Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Минакина Л.Н.

ФГБОУ ВО «Иркутский государственный медицинский университет» Минздрава России, Иркутск, Россия

Гольдапель Э.Г.

ФКУЗ «Иркутский научно-исследовательский противочумный институт» Минздрава России, Иркутск, Россия

Усов Л.А.

ФГБОУ ВО «Иркутский государственный медицинский университет» Минздрава России, Иркутск, Россия

Влияние лигандов аденозиновых рецепторов и гипоксического прекондиционирования на показатели основного обмена мозговой ткани в эксперименте

Авторы:

Минакина Л.Н., Гольдапель Э.Г., Усов Л.А.

Подробнее об авторах

Просмотров: 1069

Загрузок: 23


Как цитировать:

Минакина Л.Н., Гольдапель Э.Г., Усов Л.А. Влияние лигандов аденозиновых рецепторов и гипоксического прекондиционирования на показатели основного обмена мозговой ткани в эксперименте. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2018;118(7):54‑58.
Minakina LN, Goldapel EG, Usov LA. The influence of adenosine receptor ligands and hypoxic preconditioning on the metabolism of the brain tissue in the experiment. S.S. Korsakov Journal of Neurology and Psychiatry. 2018;118(7):54‑58. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/jnevro20181187154

Рекомендуем статьи по данной теме:
Нев­ро­ло­ги­чес­кие ас­пек­ты ди­аг­нос­ти­ки и ле­че­ния мо­тор­ной ала­лии. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2023;(5):74-82
Вли­яние этил­ме­тил­гид­рок­си­пи­ри­ди­на сук­ци­на­та и этил­ме­тил­гид­рок­си­пи­ри­ди­на ма­ла­та на из­ме­не­ние ми­то­хон­дри­аль­ной фун­кции в ус­ло­ви­ях фо­каль­ной ише­мии го­лов­но­го моз­га. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2023;(11):111-116
Вли­яние те­ра­пии пре­па­ра­том Мек­си­дол на рег­ресс нев­ро­ло­ги­чес­ко­го де­фи­ци­та и фун­кци­ональ­ный ис­ход у па­ци­ен­тов с ише­ми­чес­ким ин­суль­том: сис­те­ма­ти­зи­ро­ван­ный об­зор и ме­та­ана­лиз. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Спец­вы­пус­ки. 2023;(12-2):49-60
Пер­вое при­ме­не­ние ин­тра­опе­ра­ци­он­ной МРТ для ис­сле­до­ва­ния це­реб­раль­ной пер­фу­зии при хи­рур­ги­чес­кой ре­вас­ку­ля­ри­за­ции го­лов­но­го моз­га. Жур­нал «Воп­ро­сы ней­ро­хи­рур­гии» име­ни Н.Н. Бур­ден­ко. 2023;(4):5-16
Оцен­ка пер­фу­зии ки­шеч­ной стен­ки в ус­ло­ви­ях ише­мии с при­ме­не­ни­ем ме­то­да ги­пер­спектраль­ной ви­зу­али­за­ции. Опе­ра­тив­ная хи­рур­гия и кли­ни­чес­кая ана­то­мия. 2024;(1):5-13

Субстраты метаболизма живых систем — глюкоза и кислород — занимают особую нишу как относительно друг друга, так и каждый в отдельности. Степень взаимодействия этих веществ определяет энергетическую стратегию клетки (толерантность или резистентность), исходя из условий, в которых она находится. Аэробная и анаэробная утилизация глюкозы отражает связь между ее основными метаболитами — лактатом и пируватом. Последние в свою очередь играют важную роль в функционировании всего организма и первостепенную — в нервной ткани, а их концентрация и соотношение (лактат/пируват) являются показателями церебрального повреждения. Известно, что ишемия/гипоксия и метаболический стресс приводят к накоплению аденозина и АТФ во внеклеточном пространстве. Снижение поступления необходимых для функционирования системы субстратов корректирует стратегию открытости, оптимизируя неоправданные потребности [1].

Аденозин накапливается во внеклеточном пространстве в ответ на метаболический стресс и клеточное повреждение при ишемии, гипоксии, воспалении и травмах [2, 3]. Физиологические эффекты аденозина проявляются через связывание и активацию одного или нескольких из четырех своих трансмембранных рецепторов А1, А, А2b и А3. Аденозиновые рецепторы, функции которых многообразны, относятся к рецепторам семейства G-белков, хотя имеются некоторые данные о независимых с G-белками эффектах [3]. Для головного мозга как органа анализа, обработки и реагирования на поступающую информацию, требуется соответствующее количество энергии, что обеспечивается основными ресурсами — кислородом и глюкозой. Впервые Я. Берцелиусом было отмечено, что молочная кислота образуется в избытке при интенсивном анаэробном гликолизе. Позже было доказано, что количество лактата в мышцах после физической нагрузки пропорционально ее силе [3]. Гипотезу о том, что лактат не просто конечный продукт распада глюкозы, а альтернативный энергетический компонент, сформулировал G. Brooks [4] и назвал «челночной теорией лактата» в 80-х годах XX столетия. Этот субстрат способен преодолевать гематоэнцефалический барьер посредством монокарбоксильных переносчиков (англ.: monocarboxylate transporters — MCT) [5, 6], а в определенных структурах головного мозга принимает участие в формировании долговременной памяти [7]. Появляется все больше работ, в которых сообщается о сигнальной функции лактата [3, 7, 8]. Установлено, что лактат может связываться с рецептором карбоксильной кислоты 1-го типа (англ.: hydrocarboxylic acid receptor — HCAR), который ингибирует аденилатциклазу посредством взаимодействия с Gi-белком. Основная экспрессия белка HCAR приходится на области гиппокампа, неокортекса и мозжечка [2]. В отношении пирувата информации меньше. Известно, что MCT лучше транспортируют пируват, нежели лактат. Немаловажную роль в защите клеток играет и прекондиционирование (ПК), феномен, который был описан в 1986 г. исследователями С. Murry и соавт. [9]. Это явление было открыто в работе с кардиомиоцитами и заключается в метаболической адаптации клеток в условиях кратковременной ишемии и последующей реперфузии. В зависимости от продолжительности воздействия, количества циклов ишемии и реперфузии во времени выделяют два периода: ранний (классический) и поздний. Ранний период характеризуется наступлением защитных эффектов в течение первых 2 ч с момента воздействия, поздний — от 2 до 48 ч [9, 10]. Несмотря на то что ПК впервые было описано на кардиомиоцитах, оно также справедливо и для нейронов, астроцитов, эпителиоцитов и других клеток организма [11].

Цель исследования — изучение показателей углеводного обмена при глобальной ишемии головного мозга на фоне применения лигандов аденозиновых рецепторов и гипоксического ПК в эксперименте на мышах, а также изучение связи изменения метаболизма и нейропротективного эффекта.

Материал и методы

Исследование проведено на беспородных белых мышах-самцах массой 20—25 г (n=51). Организация работы соответствовала международным этическим нормам, регламентирующим эксперименты на животных [12, 13]. Глобальная ишемия мозга воспроизводилась на декапитационной модели. Показатель продолжительности жизни оценивался по длительности агонального дыхания (гаспинг), продолжительность которого связана только с функциональным состоянием нейронов дыхательного центра и не зависит от состояния мозгового кровотока [10, 12, 13]. Гипоксическое П.К. проводилось в стеклянной гермокамере объемом 100 мл в оптимальном режиме: 4 гипоксических воздействия с интервалом 10 мин и без перерыва перед ишемией мозга [14]. Интенсивность метаболических процессов оценивали по содержанию лактата, пирувата в мозговой ткани и их соотношению стандартным спектрофотометрическим методом. В сравнительных сериях эксперимента использовали циклопентиладенозин (N6-cyclopentyladenosine — CPA) 2,4 мг/кг за 3 ч до ишемии, аденозин в дозе 200 мг/кг за 1 ч до ишемии, этилкарбоксамидоаденозин (5’-N-ethylcarboxamide adenosine — NECA) 0,1 мг/кг за 3 ч до ишемии, дипропилциклопентилксантин (1,3-dipropyl-8-cyclopentylxanthine — DPCPX) 1 мг/кг за 1 ч подкожно в виде водных растворов. Дозы и время введения подобраны экспериментально. Экспериментальные животные были распределены на восемь групп: 1-я — контрольная (n=10); 2-я — NECA (n=8); 3-я — CPA (n=6); 4-я — аденозин (n=6); 5-я — ПК (n=6); 6-я — DPCPX (n=5); 7-я — DPCPX+CPA (n=5); 8-я — DPCPX+ПК (n=5). Для обработки данных использовались пакеты программ Microsoft Excel и Biostat. Для установления различия концентраций между группами применяли непараметрический критерий Манна—Уитни, для сравнения изменений температуры тела — дисперсионный анализ и критерий Даннета. Связь и силу факторов в группах анализировали с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена. Построение и оценка кривых выживаемости проведены с использованием Log-Rank-теста. Различия считали значимыми при p≤0,05.

Результаты и обсуждение

В 3-й и 5-й группах не изменялось содержание лактата по сравнению с контролем, хотя в отношении пирувата наблюдался противоположный эффект: увеличение содержания в 2,4 и 3,8 раза соответственно. В 4-й группе значимо снижалось содержание молочной кислоты, а пировиноградной — увеличивалось. Во 2-й группе концентрация лактата и пирувата значимо не изменилась. В 6-й группе значимо увеличивалось содержание лактата, более чем в 2 раза, и не изменялось содержание пирувата. В 8-й группе концентрация лактата не изменялась, но при этом содержание пирувата сводилось к бесконечно малым концентрациям (рис. 1).

Рис. 1. Биохимические показатели основного обмена мозга животных. а — уровень концентрации лактата и пирувата (мкмоль/г); б — соотношение лактат/пируват. * — значение соотношения сводится к бесконечно большим числам.
В свою очередь в 7-й группе снижался уровень пирувата незначительно и достоверно повышалась концентрация лактата, которая была так же высока, как и в 6-й группе.

Сравнение соотношения лактата и пирувата, которое, по разным источникам, варьирует от 10 до 40 при гипоперфузии тканей [11, 15], показало наименьшие значения в 3-й и 4-й группах. Показатель соотношения лактата и пирувата в 5-й группе ниже, чем в 3-й и 4-й. ПК, CPA и аденозин значимо уменьшают коэффициент лактат/пируват в 2; 3,6 и 5,2 раза соответственно. DPCPX, напротив, увеличивает его в 2,5 раза, а введение NECA не оказывает отличных от контрольной группы сдвигов по этому показателю (см. таблицу).

Влияние лигандов аденозиновых рецепторов и гипоксического ПК на продолжительность жизни, температуру и метаболизм мозговой ткани при глобальной ишемии у мышей Примечание. * — p<0,05; ∆tср — среднее изменение температуры тела до (t1) и после (t2) введения препарата; L — продолжительность жизни, в скобках — диапазон значений.

Достоверное изменение температуры наблюдалось во 2—5-й группах, а наибольшая амплитуда — во 2-й и 3-й. В 6—8-й группах температура изменялась незначительно.

NECA, CPA, аденозин и ПК значимо увеличивают продолжительность жизни животных, а DPCPX — сокращает. Антагонисты А1 аденозиновых рецепторов обостряют нейрональное повреждение за счет ускоренного метаболизма как клетки, так и ее окружения [16]. Неблагоприятное повреждающее воздействие и ускоренный метаболизм нервной ткани и, как результат, — лактатацидоз, т. е. резкий переход от аэробного окисления глюкозы к анаэробному, отразились на продолжительности жизни животных. Более того, серии с комбинированным применением DPCPX+CPA, DPCPX+ПК свидетельствуют не только об ослаблении, но и полном устранении нейропротективного эффекта CPA и ПК.

Так, в группе DPCPX+ПК не удавалось измерить продолжительность жизни, поскольку животные не выдерживали схемы прекондиционирования и погибали на начальном этапе. Это может свидетельствовать о несостоятельности механизмов протекции мозговой ткани путем гипоксического ПК в условиях блокады А1 аденозиновых рецепторов. Предельно высокое значение соотношения концентраций лактат-пируват формируется не столько за счет высокой концентрации лактата, сколько из-за предельно низких значений пирувата.

Примечательным фактом, по нашему мнению, является то, что нейропротективный эффект, отражающийся в достоверном увеличении продолжительности жизни, опосредуется через аденозиновые рецепторы по определенным механизмам. Изучение корреляции концентраций лактата, пирувата, их соотношения и температуры показало следующее: CPA и ПК — увеличение концентрации пирувата, амплитуды температуры и снижение индекса лактат/пируват, NECA — увеличение только амплитуды температуры; аденозин — увеличение концентрации пирувата и амплитуды температуры, снижение лактата и индекса лактат/пируват. Скорее всего, такое распределение обусловлено степенью избирательности воздействия на аденозиновые рецепторы и/или аденилатциклазу. CPA обладает высокой избирательностью к А1, NECA — преимущественно к А, аденозин — ко всем типам аденозиновых рецепторов, гипоксическое ПК, исходя из полученных результатов, близко к эффектам CPA.

L. Barros [2] говорит о воздействии лактата на рецепторы гидрокарбоксильной кислоты 1-го типа (HCAR1). Выяснилось, что лактат, воздействуя на HCAR1, ингибирует аденилатциклазную активность, являясь стимулятором Gi-белка.

Подобное ингибирование происходит и при стимуляции А1-аденозиновых рецепторов, при этом концентрация лактата значимо снижалась лишь в 4-й группе, а увеличение концентрации пирувата зафиксировано в 3, 4 и 5-й группах. Возможно, этот подъем обусловлен подготовкой клеток к скорейшей энергетически выгодной «сделке», назовем этот феномен «централизацией пирувата». Такое накопление может быть оправдано тем, что долгожданный момент аэробного дыхания вот-вот произойдет, и клетки пребывают в предвкушении «события», в котором роль пирувата еще предстоит прояснить. В этой связи может увеличиваться активность изофермента лактатдегидрогеназы-1, количество и/или работа MCT для доставки пирувата к митохондриям [5].

Многочисленные сравнения изменений температуры тела в эксперименте анализировались критерием Даннета. Температура тела животных во всех опытных группах относительно контрольной достоверно различалась за исключением групп с введением DPCPX. Также удалось достоверно установить, что применение NECA и CPA вызывало гипотермию у животных в равной степени. Достоверно установлено, что применение NECA, CPA, ПК и аденозина увеличивает продолжительность жизни (p<0,001; Z=4,54; 3,53; 3,33; 3,79 соответственно), а DPCPX, напротив, — уменьшает (p=0,002, Z=3,02) (рис. 2).

Рис. 2. Сравнение кривых выживаемости экспериментальных групп животных.

Для установления связи и ее характера между продолжительностью жизни, изменением температуры тела и соотношением лактат/пируват в экспериментальных группах рассчитывали коэффициент ранговой корреляции Спирмена и составляли уравнения линейной регрессии соответствующих функций. В группе NECA установлена положительная корреляция продолжительности жизни и изменения температуры, продолжительности жизни и соотношения лактат/пируват, статистически незначимая (r=0,40; p=0,32 и r=0,56; p=0,15 соответственно). Совершенно иной характер показала серия с CPA. Выживаемость достоверно сильно зависела и от изменения температуры (r=0,90; p=0,04) и от соотношения лактат/пируват (r= –0,90; p=0,04). Более того, в последнем случае отрицательное значение коэффициента указывало на обратный характер связи, а именно — выживаемость увеличивалась с понижением лактата/пирувата. В группе животных с ПК коэффициенты корреляции продолжительности жизни и изменения температуры (r= –0,4; p=0,50) и продолжительности жизни и соотношения лактат/пируват (r= –0,97; p=0,00) отрицательны, достоверен лишь последний. В группе с DPCPX коэффициент корреляции продолжительности жизни и изменения температуры показал слабую положительную недостоверную зависимость (r=0,20; p=0,74), в то время как от соотношения лактат/пируват эта связь обратная (r= –0,80; p=0,10), как и во всех группах, кроме NECA (рис. 3).

Рис. 3. Корреляция продолжительности жизни и соотношения лактат/пируват в опытных группах животных.

Таким образом, агонисты аденозиновых рецепторов и ПК оказывают нейропротективный эффект при острой ишемии головного мозга у мышей. Для каждой группы установлено характерное распределение, основанное на исследованных параметрах, что позволило определить особенности и сходство защитных воздействий при глобальной ишемии для мозговой ткани.

Блокатор А1-аденозиновых рецепторов усугубляет метаболические нарушения в мозге и не позволяет реализовать защитное действие циклопентиладенозина и гипоксического ПК.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

*e-mail: tapuz82@mail.ru

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.