Абишев А.Е.

Казахский национальный университет им. аль-Фараби, Алматы, Казахстан

Сарыбаева Г.К.

Казахский национальный университет им. аль-Фараби, Алматы, Казахстан

Капанова Г.Ж.

Казахский национальный университет им. аль-Фараби, Алматы, Казахстан

Психообразовательные программы для больных шизофренией и их родственников как элемент реабилитации

Авторы:

Абишев А.Е., Сарыбаева Г.К., Капанова Г.Ж.

Подробнее об авторах

Прочитано: 4955 раз


Как цитировать:

Абишев А.Е., Сарыбаева Г.К., Капанова Г.Ж. Психообразовательные программы для больных шизофренией и их родственников как элемент реабилитации. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2018;118(4):81‑83.
Abishev AE, Sarybaeva GK, Kapanova GZh. Psycho-educational programs for people with schizophrenia and their relatives, as an element of rehabilitation. S.S. Korsakov Journal of Neurology and Psychiatry. 2018;118(4):81‑83. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/jnevro20181184181-83

Рекомендуем статьи по данной теме:
Ме­ла­то­ни­нер­ги­чес­кий ан­ти­деп­рес­сант аго­ме­ла­тин: ауг­мен­та­ция ан­тип­си­хо­ти­ков в те­ра­пии пос­тши­зоф­ре­ни­чес­ких деп­рес­сий. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2024;(8):5-12
Ме­та­бо­ли­чес­кий син­дром в кли­ни­чес­кой пси­хи­ат­ри­чес­кой прак­ти­ке. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2024;(8):13-20
Пос­тин­сультные ког­ни­тив­ные на­ру­ше­ния у мо­ло­дых па­ци­ен­тов. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2024;(8):92-96
По­ли­мор­фные ва­ри­ан­ты в клас­те­ре ге­нов, ко­ди­ру­ющих ре­цеп­то­ры сле­до­вых ами­нов, и ког­ни­тив­ное фун­кци­они­ро­ва­ние у па­ци­ен­тов с расстройства­ми ши­зоф­ре­ни­чес­ко­го спек­тра и здо­ро­вых. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2024;(9):122-128
Реаби­ли­та­ция па­ци­ен­тов пос­ле опе­ра­ций на поз­во­ноч­ни­ке: эф­фек­тив­ность не­теп­ло­вых ме­то­дик пе­ло­идо­те­ра­пии. Воп­ро­сы ку­рор­то­ло­гии, фи­зи­оте­ра­пии и ле­чеб­ной фи­зи­чес­кой куль­ту­ры. 2024;(4):23-29
Ле­че­ние син­дро­ма фан­том­ной бо­ли бо­ту­ли­ни­чес­ким ней­ро­ток­си­ном. Рос­сий­ский жур­нал бо­ли. 2024;(3):44-54
Ди­на­ми­ка мо­тор­ных и фун­кци­ональ­ных на­ру­ше­ний в ран­нем вос­ста­но­ви­тель­ном пе­ри­оде ише­ми­чес­ко­го ин­суль­та. Воп­ро­сы ку­рор­то­ло­гии, фи­зи­оте­ра­пии и ле­чеб­ной фи­зи­чес­кой куль­ту­ры. 2024;(5):13-22
Реаби­ли­та­ци­он­ный по­тен­ци­ал па­ци­ен­тов с ише­ми­чес­кой бо­лез­нью сер­дца, пе­ре­нес­ших ауто­ве­ноз­ное аор­то­ко­ро­нар­ное шун­ти­ро­ва­ние, в оцен­ке эф­фек­тив­нос­ти вос­ста­но­ви­тель­но­го ле­че­ния. Воп­ро­сы ку­рор­то­ло­гии, фи­зи­оте­ра­пии и ле­чеб­ной фи­зи­чес­кой куль­ту­ры. 2024;(5):29-39
Вли­яние раз­ных прог­рамм ре­аби­ли­та­ции на уро­вень тре­во­ги и деп­рес­сии пос­ле хи­рур­ги­чес­ко­го ле­че­ния ра­ка шей­ки мат­ки на ран­них ста­ди­ях. Воп­ро­сы ку­рор­то­ло­гии, фи­зи­оте­ра­пии и ле­чеб­ной фи­зи­чес­кой куль­ту­ры. 2024;(5):40-44
Элек­тро­маг­нит­ная сти­му­ля­ция при дис­фун­кции ди­аф­раг­мы: рит­ми­чес­кая пе­ри­фе­ри­чес­кая маг­нит­ная сти­му­ля­ция как ме­тод вы­бо­ра в вос­ста­но­ви­тель­ном пе­ри­оде ин­суль­та. (Об­зор ли­те­ра­ту­ры). Воп­ро­сы ку­рор­то­ло­гии, фи­зи­оте­ра­пии и ле­чеб­ной фи­зи­чес­кой куль­ту­ры. 2024;(5):57-65

Бремя психических расстройств оказывает заметное влияние на системы здравоохранения и экономики всех стран мира, поскольку психические болезни часто приводят к нетрудоспособности и ивалидности относительно молодных людей. В этом отношении шизофрения является одним из самых тяжелых психических расстройств [1].

Современные подходы к лечению шизофрении предусматривают сочетание медикаментозного лечения и психосоциальной помощи, которая должна оказываться больному уже на ранней стадии заболевания [2]. В этом случае больные могут вести продуктивную и качественную жизнь, а также интегрироваться в общество [3, 4]. Речь идет о психиатрической реабилитации, которая представляет собой постоянный и непрерывный процесс, состоящий из комплекса лечебных, психокоррекционных, воспитательных, профессиональных и социально-экономических мер [5]. В этом комплексе воздействий психообразовательная работа с пациентами и их близким окружением является относительно новым методом [6].

J. Authier [7] рассматривает психообразование не только в сфере болезни, но и как обучение социальным навыкам. S. Zandsverk и C. Kane [8] подчеркивают, что психообразование позволяет защищать основные права пациента, в частности право на получение информации о собственном психическом расстройстве. В середине 80-х годов психообразование в немецкоязычных странах стало независимым педагогическо-психотерапевтическим направлением, основанным на связи предоставления информации с когнитивно-поведенческим подходом. Такое направление объединяло в себе тренинги в виде индивидуальной поведенческой коррекции, развития у больного повышения уверенности в себе, обучения способам решения различных вопросов и коммуникации и проведение групповой семейной терапии [9—11].

В настоящее время под психообразованием принято понимать поэтапный процесс получения и расширения знаний пациентов в области психических заболеваний и методах оказания психиатрической помощи, что позволяет им более правильно оценивать имеющиеся психические расстройства и соответствующим образом корригировать собственное поведение по отношению к лечебным мероприятиям и окружающим [12]. Психообразовательные программы ставят перед собой две основные задачи, тесно связанные между собой. Первая задача — само «образование», когда пациент получает информацию о психическом заболевании для правильного понимания своего состояния и контроля болезненных проявлений и симптомов. Вторая задача — обеспечение «психосоциальной поддержки». Если психообразовательная программа проводится в виде групповых занятий, то сама группа пациентов является для больного источником поддержки и терапевтической средой. В данном случае пациенты могут в безопасных условиях вырабатывать адекватные навыки поведения и реакции, общения и совладания со сложными ситуациями. Посредством участия в группе удовлетворяются потребности пациента в общении. В психообразовательных программах для близких или родственников пациента большое значение придается развенчанию ложных мифов о шизофрении и борьбе со стигмой [13].

Таким образом, психообразование рассматривается как одна из составляющих комплексного лечения шизофрении и вид психосоциального вмешательства, помогающий больному преодолеть болезнь и адаптироваться к окружающей социальной среде.

Цель настоящего исследования — оценка эффективности программы психообразования при шизофрении.

Материал и методы

В проспективное исследование были включены 30 пациентов с подтвержденным диагнозом шизофрении, 23 женщины и 7 мужчин, преимущественно в возрасте от 18 до 40 лет (см. таблицу).

Социально-демографическая характеристика больных

25 больных наблюдались в период стационарного лечения и 5 — являлись амбулаторными пациентами.

Программа психообразования проводилась в форме беседы с группой пациентов — 12 сессий, каждая из которых длилась около 1,5 ч. Сессии велись специально подготовленным психиатром. Сессии проводились по следующим темам: 1) встреча, взаимное знакомство; 2) введение в проблему; 3) симптомы шизофрении; 4) диагноз шизофрении; 5) причины шизофрении; 6) лекарственные препараты: эффекты и побочные эффекты; 7) симптомы рецидива, значение друзей и семьи; 8) кризисное планирование; 9) принципы восстановления; 10) обращение с наркотиками и алкоголем; 11) взаимоотношения с окружающими и сексуальность; 12) подведение итогов.

Эффективность программы оценивали путем сравнения частоты госпитализаций в течение 12 мес до и после проведения программ, а также их средней продолжительности.

Программа психообразования была проведена с декабря 2013 г. по октябрь 2014 г. на базе Центра психического здоровья Алматы.

Статистический анализ: для сравнения наличия госпитализации в течение 12 мес до и после проведения программы психообразования использовали тест МакНемара [14]. Частота и средняя продолжительность госпитализации были сравнены с использованием критерия Уилкоксона [15].

Результаты и обсуждение

Приведенная в таблице социально-демографическая характеристика участников программы показывает, что почти 80% составили женщины, 2/3 участников были в возрасте до 30 лет, но лишь 17% — имели работу и 1/3 — проживали в собственном жилище.

Все 30 пациентов полностью выполнили программу, что говорит о ее применимости для больных шизофренией, проживающих в городских условиях.

Все 30 больных в течение предшествующих программе 12 мес повторно госпитализировались в связи с обострением заболевания. После проведения программы психообразования у 5 участников в течение 1 года не было ни одной госпитализации (χ2 МакНемара равен 3,2, p=0,0736). Среднее число госпитализаций в течение 12 мес до программы было равно 4,9, после программы — 3,8. Частота госпитализаций в течение 1 года у 10 участников осталась без изменений.

Что касается длительности стационирования, то число койко-дней в стационаре прошедших психообразование пациентов после программы составило 35 дней по сравнению с 67 днями до ее прохождения (p<0,05). Важно отметить, что 20 больных из психообразовательных групп после изменения психического состояния самостоятельно обратились к лечащим врачам с целью уточнения поддерживающей терапии, хотя ранее часто нарушали режим лечения либо полностью от него отказывались, проявляя явное недоверие.

Проведенное исследование показало, что программы психообразования могут быть внедрены в практику психиатрических служб. Они необходимы не только пациентам, но и врачам. На основании результатов после проведения программы в виде снижения повторных рецидивов психических расстройств, требующих стационарного лечения, снижения проведенных дней на стационарном лечении можно сделать вывод о потенциальной эффективности программ психообразования.

Вместе с тем проведенное исследование имеет ряд ограничений, связанных с малочисленностью выборки, отсутствием соответствующих контрольных групп и сведений о результатах влияния психообразовательной программы на родственников и близких больных. Это делает необходимым оценить полученные результаты как предварительные, нуждающиеся в расширении и подтверждении.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

*e-mail: gksarybayeva@gmail.com; gulya.sarybayeva@kaznu.kz

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.