Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Абишев А.Е.

Казахский национальный университет им. аль-Фараби, Алматы, Казахстан

Сарыбаева Г.К.

Казахский национальный университет им. аль-Фараби, Алматы, Казахстан

Капанова Г.Ж.

Казахский национальный университет им. аль-Фараби, Алматы, Казахстан

Психообразовательные программы для больных шизофренией и их родственников как элемент реабилитации

Авторы:

Абишев А.Е., Сарыбаева Г.К., Капанова Г.Ж.

Подробнее об авторах

Просмотров: 4473

Загрузок: 308


Как цитировать:

Абишев А.Е., Сарыбаева Г.К., Капанова Г.Ж. Психообразовательные программы для больных шизофренией и их родственников как элемент реабилитации. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2018;118(4):81‑83.
Abishev AE, Sarybaeva GK, Kapanova GZh. Psycho-educational programs for people with schizophrenia and their relatives, as an element of rehabilitation. S.S. Korsakov Journal of Neurology and Psychiatry. 2018;118(4):81‑83. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/jnevro20181184181-83

Рекомендуем статьи по данной теме:
Осо­бен­нос­ти бо­ле­во­го син­дро­ма при вер­теб­ро­ген­ной па­то­ло­гии у жен­щин. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2024;(5):14-21
Дис­кус­си­он­ные воп­ро­сы ди­аг­нос­ти­ки и те­оре­ти­чес­кие мо­де­ли ши­зоф­ре­нии в дет­ском воз­рас­те. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2024;(7):17-24
Пси­хо­ло­ги­чес­кие кон­цеп­ции — конструкт кли­ни­чес­ких мо­де­лей ши­зоф­ре­нии. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2024;(7):25-31
Фар­ма­ко­те­ра­пия ши­зоф­ре­нии: кли­ни­чес­кие и не­ко­то­рые воз­рас­тные ас­пек­ты. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2024;(7):41-50
Кли­ни­чес­кая сис­те­ма­ти­ка хро­ни­чес­ких бре­до­вых пси­хо­зов при ши­зоф­ре­нии и па­то­ло­гии ши­зоф­ре­ни­чес­ко­го спек­тра. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2024;(7):65-74
За­тяж­ные и хро­ни­чес­кие эн­до­ген­ные ма­ни­акаль­ные и ма­ни­акаль­но-бре­до­вые сос­то­яния (пси­хо­па­то­ло­гия, ти­по­ло­гия, ди­на­ми­ка, кли­ни­ка). Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2024;(7):75-81
Эф­фек­тив­ность ор­га­ни­за­ци­он­но-фун­кци­ональ­ной мо­де­ли ком­плексной ре­аби­ли­та­ции де­тей, нуж­да­ющих­ся в про­те­зи­ро­ва­нии вер­хних ко­неч­нос­тей вследствие врож­ден­ных за­бо­ле­ва­ний. Ме­ди­цин­ские тех­но­ло­гии. Оцен­ка и вы­бор. 2024;(2):40-47
Ре­ги­ональ­ные осо­бен­нос­ти слу­ча­ев гос­пи­та­ли­за­ции и ам­бу­ла­тор­ных об­ра­ще­ний за ме­ди­цин­ской по­мощью взрос­ло­го на­се­ле­ния с ус­та­нов­лен­ной хро­ни­чес­кой обструк­тив­ной бо­лез­нью лег­ких. Ме­ди­цин­ские тех­но­ло­гии. Оцен­ка и вы­бор. 2024;(2):48-60
Эф­фек­тив­ность фи­зи­чес­ких ме­то­дов ре­аби­ли­та­ции, ос­но­ван­ных на воз­действии эк­сцентри­чес­ких наг­ру­зок, при трав­мах вер­хних ко­неч­нос­тей. Воп­ро­сы ку­рор­то­ло­гии, фи­зи­оте­ра­пии и ле­чеб­ной фи­зи­чес­кой куль­ту­ры. 2024;(3):13-17
Реаби­ли­та­ция па­ци­ен­тов с ней­ро­па­ти­ями ли­це­во­го нер­ва. Вос­ста­но­ви­тель­ные би­отех­но­ло­гии, про­фи­лак­ти­чес­кая, циф­ро­вая и пре­дик­тив­ная ме­ди­ци­на. 2024;(2):28-41

Бремя психических расстройств оказывает заметное влияние на системы здравоохранения и экономики всех стран мира, поскольку психические болезни часто приводят к нетрудоспособности и ивалидности относительно молодных людей. В этом отношении шизофрения является одним из самых тяжелых психических расстройств [1].

Современные подходы к лечению шизофрении предусматривают сочетание медикаментозного лечения и психосоциальной помощи, которая должна оказываться больному уже на ранней стадии заболевания [2]. В этом случае больные могут вести продуктивную и качественную жизнь, а также интегрироваться в общество [3, 4]. Речь идет о психиатрической реабилитации, которая представляет собой постоянный и непрерывный процесс, состоящий из комплекса лечебных, психокоррекционных, воспитательных, профессиональных и социально-экономических мер [5]. В этом комплексе воздействий психообразовательная работа с пациентами и их близким окружением является относительно новым методом [6].

J. Authier [7] рассматривает психообразование не только в сфере болезни, но и как обучение социальным навыкам. S. Zandsverk и C. Kane [8] подчеркивают, что психообразование позволяет защищать основные права пациента, в частности право на получение информации о собственном психическом расстройстве. В середине 80-х годов психообразование в немецкоязычных странах стало независимым педагогическо-психотерапевтическим направлением, основанным на связи предоставления информации с когнитивно-поведенческим подходом. Такое направление объединяло в себе тренинги в виде индивидуальной поведенческой коррекции, развития у больного повышения уверенности в себе, обучения способам решения различных вопросов и коммуникации и проведение групповой семейной терапии [9—11].

В настоящее время под психообразованием принято понимать поэтапный процесс получения и расширения знаний пациентов в области психических заболеваний и методах оказания психиатрической помощи, что позволяет им более правильно оценивать имеющиеся психические расстройства и соответствующим образом корригировать собственное поведение по отношению к лечебным мероприятиям и окружающим [12]. Психообразовательные программы ставят перед собой две основные задачи, тесно связанные между собой. Первая задача — само «образование», когда пациент получает информацию о психическом заболевании для правильного понимания своего состояния и контроля болезненных проявлений и симптомов. Вторая задача — обеспечение «психосоциальной поддержки». Если психообразовательная программа проводится в виде групповых занятий, то сама группа пациентов является для больного источником поддержки и терапевтической средой. В данном случае пациенты могут в безопасных условиях вырабатывать адекватные навыки поведения и реакции, общения и совладания со сложными ситуациями. Посредством участия в группе удовлетворяются потребности пациента в общении. В психообразовательных программах для близких или родственников пациента большое значение придается развенчанию ложных мифов о шизофрении и борьбе со стигмой [13].

Таким образом, психообразование рассматривается как одна из составляющих комплексного лечения шизофрении и вид психосоциального вмешательства, помогающий больному преодолеть болезнь и адаптироваться к окружающей социальной среде.

Цель настоящего исследования — оценка эффективности программы психообразования при шизофрении.

Материал и методы

В проспективное исследование были включены 30 пациентов с подтвержденным диагнозом шизофрении, 23 женщины и 7 мужчин, преимущественно в возрасте от 18 до 40 лет (см. таблицу).

Социально-демографическая характеристика больных

25 больных наблюдались в период стационарного лечения и 5 — являлись амбулаторными пациентами.

Программа психообразования проводилась в форме беседы с группой пациентов — 12 сессий, каждая из которых длилась около 1,5 ч. Сессии велись специально подготовленным психиатром. Сессии проводились по следующим темам: 1) встреча, взаимное знакомство; 2) введение в проблему; 3) симптомы шизофрении; 4) диагноз шизофрении; 5) причины шизофрении; 6) лекарственные препараты: эффекты и побочные эффекты; 7) симптомы рецидива, значение друзей и семьи; 8) кризисное планирование; 9) принципы восстановления; 10) обращение с наркотиками и алкоголем; 11) взаимоотношения с окружающими и сексуальность; 12) подведение итогов.

Эффективность программы оценивали путем сравнения частоты госпитализаций в течение 12 мес до и после проведения программ, а также их средней продолжительности.

Программа психообразования была проведена с декабря 2013 г. по октябрь 2014 г. на базе Центра психического здоровья Алматы.

Статистический анализ: для сравнения наличия госпитализации в течение 12 мес до и после проведения программы психообразования использовали тест МакНемара [14]. Частота и средняя продолжительность госпитализации были сравнены с использованием критерия Уилкоксона [15].

Результаты и обсуждение

Приведенная в таблице социально-демографическая характеристика участников программы показывает, что почти 80% составили женщины, 2/3 участников были в возрасте до 30 лет, но лишь 17% — имели работу и 1/3 — проживали в собственном жилище.

Все 30 пациентов полностью выполнили программу, что говорит о ее применимости для больных шизофренией, проживающих в городских условиях.

Все 30 больных в течение предшествующих программе 12 мес повторно госпитализировались в связи с обострением заболевания. После проведения программы психообразования у 5 участников в течение 1 года не было ни одной госпитализации (χ2 МакНемара равен 3,2, p=0,0736). Среднее число госпитализаций в течение 12 мес до программы было равно 4,9, после программы — 3,8. Частота госпитализаций в течение 1 года у 10 участников осталась без изменений.

Что касается длительности стационирования, то число койко-дней в стационаре прошедших психообразование пациентов после программы составило 35 дней по сравнению с 67 днями до ее прохождения (p<0,05). Важно отметить, что 20 больных из психообразовательных групп после изменения психического состояния самостоятельно обратились к лечащим врачам с целью уточнения поддерживающей терапии, хотя ранее часто нарушали режим лечения либо полностью от него отказывались, проявляя явное недоверие.

Проведенное исследование показало, что программы психообразования могут быть внедрены в практику психиатрических служб. Они необходимы не только пациентам, но и врачам. На основании результатов после проведения программы в виде снижения повторных рецидивов психических расстройств, требующих стационарного лечения, снижения проведенных дней на стационарном лечении можно сделать вывод о потенциальной эффективности программ психообразования.

Вместе с тем проведенное исследование имеет ряд ограничений, связанных с малочисленностью выборки, отсутствием соответствующих контрольных групп и сведений о результатах влияния психообразовательной программы на родственников и близких больных. Это делает необходимым оценить полученные результаты как предварительные, нуждающиеся в расширении и подтверждении.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

*e-mail: gksarybayeva@gmail.com; gulya.sarybayeva@kaznu.kz

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.