Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Похабов Д.В.

Кафедра нервных болезней Красноярского государственного медицинского университета;
Сибирский клинический центр Федерального медико-биологического агентства России, Красноярск

Абрамов В.Г.

ГОУ ВПО "Красноярский государственный медицинский университет им. профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого", Красноярск

Нестерова Ю.В.

Институт им. Н.В. Склифосовского, Москва

Темпоритмовая коррекция ходьбы при болезни Паркинсона

Авторы:

Похабов Д.В., Абрамов В.Г., Нестерова Ю.В.

Подробнее об авторах

Просмотров: 676

Загрузок: 14

Как цитировать:

Похабов Д.В., Абрамов В.Г., Нестерова Ю.В. Темпоритмовая коррекция ходьбы при болезни Паркинсона. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2014;114(6):21‑25.
Pokhabov DV, Abramov VG, Nesterova IuV. Tempo-rhythmic correction of gait in Parkinson's disease. S.S. Korsakov Journal of Neurology and Psychiatry. 2014;114(6):21‑25. (In Russ.)

Рекомендуем статьи по данной теме:
Воз­мож­нос­ти ре­аби­ли­та­ции па­ци­ен­тов на раз­вер­ну­той ста­дии бо­лез­ни Пар­кин­со­на. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2023;(3):56-60
Воз­мож­нос­ти оп­ти­ми­за­ции те­ра­пии у па­ци­ен­тов с фо­каль­ной эпи­леп­си­ей, пе­ре­нес­ших COVID-19. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2023;(3):130-136
Осо­бен­нос­ти пси­хо­эмо­ци­ональ­ной сфе­ры и ка­чес­тва жиз­ни у па­ци­ен­тов с вес­ти­бу­ляр­ной миг­ренью. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2023;(4):48-52
Кли­ни­ко-пси­хо­ло­ги­чес­кий про­филь и ка­чес­тво жиз­ни па­ци­ен­тов с пос­тко­вид­ным син­дро­мом. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2023;(4):53-58
Вли­яние мо­тор­ных и ве­ге­та­тив­ных на­ру­ше­ний на вы­ра­жен­ность бо­ле­во­го син­дро­ма у па­ци­ен­тов с I—III ста­ди­ями бо­лез­ни Пар­кин­со­на. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2023;(4):59-67
Ана­лиз му­та­ций в ге­не GBA у па­ци­ен­тов с бо­лез­нью Пар­кин­со­на Крас­но­яр­ско­го ре­ги­она. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2023;(4):103-108
Но­зо­ген­ные пси­хо­со­ма­ти­чес­кие расстройства у па­ци­ен­тов с кож­ны­ми за­бо­ле­ва­ни­ями. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Спец­вы­пус­ки. 2023;(4-2):36-43
Вли­яние тон­зил­лэк­то­мии на ка­чес­тво жиз­ни па­ци­ен­тов с хро­ни­чес­ким тон­зил­ли­том. Вес­тник ото­ри­но­ла­рин­го­ло­гии. 2023;(2):67-73
Эф­фек­тив­ность те­ра­пии и ка­чес­тво жиз­ни па­ци­ен­тов с рев­ма­то­ид­ным ар­три­том в за­ви­си­мос­ти от ис­ход­ной при­вер­жен­нос­ти ле­че­нию. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2023;(5):78-84
Аб­до­ми­наль­ная боль у па­ци­ен­тов с бо­лез­нью Пар­кин­со­на. Рос­сий­ский жур­нал бо­ли. 2023;(2):12-21

Болезнь Паркинсона (БП) - одно из наиболее распространенных нейродегенеративных заболеваний, которым страдают более 4 млн человек в мире [1]. Вопрос о замедлении прогрессирования БП и снижении темпа появления новых симптомов является чрезвычайно актуальным. Такой эффект в течении неврологических заболеваний получил название нейропротекторный, или модифицирующий [2]. Нарушение ходьбы - одно из наиболее значимых двигательных нарушений при БП, во многом определяющее тяжесть состояния и качество жизни больного. В многочисленных исследованиях показано [3-7], что нарушение ходьбы служит самостоятельным проявлением БП, которое имеет особый патогенез, требует специ­фического подхода в лечении и, вероятно, может считаться пятым кардинальным признаком БП наряду с гипокинезией, ригидностью, тремором покоя и постуральными расстройствами.

Важный в практическом отношении вопрос лечения и немедикаментозной коррекции нарушений ходьбы при БП остается нерешенным, что связано с недостатком знаний о патогенезе и нейрохимическом субстрате этих изменений [8, 9]. Вследствие того, что на ранних стадиях БП нарушения ходьбы преимущественно обусловлены ригидностью и гипокинезией, эффективными могут быть различные противопаркинсонические средства [10-12]. По мере прогрессирования заболевания нарушения ходьбы становятся в большей степени обусловленными постуральными расстройствами, и противопаркинсонические препараты перестают иметь достоверное влияние [11, 13-15]. При синдроме паркинсонизма ситуация осложняется неэффективностью леводопы [16-19].

Цель исследования - изучение возможности немедикаментозной коррекции нарушений ходьбы при БП.

Материал и методы

Нами были отобраны 180 больных с БП (преимущественно с акинетико-ригидной формой), из них 90 - со стадией II и 90 - со стадией III по Хену и Яру. Все пациенты методом стратификационной рандомизации были распределены на шесть групп, в каждой из которых было 30 больных, 18 мужчин и 12 женщин, в возрасте 55-75 лет.

1-ю группу составили больные с БП стадии II, средний возраст которых был 62,0±5,8 года. Больным одновременно проводилась оптимизация фармакологических схем лечения в сочетании с методом темпоритмовой коррекции ходьбы (ТРКХ) в течение 21 дня. В последующем, в течение 6 мес назначенное лечение не менялось. Во 2-ю группу вошли больные (средний возраст - 62,8±6,0 года), которым в течение 21 дня проводилась только оптимизация фармакологических схем лечения, после проведения которой фармакологическое лечение не менялось. С 22-го дня и в течение последующих 6 мес использовался метод ТРКХ. 3-ю группу составили больные с БП стадии II (средний возраст 63,0±5,9 года), которым проводилась только оптимизация фармакологических схем лечения в течение 21 дня и в последующие 6 мес терапия не менялась. Метод ТРКХ в данной группе не применялся. В 4-й группе были больные с БП стадии III (средний возраст - 65,2±6,0 года), которым одновременно проводилась оптимизация фармакологических схем лечения в сочетании с ТРКХ в течение 21 дня. В последующем, в течение 6 мес назначенное лечение не менялось. 5-ю группу составили больные с БП стадии III (средний возраст - 66,0±5,7 года), которым в течение 21 дня проводилась только оптимизация фармакологических схем лечения, после проведения которой фармакологическое лечение не менялось. С 22-го дня и в последующие 6 мес использовалась ТРКХ. В 6-ю группу вошли больные с БП стадии III (средний возраст - 65,4±5,7 года), которым проводилась только оптимизация фармакологических схем лечения в течение 21 дня, а в последующие 6 мес терапия не менялась. Метод ТРКХ в данной группе не применялся.

Для объективизации параметров ходьбы нами совместно с опытно-конструкторским бюро Горно-химического комбината Железногорска Красноярского края была создана специальная установка - «Устройство для определения шагоскоростных характеристик человека»[1]. Анализировали следующие параметры ходьбы:

1. Средняя длина шага (СДШ). Данный параметр автоматически рассчитывался компьютерной программой, сопряженной с упомянутой установкой, на основании суммирования всех длин шага испытуемого, кроме двух первых и двух последних, и последующего деления суммы длин шагов на число учтенных шагов.

2. Для облегчения клинической интерпретации исследования возникла необходимость введения дополнительного расчетного параметра, позволяющего сопоставить результаты у разных испытуемых, и был введен коэффициент вариабельности шага (КВШ), вычисляемый по формуле:

3. Стандартное отклонение СДШ также позволяет судить о вариабельности шага, однако трактовка результатов затрудняется размерностью показателя (в данном случае - сантиметры).

4. Рассчитывался индивидуальный коэффициент стандартного отклонения (ИКСО), вычисляемый по формуле:

Сравнительную оценку степени нарушений ходьбы в группах больных и эффективности проводимой терапии проводили с помощью шкалы нарушений ходьбы и равновесия GABS (Gait and Balance Scale). С целью определения влияния нарушений походки и динамики ее восстановления на качество жизни больных использовали опросник качества жизни больных с БП (PDQ-39).

В ходе исследования проводилась коррекция терапии в течение 21 дня. Осуществлялся подбор суточной и разовой доз. После 21 дня и до 6 мес коррекция доз не проводилась.

Применялся способ лечения нарушений ходьбы при паркинсонизме[2], заключающийся в использовании ТРКХ.

Статистическая обработка данных проводилась с построением автоматической классификации и проверкой достоверности различий выделенных групп больных. Построение автоматической классификации проводилось с помощью пакета программ Statistica 6.0.

Результаты и обсуждение

Результаты терапии больных с БП стадии II

Положительная динамика показателей ходьбы (СДШ, КВШ, стандартное отклонение, ИКСО) в 1-й и 2-й группах, где применялся метод ТРКХ, многократно превзошла таковые у больных 3-й группы, в лечении которых применялись только антипаркинсонические препараты (рис. 1, 2).

Рисунок 1. Средняя длина шага (см) в 1-й, 2-й и 3-й группах в динамике. Здесь и на рис. 2-6: 1 - до начала лечения, 2 - спустя 21 день, 3 - спустя 42 дня, 4 - спустя 6 мес.
Рисунок 2. Средние значения коэффициента вариабельности шага и индивидуального коэффициента стандартного отклонения в группах 1-й, 2-й и 3-й в динамике.

Полученные данные восстановления походки доказали необходимость более раннего подключения метода ТРКХ в программу терапии больных с БП стадии II. Так, спустя 42 дня от начала терапии прирост средней длины шага в 1-й группе превысил таковой во 2-й - в 2,44 раза и в 3-й - в 3,6 раза (см. рис. 1). Аналогичная динамика снижения показателей КВШ и ИКСО прослеживается и по анализу вариабельности шага (см. рис. 2).

Так как при самостоятельной ходьбе в произвольном темпе пациенты «сбивались» на характерный для БП патологический паттерн, в целях закрепления эффекта курса восстановления каждому пациенту выдавалась аудиокассета с записью индивидуального ритма звуковой стимуляции, которую использовали при ходьбе уже в амбулаторных условиях (по квартире, прогулках на улице), прибегая к помощи портативного аудио-, флешплейера или созданного устройства для тренировки ходьбы.

Видимо, с этим явлением, а также неизбежным прогрессированием БП связано снижение СДШ во 2-й группе с 58,10 до 57,65 см и увеличение КВШ в 1-й (с 0,17 до 0,18) и 2-й (с 0,17 до 0,18) группах пациентов, когда спустя 42 дня наблюдения больные переводились до окончания исследования на амбулаторный режим с обращением «по требованию» (см. рис. 1, 2).

Однако необходимо подчеркнуть, что схема лечения по прошествии 21 дня не менялась до окончания 6 мес во всех 3 группах больных, тем более что для 3-й группы в том же временном интервале СДШ уменьшилась еще более значительно - с 58,29 до 55,20 см, а КВШ вырос с 0,19 до 0,20 (см. рис. 1, 2).

Полученные результаты говорят о низком влиянии антипаркинсонических препаратов на походку пациентов. Результаты проверки различимости групп больных с БП стадии II с разными схемами лечения достоверно показали, что с использованием метода ТРКХ в схемах лечения пациентов ходьба восстанавливается эффективнее, что в большей степени отражает параметры вариабельности шага, КВШ и ИКСО, и в меньшей - СДШ.

Анализ параметров GABS и PDQ-39 не показал убедительно достоверных результатов, что, вероятно, связанно с низкой чувствительностью данных шкал к изменениям походки на стадии II БП и с тем, что на данной стадии нарушения ходьбы еще не достигают значительной степени влияния на качество жизни пациентов (PDQ-39) (рис. 3).

Рисунок 3. Средние значения в баллах по шкале GABS (п. 2, 3, 15, 16, 17) и опроснику PDQ-39 (п. 4-8) в группах 1-й, 2-й и 3-й в динамике.
Фармакоэкономический эффект использования метода ТРКХ в схемах лечения больных с БП стадии II демонстрируется ощутимым снижением расходов на антипаркинсонические препараты в группах, где он применялся. Так, в 1-й группе расходы на 1 пациента в рамках дополнительного лекарственного обеспечения составили 536,63 руб. в месяц, в то время как во 2-й и 3-й группах - 563,24 и 685,91 руб. соответственно.

Результаты терапии больных с БП стадии III

Как показало наше исследование, нарушения ходьбы у пациентов с БП стадии III более значимы в плане как полученных нами объективных показателей походки (СДШ - 37,5±6,0 см; КВШ - 0,512±0,07 по сравнению с таковыми у больных с БП стадии II - 54,64±7,67 см и 0,206±0,039 соответственно), так и их влияния на степень самообслуживания и качество жизни (GABS - 7,39±3,33; PDQ-39 - 9,13±3,9 по сравнению с таковыми у больных с БП стадии II - 1,64±2,7 и 3,16±2,81 соответственно).

В связи с этим актуальность восстановления ходьбы у данной категории пациентов многократно увеличивается (рис. 4, 5, 6).

Рисунок 4. Средняя длина шага (см) в группах 4-й, 5-й и 6-й в динамике.
Рисунок 5. Средние значения коэффициента вариабельности шага и индивидуального коэффициента стандартного отклонения в группах 4-й, 5-й и 6-й в динамике.
Рисунок 6. Средний балл по шкале GABS (п. 2, 3, 15, 16, 17) и опроснику PDQ-39 (п. 4-8) в группах 4-й, 5-й и 6-й в динамике.
Положительный эффект применения в схемах лечения больных с БП стадии III метода ТРКХ позволяет говорить о необходимости его включения в лечебно-реабилитационные мероприятия. Так, у некоторых пациентов эффект применения метода ТРКХ оказался сравним с действием леводопасодержащих препаратов.

Можно предположить, что в результате усиления коркового контроля над ходьбой с вовлечением двигательных синергий (предполагаемый механизм действия метода ТРКХ) прирост длины шага (изначально он был малой длины) у больных с БП стадии III визуально и объективно более ощутим в плане как увеличения длины шага, так и уменьшения его вариабельности (в ряде случаев длина шага возрастала в 1,5-2 раза). Необходимо отметить, что диапазон частот звуковых сигналов, используемый в коррекции походки больных со стадией II, составлял от 85 до 95 сигналов в 1 мин, тогда как у больных со стадией III - 70-90 в 1 мин. Эти результаты также могут говорить о снижении шагоскоростных возможностей больных с БП по мере прогрессирования заболевания.

Таким образом, анализ групп больных с БП стадии III с разными схемами лечения показал, что с использованием метода ТРКХ в схемах терапии пациентов походка восстанавливается эффективнее, отражаясь в динамике всех используемых параметров инструментальной оценки ходьбы (СДШ, КВШ, стандартное отклонение, ИКСО) (см. рис. 4 и 5). Положительная динамика показателей походки у пациентов с БП стадии III от применения в схемах лечения метода ТРКХ к 42-му дню терапии (4-я группа), где СДШ и КВШ достигали 50,49 и 0,24 соответственно, позволяет предполагать снижение скорости прогрессирования нейродегенеративного процесса при БП в результате использования метода ТРКХ, так как полученные результаты оказались сопоставимы с таковыми у больных с БП стадии II из 2-й группы до лечения. Данные результаты подтверждаются многочисленными наблюдениями за пациентами, которые используют методику ТРКХ в течение 5-7 лет, что позволяет больным не форсировать повышение доз антипаркинсонических препаратов. Тем самым увеличивается интервал между стадиями БП, отодвигаются сроки появления новых симптомов и возможные побочные эффекты лекарственных средств.

Более значимая положительная динамика по шкале GABS и опроснику PDQ-39 у пациентов с БП стадии III по сравнению с таковой при БП стадии II от применения метода ТРКХ позволяет судить как о большей чувствительности данных шкал к изменениям походки на БП стадии III (и более значимом влиянии этих изменений на качество жизни пациентов), так и существенном улучшении навыков самообслуживания и качества жизни, снижении темпа инвалидизации у данной категории больных (см. рис. 6).

Проведенное исследование также показало эффективность более раннего подключения метода ТРКХ в схемы лечения больных с БП стадии III с учетом нарастания такого плохо поддающегося лечению антипаркинсоническими препаратами симптома, как постуральная неустойчивость, негативно влияющего на походку и качество жизни пациентов.

Необходимо отдельно обсудить долгосрочные результаты воздействия ТРКХ в процессе исследования. Так, на этапе окончания исследования (по прошествии 6 мес) во всех группах имелось некоторое ухудшение всех показателей по сравнению с 42-м днем. Такое снижение эффективности в долговременном режиме имелось в многочисленных наблюдениях при исследовании эффективности фармакологических и нелекарственных методов лечения. Однако ухудшение в 6-й группе оказалось более выраженным по сравнению с 6-й и 7-й группами больных (см. рис. 4, 5).

Фармакоэкономический эффект от использования в схемах лечения пациентов с БП стадии III метода ТРКХ также чрезвычайно актуален. Так, средняя стоимость терапии в рамках дополнительного лекарственного обеспечения у 1 пациента в 4-й и 5-й группах составила 616,44 и 613,99 руб. в 1 мес соответственно, а в 6-й группе (метод ТРКХ не применялся) - 771,97 руб.

[1] Патент на изобретение №2321345, зарегистрирован в Государственном реестре изобретений Российской Федерации 10.04.08.

[2] Патент на изобретение №2281695, зарегистрирован в Государственном реестре изобретений Российской Федерации 20.08.06.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.