Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.
Стратегия повышения эффективности психофармакологического лечения гиперкинетического расстройства поведения с применением пантогама
Журнал: Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. Спецвыпуски. 2017;117(11‑2): 75‑79
Прочитано: 1021 раз
Как цитировать:
Гиперкинетическое расстройство поведения — ГРП (рубрика по МКБ-10 F90.1) по DSM-5 рассматривается в рамках «синдрома дефицита внимания с гиперактивностью» (СДВГ). Речь идет о нарушениях поведения в детском возрасте, которые представляют собой клиническую проблему, находящуюся в фокусе особого внимания со стороны как исследователей, так и специалистов практического здравоохранения [1—3].
Как часть клинической картины поведенческие нарушения встречаются более чем у половины детей с СДВГ [4]. Несмотря на появление к настоящему времени определенных доказательств обоснованности рассмотрения ГРП как самостоятельной клинической единицы [5, 6], до настоящего времени остается дискуссионным, следует ли его рассматривать в аспекте коморбидности или считать особым подтипом СДВГ с более тяжелым течением и прогнозом [7, 8].
С учетом клинической значимости более выраженных и стойких проявлений симптоматики гиперактивности и нарушения внимания по сравнению с типичными проявлениями СДВГ в детском возрасте и существенно более выраженным негативным влиянием на адаптацию и уровень социального функционирования, а также предполагаемыми специфическими «мишенями» терапии данной категории пациентов, в МКБ-10 впервые был реализован синтетический подход с выделением в рубрике гиперкинетических расстройств смешанной диагностической категории «гиперкинетическое расстройство поведения», в которой комбинация симптомов должна одновременно удовлетворять имеющимся критериям для диагностики гиперкинетического расстройства и собственно расстройства поведения [9].
В ряде публикаций показана возможность экстраполяции применительно к ГРП современных терапевтических подходов для лечения СДВГ, преимущественно касающихся назначения психостимуляторов и атомоксетина. При этом указывается на бо́льшие трудности курации данной категории детей по сравнению с более «чистыми» вариантами гиперкинетических нарушений [10—12], необходимость применения более высоких доз лекарственных препаратов [13] и зависимость степени редукции поведенческих симптомов от выраженности общей реакции на терапию симптоматики СДВГ [14].
По результатам Кохрановского систематического обзора (2012) [15] и проведенного в 2015 г. метаобзора [16], рекомендовавшаяся ранее для лечения СДВГ комбинация антипсихотиков или нормотимиков (за исключением рисперидона) имеет низкую доказательную базу. При назначении антипсихотиков детям с ГРП также следует помнить о риске развития так называемой поведенческой токсичности, негативно влияющей на успеваемость и качество жизни больных [17]. В отдельных публикациях показаны позитивная динамика симптоматики СДВГ и противоречивые данные в отношении возможности купирования поведенческих нарушений при назначении ребоксетина [18], агониста α-2-рецепторов гуанфацина и адъювантной терапии вальпроевой кислотой [19].
В контексте недостаточной эффективности, текущего низкого уровня доказательности предлагаемого лечения и меняющихся требований к качеству помощи, где на первый план выходят качество жизни и уровень социального функционирования для детей с ГРП [6, 20], особую практическую значимость приобретает поиск новых путей оптимизации лечебно-реабилитационных мероприятий, включая использование стратегий аугментации (повышения эффективности) терапии.
В качестве одного из вариантов реализации стратегии аугментации в лечении детей с ГРП может рассматриваться гопантеновая кислота (пантогам) — ноотропный препарат, высший гомолог R (D)(+)-пантотеновой кислоты, в которой β-аланин замещен на γ-аминомасляную кислоту (ГАМК). Преимущество гопантеновой кислоты в психоневрологии детского возраста обусловлено мягким седативным действием в определенном (часто индивидуальном) диапазоне доз и относительной редкостью гиперстимулирующего эффекта, повышением общего адаптационного потенциала с расширением диапазона адаптационных возможностей путем оптимизации соматовегетативных, когнитивных и эмоциональных составляющих психической деятельности [21]. Важным преимуществом данного препарата является также наличие официальных показаний для применения в России в качестве препарата для лечения гиперкинетического расстройства, позитивно воздействующего на избыточную двигательную активность, нарушение внимания, импульсивность и коморбидные состояния (энурез, заикание, тревожные расстройства) [22].
Цель данного исследования — оценка эффективности аугментации лечения ГРП у детей гопантеновой кислотой (пантогам) при недостаточной эффективности предыдущей терапии атомоксетином.
В открытое нерандомизированное исследование были включены 24 ребенка (16 мальчиков и 8 девочек) в возрасте от 6 до 11 лет (средний возраст 9,2±2,8 года) с ГРП (F90.1 по МКБ-10), 18 из которых находились на амбулаторном лечении, 6 — в стационаре. Средняя длительность заболевания составила 3,1±1,8 года.
Критериями включения в исследование являлись: диагноз ГРП по МКБ-10, возраст детей (от 6 до 11 лет), недостаточный эффект от предыдущей терапии атомоксетином в адекватных дозировках в течение не менее 3 мес, отсутствие хронических соматических и неврологических расстройств, а также наличие информированного согласия ребенка и его родителей. К критериям исключения относились: наличие острой психотической симптоматики и суицидального риска, судорожные приступы в анамнезе, терапия психотропными препаратами (за исключением предшествовавшего исследованию лечения атомоксетином) и антиконвульсантами.
Для оценки выраженности гиперкинетического расстройства были использованы критерии СДВГ по МКБ-10, для выявления нарушений поведения — «Шкала оценки симптомов расстройств поведения» (по МКБ-10) [23]. В последней шкале представлена краткая характеристика особенностей поведения и эмоционального реагирования детей в различных ситуациях (в школе, дома, в публичных местах). В шкале даны описания 18 стереотипов расстройств поведения, качественно определяемых по степени выраженности как «никогда или очень редко», «иногда», «часто», «очень часто» и оцениваемых от 0 до 3 баллов соответственно.
Для оценки общего уровня социального функционирования использовали детскую шкалу оценки общего функционирования CGAS (Children’s Global Assessment Scale, 1994) и шкалу CHIP-CE (Сhild Health and Illness Profile — child edition). CHIP-CE — это шкала, разработанная для оценки качества жизни ребенка, которую часто используют при обследовании детей с СДВГ [24—26]. Шкала CHIP-CE не только обладает хорошими психометрическими свойствами, но и позволяет оценить эффективность проводимого лечения. Шкала имеет несколько версий: вариант для детей 6—11 лет заполняется родителями или самостоятельно детьми, и вариант для подростков (CHIP-АE, 12—17 лет), который заполняют сами пациенты. В настоящей работе, учитывая возраст детей, была использована шкала CHIP-CE, которая состоит из 45 вопросов, разделенных на 5 доменов: «удовлетворенность» (satisfaction), «комфорт» (comfort), «сопротивляемость» (resilience), «избегание риска» (risk avoidance) и «достижения» (achievement). Каждый вопрос оценивается по 5-балльной шкале. Производится балльная оценка результатов, когда полученное значение Т, равное 43 баллам и ниже, является индикатором ухудшения здоровья ребенка.
Кроме перечисленных шкал использовалась также шкала общего клинического впечатления (CGI).
До включения в исследование все дети получали препарат атомоксетин (страттера) в возрастных дозировках (в первую неделю в дозе 0,8 мг/кг/сут, затем в дозе 1,2 мг/кг/сут), 1 раз в сутки (утром или вечером) в течение не менее 3 мес. Препарат переносился хорошо, побочных действий не отмечено ни у одного ребенка. Лечебный эффект атомоксетина нарастал в течение 3—4 нед. Положительная динамика в первую очередь касалась редукции собственно двигательной расторможенности и отвлекаемости. По оценке родителей, педагогов, медицинского персонала в отделении (для стационарных больных), поведение пациентов заметно улучшилось: уменьшилась двигательная расторможенность, импульсивность, отвлекаемость, они стали более организованными и внимательными на занятиях, лучше усваивали школьный материал. Однако нарушения поведения полностью не редуцировались. Сохранялись обидчивость, вспыльчивость, раздражительность, дети конфликтовали со сверстниками, ссорились, спорили и грубили, нарушали правила и дисциплину, что способствовало сохранению дезадаптации и низкого уровня социального функционирования пациентов.
С учетом недостаточной эффективности предыдущей монотерапии атомоксетином при включении в исследование всем участникам была назначена гопантеновая кислота (пантогам) в соответствующих возрасту дозах в течение 1 мес.
Детям в возрасте от 6 до 8 лет гопантеновую кислоту назначали в дозе до 500 мг/сут, при недостаточной эффективности через 7 дней дозу препарата увеличивали до 750 мг/сут. При отсутствии эффективности и гиперстимулирующего эффекта после повышения дозы пациента через следующие 7 дней переводили на более высокие терапевтические дозы, составляющие 1000 мг/сут. Детям от 9 до 11 лет гопантеновую кислоту назначали в начальной суточной дозе 750 мг/сут. При недостаточной эффективности через 7 дней дозу увеличивали до 1000 мг/сут и доводили при отсутствии эффекта до 1250 мг/сут. При возникновении в процессе лечения гиперстимулирующего эффекта переводили на более низкие дозы препарата.
Статистическую обработку полученных результатов проводили с использованием компьютерной программы Statistica 7 с вычислением средних значений, стандартного отклонения от среднего, критерия Вилкоксона, критерия Манна—Уитни.
Положительные сдвиги в психическом состоянии и социальном функционировании детей наметились уже ко 2-й неделе после назначения гопантеновой кислоты, и они имели тенденцию к расширению и закреплению в течение 2 мес. Улучшения касались как уменьшения клинических проявлений гиперактивности и вполне очевидного повышения способности концентрировать и удерживать внимание, так и выраженного улучшения в отношениях с родителями и сверстниками: существенно уменьшились агрессивность и эмоциональная лабильность, дети стали более терпимыми и упорядоченными в поведении и общении. Повышение работоспособности, уменьшение эмоциональных проблем и вторичных поведенческих нарушений в целом способствовали качественному повышению уровня адаптации детей с ГРП.
Если при начальной оценке СДВГ по критериям МКБ-10 выраженность клинических проявлений составляла в среднем 24±3,6 балла, то через 1 мес терапии этот показатель составил 18±3,1 балла, а к концу 2-го месяца — 15±2,9 балла.
Уровень социального функционирования по шкале CGAS при начальной оценке составил 41,2±3,2, через 1 мес терапии — 50,5±3,1, к концу 2-го месяца — 54,7±2,8.
Оценка по шкале CGI на начальном этапе составила в среднем 3,8±1,09, что считали расстройством умеренной выраженности. Через 1 мес оценка в среднем составила 2,5±0,17, а через 2 мес — 1,9±0,15, при этом значительное улучшение было отмечено почти у 70% детей, менее выраженное улучшение — у 25%, без изменений — у 5% детей. К ним, как правило, относились дети более старшего возраста, 10—11 лет, находящиеся на стационарном лечении. ГРП у них сочеталось с выраженными коморбидными расстройствами (аффективные, тревожные, многочисленные тики и т. п.). Кроме того, нарушения поведения у этих детей были более грубыми, резистентными к терапии.
По шкале CHIP-CE наиболее существенные положительные изменения отмечены в доменах: «достижения» (школьная успеваемость) — от 23,6±4,2 до 34,7±3,8, «избегание риска» — 26,8±2,9 до 37,8±5,1. Менее выраженные изменения произошли в доменах: «сопротивляемость» («вовлеченность семьи») — от 22,7±5,4 до 26,9±3,6, «комфорт» (эмоциональный комфорт) — от 21,8±7,8 до 27,4±2,7 и «удовлетворенность» — от 24,5±8,3 до 29,8±5,2. Тем не менее положительные изменения были отмечены и в этих доменах.
На рисунке 
При динамическом наблюдении пациентов через 3 мес после присоединения к терапии атомоксетином гопантеновой кислоты состояние оставалось стабильным как в школе, так и дома, повысилась успеваемость, улучшилось внимание, несколько увеличился темп выполнения школьных заданий (см. таблицу). 
Результаты проведенного исследования показали позитивную терапевтическую динамику как собственно симптомов СДВГ, так и поведенческих нарушений при присоединении к атомоксетину гопантеновой кислоты. При этом клинически значимое краткосрочное изменение выраженности симптоматики по шкале CGI сопровождалось существенным повышением уровня социального функционирования по шкалам CGAS и CHIP-CE.
Стойкий характер и тесная связь симптомов гиперкинетического расстройства, представленных в виде повышенной двигательной активности, отвлекаемости, импульсивности с симптомами нарушенного поведения, и наметившаяся при структурно-динамической оценке состояния тенденция к зависимости степени редукции поведенческих симптомов от амплитуды ответа на терапию собственно СДВГ-симптоматики являются дополнительными аргументами в пользу рассмотрения ГРП как единого симптомокомплекса, требующего несколько иных подходов к курации по сравнению с более «чистыми» вариантами СДВГ.
Качественные изменения, касающиеся не только достижения контроля над симптомами, но и повышения уровня социального функционирования и качества жизни детей, позволяют в данном случае выбранную стратегию аугментации терапии препаратом гопантеновой кислоты считать успешной. Это может объясняться его ноотропным профилем действия, способствующим повышению психоэмоциональных ресурсов адаптации, а также модулирующим влиянием на избыточную двигательную активность и симптомы импульсивности, которые предположительно способствуют при длительно сохраняющихся и стойких проявлениях дезадаптации фиксации неадаптивных паттернов поведенческого реагирования. Соответственно, данная терапевтическая стратегия может положительно влиять на результаты лечения детей с определенными клиническими вариантами ГРП, в том числе сопровождающимися коморбидными нарушениями, утяжеляющими клиническую картину в целом. С учетом особой актуальности задач повышения эффективности лечебно-реабилитационных мероприятий в отношении данной категории пациентов необходимо дальнейшее изучение предлагаемого терапевтического подхода с накоплением доказательной базы в отношении устойчивости достигнутых положительных изменений, долгосрочной эффективности и выделения возможных предикторов и субтипов ГРП, в наибольшей степени респондирующих на данный способ аугментации.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Подтверждение e-mail
На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.
Подтверждение e-mail
Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.