеваний и неблагоприятными результатами оказания медицинской помощи, требует знания приведенных в статье правовых норм.

2. Цели и порядок проведения комплексных судебно-медицинских экспертиз по делам, связанным с неблагоприятными исходами заболеваний и неблагоприятными результатами оказания медицинской помощи, позволяют считать экспертизу качества медицинской помощи обязательным элементом судебно-медицинской экспертизы по данной категории дел.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Литература / References:

  1. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 27.08.2018 №554н «Об утверждении профессионального стандарта «Врач — анестезиолог-реаниматолог». Ссылка активна на 02.10.24.  https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_306918
  2. Федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ (ред. от 25.12.2023) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 05.01.2024). Ссылка активна на 02.10.24.  https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121895
  3. Приказ Минздравсоцразвития Российской Федерации от 12.05.2010 №346н «Об утверждении Порядка организации и производства судебно-медицинских экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях Российской Федерации». Ссылка активна на 02.10.24.  https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_103821/2ff7a8c72de3994f30496a0ccbb1ddafdaddf518
  4. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10.05.2017 №203н «Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи». Ссылка активна на 02.10.24.  https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216975
  5. Сумин С.А., Ярославкин Р.А., Шаповалов К.Г. Рекомендации о составлении выводов врачом-анестезиологом-реаниматологом, участвующим в комплексных судебно-медицинских экспертизах. Анестезиология и реаниматология. 2020;(3):76-83.  https://doi.org/10.17116/anaesthesiology202003176
  6. Сумин С.А., Горбачев В.И., Ярославкин Р.А., Шаповалов К.Г., Нетёсин Е.С. Юридическое преследование врача. Этапы и защита. М.: Медицинское информационное агентство; 2021.
  7. Шаповалов К.Г., Сумин С.А. Проблемы экспертной оценки медицинской помощи. Вестник анестезиологии и реаниматологии. 2023; 20(1):52-56.  https://doi.org/10.24884/2078-5658-2023-20-1-52-56
  8. Сумин С.А., Ярославкин Р.А., Шаповалов К. Г. Рекомендации по выполнению судебно-медицинской экспертной оценки неблагоприятных исходов заболеваний и неблагоприятных результатов оказания медицинской помощи по профилю «анестезиология и реаниматология». Анестезиология и реаниматология. 2023;(5):65-73.  https://doi.org/10.17116/anaesthesiology202305165
  9. Сумин С.А., Горбачев В.И., Ярославкин Р.А. Судебно-медицинская экспертная оценка неблагоприятных исходов заболеваний и неблагоприятных результатов оказания медицинской помощи по профилю «Анестезиология и реаниматология». М.: Медицинское информационное агентство; 2024.
  10. Порядок проведения судебно-медицинской экспертизы и установления причинно-следственных связей по факту неоказания или ненадлежащего оказания медицинской помощи. Методические рекомендации (утв. ФГБУ «Российский центр судебно-медицинской экспертизы» Минздрава России 21.06.2017). Ссылка активна на 02.10.24.  https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_319900
  11. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 25.09.2023 №491н «Об утверждении Порядка проведения судебно-медицинской экспертизы». Ссылка активна на 02.10.24.  https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_460465/2ff7a8c72de3994f30496a0ccbb1ddafdaddf518
  12. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). Ссылка активна на 02.10.24.  https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399
  13. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 №197-ФЗ (ред. от 14.02.2024). Ссылка активна на 02.10.24.  https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683
  14. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 №174-ФЗ (ред. от 14.02.2024). Ссылка активна на 02.10.24.  https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34481
  15. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 №138-ФЗ (ред. от 25.12.2023, с изм. от 25.01.2024). Ссылка активна на 02.10.24.  https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_39570
  16. Федеральный закон от 31.05.2001 №73-ФЗ (ред. от 01.07.2021) «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации». Ссылка активна на 02.10.24.  https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_31871
  17. Сообщение пресс-службы Минздрава России. 05.09.2017 [Электронный ресурс]. Ссылка активна на 02.10.24.  https://www.rosminzdrav.ru/news/2017/09/05/6045-soobschenie-press-sluzhby-minzdrava-rossii
  18. Постановление Правительства Российской Федерации от 17.11.2021 №1968 (ред. от 14.03.2024) «Об утверждении Правил поэтапного перехода медицинских организаций к оказанию медицинской помощи на основе клинических рекомендаций, разработанных и утвержденных в соответствии с частями 3, 4, 6—9 и 11 статьи 37 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Ссылка активна на 02.10.24.  https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_400730

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.