Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Изнак А.Ф.

ФГБНУ «Научный центр психического здоровья»

Клюшник Т.П.

ФГБНУ «Научный центр психического здоровья»

Зозуля С.А.

ФГБНУ «Научный центр психического здоровья»

Изнак Е.В.

ФГБНУ «Научный центр психического здоровья»

Олейчик И.В.

ФГБНУ «Научный центр психического здоровья»

Клинико-нейробиологические корреляции у больных депрессией молодого возраста с суицидальными попытками в анамнезе

Авторы:

Изнак А.Ф., Клюшник Т.П., Зозуля С.А., Изнак Е.В., Олейчик И.В.

Подробнее об авторах

Прочитано: 1522 раза


Как цитировать:

Изнак А.Ф., Клюшник Т.П., Зозуля С.А., Изнак Е.В., Олейчик И.В. Клинико-нейробиологические корреляции у больных депрессией молодого возраста с суицидальными попытками в анамнезе. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2022;122(11):105‑109.
Iznak AF, Klyushnik TP, Zozulya SA, Iznak EV, Oleĭchik IV. Clinical-neurobiological correlations in young depressive patients with a history of suicidal attempts. S.S. Korsakov Journal of Neurology and Psychiatry. 2022;122(11):105‑109. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/jnevro2022122111105

Рекомендуем статьи по данной теме:
Эпи­де­ми­оло­гия су­ици­даль­но­го по­ве­де­ния у де­тей и под­рос­тков во всем ми­ре. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Спец­вы­пус­ки. 2024;(11-2):16-26
Мик­ро­би­ота ки­шеч­ни­ка при би­по­ляр­ном аф­фек­тив­ном расстройстве. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2024;(11):28-33
Ин­фаркт ми­окар­да в мо­ло­дом воз­рас­те. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(11):77-84

Процессы нейровоспаления играют важную роль в патогенезе эндогенных психических расстройств [1—7], в том числе у больных с аутоагрессивным поведением [8—12]. Так, у пациентов, имевших в анамнезе суицидальные попытки, обнаружены повышенные уровни маркеров нейровоспаления: интерлейкина-6 в цереброспинальной жидкости [8], а также кинуренина [9], С-реактивного белка и интерлейкина-6 [10] в плазме крови. У подростков, больных депрессией, показана связь интенсивности суицидальных мыслей с более высокими уровнями белка S100B и С-реактивного белка в сыворотке крови [11]. У больных депрессией с несуицидальным самоповреждающим поведением выявлен повышенный уровень альфа-фактора некроза опухоли (TNF-α) в плазме крови [12].

Структурные повреждения нервных клеток и проводящих путей, связанные с процессами нейровоспаления, нарушают функционирование нервных сетей головного мозга, что должно отражаться в параметрах его электрической активности. Однако в литературе имеются лишь немногочисленные исследования связи показателей иммунитета и ЭЭГ при нервно-психических расстройствах, причем результаты этих работ нередко противоречивы. Так, макровоспаление головного мозга при энцефалитах и менингитах ассоциируется с усилением медленноволновой ЭЭГ-активности [13]. У больных с депрессивно-бредовыми состояниями отмечены корреляции между значениями маркеров нейровоспаления: лейкоцитарной эластазы (ЛЭ) и ее антагониста — α1 протеиназного ингибитора (α1-ПИ) и спектральной мощности ЭЭГ в δ (2—4 Гц), ϑ2 (6—8 Гц), α2 (9—11 Гц) и β1 (13—20 Гц) частотных поддиапазонах [14, 15]. Иммунологические показатели нейровоспаления наряду со спектральными параметрами исходной фоновой ЭЭГ входят в состав регрессионных уравнений, прогнозирующих количественные значения клинических оценок по шкале PANSS после курса терапии у больных с маниакально-бредовыми [16] и галлюцинаторно-бредовыми [17] расстройствами. У больных депрессией с несуицидальным самоповреждающим поведением выявлена положительная корреляция одного из маркеров нейровоспаления — уровня TNF-α в плазме крови со значениями спектральной мощности ϑ-ритма ЭЭГ (4—8 Гц) в лобных отведениях [12].

Цель настоящей работы — выявление взаимосвязей количественных клинических, ЭЭГ и нейроиммунологических показателей у больных с депрессивным состоянием и суицидальными попытками в анамнезе для уточнения роли нейроиммунного взаимодействия в патогенезе суицидального поведения.

Материал и методы

Клинико-нейробиологическое исследование имело открытый дизайн и проводилось на базе лабораторий нейрофизиологии и нейроиммунологии и клинического отдела по изучению эндогенных психических расстройств и аффективных состояний ФГБНУ «Научный центр психического здоровья» (Москва) (ФГБНУ НЦПЗ). Исследование проведено в соответствии с принципами биомедицинской этики Хельсинкской декларации 1964 г. и в ее последующих обновлениях и одобрено локальным Этическим комитетом ФГБНУ НЦПЗ. В работе использовались клинико-психопатологический, психометрический, нейрофизиологический, нейроиммунологический и статистический методы.

Больные, включенные в исследование, находились на стационарном лечении в клинике ФГБНУ НЦПЗ в связи с депрессивным состоянием.

Критерии включения: возраст от 16 до 25 лет включительно; наличие при госпитализации депрессивного расстройства без психотических симптомов в рамках состояний, отвечающих критериям рубрик F31.3-4, F21.3-4+F34.0 по МКБ-10; наличие в анамнезе или в структуре текущей депрессии суицидальных попыток; подписание информированного согласия на участие в исследовании.

Критерии невключения: возраст моложе 16 и старше 25 лет; наличие в текущем состоянии признаков органического заболевания ЦНС или хронических соматических заболеваний в стадии декомпенсации.

На основании перечисленных критериев в исследование были включены 35 больных женского пола, все праворукие, в возрасте 16—25 лет (средний возраст 18,5±2,8 года).

Тяжесть депрессивного состояния больных при госпитализации до начала курса терапии количественно определяли по шкале Гамильтона для депрессии (HDRS-17). Исходные (до начала курса терапии) значения общей суммы баллов шкалы HDRS-17 варьировали от 13 до 43 и в среднем составили 27,7±8,1 балла. Кроме того, при анализе взаимосвязей клинических и нейробиологических параметров учитывали интегральные показатели выраженности отдельных синдромов депрессивного состояния: кластера депрессии (сумма баллов по пунктам 1, 2, 3, 7 и 8 шкалы HDRS-17) и кластера тревоги (сумма баллов по пунктам 9, 10 и 11 шкалы HDRS-17).

Всем больным до начала курса терапии проводилась многоканальная регистрация фоновой ЭЭГ в состоянии спокойного бодрствования с закрытыми глазами в 16 отведениях: F7, F3, F4, F8, T3, C3, Cz, C4, T4, T5, P3, Pz, P4, T6, O1 и O2 по Международной системе «10—20». Референтами служили ипсилатеральные ушные электроды А1 и А2. Сопротивление электродов не превышало 10 кОм. ЭЭГ записывалась с помощью цифрового электроэнцефалографа Нейро-КМ («Статокин», Россия) с программным обеспечением BrainSys («Нейрометрикс», Россия) [18]. Полоса пропускания усилителя составляла 35 Гц, постоянная времени — 0,1 с, частота оцифровки — 200 Гц. Для анализа СпМ ЭЭГ методом быстрого преобразования Фурье в 8 узких частотных поддиапазонах (δ — 2—4 Гц, ϑ1 — 4—6 Гц, ϑ2 — 6—8 Гц, α1 — 8—9 Гц, α2 — 9—11 Гц, α3 — 11—13 Гц, β1 — 13—20 Гц и β2 — 20—30 Гц) отбиралось не менее 30 безартефактных 4-секундных эпох.

До начала курса терапии в день клинической оценки состояния и регистрации ЭЭГ у каждой больной проводился забор проб крови с последующим измерением в плазме иммунологических показателей — маркеров нейровоспаления с использованием лабораторной технологии «Нейро-иммуно-тест» [19].

В качестве маркеров нейровоспаления были выбраны ферментативная активность ЛЭ — протеолитического фермента, содержащегося в нейтрофилах и выделяющегося во внеклеточное пространство при развертывании воспалительных реакций, а также функциональная активность α1-ПИ — белка острой фазы воспаления, синтезирующегося в печени и ограничивающего протеолитическую активность ЛЭ.

Ферментативную активность ЛЭ определяли энзиматическим методом, функциональную активность α1-ПИ — спектрофотометрическим методом. Методы измерения этих иммунологических параметров относительно просты и недороги по сравнению с определением некоторых других маркеров нейровоспаления (например, интерлейкинов). Также вычислялся протеиназно-ингибиторный индекс (ПИИ), равный отношению значений активности ЛЭ и α1-ПИ (ПИИ=ЛЭ/α1-ПИ) и отражающий степень сбалансированности провоспалительных и противоспалительных процессов.

Технология «Нейро-иммуно-тест» продемонстрировала высокую информативность при мониторинге и прогнозе эффективности терапии ряда психических расстройств, включая шизофрению, детский аутизм, болезнь Альцгеймера, аффективно-бредовые состояния [2—4, 7, 14—17].

Статистический анализ полученных клинических и нейробиологических данных осуществлялся методами описательной статистики и ранговой корреляции по Спирмену с использованием пакета программ STATISTICA для Windows v.10.0. При описании результатов учитывались только коэффициенты корреляции, достоверно отличные от нуля (p<0,05).

Результаты

Результаты анализа клинико-нейробиологических корреляций у исследованной группы больных депрессией с суицидальными попытками в анамнезе или текущем эпизоде приведены в таблице.

Корреляции между иммунологическими показателями нейровоспаления, значениями суммы баллов кластера тревоги и значениями спектральной мощности ЭЭГ у больных депрессией с суицидальными попытками в анамнезе

Иммунологический показатель

Клинический показатель

Значения спектральной мощности ЭЭГ (в указанных поддиапазонах)

значения кластера тревоги шкалы HDRS-17

α3 11—13 Гц

β1 13—20 Гц

β2 20—30 Гц

Значения активности ЛЭ

0,40*

Значения активности α1-ПИ

F7 –0,42*

F3 –0,52**

C3 –0,51*

C4 –0,34*

T3 –0,50*

P3 –0,41*

P4 –0,43*

O1 –0,49*

O2 –0,46*

F3 –0,38*

Значения ПИИ

0,40*

F3 0,45*

C3 0,48*

C4 0,45*

T3 0,43*

T4 0,36*

P3 0,41*

P4 0,47*

O1 0,43*

O2 0,48*

F3 0,34*

Примечание. * — p<0,05; ** — p<0,01; знак минус (–) при коэффициенте корреляции означает отрицательную корреляцию.

Коэффициенты корреляции между иммунологическими и клиническими показателями и параметрами ЭЭГ показывают, что значения маркеров нейровоспаления (ЛЭ и ПИИ) достоверно положительно коррелируют только со значениями суммы баллов кластера тревоги шкалы HDRS-17 (см. таблицу). Достоверных корреляций между этими иммунологическими показателями и значениями общей суммы баллов шкалы HDRS-17, а также значениями суммы баллов кластера депрессии шкалы HDRS-17 получено не было.

Кроме того, значения активности антагониста ЛЭ — α1-ПИ коррелируют достоверно отрицательно, а значения ПИИ — достоверно положительно со значениями спектральной мощности высокочастотного компонента α-ритма (α3, 11—13 Гц) в большинстве ЭЭГ-отведений обоих полушарий, а также со значениями спектральной мощности быстрой β1 (13—20 Гц) и β2 (20—30 Гц) ЭЭГ-активности в левом лобном отведении (F3). Эти высокочастотные компоненты ЭЭГ отражают нейрофизиологические процессы кортикального возбуждения.

Таким образом, большие значения иммунологических маркеров нейровоспаления ассоциируются с ЭЭГ-признаками повышенной активации коры головного мозга и с большей выраженностью тревожного компонента депрессивного состояния.

Обсуждение

Наличие статистически достоверных корреляций между иммунологическими показателями нейровоспаления, количественными оценками уровня тревоги и спектральными параметрами ЭЭГ у исследованной группы больных депрессией с суицидальными попытками свидетельствует об участии процессов нейровоспаления в патогенезе их состояния. При этом значения иммунологических маркеров нейровоспаления коррелируют с ЭЭГ-признаками повышенной активации коры головного мозга и выраженностью тревожного компонента депрессивного состояния.

Ранее было проведено исследование клинико-нейробиологических корреляций у сходной по возрасту и тяжести депрессии группы пациенток с несуицидальным самоповреждающим поведением без суицидальных попыток [20] с целью уточнения изменений, лежащих в основе этой патологической формы поведения. У этих больных коэффициенты корреляции активности ЛЭ как маркера нейровоспаления с клиническими оценками и спектральными параметрами ЭЭГ не достигли уровня статистической достоверности. Однако была выявлена достоверная отрицательная корреляция между суммой баллов кластера депрессии и значением активности α1-ПИ — антагониста ЛЭ, подавляющего ее провоспалительную протеолитическую активность. На этом основании был сделан вывод, что у больных депрессией с несуицидальным самоповреждающим поведением процессы нейровоспаления выражены относительно слабо и/или компенсированы противовоспалительными механизмами.

Различия в структуре клинико-нейробиологических корреляций между этими двумя группами больных с разными формами аутоагрессивного поведения свидетельствуют, что по сравнению с группой пациенток с несуицидальным самоповреждающим поведением [20], процессы нейровоспаления у больных с суицидальными попытками в анамнезе выражены сильнее и ассоциируются с ЭЭГ-признаками повышенной активации коры головного мозга и большей выраженностью тревожного компонента депрессивного состояния.

Ограничения данной работы определяются относительно небольшим объемом выборки пациентов, что требует в перспективе увеличения ее объема с целью уточнения взаимосвязей клинических, нейроиммунологических и ЭЭГ-показателей у больных с суицидальным поведением.

Заключение

Анализ клинико-нейробиологических корреляций у больных молодого возраста с депрессией и суицидальными попытками в анамнезе свидетельствует об участии процессов нейровоспаления в патогенезе их состояния. Значения иммунологических маркеров нейровоспаления коррелируют с ЭЭГ-признаками повышенной активации коры головного мозга и выраженностью тревожного компонента депрессивного состояния. По сравнению с больными с несуицидальным самоповреждающим поведением, процессы нейровоспаления у больных с суицидальными попытками в анамнезе выражены сильнее и ассоциируются с ЭЭГ-признаками повышенной активации коры головного мозга и большей выраженностью тревожного компонента депрессивного состояния.

Результаты позволяют уточнить нейробиологические факторы патогенеза суицидального поведения у больных депрессией молодого возраста.

Исследование поддержано Российским Фондом фундаментальных исследований (грант РФФИ №20-013-00129а).

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Список литературы:

  1. Maes M, Yirmyia R, Noraberg J, et al. The inflammatory & neurodegenerative (I&ND) hypothesis of depression: leads for future research and new drug developments in depression. Metab Brain Dis. 2009;24(1):27-53.  https://doi.org/10.1007/s11011-008-9118-1
  2. Клюшник Т.П., Зозуля С.А., Андросова Л.В. и др. Иммунологический мониторинг эндогенных приступообразных психозов. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2014;114(2):31-35. 
  3. Симашкова Н.В., Клюшник Т.П., Якупова Л.П. Клинико-биологические подходы к диагностике и обоснованию персонализированной терапии у пациентов с расстройствами аутистического спектра. Психиатрия. 2018;2(78):17-24.  https://doi.org/10.30629/2618-6667-2018-78-17-24
  4. Симонов А.Н., Клюшник Т.П., Андросова Л.В., Михайлова Н.М. Количественная оценка связи воспалительных маркеров с болезнью Альцгеймера. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2018;118(5):58-63.  https://doi.org/10.17116/jnevro20181185158
  5. Muller N. Inflammation in schizophrenia: pathogenetic aspects and therapeutic considerations. Schizophr Bull. 2018;44(5):973-982.  https://doi.org/10.1093/schbul/sby024
  6. Fond G, Lançon C, Korchia T, Auquier P, Boyer L. The Role of Inflammation in the Treatment of Schizophrenia. Front Psychiatry. 2020;11:40-45.  https://doi.org/10.3389/fpsyt.2020.00160
  7. Клюшник Т.П., Смулевич А.Б., Зозуля С.А., Воронова Е.И. Нейробиология шизофрении и клинико-психопатологические корреляты (к построению клинико-биологической модели). Психиатрия (Москва). 2021;19(1):6-15.  https://doi.org/10.30629/2618-6667-2021-19-1-6-15
  8. Lindquist D, Janelidze S, Hagell P, et al. Interleukin-6 is elevated in the cerebrospinal fluid of suicide attempters and related to symptom severity. Biol Psychiatry. 2009;66(3):287-292.  https://doi.org/10.1016/j.biopsych.2009.01.030
  9. Sublette ME, Galfalvy HC, Fuch SD, et al. Plasma kynurenine levels are elevated in suicide attempters with major depressive disorder. Brain Behav Immun. 2011;25(6):1272-1278. https://doi.org/10.1016/j.bbi.2011.05.002
  10. O`Donovan A, Rush G, Hoatam G, et al. Suicidal ideation is associated with elevated inflammation in patients with major depressive disorder. Depress Anxiety. 2013;30(4):307-314.  https://doi.org/10.1002/da.22087
  11. Falcone T, Fazio V, Lee C, et al. Serum S100B: a potential biomarker for suicidality in adolescents? PLoS One. 2010;5(6):1-7.e11089. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0011089
  12. Kim JS, Kang ES, Bahk YC, et al. Exploratory analysis of behavioral impulsivity, proinflammatory cytokins, and resting-state frontal EEG activity associated with non-suicidal self-injury in patients with mood disorder. Front Psychiat. 2020;11:1-8.  https://doi.org/10.3389/fpsyt.2020.00124
  13. Westmoreland B. The EEG in Cerebral Inflammatory Processes. In: Niedermeyer E, Lopez da Silva F. (eds.) Electroencephalography: Basic principles, clinical applications and related fields. Lippincott Williams and Wilkins; Philadelphia; 2005;323-337. 
  14. Изнак А.Ф., Изнак Е.В., Клюшник Т.П. и др. Нейрофизиологические и нейроиммунологические показатели прогноза эффективности терапии аффективно-бредовых состояний в рамках приступообразной шизофрении. Психиатрия (Москва). 2014;2:47-52. 
  15. Iznak AF, Iznak EV, Klyushnik TP, et al. EEG-Correlates of Neuroinflammation and Neuroplasticity in Patients with Depressive-Delusional Conditions. In: Velichkovsky BM, Balaban PM, Ushakov VL (eds.): Advances in Cognitive Research, Artificial Intelligence and Neuroinformatics, Intercognsci 2020, AISC 1358, Chapter 72, P.632-637, Cham: Springer Nature Switzerland AG, 2021. https://doi.org/10.1007/978-3-030-71637-0_72
  16. Изнак А.Ф., Изнак Е.В., Клюшник Т.П. и др. Регрессионные модели взаимосвязей клинических и нейробиологических показателей при терапии маниакально-бредовых состояний в рамках приступообразной шизофрении. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2016;116(3):24-29.  https://doi.org/10.17116/jnevro20161163133-38
  17. Iznak AF, Iznak EV, Klyushnik TP, et al. Neurobiological parameters in quantitative prediction of treatment outcome in schizophrenic patients. Journal of Integrative Neuroscience. 2018;17(3):221-228.  https://doi.org/10.31083/JIN-170054
  18. Митрофанов А.А. Компьютерная система анализа и топографического картирования электрической активности мозга с нейрометрическим банком ЭЭГ-данных (описание и применение). М.: Нейрометрикс; 2005;63. 
  19. Клюшник Т.П., Зозуля С.А., Андросова Л.В. и др. Лабораторная диагностика в мониторинге пациентов с эндогенными психозами («Нейро-иммуно-тест»). Медицинская технология. М.: МИА; 2014;48. 
  20. Изнак Е.В., Изнак А.Ф., Олейчик И.В., Зозуля С.А. Клинико-нейробиологические корреляции у пациенток юношеского возраста с несуицидальным самоповреждающим поведением. Физиология человека. 2021;47(6):18-24.  https://doi.org/10.31857/S0131164621050052

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.