В 2021 г. исполняется 160 лет со знаменательного события — весной 1861 г. французский ученый Поль Брока (см. рисунок) на заседании Парижского антропологического общества демонстрировал мозг больного, который при жизни после перенесенного инсульта внезапно потерял возможность внятно разговаривать. Аутопсия показала, что имеет место частичное повреждение нижней лобной извилины левого полушария. Осенью того же года Брока представил вниманию научного сообщества препарат мозга второго аналогичного больного, продемонстрировавшего подобную клинику после травмы головы. Эти 2 клинических случая позволили ученому с уверенностью предположить наличие тесной связи между способностью человека к связной речи с анатомией задней части нижней лобной извилины именно левого полушария; при повреждении указанного отдела мозга человек теряет способность говорить при полной сохранности речевого аппарата [1, 2].
Поль Пьер Брока (1824—1880).
В том же 1861 г. вышли в свет известнейшие труды Поля Брока, посвященные вышеописанному открытию: «О принципе мозговых локализаций» («Sur le principe des localisations cerebrales»); «Потеря слова, хроническое размягчение и частичное разрушение передней левой доли. О месте языковой способности» («Perte de la parole, ramollissement chronique et destruction partielle du lobe anterieur gauche. Sur le siege de la faculte du langage») и «Замечания о месте способности к членораздельной речи, за которыми следует наблюдение афемии» («Remarques sur le siege de la faculte du langage articule, suivies d’une observation d’aphemie») в журнале «Вестник антропологического общества» («Bulletin de la Societe Anatomique») [3—5].
Поль Пьер Брока (Paul Pierre Broca) родился 28 июня 1824 г. в семье военного врача. Будущий выдающийся ученый, безусловно, формировался под влиянием отца, а также в результате общения с его коллегами-врачами. С ранних лет он уже познакомился с различными методиками научных исследований тех лет и умел осуществлять отбор нужного морфологического материала. Это определило выбор его будущей профессии, связанной с медициной [6, 7].
После получения высшего медицинского образования карьера Пьера Поля началась с работы прозектором. Получаемые им результаты наблюдений и госпитальной практики, начиная с 1848 г., становятся основанием для опубликования собственных исследований в различных медицинских журналах и научных обозрениях. Активная деятельность молодого Брока в области медицинской науки, в частности хирургии, за 4 года приводит к публикации серии работ по патологии суставных хрящей и аневризмам сосудов. В этот же период он публикует и «Трактат об опухолях» [7]. Описав целый ряд клинических случаев рака молочной железы, Брока сделал предположение о наследственной предрасположенности к данной патологии, проанализировав заболеваемость на протяжении 4 поколений женщин из семьи его жены. В конце XX века предположения ученого были подтверждены при помощи современных генетических технологий — доктор Мэри Клэр Кинг обнаружила мутацию 2 генов и ее связь с высоким риском возникновения онкологического процесса в молочных железах и яичниках. В честь Брока гены были названы BRCA1 и BRCA2 [8].
Поль Брока также занимался вопросами здравоохранения, будучи сопредседателем общественного совета и уделяя много времени проблемам обеспечения медицинской помощью бедных слоев населения.
В 1850 г. Брока начинает предметно осваивать физическую антропологию. Благодаря Брока эта интереснейшая наука получила свой инструментарий и свои методики, а их применение привело к появлению многотомных антропологических публикаций молодого ученого, что в целом стимулировало развитие этой молодой тогда науки [9].
Хирургию П. Брока не оставлял, практикуя в университетском госпитале Неккер, где совместно с Фолленом в 1859 г. они произвели успешную операцию пациентке по поводу абсцесса в области прямой кишки с использованием гипнотического обезболивания. Кроме того, Брока, Фоллен и А.Ф.М. Герен из Пуатье, выполнили еще несколько ампутаций, вскрыли несколько нарывов и произвели удаление зубов с применением гипноза [8].
Заинтересовавшись этим явлением, Брока приступил к изучению структурно-функциональной организации головного мозга. Параллельно ученый занимался исследованием патогенеза мышечной дистрофии, а также сосудистой патологии, результатом чего стало издание монографии об аневризмах [8].
Понимание того, что некоторые функции головного мозга тесно связаны с их локализацией в коре, позволило молодому ученому по-новому взглянуть на его деятельность. Брока обнаруживает центр речи в головном мозге. И именно Брока впервые начинает создавать учение о локализации тех или иных функций в головном мозге [10]. Оказалось, что при поражении этого центра речи практически вся речедвигательная мускулатура утрачивает способность координированно функционировать. Пациенты с такими поражениями не способны к речевой коммуникации [11, 12].
Открытие двигательного центра речи произошло следующим образом. У 51-летнего пациента Бисетрской больницы Леборна на протяжении более 10 лет имела место правосторонняя гемиплегия. Кроме того, уже 21 год, как он утратил способность говорить. С большим трудом он мог произнести 2 слова. Помимо этого, им была полностью утрачена способность излагать свои мысли в письменной форме, а также способность применения коммуникативной жестикуляции. Его перевели в хирургическую клинику Брока после того, как на правой ноге у него был обнаружен обширный подкожный воспалительный процесс [13]. Другой пациент, по фамилии Лелонг, 84 лет, тоже из Бисетрской больницы, в клинику поступил с переломом бедра. Но за 9 лет до этого у него наблюдался нервный припадок с потерей сознания, после чего он почти полностью утратил речь. В его лексиконе остались только 5 слов. В остальных случаях Лелонг если и произносил какие-либо слова, то их употребление не соответствовало смысловым конструкциям, и было лишено всякой логики и смысла [8, 13]. Вскоре после поступления в клинику Леборн и Лелонг скончались.
При патолого-анатомическом вскрытии было установлено, что у обоих пациентов были поражены одни и те же участки левого полушария. Это и натолкнуло Брока на мысль, что человеческая речь тесно связана с функцией левого полушария, а точнее с его определенными участками в левой лобной доле. Таким образом, на минимальном морфологическом материале, опираясь только лишь на 2 наблюдения, он сделал крайне важный вывод [14].
Когда эта информация стала достоянием большинства ученых, интерес к изучению мозга и его функций привел к появлению новых специальных и целенаправленных исследований и иной трактовке имеющихся клинических наблюдений. Позднее гениальная догадка Поля Брока была неоднократно и достоверно подтверждена при помощи современных технических средств диагностики [15—17]. Позднее участки мозга, описанные Брока, были определены как речевые центры в коре головного мозга, а в дальнейшем названы именем их первооткрывателя [18].
Значительные научные достижения П. Брока были оценены научным сообществом, и в 1867 г. он стал профессором медицинского факультета Парижского университета (Сорбонны). А вскоре был избран в Медицинскую академию.
Связь функции головного мозга, в частности памяти и речи, и его отделов описывалась и ранее. До Брока австрийский врач и анатом Франц Йозеф Галль (1728—1828) постулировал, что в головном мозге человека находится центр памяти, связанный со словами и способностью к речевой функции. Сам Галль называл это филологическим талантом [19]. Связь между афазией и поражением левой лобной доли головного мозга была отмечена еще в 1822 г. в Англии, когда Томас Гудд опубликовал результаты своего наблюдения в 3-м томе «Френологических изысканий». Однако причины этой связи на тот момент все еще никто не понимал. Положение о том, что головной мозг функционально не является однородным, было представлено в 1836 г. Утверждение, что каждое полушарие головного мозга выполняет работу, отличную от другого полушария, было озвучено в Монпелье сельским врачом Марком Даксом на заседании Медицинского общества. Из его исследования, основанного на анализе историй болезней 40 пациентов, следовало, что афазия возникала в сочетании с гемиплегией правых конечностей. Дакс сделал правильный вывод о том, что утрата речи возникает вследствие поражения левого полушария. К сожалению, этому заявлению не предали должного внимания. Доклад Дакса был опубликован только спустя 30 лет [20].
Среди тех, кто занимался вопросом о локализации центра речи в коре головного мозга, был также известный французский врач Жан Батист Буйо (1796—1881). На момент опубликования материалов Дакса Буйо уже был президентом Национальной медицинской академии. Он занимался различными вопросами медицины, среди которых была и проблема локализации центра речи в коре больших полушарий. Буйо выступал в поддержку Дакса. Его собственные доказательства, по его мнению, подтверждали точку зрения Галля о локализации центра членораздельной речи. Среди тех, кто это не поддерживал, возражая против такого подхода, в то время был и сам Брока [7].
Однако спустя четверть века вновь обнаруженные факты о связи левого полушария с членораздельной речью и речью вообще убедили Брока в существовании участка коры головного мозга, определяющего главнейшее отличие человека от животных, которое позволяет не только общаться людям в обыденной жизни, но и обеспечивать передачу информации от одного поколения к другому. Установление этого уже неопровержимого факта не только произвело заметное впечатление на ученый мир, но и заставило принципиально пересмотреть имеющиеся научные подходы и взгляды на возможность локализации высших психических функций, связанных с материальным субстратом, каковым и является головной мозг.
Брока удалось сделать лишь некоторую часть в понимании функционирования нейромеханизмов, обеспечивающих речь. Более полным представление ученых-медиков о механизмах формирования и образования речи стало после открытия немецким психиатром, нейропсихологом, нейроанатомом и психоневропатологом Карлом Вернике (1848—1905) еще одной речевой области. Он был профессором душевных болезней в Бреславле и Галле; его перу принадлежит ценное руководство по болезням центральной нервной системы и анатомии мозга, написанное в 1883 г. [9].
Условия, способствующие более полному пониманию образования речи, за которую отвечают определенные участки коры головного мозга, возникли в почти идентичной ситуации. В 1873 г. одним из пациентов Карла Вернике был человек, перенесший инсульт. Несмотря на то что он сохранил способность говорить, а его слух не был нарушен, он с трудом понимал обращенную к нему речь, а написанное не понимал вообще. После его смерти при патолого-анатомическом исследовании было установлено, что в левом полушарии головного мозга, в частности в задней теменной и височной областях, имеет место поражение мозговой ткани. Этот факт позволил Вернике прийти к заключению, что указанная область коры головного мозга, расположенная близко к слуховой области, имеет отношение к пониманию речи. Со временем этому участку коры было присвоено имя его первооткрывателя. Таким образом, Полю Брока и Карлу Вернике на основе всего лишь нескольких клинических наблюдений удалось приблизить науку к пониманию механизмов, обеспечивающих речевые функции. В последние годы появились работы, подвергающие критике догматический подход к топографии и взаимосвязям центров (зон) Брока и Вернике, однако в любом случае уточнения и коррективы, предлагаемые современными учеными, не умаляют величия и значения открытия Поля Брока для нейронауки [21, 22].
Поль Брока также был антропологом, чья вера в полигенез человеческого происхождения была неразрывно связана с вопросом о человеческой гибридности. В течение своей недолгой жизни, уже имея статус известного хирурга, Брока по-прежнему занимался анатомией и в первую очередь анатомией головного мозга, а также краниологией. Его исследования гибридности начались в 1857 г. после того, как он наблюдал за лепоридами (результатом скрещивания зайца и кролика). Он применил свои методы анализа этих гибридов животных к людям смешанной расы, что, по его мнению, могло доказать полигенизм. Его исследования заложили основы французской антропологии и привели к основанию Société d’Anthropologie de Paris, первого в мире антропологического общества. Опыт Брока в области математики привел его к расширению методов количественной оценки и разработке новых антропометрических измерений, которые, возможно, являются его самым большим вкладом в биологическую антропологию. Ученым были построены шкалы для сравнительного анализа цвета глаз, кожи и волос. Предложенные ученым индексы применяются и в настоящее время в антропологии при проведении антропометрии и определении конституциональных типов [23].
Организатор и глава Антропологического общества, многие годы исполнявший обязанности его секретаря, основатель журнала «Антропологическое обозрение» и основатель Высшей школы антропологии, которую впоследствии он объединил с Антропологическим обществом и музеем в Антропологическом институте, а также основатель Французской ассоциации содействия развитию науки Поль Брока умер в Париже 9 июля 1880 г. [7], завещав свое тело науке. Мозг Поля Брока в настоящее время находится в Музее человека в Париже.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.