Бердина О.Н.

ФГБУ "Научный центр проблем здоровья семьи и репродукции человека" Сибирского отделения РАМН, Иркутск

Рычкова Л.В.

ФГБНУ «Научный центр проблем здоровья семьи и репродукции человека», кафедра медицинской психологии, Иркутск, Россия

Мадаева И.М.

ФГБУ "Научный центр проблем здоровья семьи и репродукции человека" Сибирского отделения РАМН, Иркутск

Особенности структурной организации сна у школьников с высокими интеллектуальными способностями

Авторы:

Бердина О.Н., Рычкова Л.В., Мадаева И.М.

Подробнее об авторах

Просмотров: 853

Загрузок: 18


Как цитировать:

Бердина О.Н., Рычкова Л.В., Мадаева И.М. Особенности структурной организации сна у школьников с высокими интеллектуальными способностями. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2018;118(7):78‑81.
Berdina ON, Rychkova LV, Madaeva IM. Characteristics of sleep structure in schoolchildren with high intellectual abilities. S.S. Korsakov Journal of Neurology and Psychiatry. 2018;118(7):78‑81. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/jnevro20181187178

Рекомендуем статьи по данной теме:
Ме­ла­то­нин в ре­гу­ля­ции сна и би­оло­ги­чес­ких рит­мов. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Спец­вы­пус­ки. 2024;(5-2):8-13
Вли­яние фраг­мен­та­ции 3-й ста­дии сна и па­ра­док­саль­ной фа­зы сна на сек­ре­цию ме­ла­то­ни­на. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Спец­вы­пус­ки. 2024;(5-2):26-32
Ве­де­ние па­ци­ен­тов с ин­сом­ни­ей при по­ли­мор­бид­ной па­то­ло­гии. Про­ект кли­ни­чес­ких ре­ко­мен­да­ций. Об­ще­рос­сий­ская об­щес­твен­ная ор­га­ни­за­ция «Рос­сий­ское об­щес­тво сом­но­ло­гов». Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Спец­вы­пус­ки. 2024;(5-2):39-52
Лич­нос­тная тре­вож­ность, си­ту­атив­ная тре­во­га, сим­пто­мы ин­сом­нии и их вли­яние на днев­ное фун­кци­они­ро­ва­ние у де­во­чек-под­рос­тков. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Спец­вы­пус­ки. 2024;(5-2):66-71
Роль вза­имос­вя­зей по оси мозг—ки­шеч­ник—мик­ро­би­ом в ре­гу­ля­ции цир­ка­ди­ан­ных рит­мов, ме­ха­низ­мах сна и их на­ру­ше­ний. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Спец­вы­пус­ки. 2024;(5-2):79-86
На­ру­ше­ния сна у боль­ных с ле­карствен­но-ин­ду­ци­ро­ван­ной го­лов­ной болью. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Спец­вы­пус­ки. 2024;(5-2):93-98
Кли­ни­чес­кая зна­чи­мость ин­сом­нии при хро­ни­чес­кой го­лов­ной бо­ли. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Спец­вы­пус­ки. 2024;(5-2):105-109
Из­ме­не­ние уров­ня диф­фе­рен­ци­ро­воч­но­го фак­то­ра рос­та — GDF 15 у па­ци­ен­тов с син­дро­мом ап­ноэ сна на фо­не aPAP-те­ра­пии: пи­лот­ное ис­сле­до­ва­ние. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Спец­вы­пус­ки. 2024;(5-2):118-124
Фак­то­ры, ас­со­ци­иро­ван­ные с рис­ком на­ру­ше­ний пи­ще­во­го по­ве­де­ния у под­рос­тков. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(6):60-67
Со­вер­шенство­ва­ние оцен­ки фи­зи­чес­ко­го раз­ви­тия при про­фи­лак­ти­чес­ких ос­мот­рах школь­ни­ков: ре­ги­ональ­ный опыт. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(6):74-78

Нейрофизиологические механизмы, лежащие в основе психических процессов, развиваются в направлении избирательности и пластичности, что определяет большее соответствие организации активности мозга характеру осуществляемой деятельности [1, 2].

Умственные способности как ядро интеллекта имеют сложную структуру, отражающую системную организацию головного мозга, межфункциональные связи и деятельностный характер психических функций [3—5]. Выявлено, что снижение или повышение отдельных функций сопровождается нарушением функционального состояния головного мозга [6, 7].

В связи с тем что в последние годы наметилась тенденция к учащению нервно-психических отклонений и психосоматических заболеваний в детском возрасте [8, 9], психонейрофизиологические процессы цикла сон—бодрствование представляют особый интерес для оценки адекватности развития детей и формирования адаптивных реакций из-за их способности отражать внутренние конфликты. В случае, если у ребенка не хватает адаптивных ресурсов, включая механизмы, реализующиеся на фоне ночного сна, это приводит к снижению функции наиболее молодых неокортикальных образований, вызывая дефицит произвольного внимания, памяти и вербального интеллекта [10].

В то же время исследования, направленные на анализ взаимоотношений между нейрофизиологией сна и реализацией когнитивных функций в состоянии бодрствования в подростковом возрасте в норме и патологии, немногочисленны и крайне противоречивы.

Цель исследования — изучение особенностей структурной организации ночного сна по данным полисомнографии (ПСГ) у интеллектуально одаренных школьников.

Материал и методы

В исследование были включены 44 учащихся 8-го и 9-го классов лицея-интерната Иркутска: 19 (43,2%) мальчиков и 25 (56,8%) девочек в возрасте 14—15 лет.

Критерием включения являлось подписание информированного согласия родителями (или законным представителем) детей младше 15 лет или самим школьником (при достижении им 15-летнего возраста).

Обследование проводилось в два этапа.

На первом этапе осуществлялось тестирование школьников с помощью прогрессивных матриц Равена (1982), которые позволяют оценить уровень интеллектуального развития [11]. При решении заданий задействованы три основных психических процесса: внимание, восприятие, мышление. В настоящем исследовании использовали черно-белый вариант теста Равена, предназначенный для обследования подростков 14—16 лет. Материал состоял из 60 матриц с пропущенными элементами. Задания были разделены на 5 серий (А, В, С, D, Е) по 12 однотипных, но возрастающих по сложности матриц в каждой серии, а также при переходе от серии к серии. Испытуемый выбирал недостающий элемент матрицы среди 6 и 8 предложенных вариантов. При необходимости первые 5 заданий серии, А подросток мог выполнять с помощью экспериментатора. Каждая серия заданий была составлена по определенному принципу: А — принцип взаимосвязи в структуре матриц; В — аналогия между парами фигур; С — принцип прогрессивных изменений в фигурах матриц; D — принцип перегруппировки фигур; E — принцип разложения фигур на элементы.

Оценка результатов проводилась в соответствии с общей суммой баллов, набранной по окончании тестирования. Так, критерием высокого уровня интеллекта было наличие общей суммы баллов, равной или превышающей 50; критерием среднего уровня интеллекта — равной или превышающей 37 (но не более 49). Учитывая статус общеобразовательного учреждения (лицей), выбранного в качестве базы для проведения исследования, школьников с общей суммой баллов, не превышающей 36, по результатам тестирования выявлено не было.

В зависимости от результата тестирования были сформированы две группы. В 1-ю группу вошли 29 подростков с высоким уровнем интеллекта, во 2-ю — 15 подростков со средним уровнем интеллекта. В программу обследования на этом этапе входили также анализ медицинской документации (форма 026) и общий клинический осмотр врачом-педиатром.

На втором этапе всем школьникам была проведена ПСГ с использованием системы GRASS-TELEFACTOR Twin PSG (Comet) c усилителем As 40 с интегрированным модулем для сна SPM-1 («Astro-Med. Inc. Product Group», США). Исследование осуществлялось в условиях лаборатории сна Сомнологического центра Научного центра проблем здоровья семьи и репродукции человека в течение 7—8 ч ночного сна до момента естественного пробуждения обследуемого. ПСГ включала в себя запись электроэнцефалограммы (ЭЭГ) в 4 стандартных отведениях с наложением референтных электродов на сосцевидные отростки (О1/А2, О2/А1, С3/А2, С4/А1); движений глазных яблок правого и левого глаза (электроокулограмма); электромиограммы с подбородочных и передних большеберцовых мышц; электрокардиограммы в одном стандартном отведении; регистрацию ороназального воздушного потока дыхания с помощью термопары; грудного и брюшного дыхательных усилий посредством пьезокристаллических датчиков; определение степени насыщения крови кислородом; регистрацию эпизодов храпа и положения тела во время сна. Наложение электродов и датчиков, монтаж, калибровка и борьба с артефактами, определение и оценка стадий сна проводились по стандартной методике [12].

При анализе данных ПСГ особое внимание обращали на наиболее информативные показатели: количество времени, необходимого для засыпания после выключения света (латенция ко сну); время перехода к фазе быстрого сна (ФБС) (латенция к ФБС); представленность каждой стадии в общей структуре сна; время бодрствования в течение ночи. Оценивались индекс реакций ЭЭГ-активаций и респираторная активность (индекс апноэ/гипопноэ), а также процентное насыщение крови кислородом во время ночного сна.

Исследование было выполнено в соответствии со стандартами надлежащей клинической практики и принципами Хельсинкской декларации. Протокол исследования был одобрен Комитетом по биомедицинской этике ФГБНУ «Научный центр проблем здоровья семьи и репродукции человека».

Статистическую обработку полученных данных проводили с использованием электронных таблиц Excel, пакета прикладных программ Biostat и Statistica for Windows версия 6.0 («StatSoft», США). Для количественных признаков использовали оценку средних арифметических: среднее (M) и среднеквадратичное отклонение (σ). В случаях категориальных переменных оценивали значение критерия χ2 Пирсона. Оценка уровня значимости осуществлялась по U-критерию Манна—Уитни. Различия считались значимыми при р<0,05.

Результаты и обсуждение

Между школьниками обеих групп значимые различия были выявлены по уровню интеллектуального развития (р=0,000). По полу, возрасту и индексу массы тела группы школьников были сопоставимы. Клинико-демографическая характеристика обследуемых школьников отражена в табл. 1.

Таблица 1. Общая характеристика обследованных подростков Примечание. * — p<0,0005.

В литературе встречаются данные, свидетельствующие, что одаренность в детском возрасте часто сочетается как с соматическими заболеваниями, так и с различными неврологическими нарушениями. Так, имеются работы [13], посвященные сочетанию одаренности с неврологическими и психическими расстройствами, включая синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), нарушение речевого развития (дислексия), аутизм (в том числе синдром Аспергера) и др.

Обучение одаренных детей характеризуется повышенной нагрузкой, что усугубляется недостаточной двигательной активностью и нарушением режима дня. Чем выше учебная нагрузка, тем чаще среди учащихся старших классов диагностируются отклонения в состоянии здоровья [14]. У школьников, подвергающихся постоянным повышенным информационным нагрузкам, в сочетании с мотивацией самого ребенка учиться на «отлично» особенно часто наблюдаются повышение раздражительности и изменения в поведении. При изучении особенностей поведения, ассоциирующихся с одаренностью, можно выделить такие показатели, как высокий уровень активности, появление особенностей цикла сон—бодрствование. Такие дети уже в начале школьного обучения приобретают черты, свойственные для «вечернего» хронотипа, предпочитая более позднее время отхода ко сну и, соответственно, более позднее время утреннего подъема, сдвигая свои биологические ритмы на 1—2 ч вперед (феномен «отсроченного сна») [15, 16].

Основные показатели ПСГ у обследуемых подростков представлены в табл. 2.

Таблица 2. Структура и основные характеристики ночного сна у обследованных подростков по данным ПСГ Примечание. * — p<0,0005.

Известно, что организация сна во времени определяется двумя контурами регуляции: собственными механизмами генерации стадий и фаз сна и интегративными механизмами их организации. Интегративные процессы, происходящие в головном мозге, определяют последовательность появления разных стадий (гомеостаз сна) и характеризуют способность мозговых систем достигать основной цели сна — активного восстановления работоспособности бодрствующего мозга и соматических систем организма, поочередно активируя наиболее «важные» в данный момент сомногенные системы, обеспечивая при этом определенную меру их активации и играя тем самым адаптивную роль [17].

В ряде исследований было показано, что так называемый феномен «отсроченного сна», о котором упоминалось ранее в отношении одаренных детей, является своеобразным маркером начала периода полового созревания, связан с недостаточным уровнем саморегуляции и сниженной способностью моделировать свои эмоционально-поведенческие реакции с учетом различных социальных потребностей. При этом необходимость раннего утреннего пробуждения на протяжении учебной недели определяет наличие у ребенка перманентного дефицита ночного сна. Учеными [18] было доказано, что подростки с «вечерним» хронотипом испытывают повышенную дневную сонливость и обладают более низким коэффициентом интеллектуального развития, так как известно, что сон влияет на уровень физического развития, поведение и эмоциональное состояние, когнитивное функционирование и способность к обучению, особенно у растущего организма. Сокращение общего времени ночного сна или нарушение гомеостаза сна приводит к различным психокогнитивным и соматическим расстройствам [19].

Полученные в настоящем исследовании результаты позволяют судить о наличии определенных особенностей структурной организации сна у подростков с высоким уровнем интеллектуального развития по сравнению с их сверстниками с обычным интеллектом. Как видно из табл. 2, в основной и контрольной группах не были выявлены достоверные различия в таких показателях ПСГ, как общее время сна, представленность поверхностного сна, время бодрствования в течение ночи, количество активационных сдвигов на ЭЭГ и респираторных событий, и минимальный уровень насыщения крови кислородом. Однако отмечалась тенденция к удлинению периода латенции ко сну у школьников 1-й группы по сравнению со 2-й (19,5±7,2 и 17,5±5,2 мин соответственно, р=0,310), при достоверном уменьшении латенции к ФБС (33,4±6,2 и 23,3±3,8 мин соответственно, р=0,000).

Следует также отметить изменение структурной организации сна у школьников основной группы. Так, достоверные различия между группами были получены по следующим параметрам: представленность медленноволнового сна (26,5±4,2 и 32,5±3,2 мин соответственно, р=0,000), длительность эпизодов ФБС (33,4±6,2 и 23,3±3,8 мин соответственно, р=0,000), во время которого, как считается, происходит восстановление психических функций и эмоционального равновесия. В то же время ФБС может иметь значение для редуцирования избыточной информации, полученной в состоянии бодрствования. Это может способствовать предотвращению неправильного поведения, избеганию перегрузки нейрональных сетей. Указанные процессы важны для перепрограммирования и консолидации памяти, что направлено на усвоение наиболее важного учебного материала.

Учитывая выявленную особенность цикла сон—бодрствование у детей подросткового возраста, можно предположить, что изменения гомеостаза сна в группе школьников с высоким уровнем интеллектуального развития играют роль адаптивных механизмов, которые несколько нивелируют недостаток сна и нарушение системы психологических защит в условиях ежедневных стрессовых воздействий современного информационного пространства и постоянных повышенных интеллектуальных нагрузок. Однако необходимо учитывать, что при определенных условиях механизмы саморегуляции могут нарушиться и произойдет срыв компенсаторно-приспособительных механизмов адаптации, следствием чего может стать формирование психоневрологических и соматических расстройств.

Таким образом, категория школьников с высоким интеллектом нуждается в динамическом медико-психологическом обследовании.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

*e-mail: goodnight_84@mail.ru

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.