В настоящее время проблема качества жизни (КЖ) населения волнует многих исследователей. Согласно определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), этот термин охватывает физическое, психологическое, эмоциональное и социальное здоровье человека, основанное на его восприятии своего места в обществе [1]. На оценку КЖ оказывают влияние возраст, пол, социально-экономическое положение человека, культурный уровень, характер его трудовой деятельности, региональные особенности и другие факторы.
В конце 2019 г. весь мир столкнулся с новой инфекцией. Новый штамм коронавируса как причина вспышки неизвестной инфекции официально подтвержден китайскими властями 7 января 2020 г. [2]. Вспышку инфекции, вызванной вирусом SARS-CoV-2, 11 марта 2020 г. ВОЗ объявила пандемией.
Новая коронавирусная инфекция (НКВИ) представляет собой опасное острое вирусное заболевание с преимущественным поражением верхних дыхательных путей, отличающееся высокой заразностью, передающееся чаще воздушно-капельным путем, протекающее в форме острой респираторной вирусной инфекции как в легкой, так и в тяжелой форме [3, 4]. Легкими формами НКВИ чаще болели молодые люди, однако и у них клинические проявления были неоднородными [5—7].
Приказом Минобрнауки России от 14 марта 2020 г. №398 «О деятельности организаций, находящихся в ведении, в условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации» вузы переведены в дистанционный формат работы в режиме самоизоляции, в связи с чем оценка и прогноз возможных последствий данного мероприятия становятся важной темой в сфере здравоохранения и образования [8].
Пандемия НКВИ повлияла на все сферы жизнедеятельности людей и охватила все группы населения. Студенческая молодежь в пандемию, как и до нее, оказывается группой риска с точки зрения психологического неблагополучия по сравнению с другими группами населения [9]. Среда образования формирует условия для напряжения физического и психического здоровья. Модернизация учебного процесса, внедрение инновационных программ обучения, ограничение подвижности, стрессы, учебная деятельность, которая приводит к умственным перегрузкам, — все это оказывает влияние на студенческую молодежь, ее КЖ, что говорит нам о необходимости исследования КЖ студенческой молодежи. Возникает необходимость оценки влияния самоизоляции в период пандемии COVID-19 на КЖ студентов, так как трудности, сопряженные с адаптацией к новой обстановке, к необходимости общения и обучения в дистанционном формате, не могли не повлиять на психологическое и функциональное состояние обучающихся.
Цель обзора — обобщить и представить результаты современных исследований КЖ студентов вузов в условиях пандемии COVID-19.
Материал и методы
Проведен анализ публикаций результатов зарубежных и отечественных исследований КЖ студентов вузов в условиях пандемии COVID-19. Поиск материала осуществлен в электронных базах данных eLIBRARY.ru, КиберЛенинка, PubMed по ключевым словам: «студенты», «качество жизни», «пандемия», «COVID-19» с 2020 по 2023 г.
Первые публикации о психологических последствиях НКВИ COVID-19 появились в Китае. Далее присоединились сообщения об исследованиях данной проблемы в Европе, Америке и других странах. В этих исследованиях подтверждается негативное воздействие пандемии НКВИ на психологическое здоровье, связанное с депрессией, повышенным беспокойством, стрессом [10—13]. В ряде исследований установлено, что до пандемии COVID-19 студенты в основном не переживали о своем здоровье и здоровье близких и не испытывали тревоги, связанной с заражением инфекцией, но в период пандемии такое чувство отмечалось у большинства студентов [11, 14—16].
Исследование в период пандемии показало, что 4 из 10 студентов российских вузов, прошедших опрос, демонстрировали признаки депрессии средней тяжести или тяжелой [17]. Данные результаты согласуются с выводами исследований, проведенных в других странах [12, 18]. В процессе изучения психоэмоционального состояния студентов колледжа в Техасе C. Son и соавт. выявили, что у 71% опрошенных стресс и тревога усилились из-за пандемии COVID-19, а 54% участников исследования указали на негативное влияние COVID-19 на учебу, здоровье и образ жизни [9]. Исследование, проведенное в мае—июле 2020 г. в 9 странах, продемонстрировало, что у 40% студентов фиксировались симптомы депрессии, почти у каждого 4-го — симптомы тревожного расстройства [18]. Аналогичные результаты получены в разных странах: например, среди студентов-медиков колледжей Пакистана летом 2020 г. выявлены 48% лиц с выраженными симптомами депрессии [19], в США аналогичная симптоматика обнаружились у 43% молодых людей [20]. Исследование, проведенное в университете Семей и его филиале, выявило уровень тревоги среди студентов-медиков в пределах от 17 до 39%, а уровень депрессии — от 30 до 40% [21—23].
В период пандемии НКВИ более 1,5 млрд обучающихся во всем мире были отправлены на обучение в дистанционном формате в связи с закрытием образовательных учреждений [24]. Быстрый перевод на дистанционное обучение послужил причиной проблем и тревожного состояния у большинства студентов и преподавателей [23, 25], а также актуализировал дискуссию о психологических проблемах студентов [25—27]. Самыми уязвимыми представителями студенческого микросоциума оказались иностранные студенты, которые столкнулись со сложностями проживания, возвращения домой и невозможностью продолжать дальнейшее обучение [26].
Результаты некоторых исследований указывают на то, что режим самоизоляции неоднозначно влиял на психологическое состояние студенческой молодежи в зависимости от гендерного фактора. Ряд авторов доказывают, что выраженность тревоги у девушек была выше, чем у юношей [28—30], а другие — делают противоположное заключение, что значительное ухудшение психического здоровья было у студентов мужского пола [31]. Кроме того, выявлено, что у студентов из малообеспеченных семей доля указывающих на признаки психологического неблагополучия составляла 84%, тогда как среди студентов из состоятельных семей — 67% [28, 30, 32].
Закрытие залов и спортивных клубов во время пандемии НКВИ привело к тому, что молодые люди лишились возможности участия в различных видах деятельности, что обусловило снижение физической активности (ФА), усиление ощущений скуки и страха [33—35]. Данные, представленные в литературе по этому вопросу, противоречивы. Немецкие ученые установили, что студенты-медики демонстрировали больше озабоченности о своем здоровье и понимали значимость регулярной ФА [36]. Итальянские и индонезийские ученые выявили, что в период пандемии у студентов-медиков заметно снизился уровень ФА и увеличился малоподвижный образ жизни [34, 37]. Однако российские исследователи выяснили, что у ряда студентов-медиков, которые работали в «красных зонах», существенно повысился уровень ФА, но у остальных студентов-медиков обнаружена общая тенденция к увеличению малоподвижного образа жизни и снижению уровня ФА [38—39]. У испанской молодежи в период самоизоляции отмечено увеличение малоподвижного времяпровождения, а среди девушек и в группе молодых людей с нормальной или низкой массой тела возросла и ФА [40].
Результаты исследований изменения в пищевом поведении в период локдауна показывают как положительное, так и отрицательное влияние ограничительных мер на пищевые привычки молодежи. Нарушения в пищевых привычках и переедание стали серьезной проблемой [41—43]. Проведенный в ФГБОУ ВО «Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского» Минздрава России анализ образа жизни студентов-медиков старших курсов в период пандемии COVID-19 в 2021 г. выявил, что около 30% участников исследования отметили прибавку массы тела [39]. В ряде международных исследований подчеркивается, что для молодежи длительное пребывание дома способствует нарушению режима питания, сна и злоупотреблению вредными продуктами [44, 45]. Более того, онлайн-обучение и использование социальных сетей привело к резкому увеличению времени использования компьютеров и смартфонов, что способствовало быстрому увеличению массы тела у молодых людей во всем мире [46]. L. Di Renzo и соавт.считают, что скука, которая ассоциируется с чувством неудовлетворенности, беспокойства и безразличия, просмотр телевизора с тревожными новостями о пандемии толкают молодых людей к «заеданию» стресса и употреблению в пищу сахаросодержащих продуктов, являются причинами набора веса [47].
Однако некоторые исследования показали положительные изменения в пищевых привычках молодежи в условиях самоизоляции — снижение потребления соленой пищи, газированных напитков, чипсов, шоколада, замороженных продуктов, фаст-фуда, полуфабрикатов и увеличение потребления фруктов и овощей [48, 49].
Изменения во вредных привычках у молодежи в период пандемии тоже неоднозначны. По данным некоторых исследователей, активные курильщики отказывались от курения из-за боязни тяжелого течения COVID-19 [47], по другим данным, стресс и тревожность, обострение чувства одиночества содействовали усилению этой вредной привычки наравне с употреблением алкоголя [39].
Исследование, проведенное в Израиле, показало, что на начальном этапе введения ограничений наблюдались как интенсификация курения (44,4%), так и рост попыток отказаться от курения (16%) [50]. Результаты исследования, проведенного в Великобритании, показали, что увеличение распространенности курения во время изоляции произошло только среди молодых людей (возраст 18—34 года) [51].
Результаты исследования, проведенного в США, показали, что в первые 6 мес пандемии COVID-19 наблюдался резкий рост употребления алкоголя. При этом большее потребление алкоголя ассоциировано с более молодым возрастом, мужским полом и потерей работы из-за COVID-19 [52].
На фоне пандемии COVID-19 наблюдается распространение нарушений сна среди студентов-медиков и широко варьирует: от 2,3 до 76,6%. У студентов-медиков с COVID-19, подтвержденным с помощью полимеразной цепной реакции, отмечалось уменьшение продолжительности сна до появления первых признаков инфекции и увеличение продолжительности сна во время появления симптоматики, что является ковид-ассоциированным нарушением сна [53]. Расстройство сна у студентов-медиков также включает проблемы с качеством, временем, количеством сна и появлением сонливости в течение дня [54].
Изучение уровня расстройств сна у крымской молодежи, обучающейся в Медицинской академии им. С.И. Георгиевского ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского» Минобрнауки России, работающей с пациентами с COVID-19, показало наличие нарушений сна почти у каждого 2-го студента-медика [55]. Выявлено, что у студентов-медиков сама мысль о заражении COVID-19 связана с бессонницей [56]. Данные результаты подтверждают высокую распространенность феномена COVID-инсомнии у студентов-медиков и согласуются с данными исследования, в котором установлено, что частота нарушений сна у студентов-медиков, госпитализированных по поводу COVID-19, варьирует от 54 до 74,8% [55].
Таким образом, проведенный обзор литературы показал значительное и неоднозначное влияние пандемии COVID-19 на здоровье и КЖ студенческой молодежи. Однако большинство негативных последствий пандемии COVID-19 является предотвратимым, и есть необходимость в разработке мер ранней диагностики, а также профилактики как социальных, так и экономических последствий пандемии COVID-19. Кроме того, неблагоприятные перемены, которые связаны с набором массы тела, употреблением вредных продуктов, снижением ФА, психологическими проблемами, нарушениями сна, могут иметь отдаленные последствия, в связи с чем обязательны их своевременное изучение и коррекция.
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.