Кантина Т.Э.

ФГБУН «Уральский научно-практический центр радиационной медицины ФМБА России», Челябинск

Буртовая Е.Ю.

ФГБУН «Уральский научно-практический центр радиационной медицины ФМБА России», Челябинск

Литвинчук Е.А.

ФГБУН «Уральский научно-практический центр радиационной медицины» ФМБА России, Челябинск, Россия

Опыт применения немедикаментозных методов коррекции в комплексном лечении головной боли напряжения

Авторы:

Кантина Т.Э., Буртовая Е.Ю., Литвинчук Е.А.

Подробнее об авторах

Прочитано: 1602 раза


Как цитировать:

Кантина Т.Э., Буртовая Е.Ю., Литвинчук Е.А. Опыт применения немедикаментозных методов коррекции в комплексном лечении головной боли напряжения. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2020;120(4):41‑45.
Kantina TE, Burtovaya EYu, Litvinchuk EA. Experience of the usage of non-pharmacological methods in a multimodality treatment of tension headache. S.S. Korsakov Journal of Neurology and Psychiatry. 2020;120(4):41‑45. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/jnevro202012004141

Рекомендуем статьи по данной теме:
Не­ме­ди­ка­мен­тоз­ные тех­но­ло­гии в ре­аби­ли­та­ции жен­щин, пе­ре­нес­ших опе­ра­цию по по­во­ду рек­то­це­ле. Вос­ста­но­ви­тель­ные би­отех­но­ло­гии, про­фи­лак­ти­чес­кая, циф­ро­вая и пре­дик­тив­ная ме­ди­ци­на. 2024;(4):82-89

Ежегодно с жалобами на головную боль (ГБ) обращаются 90% женщин и 83% мужчин, ее частота достигает 200 случаев на 1000 населения без тенденции к снижению [1—3]. Самая частая форма ГБ, существенно снижающая работоспособность и качество жизни пациента — ГБ напряжения (ГБН), которой страдают от 32 до 70% населения [1—3].

Для развития ГБН большое значение имеют хронический стресс, личностные особенности человека, повышенная тревожность, выраженные депрессивные расстройства [4—6]. Даже легкая степень мышечного напряжения, возникающего в ответ на значимый эмоциональный стрессор, может усилить интенсивность ГБ от легкого дискомфорта до выраженного болевого синдрома [7].

Результаты проведенных собственных исследований показали, что та или иная клиническая форма ГБ отмечена у 80,9%, а ГБН составляла 41,3% и занимала первое место среди других клинических вариантов ГБ. Психолого-психиатрическое обследование выявило повышенный уровень тревожности и депрессии у пациентов с ГБН [8].

В терапии ГБ применяется широкий спектр как фармакологических, так и немедикаментозных методов лечения. Большинство исследователей указывают на необходимость сочетания фармакологических и немедикаментозных методов [3, 9]. Для устранения нервно-мышечного напряжения у больных с ГБН предлагается система тренингов на основе биологической обратной связи (БОС).

В 2001 г. две профессиональные ассоциации — Association for Applied Psychophsiology and Biofeedback (AAPB) и Society for Neuronal Regulation (SNR) — разработали стандарты для оценки эффективности проводимого БОС-тренинга, включающие 5 уровней эффективности (цит. по C. Yucha, D. Montgomery, 2008): 1-й уровень — отсутствие эффекта; 2-й — вероятная эффективность; 3-й — возможная эффективность; 4-й — высокая эффективность; 5-й — эффективность и специфичность [10]. Применение БОС-методик при ГБН и мигрени оценивается как высокоэффективное (4-й уровень). Миографический БОС-тренинг в сравнении с методикой прогрессивной релаксации у пациентов с ГБН показал лучшие результаты. L. Rokicki и соавт. отмечали значимое снижение интенсивности ГБ после шести сессий миографического тренинга по сравнению с группой, в которой не проводились сеансы биоуправления, причем субъективное ощущение снижения интенсивности ГБ оказалось более значимым, чем при применении электромиографических (ЭМГ) коррелятов расслабления мышцы [10]. Рекомендуется использовать БОС-тренинг в составе комплексного восстановительного лечения пациентов с ГБ [10, 11]. Группой исследователей были проанализированы результаты 150 исследований всех существующих работ по изучению БОС при мигрени и ГБН [12, 13]. Анализ подтвердил высокую эффективность БОС-терапии, причем эффект лечения сохранялся в течение продолжительного времени (в среднем 14 мес наблюдения). Исследователи пришли к выводу, что применение БОС приводит не только к улучшению клинической картины болезни, но и к снижению выраженности симптомов депрессии и тревоги, уменьшению потребности в использовании лекарственных средств. В отличие от преимущественно симптоматического характера лекарственной терапии с ее краткосрочным эффектом, целью БОС-терапии является восстановление нормальной деятельности регуляторных систем организма, что обусловливает устранение патологических симптомов и улучшение качества жизни на длительный период времени [13].

Цель исследования — оценка эффективности немедикаментозной терапии с применением комплекса БОС и релаксации с использованием элементов сенсорной комнаты у пациентов с ГБН.

Материал и методы

Обследованы 80 пациентов с клиническими проявлениями ГБН, из которых сформированы две группы пациентов. Основную группу составили 40 пациентов, получавших фармакотерапию (нестероидные противовоспалительные препараты, антидепрессанты) и комплексную немедикаментозную терапию. В группу сравнения вошли 40 пациентов с ГБН, получавших только фармакотерапию. Группы были однородны и сопоставимы. Их социально-демографическая характеристика приведена в табл. 1.

Таблица 1. Характеристика обследованных групп


В соответствии с критериями Международной классификации ГБ основную группу составили 24 пациента с частой эпизодической ГБН (ЧЭГБН) и 16 — с хронической ГБН (ХГБН). В группу сравнения вошли 21 больной с ЧЭГБН и 19 — с ХГБН.

Комплексная немедикаментозная коррекция ГБН включала в себя три этапа:

  1. Предварительная консультация невролога и психотерапевта с оценкой неврологического и психического статуса больного, выявлением ГБ и ее клинического варианта, определением противопоказаний для проведения методики.
  2. Осмотр психолога с использованием клинико-психологических методик (визуальная аналоговая шкала — ВАШ, болевой опросник Мак-Гилла), позволяющих определить интенсивность болевых ощущений, охарактеризовать их динамику в ходе лечения, оценить сенсорный и эмоциональный компоненты боли.
  3. Занятие по комплексной немедикаментозной коррекции ГБН. Занятия проводили ежедневно, курс состоял из 10 тренингов, включавших следующие этапы:

1) вводная беседа, в которой психотерапевт/психолог оценивал общее состояние пациента, его настроение;

2) тренинг с БОС, в котором использовали релаксацию по показателям огибающей ЭМГ (ОЭМГ — функция, построенная по таким точкам сигнала ЭМГ, как максимумы и минимумы, служащая мерой выраженности активности мышц во времени при однократном исследовании или динамическом наблюдении), позволяющей оценить суммарную электрическую активность, и который предназначен для формирования навыков релаксации мышц шеи и плеч за счет снижения избыточной мышечной активности. Во время проведения тренинга фиксировали показатели частоты сердечных сокращений и температуры тела, являющиеся дополнительными физиологическими параметрами. До и после тренинга у каждого пациента измеряли артериальное давление. Наибольшая длительность процедуры составляла 30 мин;

3) занятие в сенсорной комнате, предназначенное для закрепления навыков релаксации, снижения общего и психоэмоционального напряжения. Сенсорная комната представляет собой отдельное помещение, заполненное специальным оборудованием, способствующим расслабляющим и успокаивающим эффектам: мягкие покрытия, световые приборы, создающие рассеянный свет и оптические эффекты, мерцающие занавеси, воздушно-пузырьковые колонны, зеркальные шары с подсветкой, безопасные зеркала, библиотека релаксационной музыки. Занятие включало две части: в первой части пациент расслаблялся с помощью оборудования сенсорной комнаты, во второй — с закрытыми глазами прослушивал музыкальную композицию, подобранную в соответствии со сценарием занятия. Ступенчатый характер позволял пациенту достичь более глубокого состояния расслабления. Продолжительность каждого занятия составляла 20—30 мин;

4) Подведение итогов занятия, обратная связь с пациентом.

Противопоказанием для проведения коррекции были острые инфекционные заболевания, заболевания внутренних органов и опорно-двигательного аппарата в остром периоде, заболевания и повреждения кожи в местах наложения электродов, острые психотические расстройства, умственная отсталость, эпилепсия.

Статистическую обработку полученных данных проводили с использованием приложения пакета статистического анализа данных STATISTICA 7. Значимость различий при распределении частот дихотомических показателей оценивали с помощью точного критерия Фишера. Для установления значимости различий между группами, измеренными количественно, были использованы U-критерий Манна—Уитни (уровнем статистической значимости считали вероятность случайного различия между величинами <5%, р<0,05) и критерий Уилкоксона.

Результаты

Пациенты основной группы отметили улучшение общего состояния, уменьшение или отсутствие чувства беспокойства и тревоги, снижение либо отсутствие ГБ, нормализацию сна. Объективные данные (динамика показателей мышечного напряжения) также свидетельствовали о хорошей эффективности проводимых процедур и статистически значимом снижении амплитуды ЭМГ в ходе проводимых тренингов у пациентов основной группы. Так, в начале терапии среднее значение в группе максимальных показателей амплитуды ЭМГ составляло 6,22±0,73 мкВ, по завершении — 3,85±0,44 мкВ (p=0,01). При оценке данных динамики мышечного напряжения пациентов группы сравнения статистически значимых отличий по этому показателю в начале и после окончания терапии не отмечено: 6,27±0,69 мкВ в начале лечения и 5,93±0,52 мкВ после окончания терапии. При оценке интенсивности ГБ по ВАШ (табл. 2) выявлено статистически значимое ее снижение (р=0,041) в основной группе после курса комплексной терапии. В группе сравнения статистически значимых изменений не наблюдали.

Результаты исследования по болевому опроснику Мак-Гилла (см. табл. 2) продемонстрировали статистически значимое снижение рангового показателя боли по сенсорной шкале (р=0,044) и общему ранговому показателю боли (р=0,043), что свидетельствовало об уменьшении интенсивности проявления как сенсорной, так и аффективной составляющей боли.

Таблица 2. Интенсивность ГБ по ВАШ и болевому опроснику Мак-Гилла (сенсорная, аффективная шкалы)


Примечание. Здесь и в табл. 3: * — p≤0,05.

При оценке интенсивности ГБ по оценочной шкале болевого опросника Мак-Гилла (табл. 3) в основной группе статистически значимо уменьшилось число пациентов, оценивающих ГБ как «сильную» (р=0,03).

Таблица 3. Интенсивность ГБ по болевому опроснику Мак-Гилла (эвалюативная шкала)


Обсуждение

По данным Н.Д. Сорокиной и соавт. [14], сеансы БОС-терапии привели к снижению депрессии (65%) и тревоги (85%) с высокого уровня до среднего у пациентов с ГБН (р<0,05), а также к снижению интенсивности болевого синдрома у больных с ХГБН. По наблюдениям А.В. Прищепы и А.Б. Данилова [12], наиболее значительное снижение интенсивности ХГБН отмечено в группе пациентов, использующих БОС. В этой же группе через 2 мес лечения сократилось число пациентов с болезненностью и напряжением перикраниальных мышц. С. Sun-Edelstein и А. Mauskop [15] отметили эффективность БОС в лечении ГБН на основе анализа 400 пациентов. Наибольшую положительную динамику наблюдали в отношении мышечного напряжения, тревожности, депрессии и частоты эпизодов ГБ. Проводили в среднем по 11 сеансов БОС-терапии, стабильный эффект от которых сохранялся на протяжении 15 мес после лечения. Кроме того, отмечена эффективность когнитивно-поведенческой терапии, снижающей интенсивность ГБН на 40—50%, и таких методов, как прогрессивная мышечная релаксация и аутогенная тренировка. БОС в сочетании с ними способствовала предотвращению преобразования ЧЭГБН в ХГБН. К. Probyn и соавт. [16] отметили эффективность разработанного психологического комплекса для пациентов с ГБН, включающего когнитивно-поведенческую терапию, обучение для увеличения навыков и знаний, использование техник осознанности и принятия, релаксационные тренинги. В данном исследовании исключали использование БОС. Выявлены статистически значимое снижение интенсивности ГБ и положительная динамика эмоционального состояния пациентов, однако частота ГБН существенно не изменилась.

В нашем исследовании использование разработанного комплекса БОС — сенсорная комната привело к статистически значимому снижению показателей мышечного напряжения и интенсивности ГБ и показало хороший уровень эффективности по данным клинико-психологических и психофизиологических характеристик, что позволяет использовать программу в лечении ГБН.

Работа выполнена в рамках НИР: ГЗ №АААА-А16- 116040810032-6

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Литература / References:

  1. Дюкова Г.М., Торопина Г.Г., Ковальчук М.О., Семенов Р.В., Трошнева А.Ю. Головные боли напряжения и психогенные головные боли и оценка эффективности их лечения венлафаксином. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2010;110(3):37-41.
  2. Осипова В.В. Головная боль напряжения. Практическое руководство для врачей. М.: ОГГИ, 2009;36.
  3. Якупова А.А. Лечение головной боли напряжения. Ремедиум. Приволжье. 2015;132(2):25-29.
  4. Сорокина Н.Д., Селицкий Г.В. Головная боль напряжения и мигрень: эффективность биологической обратной связи в их терапии. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2013;113(4):112-115.
  5. Голубев В.Л. Болевые синдромы в неврологической практике. М.: МЕДпресс-информ, 2010;336.
  6. Колесова Ю.П. Головная боль напряжения как форма соматизации аффективных расстройств. М., 2006;152.
  7. Шубина О.С., Пузин М.Н. Головная боль напряжения и биоуправление. Российский стоматологический журнал. 2001;2:22-27.
  8. Литвинчук Е.А., Кантина Т.Э. Клинико-психологическая и психофизиологическая характеристика головной боли напряжения у лиц, подвергшихся радиационному воздействию. Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева. 2018;3:53-58. https://doi.org/10.31363/2313-7053-2018-3-53-58
  9. Осипова В.В. Дисфункция перикраниальных мышц при первичной головной боли и ее коррекция. Неврология, нейропсихиатрия, психосоматика. 2010;4:29-36. https://doi.org/10.14412/2074-2711-2010-113
  10. Сидякина И.В., Иванов В.В., Шаповаленко Т.В. Возможности использования миографического БОС-тренинга в реабилитации пациентов с патологией нервной системы (обзор литературы и собственные наблюдения). Анналы клинической и экспериментальной неврологии. 2011;5(1):24-29.
  11. Silberstein SD. Practice parameter: Evidence-based guidelines for migraine headache (an evidence-based review): Report of the quality standarts subcommittee of the American Academy of Neurology. Neurology. 2000;55:754-762. https://doi.org/10.1212/wnl.55.6.754
  12. Прищепа А.В., Данилов А.Б. Метод биологической обратной связи в лечении хронической головной боли и коморбидных расстройств. Русский медицинский журнал. 2018;4(11):60-65.
  13. Nestoriuc Y, Martin A, Rief W, Andrasik F. Biofeedback Treatment for Headache Disorders: A Comprehensive Efficacy Review. Appl Psychophysiology and Biofeedback. 2008;33(3):125-140. https://doi.org/10.1007/s10484-008-9060-3
  14. Сорокина Н.Д., Селицкий Г.В., Теременцева Е.С. Эффективность различных видов терапии головной боли напряжения методом биологической обратной связи. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2014;114(3):29-33.
  15. Sun-Edelstein C, Mauskop A. Complementary and Alternative Approaches to the Treatment of Tension-Type Headache. Current Pain and Headache Reports. 2008;12(6):447-450. https://doi.org/10.1007/s11916-008-0076-4
  16. Probyn K, Bowers H, Mistry D, Caldwell F, Underwood M, Patel S, Sandhu HK, Matharu M, Pincus T. Non-pharmacological self-management for people living with migraine or tension-type headache: a systematic review including analysis of intervention components. BMJ Open. 2017;7(8):e016670. https://doi.org/10.1136/bmjopen-2017-016670

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.