Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Семенова Н.Б.

ФГБНУ «Федеральный исследовательский центр «Красноярский научный центр Сибирского отделения Российской академии наук» — НИИ медицинских проблем Севера

Психокоррекция подростков с проявлениями суицидального поведения методом когнитивно-поведенческой терапии предотвращения самоубийств

Авторы:

Семенова Н.Б.

Подробнее об авторах

Просмотров: 2701

Загрузок: 157


Как цитировать:

Семенова Н.Б. Психокоррекция подростков с проявлениями суицидального поведения методом когнитивно-поведенческой терапии предотвращения самоубийств. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2022;122(3):98‑105.
Semenova NB. Psychocorrection of adolescents with suicidal behavior with the CBT-SP method. S.S. Korsakov Journal of Neurology and Psychiatry. 2022;122(3):98‑105. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/jnevro202212203198

Рекомендуем статьи по данной теме:
Пер­спек­тив­ные под­хо­ды к па­то­ге­не­ти­чес­кой те­ра­пии бо­ко­во­го ами­от­ро­фи­чес­ко­го скле­ро­за. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2024;(4):13-21
К воп­ро­су о ран­ней ди­аг­нос­ти­ке зло­ка­чес­твен­ных но­во­об­ра­зо­ва­ний ко­жи при про­ве­де­нии ме­ди­цин­ских ос­мот­ров. Кли­ни­чес­кая дер­ма­то­ло­гия и ве­не­ро­ло­гия. 2024;(2):161-167
Струк­тур­но-фун­кци­ональ­ное сос­то­яние щи­то­вид­ной же­ле­зы у де­тей и под­рос­тков с гнез­дной ало­пе­ци­ей по дан­ным ла­бо­ра­тор­но­го и ультраз­ву­ко­во­го об­сле­до­ва­ния. Кли­ни­чес­кая дер­ма­то­ло­гия и ве­не­ро­ло­гия. 2024;(2):214-220
Ре­ци­див пер­вич­ной ме­ди­ас­ти­наль­ной B-круп­нок­ле­точ­ной лим­фо­мы с изо­ли­ро­ван­ным по­ра­же­ни­ем цен­траль­ной нер­вной сис­те­мы: фак­то­ры рис­ка и по­иск пер­со­на­ли­зи­ро­ван­ной те­ра­пии. Он­ко­ло­гия. Жур­нал им. П.А. Гер­це­на. 2024;(2):39-45
Осо­бен­нос­ти та­ба­ко­ку­ре­ния у сов­ре­мен­ных го­род­ских под­рос­тков-школь­ни­ков. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(4):52-59
Мес­тное при­ме­не­ние ги­по­тен­зив­ных пре­па­ра­тов с целью про­фи­лак­ти­ки по­вы­ше­ния уров­ня внут­риг­лаз­но­го дав­ле­ния пос­ле ин­тра­вит­ре­аль­ных инъек­ций ан­ти-VEGF-пре­па­ра­тов. Вес­тник оф­таль­мо­ло­гии. 2024;(2-2):73-79
Вли­яние тех­но­ло­гий ис­кусствен­но­го ин­тел­лек­та на дли­тель­ность про­ве­де­ния двой­но­го чте­ния мам­мог­ра­фи­чес­ких ис­сле­до­ва­ний. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(5):32-37
Фак­то­ры, ас­со­ци­иро­ван­ные с рис­ком на­ру­ше­ний пи­ще­во­го по­ве­де­ния у под­рос­тков. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(6):60-67
Со­вер­шенство­ва­ние оцен­ки фи­зи­чес­ко­го раз­ви­тия при про­фи­лак­ти­чес­ких ос­мот­рах школь­ни­ков: ре­ги­ональ­ный опыт. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(6):74-78
Ме­то­ды эко­но­ми­чес­кой оцен­ки эф­фек­тив­нос­ти ле­че­ния эн­до­вас­ку­ляр­но­го зак­ры­тия от­кры­то­го оваль­но­го ок­на для вто­рич­ной про­фи­лак­ти­ки крип­то­ген­но­го ин­суль­та. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(6):105-110

Суицидальное поведение (СП) подростков является одной из актуальных проблем общественного здравоохранения [1]. Известно, что подростки, ранее совершившие попытку суицида, подвержены повторным попыткам значительно чаще, чем те, кто ее не совершал [2, 3]. Недавние исследования по изучению психического здоровья подростков показали, что у 6% молодых людей имелись суицидальные попытки за последние 6 мес, еще у 6% — отмечались несуицидальные самоповреждения (ожоги, порезы) [4]. Дети и подростки, совершившие суицидальную попытку, нуждаются в медицинской помощи, которая включает как медикаментозное лечение, так и психотерапевтическое вмешательство. Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) на сегодняшний день является одним из немногих вмешательств, имеющих эмпирически доказанную эффективность в работе с подростками [5—9].

Когнитивно-поведенческая модель СП объясняет самоубийство как следствие сочетанного влияния трех групп факторов — когнитивных суицидальных установок, неадаптивного стиля поведения и нарушений аффективной регуляции [10]. Когнитивная модель СП у подростков основана на модели, описанной у взрослых, и сводится к тому, что вероятность суицида в ответ на стрессовую ситуацию возрастает при наличии когнитивных искажений и неадаптивного поведения в стрессовой ситуации. Доказано, что подростки, склонные к суициду, больше сфокусированы на своих проблемах, имеют меньшее количество альтернативных решений [11, 12] и неадекватный атрибутивный стиль [13]. У подростков, совершивших суицидальную попытку, выявлены особенности восприятия и мышления в виде склонности к чрезмерной генерализации, выборочной персонализации, установок приписывать исход событий внешним факторам [14]. В ситуации фрустрации у них чаще возникает субъективное ощущение неразрешимости жизненных трудностей [15], сопровождающееся нарушениями аффективной регуляции [16]. Показана роль обобщенной автобиографической памяти и связь ее с дефицитом решения межличностных проблем, негативными жизненными событиями, безнадежностью и последующим самоубийством [17]. Подтверждено влияние руминации, или навязчивого мышления как одной из предпосылок СП у молодых людей [18].

Когнитивная модель СП была подтверждена на популяционном уровне [19, 20]. При исследовании предпосылок суицидального поведения у коренных популяций Сибири, показатель самоубийств у которых в 3—10 раз превышает средний показатель по России [21], были выявлены особенности мышления в виде дисфункциональных установок, склонности к чрезмерной генерализации и субъективного ощущении неразрешимости жизненных трудностей, которые у представителей коренных популяций встречались чаще, чем у восточных славян.

Таким образом, учитывая теоретическую основу когнитивной модели СП и эмпирически доказанную эффективность КПТ, мы предлагаем использовать метод КПТ предотвращения самоубийств (КПТ-ПС) в работе с подростками, совершившими суицидальную попытку.

Цель настоящей работы — представление метода КПТ-ПС как технологии вмешательства для работы с подростками, совершившими суицидальную попытку.

Материал и методы

За период с 01.12.20 по 30.09.21 наблюдались 11 подростков (2 мальчика и 9 девочек в возрасте 12—17 лет), поступивших в детское отделение Красноярского ПНД после незавершенного суицида. Исследование соответствовало всем положениям Хельсинкской Декларации прав человека. Все подростки были из неблагополучных семей, 45,5% — испытывали эмоциональное и/или физическое насилие в семье. У всех подростков отмечалась депрессивная или смешанная тревожно-депрессивная симптоматика, подтвержденная клиническими и психологическими методами (шкала депрессии А. Бека, BDI-II; опросник тревожности А. Бека, BAI). С диагнозами F32 было 4 (36,3%) подростка; F41.2 — 4 (36,3%); F92.0 — 2 (18,2%); F43 — 1 (9,1%). После купирования острого состояния на фоне медикаментозного лечения была подключена КПТ-ПС.

Результаты

Все обследованные подростки были заинтересованы в психотерапии и при установлении контакта легко в нее включались. Как выяснилось, до проведения психотерапии молодые люди не знали, к кому могут обратиться за помощью и как это сделать. Они испытывали большую потребность в проговаривании своих переживаний и хотели поделиться ими с терапевтом. При проведении психообразовательного блока пациенты с интересом получали новые знания о своем состоянии, с удовольствием составляли план безопасности, расширяли и дополняли его в ходе лечения. В стационарных условиях объем КПТ-ПС ограничивался начальным этапом острой фазы, порой — началом среднего этапа. К сожалению, семейные сеансы не были проведены, что объяснялось объективными причинами — тяжелой эпидемиологической обстановкой в регионе вследствие пандемии коронавирусной инфекции Covid-19 и введением карантинных мер. Тем не менее применение КПТ-ПС на фоне медикаментозной терапии продемонстрировало хорошие результаты, что проявлялось в улучшении эмоционального состояния как на клиническом уровне, так и в снижении показателей депрессии по данным тестов-опросников.

После стационарного лечения пациенты выписывались под наблюдение участкового психиатра с рекомендациями продолжения КПТ-ПС, и сами подростки были в этом заинтересованы. Однако на амбулаторном этапе у некоторых подростков происходил обрыв терапии. Это было связано с непониманием родителями необходимости дальнейшего лечения, особенно при очевидном улучшении состояния ребенка при выписке из стационара. В то же время именно этот факт указывал на необходимость проведения семейной терапии в рамках КПТ-ПС, которую следует начинать в условиях стационара как можно раньше.

Характеристика метода КПТ-ПС

Метод когнитивно-поведенческой терапии предотвращения самоубийств КПТ-ПС («Cognitive Behavior Therapy-Suicide Prevention», CBT-SP) разработан коллективом авторов [22] и основывается на результатах исследования TASA («The Treatment of Adolescent Suicide Attempters»), показавшего, что использование КПТ в работе с подростками, совершившими суицидальную попытку, достоверно снижает риск суицидального поведения в дальнейшем [23]. Основные цели КПТ-ПС снижение суицидального риска, улучшение совладания со стрессами и предотвращение повторной суицидальной попытки. Центральным направлением вмешательства является выявление ближайших факторов риска и стрессовых событий, включая эмоциональные, когнитивные, поведенческие и семейные, происходившие непосредственно до и после попытки самоубийства. Планирование стратегий индивидуальной и семейной терапии рассматривается с позиции их актуальности для предотвращения дальнейшего суицидального поведения и снижения влияющих на него факторов риска.

Метод КПТ-ПС направлен на оказание помощи подросткам, недавно совершившим суицидальную попытку — не более 3 мес, или 90 дней, до вмешательства. КПТ-ПС состоит из двух фаз: острой (неотложная терапия) и продолжения. Каждая из фаз обычно длится 12 нед. Длительность общей терапии составляет около 6 мес (см. таблицу).

Примерная схема КПТ-ПС

Фаза терапии

Этапы терапии и продолжительность

Задачи

Направления терапии

Острая фаза (неотложная терапия):

12—16 еженедельных индивидуальных занятий, включая

6 семейных сеансов

Начальный (1—3-й сеанс)

Разрешение острого суицидального кризиса

1. Анализ цепочки событий

2. Планирование безопасности

3. Психообразование

4. Поиск причин для жизни

5. Концептуализация случая

Средний (4—9-й сеанс)

Тренировка поведенческих и когнитивных навыков

1. Модули индивидуальных навыков

2. Модули семейных навыков

Заключительный (10—12-й сеанс)

Предотвращение рецидива

1. Проверка эффективности приобретения навыков

2. Проверка способности справляться с ситуацией в дальнейшем

Фаза продолжения терапии: 6 занятий с урежаемой частотой в течение 12 нед

Этап сопровождения (13—18-й сеанс)

Закрепление терапии

1. Обсуждение реакций на завершение лечения

2. Обзор успешных стратегий, которые были изучены, и целей, которые были достигнуты

3. Обсуждение необходимости лечения при появлении других проблем

Острая фаза КПТ-ПС

Острая фаза КПТ-ПС состоит из трех этапов: начального, среднего и заключительного. Она включает в себя 12—16 еженедельных индивидуальных занятий, в том числе 6 семейных сеансов.

Начальный этап острой фазы направлен на разрешение острого суицидального кризиса и состоит из пяти компонентов: 1) анализ цепочки; 2) планирование безопасности; 3) психообразование; 4) поиск причин для жизни; 5) концептуализация случая. Анализ цепочки, планирование безопасности и психообразовательный блок рекомендуется выполнять на первых двух сессиях. Поиск причин для жизни и концептуализация случая обычно происходят во время третьего сеанса. Членов семьи желательно привлекать ко всем сеансам начального этапа.

Анализ цепочки — это базовая стратегия, составляющая основу КПТ-ПС. Проводится подробный анализ цепи взаимосвязанных событий, предшествующих попытке самоубийства или суицидальному кризису (СК). Анализ цепочки включает выявление факторов уязвимости и активирующих событий, связанных с СК, а также мыслей, чувств и поведения в ответ на эти события. Для проведения анализа цепочки терапевт просит подростка описать события, которые привели к попытке суицида и последовали за ней, а также подробности самой попытки. Можно использовать метафору: попросить подростка описать «кадры из фильма» про попытку самоубийства. При необходимости терапевт может попросить подростка «заморозить рамку», чтобы больше расспросить о мыслях, чувствах и поведении, которые имелись в этот момент. Часто анализ цепочки начинается с конкретного стрессового жизненного события, которое определяется пациентом. Однако терапевт может начать анализ с момента суицидальной попытки и работать в обратном направлении. Подробное описание последовательности событий, мыслей и чувств дает возможность подростку почувствовать себя понятым, способствует установлению комплаенса и облегчает дальнейшее проведение терапии. У психотерапевта при анализе цепочки формируется концептуальное представление о суицидальных наклонностях пациента и появляется возможность оценивать будущие риски. Как только цепочка будет составлена полностью, ее надо обличить в письменную форму. В ходе дальнейшей терапии цепочку можно пересматривать и редактировать.

Планирование безопасности — это метод, помогающий пациентам предотвратить очередной СК, представляет собой конкретный набор стратегий совладания и источников поддержки, к которым подросток может прибегнуть в случае ухудшения состояния [24—26]. План безопасности (ПБ) состоит из пяти разделов.

Раздел I. Распознавание предупреждающих знаков, свидетельствующих о приближении СК. Список предупреждающих знаков включает перечень конкретных ситуаций («какие могут быть ситуации»), которые являются наиболее стрессовыми для подростка. К предупреждающим знакам также относят изменения эмоционального состояния («как я это могу почувствовать») и поведения («как у меня изменится поведение»). Список помогает подростку понять, когда следует использовать ПБ.

Раздел II. Создание безопасной среды. Важно обсудить с подростком и родителями необходимость устранения любых потенциально смертельных средств из окружающей обстановки (таблетки, острые и режущие предметы, огнестрельное оружие и др.) и записать в ПБ.

Раздел III. Определение и использование внутренних стратегий совладания. Внутренние стратегии — это действия, которые проводятся с целью отвлечения от мыслей о самоубийстве. Список стратегий может быть составлен из арсенала, имеющегося у пациента, а также включать различные техники релаксации и саморегуляции, которым подростка следует обучить.

Раздел IV. Определение и использование внешних стратегий. Внешние стратегии включают получение помощи от других людей или специалистов. Подросток должен вспомнить имена друзей, родственников или других значимых людей из своего социального окружения и записать их телефоны в ПБ. В ПБ обязательно указываются имена и номера телефонов специалистов в области психического здоровья — лечащего врача, психолога или психотерапевта. Обязательно указывается номер круглосуточного телефона доверия.

Раздел V. Составление списка причин, по которым стоит жить. В заключительной части ПБ обязательно следует определить те причины, по которым подростку стоит жить. Это могут быть приятные занятия, любимые увлечения, хобби, а также животные или близкие люди, которые поддерживают у молодого человека желание к жизни.

Терапевт и пациент совместно анализируют каждый шаг ПБ, обсуждают и предусматривают любые потенциальные препятствия на пути его реализации. На первых двух сессиях может не хватить времени для составления полного ПБ. Тем не менее важно разработать элементарный ПБ (первые четыре раздела) и провести хотя бы начальный анализ цепочки, в дальнейшем их можно дорабатывать. ПБ всегда хранится там, где его можно легко найти. В составлении ПБ могут участвовать члены семьи, с которыми надо обсудить вопрос о том, как они могут помочь пациенту использовать ПБ.

В обязанности терапевта при проведении КПТ-ПС входит проведение психообразования с пациентом и семьей. Во-первых, следует объяснить подростку и родителям причину СП и роль депрессии в этом процессе. Во-вторых, следует объяснить необходимость устранения всех потенциальных летальных средств. И, наконец, необходимо ознакомить пациента и его семью с основными принципами и целями КПТ-ПС, рассказать о продолжительности и этапах терапии.

Учитывая, что риск суицида часто связан с безнадежностью, в терапии важно использовать стратегии, которые вселяют чувство надежды. Причины для жизни могут включать: 1) людей, которые заботятся о подростке; 2) приятные события, которые могут произойти в будущем; 3) занятия, которые любит делать подросток; 4) вещи, которые его волнуют; 5) мечты и планы на будущее. Подростку объясняют, что во время кризиса может быть нарушено воспоминание причин для жизни, но важно вспомнить о тех вещах, которые удерживают его. Подростку рекомендуется собрать «набор надежды», т.е. конкретное воплощение причин, по которым он хочет остаться в живых. В качестве «набора надежды» могут быть использованы фотографии близких людей, напоминания о местах, доставляющих приятные воспоминания, и др.

После первых двух сеансов терапевт разрабатывает концептуализацию случая на основе анализа цепочки. Терапевт определяет конкретные когнитивные, поведенческие, аффективные и контекстные проблемы, которые были выявлены, а затем выбирает соответствующие стратегии для решения этих проблем. Терапевт совместно с пациентом обсуждает конкретные цели снижения суицидального риска, а затем — предложенный подход. Для каждого пациента в план лечения вносятся коррективы. Приоритет в обучении конкретным навыкам должен основываться на тех навыках, которые с наибольшей вероятностью предотвратят последующую попытку самоубийства и базируются на имеющихся сильных сторонах пациента. После совместного обсуждения плана лечения его показывают семье для получения обратной связи.

Средний этап острой фазы направлен на тренировку поведенческих и когнитивных навыков и включает индивидуальные и семейные модули.

Модули индивидуальных навыков основаны на эмпирически подтвержденных когнитивно-поведенческих методах терапии. Пациенты могут освоить не все модули, а лишь самые необходимые, которые являются для них наиболее актуальными. Выбор техник осуществляется на основании анализа цепочки, концептуализации случая и выявлении дефицита навыков. Для выбора конкретных модулей индивидуальных и семейных навыков оцениваются сильные стороны подростка, выбор останавливается на тех навыках, которые с наибольшей вероятностью принесут самые быстрые и надежные результаты. Основные модули индивидуальных навыков могут включать активизацию поведения и увеличение количества приятных занятий; мониторинг настроения; методы регулирования эмоций и толерантности к стрессу; когнитивную реструктуризацию; навыки решения проблем; постановку целей; мобилизацию социальной поддержки; навыки достижения.

Цель вмешательства КПТ-ПС в семью направлена на снижение суицидального риска путем поощрения семейной поддержки, улучшения навыков решения семейных проблем и изменения внутрисемейных моделей. Модули семейных навыков могут быть реализованы как часть или дополнение к соответствующему индивидуальному модулю. Семейные вмешательства проводятся с участием подростка и его родителей, братья и сестры обычно не привлекаются. Во время проведения семейной терапии врач/психолог формирует набор модулей семейных навыков и порядок их использования. Все решения принимаются в зависимости от концептуализации случая. Основные семейные модули могут включать семейную поведенческую активацию; регуляцию эмоций в семье; решение семейных проблем; семейное общение; когнитивную перестройку семьи.

Заключительный этап острой фазы направлен на предотвращение рецидива и включает проверку эффективности приобретения навыков и способности справляться с ситуацией в дальнейшем. Задача предотвращения рецидива это метод управляемой визуализации in vivo, который состоит из пяти шагов.

Шаг I. Подготовка. Задача первого этапа состоит в повышении мотивации пациента и получении от него устного согласия. Пациента информируют о том, что он должен будет пройти весь путь суицидальной попытки заново, вспомнить свои мысли и чувства, реакцию окружающих людей и постараться как можно лучше представить, что они переживают это время.

Шаг II. Анализ индексированной попытки или суицидального кризиса. Пациента просят представить последовательность событий, которые привели к попытке, вспомнить те мысли и чувства, которые он переживал до попытки и после нее.

Шаг III. Анализ попытки или суицидального кризиса с использованием полученных навыков. Терапевт снова ведет пациента через ту же последовательность событий, но на этот раз предлагает пациенту представить, как он использует навыки, полученные в ходе терапии, и постараться справиться с событиями, чувствами и мыслями. Во время актуализации представляемой цепочки подростка просят описать последовательность событий и навыки совладания вслух, используя настоящее время. Подросткам рекомендуется репетировать, применяя навыки, полученные в ходе терапии, к ситуации, описанной в анализе цепочки, для того, чтобы добиться лучшего результата.

Шаг IV. Разбор будущего сценария высокого риска. Пациенту предлагается представить и подробно описать будущий сценарий, который может привести к кризису. Важнейшая задача заключается в том, чтобы пациент научился предвидеть, когда и как он может применить навыки, полученные в ходе терапии, в будущих ситуациях.

Шаг V. Подведение итогов и дальнейшие действия. Наконец, после того как задача предотвращения рецидивов завершена и составлены планы последующих действий, проводится подведение итогов. Пациенту предоставляется поддержка и поощрение за выполнение этой задачи. Кроме того, необходимо получить обратную связь от пациента.

Если подростку трудно выполнять задания по предотвращению рецидива, терапевт выявляет препятствия («что было сложно?»), пересматривает ранее полученные навыки или добавляет новые. В конце вмешательства и на следующих сеансах терапевт совместно с пациентом анализирует изменения, которые произошли, и навыки, которые были получены в ходе терапии. Также крайне важно рассмотреть план безопасности до того, как пациент закончит терапевтический этап по профилактике рецидива.

Фаза продолжения (или сопровождения пациента) направлена на закрепление терапии. Она длится еще 12 нед и состоит из 6 индивидуальных сеансов (с урежением) и трех сеансов семейной терапии. Терапевт просит подростка определить конкретные ожидаемые стрессовые ситуации и представить, как можно использовать полученные навыки в будущих ситуациях. Во время фазы продолжения терапевт может ввести новые навыки или продолжить помогать пациенту или его семье в обучении и использовании навыков, полученных в острой фазе. Важно подготовить пациента к колебаниям настроения и неудачам. Также надо обсудить конкретные признаки персонального риска, которые были выявлены в ходе анализа цепочки и в ходе терапии. Следует подчеркнуть важность продолжения поддерживающего лечения как для частично, так и для полностью выздоровевших подростков.

Направления индивидуальной терапии включают рассмотрение следующих вопросов: подробное обсуждение реакций подростка на завершение лечения, обзор успешных стратегий, которые были получены в ходе терапии, и целей, которые были достигнуты, обсуждение необходимости лечения при появлении других проблем, с которыми может столкнуться подросток (например, социальная тревожность, паническое расстройство, расстройство пищевого поведения и др.).

Вопросы, связанные с прекращением лечения, должны обсуждаться с семьей. На этапе сопровождения проводятся три семейных встречи, на которых рассматриваются следующие темы: анализ предупреждающих знаков симптомов депрессии и суицидальных кризисов; цели, достигнутые в терапии; влияние лечения на подростка и других членов семьи; стратегии отработки возможных эпизодов в будущем; текущая потребность в дальнейшем лечении.

Начальный этап острой фазы направлен на разрешение острого суицидального кризиса и ориентирован на состояние пациента. В дальнейшем, на протяжении среднего и конечного этапов терапии острого состояния, а также на фазе продолжения, общая структура сеансов остается одинаковой. Сеансы обычно длятся 1 ч, за исключением первых двух сессий, которые длятся 1,5 ч, потому что включают семейный компонент. Типичный сеанс КПТ-ПС начинается с того, что пациент и терапевт совместно определяют повестку дня. При составлении повестки дня следует отдавать приоритет тем проблемам, которые кажутся пациенту и терапевту наиболее угрожающими для жизни. В начале каждого сеанса терапевт оценивает настроение у подростка и проводит анализ суицидального риска, включая текущий суицидальный статус. Терапевт обсуждает с подростком, использовались ли какие-то элементы ПБ со времени последнего сеанса и нужны ли изменения в плане, чтобы улучшить его, сделав более выполнимым, применимым или более объемным. Затем подросток и терапевт просматривают материал, рассмотренный на предыдущем сеансе, и все домашние задания, выполненные после предыдущего сеанса. На каждом сеансе терапевт и пациент проводят обзор прогресса, достигнутого в терапии, и областей, которые все еще требуют внимания.

Большинство сессий КПТ-ПС посвящено обучению новым навыкам. Методология освоения навыка включает следующие направления: обоснование, объяснение и обучение навыку, использование ролевой игры во время занятия для отработки навыка, повторение ролевой игры, чтобы понять реакцию подростка (или родителей), совместную работу по разработке домашнего задания, чтобы новый навык можно было использовать в жизни пациента.

Каждое занятие заканчивается подведением итогов и соглашением о сотрудничестве по выполнению домашнего задания. Терапевт помогает подростку обобщить ключевые моменты, которые были подняты, или ключевые элементы нового обучения, которые кажутся важными для предотвращения повторения суицидальной попытки. В первые несколько сеансов терапевт может активно резюмировать содержание сеанса, но важно, чтобы подросток делал это сам по мере продолжения терапии. Кроме того, для терапевта очень важно получать обратную связь в процессе сеанса и по его окончании. Обратная связь помогает понять те аспекты, которые оказались наиболее полезными, и решить те проблемы, которые могли расстроить пациента.

Обсуждение

КПТ на сегодняшний день является одной из наиболее изученных моделей лечения пациентов, находящихся в суицидальном кризисе, и поддерживается Европейской психологической ассоциацией для проведения кризисной терапии и предотвращения самоубийств [27, 28]. Систематические обзоры и метаанализы показывают эффективность КПТ для предотвращения суицидального поведения и уменьшения суицидальных мыслей у взрослых пациентов [7, 29]. Однако исследования, посвященные результатам лечения у подростков, весьма немногочисленны, и лишь небольшое количество предложенных методов подтверждены рандомизированными контролируемыми испытаниями (РКИ). В качестве примеров вмешательств с доказанной эффективностью можно привести краткосрочную КПТ (BCBT) для предотвращения суицида у молодых людей в возрасте 16—26 лет [30]; семейно-ориентированную КПТ (F-CBT) для подростков с депрессией, находящихся в суицидальном кризисе [31]; интегрированную КПТ (I-CBT) для подростков, употребляющих ПАВ, совершивших суицидальную попытку [32]; КПТ, ориентированную на детей и семью (CFF-CBT) [33]; КПТ, ориентированную на регуляцию настроения (MR-CBT) [6]. Последние научные данные подчеркивают особую значимость именно семейного компонента в работе с подростками в рамках КПТ [34].

Хотя КПТ имеет относительные преимущества перед другими терапевтическими вмешательствами, однако это не единственный психотерапевтический подход, доступный для подростков с суицидальными наклонностями [35]. В современной практике существуют другие подходы для лечения подростков, имеющие преимущества и недостатки по сравнению с КПТ [7, 36]. Вполне успешно в работе с молодыми людьми, совершившими суицидальную попытку, используется диалектико-поведенческий подход, эффективность которого доказана клиническими исследованиями [37] и РКИ [36, 38, 39]. Предложен метод семейной терапии SAFETY для обеспечения безопасности подростков, недавно совершивших попытку самоубийства. Метод основан на когнитивно-поведенческой и диалектико-поведенческой терапии, эффективность его также доказана РКИ [8]. В последние годы приобрела популярность семейная терапия, основанная на привязанности (ABFT), которая является единственной эмпирически подтвержденной моделью семейной терапии, разработанной для лечения депрессии и суицидального поведения у подростков [40, 41]. ABFT направлена на устранение разрывов привязанности, восстановление детско-родительских отношений и повышение протективных эмоциональных связей [42—44].

Помимо вышеперечисленных подходов, предложены и другие психотерапевтические направления, которые используются в работе с суицидальными пациентами. Но следует еще раз подчеркнуть, что основной проблемой большинства психотерапевтических моделей является отсутствие рандомизированных контролируемых испытаний, доказывающих их эффективность в работе с подростками [45]. Так, метод комплексной оценки и управления суицидальностью (CAMS), показавший неплохие результаты на взрослых пациентах, требует серьезных научных доказательств для психотерапии подростков [46].

В целом можно заключить, что подростки с суицидальными наклонностями часто нуждаются в полном спектре вмешательств — медикаментах, психотерапии, семейной терапии, привлечении сверстников, духовном или экзистенциальном консультировании. И вряд ли можно полностью полагаться на какое-либо универсальное вмешательство в лечении такого сложного явления, как подростковый суицид.

Метод КПТ-ПС, предложенный B. Stanley и соавт. [22] и изложенный в данной статье, имеет эмпирически и клинически доказанную эффективность, которая подтверждается на практике новыми результатами [27]. В связи с этим некоторые методики КПТ-ПС были рекомендованы для введения в стандарты лечения суицидальных пациентов в США [47]. Однако следует учитывать, что данный метод имеет свои ограничения, в том числе узкую направленность. Проблемы подростка, совершившего попытку самоубийства, стоят гораздо шире, чем индексированная суицидальная попытка, а метод КПТ-ПС не предназначен для решения всех имеющихся проблем. Поэтому молодому человеку может потребоваться дальнейшее лечение с использованием других технологий.

Наше наблюдение имеет определенные ограничения, связанные с небольшой выборкой, непродолжительным сроком курации и отсутствием группы сравнения. Однако мы можем отметить положительные результаты, достигнутые в процессе терапии, — формирование у подростков навыков распознавания своих эмоций, способов совладания с негативными переживаниями, получение полезных знаний о том, куда можно обратиться за помощью и как себя вести. Вместе с тем мы увидели крайнюю необходимость проведения семейных сеансов [48], отсутствие которых приводило к обрыву терапии и, возможно, по этой причине у 2 подростков отмечалась повторная госпитализация.

Заключение

Все большее количество РКИ подтверждают эффективность КПТ и ее модификаций в снижении суицидальных попыток и самоповреждений у подростков. Представленный метод КПТ-ПС — это реально выполнимый подход, приемлемый для подростков с СП. Как показывают данные литературы и собственные наблюдения, приверженность молодых людей к терапии довольно высока. Ограниченный по времени характер терапии, который обсуждается с пациентами в начале лечения, способствует удержанию их в острой фазе. И хотя некоторые пациенты прекращали лечение во время фазы продолжения, они смогли сформировать новые поведенческие стереотипы. Поэтому когнитивные терапевты, предложившие данный подход, ставят перед собой задачу распространения технологии КПТ-ПС как целенаправленного специализированного вмешательства для работы с подростками, совершившими суицидальную попытку [49].

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.