Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Скобло Г.В.

ФГБУ "Научный центр психического здоровья" РАМН, Москва

Трушкина С.В.

ФГБНУ «Научный центр психического здоровья», Москва, Россия

Нарушения психического здоровья в первые годы жизни: связанные с психогенными факторами расстройства

Авторы:

Скобло Г.В., Трушкина С.В.

Подробнее об авторах

Просмотров: 1461

Загрузок: 44


Как цитировать:

Скобло Г.В., Трушкина С.В. Нарушения психического здоровья в первые годы жизни: связанные с психогенными факторами расстройства. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2016;116(12):130‑136.
Skoblo GV, Trushkina SV. Mental health disorders in the first years of life: disorders mostly related with psychogenic factors. S.S. Korsakov Journal of Neurology and Psychiatry. 2016;116(12):130‑136. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/jnevro2016116121130-136

Рекомендуем статьи по данной теме:
Осо­бен­нос­ти кли­ни­чес­кой кар­ти­ны аф­фек­тив­ных расстройств у жен­щин в пе­ри­од ме­но­па­узаль­но­го пе­ре­хо­да и ран­ней пос­тме­но­па­узы. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2024;(4):75-79
Ре­зуль­та­ты пи­лот­но­го ис­сле­до­ва­ния струк­ту­ры и оцен­ки те­ра­пии хро­ни­чес­ких на­ру­ше­ний сна у ко­мор­бид­ных па­ци­ен­тов с хро­ни­чес­кой ише­ми­ей го­лов­но­го моз­га. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2024;(4):118-126
Ког­ни­тив­ные на­ру­ше­ния при посттрав­ма­ти­чес­ком стрес­со­вом расстройстве. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2024;(5):69-74
Эф­фек­тив­ность суг­гес­тив­ных ме­то­дик для улуч­ше­ния сна по­вы­ша­ет­ся при со­че­та­нии их со зву­ко­вым сти­му­лом на ос­но­ве би­на­ураль­ных би­ений. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Спец­вы­пус­ки. 2024;(5-2):20-25
Ве­де­ние па­ци­ен­тов с ин­сом­ни­ей при по­ли­мор­бид­ной па­то­ло­гии. Про­ект кли­ни­чес­ких ре­ко­мен­да­ций. Об­ще­рос­сий­ская об­щес­твен­ная ор­га­ни­за­ция «Рос­сий­ское об­щес­тво сом­но­ло­гов». Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Спец­вы­пус­ки. 2024;(5-2):39-52
Ин­тен­сив­ность ней­ро­па­ти­чес­кой бо­ли и тя­жесть ин­сом­нии при ди­абе­ти­чес­кой по­ли­ней­ро­па­тии. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Спец­вы­пус­ки. 2024;(5-2):87-92
На­ру­ше­ния сна у боль­ных с ле­карствен­но-ин­ду­ци­ро­ван­ной го­лов­ной болью. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Спец­вы­пус­ки. 2024;(5-2):93-98
На­ру­ше­ния сна при бе­ре­мен­нос­ти. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Спец­вы­пус­ки. 2024;(5-2):99-104
Расстройства сна и он­ко­ло­ги­чес­кие за­бо­ле­ва­ния. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Спец­вы­пус­ки. 2024;(5-2):125-131
Ко­мор­бид­ные расстройства и фак­то­ры рис­ка ней­ро­па­ти­чес­кой бо­ли при дис­таль­ной ди­абе­ти­чес­кой по­ли­ней­ро­па­тии. Рос­сий­ский жур­нал бо­ли. 2024;(2):41-48

Нарушения привязанности (депривационные расстройства)

Данный класс ранних психических нарушений стал выделяться в классификациях психических болезней лишь в последние 20—30 лет, впервые появившись в DSM-IV, а затем МКБ-10.

В методологическом отношении выделение депривационных расстройств базируется на теории привязанности, сформулированной в эмпирических исследованиях хода развития детей первых лет жизни [1, 2]. Было показано, что в число базовых, биологически обусловленных потребностей ребенка 1-го года жизни входит необходимость установления особой, устойчивой связи с ухаживающим взрослым, которая получила название привязанности. Эволюционный смысл этого феномена заключается в обеспечении условий для выживания и комфорта младенца через приобретение и поддержание прочной связи с взрослым, выступающим в качестве «фигуры привязанности». Первые из эмоционально-поведенческих проявленийпривязанности можно наблюдать, начиная с 3-месячного возраста. К 7—9 мес они уже четко адресуются определенному лицу, наиболее тесно контактирующему с ребенком, к годовалому возрасту формирование привязанности в норме считается завершенным. В большинстве случаев фигурой привязанности оказывается мать, но это может быть и другой взрослый, осуществляющий постоянный уход и заботу о ребенке.

Оптимальной как для раннего, так идальнейшего психического развития признается «надежная» привязанность. Она обозначается также как «безопасная», «привязанность типа В». Два других варианта привязанности — «игнорирующая» («тип А») и «тревожно-амбивалентная» («тип С»), являясь нормативными, тем не менее коррелируют с той или иной степенью дезадаптивности ребенка [3]. «Дезорганизованная» привязанность («тип D») оказалась характерной для детей с выраженными нарушениями психического развития [4, 5]. Перечисленные варианты привязанностей образуют психологическую типологию, характеризующую особенности отношений ребенка с матерью [2, 5].

Клинические формы нарушений привязанности развиваются в отсутствие устойчивой связи ребенка с взрослым. Они наиболее часто выявляются у детей из Домов ребенка и неблагополучных семей. Типичные условия пребывания детей в Доме ребенка характеризуются частой сменой ухаживающих лиц и недостаточной отзывчивостью персонала на индивидуальные нужды детей, что не позволяет ребенку выделить в череде взрослых фигуру привязанности [6]. В семьях, где отмечается жестокое обращение с маленьким ребенком и пренебрежение его нуждами (депривация), а также при наличии тяжелого психического заболевания у матери, препятствующего адекватному пониманию ею потребностей малыша, процесс формирования привязанности также серьезно нарушается [7].

Игнорирование взрослыми потребности ребенка в фигуре привязанности в сочетании с недостаточным удовлетворением его физиологических потребностей способствует развитию особых ранних депривационных нарушений. В МКБ-10 они обозначаются как «реактивное расстройство привязанности детского возраста» (F 94.1), «расторможенное расстройство привязанности детского возраста» (F 94.2).

Мы провели анализ клинических аспектов этих нарушений, диагностируемых в первые годы жизни [8], и показали, что синдром реактивного расстройства привязанности, внешне сходный с расстройствами аутистического спектра (так называемый парааутизм), в сочетании с задержками развития близок квыделяемому российскими исследователями «синдрому сиротства» [9]. Синдром расторможенного расстройства привязанности, характеризуемый «неразборчивой общительностью» и «прилипчивым поведением», был описан ранее чешскими специалистами [10] у лишенных родителей детей как один из подвидов депривационного симптомокомплекса. У детей из условий жестокого обращения психические нарушения во многом сходны с ранними психическими отклонениями у детей-сирот, но при этом подчеркивается свойственная первым большая выраженность расторможенности влечений, тревоги и страхов [11].

Признано, что обе фигурирующие в МКБ-10 формы нарушений привязанности весьма распространены у детей раннего возраста из условий депривации. Так, сплошное обследование воспитанников Дома ребенка в Румынии [12] показало, что они встречаются в этих случаях у ¾ детей.

Зарубежными исследователями было отмечено [13], что в критериях МКБ-10 недостаточное внимание уделено специфике поведения ребенка в отношении привязанности. В норме поведение привязанности у ребенка включает поиск им комфорта в контакте с близким взрослым и принятие комфорта от него и одновременно с этим наличие сдержанности, тревоги или даже страха при взаимодействии с незнакомыми взрослыми. В критериях МКБ-10 недостаточно четко указывается на то, что в случае диагноза реактивного расстройства привязанности нарушается стремление ребенка к физической и эмоциональной близости с окружающими взрослыми, а в случае расторможенного — уменьшается или исчезает его опасение по отношению к чужим людям. Эти недостатки частично устранены в Диагностической классификации психических расстройств у детей от рождения до 3 лет — DC:0−3R [14].

В некоторых исследованиях была прослежена динамика психического состояния имеющих расстройства привязанности детей, переданных из условий депривации в приемные семьи. В одних из них [15] при изменении социальной ситуации в положительную сторону имело место значительное улучшение состояния детей. Однако у детей с диагнозом расторможенного расстройства привязанности этого установлено не было [16, 17], и умеренно стабильные признаки этого синдрома нередко обнаруживались даже в школьном возрасте, несмотря на то, что дети жили в семье с должным уровнем заботы.

Следует отметить большое значение отечественных исследований по теме ранней депривации, проведенных в Санкт-Петербургском государственном университете под руководством проф. Р.Ж. Мухамедрахимова. Была разработана программа модернизации работы Домов ребенка в России, доказавшая эффективность при внедрении в практику в ряде российских регионов [6, 18].

Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР)

Распространенность ПТСР у детей в целом выше, чем у взрослых [19], но зависит от возраста ребенка. Данные о распространенности ПТСР в первые годы жизни практически отсутствуют, хотя косвенно можно судить, что в раннем детстве это расстройство не является частым. Так, в одном из отечественных исследований [20] острых стрессовых нарушений у детей до 3 лет (обычно предшествуют хроническому состоянию в виде ПТСР) частота их составила около 4% от всех детей и подростков, наблюдавшихся авторами за 10 лет работы в условиях различных чрезвычайных ситуаций. При этом большинство родителей за помощью к специалистам не обращались, а маленькие дети с острыми стрессовыми реакциями выявлялись при посещении врачами мест временного размещения пострадавших, подворных обходах и пр. Кроме того, исследования взрослой популяции показали [21], что симптоматика ПТСР обнаруживается не более чем у 30% лиц, перенесших острые стрессовые состояния. Сказанное дало основание считать установленным, что у большинства переживших стресс детей раннего возраста картина ПТСР не формируется [22, 23]. Так, подчеркивается [22], что в литературе отсутствуют достоверные описания случаев ПТСР у младенцев в возрасте младше 12 мес. Поэтому нет соответствующих данных и об особенностях его течения у детей в отличие от взрослых, у которых течение ПТСР в целом относительно благоприятно, и большинство больных хорошо восстанавливаются менее чем за 2 года [24]. Тем не менее в проспективном исследовании детей с диагнозом ПТСР в возрасте от 1 года до 6 лет (пока единственное) [25] за те же 2 года ни в одном из наблюдений не было зафиксировано уменьшения степени выраженности симптоматики.

Обобщая приведенные достаточно противоречивые данные, можно предварительно констатировать, что ПТСР в первые годы жизни, вероятно, встречается не чаще, чем в другие возрастные периоды и, возможно, имеет тенденцию к затяжному течению.

Клиническая диагностика ПТСР в раннем детстве строится как на обследовании перенесшего стресс ребенка, так и расспросах родителей.

В DC:0−3R [14] соответствующие клинические проявления разделены на три группы (как и у взрослых).

В группе симптомов повторного воспроизведения травматического события на первый план выдвигается посттравматическая игра, для которой характерно проигрывание ребенком реальных событий, имевших место при стрессовой ситуации. В отличие от обычной детской игры посттравматическая имеет навязчивый характер, события в ней воспроизводятся буквально, не подвергаясь творческой игровой переработке, в результате чего у ребенка не снижается уровень тревоги и напряжения. К симптомам повторного воспроизведения стресса относятся также навязчивые вопросы и высказывания ребенка, связанные со стрессовой ситуацией. Следует отметить, что построить относительно связный рассказ о событиях травмы ребенок способен только начиная с 2,5—3 лет [26]. К другим симптомам данного раздела относят ночные кошмары (хотя у маленьких детей их содержание не обязательно отражает травму), проявления физиологического дистресса при упоминании о пережитой ситуации, наличие flashback (внезапное повторное переживание события) с так называемым диссоциативным поведением (в данном контексте это могут быть внезапные «застывания» ребенка, его пристальный, с выражением ужаса взгляд в пространство и т. п.). Согласно DC:0−3R необходимо наличие хотя бы одного из перечисленных симптомов повторного воспроизведения травматического события.

Вторую группу симптомов составляют феномены общей эмоционально-социальной отгороженности и избегания напоминаний о стрессе. Для диагноза ПТСР требуется наличие хотя бы одного симптома этой группы.

Из третьей группы симптомов — возникновение не имевшей ранее места повышенной возбудимости — должны быть отмечены не менее двух. Это могут быть трудности концентрации внимания, сверхнастороженность, частые вздрагивания, нарушения сна, не связанные с ночными кошмарами, выраженная суетливость со вспышками гнева и истерическое поведение (они более всего типичны в раннем детстве). Необязательны для строгой диагностики, но нередки регресс в развитии, агрессивное поведение, сепарационная тревога (при разлуке с матерью), изолированные фобии.

Как говорилось выше, обследование и наблюдение травмированного ребенка сочетается с расспросом родителей. С этой целью применяется PTSD-SSI — специальное полуструктурированное интервью для родителей 2—3-летних детей [27], а также PAPA — структурированное диагностическое интервью для родителей, направленное на выявление психической патологии у детей 2—5 лет, включающее диагностику ПТСР [28].

Для ПТСР, в том числе в раннем детстве, весьма типично наличие коморбидных диагнозов. Их могут иметь около 75% детей, и у ½ из них начало сопутствующего расстройства совпадает с травмирующим событием [29, 30]. Чаще всего отмечаются тревожное расстройство, синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), оппозиционно-вызывающее поведение (у детей старше 3 лет), тяжелые депрессивные эпизоды. Если эти расстройства начались сразу после травмирующего события, то рекомендуется в первую очередь провести диагностику ПТСР и начать его лечение [22].

Расстройства сна в раннем детстве

В норме ребенок рождается с незрелыми механизмами медленного сна, обеспечивающего его глубину. Время созревания медленного сна в онтогенезе индивидуально и составляет от 1 года до 3 лет [31]. Выявлена зависимость продолжительности этого процесса от генетических, экзогенно-органических и средовых факторов. Среди последних наиболее важное место занимают отношения родителей и детей, особенно характер взаимодействия ребенка с матерью. Показано, что именно от матери идет приток синхронизирующих воздействий, медленный ритм которых усваивается мозгом ребенка, вызывая углубление сна и способствуя засыпанию [32]. К таким синхронизирующим воздействиям относится в первую очередь кормление младенца грудью, и этот эффект обозначают часто эффектом «натурального снотворного». Аналогичный механизм присущ и другим синхронизирующим воздействиям, таким как укачивание младенца, соска перед сном, пение медленных ритмичных колыбельных.

Из-за выраженных индивидуальных различий в созревании медленного сна его расстройства как клинические феномены в течение 1-го года жизни не диагностируются [14]. Вместе с тем жалобы на проблемы сна как в младенчестве, так и последующие 2—3 года являются самыми распространенными среди всех жалоб, предъявляемых родителями [33]. По данным отчетов родителей, проблемы сна имеются у 15—20% детей первых 12 мес и до 10% детей 2-го и 3-го года жизни [34]. 17% детей раннего возраста с проблемами сна имеют их и в возрасте 8 лет [35].

К клинически значимым расстройствам сна в раннем детстве предлагается относить лишь такие нарушения, которые вызывают достоверное ухудшение общего функционирования ребенка или (и) его родителей [36]. В литературе их делят на две группы: чрезмерные по частоте ночные пробуждения и трудности вечернего засыпания [14, 31].

Одной из причин частых ночных пробуждений ребенка считается неадекватная реакция родителей на них. В норме ребенок способен к самоуспокоению и, проснувшись, через короткое время засыпает самостоятельно. Родительские сверхконтроль и гиперопека приводят к чрезмерной зависимости ребенка от взрослого, в том числе при наступлении сна после ночного пробуждения. Показано [31], что родители часто просыпающегося ребенка используют для его успокоения более длительные периоды контактов и более частые кормления, чем закрепляют нежелательный стереотип.

Трудности вечернего засыпания, в том числе сопротивление укладыванию, возникают обычно со 2-го года жизни. Они проявляются оттягиванием ребенком времени отхождения к ночному сну, обычно при помощи просьб и надуманных предлогов [14, 31]. Таким образом, складывается стереотип отхождения ко сну, когда ребенок не может заснуть без присутствия родителя, а родитель, покинув его, вновь возвращается при плаче и призывах. У дошкольников хроническое сопротивление укладыванию коррелирует с сопротивлением родителям и в дневное время [37]. Проявление сопротивления как при укладывании в постель, так и во время дневной активности считается результатом сниженной способности родителей к установлению границ в отношениях с ребенком [31].

Ночные пробуждения и трудности засыпания могут сосуществовать у одного ребенка и считаются клинически значимыми после 12 мес, когда они имеют место в течение по крайней мере 4 нед с частотой 5—7 эпизодов в неделю [14].

При расстройствах сна у маленьких детей имеют значение и собственные проблемы родителей: послеродовая депрессия у матери и другие психические отклонения у супругов, их плохое физическое самочувствие и усталость, общее нарушение жизни семьи [38]. У самих детей эти расстройства в раннем детстве часто возникают при соматическом или неврологическом неблагополучии без каких-либо нарушений родительского поведения [35]. Нарушений родительского поведения может не быть или они могут быть вторичными в случаях так называемого «трудного темперамента» ребенка [39].

В отечественной литературе проблемой патологии сна у детей, в том числе в раннем возрасте, много занимался А.Ц. Гольбин [32] в нейрофизиологическом и клиническом аспектах. Им, помимо подробного анализа развития сна в онтогенезе, описаны многочисленные парасомнии, проявляющиеся стереотипными и пароксизмальными патологическими феноменами. К первым у детей начальных лет жизни отнесены предшествующие засыпанию интенсивное сосание пальцев, раскачивания, ритмические биения головой и др. Патогенетический смысл этих явлений состоит в активизации еще недостаточно созревших синхронизирующих механизмов ретикулярной формации, что способствует углублению сна. Стереотипии при засыпании вначале носят компенсаторный характер, однако при отсутствии коррекции могут «прорываться» в бодрствование, превращаясь в различного рода навязчивости.

Пароксизмальные феномены сна, согласно данным ЭЭГ ночного мониторинга, связаны с недостаточной возрастной отлаженностью перехода из медленной фазы сна в быструю. У маленьких детей это частые вздрагивания во сне, бруксизм после 2 лет. Такие пароксизмальные явления, как ночные страхи, ночной энурез, синдром беспокойных ног и др., более типичны для дошкольного возраста [31].

В отечественном руководстве по клинической психиатрии раннего детского возраста Б.Е. Микиртумова и соавт. [35] расстройствам сна посвящена отдельная глава. Приводятся данные о распространенности этих нарушений на момент выхода монографии, дается их классификация, подробно описывается клиника различных форм нарушений сна, рассматриваются вопросы коморбидности. Отмечено, что нарушения сна характерны для резидуально-органической церебральной перинатальной патологии, тревожных расстройств, отклонений пищевого поведения, а также невропатий и раннего СДВГ.

В последние годы значительное внимание уделяется изучению нарушений сна при расстройствах аутистического спектра (РАС). Такие нарушения встречаются в 50—70% случаев [31]. Показана возможность их непосредственной связи с патогенезом РАС [40].

Расстройства пищевого поведения в раннем детстве

Современная психологическая парадигма процесса кормления в младенчестве и раннем возрасте рассматривает этот акт в качестве наиболее тесного взаимодействия ребенка и матери (или другого главного ухаживающего лица), в процессе которого младенцем приобретается первый опыт сотрудничества. Подчеркивается важность того, чтобы маленький ребенок не просто удовлетворял свою потребность в пище, но и получал положительные эмоции от успешности этого сотрудничества [41, 42]. В психологической литературе последних лет тема адекватной организации кормления и его значения для психического развития ребенка раннего возраста занимает большое место [43, 44]. В фокусе внимания находятся и ранние клинические нарушения пищевого поведения.

Отечественными авторами [35, 45] подробно описаны клиника регургитационного («жевательное») расстройства, инфантильной анорексии с вариантами, синдромы pica, пищевого недоразвития и др. Прослежена их связь с нарушенными материнско-детскими отношениями [46], определены особенности психического состояния матери, представляющего риск для появления у маленького ребенка подобных расстройств [47].

В общем виде ранние клинические нарушения пищевого поведения выражаются в трудностях регулярного и достаточного приема пищи при отсутствии патологии пищеварительной системы. В DC:0−3R отмечено, что они как элемент входят практически во все диагностические категории этой классификации — ПТСР, депривационные, депрессивные и тревожные расстройства, расстройства адаптации, РАС, регуляторные расстройства [14]. Однако в DC:0−3R имеется и отдельная диагностическая рубрика для нарушений приема пищи, существующих обособленно и первично не связанных с иной патологией. В качестве подрубрик включены нарушение регуляции поведения во время приема пищи, отсутствие взаимности с осуществляющим кормление лицом, инфантильная анорексия, антипатия к сенсорным особенностям еды, расстройства пищевого поведения после соматического заболевания или травмирования желудочно-кишечного тракта. Предлагается [14] отнести сюда и известные состояния руминации («жевательное» расстройство) и поедания несъедобного (синдром pica) с кодами из МКБ-10.

Согласно данным ряда авторов, перечисленные нарушения могут наблюдаться как изолированно, так и в сочетании с другими патологическими состояниями. Так, нарушения регуляции поведения при приеме пищи, а именно неадекватная возбужденность или, наоборот, сонливость и заторможенность во время кормления, часто свойственны детям из групп высокого риска по расстройствам шизофренического и аутистического спектров и отражают дизрегуляцию вегетативно-инстинктивной сферы [48, 49]. Инфантильная анорексия бывает связана с выраженной дистимической симптоматикой у ребенка [35]. Расстройства приема пищи из-за отсутствия взаимности с осуществляющим кормление лицом типичны для детей с выраженными протестными реакциями, склонных к негативизму и упрямству [47]. Состояния руминации обычно свидетельствуют о наличии депривационных расстройств [35].

В зарубежной психиатрической литературе [50] широко обсуждается также состояние так называемого «недостаточного питания». Отечественные авторы [35] определяют его как «пищевое недоразвитие», считают идентичным состояниям гипотрофии в педиатрическом понимании этого диагноза и отмечают редкость в нашей стране в связи с хорошей постановкой педиатрической службы. Недостаточность питания является мультифакторным заболеванием, зависящим от сочетания биологических и средовых факторов. К первым относятся недоношенность [51], особенности темперамента ребенка [52], орально-моторная дисфункция и другая органическая недостаточность [53]. Среди средовых факторов выделяют влияние материнской депрессии [51], ненадежные формы привязанности [54], неадекватное материнское восприятие особенностей пищевого поведения ребенка [55], и как одну из главных причин — пренебрежение потребностями ребенка и плохое обращение с ним [56]. Дети с недостаточностью питания по сравнению с контрольной группой в 4 раза чаще происходят из семей с подобным отношением к ребенку [57]. Показано негативное воздействие недостаточности питания и плохого обращения с ребенком в раннем детстве на его дальнейшее общее психическое развитие [58, 59].

Ранние поведенческие расстройства приема пищи вкупе с состояниями недостаточного питания — распространенные проблемы в индустриально развитых странах, где они составляют до 80% у детей первых лет жизни с нарушениями общего психического развития и 25—40% у детей с нормальным онтогенезом [60, 61].

Терапия и профилактика ранних психических нарушений

Известно, что лишь очень небольшое число нейролептиков разрешено к использованию в первые годы жизни ребенка [62]. Наиболее широко они применяются при терапии психотических форм расстройств аутистического спектра [63]. В амбулаторной практике детского психиатра психотропное лечение в раннем детстве назначается редко. Есть сведения, что при лечении ранних пограничных психических нарушений хорошо зарекомендовала себя фитотерапия [64]. Однако основными терапевтическими методами в раннем детстве являются психотерапевтические, психокоррекционные и педагогические воздействия, которые могут быть направлены не только на самого ребенка, но и близкого для него взрослого, а также область родительско-детских взаимоотношений.

Одним из наиболее востребованных психотерапевтических подходов является бихевиоральный, основанный на направленном изменении поведения ребенка. Причиной возникновения нарушений в бихевиоральной модели считается закрепление нежелательных связей между определенными средовыми стимулами и ответными поведенческими, эмоциональными и физиологическими реакциями ребенка. Вклад в формирование расстройств могут вносить ограниченность доступного для ребенка поведенческого репертуара, его неспособность присвоить новое поведение путем имитации, быстрое угашение ранее выработанного навыка, сниженная способность к генерализации поведения. Популярность бихевиоральных методов объясняется высокой степенью конкретизации целей психотерапии, возможностью осуществления контроля за эффективностью воздействий и большим арсеналом предлагаемых методик [65].

Поведенческие техники показали достаточно высокую эффективность при лечении ранних расстройств сна и питания [31, 50], различных нарушений поведения — агрессивного, негативистичного, самостимулирующего и др. [65]. Возможность применения техники систематической десенсибилизации, наиболее часто используемой при бихевиоральной терапии ПТСР и страхов у взрослых, в раннем детстве является спорной [22]. Кроме того, необходимо учитывать, что дети раннего возраста могут индуцироваться под влиянием имеющейся у матери посттравматической симптоматики [20, 66]. Поэтому при ПТСР поведенческая терапия для ребенка должна включать и адекватную терапию близких лиц с одновременным обучением последних распознаванию триггерных (запускающие) стимулов у ребенка и приемам угашения его патологических реакций [22].

В терапии расстройств аутистического спектра в последние годы получил широкое распространение метод прикладного анализа поведения — AppliedBehaviorAnalysis (ABA), представляющий длительный и глубоко структурированный процесс выработки у ребенка-аутиста нужных форм поведения, включая социальные. С помощью ABA удается добиться положительного результата даже в тяжелых случаях [67]. При этом отмечается, что метод является дорогостоящим, а выработанные с его помощью навыки далеко не всегда переносятся ребенком из обучающей среды в естественные жизненные ситуации [68]. С. Гринспен и С. Уидер [69] подвергли справедливой критике стратегическую направленность ABA на внешне регистрируемые симптомы, а не лежащие в их основе проблемы. Они поставили под сомнение как сами показатели эффективности методик, так и значимость их результатов для задач развития и социальной адаптации ребенка. В качестве альтернативы предлагается концепция DIR.

DIR (Developmental, Individual-difference, Relationship-based) предназначена для создания программ помощи детям начиная с первых месяцев жизни [69]. Терапевтический подход, основанный на концепции DIR, опирается на представление о базовых (когнитивные, коммуникативные и социальные) способностях ребенка, к которым относятся способность к совместному с взрослым вниманию, умозаключениям о связи причин и следствий, восприятию эмоциональных и социальных сигналов и др. Важная роль при этом отводится индивидуальным особенностям организации нервной деятельности ребенка, относящимся в первую очередь к возможностям обработки сенсорной информации и планирования сложных действий. Вовлеченность ребенка в эмоционально насыщенные социальные отношения рассматривается как основа и одновременно важнейший стимул развития. Согласно концепции DIR, недостаточность базовых способностей может быть восполнена при помощи коротких, но многократно повторяющихся в течение дня игровых занятий с ребенком по методике «Floortime» («время на полу»), когда взрослый опускается на пол для взаимодействия с ребенком. Терапия включает техники наблюдения за детскими интересами и присоединения взрослого к ним, приемы постепенного расширения интересов ребенка, вовлечения его в более насыщенное и продуктивное общение, обучения коммуникативным навыкам и т. д., что обеспечивает его продвижение к более высоким уровням развития [70]. Родителям и другим ухаживающим взрослым в этом процессе отводится ключевая роль котерапевтов: именно они выполняют все эти задачи, предварительно получив инструкции от специалиста. Психотерапевт берет на себя обязанности по диагностике нарушений, составлению и изменению по ходу работы терапевтической программы, консультированию и обучению родителей. Методика «Floortime» успешна в терапии детей с РАС, задержками психического развития, гиперактивностью, расстройствами регуляции [69].

В целом современные тенденции построения психотерапевтических программ ранней помощи детям с нарушениями психического здоровья заключаются в продвижении от методов тренировки изолированных видов поведения к спонтанному обучению в естественных ситуациях, от общего по содержанию консультирования к целенаправленной и контролируемой терапии, от минимальной включенности семьи в терапевтический процесс к использованию родителей в качестве котерапевтов и оказанию семье психически больного ребенка комплексной междисциплинарной помощи.

Методы современной стандартизированной клинической диагностики позволяют определить у детей из групп риска развитие или утяжеление психической патологии для организации психопрофилактических мероприятий. Важнейшим их объектом являются нарушенные или неоптимальные родительско-детские отношения, которые могут выступать одним из предикторов развития ранних психических отклонений у детей или увеличивать тяжесть их первоначальных проявлений. В этих случаях семью также следует относить к группе риска и предусматривать ее участие в мероприятиях по первичной или вторичной профилактике.

1Первая часть обзора была опубликована в выпуске журнала № 7 (2016). Она была посвящена расстройствам аутистического спектра, конституциональным и резидуально-органическим нарушениям, а также общим вопросам диагностики.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.