Нейроваскулярные расстройства — важное звено в процессе формирования пояснично-крестцовых радикулопатий (ПКР). По классификации В.П. Веселовского [4, 5], в зависимости от преимущественного поражения сосудов их разделяют на артериальные, венозные и смешанные. Во всех случаях ишемический компонент является одним из основных механизмов сосудистой дисфункции, приводящей к формированию компрессионно-ишемических радикулопатий в поясничном отделе. Считается, что одной из причин ПКР может быть спондилогенное сдавление эпидуральных венозных сплетений с развитием венозного стаза (особенно в области кольца дуральных вен и месте прохождения корешка через твердую мозговую оболочку), приводящее к ишемии за счет спазма питающих его сосудов [2, 12]. Другим возможным механизмом формирования компрессионных нейропатий является компрессия и ишемия нерва, проходящего через спазмированную мышцу [4, 6, 8, 12]. Эти нарушения развиваются на фоне реактивных воспалительных процессов, реакций клеточного и гуморального иммунитета, возникающих в зоне дистрофически измененного межпозвонкового диска [1, 3, 7, 13, 20].
Имеющиеся данные свидетельствуют, что только ПКР сопровождаются проявлениями местных воспалительных, сосудисто-реактивных и иммунных процессов, чего не наблюдается при других синдромах поясничного остеохондроза [14]. Однако трудно представить, что эти процессы носят строго локальный характер и не затрагивают общую гемодинамику (сердечно-сосудистая система в целом), а также не являются проявлением общего воспалительного процесса.
Цель исследования заключалась в выявлении взаимосвязи системного воспалительного процесса и сосудистой дисфункции в формировании неврологических синдромов поясничного остеохондроза в стадии обострения.
Материал и методы
Исследование проведено на базе Отделенческой клинической больницы станции Барнаул. Обследован 81 пациент, 46 мужчин и 35 женщин, в возрасте от 26 до 54 лет, средний возраст — 40±9,7 года. Всем больным проводили стандартные неврологическое и вертеброневрологическое обследования по методикам Я.Ю. Попелянского и
Ф.А. Хабирова [10—12]. Из дополнительных методов обследования применяли рентгенографию пояснично-крестцового отдела позвоночника, компьютерную (КТ) или магнитно-резонансную (МРТ) томографию поясничного отдела позвоночника. Также всем пациентам были выполнены общий анализ крови и мочи, биохимический анализ крови с определением фибриногена и протромбинового индекса, липидного спектра крови, ЭКГ, дуплексное сканирование сосудов нижних конечностей, проводилась консультация терапевта.
В соответствии с целью исследования больные с неврологическими синдромами поясничного остеохондроза были разделены на 3 группы. 1-ю группу составили 17 (14%) больных с синдромом люмбалгии; 2-ю — 21 (17%) пациент с синдромом люмбоишиалгии; 3-ю — 43 (65%) пациента с ПКР. В последней группе компрессия корешка L4 определялась у 1 (3%) больного, L5 — у 7 (17%), S1 — у 16 (36%), бирадикулярный синдром (L5, S1) — у 19 (44%). Контрольную группу составили 32 человека без неврологических проявлений поясничного остеохондроза, сопоставимые по возрасту и полу с основной группой.
Критериями исключения для отбора в контрольную и основные группы были ишемическая болезнь сердца, гипертоническая болезнь, гиперлипидемия различного генеза, синдром ускоренного СОЭ, заболевания сосудов нижних конечностей, хронические инфекционно-вирусные и аутоиммунные заболевания, заболевания желудочно-кишечного тракта и ЛОР-органов в стадии обострения.
Маркером системного воспалительного процесса был выбран С-реактивный белок (СРБ), занимающий особое место среди широкого спектра биохимических и иммунологических маркеров, использующихся для оценки активности воспалительного процесса в клинической практике [15—18, 23, 25]. Концентрацию СРБ в сыворотке крови определяли высокочувствительным количественным методом (определение в интервале от 0,1 г/л), основанным на реакции иммунопреципитации с использованием наборов реактивов («Thermоscientific», США). Калибровочная кривая, построенная по стандартам с антисывороткой к СРБ, во всем интервале исследуемых значений имела линейный характер.
Состояние эндотелия периферических сосудов определяли по содержанию эндотелина-1, традиционно применяющегося в качестве маркера дисфункции эндотелия периферических сосудов при различных формах сосудистой патологии [19, 21, 22]. Содержание эндотелина-1 в сыворотке крови определяли методом иммуноферментного анализа. Исследование проводили с использованием стандартного диагностического набора реактивов («BioMedica», Австрия) на аппарате Multiscan («Labsystem», Финляндия).
Статистический анализ полученных данных проводили с помощью пакета программ Statistica 6.6. Применяли непараметрические методы анализа (после проверки распределения установленных величин на нормальность). Различия средних величин количественных параметров между группами больных определяли по X-критерию Ван-дер-Вардена и t-критерию Уайта для попарно несвязанных величин. Результаты представлены графически в виде средних арифметических значений и указаний доверительного интервала для каждого случая. Корреляцию переменных изучали методом ранговой корреляции Спирмена. Различия считали достоверными при p<0,05.
Результаты и обсуждение
Было проведено определение содержания СРБ и эндотелина-1 в периферической крови больных с неврологическими синдромами поясничного остеохондроза (люмбалгия, люмбоишиалгия, ПКР) на фоне жестких критериев исключения сопутствующей сосудистой патологии. Показатели концентрации СРБ в сыворотке крови обследованных представлены на рис. 1.
Рис. 1. Концентрация С-реактивного белка (мг/л) в плазме крови. |
Примечание. По оси абсцисс - показатели концентрации СРБ. По оси ординат: К - контроль, Л - люмбалгия, ЛИ - люмбоишиалгия, ПКР - пояснично-крестцовые радикулопатии. Здесь и на рис. 2: * - p<0,05 - достоверные различия между группой больных с ПКР и остальными группами |
Содержание эндотелина-1 в сыворотке крови обследованных лиц представлено на рис. 2.
Рис. 2. Концентрация эндотелина-1 (фмоль/мл) в сыворотке крови. |
![]() |
При корреляционном анализе установлена достоверная тесная положительная корреляционная связь между уровнем СРБ и эндотелина-1 в сыворотке крови (r=0,71; p<0,05).Не определялась корреляционная связь между исследуемыми показателями и возрастом больных на момент обследования, а также возрастом больных в момент манифестации заболевания и его длительностью. Такое тесное соотношение количественных характеристик маркера эндотелиальной дисфункции эндотелина-1 и СРБ, обнаруженное в сыворотке крови у больных с ПКР в стадии обострения, предполагает возможность рассматривать эти параметры периферической крови как проявление единого системного патологического процесса, затрагивающего как локальные участки периферической нервной системы, так и периферическое сосудистое русло.
Таким образом, повышение содержания СРБ и эндотелина-1 в периферической крови у больных с ПКР в стадии обострения, а также выраженная положительная корреляция между этими показателями свидетельствуют о наличии признаков системного воспалительного процесса, сопровождающегося повреждением эндотелиальных клеток у пациентов с синдромом ПКР. В то же время отсутствие выраженных изменений исследованных параметров сыворотки крови при других неврологических синдромах поясничного остеохондроза (люмбалгия и люмбоишиалгия), указывает на то, что патологический процесс в периферической сосудистой стенке является звеном патогенеза в развитии ПКР.