Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Гедевани Е.В.

ФГБНУ «Научный центр психического здоровья»

Копейко Г.И.

ФГБНУ «Научный центр психического здоровья»

Борисова О.А.

ФГБНУ «Научный центр психического здоровья»

Смирнова Б.В.

ФГБНУ «Научный центр психического здоровья»

Попович У.О.

ФГБНУ «Научный центр психического здоровья»

Каледа В.Г.

ФГБНУ «Научный центр психического здоровья»

Суицидальный риск при депрессиях у пациентов с религиозным мировоззрением

Авторы:

Гедевани Е.В., Копейко Г.И., Борисова О.А., Смирнова Б.В., Попович У.О., Каледа В.Г.

Подробнее об авторах

Прочитано: 1824 раза


Как цитировать:

Гедевани Е.В., Копейко Г.И., Борисова О.А., Смирнова Б.В., Попович У.О., Каледа В.Г. Суицидальный риск при депрессиях у пациентов с религиозным мировоззрением. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. Спецвыпуски. 2022;122(6‑2):49‑55.
Gedevani EV, Kopeyko GI, Borisova OA, Smirnova BV, Popovich UO, Kaleda VG. Suicidal risk in depressions with religious content. S.S. Korsakov Journal of Neurology and Psychiatry. 2022;122(6‑2):49‑55. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/jnevro202212206249

Рекомендуем статьи по данной теме:
Эпи­де­ми­оло­гия су­ици­даль­но­го по­ве­де­ния у де­тей и под­рос­тков во всем ми­ре. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Спец­вы­пус­ки. 2024;(11-2):16-26
Пси­хо­па­то­ло­ги­чес­кие расстройства в де­бю­те юве­ниль­но­го пар­кин­со­низ­ма в дет­ском воз­рас­те. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Спец­вы­пус­ки. 2024;(11-2):96-102
Транскра­ни­аль­ная маг­нит­ная сти­му­ля­ция при ле­че­нии деп­рес­сив­ных расстройств. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2024;(10):55-59
Вли­яние се­маг­лу­ти­да на пси­хи­чес­кое здо­ровье. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2025;(9):28-36

Одной из наиболее важных проблем, связанных с особенностями проявлений депрессий, является риск суицида. Несмотря на разные подходы к оценке суицидального поведения в мировом научном сообществе [1—7], в последние несколько десятилетий общемировой тенденцией является квалификация суицидального поведения как проявления психического заболевания, в частности депрессии [8—15].

Религиозность пациента, страдающего депрессией, с одной стороны, может затруднять выявление и распознавание болезненного состояния неспециалистами, что приводит к несвоевременному получению или отсутствию необходимой врачебной помощи; с другой стороны, недостаточная осведомленность в вопросах религии среди психиатров, психотерапевтов и клинических психологов может стать препятствием к пониманию ценностно-смысловой структуры личности пациента, что снижает комплаентность и эффективность оказания медицинской помощи.

До настоящего времени спорными являются определения религиозности, что приводит к различным результатам измерения и неоднозначности в оценке ее влияния на совладание с депрессивными состояниями и суицидальными мыслями [16]. По мнению H. Koenig [17], необходимо использование разных дефиниций религиозности и духовности в соответствии с контекстами, в которых они используются — в научном или в клиническом, так как использование этих понятий имеет различные цели.

Современное мультикультуральное общество, в котором под влиянием социальных и экономических процессов происходят трансформация и смешение религиозных традиций, создает значительные трудности при изучении непосредственного действия религиозного фактора на течение депрессии и суицидальное поведение [18—23]. В этих случаях для адекватной квалификации важно понимание сути догматических положений основных религиозных деноминаций, чему посвящены обзоры ряда исследователей [16, 18, 24, 25].

В обзорной статье [26] были рассмотрены благоприятные аспекты влияния религиозности на течение депрессий и суицидальное поведение. Однако в силу многочисленных публикаций по данной тематике в ней не столь подробно были рассмотрены исследования, касающиеся неоднозначного, спорного или даже негативного влияния религиозного фактора на течение депрессий.

До настоящего времени в литературе превалируют исследования, которые демонстрируют положительное влияние религии на течение депрессий. В недавнем обзоре S. Stack [27], посвященном смертности в результате суицида, приведены данные о том, что в 65% выполненных исследований с высоким уровнем достоверности с точки зрения методологии была обнаружена обратная зависимость между религиозностью и депрессией, и в 73% исследований сообщалось о значимых положительных взаимосвязях между религиозностью и чувством надежды, которое считается протективным фактором в отношении самоубийства. В 93% исследований сообщалось о значительных положительных взаимосвязях между уровнями значений религиозности и смысла жизни.

В том же обзоре S. Stack упоминает о некоторых географических «культуральных» зонах, в которых традиционные религиозные конфессии выступают в качестве мощного протективного фактора. К таким зонам он относит Латинскую Америку и восточную Европу. Напротив, для восточной Азии, в частности Китая, который характеризуется преобладанием атеистических взглядов, сообщается, что религия может являться фактором риска развития депрессии и суицида [28]. В обществах, которые негативно относятся к религиозным традициям, религиозные убеждения человека с меньшей вероятностью защищают его от самоубийства [29]. Однако, например, в Бурятии при исследовании религиозности среди групп молодых людей бурятской и русской национальностей было выявлено, что высокая суицидальная активность у населения не была связана с религиозным фактором, вместе с тем ожидаемого протективного действия религиозной веры также отмечено не было [30].

В ранее выполненном обзоре E. Colucci и G. Martin [31] было отмечено преобладание исследований, доказывающих протективное действие религиозности на депрессии и суицидальное поведение. Однако также было установлено, что в единичных исследованиях религиозные или духовные проблемы могут провоцировать формирование суицидальных мыслей. Например, в исследовании J. Exline и соавт. [32] сообщается о больном с депрессивно-бредовым психозом, бредом греховности и суицидальным поведением. Помимо этого, E. Colucci и G. Martin [31] отмечают ряд научных исследований, в которых не выявлены корреляции между религиозностью и суицидальными мыслями [33—36] или между религиозностью и суицидальными попытками [37, 38].

Неуклонный рост интереса исследователей относительно взаимосвязи религиозности и суицидального риска демонстрирует рост количества публикаций, которые можно обнаружить в научной сети PubMed: если в середине XX века обнаруживаются единичные работы, то к 2021 г. их количество достигает 8076. В настоящее время по-прежнему сохраняются спорные мнения об оценке роли конкретных факторов, определяющих протективное действие религиозности в отношении депрессий и суицидальных попыток [25, 39, 40]. На отсутствие окончательной позиции в вопросах влияния религиозности на риск суицида указывают также данные, опубликованные в недавнем издании Оксфордского пособия, посвященного суицидологии и профилактике самоубийств [24].

Факторы, оказывающие влияние на формирование религиозного совладания в отношении депрессий и суицидального поведения

K. Pargament [41] большое количество работ которого посвящено исследованиям взаимосвязей религиозности с психическим и соматическим здоровьем, выделяет особые факторы, влияющие, по его мнению, в значительной степени на религиозное совладание: особенности структуры личности и ценностно-смысловых конструктов, религиозная конфессия и особенности кризисных ситуаций, с которыми сталкивается человек.

Для лучшего понимания влияния религиозности на течение депрессии и формирование суицидального поведения требуется анализ и некоторых других значимых факторов, на которые обращают внимание многие исследователи, занимающиеся данной проблематикой, и которые выделены нами ниже.

Влияние возрастного фактора

M. Stearns и соавт. [42] обнаружили взаимосвязь между высоким уровнем религиозности и меньшей выраженностью депрессивной симптоматики у пациентов среднего и старшего возраста (40 лет и старше), в то время как статистически значимая взаимосвязь между уровнем религиозности и симптомами депрессии у молодых (до 40 лет) установлена не была. Результаты изучения религиозного фактора P. Wink и соавт. [43] демонстрируют сходную динамику уровня религиозности участников их исследования: в юношеском и среднем возрасте религиозность была значительно ниже, чем при достижении зрелости. M. Stearns и соавт. [42] обратили внимание на то, что уровень религиозности не линейно повышается с возрастом, но имеет тенденцию колебаться в течение всей жизни. Ссылаясь на исследование A. Sutin [44], они также отметили, что соответственно этой динамике депрессивные симптомы, сопровождающиеся суицидальным поведением, могут развиваться по аналогичному стереотипу — U-образно, когда наибольшая их выраженность отмечается в молодом возрасте, снижение — в среднем возрасте, а после 75 лет вновь отмечается увеличение выраженности депрессивной симптоматики и суицидальных тенденций.

Противоречащие этим данным результаты получены рядом авторов, которые отмечают, что участие в религиозных практиках снижает риск суицида у лиц юношеского возраста, но не у лиц зрелого возраста [45, 46]. Исследователи, изучавшие религиозность пациентов пожилого возраста, обнаружили, что личная молитва, регулярное посещение церкви и поддержка религиозной общины связаны с меньшей склонностью к образованию суицидальных мыслей [47—49].

Результаты исследования Ю.И. Полищука и З.В. Летниковой [50] свидетельствуют о том, что у религиозно верующих людей пожилого возраста наличие веры и использование религиозных способов совладания способствуют смягчению и редукции депрессивных расстройств и суицидальных проявлений.

Гендерный фактор

Данные литературы относительно вопроса влияния гендерного фактора на суицидальное поведение у религиозных больных весьма противоречивы. Так, некоторые исследователи приходят к выводу, что фактор религиозности может снижать риск возникновения суицидальных мыслей у женщин [51, 52]. Напротив, A. Kielan и соавт. [53] отмечают высокий уровень религиозного совладания с депрессивными расстройствами и суицидальными мыслями у мужчин.

R. Gearing и D. Lizardi [54] при изучении влияния религии на самоубийство с учетом половых различий обнаружили более высокие показатели самоубийств у мужчин, по сравнению с женщинами, в христианских, индуистских и еврейских, но не в исламских группах. Между тем D. Alothman и A. Fogarty [55] недавно сообщили о наибольших гендерных различиях в отношении суицидальных проявлений в христианских странах и о наименьших — в индуистских.

Образ Бога

В качестве одного из важных факторов, влияющих на течение депрессии и возникновение суицидальных мыслей и попыток, считается восприятие Бога пациентом [39, 56—58].

N. Van Vliet и соавт. [59] в своем исследовании целенаправленно изучали представления о Боге у христиан, страдающих тяжелыми депрессиями. Они описали различные представления о Боге, выделяя тот факт, что пациенты с негативным представлением о Боге чаще испытывали чувство богооставленности, что сопровождалось значительным повышением суицидального риска. Исследователи пришли к выводу, что представление о Боге как поддерживающем и милосердном может благоприятно влиять на суицидальность, в то время как образ Бога пассивного, лишающего поддержки или жестокого может отрицательно влиять на течение депрессии и повышать риск самоубийства.

Другими исследователями [60, 61] также показана связь позитивного представления образа Бога с низким уровнем или отсутствием расстройств аффективного или более тяжелого регистра; и, напротив, у тех индивидов, которые представляли Бога жестоким и карающим, отмечались низкая самооценка и склонность к депрессии, видение окружающего мира полным угроз.

Чувство вины, стыда и низкая самооценка

У пациентов с депрессией вовлечение в религиозную жизнь может сопровождаться возникновением чувства вины, стыда и снижением самооценки [17]. При обследовании верующих онкологических пациентов S. Alavi и соавт. [62] показали, что существует значительная положительная корреляция между патологической виной и депрессией. Результаты регрессионного анализа показали, что представление о Боге как карающем, немилосердном судье и наличие онкологического заболевания играют значительную и решающую роль в оценке риска развития депрессии и суицидального поведения.

Внутренняя и внешняя религиозная ориентация

Некоторые исследователи находят связь между типом личности, внутренней или внешней религиозной ориентацией, тяжестью психопатологических расстройств и конфессиональной принадлежностью [63]. Отдельного внимания заслуживает характер сформировавшейся религиозности, поэтому особо следует отметить случаи, когда религиозность пациента возникает вследствие имеющихся проявлений заболевания, как результат болезненной трактовки психотических расстройств, так как в этих случаях речь идет скорее о негативном, а иногда об опасном для здоровья и жизни влиянии патологической религиозности на клиническую картину психического заболевания и поведение пациента [64].

Социальная поддержка, степень религиозной приверженности и частота посещения церкви

E. Kleiman, R. Liu [65] изучили протективную роль частоты посещения религиозных служб в отношении завершенного самоубийства. Результатом исследования явилось заключение о том, что для посещавших религиозные службы не менее 24 раз в год или чаще вероятность самоубийства была менее чем в 2 раза ниже, чем для тех, кто посещал их реже. Авторы утверждают, что протективный эффект частого посещения религиозных служб представляется относительно надежным и даже может служить прогностическим показателем отсутствия суицидальной активности на 16 лет вперед с учетом других факторов, предикторов самоубийства. Однако механизм протекторного действия религиозности в данном случае до конца неясен. Некоторые авторы указывают на то, что высокую значимость религиозной общины определяет дружелюбная поддержка социальной среды с общностью интересов [66]. Другие исследователи подчеркивают, что социальная поддержка пожилых прихожан является гораздо более эффективной, чем секулярная социальная поддержка [67].

Этическое осуждение самоубийства

A. Moreira-Almeida и соавт. [68] считают этическое осуждение самоубийства одним из наиболее важных факторов защитного влияния религиозности в отношении депрессий и суицидального поведения. Этическое осуждение является значимой причиной для отказа от совершения самоубийства и, как правило, связано со значимыми религиозными убеждениями [69]. Этот фактор может помешать человеку совершить самоубийство даже во время «суицидального кризиса» [70].

В исследование M. Jongkind и соавт. [39] в общей сложности были включены 155 стационарных и амбулаторных пациентов с тяжелой депрессией из христианского психиатрического учреждения. Были оценены следующие религиозные факторы: посещаемость религиозных служб, частота молитв, религиозная значимость, тип представления о Боге и моральное осуждение самоубийства. На основании проведенного множественного регрессионного анализа исследователи пришли к выводу, что моральное осуждение самоубийства имеет уникальную и заметную (негативную) связь с мыслями о самоубийстве и историей попыток самоубийства на протяжении всей жизни, даже с учетом демографических особенностей данного контингента и степени глубины депрессии. По мнению авторов, высокий уровень этического осуждения самоубийства и позитивное представление о поддерживающем Боге у пациентов-христиан с депрессией отрицательно коррелируют с мыслями о самоубийстве. Оба фактора рассматриваются как важные маркеры для оценки и дальнейшей разработки терапевтических стратегий.

Q. Vuong и соавт. [71] высказывают гипотезу о том, что суицидальные мысли являются результатом той информации, которая «напитывает» человека. Так, люди с относительно более высоким уровнем социальной осведомленности могут получить доступ к различным источникам информации, в отличие от религиозных людей, которые вряд ли будут обращаться за помощью к обычным секулярным источникам из-за недоверия к ним, напротив, они будут искать помощи в религиозных, соответствующих их вере и мировоззрению. Авторы выделяют особую роль антисуицидальных положений в религиозных догматах, связанных с религиозной интерпретацией темы смерти, веры в загробную жизнь, смысл и ценность жизни. Поэтому более высокая доступность нерелигиозной информации, связанной с темой смерти, может увеличить вероятность как размышлений на эту тему, так и риск суицидального поведения. Религиозная культура может препятствовать суицидальному поведению, даже несмотря на появление суицидальных мыслей, предоставляя источник надежды и возможные способы совладания со своими страданиями [72].

Психопатологический фактор и патологическая религиозность

Исследование, проведенное X. Foo и соавт. [73] среди малазийских студентов, показало, что отклонение от традиционной религиозной приверженности, существующей в данной культуральной среде, способствует принятию решения о суициде.

R. Lawrence и соавт. [72] был выполнен обзор литературы, посвященный поиску причин ассоциирования религии с повышенным риском самоубийства. Авторами были выявлены модели негативного религиозного совладания, включавшие негативную оценку Божественного промысла, чувство богооставленности, обвинение Бога в жизненных трудностях, переживание духовного напряжения или сомнений или переживание конфликта и борьбы с Богом [74]. Исследование [72] показало, что изучение взаимосвязи посттравматического стрессового расстройства у небольших групп людей не отражает статистически достоверных корреляций между суицидальным поведением и религиозностью [45, 75—77]. В результате проведенного исследования авторы делают вывод об отсутствии однородной выборки в перечисленных работах, что ограничивает возможность сделать общие выводы о взаимосвязи религии и суицидального поведения в целом.

К настоящему моменту не так много исследований посвящено влиянию религиозности на суицидальное поведение при депрессивно-параноидных состояниях [78—80]. Недавно были опубликованы результаты исследования, посвященного эндогенным депрессиям с религиозными переживаниями, в котором были описаны психопатологические расстройства, выходящие за рамки аффективного уровня, и трудноотделимые от самих религиозных переживаний, скрытые за «фасадом» религиозного мировоззрения [81]. В подобных случаях может формироваться стигматизация пациента со стороны религиозной общины и священнослужителей. Данное обстоятельство, безусловно, требует выбора персонифицированной терапевтической тактики и проведения образовательной деятельности в среде религиозных общин и священнослужителей [82—85].

Анализ данных литературы демонстрирует, что многие ученые не придерживаются в своих исследованиях клинического подхода и чаще рассматривают проблему влияния религиозного фактора на суицидальное поведение с психологической и социологической точек зрения. По нашему мнению, для оценки влияния религиозного фактора обязательно необходимо дифференцировать клинико-психопатологическую структуру депрессивных состояний. При легкой и средней степени выраженности депрессивных проявлений религиозный фактор играет существенную протективную роль в тех случаях, когда имеет место устойчивая внутренняя религиозная ориентация. При утяжелении депрессивных расстройств снижается положительное влияние религиозности на суицидальный риск, что не исключает ее значимости при редукции психопатологической симптоматики в состоянии ремиссии и на этапе реабилитации. При депрессивно-бредовых расстройствах с выраженными нарушениями мышления снижается роль личностных факторов и деформируется ценностно-смысловая структура личности, что приводит к формированию бредового поведения. В этих случаях депрессивный бред с религиозной фабулой представляет высокую суицидальную опасность.

Заключение

Таким образом, необходимо подчеркнуть обоснованность учета религиозного фактора при работе с пациентами, в том числе необходимость сбора «духовной истории» [86—90], а также целесообразность персонифицированного подхода к комплексной терапии с использованием алгоритма медикаментозного и психотерапевтического лечения, психологического консультирования и психологической коррекции не только на всех этапах лечебного цикла, но и в период становления и стабилизации ремиссии [91—98]. Применение персонифицированного подхода, помимо рассмотрения «духовной истории» пациента, подразумевает также оценку остроты и тяжести депрессивного состояния, риска возникновения суицидального поведения, что имеет решающее значение как для неглубоких депрессивных состояний, так и для депрессий с бредовыми и галлюцинаторными нарушениями. Дальнейшие исследования в этой области целесообразно направить на изучение влияния религиозности на депрессивные состояния, различающиеся по уровню тяжести психопатологических расстройств, и на поиск наиболее адекватных терапевтических и реабилитационных подходов в отношении каждого из этих типов депрессий.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Литература / References:

  1. May AM, Klonsky ED. What distinguishes suicide attempters from suicide ideators? A meta‐analysis of potential factors. Clinical Psychology: Science and Practice. 2016;23(1):5-20.  https://doi.org/10.1037/h0101735
  2. Martínez R, Senra C, Fernández-Rey J, et al. Sociotropy, autonomy and emotional symptoms in patients with major depression or generalized anxiety: The mediating role of rumination and immature defences. International Journal of Environmental Research and Public Health. 2020;17(16):5716. https://doi.org/10.3390/ijerph17165716
  3. Park Y, Kim HS. The interaction between personality and interpersonal needs in predicting suicide ideation. Psychiatry Research. 2019;272:290-295.  https://doi.org/10.1016/j.psychres.2018.12.091
  4. Gandhi A, Luyckx K, Goossens L et al. Sociotropy, autonomy, and non-suicidal self-injury: The mediating role of identity confusion. Personality and Individual Differences. 2016;99:272-277.  https://doi.org/10.1016/j.paid.2016.05.040
  5. Durkheim E. Le Suicide. Paris, France: Felix Alcan; 1897.
  6. Амбрумова А.Г. Роль личности в проблеме суицида. Актуальные проблемы суицидологии: сб. науч. работ. Отв. ред. Ковалев В.В. М. 1981;35-49. 
  7. Амбрумова А.Г. Суицидальное поведение как объект комплексного изучения. Комплексные исследования в суицидологии: сб. научных трудов. М.: Изд. Моск. НИИ психиатрии МЗ СССР; 1986;7-25. 
  8. Harris EC, Barraclough B. Suicide as an outcome for mental disorders. A meta-analysis. British Journal of Psychiatry. 1997;170(3):205-228.  https://doi.org/10.1192/bjp.170.3.205
  9. Bernal M, et al. Risk factors for suicidality in Europe: results from the ESEMED study. Journal of Affective Disorders. 2007;101(1-3):27-34.  https://doi.org/10.1016/j.jad.2006.09.018
  10. Bertolote JM, Fleischmann A. Suicide and psychiatric diagnosis: a worldwide perspective. World Psychiatry. 2002;1(3):181-185.  https://doi.org/10.1027/0227-5910.25.4.147
  11. Arsenault-Lapierre G, Kim C, Turecki G. Psychiatric diagnoses in 3275 suicides: A meta-analysis. BMC Psychiatry. 2004;4(37):1-11.  https://doi.org/10.1186/1471-244X-4-37
  12. Brådvik L. Suicide risk and mental disorders. International Journal of Environmental Research and Public Health. 2018;15(9):e15092028. https://doi.org/10.3390/ijerph15092028
  13. Song Y, Rhee SJ, Lee H, et al. Comparison of suicide risk by mental illness: a retrospective review of 14-year electronic medical records. Journal of Korean Medical Science. 2020;35(47):402.  https://doi.org/10.3346/jkms.2020.35.e402
  14. Kim C, Lesage A, Seguin M, et al. Patterns of comorbidity in male suicide completers. Psychological Medicine. 2003;33:1299-1309. https://doi.org/10.1017/S0033291703008146
  15. Dumais A, Lesage AD, Alda M, et al. Risk factors for suicide completion in major depression: a case-control study of impulsive and aggressive behaviors in men. The American Journal of Psychiatry. 2005(162):2116-2124. https://doi.org/10.1176/appi.ajp.162.11.2116
  16. Пашковский В.Э., Шамрей В.К., Софронов А.Г. и др. Суицидальное поведение и религиозность. Суицидология. 2015;6(3 (20)):30-41. 
  17. Koenig HG. Religion, spirituality, and health: a review and update. Advances in Mind-Body Medicine. 2015;29(3):19-26. PMID 26026153.
  18. Gearing RE, Alonzo D. Religion and suicide: New findings. Journal of Religion and Health. 2018;57:2478-2499. https://doi.org/10.1007/s10943-018-0629-8
  19. Staples J, Widger T. Situating suicide as an anthropological problem: ethnographic approaches to understanding self-harm and self-inflicted death. Culture, Medicine, and Psychiatry. 2012;36(2):183-203. 
  20. Asad T. Introduction: Thinking about secularism. Formations of the Secular. Stanford University Press. 2003;1-18. 
  21. Hsieh N. A global perspective on religious participation and suicide. Journal of Health and Social Behavior. 2017;58(3):322-339.  https://doi.org/10.1177/0022146517715896
  22. Stack S, Laubepin F. Religiousness as a predictor of suicide: An analysis of 162 European Regions. Suicide and Life-Threatening Behavior. 2018;49(2):371-381.  https://doi.org/10.1111/sltb.12435
  23. Saiz J, Ayllón-Alonso E, Sánchez-Iglesias I, et al. Religiosity and suicide: a large-scale international and individual analysis considering the effects of different religious beliefs. Journal of Religion and Health. 2021;60(4):2503-2526. https://doi.org/10.1007/s10943-020-01137-x
  24. Wasserman D. (ed.). Oxford textbook of suicidology and suicide prevention. 2nd edition. Oxford University Press. 2020.
  25. Nelson G, Hanna R, Houri A, et al. Protective functions of religious traditions for suicide risk. Suicidology Online. 2012;3(1):59-71. 
  26. Копейко Г.И., Борисова О.А., Гедевани Е.В., Каледа В.Г. Влияние фактора религиозности на депрессивные состояния и суицидальное поведение. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2020;120(1):103-110.  https://doi.org/10.17116/jnevro2020120011103
  27. Stack S. Contributing factors to suicide: Political, social, cultural and economic. Preventive Medicine. 2021;152:e106498. https://doi.org/10.1016/j.ypmed.2021.106498
  28. Zhang J, Wieczorek W, Conwell Y. Characteristics of young rural Chinese suicides: a psychological autopsy study. Psychological Medicine. 2010;40(4):581-589.  https://doi.org/10.1017/S0033291709990808
  29. Lawrence RE, Brent D, Mann JJ, et al. Religion as a risk factor for suicide attempt and suicide ideation among depressed patients. The Journal of Nervous and Mental Disease. 2016;204(11):845-850.  https://doi.org/10.1097/NMD.0000000000000484
  30. Лубсанова С.В., Базаров А.А. Суицидальное поведение и религиозность (на примере молодых людей бурятской и русской национальностей). Суицидология. 2013;4(3(12)):79-83. 
  31. Colucci E, Martin G. Religion and spirituality along the suicidal path. Suicide and Life-Threatening Behavior. 2008;38(2):229-244.  https://doi.org/10.1521/suli.2008.38.2.229
  32. Exline JJ, Yali AM, Sanderson WC. Guilt, discord, and alienation: The role of religious strain in depression and suicidality. Journal of Clinical Psychology. 2000;56(12):1481-1496. https://doi.org/10.1002/1097-4679(200012)56:12<1481::AID-1>3.0.CO;2-A "> 3.0.CO;2-A" target="_blank">https://doi.org/10.1002/1097-4679(200012)56:12<1481::AID-1>3.0.CO;2-A
  33. Lester D, Francis LJ. Is religiosity related to suicidal ideation after personality and mood are taken into account? Personality and Individual Differences. 1993;15(5):591-592.  https://doi.org/10.1016/0191-8869(93)90342-Z
  34. Dervic K, Oquendo MA, Grunebaum MF, et al. Religious affiliation and suicide attempt. American Journal of Psychiatry. 2004;161(12):2303-2308. https://doi.org/10.1176/appi.ajp.161.12.2303
  35. Eshun S. Sociocultural determinants of suicide ideation: a comparison between American and Ghanaian college samples. Suicide & Life-threatening Behavior. 2003;33(2):165-171.  https://doi.org/10.1521/suli.33.2.165.22779
  36. Kamal Z, Loewenthal KM. Suicide beliefs and behaviour among young Muslims and Hindus in the UK. Mental Health, Religion & Culture. 2002;5(2):111-118.  https://doi.org/10.1080/13674670210141052
  37. Loewenthal KM, MacLeod AK, Cook S, et al. The suicide beliefs of Jews and Protestants in the UK: How do they differ? Israel Journal of Psychiatry and Related Sciences. 2003;40(3):174-181. 
  38. Kranitz L, Abrahams J, Spiegel D, Keith-Speigel P. Religious beliefs of suicidal patients. Psychological Reports. 1968;22(3(1)):936.  https://doi.org/10.2466/pr0.1968.22.3.936
  39. Jongkind M, van den Brink B, Schaap‐Jonker H, et al. Dimensions of religion associated with suicide attempt and suicide ideation in depressed, religiously affiliated patients. Suicide and Life‐Threatening Behavior. 2019;49(2):505-519. 
  40. Le TT, Nguyen MH, Vuong QH. Interpreting the protective role of religiosity towards suicidal ideation using the mindsponge mechanism. SocArXiv;2022. https://doi.org/10.31235/osf.io/qzdx6
  41. Pargament KI, Brant CR. Religion and coping. Handbook of religion and mental health. Academic Press. 1998;111-128.  https://doi.org/10.1016/B978-012417645-4/50075-4
  42. Stearns M, Nadorff DK, Lantz ED, et al. Religiosity and depressive symptoms in older adults compared to younger adults: Moderation by age. Journal of Affective Disorders. 2018;238:522-525.  https://doi.org/10.1016/j.jad.2018.05.076
  43. Wink P, Ciciolla L, Dillon M, et al. Religiousness, spiritual seeking, and personality: findings from a longitudinal study. Journal of Personality. 2007;75(5):1051-1070. https://doi.org/10.1111/j.1467-6494.2007.00466.x
  44. Sutin AR, Terracciano A, Milaneschi Y, et al. The trajectory of depressive symptoms across the adult life span. JAMA Psychiatry. 2013;70(8):803-811.  https://doi.org/10.1001/jamapsychiatry.2013.193
  45. Nkansah-Amankra S, Diedhiou A, Agbanu SK, et al. A longitudinal evaluation of religiosity and psychosocial determinants of suicidal behaviors among a population-based sample in the United States. Journal of Affective Disorders. 2012;139:40-51.  https://doi.org/10.1016/j.jad.2011.12.027
  46. Cole-Lewis YC, Gipson PY, Opperman KJ, et al. Protective role of religious involvement against depression and suicidal ideation among youth with interpersonal problems. Journal of Religion and Health. 2016;55(4):1172-1188. https://doi.org/10.1007/s10943-016-0194-y
  47. Rushing NC, Corsentino E, Hames JL, et al. The relationship of religious involvement indicators and social support to current and past suicidality among depressed older adults. Aging & Mental Health. 2013;17(3):366-374.  https://doi.org/10.1080/13607863.2012.738414
  48. Figueiredo AEB, da Silva RM, Vieira LJES, et al. Is it possible to overcome suicidal ideation and suicide attempts? A study of the elderly. Ciencia & Saude Coletiva. 2015;20(6):1711-1719. https://doi.org/10.1590/1413-81232015206.02102015
  49. Huang LB, Tsai YF, Liu CY, et al. Influencing and protective factors of suicidal ideation among older adults. International Journal of Mental Health Nursing. 2017;26(2):191-199.  https://doi.org/10.1111/inm.12247
  50. Полищук Ю.И., Летникова З.В. Психопрофилактическое и психотерапевтическое значение религиозной веры в позднем возрасте. Социальная и клиническая психиатрия. 2018;28(3):56-61. 
  51. Меринов А.В., Байкова М.А. Анализ влияния наличия веры в Бога на суицидологические показатели и клиникопсихологические характеристики студентов старших курсов ВУЗа. Суицидология. 2016;7(1 (22)):29-39. 
  52. Kralovec K, Kunrath S, Fartacek C, et al. The gender-specific associations between religion/spirituality and suicide risk in a sample of Austrian psychiatric inpatients. Suicide and Life-Threatening Behavior. 2017;48(3):281-293.  https://doi.org/10.1111/sltb.12349
  53. Kielan A, Jaworski M, Mosiołek A, et al. Factors related to the level of depression and suicidal behavior among men with diagnosed depression, physically ill men, and healthy men. Front Psychiatry. 2021;12:644097. https://doi.org/10.3389/fpsyt.2021.644097
  54. Gearing RE, Lizardi D. Religion and suicide. Journal of Religion and Health. 2009;48:332-341.  https://doi.org/10.1007/s10943-008-9181-2
  55. Alothman D, Fogarty A. Global differences in geography, religion and other societal factors are associated with sex differences in mortality from suicide: An ecological study of 182 countries. Journal of Affective Disorders. 2020;260(1):67-72.  https://doi.org/10.1016/j.jad.2019.08.093
  56. Hall TW, Fujikawa AM. God image and the sacred. Pargament K.I., Exline J.J., Jones J.W. APA handbook of psychology, religion, and spirituality (Vol. 1): Context, theory, and research. American Psychological Association. 2013;277-292.  https://doi.org/10.1037/14045-015
  57. Braam AW, Schaap-Jonker H, Van Der Horst MH, et al. Twelve-year history of late-life depression and subsequent feelings to God. The American Journal of Geriatric Psychiatry. 2014;22(11):1272-1281. https://doi.org/10.1016/j.jagp.2013.04.016
  58. Braam AW, Koenig HG. Religion, spirituality and depression in prospective studies: A systematic review. Journal of Affective Disorders. 2019;257:428-438.  https://doi.org/10.1016/j.jad.2019.06.063
  59. van Vliet NK, Schaap-Jonker H, Jongkind M, et al. The associations between God representations and suicidality among Christian patients with a major depressive disorder. Tijdschrift voor Psychiatrie. 2018;60(8):511-520. 
  60. Eurelings-Bontekoe EHM, Schaap-Jonker H. A moment of anger, a lifetime of favor: Image of God, personality, and orthodox religiosity. Psychiatry and religion: Beyond boundaries. Peter J. Verhagen, Herman M. Van Praag, Juan J. López-Ibor Jr, John L Cox, Driss Moussaoui. 2010;361-372.  https://doi.org/10.1002/9780470682203.ch20
  61. Bonab BG, Koohsar AAH. Relation between image of God with paranoid ideation in college students. Procedia-Social and Behavioral Sciences. 2010;5:966-969.  https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2010.07.218
  62. Alavi SZ, Amin F, Savoji AP. Relationship between pathological guilt and God image with depression in cancer patients. Procedia-Social and Behavioral Sciences. 2013;84:919-924.  https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2013.06.674
  63. Hutchinson GT, Patock-Peckham JA, Cheong JW, et al. Personality predictors of religious orientation among Protestant, Catholic, and non-religious college students. Personality and Individual Differences. 1998;24(2):145-151.  https://doi.org/10.1016/S0191-8869(97)00164-5
  64. Борисова О.А., Копейко Г.И. Патологическая религиозность у больных с психическими заболеваниями. Психиатрия и религия. 2019;11-23. 
  65. Kleiman EM, Liu RT. Prospective prediction of suicide in a nationally representative sample: religious service attendance as a protective factor. The British Journal of Psychiatry. 2014;204(4):262-266.  https://doi.org/10.1192/bjp.bp.113.128900
  66. Willoughby MT, Cadigan RJ, Burchinal M, et al. An evaluation of the psychometric properties and criterion validity of the religious social support scale. Journal for the Scientific Study of Religion. 2008;47(1):147-159.  https://doi.org/10.1111/j.1468-5906.2008.00398.x
  67. Krause N. Exploring the stress-buffering effects of church-based and secular social support on self-rated health in late life. The Journals of Gerontology Series B: Psychological Sciences and Social Sciences. 2006;61(1):35-43.  https://doi.org/10.1093/geronb/61.1.S35
  68. Moreira-Almeida A, Lotufo Neto F, Koenig HG. Religiousness and mental health: a review. Brazilian Journal of Psychiatry. 2006;28(3):242-250.  https://doi.org/10.1590/S1516-44462006005000006
  69. Bakhiyi CL, Calati R, Guillaume S, et al. Do reasons for living protect against suicidal thoughts and behaviors? A systematic review of the literature. Journal of Psychiatric Research. 2016;77:92-108.  https://doi.org/10.1016/j.jpsychires.2016.02.019
  70. Lizardi D, Dervic K, Grunebaum MF, et al. The role of moral objections to suicide in the assessment of suicidal patients. Journal of Psychiatric Research. 2008;42(10):815-821.  https://doi.org/10.1016/j.jpsychires.2007.09.007
  71. Vuong QH, Nguyen MH, Le TT. A mindsponge-based investigation into the psycho-religious mechanism behind suicide attacks. Berlin: Walter de Gruyter GmbH; 2021;10-13. 
  72. Lawrence RE, Oquendo MA, Stanley B. Religion and suicide risk: a systematic review. Archives of Suicide Research. 2016;20(1):1-21.  https://doi.org/10.1080/13811118.2015.1004494
  73. Foo XY, Alwi M, Najib M, et al. Religious Commitment, Attitudes Toward Suicide, and Suicidal Behaviors Among College Students of Different Ethnic and Religious Groups in Malaysia. Journal of Religion and health. 2014;53(3):731-746.  https://doi.org/10.1007/s10943-012-9667-9
  74. Pargament KI, Smith BW, Koenig HG, et al. Patterns of positive and negative religious coping with major life stressors. Journal for the Scientific Study of Religion. 1998;4(37):710-724.  https://doi.org/10.2307/1388152
  75. Mihaljević S, Aukst-Margetić B, Vuksan-Ćusa B, et al. Hopelessness, suicidality and religious coping in Croatian war veterans with PTSD. Psychiatria Danubina. 2012;24(3):292-297. PMID: 23013635.
  76. Stratta P, Capanna C, Riccardi I, et al. Suicidal intention and negative spiritual coping one year after the earthquake of L’Aquila (Italy). Journal of Affective Disorders. 2012;136(3):1227-1231. https://doi.org/10.1016/j.jad.2011.10.006
  77. Taylor RJ, Chatters LM, Joe S. Religious involvement and suicidal behavior among African Americans and Black Caribbeans. Journal of Nervous and Mental Disease. 2011;199:478-486.  https://doi.org/10.1097/NMD.0b013e31822142c7
  78. Huguelet P, Mohr S, Jung V, et al. Effect of religion on suicide attempts in outpatients with schizophrenia or schizo-affective disorders compared with inpatients with non-psychotic disorders. European Psychiatry. 2007;22(3):188-194.  https://doi.org/10.1016/j.eurpsy.2006.08.001
  79. Mohr S, Brandt PY, Borras L, et al. Toward an integration of spirituality and religiousness into the psychosocial dimension of schizophrenia. The American Journal of Psychiatry. 2006;163(11):1952-1959. https://doi.org/10.1176/ajp.2006.163.11.1952
  80. Полищук Ю.И., Пищикова Л.Е., Летникова З.В. Синергия религиозной духовности и психических расстройств в позднем возрасте. Российский психиатрический журнал. 2020;3:59-63. 
  81. Копейко Г.И., Гедевани Е.В., Борисова О.А. и др. Эндогенные депрессивные состояния с религиозными переживаниями. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2021;121(5(2)):55-60.  https://doi.org/10.17116/jnevro202112105255
  82. Копейко Г.И. и др. Семейные клубы трезвости: современные технологии психосоциальной реабилитации людей с религиозным мировоззрением. М. 2020;88. 
  83. Щапов О.В., Троицкая И.В. Возможности православной церкви в профилактике суицида. Психологические исследования: актуальные направления и перспективы. 2020;1(1):25-31. 
  84. Ouwehand E, Braam AW, Renes JW, et al. Prevalence of religious and spiritual experiences and the perceived influence thereof in patients with bipolar disorder in a Dutch specialist outpatient center. The Journal of Nervous and Mental Disease. 2019;207(4):291-299.  https://doi.org/10.1097/NMD.0000000000000965
  85. Vandercreek L, Kenneth M. The Religious Life During Suicide Bereavement: A Description. Death Studies. 2009;33(8):741-761.  https://doi.org/10.1080/07481180903070467
  86. Hefti R. Integrating religion and spirituality into mental health care, psychiatry and psychotherapy. Religions. 2011;2(4):611-627.  https://doi.org/10.3390/rel2040611
  87. Kim N, Huh H, Chae J. Effects of religiosity and spirituality on the treatment response in patients with depressive disorders. Comprehensive Psychiatry. 2015;60:26-34.  https://doi.org/10.1016/j.comppsych.2015.04.009
  88. Pečečnik TM, Gostečnik C. Use of Spirituality in the Treatment of Depression: Systematic Literature Review. Psychiatric Quarterly. 2022;93(1):255-269.  https://doi.org/10.1007/s11126-020-09881-9
  89. Борисова О.А., Гусев В.В., Двойнин А.М. и др. Структура и содержание ценностно-смысловой сферы психически больных с религиозным мировоззрением. Культурно-историческая психология. 2019;15(4):56-67.  https://doi.org/10.17759/chp.2019150406
  90. Копейко Г.И., Борисова О.А., Казьмина О.Ю. и др. О возможности использования религиозных способов совладания с депрессивными состояниями. Смоленский медицинский альманах. 2019;4:100-105. 
  91. Verhagen PJ, van Praag HM, López-Ibor JJ, et al. Psychiatry and religion: beyond boundaries.. Chichester: John Wiley & Sons, 2010.
  92. Ферхаген П.Д. Положение религии и духовности в психиатрии: семь рекомендаций. Психиатрия. 2021;19(4):90-99.  https://doi.org/10.30629/2618-6667-2021-19-4-90-99
  93. Moreira-Almeida A, Koenig HG, Lucchetti G. Clinical implications of spirituality to mental health: review of evidence and practical guidelines. Brazilian Journal of Psychiatry. 2014;36:176-182.  https://doi.org/10.1590/1516-4446-2013-1255
  94. Aten JD, Smith WR, Davis EB, et al. The psychological study of religion and spirituality in a disaster context: A systematic review. Psychological Trauma: Theory, Research, Practice, and Policy. 2019;11(6):597-613.  https://doi.org/10.1037/tra0000431
  95. Cook CCH, Powell A, Sims A. Spirituality and Narrative in Psychiatric Practice: Stories of Mind and Soul. RCPsych Publications, 2016;204. 
  96. Колодин С.Н., Курасов Е.С., Кобозова К.А. Роль духовно-ориентированной психотерапии в современной системе оказания помощи пациентам с психическими расстройствами. Вестник Национального медико-хирургического Центра им. Н.И. Пирогова. 2015;10(1):68-71. 
  97. Pearce MJ, Koenig HG, Robins CJ, et al. Religiously integrated cognitive behavioral therapy: A new method of treatment for major depression in patients with chronic medical illness. Psychotherapy. 2015;52:56-66. 
  98. Norko MA, Freeman D, Phillips J, et al. Can Religion Protect Against Suicide? Journal of Nervous and Mental Disease. 2017;205(1):9-14. PMID: 27805983. https://doi.org/10.1097/NMD.0000000000000615

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.