Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Чутко Л.С.

Институт мозга человека РАН им. Н.П. Бехтеревой, Санкт-Петербург;
Санкт-Петербургская государственная педиатрическая медицинская академия

Сурушкина С.Ю.

Институт мозга человека РАН им. Н.П. Бехтеревой, Санкт-Петербург;
Санкт-Петербургская государственная педиатрическая медицинская академия

Яковенко Е.А.

Институт мозга человека РАН им. Н.П. Бехтеревой, Санкт-Петербург

Сергеев А.В.

Кафедра биофизических методов в медицине факультета повышения квалификации медицинских работников медицинского института Российского университета дружбы народов;
Детская городская клиническая больница №9 им. Г.Н. Сперанского

Рожкова А.В.

Институт мозга человека РАН им. Н.П. Бехтеревой, Санкт-Петербург

Последствия специфических расстройств речевого развития у детей

Авторы:

Чутко Л.С., Сурушкина С.Ю., Яковенко Е.А., Сергеев А.В., Рожкова А.В.

Подробнее об авторах

Просмотров: 675

Загрузок: 19


Как цитировать:

Чутко Л.С., Сурушкина С.Ю., Яковенко Е.А., Сергеев А.В., Рожкова А.В. Последствия специфических расстройств речевого развития у детей. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2018;118(5):54‑57.
Chutko LS, Surushkina SYu, Iakovenko EA, Sergeev AV, Rozhkova AV. Consequences of specific language impairment in children. S.S. Korsakov Journal of Neurology and Psychiatry. 2018;118(5):54‑57. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/jnevro20181185154

Рекомендуем статьи по данной теме:
Ле­че­ние боль­ных с пос­ледстви­ями че­реп­но-моз­го­вой трав­мы. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2023;(3):26-33
Воз­мож­нос­ти оп­ти­ми­за­ции те­ра­пии у па­ци­ен­тов с фо­каль­ной эпи­леп­си­ей, пе­ре­нес­ших COVID-19. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2023;(3):130-136
Кли­ни­чес­кие про­яв­ле­ния и ме­та­бо­ли­чес­кая те­ра­пия ас­те­ни­чес­ко­го син­дро­ма в ос­тром и ран­нем вос­ста­но­ви­тель­ном пе­ри­одах ише­ми­чес­ко­го ин­суль­та. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Спец­вы­пус­ки. 2023;(3-2):94-100
Глим­фа­ти­чес­кая сис­те­ма моз­га — ней­ро­би­оло­гия и кли­ни­чес­кая па­то­ло­гия. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2023;(5):13-19
Ас­те­ния, пси­хи­чес­кая утом­ля­емость и ког­ни­тив­ная дис­фун­кция. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2023;(5):38-47
Диаг­нос­ти­ка, па­то­ге­нез и ле­че­ние син­дро­ма де­фи­ци­та вни­ма­ния. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2023;(6):22-29
Эф­фек­тив­ность ка­лия N-аце­ти­ла­ми­но­сук­ци­на­та (Ко­ги­тум) при ле­че­нии ас­те­ни­чес­ко­го син­дро­ма: ре­зуль­та­ты двой­но­го сле­по­го пла­це­бо-кон­тро­ли­ру­емо­го ис­сле­до­ва­ния. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2023;(6):52-56
Ви­та­ми­ны груп­пы B и моз­го­вая дис­фун­кция. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2023;(7):97-101
Пос­тко­вид­ный син­дром в прак­ти­ке нев­ро­ло­га. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2023;(7):124-129
Син­дром обструк­тив­но­го ап­ноэ сна — не­до­оце­нен­ный фак­тор рис­ка ког­ни­тив­ных на­ру­ше­ний. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2023;(8):36-41

Специфические расстройства развития речи (CРРР)​1​᠎, характеризуются первичными нарушениями развития речи. Ребенок в этих случаях имеет соответствующий возрасту интеллект, нормальный слух и нормальные условия для овладения речью, задержка в развитии проявляется без предшествующего периода нормального развития. В соответствии с классификацией МКБ-10 эти нарушения отнесены к рубрике F.80.

Под СРРР понимают такие расстройства речи, при которых нормальное речевое развитие нарушено на ранних этапах и не является следствием черепно-мозговой травмы или нейроинфекции. В данную категорию не входят дизартрия, ринолалия, афазия и речевые нарушения, обусловленные нарушением слуха, умственной отсталостью, аутизмом, эпилепсией. Дети с СРРР испытывают трудности при понимании и произношении речи. Отечественные авторы в качестве синонима часто используют термин «дисфазия развития» (developmental dysphasia) [2]. По мнению Ч. Ньокиктьена [3], этот термин отражает как неврологический, так и эволюционно-возрастной аспект данного расстройства.

СРРР — одно из наиболее широко распространенных нарушений развития у детей. По данным разных исследователей [4, 5], он встречается с частотой от 4 до 8% в детской популяции. По данным D. Bonneau [6], CРРР отмечается у 5—10% детей дошкольного возраста [6].

В этиологии заболевания значительную роль играют наследственные факторы, а также перинатальная патология [7]. СРРР характеризуется постоянным течением без ремиссий и рецидивов.

Нарушения у детей с расстройствами речевого развития обычно сопровождаются отставанием в индивидуальном развитии двигательных навыках, адаптивном поведении, социально-эмоциональной и познавательной сферах [8]. В работах шведских ученых C. Miniscalco и соавт. [9], C. Miniscalco и A. Dahlgren Sandberg [10] было отмечено, что у детей, у которых в раннем возрасте были речевые нарушения, в дальнейшем определялись нарушения формирования навыков чтения и трудности при изложении прочитанного материала. В связи с изложенным важным является изучение развития патологии во взрослом возрасте.

В этом отношении привлекает к себе внимание исследование Е.В. Козловой и Н.Н. Заваденко [8], которые установили, что проявления дисфазии развития в раннем возрасте могут служить предвестниками ряда психоневрологических расстройств, формирование клинической картины которых проходит через стадию общего недоразвития речи. Имеются и другие работы [11—15], в которых была выявлена частота нарушений в эмоциональной сфере у подростков и взрослых людей, имевших в анамнезе речевые нарушения. Так, N. Botting и соавт. [15] показали, что взрослые люди, имеющие в анамнезе СРРР, характеризуются низким уровнем веры в эффективность собственных действий (самоэффективность) и ожидание успеха от их реализации.

Цель настоящего исследования — оценка когнитивных и эмоциональных нарушений у детей младшего школьного возраста, имеющих в анамнезе СРРР.

Материал и методы

Обследовали 86 детей, 64 мальчика и 22 девочки, в возрасте 7—9 лет (средний 8,1±0,8 года), наблюдавшихся в возрасте 3—6 лет с диагнозом CРРР с преимущественным нарушением экспрессивной речи (основная группа).

Постановка диагноза осуществлялась на основании критериев МКБ-10.

Из исследования исключались дети с умственной отсталостью, аутизмом, тяжелой соматической патологией, снижением слуха.

В период обследования и за 3 мес до включения в исследование пациенты не получали лекарственных препаратов, воздействующих на ЦНС.

Исследование неврологического статуса проводилось по общепринятой схеме. Кроме этого, применялась методика оценки тонкой моторики (тест на диспраксию/дисгнозию) [16]. Оценка степени невнимательности, гиперактивности и импульсивности проводилась с помощью шкалы SNAP-IV. Для объективизации степени выраженности астенических расстройств родители оценивали степень утомляемости ребенка с помощью визуальной аналоговой шкалы (ВАШ) (10-балльный вариант). Психологическое обследование включало в себя определение индекса тревожности с помощью теста тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки). Нейропсихологическое исследование включало в себя тест Озерецкого на реципрокную координацию рук и пробу «пересчет пальцев». Кроме этого, использовался тест непрерывной деятельности (Test of Variables of Attention — TOVA), позволяющий оценить состояние внимания и уровень импульсивности по отношению к нормативным данным для каждого возраста.

Контрольную группу составили 60 детей, сопоставимых по возрасту с детьми основной группы, без проявлений СРРР в анамнезе.

Результаты

На момент наблюдения психоневрологическая симптоматика отсутствовала только у 13 (15,1%) детей. Клинические проявления СРРР умеренной степени были выявлены у 17 (19,8%). При наличии активной речи отмечались нарушения лексико-грамматического строя, ограниченный словарный запас. Типичными были ошибки при согласовании частей речи в падеже, числе и роде. Дети испытывали трудности при описании порядка событий во времени.

У многих детей основной группы отмечались повышенная утомляемость и истощаемость. Так, в 46 (53,4%) случаях состояние детей можно было расценить как цереброастенический синдром (органическое астеническое расстройство — рубрика F.06.6 по МКБ-10). Средний показатель утомляемости детей основной группы, оцененный родителями, оказался значительно выше, чем в контрольной группе (табл. 1).

Таблица 1. Клинико-психологические показатели в обследуемых группах Примечание. * — достоверность различий по сравнению с контрольной группой на уровне р<0,05; ** — достоверность различий по сравнению с контрольной группой на уровне р<0,01.
Клинические проявления синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) имелись у 21 (24,4%) ребенка основной группы. Показатели шкалы SNAP-IV (невнимательность, гиперактивность и импульсивность) у детей основной группы также оказались достоверно выше, чем в контрольной группе (см. табл. 1).

Необходимо отметить, что проявления СДВГ и цереброастенического синдрома отмечались как у детей с СРРР в анамнезе, так и у детей с речевыми нарушениями на момент наблюдения. У 28 (32,5%) детей основной группы отмечались различные расстройства обучаемости (элементы дисграфии были выявлены у 21 ребенка, дислексии — у 6, дискалькулии — у 1). Расстройства формирования школьных навыков во всех случаях не были изолированными, а сочетались с проявлениями СДВГ и цереброастенического синдрома.

При исследовании неврологического статуса у детей основной группы не удалось обнаружить выраженной очаговой симптоматики. Исследование, проведенное с помощью теста Лесны, показало наличие диспраксии у 52 (60,5%) пациентов. Средний показатель составил 22,7±4,6 балла (при норме 26 баллов и более), что указывало на умеренную степень проявления диспраксии.

При выполнении теста Озерецкого затруднения в виде синкинезий были выявлены у 60 (69,8%) пациентов основной группы и лишь у 8 (13,3%) детей контрольной группы. Средний балл выполнения теста у детей основной группы оказался достоверно ниже этого показателя в контрольной группе (см. табл. 1).

При проверке пробы «пересчет пальцев» у детей в основной группе в 74 (86%) случаях отмечались затруднения в виде пропуска пальцев и нарушения порядка движений, а также множественные синкинезии. В контрольной группе подобные нарушения выявлялись в 13 (21,7%) случаях. Средний балл выполнения этой пробы у детей основной группы был также достоверно ниже данного показателя в контрольной группе (табл. 1). Таким образом дети с последствиями СРРР выполняли нейропсихологические пробы достоверно хуже (р<0,05).

Результаты проведенных исследований показали повышенный уровень тревожности у детей основной группы по сравнению с детьми контрольной группы (см. табл. 1).

Психофизиологическое исследование по тесту TOVA показало, что у детей с последствиями СРРР выявляется достоверное повышение показателей невнимательности и импульсивности по сравнению с детьми контрольной группы (табл. 2).

Таблица 2. Средние значения показателей по тесту TOVA в обследуемых группах Примечание. * — достоверность различий по сравнению с соответствующим показателем в контрольной группе на уровне р<0,05; ** — достоверность различий по сравнению с соответствующим показателем в контрольной группе на уровне р<0,01.

Обсуждение

Полученные результаты свидетельствуют, что СРРР в раннем возрасте могут служить предикторами развития других психических и неврологических нарушений. Необходимо отметить, что почти в 20% случаев речевые нарушения в той или иной мере сохраняются у детей и в младшем школьном возрасте. Наиболее частыми нарушениями у детей основной группы являлись астенические расстройства. Следует отметить высокую частоту проявлений СДВГ в этой группе. По данным литературы [17—19], в популяции детей с СРРР в среднем от 20 до 60% имеют дефицит внимания и гиперактивность. Ранее нами было показано, что 47% детей с СДВГ имеют в анамнезе СРРР. Результаты психофизиологического исследования также свидетельствуют о снижении внимания, повышенной импульсивности и истощаемости у детей основной группы. Кроме того, у таких детей наблюдался высокий уровень тревожности.

Выявленная неврологическая симптоматика и результаты нейропсихологического исследования могут отражать нарушения взаимосвязей между фронтальными областями коры головного мозга, базальными ганглиями, мозжечком.

В целом полученные результаты можно расценивать как нарушение системы эмоционального и двигательного контроля, которые необходимо рассматривать как одно из проявлений нарушении управляющих функции (исполнительской дисфункции) (executive dysfunction). cогласно модели К. Cicerone и соавт. [20], в составе управляющих функций выделяют четыре сферы: 1) управляющие когнитивные функции, связанные с контролем и планированием, целенаправленностью деятельности; 2) функции поведенческой саморегуляции, связанные с эмоциональным подкреплением; 3) функции, регулирующие активацию, т. е. обеспечивающие инициативу и активацию поведения; 4) метакогнитивные процессы.

О нарушении управляющих функции у детей с СРРР свидетельствуют L. Henry и соавт. [21].

Напомним, что внутренняя речь формируется у ребенка на основе внешней и представляет собой один из основных механизмов мышления. Перевод внешней речи во внутреннюю наблюдается у ребенка в возрасте около 3 лет, когда он начинает рассуждать вслух и планировать в речи свои действия. Постепенно такое проговаривание редуцируется и начинает протекать во внутренней речи. С помощью внутренней речи осуществляется процесс превращения мысли в речь и подготовка речевого высказывания [22].

Таким образом, СРРР играют большую роль в формировании когнитивных, эмоциональных и регуляторных нарушений.

Для лечения речевых и когнитивных нарушений традиционно применяются нейрометаболические (ноотропные) препараты, в частности препарат кортексин, который относится к пептидным биорегуляторам. Кортексин содержит не только нейропептидные субстанции, но и аминокислоты, витамины и минеральные вещества, что объясняет его высокую нейрохимическую активность. Ранее [23] нами было показано, что после лечения препаратом кортексин положительная динамика отмечалась у 62,5% детей с СРРР. Большинство детей стали охотней использовать речь для общения, повторять за взрослыми, меньше прибегать к жестам или больше сопровождать жесты словами. Отмечалось достоверное расширение активного словаря детей. Кроме того, родители детей отмечали снижение таких астенических проявлений, как эмоциональная лабильность, истощаемость, отмечали улучшение внимания и усидчивости. Следует отметить, что результаты проведенного ранее скринингового исследования [24] свидетельствуют о высокой эффективности кортексина при лечении СДВГ. Препарат широко применяется в рамках комплексной нейрореабилитации у детей с различными психоневрологическими расстройствами [25].

Результаты настоящего исследования дают основание подчеркнуть, что диагностика и лечение речевых нарушений у детей имеют важное социальное значение, так как являются средством профилактики когнитивных, эмоциональных и регуляторных нарушений в дальнейшей жизни.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

*e-mail: chutko5@rambler.ru https://orcid.org/0000-0002-1065-9859

1Англ. — Specific language impairment (SLI). Ранее также применялись следующие термины: speech/language delay (речевая/языковая задержка), speech/language disorder (речевые/языковые нарушение), speech/ language impairment (речевое/языковое расстройство), child-hood aphasia (детская афазия), developmental language disorder (нарушение языкового развития), language learning disability (неспособность обучения языку) [1].

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.