Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Салий М.И.

Тернопольский государственный медицинский университет им. И.Я. Горбачевского, Тернополь, Украина

Салий З.В.

Тернопольский государственный медицинский университет им. И.Я. Горбачевского, Тернополь, Украина

Шкробот С.И.

Тернопольский государственный медицинский университет им. И.Я. Горбачевского, Тернополь, Украина

Некоторые особенности морфометрических характеристик головного мозга у больных с лакунарным инсультом

Авторы:

Салий М.И., Салий З.В., Шкробот С.И.

Подробнее об авторах

Просмотров: 1227

Загрузок: 15


Как цитировать:

Салий М.И., Салий З.В., Шкробот С.И. Некоторые особенности морфометрических характеристик головного мозга у больных с лакунарным инсультом. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. Спецвыпуски. 2014;114(12‑2):33‑37.
Saliĭ MI, Saliĭ ZV, Shkrobot SI. Some features of morphometric characteristics of the brain in patients with lacunar stroke. S.S. Korsakov Journal of Neurology and Psychiatry. 2014;114(12‑2):33‑37. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/jnevro201411412233-37

Рекомендуем статьи по данной теме:
Ана­то­ми­чес­кое стро­ение и мор­фо­мет­ри­чес­кие по­ка­за­те­ли вер­ти­каль­но­го от­де­ла сле­зо­от­во­дя­щих пу­тей. Вес­тник оф­таль­мо­ло­гии. 2024;(2-2):143-149
Ди­на­ми­ка ког­ни­тив­ных фун­кций при ис­поль­зо­ва­нии ре­аби­ли­та­ци­он­ной прог­рам­мы ког­ни­тив­но­го тре­нин­га. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2024;(5):102-112
Роль Киот­ской клас­си­фи­ка­ции в эн­дос­ко­пи­чес­кой ди­аг­нос­ти­ке гас­три­та, ас­со­ци­иро­ван­но­го с ин­фек­ци­ей Heli­cobacter pylori. Эн­дос­ко­пи­чес­кая хи­рур­гия. 2024;(4):65-72
Ал­го­ритм ди­аг­нос­ти­ки и ле­че­ния ауто­им­мун­но­го гас­три­та. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(9):101-110
Осо­бен­нос­ти вос­па­ли­тель­но­го про­цес­са в сли­зис­той обо­лоч­ке же­луд­ка при ее со­че­тан­ном бак­те­ри­аль­но-ви­рус­ном ин­фи­ци­ро­ва­нии. До­ка­за­тель­ная гас­тро­эн­те­ро­ло­гия. 2024;(3):13-19
Тех­но­ло­гия ин­дук­ции фи­зи­оло­ги­чес­ко­го ке­то­за при ас­те­нии раз­лич­но­го ге­не­за и сни­же­нии ус­той­чи­вос­ти к ког­ни­тив­ной и фи­зи­чес­кой наг­руз­ке. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2024;(10):48-54
Эф­фек­тив­ность аль­фа-глу­та­мил-трип­то­фа­на в ле­че­нии хро­ни­чес­ко­го ат­ро­фи­чес­ко­го гас­три­та на кли­ни­чес­ких при­ме­рах. До­ка­за­тель­ная гас­тро­эн­те­ро­ло­гия. 2024;(4):121-128
Ар­те­ри­аль­ная ги­пер­тен­зия — ок­си­да­тив­ный стресс как па­то­ге­не­ти­чес­кая ми­шень ле­че­ния хро­ни­чес­кой це­реб­ро­вас­ку­ляр­ной не­дос­та­точ­нос­ти. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2025;(1):84-90
Ког­ни­тив­ные со­су­дис­тые на­ру­ше­ния и мор­фо­мет­ри­чес­кие по­ка­за­те­ли преф­рон­таль­ной дор­со­ла­те­раль­ной ко­ры и та­ла­му­са у пос­тин­сультных па­ци­ен­тов. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2025;(2):91-95
Эф­фек­тив­ность Киот­ской клас­си­фи­ка­ции приз­на­ков гас­три­та в ди­аг­нос­ти­ке ин­фек­ции Heli­cobacter pylori. До­ка­за­тель­ная гас­тро­эн­те­ро­ло­гия. 2025;(1):29-38

Тяжесть неврологического дефицита при ишемическом инсульте (ИИ) является комплексной характеристикой и определяется не только объемом и топическим расположением очага инфаркта, но и рядом других факторов, среди которых - исходное состояние головного мозга и патогенетические особенности ИИ [1]. Лакунарный инсульт - распространенная форма цереброваскулярной патологии, которая характеризуется минимальным двигательным дефицитом и в 15-20% случаев развитием деменции [2]. Данный тип инсульта находится в более тесной зависимости с патологией белого вещества головного мозга, нежели корковый инсульт. Выявлена значительная роль лакунарных инсультов в развитии когнитивных нарушений, объеме и локализации лейкоареоза [3], вместе с тем не установлено корреляционной связи между размерами боковых желудочков и степенью когнитивных расстройств.

Цель настоящего исследования - определение особенностей морфометрических характеристик головного мозга у больных в остром периоде лакунарного инсульта и их влияния на состояние когнитивных функций при данном заболевании.

Материал и методы

Проведен анализ морфометрических характеристик при компьютерной томографии (КТ) головного мозга у 48 больных, 36 (75%) мужчин и 12 (25%) женщин (средний возраст - 64,29±1,02 года, в остром периоде лакунарного ИИ.

На аксиальных срезах компьютерных томограмм (аппарат Asteion 4 Toshiba) измеряли ширину субарахноидальных пространств на уровне полюса лобных долей и сильвиевой борозды. Желудочковую систему оценивали по следующим показателям: В - максимальное расстояние между боковыми желудочками; C - максимальное расстояние между передними рогами по латеральному краю; D - минимальный размер боковых желудочков; E - максимальный размер III желудочка; F - максимальное расстояние между задними рогами боковых желудочков; Ac - внутренний размер черепа на уровне края передних рогов бокового желудочка; Ad - внутренний размер черепа на уровне хвостатого ядра; Aa - максимальный внутренний размер черепа; A - максимальный внешний размер черепа. Для введения поправки на общий размер головы данные оценивались в виде соотношений: бифронтальный индекс (БФИ=С/Ас); бикаудатный индекс (БКИ=D/Аd); индекс центральной части бокового желудочка (ИЦЧБЖ=А/D); индекс лобового рога (ИЛР=Ас/С); желудочковый индекс (ЖИ=D/С); индекс фронтальных рогов (ИФР=С/F); число Хакмана (ЧХ=С/D); индекс Шлатенбрандта-Нюрнберга (A/F) [4]. В качестве показателей нормы брали среднепопуляционные значения с учетом возрастного фактора [5]. Состояние когнитивных функций пациентов оценивали по Монреальской шкале (МоСА)[1].

Статистическая обработка полученных результатов производилась с использованием программно-математического комплекса для MS Excel 2000. Данные в таблице представлены в виде среднего арифметического и его стандартной ошибки (M±m). Различия считались достоверными при p<0,05.

Результаты и обсуждение

Морфометрические характеристики головного мозга у обследованных больных с лакунарным инсультом представлены в табл. 1.

У пациентов в остром периоде лакунарного инсульта, по сравнению с нормой, достоверно выше были значения C и D, которые характеризуют состояние боковых желудочков. Почти нивелировалась характерная для нормы асимметрия боковых желудочков [6], в основном за счет увеличения левого. Размер III желудочка превышал норму в 1,85 раза (p<0,01). Расширение желудочковой системы повлияло на значения морфометрических индексов. Значения маркеров подкорковой атрофии несколько отличались: БФИ - не изменялся, БКИ - был достоверно выше нормы (p<0,01).

Наличие коркового атрофического процесса подтверждается и измерением субарахноидальных пространств: на уровне полюса лобной доли их ширина превышала норму в 3,1 раза, на уровне сильвиевой борозды - в 3,4 раза. В 12,5% случаев субарахноидальные пространства были расширены на уровне полюса лобной доли, у 16,6% - на уровне сильвиевой борозды и у 27,0% - равномерно расширены.

Таким образом, анализируя морфометрические характеристики, установлено, что у 71% пациентов лакунарной инсульт развивался на фоне атрофического процесса головного мозга.

Один лакунарный очаг обнаружен у 32 (66,6%) пациентов, несколько - у 14 (33,4%). У 41,6% пациентов очаги локализовались в левом полушарии головного мозга, у 33,3% - в правом, у остальных 25,1% - в обоих полушариях.

Учитывая данные литературы [2] о влиянии морфологических изменений головного мозга на развитие когнитивных расстройств, были проанализированы результаты тестирования пациентов в остром периоде лакунарного инсульта по шкале МоСА. Суммарный показатель составил 20,13±0,51 балла, что ниже нормы на 23,1%. Установлена слабая корреляционная связь (r= –0,38) между значением по шкале МоСА и размером левого бокового желудочка. При локализации очага в области подкорковых структур и таламуса сумма баллов по шкале МоСА составила 18,84±0,43 балла, в белом веществе полушарий головного мозга - 22,09±0,64 балла (p<0,05). Полученные результаты согласуются с данными литературы [7]: у больных с когнитивными расстройствами лакунарные очаги чаще находили в головке хвостатых ядер, где проходят дорсолатеральный фронтальный, орбитофронтальный и передний поясной кортико-субкортикальный пути, а диффузные изменения таламуса и подкорковых ядер являются патогенетически значимыми для развития деменции, поскольку усугубляют разъединение коры и подкорковых структур головного мозга.

В.Г. Черкасова [8] в качестве критерия выраженности внутренней церебральной атрофии предложила использовать показатель ширины III желудочка: при значениях 7,0-7,5 мм диагностируют легкую, 7,5-8,0 мм - умеренную, более 8,0 мм - выраженную церебральную атрофию. У 54,2% больных исследуемой группы ширина III желудочка не превышала возрастной нормы, у остальных диагностировали признаки внутренней церебральной атрофии: легкой - у 8,3%, умеренной - у 8,3% и выраженной - 29,2%.

Морфометрические показатели в группах больных, распределенных по половому признаку, были представлены в табл. 1. Установлены достоверные различия (p<0,05) между показателями ширины суб­арахноидальных пространств на уровне полюса лобных долей в репрезентативных по возрасту группах женщин и мужчин: 0,25±0,07 против 0,59±0,05 см соответственно. В группе мужчин ширина III желудочка составила 0,72±0,05 см, у женщин - 0,57±0,09 см, но эти различия были недостоверны. Однако у мужчин почти вдвое чаще (в 44,4% случаев) диагностировали внутреннюю церебральную атрофию (легкая - у 11,1%, умеренная - у 5,5%, выраженная - у 27,7%), среди женщин этот показатель составил 28,6% (14,3% - легкой степени и столько же - умеренной).

Таким образом, среди мужчин преобладал фокальный тип наружной церебральной атрофии и вдвое чаще, чем у женщин, диагностировали морфометрические признаки внутренней церебральной атрофии. По другим морфометрическим характеристикам достоверных различий между показателями в группах мужчин и женщин не установлено. Не зафиксировано и различий между результатами тестирования когнитивных функций по шкале МоСА: 20,33±0,55 балла у мужчин и 20,33±0,73 балла у женщин. В группе мужчин установлены корреляционные связи между значениями шкалы МоСА и следующими морфометрическими показателями: МоСА/ИЦЧБЖ (r=0,64), МоСА/БКИ (r= –0,61), МоСА/БФИ (r= –0,54).

Учитывая закономерные возрастные изменения морфометрических показателей головного мозга (расширение желудочковой системы и субарахноидальных пространств) [9], мы проанализировали данные в разных возрастных группах: 1-я группа (51-60 лет) - 16 больных, 2-я группа (61-70 лет) - 20 и 3-я группа (старше 70 лет) - 12 пациентов (табл. 2).

Во 2-й возрастной группе (61-70 лет) по морфометрическим индексам смешанную церебральную атрофию диагностировали у 30%, внутреннюю - у 20%, внешнюю - также у 20% больных. В 1-й возрастной группе (51-60 лет) признаки внешней церебральной атрофии обнаружены в 25%, внутренней - в 12,5% случаев. Среди пациентов старше 70 лет доминировали больные со смешанной атрофией - 50%, проявления внешней атрофии наблюдались лишь у 8%.

Процент больных с множественными лакунарными очагами в 1-й возрастной группе составил 37,5%, во 2-й - 30%, в 3-й - 16,6%. Если у пациентов III группы (старше 70 лет) существовала прямая корреляционная связь между шириной правого бокового желудочка и возрастом (r=0,76), то у пациентов 1-й и 2-й возрастных групп наблюдалась обратная корреляционная связь (r= –0,73 и r= –0,6 соответственно), что ставит под сомнение доминирующую роль возрастного фактора в развитии и прогрессировании атрофического процесса в головном мозге.

Не установлено достоверных различий между средними значениями по шкале МоСА у пациентов в группах, разделенных по возрастному критерию: 1-я группа -21,00±0,80, 2-я группа - 19,30±0,71 балла, 3-я группа -20,33±1,25 балла. В 1-й возрастной группе (51-60 лет) установлена обратная корреляция (r= –0,81) между уровнем когнитивных функций и БКИ, который является маркером подкорковой атрофии, во 2-й группе (61-70 лет) когнитивный дефицит обатно коррелировал с показателем корковой атрофии (r= –0,61).

Учитывая размеры субарахноидальных пространств и желудочковой системы, в частности III желудочка, мы разделили пациентов на 4 группы: группа А - 9 (18,75%) больных - с проявлениями внутренней церебральной атрофии, группа В - 12 (25%) больных с фокальной внешней атрофией, группа С - 13 (27%) больных со смешанной церебральной атрофией, группа D - 14 (29,2%) пациентов без признаков расширения субарахноидальных пространств и желудочковой системы. Таким образом, только у ⅓ с лакунарным инсультом не было зафиксировано признаков церебральной атрофии.

У больных с признаками внутренней и смешанной церебральной атрофии достоверно (p<0,01) выше были значения БКИ - маркера подкорковой атрофии, достоверно меньше (p<0,01) в этих группах было и значение ИЦЧБЖ. В группе А ширина III желудочка соответствовала умеренной степени церебральной атрофии, а в группе С - выраженной степени.

Средний возраст больных со смешанной церебральной атрофией составил 67,39±1,82 года, с внутренней - 57,89±1,85 года (p<0,01). Средний возраст больных в группах с внешней церебральной атрофией - 64,08±2,18 года, без отклонений - 64,07±1,69 года. В группе больных с внешней церебральной атрофией не установлено зависимости между возрастом и шириной субарахноидальных пространств, связь между возрастом и индексом Шлатенбрандта-Нюрнберга носила обратный характер (r= –0,78). В группе больных с признаками внутренней церебральной атрофии зафиксированы сильная корреляционная связь между шириной III желудочка и возрастом (r=0,88) и более слабая обратная связь с индексом Шлатенбрандта-Нюрнберга (r= –0,60).

Для оценки влияния выраженности атрофического процесса на состояние когнитивных функций мы определили значения шкалы МоСА в каждой из групп. У больных с признаками внутренней церебральной атрофии средний балл составил 18,0±0,41, у пациентов с признаками внешней церебральной атрофии - 23,0±0,66 балла (p<0,01). В группе С (смешанная церебральная атрофия) показатель когнитивных функций составил 20,69±0,84 балла, что достоверно (p<0,05) ниже, чем в группе А (внешняя церебральная атрофия). В группе больных со смешанной церебральной атрофией установлена корреляционная связь между показателями МоСА и БФИ (r= –0,93), МоСА и БКИ (r= –0,78), МоСА и ИЦЧБЖ (r=0,95), МоСА и ИФР (r=0,92), МоСА и ширина левого бокового желудочка (r= –0,81).

В группе больных с внутренней церебральной атрофией отмечена связь между МоСА и шириной левого бокового желудочка (r= –0,97), ЖИ (r=0,64), числом Хакмана (r= –0,75). У пациентов с морфометрическими признаками внешней атрофии корреляционные связи были значительно слабее: между показателями МоСА и БФИ - r= –0,64, МоСА и БКИ - r= –0,50, МоСА и ИФР - r=0,55.

Таким образом, результаты проведенного исследования позволяют заключить, что у 71% обследованных пациентов лакунарный инсульт развивался на фоне атрофического процесса в головном мозге (смешанного характера - у 27%, фокальной внешней атрофии - у 25%, внутренней церебральной атрофии - у 19%). Атрофию головного мозга чаще диагностировали в возрастной группе 61-70 лет, множественные лакунарные очаги - в группе больных 51-60 лет. У пациентов-мужчин доминировал фокальный тип наружной церебральной атрофии и вдвое чаще, чем у женщин, диагностировались признаки внутренней церебральной атрофии.

У 91% больных в остром периоде лакунарного инсульта наблюдалось снижение когнитивных функций. Установлены корреляционные связи между уровнем когнитивных функций и морфометрическими маркерами подкорковой атрофии, что подтверждает ведущую роль последней в развитии и прогрессировании когнитивного дефицита.

[1] www.mocatest.org

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.