Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.
Прогноз сопряженности изменений иммунологического статуса и психопатических данных у ВИЧ-инфицированных больных шизофренией
Журнал: Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2015;115(5): 76‑81
Прочитано: 1519 раз
Как цитировать:
ВИЧ-инфекция представляет реальную угрозу для физического существования человека, как непосредственно, так и опосредованно, формируя ряд экономических, организационных и медицинских проблем для самих больных и для общества в целом [1].
Широкая распространенность ВИЧ-инфекции, частота и выраженность психических нарушений при этом заболевании обусловливают актуальность изучения их особенностей у лиц, инфицированных вирусом иммунодефицита человека.
Согласно данным ВОЗ, ВИЧ-инфекция остается одной из ведущих проблем здравоохранения во всем мире. На 2012 г. в мире насчитывалось 35,3 (32,4—38,8) млн людей с данным заболеванием [2]. По данным Федеральной службы государственной статистики (Росстат), в России в 2012 г. было зарегистрировано 438,4 тыс. человек, больных ВИЧ, из них у 59,7 тыс. диагноз был установлен впервые. Таким образом, в период с 2000 по 2012 г. число зарегистрированных больных ВИЧ возросло в 5,5 раза (см. рисунок).
Государственная политика противодействия ВИЧ-эпидемии в России определена приоритетным национальным проектом в сфере здравоохранения «Здоровье», а также государственной программой «Развитие здравоохранения». В рамках федеральной целевой программы «Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера» реализуется подпрограмма «ВИЧ-инфекция», предусматривающая изучение особенностей клинического течения ВИЧ.
К настоящему времени довольно подробно изучен патогенез ВИЧ-инфекции. Установлено, что клетками-мишенями ВИЧ в организме человека являются Т-лимфоциты, дендритные лимфоциты и клетки Лангерганса, моноциты/макрофаги, эозинофилы, мегакариоциты, тимоциты, некоторые клоны В-лимфоцитов, нейроны, микроглиальные клетки/макрофаги. Все эти клетки объединяет наличие на их мембране рецептора CD4, к которому имеют большое сродство вирусные эпимембранные гликопротеины gp 120 (ВИЧ-1) и gp 105 (ВИЧ-2). Из перечисленных клеток-мишеней, несущих на мембране CD4, важнейшими в патогенетическом плане являются Т-лимфоциты, выполняющие функцию хелперов/индукторов и эффекторов, их количество наибольшее среди клеток, несущих рецептор CD4 в системе крови человека. Поражение Т-хелперов обусловлено уничтожением зараженных клеток лимфоцитами-эффекторами антителозависимой клеточной цитотоксичности, блокадой рецепторов CD4 вирусным гликопротеином gp 120 и аутоиммунными процессами [3, 4].
Поступление антигена ВИЧ-РНК в кровь человека стимулирует Т-хелперы (CD4+), координирующие иммунный ответ. Активация Т-хелперов (CD4+) приводит к нарастанию количественного содержания Т-супрессоров (CD8+) в крови и в свою очередь определяет феномен цитотоксичности. Снижение содержания и нарушение функции Т-хелперов влечет за собой повышение цитотоксической активности Т-супрессоров, приводящее к падению индекса дифференцировки Т-лимфоцитов CD4/CD8+ и снижению иммунитета. Концентрацию вирусной РНК как генетического материала ВИЧ определяет метод «вирусной нагрузки», показывающий сокращение числа популяции лимфоцитов CD4+.
Вопрос о влиянии ВИЧ-инфекции на клинико-психопатологическую картину эндогенных психозов в отечественной и зарубежной литературе пока не получил однозначного решения. Научное решение данной задачи могло бы способствовать более углубленному пониманию патогенеза не только ВИЧ-инфекции, но и шизофрении. Как правило, работы, выполненные на основе традиционного клинико-психопатологического метода, изучают групповой прогноз шизофрении и допускают лишь качественное прогнозирование, не позволяющее определить относительную ценность отдельных симптомов либо их совокупностей в качестве предикторов.
Результаты ранее проведенного авторами исследования [5] показали, что между иммунологическими и клинико-психопатологическими характеристиками у ВИЧ-инфицированных больных шизофренией существует ряд связей, что может указывать на некоторые общие патогенетические звенья между этими заболеваниями. Так, были установлены статистически значимые положительные корреляционные связи между психопатологической симптоматикой в виде идей величия и чувства вины и уровнем Т-хелперов (CD4+), иными словами, высокая выраженность идей величия и аффекта вины говорит о сохранной функции иммунитета, чему соответствует высокое содержание Т-хелперов (СD4+). С другой стороны, в исследовании было показано, что выраженность цитотоксичности, т. е. повышение содержания Т-лимфоцитов CD8+, оказалась в 7—8 раз выше при галлюцинаторно-параноидной симптоматике по сравнению с острыми аффективно-бредовыми формами шизофрении [5]. Следует подчеркнуть, что галлюцинаторно-параноидная симптоматика всегда указывает на худший прогноз исходов приступов шизофрении по сравнению с острой аффективно-чувственной симптоматикой. Это в свое время было отмечено G. Langfeldt [6, 7], N. Petrilowitsch [8—10], которые, как и другие исследователи [11], противопоставляли благоприятные в прогностическом отношении формы шизофрении с полиморфной психопатологической симптоматикой менее благоприятным формам с мономорфной (галлюцинаторная и параноидная) структурой психозов.
В упомянутом выше исследовании [5] было также установлено, что по мере течения шизофрении низким значениям цитотоксичности могут соответствовать высокая степень выраженности эмоционального аутизма и импульсивности, т. е. эти психопатологические категории вполне могут отражать стабилизацию иммунного статуса ВИЧ-инфицированных больных шизофренией. На этапе изучения взаимодействия личностных характеристик ВИЧ-инфицированных больных шизофренией и иммунологических показателей в проведенном исследовании также было показано наличие отрицательной корреляционной связи цитотоксичности с конструктом «ригидность» из Мюнхенского личностного теста. Иными словами, показатели «ригидности» указывали на низкий уровень цитотоксичности и сохранность иммунитета у ВИЧ-инфицированных больных шизофренией в целом, т. е. имели положительное прогностическое значение.
Из представленных выше данных видно, что они отражают значение отдельных психопатологических показателей для оценки иммунологического статуса, тогда как данные о влиянии комплекса психопатологических факторов на иммунный статус при ВИЧ-инфекции пока отсутствуют.
Настоящая работа была посвящена изучению соотношения между клинико-психопатологической симптоматикой у ВИЧ-инфицированных больных шизофренией и иммунологическими показателями в этих случаях для прогнозирования изменений последних. В соответствии с этим цель настоящего исследования — прогнозирование изменений иммунологического статуса у ВИЧ-инфицированных больных шизофренией на основе комплекса клинико-психопатологических характеристик эндогенного процесса.
Городская психиатрическая больница № 4 им. П.Б. Ганнушкина оказывает помощь ВИЧ-инфицированным пациентам, страдающим психическими расстройствами, с 1996 г.1
В рамках настоящей работы были обследованы 28 больных шизофренией с верифицированным ВИЧ-носительством. Среди них было 17 (61%) женщин и 11 (39%) мужчин. Группу контроля составили 20 больных шизофренией без ВИЧ-инфекции.
В работу не включались ВИЧ-инфицированные больные шизофренией с сопутствующей алкогольной или наркотической зависимостью, тяжелым депрессивным эпизодом психотического уровня, корсаковским или психоорганическим синдромами и деменцией различной этиологии. Это позволяло исключить дополнительные экзогенно-органические воздействия на течение шизофренического процесса у ВИЧ-инфицированных.
Распределение больных по возрасту к периоду начала шизофрении было следующим: от 14 до 20 лет — 4 женщины и 5 мужчин, от 21 года до 25 лет — 6 и 5 соответственно, от 26 до 30 лет — 5 женщин, от 31 года до 35 лет — 2 и 1.
Возраст ВИЧ-инфицированных больных шизофренией был таким: 14—20 лет — 4 женщины и 1 мужчина, 21—25 лет — 3 и 6, 26—30 лет — 8 и 2, 31—35 лет — 2 и 2 соответственно.
Длительность шизофренического процесса у обследованных больных варьировала от 2 до 20 лет, ВИЧ-инфицирования — от 2 до 12 лет. Шизофрения предшевствовала ВИЧ-инфицированию у 61% больных. Ее длительность была от 2 до 15 лет. Заражение ВИЧ-инфекцией предшествовало установлению диагноза шизофрении у 9 женщин и 2 мужчин — 39% от общего числа обследованных пациентов, которые уже являлись носителями ВИЧ-инфекции от 1 года до 11 лет. Половой путь заражения ВИЧ-инфекцией был зафиксирован у 10 женщин — это беспорядочные половые связи, сожительство с ВИЧ-инфицированным половым партнером, и 8 мужчин — гомо-, гетеросексуализм или беспорядочные половые связи (64% от общего числа обследованных), а парентеральный путь (инъекционное введение наркотических средств в прошлом) был зарегистрирован у 7 женщин и 3 мужчин (36%).
Верифицированное применение антиретровирусной терапии (подтверждение лечащим врачом, совместно проживающими родственниками) в настоящем исследовании нами было отмечено лишь у 1 женщины и 4 мужчин (18% от общего числа обследованных), отсутствие приема специфического лечения зафиксировано у 16 и 7 соответственно (82%).
В работе использовались следующие методы исследования: 1) квантифицированный клинико-психопатологический метод обследования больных шизофренией, включающий клиническую и психопатологическую оценку структуры и динамики клинико-психопатологических характеристик с использованием критериев МКБ-10; 2) иммунологический метод для определения ВИЧ-ассоциированного статуса (уровни содержания в крови CD4±, CD8±клеток (цитотоксичность), их соотношение, процентное содержание) и вирусной нагрузки у обследованной категории больных. Изучение ВИЧ-ассоциированного иммунологического статуса и вирусной нагрузки проводилось на базе клинической лаборатории Московского городского центра профилактики и борьбы со СПИДом.
Психопатологическое обследование было дополнено применением психометрических шкал: для оценки выраженности позитивной, негативной и общей психопатологической симптоматики применялась русская версия шкалы PANSS [12], выявления ведущих психопатологических синдромов — клиническая шкала самоотчета SCL-90 [13, 14]. Мюнхенский личностный тест (МЛТ) использовался для определения преобладающей структуры личности в преморбидном периоде ВИЧ-инфицированных больных шизофрений.
Статистическая обработка результатов проводилась с использованием критерия Стьюдента, корреляционного (с учетом нормального распределения признаков — коэффициент Пирсона) и регрессионного анализа с применением программы SPSS (11-я версия).
Выбор корреляционного анализа был обусловлен тем, что основной акцент в исследовании мы сделали на поиске связей между иммунологическими и психопатологическими показателями, и именно корреляционный анализ позволяет установить возможные связи между разнородными группами явлений [11, 15, 17].
Основные результаты представлены в табл. 1 и 2.
В табл. 1 приведены статически значимые зависимости цитотоксичности (уровень CD8±лимфоцитов) от некоторых категорий психопатологической симптоматики PANSS, включенные в уравнение множественной регрессии.
Множественный коэффициент корреляции для зависимости цитотоксичности от приведенных выше категорий психопатологической симптоматики PANSS был максимально высоким — 0,993. Следовательно, по степени выраженности симптоматики PANSS можно предсказать степень цитотоксичности и сохранности/падения иммунитета у ВИЧ-инфицированных больных шизофренией. Высокая доля объясненной дисперсии для цитотоксичности (R²=0,987) в этом случае также говорит о возможности безошибочного объяснения всего многообразия значений цитотоксичности на основе психопатологических показателей PANSS. Таким образом, на основании высоких значений таких психопатологических категорий PANSS, как депрессия, нарушения воли, импульсивность и социальная отгороженность (значения с отрицательным знаком — депрессия (r= –1,077; р=0,047), нарушения воли (r= –2,463; р=0,044), импульсивность (r= –3,527; р=0,029) и социальная отгороженность (r= –3,449; р=0,032) можно предсказать низкие значения цитотоксичности (CD8±лимфоцитов), т. е. сохранность иммунитета у ВИЧ-инфицированных больных шизофренией. Психопатологические признаки PANSS, имеющие положительные корреляции, указывают на повышение уровня цитотоксичности (эмоциональная отгороженность, r=2,447, р=0,049; и снижение критики, r=1,157, р=0,029) и соответственно падение иммунитета у ВИЧ-инфицированных больных шизофренией.
На следующем этапе проводимого исследования было составлено уравнение множественной регрессии для зависимости соотношения CD4+/CD8+ (уровень дифференцировки Т-лимфоцитов) от показателей обобщенной симптоматики PANSS (табл. 2).
В табл. 2 приведены статически значимые зависимости соотношения CD4+/CD8+ от категорий обобщенной психопатологической симптоматики PANSS. Множественный коэффициент корреляции высок (0,798), т. е. по степени выраженности выявленных статистически значимых параметров психопатологической симптоматики PANSS (негативная симптоматика (r= –1,682; р=0,016), анергия (r= –0,403; н.з.) и возбуждение (r=0,511; р=0,024)) можно предсказать степень уровня дифференцировки лимфоцитов и состояния иммунитета у ВИЧ-инфицированных больных шизофренией. Высокая доля объясненной дисперсии для соотношения CD4+/CD8+ (R²=0,987) также говорит о возможности достаточно точного объяснения всего многообразия значений уровней дифференцировки Т-лимфоцитов на основе психопатологических показателей PANSS.
Таким образом, из уравнений множественной регрессии по зависимости цитотоксичности и соотношения CD4+/CD8+ (показатели состояния иммунитета ВИЧ-инфицированных) от психопатологических категорий PANSS можно выделить благоприятные и неблагоприятные психопатологические категории для прогноза ВИЧ-инфекции у больных шизофренией. По полученным результатам можно сделать вывод о психопатологических показателях PANSS, выраженность которых является «благоприятной» для прогноза течения ВИЧ-носительства у больных шизофренией: высокие статистически достоверные отрицательные корреляционные связи для депрессии, анергии, волевых нарушений, импульсивности, возбуждения и социальной отстраненности. Неблагоприятными для прогноза течения ВИЧ-инфекции стали такие психопатологические показатели шизофрении, как эмоциональная отгороженность, снижение критики, негативная психопатологическая симптоматика.
Результаты проведенного исследования показывают, что между иммуно- и психопатологическими характеристиками у ВИЧ-инфицированных больных шизофренией существует ряд статистически значимых связей, что может указывать на некоторые общие патогенетические звенья между этими заболеваниями. В настоящем исследовании были получены данные, касающиеся зависимости цитотоксичности и соотношения CD4+/CD8+ от комплекса психопатологических показателей, что составляет принципиальное отличие этой работы от предыдущего исследования [5]. Показатель цитотоксичности отражает деструктивные механизмы в патогенезе ВИЧ-инфекции и в итоге указывает на неблагоприятные тенденции в развитии иммунного дефицита [3]. Полученные в результате регрессионного анализа уравнения позволили выделить как положительные, так и отрицательные в плане прогноза иммунного дефицита психопатологические параметры. К первым относились показатели депрессии, симптоматика нарушений волевого поведения, импульсивности и социального аутизма (отгороженность). Эти признаки были выражены в уравнениях с отрицательным знаком и снижали итоговую выраженность цитотоксичности, т. е. имели положительное прогностическое значение. С другой стороны, показатели эмоциональной отгороженности и снижение критики вошли в уравнение с положительным знаком, повышая уровень цитотоксичности, т. е. имели неблагоприятное прогностическое значение. Таким образом, прогностически благоприятными для иммунного статуса ВИЧ-инфицированных больных шизофренией могут быть синдромы с выраженной аффективной депрессивной симптоматикой, волевыми нарушениями, высокой импульсивностью и признаками социального аутизма. Это указывает на остроту психотического состояния у данной категории ВИЧ-инфицированных больных шизофренией, что само по себе имеет благоприятное прогностическое значение для окончания психоза [6—11, 15, 17].
При анализе комплекса факторов, влияющих на уровень соотношения CD4+/CD8+ (интегральный показатель, отражающий сохранность Т-лимфоцитов), оказалось, что положительное прогностическое значение имеют возбуждение и анергия, тогда как суммарная выраженность негативной симптоматики имела отрицательное прогностическое значение, а у остальных показателей не было статистически значимых связей с уровнем CD4+/CD8+.
Иными словами, психозы с выраженным возбуждением и анергией являются прогностически благоприятными. При этом анергию здесь, вероятно, следует рассматривать скорее как проявление депрессивного аффекта, а не индикатор дефицитарной симптоматики, хотя это нуждается в доказательстве. С другой стороны, картины с выраженной негативной (дефицитарная) симптоматикой, напротив — неблагоприятны в прогностическом отношении как для иммунного статуса ВИЧ-инфицированных больных шизофренией, так и окончания психоза [8—10].
Таким образом, как для показателя цитотоксичности, так и CD4+/CD8+ подтверждается вывод о положительном прогностическом значении острых психотических состояний с выраженной аффективной симптоматикой и возбуждением и неблагоприятном значении психотических картин с преобладанием дефицитарной симптоматики. Важно, что сами по себе выявленные благоприятные признаки имеют положительное прогностическое значение и для прогноза окончания острого приступа шизофрении, на что указывали многие авторы [6—11].
Из сказанного вытекает, что между ВИЧ-инфекцией и шизофренией существуют сложные и неоднозначные иммунные соотношения.
При этом острым психозам соответствует благоприятный иммунный статус, тогда как при формах с выраженным дефектом будет преобладать снижение иммунитета у ВИЧ-инфицированных больных.
1На основании приказа Департамента здравоохранения Москвы от 26.06.96 № 404 «О дополнительных мерах по совершенствованию профилактики ВИЧ-инфицированных в Москве».
При этом острым психозам соответствует благоприятный иммунный статус, тогда как при формах с выраженным дефектом будет преобладать снижение иммунитета у ВИЧ-инфицированных больных.
1На основании приказа Департамента здравоохранения Москвы от 26.06.96 № 404 «О дополнительных мерах по совершенствованию профилактики ВИЧ-инфицированных в Москве».
Подтверждение e-mail
На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.
Подтверждение e-mail
Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.