Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Медведев В.Э.

Кафедра психиатрии, психотерапии и психосоматической патологии Российского университета Дружбы народов

Тер-исраелян А.Ю.

Кафедра психиатрии, психотерапии и психосоматической патологии Медицинского института Российского университета дружбы народов, Москва;
Психиатрические больницы №13 и №71, Москва

Фролова В.И.

Кафедра психиатрии, психотерапии и психосоматической патологии факультета повышения квалификации медицинских работников Российского университета дружбы народов

Коровякова Э.А.

кафедра общей и клинической фармакологии Российского университета дружбы народов, Москва, Россия

Гушанская Е.В.

Кафедра психиатрии, психотерапии и психосоматической патологии Медицинского института Российского университета дружбы народов, Москва;
Психиатрические больницы №13 и №71, Москва

Опыт применения вальдоксана при депрессиях, протекающих с когнитивными нарушениями

Авторы:

Медведев В.Э., Тер-исраелян А.Ю., Фролова В.И., Коровякова Э.А., Гушанская Е.В.

Подробнее об авторах

Просмотров: 16837

Загрузок: 218


Как цитировать:

Медведев В.Э., Тер-исраелян А.Ю., Фролова В.И., Коровякова Э.А., Гушанская Е.В. Опыт применения вальдоксана при депрессиях, протекающих с когнитивными нарушениями. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2018;118(2):77‑80.
Medvedev VE, Ter-israelyan AYu, Frolova VI, Korovyakova EA, Gushanskaya EV. Treatment of depression with cognitive impairment. S.S. Korsakov Journal of Neurology and Psychiatry. 2018;118(2):77‑80. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/jnevro20181182177-80

Рекомендуем статьи по данной теме:
Па­то­ге­не­ти­чес­кие ос­но­вы сов­ре­мен­ных под­хо­дов в те­ра­пии на­ру­ше­ний сна в кли­ни­ке деп­рес­сий. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2024;(4):69-74
Осо­бен­нос­ти кли­ни­чес­кой кар­ти­ны аф­фек­тив­ных расстройств у жен­щин в пе­ри­од ме­но­па­узаль­но­го пе­ре­хо­да и ран­ней пос­тме­но­па­узы. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2024;(4):75-79
Рас­простра­нен­ность ког­ни­тив­ных расстройств у па­ци­ен­тов стар­ше­го воз­рас­та в Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Спец­вы­пус­ки. 2024;(4-2):5-11
Срав­ни­тель­ная ха­рак­те­рис­ти­ка ней­роп­си­хо­ло­ги­чес­ких и ней­ро­ме­та­бо­ли­чес­ких по­ка­за­те­лей у па­ци­ен­тов с бо­лез­нью Альцгей­ме­ра и со­су­дис­ты­ми ког­ни­тив­ны­ми расстройства­ми. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Спец­вы­пус­ки. 2024;(4-2):17-24
Ког­ни­тив­ные на­ру­ше­ния у па­ци­ен­тов с ар­те­ри­аль­ной ги­пер­тен­зи­ей. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Спец­вы­пус­ки. 2024;(4-2):41-48
Кли­ни­чес­кие и пси­хо­мет­ри­чес­кие осо­бен­нос­ти ког­ни­тив­ных и не­га­тив­ных расстройств при ши­зоф­ре­нии. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Спец­вы­пус­ки. 2024;(4-2):64-71
Ле­карствен­но-ин­ду­ци­ро­ван­ные ког­ни­тив­ные на­ру­ше­ния и де­мен­ция. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Спец­вы­пус­ки. 2024;(4-2):77-85
Ког­ни­тив­ные на­ру­ше­ния при муль­ти­сис­тем­ной ат­ро­фии — кри­те­рий ис­клю­че­ния или не­отъем­ле­мая часть кли­ни­чес­кой кар­ти­ны?. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Спец­вы­пус­ки. 2024;(4-2):86-91
Эф­фек­тив­ность и бе­зо­пас­ность хо­ли­на аль­фос­це­ра­та в пре­вен­тив­ной те­ра­пии де­мен­ции у по­жи­лых па­ци­ен­тов с син­дро­мом мяг­ко­го ког­ни­тив­но­го сни­же­ния: ре­зуль­та­ты трех­лет­не­го прос­пек­тив­но­го срав­ни­тель­но­го ис­сле­до­ва­ния. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Спец­вы­пус­ки. 2024;(4-2):92-99
Тар­ге­ти­ро­ва­ние NMDAR/AMPAR — пер­спек­тив­ный под­ход фар­ма­ко­кор­рек­ции деп­рес­сив­ных расстройств. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2024;(5):22-30

При депрессии наряду с основными аффективными расстройствами могут выявляться нарушения когнитивных функций. При первом большом депрессивном эпизоде скорость психомоторных реакций и память пациентов коррелируют с динамикой их общего состояния [1—3]. Нередко когнитивные нарушения (внимание, исполнительские функции и др.) обнаруживаются до дебюта самой депрессии и могут персистировать между аффективными фазами [3—6]. Основными методами диагностики наличия и выраженности когнитивных расстройств являются психопатологическое и психометрическое тестирование по шкалам [7—9].

По мнению ряда исследователей [5—10], при антидепрессивной терапии влиянию тимолептиков на когнитивные функции больного уделяется недостаточное внимание.

Механизм действия современного антидепрессанта — агониста мелатонинергических рецепторов и антагониста 5-НТ2с-серотониновых рецепторов — агомелатина (вальдоксан) — реализуется ресинхронизацией нарушенных циркадианных ритмов (определяемым по изменению выраженности депрессивной симптоматики в течение суток) и опосредованным синергическим повышением выработки дофамина, норадреналина и нейротрофического фактора головного мозга, что приводит к нивелированию симптомов аффективного расстройства [11—16].

Отечественные и зарубежные исследователи [17—23] установили высокую эффективность и хорошую переносимость агомелатина (вальдоксан) при депрессиях разного генеза. Однако влияние этого препарата на когнитивные функции при депрессии изучено недостаточно.

Цель открытого психофармакотерапевтического исследования, выполненного на кафедре психиатрии, психотерапии и психосоматической патологии факультета повышения квалификации медицинского института Российского университета дружбы народов, оценка эффективности и переносимости монотерапии вальдоксаном у больных депрессией с выраженными когнитивными нарушениями.

Материал и методы

В исследование были включены 35 пациентов обоего пола в возрасте от 18 до 55 лет (средний — 48,9±3,5 года), проходившие обследование и лечение в Московской городской психиатрической больнице № 13 и ее филиалах по поводу депрессии.

Депрессивные состояния у пациентов развивались в рамках депрессивного эпизода легкой (по МКБ-10 F32.0) — 3 наблюдения и средней степени тяжести (F32.1) — 7 больных, расстройств адаптации (F43.2) — 7, рекуррентного депрессивного расстройства умеренной тяжести (F33.1) — 6, циклотимии (F34.0) — 4 и биполярного аффективного расстройства (легкая и умеренная депрессия) (F31.3) — 3 наблюдения, тяжелой депрессии (F31.4) — 5.

Когнитивные нарушения были отмечены в клинической картине астено-апатических в 18 (51,4%) наблюдениях, тревожно-ипохондрических — в 10 (28,6%), ангедонических — в 5 (5,7%) депрессий.

Для верификации диагноза и оценки эффективности терапии были использованы шкалы Гамильтона (HAM-21), общего клинического впечатления (CGI) и госпитальный опросник тревоги и депрессии (HADS).

В исследовании использовались также когнитивные тесты, которые позволяли оценить скорость обработки информации, общую когницию и исполнительские функции (тест Струпа), а также оперативную и отсроченную память (тест Рея на слухоречевое заучивание, RAVLT) [7].

С целью дифференциации и исключения деменции и расстройств недепрессивного генеза использовали краткую шкалу оценки психического статуса — MMSE (не более 27 баллов).

В исследование не были включены больные шизофренией (F20), шизоаффективным расстройством (F25.0), с депрессивным эпизодом с психотическими симптомами (F32.3; F33.3), со смешанным аффективным состоянием (F31.6), с органическими психическими расстройствами (F00—F09), с зависимостью от психоактивных веществ (F10—F19) и расстройствами влечений (F50—F59), а также больные при наличии в статусе суицидальных намерений, суицидального поведения или суицидальных попыток в анамнезе, беременные и кормящие матери.

Агомелатин (вальдоксан) назначали в дозе 25 мг/сут или при недостаточной эффективности меньшей дозы в течение 14 дней — 50 мг/сут. Продолжительность курса лечения составляла 6 нед (42 дня). Плановые визиты проводились каждые 2 нед до назначения терапии и через 2, 4 и 6 нед лечения соответственно.

Пациентами в ремиссии (ремиттеры) считались больные со снижением показателей по HAM-21 до 7 баллов и менее 14 баллов по HADS. В качестве респондеров рассматривались больные с более чем 50% снижением первоначальной суммы баллов.

Полученный материал обрабатывали с помощью программы Statistica («Статсофт», США). Достоверность различий была рассчитана при помощи теста Колмогорова—Смирнова.

Результаты

Эффективная терапевтическая доза препарата составила 25 мг/сут у 27 (77,1%) пациентов, 50 мг/сут начиная со 2-й недели — у 8 (22,9%) пациентов.

Выбывших преждевременно из исследования пациентов не было, что указывает на хорошую переносимость препарата и высокую приверженность терапии.

В ходе исследования были установлены достоверно выраженный антидепрессивный и прокогнитивный эффекты вальдоксана. При этом препарат был равно эффективен при наличии аффекта тоски, тревоги или апатии, т. е. клиническая картина и длительность депрессий не коррелировала с эффективностью агомелатина (вальдоксан).

Наибольшая редукция психопатологической симптоматики регистрировалась у пациентов с единичным депрессивным эпизодом, в том числе в рамках расстройств адаптации, а также при депрессиях средней степени тяжести при рекуррентном и биполярном аффективных расстройствах.

Клинически действие вальдоксана проявлялось уменьшением выраженности гипотимии, ангедонии, редукцией депрессивного содержательного комплекса. Больные отмечали улучшение настроения с одновременным уменьшением вялости, подавленности, эмоциональной напряженности, раздражительности. Дезактуализировались тревожные и ипохондрические идеи, восстанавливалось душевное равновесие, пациенты были склонны считать, что раньше слишком пессимистично оценивали ситуацию. С 1-й недели терапии редуцировались нарушения сна, нормализовался суточный ритм, постепенно нивелировалась соматовегетативная симптоматика аффективных расстройств.

Начало тимолептического эффекта вальдоксана, фиксируемое по снижению баллов психометрических оценочных шкал и опросников, регистрировалось с первых недель лечения. Статистически значимое (p<0,005) снижение средней суммы баллов по шкале HAM-21 отмечалось к концу 2-й недели лечения и становилось более выраженным на фоне дальнейшей терапии с непрерывным улучшением показателей вплоть до 6-й недели терапии (p=0,001) (рис. 1).

Рис. 1. Динамика среднего балла (ось ординат) по шкале HAM-21 в течение 6 нед терапии вальдоксаном.

Респондерами по установленным в исследовании критериям на момент окончания терапии оказались 26 (74,3%) пациентов, при этом 9 (25,7%) пациентов являлись респондерами уже после 2 нед терапии.

Увеличение числа ремиттеров регистрировалось с 4-й недели терапии — 6 (17,4%) наблюдений. У 18 (51,4%) больных на момент завершения исследования была зафиксирована полная редукция психопатологических расстройств (ремиссия). Положительная динамика отражена на рис. 2, где

Рис. 2. Динамика средних баллов (ось ординат) по подшкалам депрессии и тревоги HАDS в течение 6 нед терапии вальдоксаном.
приведены данные оценки по HADS.

Выраженное клиническое действие вальдоксана, установленное по шкалам HAM-21 и HADS, было подтверждено достоверной редукцией исходных показателей по CGI-I и CGI-S. Согласно шкале CGI-I существенное улучшение отмечено у 17 (48,7%) больных, выраженное улучшение — у 13 (37,1%). По шкале CGI-S на момент завершающей оценки исходный средний балл (4,2) снизился до уровня ≤2 у 32 (80%) больных.

Динамика когнитивных функций у пациентов также свидетельствовала о достоверном выраженном положительном эффекте терапии агомелатином (вальдоксан) (рис. 3 и 4).

Рис. 4. Динамика состояния пациентов по тесту Струпа при лечении вальдоксаном.
Рис. 3. Результаты теста на слухоречевое заучивание при лечении вальдоксаном (доля правильно выполненных заданий в %). Здесь и на рис. 4: первый столбец в каждой паре — до лечения, второй — после 6-й недели терапии.

Установлен благоприятный профиль безопасности препарата. Нежелательные явления на фоне приема вальдоксана отмечались у 3 (8,6%) пациентов в течение первых 2 нед терапии, носили невыраженный характер и не потребовали отмены терапии. Дневная сонливость была в 2 наблюдениях, головная боль и тошнота — по 1. В дальнейшем неблагоприятные побочные эффекты препарата не проявлялись.

Заключение

В результате проведенного исследования получены достоверные доказательства эффективности вальдоксана при терапии депрессий, протекающих с когнитивными нарушениями. Терапевтический эффект препарата реализуется быстро. Статистически значимая редукция психопатологических нарушений наряду с улучшением самочувствия пациентов регистрируется с 14-го дня терапии. Помимо собственно тимолептического действия вальдоксан обеспечивает редукцию ангедонии, тревоги, тоски и апатии, а также способствует нормализации когнитивных функций. При этом эффективность препарата не зависит от длительности депрессии. Вальдоксан обладает благоприятным профилем переносимости и безопасности и обеспечивает высокий уровень комплаентности пациентов.

Таким образом, вальдоксан является эффективным и относительно безопасным препаратом, который может быть рекомендован для лечения депрессий, сопровождающихся когнитивными нарушениями, в терапевтических дозировках курсом не менее 6 нед.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

*e-mail: medvedev_ve@pfur.ru;
orcid: https://orcid.org/0000-0001-8653-596X

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.